Купол Солтании
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() | |
Расположение | Солтания , провинция Занджан , Иран |
Часть | Солтания |
Критерии | Культурные: (ii), (iii), (iv) |
Ссылка | 1188-001 |
Надпись | 2005 г. (29-я сессия ) |
Область | 14,8 га (37 акров) |
Координаты | 36 ° 26'2,3 "N 48 ° 47'45,7" E / 36,433972 ° N 48,796028 ° E |
Купол Солтании ( персидский : گنبد سلطانیه ) в Солтания городе , провинция Занджан , Иран , традиционно так называемый, представляет собой комплекс руин, сосредоточенный на мавзолее монгольского правителя Иль-хана Олджейту , также известного как Мухаммад Ходабандэ. Предполагаемый 200-тонный купол имеет высоту 49 метров (161 фут) от основания и в настоящее время находится на капитальном ремонте. Другие названия, под которыми известен Купол Солтании, - это Купол Олджейту, Купол Султании, Могила Олджейту и Гонбад-э-Султание.
Главное здание, построенное между 1302 и 1312 годами нашей эры , возможно, имеет самый старый двойной купол в Иране. [1] идею о конструкции выдвинул ученый Марсель-Огюст Дьелафуа . Это один из крупнейших кирпичных куполов в мире, который находится на теоретическом инженерном пределе кирпичного купола, и третий по величине купол в мире после куполов Флорентийского собора и собора Святой Софии . Большая часть его внешнего убранства утрачена, но внутри сохранились великолепные мозаики , фаянс и фрески . Купол Солтании проложил путь к более смелым купольным конструкциям в иранском стиле в персидском мире, таким как Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави и Тадж-Махал . Его значение в исламском мире можно сравнить с значением для Брунеллески купола христианской архитектуры. [2]
История и меценатство
[ редактировать ]Монгольское вторжение в исламский мир началось с завоевания восточного Ирана в 1221 году и в конечном итоге положило конец периоду правления Аббасидов (750-1258). Монголы завоевали большую часть Западной Азии, а ветвь династии, известная как Ильханиды ( 1256–1353), сосредоточила большую часть своей власти в Иране. [3]
Присутствие монголов в Иране ознаменовалось переходом от традиционных городов, зависящих от сельскохозяйственных внутренних районов, к городам с упором на доступ к пастбищам. [1] Примером этого нового типа монгольского города был город Султанийя на северо-западе Ирана. Аргун, ильханидский правитель Ирана в то время, сделал Султанию своей летней столицей. Его сын Мухаммад Олджейту Худабанда способствовал развитию города и превратил его в столицу империи. После смерти Олжейту город начал неуклонно приходить в упадок. Сегодня осталось только два здания, свидетельствующие о былом богатстве и важности Султании: восьмиугольная гробница Купола Солтании и прилегающая к ней ханака , здание, спроектированное специально для суфийских собраний в качестве духовного убежища. Качество сохранившейся гробницы свидетельствует о богатстве покровительства ей со стороны султана Олджейту. [4]
Большая купольная гробница Олджейту должна была конкурировать с колоссальной гробницей, построенной сельджукским султаном Санджаром в Мерве в 1157 году. Гробница Олджейту имеет восьмиугольный план, как и гробница Ахмеда Санджара , причем оба комплекса спонсируются двором Ильханидов. и считались одними из самых престижных зданий того времени. [5]
Объект всемирного наследия Гонбад-э-Султания был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2005 года. Он соответствовал конкретному историческому ландшафту, отвечающему критериям ЮНЕСКО, состоящему из четырех характеристик: древние и исторические памятники, фермы, городские пейзажи и историческая трава Солтании. . [6]
Архитектура и дизайн интерьера
[ редактировать ]Купол Солтении был одним из крупнейших религиозных сооружений 14 века. [7] и использовался для множества функций, таких как чтение Корана, молитва, обучение, жилье и медицинские цели.
В конструкции купола с двойной оболочкой использовалась переплетенная арочная сеть «елочка». Купол Солтании был одним из первых, кто использовал этот узор в Иране, и уникален тем, что в качестве материала был выбран кирпич, поскольку в предыдущих подобных архитектурных сооружениях часто использовалось дерево. [2]
Что касается интерьера гробницы, то она отделана плиткой и штукатуркой. Внутренние стены айванов украшены белыми надписями, выделяющимися на синем фоне. Нижняя сторона айванов оштукатурена полосами орнамента, позднее раскрашенными. Значительная надпись, очерченная стрельчатыми формами, вырезанными на ткани, окружает весь купол. Галереи имеют низкие деревянные или мраморные перила. На окнах установлены бронзовые сетки, а также бронзовые ручки и шарики, украшенные золотом и серебром. [8]
Согласно исламской традиции, могила Олджейту была помещена в саду, известном в Коране как равда . Это слово также было добавлено на перила гробницы пророка Мухаммеда в Медине. [9] Из-за этого равда стала названием погребальных сооружений в Иране. Таким образом, могила Олжейту называлась равда . Кроме того, Олджейту позаботился о том, чтобы вода могла успешно храниться и использоваться в комплексе с помощью канатов и колодцев. Канат — это наклонный вниз канал, предназначенный для транспортировки воды. Благодаря этому флора и фауна, окружавшие гробницу, смогли сохраниться надолго; в частности, «сады вокруг комплекса гробниц все еще поддерживались в семнадцатом веке». [9]
16 век. Иллюстрация, сделанная Матракчи Насухом, показывает, что фасад комплекса был разделен на два этажа, «окружен минаретами и увенчан пятью куполами». [10] Согласно более позднему рисунку гробницы, сделанному Фланденом и Косте, можно увидеть возможные свидетельства того, что из северо-восточного угла выступает верхняя стена. [11]
Влияние на другие памятники
[ редактировать ]Поскольку гробница Олджейту была одним из самых значительных произведений своего времени, она стала источником вдохновения для многих других комплексов, как внутри, так и за пределами культуры Ильханидов. Отличительные черты комплекса позже были обнаружены на многих других памятниках, например, размещение парных минаретов над порталом. Эта тенденция началась в период Сельджуков, а затем стала обычным явлением в постройках Ильханидов. [12]
Гробница Олджейту, как и другие гробницы Ильханидов, была интегрирована в огромный комплекс, которого больше нет. Эти комплексы были «предшественниками типа крупных спланированных погребальных комплексов, известных как куллие, которые (были) построены османами в Бурсе и других местах, начиная со второй половины четырнадцатого века». [13]
Еще одна тенденция, заимствованная из гробницы Олжейту, - это стиль пяти куполов, расположенных над порталом. Голубая мечеть, построенная Салихой Ханум в Тебризе, была вдохновлена этим проектом; его портал и выступающее святилище были очень похожи на комплекс Олжейту. Эта знаменитая гробница Олджейту послужила источником вдохновения для нескольких императорских монгольских гробниц, даже Тадж-Махала. [13]
Купол Солтании относительно Санта-Мария-дель-Фьоре
[ редактировать ]Купол Солтании имеет много архитектурного сходства с куполом Брунелиски Санта-Мария-дель-Фьоре .
Между двумя куполами есть несколько архитектурных сходств. Конструктивно оба купола представляют собой арочную сеть из кирпичей «елочкой», называемую по-итальянски «spina-di-pesce». [2] Высокий сфероконический купол Купола Солтании на восьмиугольном основании представляет собой ту же структуру, что и Санта-Мария-дель-Фьоре, с восемью ребрами, поддерживающими каждую структуру. [14]
Наконец, оба купола имеют конструкцию с двойной оболочкой. Купол Солтании был первым примером этой структуры в Иране, и некоторые ученые предполагают, что строительная система Солтании могла распространиться из Ирана в Брунеллески в Италии в течение почти столетия. [15] [14]
Многие ученые утверждают, что из-за этих и многих других сходств Купол Солтании повлиял на церковь Санта-Мария-дель-Фьоре, построенную 100 лет спустя. Однако вполне возможно, что Брунелески и его инженеры независимо друг от друга нашли одни и те же решения аналогичных архитектурных проблем, с которыми столкнулись оба купола. [14]
Галерея
[ редактировать ]- Деревня Солтания и купол в 1969 году.
- Капитальная реконструкция внутри
- Карта города Солтания XVI века
- Карта города Солтания XVI века
- вид изнутри
- Дом Солтании, осень 2014 г.
- Купол Солтании зимой 2010 года.
- Купол Солтании зимой 2010 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Блэр, Шейла С., Монгольская столица Султания, «Империал». Иран , Том. 24 (1986). Тейлор и Фрэнсис, ООО, стр. 139.
- ^ Jump up to: а б с Али Ирани, «Структурная оценка и исторический обзор купола в Солтании», 2015 г. http://sultaniyya.org/wp-content/uploads/2015/05/Soltaniyeh_FinalPaper.pdf. Архивировано 7 ноября 2022 г. в Wayback Machine.
- ^ Ялман, Сьюзен. «Искусство периода Ильханидов (1256-1353 гг.)». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, октябрь 2001 г.
- ^ Блэр (1986), с. 142
- ^ Комарофф, Линда и Карбони, Стефано. Наследие Чингисхана: куртуазное искусство и культура в Западной Азии, 1256-1353 гг. Метрополитен-музей, 2001. с. 123
- ^ Устойчивое строительство для более чистой окружающей среды: избранные документы с Med Green Forum 2017 Всемирной сети возобновляемых источников энергии . Али Сайиг, Med Green Forum Всемирной сети возобновляемых источников энергии. Чам, Швейцария. 2019. ISBN 978-3-319-94595-8 . OCLC 1044756877 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Блэр (1986), с. 144
- ^ Элеонора Г. Симс. «Иконография внутреннего убранства мавзолея Улджайту в Султании». В «Содержании и контексте изобразительного искусства в исламском мире » под редакцией Присциллы П. Соучек, стр. 139–75. Монографии по изобразительному искусству, 44. Юниверсити-Парк, Пенсильвания, и Лондон: издательство Пенсильванского государственного университета, 1988.
- ^ Jump up to: а б Блэр (1986), с. 145
- ^ Блэр (1986), с. 144
- ^ Блэр (1986), с. 141
- ^ Д. Уилбер, Архитектура исламского Ирана: период Ильханидов (Принстон, 1955), вып. 27
- ^ Jump up to: а б Комарофф, Линда и Карбони, Стефано. Наследие Чингисхана: куртуазное искусство и культура в Западной Азии, 1256-1353 гг. Метрополитен-музей, 2001.
- ^ Jump up to: а б с Адаптировано из Института статистики ЮНЕСКО (UIS), КУПОЛ СОЛТАНИИ, ПАСТИ, КОТОРЫЙ СТАЛ СТОЛИЦОЙ ИМПЕРИИ, https://whc.unesco.org/uploads/nominations/1188.pdf , 2005 г.
- ^ Неджипоглу, Гюльру (2017). «Архитектурные диалоги в Восточном Средиземноморье: монументальные куполообразные святилища в Османской империи и Италии эпохи Возрождения», в книге Алины Пейн, Архитектура эпохи Возрождения и барокко . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. стр. 594–623. ISBN 9781444338515 .
