Хашт-Бехешт (архитектура)
В архитектуре хашт -бехешт ( هشتبهشت , хашт-бехешт ), что буквально означает «восемь небес» на персидском языке , представляет собой тип плана этажа , состоящий из центрального зала, окруженного восемью комнатами, [1] самый ранний признанный пример которого в иранской архитектуре относится ко времени Персидской империи Тимуридов . Этот термин использовался в персидской литературе как метафорический образ, а позже, в частности, использовался в стихотворении индийского поэта Амира Хосрова , который дал наиболее понятную литературную реконструкцию модели в своей адаптации иранского эпоса о сасанидском правителе Бахраме V , как а также в других произведениях османских поэтов Сехи-бея и Идриса Битлиси . [1] Архитектурная форма была принята и использовалась также в архитектуре Османской империи и Великих Моголов .
Понятие хашт-бехешт связано с концепцией зороастрийского вахишта ( авестийское слово означает «лучший»; родственно среднеперсидскому вахишту , новоперсидскому бехешту ), [1] [2] здание, украшенное драгоценными камнями, которое символизирует астрологическую концепцию восьми планет, соответствующих восьми небесам. Оно тесно связано с исламской эсхатологией , в которой небо описывается как имеющее восемь врат и восемь пространств, а также наблюдается в христианской символике в концепции спасения . [1] Точно так же китайский магический квадрат , который использовался для множества целей, нашел свое применение в исламских математиках как «вафк». Девятикратные схемы находят особый отклик в индийских мандалах , космических картах индуизма и буддизма . [3]
Иран
[ редактировать ]Хотя предполагается наличие более древнего сасанидского эквивалента, самое раннее признанное использование плана хашт-бехешт относится к ныне несуществующему двухэтажному павильону под названием Тараб-хана , который был построен во времена правления Персидской империи Тимуридов в Герате. , выдающийся город в средневековом Хорасане . Позже, во времена правления иранской династии Сефевидов , тот же план был использован в одноименном павильоне Хашт-Бехешт в Исфахане . [1] [4]
Индия Великих Моголов
[ редактировать ]В архитектуре Персидской хашт Империи Великих Моголов -бехешт был излюбленным планом садов и павильонов, а также мавзолеев (рассматриваемых как погребальная форма павильона). Они планировались как квадратные или прямоугольные здания, разделенные на девять секций, с центральной купольной камерой, окруженной восемью элементами. Позже развитие хашт-бехешт разделило квадрат под углом 45 градусов, чтобы создать более радиальный план, который часто также включает скошенные углы; примеры которых можно найти в Барадари Тодара Мала в Фатехпур Сикри и гробнице Хумаюна . Каждый элемент плана отражен в фасадах с айванами и угловых комнатах, выраженных меньшими арочными нишами. Такие сооружения часто увенчиваются чаттри — небольшими павильонами с колоннами на каждом углу.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бернардини, Микеле (20 марта 2012 г.). «ПОСПЕШНОЕ ЗАВЕЛАНИЕ (2)» . Иранская энциклопедия . Том. XII. пп. 49–51.
- ^ Шлерат, Б.; Скьярво, ПО (16 августа 2011 г.). «АА» . Энциклопедия Ираника . Том. НЕТ. стр. 694–696.
- ^ Кох, Эбба (2006). Полный Тадж-Махал: и сады Агры на набережной (первое изд.). Темз энд Хадсон Лтд. 26 . ISBN 0-500-34209-1 .
- ^ Рагглс, Д. Фэйрчайлд. «Гробница и сад Хумаюна: типологии и визуальный порядок», в Аттилио Петруччиоли, изд. Сады во времена великих мусульманских империй: теория и дизайн. Исследования исламского искусства и архитектуры: дополнения к Мукарнасу . VII . Лейден: Брилл. 1997. 174.