Армянские монашеские ансамбли Ирана
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Монастырь Святого Фаддея | |
Расположение | Иран |
Включает | |
Критерии | Культурные: ii, iii, vi |
Ссылка | 1262 |
Надпись | 2008 г. (32-я сессия ) |
Область | 129,2819 га |
Буферная зона | 655,0122 га |
Армянские монашеские ансамбли Ирана являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенным в провинциях Западный Азербайджан и Восточный Азербайджан в Иране. Это место включает в себя три группы армянских церквей, основанных между 7 и 16 веками нашей эры.
Постройки — монастырь Святого Фаддея , монастырь Святого Степаноса и часовня Дзордзора — претерпели множество реконструкций. Эти объекты были внесены в Список всемирного наследия на 32-й сессии Комитета всемирного наследия 8 июля 2008 года. Три ансамбля расположены на общей площади 129 гектаров (320 акров) и были внесены в список по критериям ЮНЕСКО (ii), (iii ), и (vi) за их выдающуюся ценность в демонстрации армянских архитектурных и декоративных традиций, за то, что они являются крупным центром распространения армянской культуры в регионе, а также за то, что они являются местами паломничества апостола Фаддея и святого Степаноса , ключевых фигур в Армении. религиозные традиции. Они представляют собой последние остатки старой армянской культуры на ее юго-восточной периферии. Ансамбли находятся в хорошей сохранности.
Расположение
[ редактировать ]Армянские монашеские ансамбли Ирана расположены в провинциях Западный Азербайджан и Восточный Азербайджан в Иране. Три церкви расположены на общей площади 129 гектаров (320 акров). [1] [2] Монастырь Святого Фаддея, также известный как «Кара Келиса» или «Черная церковь» в провинции Западный Азербайджан, находится примерно в 18 километрах (11 миль) от Маку . [3] Монастырь Святого Степаноса находится в 17 километрах (11 миль) к западу от Джульфа города , провинция Восточный Азербайджан , на северо-западе Ирана. [4]
История
[ редактировать ]Армянский народ является родным для Армянского нагорья , которое простирается до иранского Азербайджана . Армения приняла христианство в начале 4 века нашей эры. [5] Часть региона является частью исторической Армении . [6] [7] [8] Некоторые из старейших армянских часовен, монастырей и церквей в мире расположены в этом регионе Ирана. [9] а регион Иранского Азербайджана в целом является домом для старейших церквей Ирана. [10]
По непроверенным данным считается, что апостол Фаддей был похоронен на месте монастыря Святого Фаддея в I веке нашей эры, а Григорий Просветитель был ответственным за основание здесь монастыря в IV веке. [11] Однако есть зарегистрированные доказательства того, что монастырь Святого Фаддея датируется VII веком. [1] [11] Это была вторая армянская церковь, построенная после Эчмиадзинского собора. [12] [1] и был резиденцией епархии в 10 веке. Он был разрушен во время землетрясения 1319 года и восстановлен стараниями епископа Захарии в 1320-х годах. [11]
Во времена правления династии Сефевидов в 15 веке монастыри сохранились. Монастыри были заброшены в XVI и XVII веках после периода нападений османов , которые побудили многих армян эмигрировать в центральный Иран. Как только Сефевиды восстановили свое присутствие в этом районе, монастыри были вновь заселены и отремонтированы. Однако в XVIII веке этот район стал очагом конфликтов за господство между Российской, Османской и Персидской империями. Когда персы наконец получили контроль, монастыри были повреждены. В эпоху Каджара армяне восстановили контроль над монастырями, и они были восстановлены. Существующий монастырь Святого Фаддея был перестроен в 1814 году. [11] и отремонтирован в 1970-х годах. [13]
Точно так же записано, что монастырь Святого Степаноса был впервые основан в 649 году нашей эры, а новое здание было построено на том же месте в 10 веке. Это была крупная христианская церковь в истории независимости и развития Армении. [11] После того, как он пострадал от землетрясения, он был восстановлен епископом Захарией в 1320-х годах. На протяжении всего 14 века он был центром влияния христианской миссионерской деятельности в регионе. Этот период ознаменован созданием литературных рукописей и картин на религиозные темы. [11] Монастырь был перестроен в период с 1819 по 1825 год и вновь стал центром религиозной деятельности. [14] Он был отремонтирован в 1970-х годах, а затем в период с 1983 по 2001 год. [15]
Дзордзорская часовня была построена на берегу реки Макучай в Дзордзоре епископом Захарией в 1314 году в очень скромном стиле с использованием остатков более раннего религиозного памятника, датируемого X-XII веками. В период османского владычества некоторые части здания были разрушены. [11] Позже часовня оказалась под угрозой затопления из-за предполагаемой плотины, и ее пришлось перенести на новое место выше по течению. [13]
Статус всемирного наследия
[ редактировать ]Три монастыря ансамбля были внесены в 2008 году в список критериев ЮНЕСКО (ii), (iii) и (vi) за их выдающуюся ценность в демонстрации армянских архитектурных и декоративных традиций, а также за то, что они являются крупным центром распространения армянской культуры в регионе. и за то, что он был местом паломничества апостола Св. Фаддея , ключевой фигуры в армянских религиозных традициях. Они представляют собой последние остатки старой армянской культуры на ее юго-восточной периферии. Ансамбль находится в хорошей сохранности. [1]
Архитектура
[ редактировать ]
Три памятника представляют собой смесь архитектурных стилей византийской, персидской, восточно-православной, ассирийской, персидской, мусульманской и армянской культур. [1] [16] [17]
Монастырь Святого Фаддея
[ редактировать ]Ансамбль монастыря Святого Фаддея состоит из двух зон, первая из которых занимает площадь 29,85 га (73,8 акра) и включает четыре часовни и сам монастырь. Сложная стена размером 64 на 51 метр (210 футов × 167 футов) с башнями по углам окружает главный монастырский комплекс. К этой стене пристроены жилые помещения для монахов. Во внутреннем дворе основные религиозные сооружения расположены на пространстве размером 41,7 на 23,6 метра (137 × 77 футов). Большой вход построен на четырех столбах. Главная церковь — так называемая Белая церковь — построена по плану греческого креста . Он имеет зонтичный купол и колокольню. Есть еще Черная церковь, самая старая часть ансамбля, также увенчанная куполом. Внешнее художественное оформление состоит из высеченных каменных фасадов разных цветов - армянского архитектурного искусства. Орнамент в интерьере представляет собой смесь армянской и персидской тематики. К северо-востоку от главного монастыря есть еще три часовни. [17]
Вторая зона находится примерно в 2 км (1,2 мили) к юго-востоку от монастыря, занимает площадь 1,98 га (4,9 акра) и является местом расположения пятой часовни, часовни Сандокта. [11] На одном из двух кладбищ рядом с этой часовней стоит саркофаг . [17]

Saint Stepanos Monastery
[ редактировать ]Ансамбль монастыря Святого Степаноса находится в ущелье реки Аракс , граничащей с Азербайджаном. В ансамбль входят главная монастырская церковь, часовня Дарре Шам и часовня Чупан . Центральная зона монастыря занимает площадь 72,06 га (178,1 акра). Главная часовня расположена на крутом склоне внутри огороженной стены на площади 48 на 72 метра (157 × 236 футов). Рядом с монастырем построены резиденции для монахов. Длина церкви, построенной в форме греческого креста, составляет 27 метров (89 футов), а высота — 25 метров (82 фута). Четырехколонный вход увенчан двухуровневой колокольней; первый уровень имеет прямоугольную форму, а на втором уровне расположены столбы, поддерживающие зонтичный купол. Построенный в стиле армянской религиозной архитектуры, он имеет фасад из тесаного камня. Внутри церкви есть картины, основанные на аналогичных картинах Эчмиадзинского собора , которые представляют собой смесь христианских и исламских форм искусства. [17]
Ниже по течению от монастыря находится территория площадью 10,85 га (26,8 акра), на которой расположены деревня Даррешам, кладбище и связанная с ним церковь. Деревня разрушена, за исключением церкви , построенной в форме базилики с четырьмя колоннами, поддерживающими купол . На кладбище в деревне есть могилы, датированные 16 веком. [17]
Выше по течению, примерно в 10 километрах (6,2 мили) от него, находится часовня Чупан (Чупан означает «пастух»), расположенная недалеко от города Джульфа на берегу реки Аракс на площади 4,18 га (10,3 акра). Он хорошо сохранился и имеет прямоугольную форму размером 5,5 на 6,5 метров (18 футов × 21 фут). У него есть купол, который опирается на тамбур , но остальные постройки рядом с часовней находятся в руинах. [17]

Часовня Дзордзора
[ редактировать ]Старая Дзордзорская часовня расположена в долине реки Макучай и занимает площадь 0,79 га (2,0 акра). То, что существует сейчас, является остатком большого монастыря, который когда-то существовал здесь, поскольку вся часовня была перенесена на новое место, находящееся на расстоянии 600 метров (2000 футов) из-за затопления в результате плотины, построенной на реке. [15] Перед демонтажем здания были составлены подробные планы и пронумерованы демонтированные элементы, чтобы их можно было снова собрать по той же конструкции на новом месте. Из 1500 камней, использованных на новом участке для восстановления часовни с куполом, только 250 были новыми камнями, поскольку все пронумерованные камни со старого участка удалось собрать по плану. Эта реконструкция проводилась в период 1987–88 годов. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Сотрудники ЮНЕСКО и .
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, 2008 г. , с. 52.
- ^ Такер 2015 , с. 171.
- ^ Берк и Эллиотт 2008 , с. 157.
- ^ Энциклопедия Ираника 1986 .
- ^ Амурец и Кашефф 1986 .
- ^ Блум и Блэр 2009 , с. 215.
- ^ Бурнутиан 2002 , стр. 5.
- ^ Сотрудники иранского студенческого информационного агентства, 2013 г.
- ^ Иранское камерное общество, без даты .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Центр всемирного наследия ЮНЕСКО 2008 , с. 54.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, 2008 г. , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Центр всемирного наследия ЮНЕСКО 2008 , с. 56.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, 2008 г. , с. 54-55.
- ^ Jump up to: а б с Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, 2008 г. , стр. 55–56.
- ^ Этередж 2011 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Центр всемирного наследия ЮНЕСКО 2008 , с. 53.
Библиография
[ редактировать ]- Амурец, А.; Кашефф, М. (1986). «АРМЯНЕ СОВРЕМЕННОГО ИРАНА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 29 июня 2016 г.
- Блум, Джонатан; Блер, Шейла С., ред. (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195309911 .
- Бурнутиан, Джордж (2002). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) (2-е изд.). Издательство Мазда. ISBN 978-1568591414 .
- Берк, Эндрю; Эллиотт, Марк (2008). Иран. Эдиз. Английский . Одинокая планета. ISBN 978-1-74220-349-2 .
- Иранское камерное общество (б. д.). «Иранская архитектура и памятники: исторические церкви в Иране» . Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 28 июня 2016 г.
- Энциклопедия Ираника (1986). «Армения и Иран ii. Доисламский период» . Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 28 июня 2016 г.
- Этередж, Лаура (январь 2011 г.). Иран . Издательская группа Розен. ISBN 978-1-61530-308-3 .
- Сотрудники иранского студенческого информационного агентства (7 мая 2013 г.). «Самая древняя армянская церковь в мире в Иране» . Информационное агентство иранских студентов . Архивировано из оригинала 12 января 2020 года . Проверено 28 июня 2016 г. - через Payvand.
- Такер, Джонатан (2015). Шелковый путь – Центральная Азия: попутчик . ИБТаурис. ISBN 978-1-78076-925-7 .
- Сотрудники ЮНЕСКО (б. д.). «Армянские монашеские ансамбли Ирана» . Организация ЮНЕСКО . Проверено 25 ноября 2015 г.
- Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (2008 г.). «Оценка консультативного органа: армянские монашеские ансамбли Ирана» (PDF) . Организация ЮНЕСКО . Проверено 28 ноября 2015 г.