Аназа

'Аназа или аназа ( араб . عنزة ; иногда также транслитерируется как 'анза или анза ) относится к короткому копью или посоху, имевшему ритуальное значение в ранний период ислама . Термин приобрел значение после того, как исламский пророк Мухаммед воткнул свое копье в землю, чтобы указать направление молитвы ( кибла ). Со временем аназа превратилась в архитектурный термин, обозначающий открытый михраб в мечетях , особенно в регионе Магриба .
Происхождение
[ редактировать ]Аназа — копье (также известное как Харба ) Мухаммеда. [1] и впервые появляется как часть мусульманского ритуала в 624 году нашей эры (2 г. хиджры), когда Мухаммед праздновал первый Ид аль-Фитр . [2] Когда Мухаммед и другие мусульмане достигли мусаллы (открытого молитвенного пространства), он воткнул копье в землю и использовал его, чтобы указать направление молитв ( кибла ), во многом так же, как это делал михраб в более поздних мечетях. Копье снова использовалось таким образом в Курбан-байрам в том же году. Ранние халифы ) носить посох, меч или лук расширили эту практику, введя в церемониальные случаи при восхождении на кафедру ( минбар , символизируя власть. [1] Изображение аназы , установленной перед аркой михраба, также появляется на некоторых ранних Омейядов монетах . [1]
Архитектурная особенность
[ редактировать ]Термин « аназа », возможно, связанный с его символическим использованием в качестве раннего индикатора киблы, позже стал обозначать архитектурную особенность, обнаруженную во многих мечетях в западном Магрибе и Марокко . Этот архитектурный элемент обозначал «наружный» или «летний» михраб, часто принимая форму богато украшенной деревянной ширмы, расположенной на границе между саном (двором) и внутренним молитвенным залом мечети. Обычно он располагался по центральной оси михраба мечети. Эта аназа выполняла функцию михраба для молитв, проводимых во дворе. [3] : 296 Деревянную ширму часто украшали замысловатой резьбой и картинами, изображавшими стилизованный мотив михраба и другие надписи. В качестве альтернативы аназа может представлять собой простую отметку на земле или полу двора непосредственно перед центральным входом в молитвенный зал, например, полукруглую канавку или углубление в середине ступени, ведущей к входу. [3] [4]
Деревянные аназы были построены в мечетях по всему Марокко и Магрибу. В Марокко они стали стандартной чертой «больших мечетей» или, в частности, пятничных мечетей . [4] : 54 Самый старый сохранившийся пример — аназа мечети аль-Андалусийин в Фесе , датируемая 1209 годом ( период Альмохадов ). [4] : 133 В исторических источниках также упоминается еще более старая аназа , датируемая 1129 годом (в период Альморавидов ), в мечети Каравийин в Фесе, но сегодня она больше не существует и была заменена нынешней Маринидов эпохи аназа , которая была изготовлена между 1288 и 1290 годами. . [5] Аназа , которая , в Большой мечети Фес-эль-Дждид вероятно, датируется постройкой мечети в 1276 году, очень похожа и может быть самой старой аназа Маринидов . [6] [4] : 133 Подобный пример также можно найти в Большой мечети Мекнеса , но она была построена намного позже, в 1715 году (во время правления алауитского султана Мулая Исмаила ). [7] Некоторые другие примеры после Маринидов также включают аназу XVI века мечети Муассин в Марракеше ( периода Саади ). [8] [3] С другой стороны, аназа в почти современной мечети Баб Дуккала Марракеше является современной заменой оригинальной. [3]
- Детали аназы мечети Каравийин
- Детали аназы мечети Каравийин (центральная нижняя панель)
- Аназа , датируемая 1715 годом , Большой мечети в Мекнесе но копирующая форму более ранних Маринидов . образцов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тредуэлл, Люк (2005). « Михраб и Аназа» или «Крестец и копье»? Переосмысление серебряной драхмы ранних Марванидов». Мукарнас . 22 : 1–28. JSTOR 25482421 .
- ^ Майлз, CG (2012). « Аназа». Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- ^ Jump up to: а б с д Алмела, Иньиго (2019). «Религиозная архитектура как инструмент обновления города: два религиозных комплекса периода Саади в Марракеше». Аль-Масак . 31 (3): 272–302. дои : 10.1080/09503110.2019.1589973 . hdl : 10261/212691 . S2CID 167107436 .
- ^ Jump up to: а б с д Эль Хаммар, Абдельтиф (2005). Мечети и оратории Мекнеса (9-18 вв.): религиозная география, архитектура и проблема Киблы . Университет Люмьер-Лион 2.
- ^ Терраса, Анри (1968). Мечеть аль-Карауин в Фесе; с исследованием Гастона Девердана об исторических надписях мечети . Париж: Библиотека К. Клинксик.
- ^ Маслоу, Борис (1937). Мечети Феса и северного Марокко . Париж: Éditions d'art et d'histoire. стр. 38–53.
- ^ Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN 9782359061826 .