Ахеменидская архитектура
Вверху: руины Персеполя на территории современного Ирана , возрастом около 2500 лет; В центре: фриз лучников, около 510 г. до н.э., из дворца Дария в Сузах , ныне находится в Лувре ; Внизу: хорошо сохранившаяся персидской колонны капитель из Персеполя (Иран). |
Архитектура Ахеменидов включает в себя все архитектурные достижения персов Ахеменидов, проявляющиеся в строительстве впечатляющих городов, используемых для управления и проживания ( Персеполь , Сузы , Экбатана ), храмов, предназначенных для поклонения и общественных собраний (таких как зороастрийские храмы), и мавзолеев, воздвигнутых в честь павших. царей (например, гробница Кира Великого ). Архитектура Ахеменидов находилась под влиянием месопотамской , ассирийской , египетской , эламской , лидийской , греческой и мидийской архитектуры. [1] [2] [3] Типичной особенностью персидской архитектуры была ее эклектичная природа с иностранными элементами, но при этом создающая уникальную персидскую идентичность, проявляющуюся в готовом продукте. [4] Архитектура Ахеменидов академически отнесена к персидской архитектуре с точки зрения стиля и дизайна. [5]
Архитектурное наследие Ахеменидов, начавшееся с расширением империи около 550 г. до н. э., было периодом художественного роста, который оставил необычайное архитектурное наследие, начиная от торжественной гробницы Кира Великого в Пасаргадах и заканчивая великолепными сооружениями богатого города Персеполь . [6] С приходом второй Персидской империи , династия Сасанидов (224–624), возродила традицию Ахеменидов путем строительства храмов, посвященных огню, и монументальных дворцов. [6]
Возможно, наиболее поразительными сохранившимися на сегодняшний день сооружениями являются руины Персеполя , некогда богатого города, основанного царем Ахеменидов Дарием Великим для выполнения правительственных и церемониальных функций, а также служившего одной из четырех столиц империи. На строительство Персеполя уйдет 100 лет, и в конце концов он будет разграблен и сожжен войсками Александра Македонского в 330 г. до н.э. [7] Аналогичная архитектурная инфраструктура была также построена в Сузах и Экбатане Дарием Великим и выполняла те же функции, что и Персеполь , такие как прием иностранных сановников и делегатов, выполнение императорских церемоний и обязанностей, а также размещение царей.
Пасаргады
[ редактировать ]Мавзолей Кира Великого
[ редактировать ]

Несмотря на то, что Кир Великий правил большей частью древнего мира , он спроектировал гробницу, которая демонстрирует чрезвычайную простоту и скромность по сравнению с гробницами других древних царей и правителей. Простота конструкции оказывает сильное воздействие на зрителя, поскольку, кроме нескольких карнизов под крышей и небольшой розетки над небольшим входом, никаких других стилистических отвлекающих факторов нет. [8]
Конструктивные детали
[ редактировать ]После его смерти останки Кира Великого были захоронены в его столице Пасаргадах , где сегодня находится его известняковая гробница (построенная около 540–530 гг.). [9] ) все еще существует. Переведенные древние отчеты дают яркое описание гробницы как геометрически, так и эстетически; «Благодаря массивной каменной кладке и гладким поверхностям, облегченным минимумом декоративных деталей, гробница создает впечатление достоинства, простоты и силы. В дизайне она сочетает в себе два отдельных элемента: высокий постамент, состоящий из шести отступающих ярусов, и скромный остроконечный В первоначальном состоянии гробница, вероятно, имела высоту около 11,1 ома от некогда скрытого уровня фундамента до вершины крыши.Из шести ярусов цоколя самый нижний имеет среднюю высоту 1,65 м, второй и третий — 1,05 м, а последние три — одинаковую высоту 57,5 см. Основание постамента имеет размеры c. 13,35×12,30 м, а основание гробницы имеет размеры ок. 6,40 × 5,35 м. Что касается других размеров целлы, то узкий дверной проем в его нынешнем состоянии без первоначальных порогов составляет 1,39 м в высоту и 78 см в ширину; длина прохода 1,20; длина камеры составляет 3,17 м при одинаковой ширине и высоте 2,11 м.Стены камеры имеют толщину до 1,50 м. Над камерой находится полый отсек в крыше, почти разделенный на две части по конструктивным причинам, длиной 4,75 м и высотой 85 см. Крайний камень крыши отсутствует». [10]
Прямые показания Арриана указывают на то, что Кир Великий действительно был похоронен в камере внутри здания, как он описывает, как Александр видел это во время своего визита в Пасаргады, но также возможно, что тело Кира Великого было погребено под структура, и что гробница, видимая наверху, на самом деле является кенотафом или ложной гробницей.
Первоначально внутри мавзолея стоял золотой гроб , покоившийся на столе с золотыми опорами, внутри которого было погребено тело Кира Великого. Место его упокоения было покрыто гобеленами и драпировками, сделанными из лучших доступных вавилонских материалов с использованием прекрасной мидийской работы; под его кроватью был прекрасный красный ковер, закрывающий узкое прямоугольное основание его могилы. [11]
История
[ редактировать ]В переводных греческих источниках гробница описывается как расположенная в плодородных садах Пасаргад, окруженная деревьями и декоративными кустарниками, с группой ахеменидских защитников (« волхвов »), размещенных поблизости для защиты здания от кражи или повреждения. [12] [13]
Волхвы представляли собой группу зороастрийских наблюдателей, находившихся в отдельном, но прикрепленном здании, возможно, караван-сарае , получавших оплату и уход со стороны государства Ахеменидов (по некоторым данным, они получали зарплату в виде хлеба насущного и муки, а также плату за одну овцу в день [14] ). Волхвам было поручено следить за техническим обслуживанием, а также предотвращать кражи. Спустя годы, в последовавшем хаосе, вызванном вторжением Александра Македонского в Персию и потерей централизованной власти, направляющей и заботящейся о волхвах, гробница Кира Великого была взломана, а большая часть ее предметов роскоши была разграблена. Когда Александр достиг гробницы, он пришел в ужас от того, как обошлись с гробницей, допросил волхвов и предал их суду. [12] По некоторым сведениям, решение Александра предать волхвов суду было больше связано с его попыткой подорвать их влияние и демонстрацией силы в своей недавно завоеванной империи, чем с беспокойством о могиле Кира. [15] Тем не менее, Александр Великий приказал Аристобулу Кассандрейскому улучшить состояние гробницы и восстановить ее интерьер. [12]
Первоначально гробница была украшена надписью, которая, согласно Страбону (и другим древним источникам), гласила: [16]
О человек! Я Кир Великий, который дал персам империю и был царем Азии. Не обижайте меня на этот памятник.
Здание выдержало испытание временем около 2500 лет. После арабского вторжения в Персию и краха империи Сасанидов арабские армии хотели уничтожить этот исторический артефакт на том основании, что он не соответствовал их исламским принципам, но сообразительность местных персов предотвратила эту катастрофу. Персы переименовали гробницу и представили ее вторгшейся армии как могилу матери царя Соломона . Вероятно, надпись в это время была утеряна. [17]
Мохаммад Реза Пехлеви (шах Ирана), последний официальный монарх Персии, во время празднования 2500-летия Персидской империи отдал дань уважения царям Ахеменидов и особенно Киру Великому. Как и Александр Великий до него, шах Ирана хотел обратиться к наследию Кира, чтобы узаконить свое собственное правление путем расширения. [18] Однако шах Ирана в целом был заинтересован в защите имперских исторических артефактов.
После иранской революции гробница Кира Великого пережила первоначальный хаос и вандализм, пропагандируемые исламскими революционными сторонниками жесткой линии, которые приравнивали персидские имперские исторические артефакты к покойному шаху Ирана. Есть утверждения о том, что могиле грозит повреждение в результате строительства плотины Сиванд на реке Полвар (расположенной в провинции Парс ) и ущерб, связанный с водой, но официального подтверждения этого утверждения нет. Организация Объединенных Наций признает гробницу Кира Великого и Пасаргады объектом ЮНЕСКО Всемирного наследия . [9]
- 2500-летия шаха Ирана Празднование
- Анимированная картинка мавзолея
- Гробница Кира на ремонте
Четырехкрылый страж
[ редактировать ]
Пожалуй, одним из самых запоминающихся сохранившихся архитектурных и художественных произведений является барельеф Кира Великого в Пасаргадах. Это барельеф, вырезанный на каменной плите, изображающий фигуру или человека-хранителя, скорее всего, подобие самого Кира, обладающего четырьмя крыльями, изображенного в ассирийском стиле, одетого в традиционную эламскую одежду, принимающего позу и фигуру египтянина . бога и носит корону с двумя рогами, напоминающую Ovis longipes palaeoaegyptiacus . Первоначально сооружение имело верхнюю каменную плиту, на которой на трех разных языках ( древнеперсидском , эламском и вавилонском ) было написано: «Я, (есть) Кир, царь, Ахеменид». [19] Эта высеченная на известняке надпись стояла на месте, когда сэр Роберт Кер Потер описал это произведение в 1818 году, но в какой-то момент была утеряна.
Дэвид Стронак предположил, что первоначально таких фигур было четыре, установленных у дверей дворца Кира в Пасаргадах. [19] Тот факт, что этот барельеф имеет такой эклектичный стиль с элементами египетского , эламского и ассирийского языков , отражает «...» вселенское отношение ахеменидских царей, которые со времен Кира придерживались либеральной политики терпимости и примирения по отношению к различные религии охватывали их империю»…» [19] Таким образом, он будет отражать эклектичный характер жизни Ахеменидов, от политики царей до выбора ими архитектуры.
Геродот рассказывает, что Кир увидел во сне старшего сына Гистаспа [Дариуса Великого] с крыльями на плечах, тенью одного крыла Азию, а другого крыла Европу. [19] Известный иранолог объясняет Илья Гершевич это высказывание Геродота и его связь с четырехкрылой фигурой следующим образом: [19]
Поэтому Геродот, как я предполагаю, мог знать о тесной связи между этим типом крылатых фигур и образом иранского величия, который он связывал со сном, предсказывающим смерть царя, перед его последней, фатальной кампанией через Иран. Оксус.
Эта рельефная скульптура в каком-то смысле изображает эклектичное включение различных форм искусства Ахеменидов, но при этом их способность создавать новую синтетическую форму, которая является уникально персидской по стилю и во многом зависит от вклада их подвластных государств. Ведь именно это отличает архитектуру Ахеменидов от архитектуры других царств. Это его оригинальность в контексте слияния и включения существующих стилей таким образом, чтобы создать впечатляющие структуры.
- Воссоздание деталей четырехкрылой фигуры в Олимпийском парке в Сиднее . Обратите внимание на детали двурогой короны.
- Руины частного дворца Кира Великого в Пасаргадах , где эта крылатая фигура могла служить украшением
- Возвышающаяся колонна, найденная в руинах частного дворца Кира. В отличие от колонн Apadana не гофрирование . используется
- Так называемый штапель «ласточкин хвост» (или «ласточкин хвост») . Это ранний огромный пример скоб, используемых в архитектуре для скрепления камней.
Персеполь
[ редактировать ]


Персеполис — это латинизированная версия древнеперсидского названия «Парса», буквально означающего «город персов». Еще одно впечатляющее достижение Ахеменидов: Персеполь стал одной из четырех столиц империи. Построенный по инициативе Дария Великого около 518 г. до н.э., он стал центром церемониальных и культурных праздников, центром для высокопоставленных лиц и гостей, воздавших дань уважения царю, частной резиденцией персидских царей, местом, где сатрапы приносили подарки. для короля весной во время праздника Навруз , а также место управления и таинств. [16] лучше всего описал его Престиж и огромные богатства Персеполя были хорошо известны в древнем мире, и греческий историк Диодор Сицилийский как «самый богатый город под солнцем». [8]
Конструктивные детали
[ редактировать ]Сегодня археологические остатки этого некогда богатого города находятся примерно в 70 километрах к северо-востоку от современного иранского города Шираз , в провинции Парс , на юго-западе Ирана . Персеполь — это широкий возвышенный комплекс высотой 40 футов, шириной 100 футов и длиной в треть мили. [6] Состоит из нескольких залов, коридоров, широкой террасы и специальной двойной симметричной лестницы, ведущей на верхнюю часть террасы. [16] На лестнице будут изображаться рельефные сцены различных мотивов повседневной жизни или природы, в том числе как буквальные, так и метафорические; Некоторые сцены показывают естественные действия, такие как нападение льва на свою добычу, но несут символику весны и праздника Навруз . В других сценах будут изображены подданные из всех государств империи, преподносящие подарки королю, а также сцены, изображающие королевскую гвардию, или сцены социального взаимодействия между гвардейцами или сановниками. [16] Эту лестницу иногда называют «Все страны». [7]
Структура была построена из различных залов и комплексов, включая зал Ападаны (самый большой зал с 36 колоннами), «Тачар» (личная палата Дария Великого), «Хадиш» (добавленный позже как частная палата царя). Ксеркс Великий ), «Талар-и-Тахт», также известный как 100-колонный зал, служащий тронным залом для общего собрания с царем, «Дарвазе-и-Меллал» (ворота всех народов), « хазане» (царская сокровищница), комплекс залов/дворцов, позже построенный Артаксерксом III , Трипилон (зал совета) и «скальные гробницы царей» или Накш-э Рустам . [16]
Самым впечатляющим залом комплекса является зал Ападана , занимающий площадь около 109 квадратных метров с 36 персидскими колоннами , каждая высотой более 19 м. Каждая колонна рифленая , с квадратным основанием (за исключением нескольких портиков ) и сложной капителью с двумя животными, поддерживающими крышу. Первоначально сооружение было закрыто от непогоды стенами из сырцового кирпича толщиной более 5 метров и высотой более 20 метров. [20] Колонны имеют составную капитель, изображающую добавленных быков или существ. Колонны в портиках имеют круглые основания и увенчаны декоративными капителями после окончания рифления, увенчанными детальными добавленными быками, поддерживающими крышу. [20]
Рельеф Ападаны уникален еще и тем, что подчеркивает присутствие и власть царя. Известные как «Рельефы с сокровищами», изображенные сцены на Ападане подчеркивают преемственность царства через Дария Великого и подчеркивают его присутствие по всей империи, а также изображают его армию персидских бессмертных . Возможно, это была попытка Дария создать символ гарантированной преемственности своей линии. Считается, что зал Ападана и прилегающие к нему постройки комплекса были спроектированы так, чтобы вместить большое количество людей. Фактически, залы Персеполя могли одновременно легко принять около десяти тысяч посетителей, если царь и царский персонал сидели на соответствующих местах. [20]
Величие Персеполя заключается в его архитектурных деталях, впечатляющих, высоких и вертикальных колоннах, в искусно выполненных рельефах, изображающих людей всех слоев общества и со всех уголков империи, и, что наиболее важно, в его историческом значении как политический и социальный центр царской жизни Ахеменидов.
Инженерное дело
[ редактировать ]Таблички об укреплениях Персеполя (PF), датируемые периодом между 509 и 494 годами, представляют собой древние персидские документы, описывающие многие аспекты строительства и обслуживания Персеполя. [21] Таблички важны, потому что они подчеркивают два важных аспекта жизни Ахеменидов и строительства Персеполя: во-первых, структура была создана рабочими, которым выплачивались пайки или заработная плата, и, во-вторых, структура имела сложную инженерную систему, включающую в себя несущую нагрузку. и архитектурные элементы, и в первую очередь ирригационная система, состоящая из системы закрытых труб и открытых акведуков. Следующий текст из PF 1224 разграничивает оба пункта:
32 БАН (9,7 литра) зерна... первосвященник в Персеполе... получил и дал (его как) премию родильницам-гречанкам в Персеполе, орошающим (работницам), распределение которых установлено.... [21]
Водные технологии
[ редактировать ]Сточная и канализационная сеть Персеполя являются одними из самых сложных в древнем мире. Персеполь построен у подножия горы (гора Рахмат) с приподнятой террасой, частично рукотворной и частично являющейся частью горного комплекса. Поскольку Персеполь по сути был важным культурным центром, который часто использовался в начале весны во время праздника Навруз, здесь наблюдались обильные осадки и стоки воды из расплавленного льда и снега. Канализационная сеть приобрела большое значение в это критическое время, поскольку она предназначалась как для управления потоком воды вниз с возвышенностей, так и для управления канализационными стоками жителей и их потребностями в воде. [22]
Чтобы предотвратить наводнения, Ахемениды использовали два инженерных приема: отвод талых снегов и горных стоков. Первая стратегия заключалась в сборе стока в колодец с квадратным отверстием шириной 4,2 м и глубиной 60 м, что позволяло собрать объем 554 кубических метров, или 554 000 литров (60 х 4,2 х 4,2) стока. Вода будет отводиться в резервуар через многочисленные каменные желоба, стратегически расположенные вокруг конструкции. Вторая стратегия заключалась в отводе воды от сооружения, если резервуары будут заполнены до отказа; В этой системе использовался трубопровод длиной 180 метров, шириной 7 м и глубиной 2,6 м, расположенный к западу от площадки. [22]
Водная система была гораздо более сложной, чем просто резервуары и водоводы, и включала в себя очень сложную систему закрытых труб и ирригации. Ирригационная система была разделена на пять зон: две обслуживали северную часть сооружения, а три — южную. Ирригационная система была спроектирована так, чтобы гармонировать со структурой. В центре колонн были построены дренажные каналы, а на каждом этаже были предусмотрены небольшие дренажные отверстия и каналы, которые отводили воду с полов, крыши и канализационных порталов в подземную канализационную сеть и от конструкции. [22]
Все пять зон (I–V) имели пропускную способность 260 л/с (литр/секунду) – более чем достаточно для обработки горных стоков, что указывает на то, что система также использовалась для водоснабжения жителей, очистки сточных вод, и даже орошение садов вокруг постройки. [22]
- Принципиальная схема водохранилища
- Фотография водохранилища в том виде, в котором оно существует сегодня.
- Зоны орошения (I, II) на севере и (III, IV, V) на юге. [22]
Структурные технологии
[ редактировать ]Чтобы такая массивная конструкция функционировала должным образом, вес крыши, колонн и террасы должен был быть распределен равномерно. Строительство у подножия горы оказало некоторую структурную поддержку. Материал потолка представлял собой композитное применение дерева и камня, уменьшающее его общий вес. Широкое использование камня в Персеполе не только гарантировало его структурную целостность на время его использования, но также означало, что его остатки прослужили дольше, чем сырцовые кирпичи дворцов Суз .
- Остальные несущие колонны и дверные проемы
- Еще один вид на колонны
- Колонны и дверные коробки
История
[ редактировать ]Ученые сходятся во мнении, что именно Дарий Великий инициировал строительство и расширение проекта Персеполя, однако немецкий археолог Эрнст Э. Герцфельд полагал, что именно Кир Великий выбрал место для строительства, хотя в конечном итоге выбор пал на Дария Великого. Отлично подходит для завершения строительства и создания своих впечатляющих зданий. Раскопки по поручению Восточного института Чикагского университета , возглавляемые Херцфельдом в 1931 году, а затем сотрудничество Эрика Ф. Шмидта в 1933 году привели к наиболее впечатляющим открытиям ахеменидских артефактов, дворцов и построек. Герцфельд считал, что место Персеполя было создано для особых церемоний и должно было передать мощь империи Ахеменидов ее подчиненным народам. [16]
По некоторым данным, Персеполь так и не был официально завершен, поскольку его существование было прервано Александром Македонским, который в порыве гнева приказал сжечь город в 330 г. меняется, получает обновления от последующих персидских монархов и подвергается реконструкции, чтобы сохранить впечатляющий фасад. После сожжения города Персеполь опустел и был относительно потерян для истории, пока раскопки Герцфельда, Шмидта и чикагской команды не обнаружили его в 1930-х годах. К сожалению, этому великому историческому артефакту грозит серьезный риск «непоправимого ущерба». [6] от пренебрежения, непогоды и вандализма.
Персеполь ни в коем случае не был единственным крупномасштабным проектом Ахеменидов, поскольку в Сузах также располагалось аналогичное сооружение, созданное Дарием для аналогичных церемониальных целей. Однако то, что история может похвастаться остатками Персеполя в отличие от скудных остатков Суз, отчасти объясняется выбором камня при строительстве Персеполя вместо сырцового кирпича в Сузах, а также тем фактом, что он был относительно необитаем, что защищало его от износ жителей. В политическом отношении Персеполь также стал важной находкой, поскольку обнаружение неподалеку Накше-Рустама , персидского некрополя, где жил Дарий Великий, пролило свет на значение, которое он имел как одна из главных столиц империи. [8] В Накше-Рустаме будет жить не только Дарий Великий, но и его сын Ксеркс Великий , Артаксеркс I и Дарий II . Комплекс некрополя был разграблен после вторжения Александра и, возможно, в период Сасанидов и во время арабского вторжения.
Во времена шаха Ирана это сооружение пользовалось защитой и освещением, поскольку Мохаммад Реза Шах ублажал его королевскую и национальную символику. В этот период многие западные политики, поэты, художники и писатели тяготели к Ирану и Персеполю либо из-за политических отношений с иранской монархией, либо для того, чтобы сделать репортаж о руинах или посетить их. К таким цифрам относятся процессия международных высокопоставленных лиц, присутствовавших на праздновании 2500-летия Персидской империи, проводимом шахом, а также индивидуальные визиты таких деятелей, как Генрих Любке из Германии и Ральф Грейвс из Life журнала . В статье в журнале «Life» в 1971 году Грейвс следующим образом описывает свой опыт в Персеполе:
Когда вы впервые увидите Персеполь, как я, лицом к Марвдашту, вы, вероятно, будете разочарованы, но, оказавшись внутри самих руин, вы будете ошеломлены все еще гордо парящими колоннами, а также качеством и свежестью фундамента. рельефные резные фигурки, которые, безусловно, являются одними из лучших в истории мирового искусства. Но больше всего вас завораживает внезапное осознание того, что все это произошло 24 столетия назад и что люди всех народов известного мира того времени стояли на одном и том же месте и чувствовали то же самое. [23]
- Любке во время визита в Персеполь
- Любке и барельеф
- Любке и настенный рельеф
- Театрализованное представление западных артистов на фестивале искусств в Ширазе
Вандализм
[ редактировать ]На протяжении всей истории в Персеполе были случаи пренебрежения или вандализма. Наиболее заметной исторической фигурой, совершившей вандализм в этом сооружении, был Александр Македонский , который после входа в Персеполь в 330 г. до н.э. назвал его «самым ненавистным городом в Азии» и позволил своим македонским войскам разграбить его. [24] Несмотря на эту суровую ненависть, Александр также восхищался персами, о чем свидетельствует его уважение к Киру Великому и его акт достойного захоронения Дария III . Спустя годы, снова посетив сожженный им город, Александр пожалел о своем поступке. Плутарх изображает парадоксальную природу Александра, когда рассказывает анекдот, в котором Александр делает паузу и разговаривает с упавшей статуей Ксеркса Великого, как если бы это был живой человек:
Пройду ли я мимо и оставлю тебя лежать там из-за походов, которые ты вел против Греции, или же я поставлю тебя снова из-за твоего великодушия и твоих добродетелей в других отношениях? [25]
Оглядываясь назад, следует понимать, что, несмотря на его кратковременную ошибку и роль единственной наиболее значимой фигуры, положившей конец Персеполю, Александр ни в коем случае не единственный. Многие люди в последующие столетия нанесли ущерб Персеполю, включая воров и вандалов в эпоху Сасанидов . Когда арабские армии вторглись в седьмом веке, они начали вызывать гражданские беспорядки, религиозные преследования персов и сжигать книги. То, что до сих пор не сохранилось четких свидетельств об их вандализме, скорее всего, связано с уничтожением ими книг и исторических записей. [26]
В колониальную эпоху и во время Второй мировой войны сооружение также пострадало от вандализма со стороны союзников. Естественные причины, такие как землетрясения и ветры, также способствовали общему разрушению конструкции. [27]
Первые французские раскопки в Сузах, проведенные Дьелафуа, а также разграбление и уничтожение персидских древностей так называемыми археологами оказали глубокое влияние на это место. Джейн Дьелафой пишет в своем дневнике:
Вчера я смотрел на найденную недавно огромную каменную корову; он весит около 12 000 килограммов! Невозможно сдвинуть с места такую огромную массу. Я не мог контролировать свой гнев. Я взял молоток и начал бить каменного зверя. Я нанес ему несколько жестоких ударов. Голова колонны лопнула, как спелый плод. [ нужна ссылка ]
Даже на сегодняшний день сооружение не застраховано от разрушения и вандализма. После иранской революции группа фундаменталистов, служивших Хомейни , в том числе его правая рука Садег Халхали , попыталась снести бульдозером и знаменитого персидского поэта, могилу Фирдоуси , и Персеполис, но их остановило временное правительство. [28]
В галерее ниже представлены лишь некоторые из этих прискорбных актов вандализма, совершенных преимущественно иностранными посетителями с конца 1800-х до середины 1900-х годов. В настоящее время сооружению грозит «непоправимый ущерб». [6]
- Граффито, оставленное Сасанидов. всадником в эпоху
- Граффито, оставленное исследователем Генри Мортоном Стэнли из New York Herald.
- Английские граффити, оставленные иностранными гостями
Виртуальная реконструкция
[ редактировать ]Французский археолог, египтолог и историк Шарль Чипьез (1835–1901) создал одни из самых продвинутых виртуальных рисунков того, как мог бы выглядеть Персеполь в качестве мегаполиса Персидской империи. В следующей мини-галерее представлены его виртуальные развлечения. [29]
Первое изображение слева — вид на «Талар-и-Тахт» или 100-колонный зал Персеполя. Обратите внимание на крайнюю левую часть изображения: знаменитый « ламассу » (или химерический человек, лев, орел-зверь), приветствующий посетителей (изображение ламассу смотрите ниже). Рисунки Чипьеса демонстрируют его техническое мастерство и внимание к деталям.
Второе изображение слева — это рисунок Чипьеса колонн, их капительного орнамента и конструкции крыши дворца Дария в Персеполе, также известного как «Тачар». В нем есть бычьи детали, а также в конструкции крыши использовано дерево. Это объясняет, почему дворец загорелся, когда Александр Македонский поджег его.
Третье изображение слева представляет собой более подробный технический рисунок «Талар-и-Тахт» или 100-колонного зала. Обратите внимание на многослойность крыши, детализацию краев крыши, оконные конструкции и техническую детализацию опор конструкции.
Последняя фотография справа представляет собой панорамный вид на дворец Дария Великого в Персеполе снаружи. Детали рельефов Персеполя изображены: можно отметить символические сцены нападения львов на быков в сопровождении двух групп персидских солдат, защищающих (в данном случае символически) инфраструктуру наверху.
- Зал 100 колонн (Тронный зал, или «Талар-и-Тахт»)
- Анализ крыши и капители колонны Тачара или дворца Дария.
- Воздушная реконструкция сооружения в «Талар-и-Тахт» или зале 100 колонн.
- Виртуальное строительство входа во дворец Дария Великого, Персеполь
Сузы
[ редактировать ]


Сузы были древним городом (5500 г. до н.э.) еще во времена Ахеменидов. Сузы стали частью Империи Ахеменидов в 539 г. до н. э. и были расширены Дарием Великим за счет строительства дворца Дария, а затем и дворца Артаксеркса II . Во дворце была уникальная Ападана, напоминавшая зал в Персеполе, за исключением того, что этот зал был намного больше, чем его аналог в Персеполе, и занимал площадь около 9200 квадратных метров. [30] Кир Великий выбрал Сузы в качестве места для одного из своих укреплений, построив там стену, которая была значительно выше, чем старые стены, построенные эламитами. Этот выбор мог заключаться в облегчении торговли из Персидского залива на север. [16] От некогда активной столицы остались пять археологических курганов, которые сегодня расположены в современном Шуше на юго-западе Ирана и разбросаны на площади более 250 гектаров. [31]
Конструктивные детали
[ редактировать ]Проект Дария своего дворца в Сузах структурно и эстетически напоминал бы Персеполь, но включал бы в себя больше местного колорита. В сооружении находился большой тронный зал или Ападана, похожий на Ападану Персеполя. Эта версия Ападаны в Сузах будет состоять из трех портиков, расположенных под прямым углом друг к другу, один из которых был закрыт со всех трех сторон стенами и открывался только в южном направлении. Дворец был украшен рельефами из эмалированной терракоты с изображением идущих львов. [30]
Стены украшали замысловатые сцены с изображением лучников царя Дария, а также мотивы природы, такие как двойные быки, единороги, фасции, скручивающиеся в волюты, и пальмы, расположенные в виде цветка или колокольчика. В частности, лучники изображают уникальный симбиоз персидского, ионийского и греческого искусства того времени, вероятно, отражающий происхождение художников, первоначально нанятых Дарием Великим, и их личные размышления о законченной работе. [30] Пожалуй, самым ярким терракотовым рельефом является рельеф грифона , изображающий крылатое существо, напоминающее льва, с крыльями орла (изображение здесь не показано). Рельефы из терракотового кирпича были украшены яркими красками, часто придававшими им реалистичность.
История
[ редактировать ]В архитектурном отношении дворец Дария в Сузах был воплощением персидской архитектуры на пике роста империи. Первоначально построенный Дарием, а затем тщательно отремонтированный и модифицированный Артаксерксом II , он должен был отражать то же богатство и престиж, что и Персеполь. Это была попытка Дария Великого украсить свою летнюю столицу Сузы и продемонстрировать ее славу.
Для его строительства Дарий привлек египетских архитекторов и рабочих. [32] Во дворце Дария египетские карнизы каветто были введены в качестве украшения перемычек ниш, окон и дверных проемов. [33] Впоследствии такие карнизы должны были иметь все здания Персеполя. [33]
Французский археолог Марсель-Огюст Дьелафуа обнаружил остатки дворца Дария среди руин Суз, создав артефакты этого некогда великолепного сооружения, которые сейчас выставлены в Лувре , Франция. Он также написал серию архитектурных наблюдений, известную как « L'Art Antique de la Perse », которая произвела значительное впечатление на художественное сообщество сложностью архитектуры Ахеменидов. [30] Хотя Дьелафуа и его жена Джейн внесли значительный вклад в раскопки, останки Сузы были отмечены многими наблюдателями за несколько лет до этого и фактически были официально отмечены Уильямом К. Лофтусом в 1852 году. [31]
К тому времени, когда Александр Македонский вторгся в него, Сузы были богатым городом, и говорят, что ему потребовалось 10 000 верблюдов и 20 000 ослов, чтобы увезти сокровища. [16] По большей части архитектурное богатство Сузы заключается в его дворцах и церемониальных сооружениях, большинство из которых были разрушены временем или износом. Сегодня наиболее важные остатки вклада Ахеменидов в архитектуру древних Суз находятся в остатках дворца Дария Великого на месте первоначальных раскопок или хранятся в музеях зарубежных стран как персидские артефакты. Сегодня археологические остатки сооружения остаются подверженными воздействию стихии, износу и деятельности человека, и кажется, что останки Сузы будут навсегда потеряны, за исключением, возможно, нескольких избранных экспонатов, выставленных в Лувре или музеях зарубежных стран.
Ниже представлены несколько избранных фотографий из дворца Дария. На крайнем левом фото изображен знаменитый барельеф лучников из дворца Дария в Сузах. Второе изображение справа представляет собой двухмерное « ламассу » — мифическое существо с крыльями орла, головой человека и телом льва. На изображении посередине изображено основание колонны из дворца Дария в Сузах, по краю которой на трех языках (вавилонском, эламитском и древнеперсидском) написано, что Дарий — «великий царь царей». "
- Терракотовый фриз Ападаны Суз, изображающий воина Ахеменидов. Обратите внимание на сложные детали одежды и яркую окраску изделия.
- Колоколообразное основание колонны из дворца Дария в Сузах с трехъязычной надписью: « Я, Дарий, великий царь царей ».
- Существо с головой человека, телом льва и крыльями орла, напоминающее «ламассу», из дворца Дария, Сузы, Шуша.
- Остаток Ападаны в Сузах, построенной Дарием I. Сохранился только фундамент, но когда-то на этом сооружении располагался большой зал с колоннами.
Накш-э Рустам
[ редактировать ]
Накш-э-Рустам — археологический памятник, расположенный примерно в 6 км к северо-западу от Персеполя в районе Марвдашт в провинции Фарс Ирана. [34] Наш-э-Рустам действует как некрополь царей Ахеменидов, но является важным историческим объектом, поскольку здесь также размещались древние эламские рельефы, а также более поздние рельефы царей Сасанидов . Накш-э Рустам — не настоящее название этого массивного сооружения, а новоперсидское составное слово, состоящее из «Накш», означающего «лицо» или «фасад», и « Рустам », относящегося к герою персидского эпоса « Шахнаме » . Эламиты , , Ахемениды и Сасаниды жили за столетия до составления «Шахнаме» персидским поэтом Фердоуси и поэтому это название является неправильным употреблением, результатом великой амнезии персов об их древнем прошлом, которая охватила их после завоевания. арабами. [35]

Таким образом, название является ретроспективным творением из-за отсутствия исторических документов и каких-либо полных знаний о его происхождении. В древней Персии это сооружение выходило на давно исчезнувший город Истахр, до которого легко добраться из Персеполя. Истахр имел религиозную роль, поскольку это было место, где Ахемениды почитали водную богиню Анахиту . Сооружение высечено в местной известняковой скале и содержит погребальные камеры Дария Великого , Ксеркса I , Артаксеркса I и Дария II , всех ахеменидских монархов Персии. Есть и незавершенная гробница, так как в скале высечена только ее нижняя крестообразная рука, а остальная часть незавершена. Предполагается, что он принадлежал царю Дарию III . [34] [35]
Короли были похоронены за фасадом и скальным рельефом , который напоминал точное изображение собственного дворца короля и его структурных деталей. Точность фасада и его связь с реальной структурой царских дворцов настолько близка, что они почти дают представление о том, как эти сооружения выглядели бы до того, как время превратило их в руины; Гробница Дария Великого, например, отражает его дворец в Персеполе «Тахар» даже по масштабу и размерам. [35]
Гробницы высечены на склоне горы в форме креста ( древнеперсидский : халипа фон горы ), вдавлены в известняковый и приподняты над землей. Рельеф, который находится во вдавленном кресте, - это тот, который изображает дворец соответствующего царя, а также изображает на его крыше рельефную фигуру царя, молящегося Ахурамазде , или, что большинство считает отсылкой к зороастрийской иконе Фаравахар . [35]
Одной из загадочных особенностей комплекса является кубическое каменное сооружение высотой 12,5 метров и шириной около 7 метров, называемое « Кааба-йе Зартошт », что в переводе означает «Куб Зороастра », предположительно построенное во времена Эпоха Ахеменидов, модифицированная и измененная в эпоху Сасанидов. По форме здание имеет кубическую форму, с боковыми слепками, напоминающими окна, и разрушенной лестницей, ведущей к небольшой двери спереди, ведущей в совершенно пустой интерьер. [34] [35] Существуют различные предположения относительно его функции, обсуждаемой ниже.
В сооружении когда-то находился древний эламский рельеф, который почти полностью заменен сасанидскими рельефами. Сегодня от эламского вклада в эту гору осталась только фигура человека. Более поздние Сасаниды также создали свою собственную историческую подпись на сооружении, названном Накш-э Раджаб . Несмотря на то, что исследование архитектурных достижений Сасанидов многочисленно и очень подробно, оно проливает свет на некоторые архитектурные достижения периода правления второй Персидской империи.
- Ахеменидский король-лучник, Огонь и Фороохар . Верхняя часть гробницы Ахеменидов.
- крупный план верхней части гробницы Ахеменидов
- Увеличить вид
- Моделирование гробницы Ахеменидов на гробнице Фирдоуси.
- крупный план крыши гробницы Ахеменидов
- крупный план верхней части гробницы Ахеменидов
Кааба-йе Зартошт
[ редактировать ]
Это загадочное сооружение высотой около 12,5 метров (около 35 футов) имеет линейную кубическую форму и квадратное основание (около 22 футов по сторонам). [14] построенный в выкопанной прямоугольной впадине, имеющей на всех сторонах, кроме одной, четыре прямоугольных впадины, напоминающие глухие окна, и множество мелких прямоугольных впадин на фасаде, разбросанных между глухими окнами, а также стороной, на которой находится лестница. Лестница ведет к небольшой двери (размером 5 на 6 футов), ведущей во внутреннюю квартиру площадью около 12 квадратных футов. [14] На крыше сооружения находится минимальный антаблемент повторяющегося квадратного узора. [14] Вся конструкция расположена на приподнятой каменной платформе, состоящей из нескольких каменных плит, расположенных последовательно меньшего размера, но в концентрической последовательности пирамидальной формы. Это сооружение загадочно как по своему эстетическому выбору, проявляющемуся в довольно странном дизайне, так и по фасаду, а также по своему расположению и предполагаемой функции.

С одной стороны, его близость к гробницам царей и его простой дизайн, по мнению некоторых ученых, указывают на то, что куб был зороастрийским храмом, а Накше-Рустам был чем-то большим, чем просто местом для скорби об умерших королях. , но грандиозный праздничный центр, где в праздничные дни собирались толпы, чтобы наблюдать, как царь молится Ахурамазде , и наслаждаться величием сооружения, молясь Ахурамазде. [35] Это, безусловно, было бы логично, поскольку город также соседствовал с Истахром , крупным религиозным и культурным центром. Однако концепция использования храма в качестве святилища огня маловероятна, поскольку в нем нет общей вентиляции для дыма и газов, а также потому, что он настолько радикально отличается в архитектурном и эстетическом отношении от других хорошо известных современных храмовых объектов в Парсе . [36]
Любопытно, что дизайн хоть и уникален, но не единственный в своем роде. Расположенный недалеко от Куба Зороастра, в Пасаргадах и поныне существуют остатки сооружения, очень похожего по своей квадратной форме и конструкции на « Куб Зороастра », называемого « Зендан-и-Сулейман ». [14] Имя «Зендан-и-Сулейман» представляет собой сложное слово, состоящее из слов «Зендан», что по-персидски означает «тюрьма», и «Сулейман», что является местным персидским диалектным именем царя Соломона , что переводится как «Тюрьма». Соломона». Конструктивно и «Тюрьма Соломона», и «Куб Зороастра» имеют одинаковую кубическую форму и даже напоминают друг друга в мельчайших деталях, включая фасад и размеры. Название «Тюрьма Соломона», конечно, неверное, поскольку Соломон никогда не возводил это сооружение. Этот термин, должно быть, возник в результате персидской тактики, предложенной местными персами, направленной на защиту как Кира Великого , гробницы так и окружающих построек, включая этот храм, от вторжения арабов и разрушения, назвав мавзолей «гробницей Мать Соломона» и храм в Пасаргадах, «Тюрьма Соломона». [17]
Как и «Куб Зороастра», функция «Тюрьмы Соломона» до конца не изучена. Существуют теории о том, что сооружения использовались в качестве хранилища предметов династического или религиозного значения, а также теории о том, что это храм огня. [14] Следует также отметить, что структуры, существующие сегодня, не являются просто работой архитекторов Ахеменидов, они были изменены и улучшены Сасанидами, которые также использовали их для своих праздничных и политических нужд.
- Вид на комплекс, включая « Куб Зороастра », в северо-восточном направлении. Обратите внимание на глубину крестоформ.
- Слабо различимая голова и корона на рельефе эламской фигуры в Накш-э Рустаме . Местные жители, должно быть, решили, что эламские фигурки — это фигуры персидского эпического героя Ростама.
- Слабые, если не неузнаваемые, остатки того, что кажется троном эламского царя. Рельефы Империи Сасанидов уничтожили остатки эламитов
Бехистунская надпись
[ редактировать ]
Высеченная высоко на горе Бехистун в Керманшахе , можно найти надпись Бехистун, текст, выгравированный на камне горы, описывающий, как Дарий стал царем Персии после предыдущего правителя ( Камбиза II ) и как он сверг маг, узурпатор престола. [37] В этой надписи Дарий также подробно описывает своих сатрапов и описывает свое положение как царя и императора Персидской империи.

С архитектурной точки зрения надпись в Бехистуне представляет собой масштабный проект, который повлек за собой врезание в необработанный край горы для создания барельефных фигур, как показано на фотографиях выше. Гора Бехистун возвышается примерно на 1700 футов и является частью горной цепи Загрос в Иране . Расположение горы идеально: она находится недалеко от Экбатаны и Вавилонии . [38] Сам барельеф расположен примерно в 300 футах над подножием горы. Фигуры представляют двух королевских солдат, самого короля, стоящего над павшим узурпатором и пленниками нескольких наций, возможно, диссидентами или сообщниками. Сама надпись написана клинописью на древнеперсидском , вавилонском и мидийском языках . [38]
Надпись интерпретируется и расшифровывается с помощью многих интеллектуалов и ученых, но считается, что востоковед сэр Генри Роулинсон сыграл наиболее важную роль в процессе расшифровки произведения. [38] Частично понимание текста сегодня является таким ярким благодаря самому Дарию Великому, поскольку он написал сообщение надписи на трех языках и, таким образом, позволил современным ученым расшифровать один язык и проследить два других, поскольку сообщение было по существу одинаковым во всех трех формах. В этом смысле Бехистунская надпись является не только значительным архитектурным произведением, но и важным лингвистическим инструментом, столь же важным для понимания Старого Света древней Персии и ее языков, как Розеттский камень для понимания Древнего Египта и его языков. [39]
- Фотография Бехистунской надписи крупным планом, на которой изображена фигура Дария Великого. Обратите внимание на детали стрелки, расположение короля и положение его руки.
- Контурное прорисование фигуры Дария на Бехистунской надписи.
- Изображение горы Бехистун. Обратите внимание на размер альпинистов по сравнению с размером горы.
- Бехистунская надпись – панорама. Обратите внимание, что рельефная надпись находится на высоте 300 футов над землей.
Наследие и влияния
[ редактировать ]Элементы ахеменидского стиля можно увидеть в современной иранской архитектуре . Здания, построенные династией Пехлеви , в частности, демонстрируют обширное влияние архитектуры и искусства Ахеменидов.
- Ках-э Шахрбани , в настоящее время здание Министерства иностранных дел Ирана.
- Хах-е Сахрбани демонстрирует сочетание элементов ахеменидского и персидского исламского стилей.
- . Саморассказ Фирдоуси в конце его жизни
- Здание Sanduq-e Pas-Andaz-e Bank Melli Иран , проспект Фердоуси
- Йезд Аташ Бехрам Храм огня .
- (Шах-Эмам) Больница Реза в Мешхеде.
- Символ Фороохар (Фарвахар) на вершине важных зданий эпохи Пехлеви (I).
- Иранская ковровая компания. (бывшая фирма Джамшида Бахмана Джамшидиана )
- Статуя пл. Мешхеда, до 1979 г., ред., с ахеменидскими колоннами.
- Дариуш Гранд Отель , остров Киш , Персидский залив
- Колледж социальных наук Тегеранского университета демонстрирует очевидные следы архитектуры Персеполя .
- Интерьер гробницы Фирдоуси
- Адориан (Адриан) Храм Огня в Тегеране .

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бордман Дж. Персия и Запад: археологическое исследование происхождения искусства Ахеменидов . Темза и Гудзон. 2000. с. 102-122.
- ^ Андре-Сальвини Б. Забытая империя: Мир Древней Персии . Издательство Калифорнийского университета. 2005. с. 54.
- ^ Талебиан М.Х. Персия и Греция: роль культурного взаимодействия в архитектуре Персеполя-Пасаргад . 2008.
- ^ Чарльз Генри Каффин (1917). Как изучать архитектуру . Додд, Мид и компания. п. 80 .
- ^ Фаллахфар, Саид (2010). Словарь иранских традиционных архитектурных терминов (персидский: словарь традиционных иранских архитектурных терминов) . Публикации Камьяба. п. 44. ИСБН 978-964-350-316-1 . LCCN 2010342544 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Марко Буссагли (2005). Понимание архитектуры . ИБТаурис. п. 211. ИСБН 9781845110895 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чарльз Гейтс (2003). Древние города: археология городской жизни на Древнем Ближнем Востоке и в Египте, Греции и Риме . Психология Пресс. п. 186. ИСБН 9780415121828 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рональд В. Ферье (1989). Искусство Персии . Издательство Йельского университета. стр. 27–8. ISBN 0300039875 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2006 г.). «Пасаргады» . Проверено 26 декабря 2010 г.
- ^ Д. Стронах, Пасаргады. Отчет о раскопках, проведенных Британским институтом персидских исследований с 1961 по 1963 год, Оксфорд, 1978 год (основной справочник по гробнице Кира). С. 26-39, пожалуйста. 19-39.
- ^ ((Греч.) Луций Флавий Арриан) (Англ.) Арриан - (пер.) Чарльз Декстер Кливленд (1861) Сборник классической литературы: включающий избранные отрывки, переведенные из греческих и римских писателей, с биографическими очерками Биддла. п. 313-314
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ((Греч.) Луций Флавий Арриан) (Ан.) Арриан - (пер.) Чарльз Декстер Кливленд (1861). Сборник классической литературы: включающий избранные отрывки, переведенные сочинениями греческих и римских писателей, с биографическими очерками . Биддл. п. 313.
- ^ Авраам Валентайн Уильямс Джексон (1906). Персия в прошлом и настоящем . Компания Макмиллан. стр. 278 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джеймс Фергюссон (1851 г.). Восстановленные дворцы Ниневии и Персеполя: очерк древней ассирийской и персидской архитектуры, Том 5 . Дж. Мюррей. стр. 214–216 и 206–209 (Куб Зороастра: стр. 206).
- ^ Ральф Гриффитс; Джордж Эдвард Гриффитс (1816 г.). Ежемесячный обзор . Принтерс-стрит, Лондон. стр. 509 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Эдин Кремин (2007). Archaeologica: наиболее значимые места и культурные сокровища мира . Фрэнсис Линкольн Лтд., стр. 227–29. ISBN 9780711228221 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрю Берк; Марк Эллиот (2008). Иран . Одинокая планета. п. 284.
- ^ Джеймс Д. Кокрофт (1989). Мохаммад Реза Пехлеви, шах Ирана . Издательство «Челси Хаус». ISBN 9781555468477 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Илья Гершевич (1985). Кембриджская история Ирана: мидийский и ахеменидский периоды, Том 2 . Издательство Кембриджского университета. стр. 392–398. ISBN 9780521200912 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Р. Шмитт; Д. Стронак (15 декабря 1986 г.). «АПАДАНА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж Бойс-Стоунз; Барбара Грациози; Фирозе Васуния (2009). Оксфордский справочник по эллинистике . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 42–47. ISBN 9780199286140 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Л. Мэйс; М. Моради-Джалал; и др. (2010). Древние водные технологии . Спрингер. стр. 95–100. ISBN 9789048186327 .
- ^ Ральф Грейвс (15 октября 1971 г.). «Потрясающее место для 2500-летия» . Журнал «Жизнь».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Лаура Форман (2004). Александр Завоеватель: эпическая история царя-воина, Том 2003 . Да Капо Пресс. п. 152. ИСБН 9780306812934 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ О'Брайен, Джон Максвелл (1994). Александр Македонский: Невидимый враг: Биография . Психология Пресс. п. 104 . ISBN 978-0-415-10617-7 .
- ^ Соломон Александр Нигосян (1993). Зороастрийская вера: традиция и современные исследования . McGill-Queen's Press. стр. 47–48 . ISBN 9780773511446 .
- ^ Н. Н. Амбрасейс; КП Мелвилл (2005). История персидских землетрясений . Издательство Кембриджского университета. п. 198. ИСБН 9780521021876 .
- ^ Реза Аслан (30 апреля 2006 г.). «Эпос Ирана» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Жорж Перро; Чарльз Чипьез (1892). История искусства в Персии . Чепмен и Холл, ограничено. стр. 336–43 и другие.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джулио Каротти (1908). История искусства Дакворт и Ко. стр. 100-1 94 –7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвид Ноэль Фридман; Аллен С. Майерс; Астрид Б. Бек (2000). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 1258. ИСБН 9780802824004 .
- ^ Кент, Роланд Г. Древнеперсидский: грамматика, тексты, лексика . 1953. с. 143.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Порада Э. Классическая ахеменидская архитектура и скульптура . Кэмб. Хист. Иран II. Нью-Йорк. 1985. с. 793-827.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джин Ральф Гартвейт (2005). Персы . Уайли-Блэквелл. стр. 51–55. ISBN 9781405144001 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пол Кривачек (2004). В поисках Заратустры: по Ирану и Центральной Азии в поисках первого в мире пророка . Random House, Inc., стр. 88–90. ISBN 9780307426352 .
- ^ Али Сами (1956). Пасаргады: старейшая имперская столица . Типография Мусави. стр. 90–94.
- ^ Джон Китто; Генри Берджесс; Бенджамин Харрис Каупер (1856). Журнал священной литературы и библейских записей, том 3 . А. Хейлин. стр. 183–5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филип Смит (1865 г.). История мира от самых ранних записей до наших дней: древняя история, Том 1 . Д. Эпплтон . п. 298 .
- ^ Дж. Пулос (2008). Дарий Великий . Издательство информационной базы. стр. 38–9. ISBN 9780791096338 .