Jump to content

Ахеменидская архитектура

Ахеменидская архитектура
Вверху: руины Персеполя на территории современного Ирана , возрастом около 2500 лет; В центре: фриз лучников, около 510 г. до н.э., из дворца Дария в Сузах , ныне находится в Лувре ; Внизу: хорошо сохранившаяся персидской колонны капитель из Персеполя (Иран).

Архитектура Ахеменидов включает в себя все архитектурные достижения персов Ахеменидов, проявляющиеся в строительстве впечатляющих городов, используемых для управления и проживания ( Персеполь , Сузы , Экбатана ), храмов, предназначенных для поклонения и общественных собраний (таких как зороастрийские храмы), и мавзолеев, воздвигнутых в честь павших. царей (например, гробница Кира Великого ). Архитектура Ахеменидов находилась под влиянием месопотамской , ассирийской , египетской , эламской , лидийской , греческой и мидийской архитектуры. [1] [2] [3] Типичной особенностью персидской архитектуры была ее эклектичная природа с иностранными элементами, но при этом создающая уникальную персидскую идентичность, проявляющуюся в готовом продукте. [4] Архитектура Ахеменидов академически отнесена к персидской архитектуре с точки зрения стиля и дизайна. [5]

Архитектурное наследие Ахеменидов, начавшееся с расширением империи около 550 г. до н. э., было периодом художественного роста, который оставил необычайное архитектурное наследие, начиная от торжественной гробницы Кира Великого в Пасаргадах и заканчивая великолепными сооружениями богатого города Персеполь . [6] С приходом второй Персидской империи , династия Сасанидов (224–624), возродила традицию Ахеменидов путем строительства храмов, посвященных огню, и монументальных дворцов. [6]

Возможно, наиболее поразительными сохранившимися на сегодняшний день сооружениями являются руины Персеполя , некогда богатого города, основанного царем Ахеменидов Дарием Великим для выполнения правительственных и церемониальных функций, а также служившего одной из четырех столиц империи. На строительство Персеполя уйдет 100 лет, и в конце концов он будет разграблен и сожжен войсками Александра Македонского в 330 г. до н.э. [7] Аналогичная архитектурная инфраструктура была также построена в Сузах и Экбатане Дарием Великим и выполняла те же функции, что и Персеполь , такие как прием иностранных сановников и делегатов, выполнение императорских церемоний и обязанностей, а также размещение царей.

Пасаргады

[ редактировать ]

Мавзолей Кира Великого

[ редактировать ]
Мавзолей Кира Великого в Иране.
Размеры гробницы

Могила Кира

Несмотря на то, что Кир Великий правил большей частью древнего мира , он спроектировал гробницу, которая демонстрирует чрезвычайную простоту и скромность по сравнению с гробницами других древних царей и правителей. Простота конструкции оказывает сильное воздействие на зрителя, поскольку, кроме нескольких карнизов под крышей и небольшой розетки над небольшим входом, никаких других стилистических отвлекающих факторов нет. [8]

Конструктивные детали

[ редактировать ]

После его смерти останки Кира Великого были захоронены в его столице Пасаргадах , где сегодня находится его известняковая гробница (построенная около 540–530 гг.). [9] ) все еще существует. Переведенные древние отчеты дают яркое описание гробницы как геометрически, так и эстетически; «Благодаря массивной каменной кладке и гладким поверхностям, облегченным минимумом декоративных деталей, гробница создает впечатление достоинства, простоты и силы. В дизайне она сочетает в себе два отдельных элемента: высокий постамент, состоящий из шести отступающих ярусов, и скромный остроконечный В первоначальном состоянии гробница, вероятно, имела высоту около 11,1 ома от некогда скрытого уровня фундамента до вершины крыши.Из шести ярусов цоколя самый нижний имеет среднюю высоту 1,65 м, второй и третий — 1,05 м, а последние три — одинаковую высоту 57,5 ​​см. Основание постамента имеет размеры c. 13,35×12,30 м, а основание гробницы имеет размеры ок. 6,40 × 5,35 м. Что касается других размеров целлы, то узкий дверной проем в его нынешнем состоянии без первоначальных порогов составляет 1,39 м в высоту и 78 см в ширину; длина прохода 1,20; длина камеры составляет 3,17 м при одинаковой ширине и высоте 2,11 м.Стены камеры имеют толщину до 1,50 м. Над камерой находится полый отсек в крыше, почти разделенный на две части по конструктивным причинам, длиной 4,75 м и высотой 85 см. Крайний камень крыши отсутствует». [10]

Прямые показания Арриана указывают на то, что Кир Великий действительно был похоронен в камере внутри здания, как он описывает, как Александр видел это во время своего визита в Пасаргады, но также возможно, что тело Кира Великого было погребено под структура, и что гробница, видимая наверху, на самом деле является кенотафом или ложной гробницей.

Первоначально внутри мавзолея стоял золотой гроб , покоившийся на столе с золотыми опорами, внутри которого было погребено тело Кира Великого. Место его упокоения было покрыто гобеленами и драпировками, сделанными из лучших доступных вавилонских материалов с использованием прекрасной мидийской работы; под его кроватью был прекрасный красный ковер, закрывающий узкое прямоугольное основание его могилы. [11]

В переводных греческих источниках гробница описывается как расположенная в плодородных садах Пасаргад, окруженная деревьями и декоративными кустарниками, с группой ахеменидских защитников (« волхвов »), размещенных поблизости для защиты здания от кражи или повреждения. [12] [13]

Волхвы представляли собой группу зороастрийских наблюдателей, находившихся в отдельном, но прикрепленном здании, возможно, караван-сарае , получавших оплату и уход со стороны государства Ахеменидов (по некоторым данным, они получали зарплату в виде хлеба насущного и муки, а также плату за одну овцу в день [14] ). Волхвам было поручено следить за техническим обслуживанием, а также предотвращать кражи. Спустя годы, в последовавшем хаосе, вызванном вторжением Александра Македонского в Персию и потерей централизованной власти, направляющей и заботящейся о волхвах, гробница Кира Великого была взломана, а большая часть ее предметов роскоши была разграблена. Когда Александр достиг гробницы, он пришел в ужас от того, как обошлись с гробницей, допросил волхвов и предал их суду. [12] По некоторым сведениям, решение Александра предать волхвов суду было больше связано с его попыткой подорвать их влияние и демонстрацией силы в своей недавно завоеванной империи, чем с беспокойством о могиле Кира. [15] Тем не менее, Александр Великий приказал Аристобулу Кассандрейскому улучшить состояние гробницы и восстановить ее интерьер. [12]

Первоначально гробница была украшена надписью, которая, согласно Страбону (и другим древним источникам), гласила: [16]

О человек! Я Кир Великий, который дал персам империю и был царем Азии. Не обижайте меня на этот памятник.

Здание выдержало испытание временем около 2500 лет. После арабского вторжения в Персию и краха империи Сасанидов арабские армии хотели уничтожить этот исторический артефакт на том основании, что он не соответствовал их исламским принципам, но сообразительность местных персов предотвратила эту катастрофу. Персы переименовали гробницу и представили ее вторгшейся армии как могилу матери царя Соломона . Вероятно, надпись в это время была утеряна. [17]

Мохаммад Реза Пехлеви (шах Ирана), последний официальный монарх Персии, во время празднования 2500-летия Персидской империи отдал дань уважения царям Ахеменидов и особенно Киру Великому. Как и Александр Великий до него, шах Ирана хотел обратиться к наследию Кира, чтобы узаконить свое собственное правление путем расширения. [18] Однако шах Ирана в целом был заинтересован в защите имперских исторических артефактов.

После иранской революции гробница Кира Великого пережила первоначальный хаос и вандализм, пропагандируемые исламскими революционными сторонниками жесткой линии, которые приравнивали персидские имперские исторические артефакты к покойному шаху Ирана. Есть утверждения о том, что могиле грозит повреждение в результате строительства плотины Сиванд на реке Полвар (расположенной в провинции Парс ) и ущерб, связанный с водой, но официального подтверждения этого утверждения нет. Организация Объединенных Наций признает гробницу Кира Великого и Пасаргады объектом ЮНЕСКО Всемирного наследия . [9]

Четырехкрылый страж

[ редактировать ]
Четырехкрылая фигура Кира -хранителя с четырьмя крыльями, двурогой короной и царской эламской одеждой.

Пожалуй, одним из самых запоминающихся сохранившихся архитектурных и художественных произведений является барельеф Кира Великого в Пасаргадах. Это барельеф, вырезанный на каменной плите, изображающий фигуру или человека-хранителя, скорее всего, подобие самого Кира, обладающего четырьмя крыльями, изображенного в ассирийском стиле, одетого в традиционную эламскую одежду, принимающего позу и фигуру египтянина . бога и носит корону с двумя рогами, напоминающую Ovis longipes palaeoaegyptiacus . Первоначально сооружение имело верхнюю каменную плиту, на которой на трех разных языках ( древнеперсидском , эламском и вавилонском ) было написано: «Я, (есть) Кир, царь, Ахеменид». [19] Эта высеченная на известняке надпись стояла на месте, когда сэр Роберт Кер Потер описал это произведение в 1818 году, но в какой-то момент была утеряна.

Дэвид Стронак предположил, что первоначально таких фигур было четыре, установленных у дверей дворца Кира в Пасаргадах. [19] Тот факт, что этот барельеф имеет такой эклектичный стиль с элементами египетского , эламского и ассирийского языков , отражает «...» вселенское отношение ахеменидских царей, которые со времен Кира придерживались либеральной политики терпимости и примирения по отношению к различные религии охватывали их империю»…» [19] Таким образом, он будет отражать эклектичный характер жизни Ахеменидов, от политики царей до выбора ими архитектуры.

Геродот рассказывает, что Кир увидел во сне старшего сына Гистаспа [Дариуса Великого] с крыльями на плечах, тенью одного крыла Азию, а другого крыла Европу. [19] Известный иранолог объясняет Илья Гершевич это высказывание Геродота и его связь с четырехкрылой фигурой следующим образом: [19]

Поэтому Геродот, как я предполагаю, мог знать о тесной связи между этим типом крылатых фигур и образом иранского величия, который он связывал со сном, предсказывающим смерть царя, перед его последней, фатальной кампанией через Иран. Оксус.

Эта рельефная скульптура в каком-то смысле изображает эклектичное включение различных форм искусства Ахеменидов, но при этом их способность создавать новую синтетическую форму, которая является уникально персидской по стилю и во многом зависит от вклада их подвластных государств. Ведь именно это отличает архитектуру Ахеменидов от архитектуры других царств. Это его оригинальность в контексте слияния и включения существующих стилей таким образом, чтобы создать впечатляющие структуры.

Персеполь

[ редактировать ]
Панорама Персеполя
Неполный схематический план Персеполя; примечание - C : Зал Ападана, G : «Талар-и-Тахт» или зал из 100 колонн, N : «Тачар» или дворец Дария, H : «Хадиш» или Дворец Ксеркса Великого, B : «Дарвазе-и -Меллал» или врата всех народов, F : Трипилон; [6] Не показано (за текстом ссылки): «хазане» (сокровищница).
Хорошо сохранившаяся персидская колонна, показывающая детали столицы колонн в Персеполе.

Персеполис — это латинизированная версия древнеперсидского названия «Парса», буквально означающего «город персов». Еще одно впечатляющее достижение Ахеменидов: Персеполь стал одной из четырех столиц империи. Построенный по инициативе Дария Великого около 518 г. до н.э., он стал центром церемониальных и культурных праздников, центром для высокопоставленных лиц и гостей, воздавших дань уважения царю, частной резиденцией персидских царей, местом, где сатрапы приносили подарки. для короля весной во время праздника Навруз , а также место управления и таинств. [16] лучше всего описал его Престиж и огромные богатства Персеполя были хорошо известны в древнем мире, и греческий историк Диодор Сицилийский как «самый богатый город под солнцем». [8]

Конструктивные детали

[ редактировать ]

Сегодня археологические остатки этого некогда богатого города находятся примерно в 70 километрах к северо-востоку от современного иранского города Шираз , в провинции Парс , на юго-западе Ирана . Персеполь — это широкий возвышенный комплекс высотой 40 футов, шириной 100 футов и длиной в треть мили. [6] Состоит из нескольких залов, коридоров, широкой террасы и специальной двойной симметричной лестницы, ведущей на верхнюю часть террасы. [16] На лестнице будут изображаться рельефные сцены различных мотивов повседневной жизни или природы, в том числе как буквальные, так и метафорические; Некоторые сцены показывают естественные действия, такие как нападение льва на свою добычу, но несут символику весны и праздника Навруз . В других сценах будут изображены подданные из всех государств империи, преподносящие подарки королю, а также сцены, изображающие королевскую гвардию, или сцены социального взаимодействия между гвардейцами или сановниками. [16] Эту лестницу иногда называют «Все страны». [7]

Структура была построена из различных залов и комплексов, включая зал Ападаны (самый большой зал с 36 колоннами), «Тачар» (личная палата Дария Великого), «Хадиш» (добавленный позже как частная палата царя). Ксеркс Великий ), «Талар-и-Тахт», также известный как 100-колонный зал, служащий тронным залом для общего собрания с царем, «Дарвазе-и-Меллал» (ворота всех народов), « хазане» (царская сокровищница), комплекс залов/дворцов, позже построенный Артаксерксом III , Трипилон (зал совета) и «скальные гробницы царей» или Накш-э Рустам . [16]

Самым впечатляющим залом комплекса является зал Ападана , занимающий площадь около 109 квадратных метров с 36 персидскими колоннами , каждая высотой более 19 м. Каждая колонна рифленая , с квадратным основанием (за исключением нескольких портиков ) и сложной капителью с двумя животными, поддерживающими крышу. Первоначально сооружение было закрыто от непогоды стенами из сырцового кирпича толщиной более 5 метров и высотой более 20 метров. [20] Колонны имеют составную капитель, изображающую добавленных быков или существ. Колонны в портиках имеют круглые основания и увенчаны декоративными капителями после окончания рифления, увенчанными детальными добавленными быками, поддерживающими крышу. [20]

Рельеф Ападаны уникален еще и тем, что подчеркивает присутствие и власть царя. Известные как «Рельефы с сокровищами», изображенные сцены на Ападане подчеркивают преемственность царства через Дария Великого и подчеркивают его присутствие по всей империи, а также изображают его армию персидских бессмертных . Возможно, это была попытка Дария создать символ гарантированной преемственности своей линии. Считается, что зал Ападана и прилегающие к нему постройки комплекса были спроектированы так, чтобы вместить большое количество людей. Фактически, залы Персеполя могли одновременно легко принять около десяти тысяч посетителей, если царь и царский персонал сидели на соответствующих местах. [20]

Величие Персеполя заключается в его архитектурных деталях, впечатляющих, высоких и вертикальных колоннах, в искусно выполненных рельефах, изображающих людей всех слоев общества и со всех уголков империи, и, что наиболее важно, в его историческом значении как политический и социальный центр царской жизни Ахеменидов.

Инженерное дело

[ редактировать ]

Таблички об укреплениях Персеполя (PF), датируемые периодом между 509 и 494 годами, представляют собой древние персидские документы, описывающие многие аспекты строительства и обслуживания Персеполя. [21] Таблички важны, потому что они подчеркивают два важных аспекта жизни Ахеменидов и строительства Персеполя: во-первых, структура была создана рабочими, которым выплачивались пайки или заработная плата, и, во-вторых, структура имела сложную инженерную систему, включающую в себя несущую нагрузку. и архитектурные элементы, и в первую очередь ирригационная система, состоящая из системы закрытых труб и открытых акведуков. Следующий текст из PF 1224 разграничивает оба пункта:

32 БАН (9,7 литра) зерна... первосвященник в Персеполе... получил и дал (его как) премию родильницам-гречанкам в Персеполе, орошающим (работницам), распределение которых установлено.... [21]

Водные технологии

[ редактировать ]

Сточная и канализационная сеть Персеполя являются одними из самых сложных в древнем мире. Персеполь построен у подножия горы (гора Рахмат) с приподнятой террасой, частично рукотворной и частично являющейся частью горного комплекса. Поскольку Персеполь по сути был важным культурным центром, который часто использовался в начале весны во время праздника Навруз, здесь наблюдались обильные осадки и стоки воды из расплавленного льда и снега. Канализационная сеть приобрела большое значение в это критическое время, поскольку она предназначалась как для управления потоком воды вниз с возвышенностей, так и для управления канализационными стоками жителей и их потребностями в воде. [22]

Чтобы предотвратить наводнения, Ахемениды использовали два инженерных приема: отвод талых снегов и горных стоков. Первая стратегия заключалась в сборе стока в колодец с квадратным отверстием шириной 4,2 м и глубиной 60 м, что позволяло собрать объем 554 кубических метров, или 554 000 литров (60 х 4,2 х 4,2) стока. Вода будет отводиться в резервуар через многочисленные каменные желоба, стратегически расположенные вокруг конструкции. Вторая стратегия заключалась в отводе воды от сооружения, если резервуары будут заполнены до отказа; В этой системе использовался трубопровод длиной 180 метров, шириной 7 м и глубиной 2,6 м, расположенный к западу от площадки. [22]

Водная система была гораздо более сложной, чем просто резервуары и водоводы, и включала в себя очень сложную систему закрытых труб и ирригации. Ирригационная система была разделена на пять зон: две обслуживали северную часть сооружения, а три — южную. Ирригационная система была спроектирована так, чтобы гармонировать со структурой. В центре колонн были построены дренажные каналы, а на каждом этаже были предусмотрены небольшие дренажные отверстия и каналы, которые отводили воду с полов, крыши и канализационных порталов в подземную канализационную сеть и от конструкции. [22]

Все пять зон (I–V) имели пропускную способность 260 л/с (литр/секунду) – более чем достаточно для обработки горных стоков, что указывает на то, что система также использовалась для водоснабжения жителей, очистки сточных вод, и даже орошение садов вокруг постройки. [22]

Структурные технологии

[ редактировать ]

Чтобы такая массивная конструкция функционировала должным образом, вес крыши, колонн и террасы должен был быть распределен равномерно. Строительство у подножия горы оказало некоторую структурную поддержку. Материал потолка представлял собой композитное применение дерева и камня, уменьшающее его общий вес. Широкое использование камня в Персеполе не только гарантировало его структурную целостность на время его использования, но также означало, что его остатки прослужили дольше, чем сырцовые кирпичи дворцов Суз .

Ученые сходятся во мнении, что именно Дарий Великий инициировал строительство и расширение проекта Персеполя, однако немецкий археолог Эрнст Э. Герцфельд полагал, что именно Кир Великий выбрал место для строительства, хотя в конечном итоге выбор пал на Дария Великого. Отлично подходит для завершения строительства и создания своих впечатляющих зданий. Раскопки по поручению Восточного института Чикагского университета , возглавляемые Херцфельдом в 1931 году, а затем сотрудничество Эрика Ф. Шмидта в 1933 году привели к наиболее впечатляющим открытиям ахеменидских артефактов, дворцов и построек. Герцфельд считал, что место Персеполя было создано для особых церемоний и должно было передать мощь империи Ахеменидов ее подчиненным народам. [16]

По некоторым данным, Персеполь так и не был официально завершен, поскольку его существование было прервано Александром Македонским, который в порыве гнева приказал сжечь город в 330 г. меняется, получает обновления от последующих персидских монархов и подвергается реконструкции, чтобы сохранить впечатляющий фасад. После сожжения города Персеполь опустел и был относительно потерян для истории, пока раскопки Герцфельда, Шмидта и чикагской команды не обнаружили его в 1930-х годах. К сожалению, этому великому историческому артефакту грозит серьезный риск «непоправимого ущерба». [6] от пренебрежения, непогоды и вандализма.

Персеполь ни в коем случае не был единственным крупномасштабным проектом Ахеменидов, поскольку в Сузах также располагалось аналогичное сооружение, созданное Дарием для аналогичных церемониальных целей. Однако то, что история может похвастаться остатками Персеполя в отличие от скудных остатков Суз, отчасти объясняется выбором камня при строительстве Персеполя вместо сырцового кирпича в Сузах, а также тем фактом, что он был относительно необитаем, что защищало его от износ жителей. В политическом отношении Персеполь также стал важной находкой, поскольку обнаружение неподалеку Накше-Рустама , персидского некрополя, где жил Дарий Великий, пролило свет на значение, которое он имел как одна из главных столиц империи. [8] В Накше-Рустаме будет жить не только Дарий Великий, но и его сын Ксеркс Великий , Артаксеркс I и Дарий II . Комплекс некрополя был разграблен после вторжения Александра и, возможно, в период Сасанидов и во время арабского вторжения.

Во времена шаха Ирана это сооружение пользовалось защитой и освещением, поскольку Мохаммад Реза Шах ублажал его королевскую и национальную символику. В этот период многие западные политики, поэты, художники и писатели тяготели к Ирану и Персеполю либо из-за политических отношений с иранской монархией, либо для того, чтобы сделать репортаж о руинах или посетить их. К таким цифрам относятся процессия международных высокопоставленных лиц, присутствовавших на праздновании 2500-летия Персидской империи, проводимом шахом, а также индивидуальные визиты таких деятелей, как Генрих Любке из Германии и Ральф Грейвс из Life журнала . В статье в журнале «Life» в 1971 году Грейвс следующим образом описывает свой опыт в Персеполе:

Когда вы впервые увидите Персеполь, как я, лицом к Марвдашту, вы, вероятно, будете разочарованы, но, оказавшись внутри самих руин, вы будете ошеломлены все еще гордо парящими колоннами, а также качеством и свежестью фундамента. рельефные резные фигурки, которые, безусловно, являются одними из лучших в истории мирового искусства. Но больше всего вас завораживает внезапное осознание того, что все это произошло 24 столетия назад и что люди всех народов известного мира того времени стояли на одном и том же месте и чувствовали то же самое. [23]

Вандализм

[ редактировать ]

На протяжении всей истории в Персеполе были случаи пренебрежения или вандализма. Наиболее заметной исторической фигурой, совершившей вандализм в этом сооружении, был Александр Македонский , который после входа в Персеполь в 330 г. до н.э. назвал его «самым ненавистным городом в Азии» и позволил своим македонским войскам разграбить его. [24] Несмотря на эту суровую ненависть, Александр также восхищался персами, о чем свидетельствует его уважение к Киру Великому и его акт достойного захоронения Дария III . Спустя годы, снова посетив сожженный им город, Александр пожалел о своем поступке. Плутарх изображает парадоксальную природу Александра, когда рассказывает анекдот, в котором Александр делает паузу и разговаривает с упавшей статуей Ксеркса Великого, как если бы это был живой человек:

Пройду ли я мимо и оставлю тебя лежать там из-за походов, которые ты вел против Греции, или же я поставлю тебя снова из-за твоего великодушия и твоих добродетелей в других отношениях? [25]

Оглядываясь назад, следует понимать, что, несмотря на его кратковременную ошибку и роль единственной наиболее значимой фигуры, положившей конец Персеполю, Александр ни в коем случае не единственный. Многие люди в последующие столетия нанесли ущерб Персеполю, включая воров и вандалов в эпоху Сасанидов . Когда арабские армии вторглись в седьмом веке, они начали вызывать гражданские беспорядки, религиозные преследования персов и сжигать книги. То, что до сих пор не сохранилось четких свидетельств об их вандализме, скорее всего, связано с уничтожением ими книг и исторических записей. [26]

В колониальную эпоху и во время Второй мировой войны сооружение также пострадало от вандализма со стороны союзников. Естественные причины, такие как землетрясения и ветры, также способствовали общему разрушению конструкции. [27]

Первые французские раскопки в Сузах, проведенные Дьелафуа, а также разграбление и уничтожение персидских древностей так называемыми археологами оказали глубокое влияние на это место. Джейн Дьелафой пишет в своем дневнике:

Вчера я смотрел на найденную недавно огромную каменную корову; он весит около 12 000 килограммов! Невозможно сдвинуть с места такую ​​огромную массу. Я не мог контролировать свой гнев. Я взял молоток и начал бить каменного зверя. Я нанес ему несколько жестоких ударов. Голова колонны лопнула, как спелый плод. [ нужна ссылка ]

Даже на сегодняшний день сооружение не застраховано от разрушения и вандализма. После иранской революции группа фундаменталистов, служивших Хомейни , в том числе его правая рука Садег Халхали , попыталась снести бульдозером и знаменитого персидского поэта, могилу Фирдоуси , и Персеполис, но их остановило временное правительство. [28]

В галерее ниже представлены лишь некоторые из этих прискорбных актов вандализма, совершенных преимущественно иностранными посетителями с конца 1800-х до середины 1900-х годов. В настоящее время сооружению грозит «непоправимый ущерб». [6]

Виртуальная реконструкция

[ редактировать ]

Французский археолог, египтолог и историк Шарль Чипьез (1835–1901) создал одни из самых продвинутых виртуальных рисунков того, как мог бы выглядеть Персеполь в качестве мегаполиса Персидской империи. В следующей мини-галерее представлены его виртуальные развлечения. [29]

Первое изображение слева — вид на «Талар-и-Тахт» или 100-колонный зал Персеполя. Обратите внимание на крайнюю левую часть изображения: знаменитый « ламассу » (или химерический человек, лев, орел-зверь), приветствующий посетителей (изображение ламассу смотрите ниже). Рисунки Чипьеса демонстрируют его техническое мастерство и внимание к деталям.

Второе изображение слева — это рисунок Чипьеса колонн, их капительного орнамента и конструкции крыши дворца Дария в Персеполе, также известного как «Тачар». В нем есть бычьи детали, а также в конструкции крыши использовано дерево. Это объясняет, почему дворец загорелся, когда Александр Македонский поджег его.

Третье изображение слева представляет собой более подробный технический рисунок «Талар-и-Тахт» или 100-колонного зала. Обратите внимание на многослойность крыши, детализацию краев крыши, оконные конструкции и техническую детализацию опор конструкции.

Последняя фотография справа представляет собой панорамный вид на дворец Дария Великого в Персеполе снаружи. Детали рельефов Персеполя изображены: можно отметить символические сцены нападения львов на быков в сопровождении двух групп персидских солдат, защищающих (в данном случае символически) инфраструктуру наверху.

Чертеж реконструкции дворца Дария в Сузах
Глазурованные кремниевые кирпичи с изображением пальм в виде цветов (ок. 510 г. до н. э.) из дворца Дария Великого в Сузах. Обратите внимание на яркую окраску, сохраненную благодаря конструкции, защищенной от непогоды путем заглубления. В настоящее время предмет выставлен в Лувре , Франция.
Еще один декоративный терракотовый фриз из дворца Дария Великого в Сузах, изображающий нечто вроде спиралей. Обратите внимание на синий цвет и сходство с океаном.

Сузы были древним городом (5500 г. до н.э.) еще во времена Ахеменидов. Сузы стали частью Империи Ахеменидов в 539 г. до н. э. и были расширены Дарием Великим за счет строительства дворца Дария, а затем и дворца Артаксеркса II . Во дворце была уникальная Ападана, напоминавшая зал в Персеполе, за исключением того, что этот зал был намного больше, чем его аналог в Персеполе, и занимал площадь около 9200 квадратных метров. [30] Кир Великий выбрал Сузы в качестве места для одного из своих укреплений, построив там стену, которая была значительно выше, чем старые стены, построенные эламитами. Этот выбор мог заключаться в облегчении торговли из Персидского залива на север. [16] От некогда активной столицы остались пять археологических курганов, которые сегодня расположены в современном Шуше на юго-западе Ирана и разбросаны на площади более 250 гектаров. [31]

Конструктивные детали

[ редактировать ]

Проект Дария своего дворца в Сузах структурно и эстетически напоминал бы Персеполь, но включал бы в себя больше местного колорита. В сооружении находился большой тронный зал или Ападана, похожий на Ападану Персеполя. Эта версия Ападаны в Сузах будет состоять из трех портиков, расположенных под прямым углом друг к другу, один из которых был закрыт со всех трех сторон стенами и открывался только в южном направлении. Дворец был украшен рельефами из эмалированной терракоты с изображением идущих львов. [30]

Стены украшали замысловатые сцены с изображением лучников царя Дария, а также мотивы природы, такие как двойные быки, единороги, фасции, скручивающиеся в волюты, и пальмы, расположенные в виде цветка или колокольчика. В частности, лучники изображают уникальный симбиоз персидского, ионийского и греческого искусства того времени, вероятно, отражающий происхождение художников, первоначально нанятых Дарием Великим, и их личные размышления о законченной работе. [30] Пожалуй, самым ярким терракотовым рельефом является рельеф грифона , изображающий крылатое существо, напоминающее льва, с крыльями орла (изображение здесь не показано). Рельефы из терракотового кирпича были украшены яркими красками, часто придававшими им реалистичность.

В архитектурном отношении дворец Дария в Сузах был воплощением персидской архитектуры на пике роста империи. Первоначально построенный Дарием, а затем тщательно отремонтированный и модифицированный Артаксерксом II , он должен был отражать то же богатство и престиж, что и Персеполь. Это была попытка Дария Великого украсить свою летнюю столицу Сузы и продемонстрировать ее славу.

Для его строительства Дарий привлек египетских архитекторов и рабочих. [32] Во дворце Дария египетские карнизы каветто были введены в качестве украшения перемычек ниш, окон и дверных проемов. [33] Впоследствии такие карнизы должны были иметь все здания Персеполя. [33]

Французский археолог Марсель-Огюст Дьелафуа обнаружил остатки дворца Дария среди руин Суз, создав артефакты этого некогда великолепного сооружения, которые сейчас выставлены в Лувре , Франция. Он также написал серию архитектурных наблюдений, известную как « L'Art Antique de la Perse », которая произвела значительное впечатление на художественное сообщество сложностью архитектуры Ахеменидов. [30] Хотя Дьелафуа и его жена Джейн внесли значительный вклад в раскопки, останки Сузы были отмечены многими наблюдателями за несколько лет до этого и фактически были официально отмечены Уильямом К. Лофтусом в 1852 году. [31]

К тому времени, когда Александр Македонский вторгся в него, Сузы были богатым городом, и говорят, что ему потребовалось 10 000 верблюдов и 20 000 ослов, чтобы увезти сокровища. [16] По большей части архитектурное богатство Сузы заключается в его дворцах и церемониальных сооружениях, большинство из которых были разрушены временем или износом. Сегодня наиболее важные остатки вклада Ахеменидов в архитектуру древних Суз находятся в остатках дворца Дария Великого на месте первоначальных раскопок или хранятся в музеях зарубежных стран как персидские артефакты. Сегодня археологические остатки сооружения остаются подверженными воздействию стихии, износу и деятельности человека, и кажется, что останки Сузы будут навсегда потеряны, за исключением, возможно, нескольких избранных экспонатов, выставленных в Лувре или музеях зарубежных стран.

Ниже представлены несколько избранных фотографий из дворца Дария. На крайнем левом фото изображен знаменитый барельеф лучников из дворца Дария в Сузах. Второе изображение справа представляет собой двухмерное « ламассу » — мифическое существо с крыльями орла, головой человека и телом льва. На изображении посередине изображено основание колонны из дворца Дария в Сузах, по краю которой на трех языках (вавилонском, эламитском и древнеперсидском) написано, что Дарий — «великий царь царей». "

Накш-э Рустам

[ редактировать ]
Панорама Накш-э Рустам. горного комплекса

Накш-э-Рустам — археологический памятник, расположенный примерно в 6 км к северо-западу от Персеполя в районе Марвдашт в провинции Фарс Ирана. [34] Наш-э-Рустам действует как некрополь царей Ахеменидов, но является важным историческим объектом, поскольку здесь также размещались древние эламские рельефы, а также более поздние рельефы царей Сасанидов . Накш-э Рустам — не настоящее название этого массивного сооружения, а новоперсидское составное слово, состоящее из «Накш», означающего «лицо» или «фасад», и « Рустам », относящегося к герою персидского эпоса « Шахнаме » . Эламиты , , Ахемениды и Сасаниды жили за столетия до составления «Шахнаме» персидским поэтом Фердоуси и поэтому это название является неправильным употреблением, результатом великой амнезии персов об их древнем прошлом, которая охватила их после завоевания. арабами. [35]

Вид с воздуха на участок. «К» обозначает «Куб Зороастра». Буквы (A, B, C, D) обозначают гробницы Дария II , Артаксеркса I , Дария Великого и Ксеркса I соответственно. Цифры - сасанидские рельефы.

Таким образом, название является ретроспективным творением из-за отсутствия исторических документов и каких-либо полных знаний о его происхождении. В древней Персии это сооружение выходило на давно исчезнувший город Истахр, до которого легко добраться из Персеполя. Истахр имел религиозную роль, поскольку это было место, где Ахемениды почитали водную богиню Анахиту . Сооружение высечено в местной известняковой скале и содержит погребальные камеры Дария Великого , Ксеркса I , Артаксеркса I и Дария II , всех ахеменидских монархов Персии. Есть и незавершенная гробница, так как в скале высечена только ее нижняя крестообразная рука, а остальная часть незавершена. Предполагается, что он принадлежал царю Дарию III . [34] [35]

Короли были похоронены за фасадом и скальным рельефом , который напоминал точное изображение собственного дворца короля и его структурных деталей. Точность фасада и его связь с реальной структурой царских дворцов настолько близка, что они почти дают представление о том, как эти сооружения выглядели бы до того, как время превратило их в руины; Гробница Дария Великого, например, отражает его дворец в Персеполе «Тахар» даже по масштабу и размерам. [35]

Гробницы высечены на склоне горы в форме креста ( древнеперсидский : халипа фон горы ), вдавлены в известняковый и приподняты над землей. Рельеф, который находится во вдавленном кресте, - это тот, который изображает дворец соответствующего царя, а также изображает на его крыше рельефную фигуру царя, молящегося Ахурамазде , или, что большинство считает отсылкой к зороастрийской иконе Фаравахар . [35]

Одной из загадочных особенностей комплекса является кубическое каменное сооружение высотой 12,5 метров и шириной около 7 метров, называемое « Кааба-йе Зартошт », что в переводе означает «Куб Зороастра », предположительно построенное во времена Эпоха Ахеменидов, модифицированная и измененная в эпоху Сасанидов. По форме здание имеет кубическую форму, с боковыми слепками, напоминающими окна, и разрушенной лестницей, ведущей к небольшой двери спереди, ведущей в совершенно пустой интерьер. [34] [35] Существуют различные предположения относительно его функции, обсуждаемой ниже.

В сооружении когда-то находился древний эламский рельеф, который почти полностью заменен сасанидскими рельефами. Сегодня от эламского вклада в эту гору осталась только фигура человека. Более поздние Сасаниды также создали свою собственную историческую подпись на сооружении, названном Накш-э Раджаб . Несмотря на то, что исследование архитектурных достижений Сасанидов многочисленно и очень подробно, оно проливает свет на некоторые архитектурные достижения периода правления второй Персидской империи.

Кааба-йе Зартошт

[ редактировать ]
Крупный план Кааба-е Зартошт («Куб Зороастра»): лестница, узкий проем и слепые окна. Обратите внимание на его расположение во впадине, а также на уникальную прямоугольную маркировку на фасаде.

Это загадочное сооружение высотой около 12,5 метров (около 35 футов) имеет линейную кубическую форму и квадратное основание (около 22 футов по сторонам). [14] построенный в выкопанной прямоугольной впадине, имеющей на всех сторонах, кроме одной, четыре прямоугольных впадины, напоминающие глухие окна, и множество мелких прямоугольных впадин на фасаде, разбросанных между глухими окнами, а также стороной, на которой находится лестница. Лестница ведет к небольшой двери (размером 5 на 6 футов), ведущей во внутреннюю квартиру площадью около 12 квадратных футов. [14] На крыше сооружения находится минимальный антаблемент повторяющегося квадратного узора. [14] Вся конструкция расположена на приподнятой каменной платформе, состоящей из нескольких каменных плит, расположенных последовательно меньшего размера, но в концентрической последовательности пирамидальной формы. Это сооружение загадочно как по своему эстетическому выбору, проявляющемуся в довольно странном дизайне, так и по фасаду, а также по своему расположению и предполагаемой функции.

«Зендан-и-Сулейман» или Тюрьма Соломона в Пасаргадах . Обратите внимание на невероятное сходство этого сооружения с «Кубом Зороастра» (показанным слева) вплоть до деталей фасада.

С одной стороны, его близость к гробницам царей и его простой дизайн, по мнению некоторых ученых, указывают на то, что куб был зороастрийским храмом, а Накше-Рустам был чем-то большим, чем просто местом для скорби об умерших королях. , но грандиозный праздничный центр, где в праздничные дни собирались толпы, чтобы наблюдать, как царь молится Ахурамазде , и наслаждаться величием сооружения, молясь Ахурамазде. [35] Это, безусловно, было бы логично, поскольку город также соседствовал с Истахром , крупным религиозным и культурным центром. Однако концепция использования храма в качестве святилища огня маловероятна, поскольку в нем нет общей вентиляции для дыма и газов, а также потому, что он настолько радикально отличается в архитектурном и эстетическом отношении от других хорошо известных современных храмовых объектов в Парсе . [36]

Любопытно, что дизайн хоть и уникален, но не единственный в своем роде. Расположенный недалеко от Куба Зороастра, в Пасаргадах и поныне существуют остатки сооружения, очень похожего по своей квадратной форме и конструкции на « Куб Зороастра », называемого « Зендан-и-Сулейман ». [14] Имя «Зендан-и-Сулейман» представляет собой сложное слово, состоящее из слов «Зендан», что по-персидски означает «тюрьма», и «Сулейман», что является местным персидским диалектным именем царя Соломона , что переводится как «Тюрьма». Соломона». Конструктивно и «Тюрьма Соломона», и «Куб Зороастра» имеют одинаковую кубическую форму и даже напоминают друг друга в мельчайших деталях, включая фасад и размеры. Название «Тюрьма Соломона», конечно, неверное, поскольку Соломон никогда не возводил это сооружение. Этот термин, должно быть, возник в результате персидской тактики, предложенной местными персами, направленной на защиту как Кира Великого , гробницы так и окружающих построек, включая этот храм, от вторжения арабов и разрушения, назвав мавзолей «гробницей Мать Соломона» и храм в Пасаргадах, «Тюрьма Соломона». [17]

Как и «Куб Зороастра», функция «Тюрьмы Соломона» до конца не изучена. Существуют теории о том, что сооружения использовались в качестве хранилища предметов династического или религиозного значения, а также теории о том, что это храм огня. [14] Следует также отметить, что структуры, существующие сегодня, не являются просто работой архитекторов Ахеменидов, они были изменены и улучшены Сасанидами, которые также использовали их для своих праздничных и политических нужд.

Бехистунская надпись

[ редактировать ]
Бехистунская надпись

Высеченная высоко на горе Бехистун в Керманшахе , можно найти надпись Бехистун, текст, выгравированный на камне горы, описывающий, как Дарий стал царем Персии после предыдущего правителя ( Камбиза II ) и как он сверг маг, узурпатор престола. [37] В этой надписи Дарий также подробно описывает своих сатрапов и описывает свое положение как царя и императора Персидской империи.

Схематическое изображение Бехистунской надписи. Примечание слева направо: двое стражников, служащих Дарию Великому, сам царь, переступающий через предполагаемого узурпатора Гаумату, группа магов -заговорщиков Гауматы в цепях перед царем.

С архитектурной точки зрения надпись в Бехистуне представляет собой масштабный проект, который повлек за собой врезание в необработанный край горы для создания барельефных фигур, как показано на фотографиях выше. Гора Бехистун возвышается примерно на 1700 футов и является частью горной цепи Загрос в Иране . Расположение горы идеально: она находится недалеко от Экбатаны и Вавилонии . [38] Сам барельеф расположен примерно в 300 футах над подножием горы. Фигуры представляют двух королевских солдат, самого короля, стоящего над павшим узурпатором и пленниками нескольких наций, возможно, диссидентами или сообщниками. Сама надпись написана клинописью на древнеперсидском , вавилонском и мидийском языках . [38]

Надпись интерпретируется и расшифровывается с помощью многих интеллектуалов и ученых, но считается, что востоковед сэр Генри Роулинсон сыграл наиболее важную роль в процессе расшифровки произведения. [38] Частично понимание текста сегодня является таким ярким благодаря самому Дарию Великому, поскольку он написал сообщение надписи на трех языках и, таким образом, позволил современным ученым расшифровать один язык и проследить два других, поскольку сообщение было по существу одинаковым во всех трех формах. В этом смысле Бехистунская надпись является не только значительным архитектурным произведением, но и важным лингвистическим инструментом, столь же важным для понимания Старого Света древней Персии и ее языков, как Розеттский камень для понимания Древнего Египта и его языков. [39]

Наследие и влияния

[ редактировать ]

Элементы ахеменидского стиля можно увидеть в современной иранской архитектуре . Здания, построенные династией Пехлеви , в частности, демонстрируют обширное влияние архитектуры и искусства Ахеменидов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бордман Дж. Персия и Запад: археологическое исследование происхождения искусства Ахеменидов . Темза и Гудзон. 2000. с. 102-122.
  2. ^ Андре-Сальвини Б. Забытая империя: Мир Древней Персии . Издательство Калифорнийского университета. 2005. с. 54.
  3. ^ Талебиан М.Х. Персия и Греция: роль культурного взаимодействия в архитектуре Персеполя-Пасаргад . 2008.
  4. ^ Чарльз Генри Каффин (1917). Как изучать архитектуру . Додд, Мид и компания. п. 80 .
  5. ^ Фаллахфар, Саид (2010). Словарь иранских традиционных архитектурных терминов (персидский: словарь традиционных иранских архитектурных терминов) . Публикации Камьяба. п. 44. ИСБН  978-964-350-316-1 . LCCN   2010342544 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Марко Буссагли (2005). Понимание архитектуры . ИБТаурис. п. 211. ИСБН  9781845110895 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чарльз Гейтс (2003). Древние города: археология городской жизни на Древнем Ближнем Востоке и в Египте, Греции и Риме . Психология Пресс. п. 186. ИСБН  9780415121828 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рональд В. Ферье (1989). Искусство Персии . Издательство Йельского университета. стр. 27–8. ISBN  0300039875 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2006 г.). «Пасаргады» . Проверено 26 декабря 2010 г.
  10. ^ Д. Стронах, Пасаргады. Отчет о раскопках, проведенных Британским институтом персидских исследований с 1961 по 1963 год, Оксфорд, 1978 год (основной справочник по гробнице Кира). С. 26-39, пожалуйста. 19-39.
  11. ^ ((Греч.) Луций Флавий Арриан) (Англ.) Арриан - (пер.) Чарльз Декстер Кливленд (1861) Сборник классической литературы: включающий избранные отрывки, переведенные из греческих и римских писателей, с биографическими очерками Биддла. п. 313-314
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ((Греч.) Луций Флавий Арриан) (Ан.) Арриан - (пер.) Чарльз Декстер Кливленд (1861). Сборник классической литературы: включающий избранные отрывки, переведенные сочинениями греческих и римских писателей, с биографическими очерками . Биддл. п. 313.
  13. ^ Авраам Валентайн Уильямс Джексон (1906). Персия в прошлом и настоящем . Компания Макмиллан. стр. 278 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джеймс Фергюссон (1851 г.). Восстановленные дворцы Ниневии и Персеполя: очерк древней ассирийской и персидской архитектуры, Том 5 . Дж. Мюррей. стр. 214–216 и 206–209 (Куб Зороастра: стр. 206).
  15. ^ Ральф Гриффитс; Джордж Эдвард Гриффитс (1816 г.). Ежемесячный обзор . Принтерс-стрит, Лондон. стр. 509 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Эдин Кремин (2007). Archaeologica: наиболее значимые места и культурные сокровища мира . Фрэнсис Линкольн Лтд., стр. 227–29. ISBN  9780711228221 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эндрю Берк; Марк Эллиот (2008). Иран . Одинокая планета. п. 284.
  18. ^ Джеймс Д. Кокрофт (1989). Мохаммад Реза Пехлеви, шах Ирана . Издательство «Челси Хаус». ISBN  9781555468477 .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Илья Гершевич (1985). Кембриджская история Ирана: мидийский и ахеменидский периоды, Том 2 . Издательство Кембриджского университета. стр. 392–398. ISBN  9780521200912 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Р. Шмитт; Д. Стронак (15 декабря 1986 г.). «АПАДАНА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 23 января 2011 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джордж Бойс-Стоунз; Барбара Грациози; Фирозе Васуния (2009). Оксфордский справочник по эллинистике . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 42–47. ISBN  9780199286140 .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Л. Мэйс; М. Моради-Джалал; и др. (2010). Древние водные технологии . Спрингер. стр. 95–100. ISBN  9789048186327 .
  23. ^ Ральф Грейвс (15 октября 1971 г.). «Потрясающее место для 2500-летия» . Журнал «Жизнь». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  24. ^ Лаура Форман (2004). Александр Завоеватель: эпическая история царя-воина, Том 2003 . Да Капо Пресс. п. 152. ИСБН  9780306812934 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  25. ^ О'Брайен, Джон Максвелл (1994). Александр Македонский: Невидимый враг: Биография . Психология Пресс. п. 104 . ISBN  978-0-415-10617-7 .
  26. ^ Соломон Александр Нигосян (1993). Зороастрийская вера: традиция и современные исследования . McGill-Queen's Press. стр. 47–48 . ISBN  9780773511446 .
  27. ^ Н. Н. Амбрасейс; КП Мелвилл (2005). История персидских землетрясений . Издательство Кембриджского университета. п. 198. ИСБН  9780521021876 .
  28. ^ Реза Аслан (30 апреля 2006 г.). «Эпос Ирана» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 января 2011 г.
  29. ^ Жорж Перро; Чарльз Чипьез (1892). История искусства в Персии . Чепмен и Холл, ограничено. стр. 336–43 и другие.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Джулио Каротти (1908). История искусства Дакворт и Ко. стр. 100-1 94 –7.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвид Ноэль Фридман; Аллен С. Майерс; Астрид Б. Бек (2000). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 1258. ИСБН  9780802824004 .
  32. ^ Кент, Роланд Г. Древнеперсидский: грамматика, тексты, лексика . 1953. с. 143.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Порада Э. Классическая ахеменидская архитектура и скульптура . Кэмб. Хист. Иран II. Нью-Йорк. 1985. с. 793-827.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джин Ральф Гартвейт (2005). Персы . Уайли-Блэквелл. стр. 51–55. ISBN  9781405144001 .
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пол Кривачек (2004). В поисках Заратустры: по Ирану и Центральной Азии в поисках первого в мире пророка . Random House, Inc., стр. 88–90. ISBN  9780307426352 .
  36. ^ Али Сами (1956). Пасаргады: старейшая имперская столица . Типография Мусави. стр. 90–94.
  37. ^ Джон Китто; Генри Берджесс; Бенджамин Харрис Каупер (1856). Журнал священной литературы и библейских записей, том 3 . А. Хейлин. стр. 183–5.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Филип Смит (1865 г.). История мира от самых ранних записей до наших дней: древняя история, Том 1 . Д. Эпплтон . п. 298 .
  39. ^ Дж. Пулос (2008). Дарий Великий . Издательство информационной базы. стр. 38–9. ISBN  9780791096338 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5c8a5bb724ae228b809fe33f9ebd036__1721667360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/36/c5c8a5bb724ae228b809fe33f9ebd036.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Achaemenid architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)