Jump to content

Татевский монастырь

Координаты : 39 ° 22'46 "N 46 ° 15'00" E  /  39,379367 ° N 46,250031 ° E  / 39,379367; 46.250031
Татевский монастырь
Татевский монастырь
Монастырский комплекс Татев и его укрепления
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Расположение
Расположение Татев , Область Сюник , Армения
Татевский монастырь находится в Армении.
Татевский монастырь
Показано в Армении
Географические координаты 39 ° 22'46 "N 46 ° 15'00" E  /  39,379367 ° N 46,250031 ° E  / 39,379367; 46.250031
Архитектура
Стиль Армянский
Новаторский 8 век

Татевский монастырь ( армянский : Տաթևի վանք , латинизированный : Татеви ванк ) — армянский апостольский христианский монастырь 9-го века, расположенный на большом базальтовом плато недалеко от села Татев в Сюникской области на юго-востоке Армении . Термин «Татев» обычно относится к монастырю. Монастырский ансамбль стоит на краю глубокого ущелья реки Воротан . Татев известен как резиденция епископства Сюника и сыграл значительную роль в истории региона как центр экономической, политической, духовной и культурной деятельности.

Монастырь Татев считается одним из двух самых известных монастырей в Армении, наряду с Нораванк в провинции Вайоц Дзор . [ 1 ]

В XIV и XV веках в монастыре находился один из важнейших армянских средневековых университетов — Татевский университет, который способствовал развитию науки, религии и философии, воспроизведению книг и развитию миниатюрной живописи . Ученые Татевского университета внесли свой вклад в сохранение армянской культуры и вероисповедания в один из самых бурных периодов ее истории.

Восстановление монастыря, восстановление его образовательного наследия и возрождение монашеской жизни в Татеве является одной из главных целей Программы возрождения Татева, частью которой является канатная дорога «Крылья Татева» . [ 2 ] канатная дорога от Татева до села Алидзор , открытая в октябре 2010 года. [ 3 ] [ 4 ] Она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как «самая длинная в мире беспосадочная двухпутная канатная дорога». [ 5 ]

Этимология

[ редактировать ]

По традиции, Татевский монастырь назван в честь Евстатея, ученика святого апостола Фаддея , который проповедовал и принял мученическую смерть в этом регионе. Его имя превратилось в Татев. [ 6 ]

Народная этимология включает в себя легенду, повествующую о событии, связанном со строительством главной церкви, где строитель падает в пропасть, завершая окончательную конструкцию купола, и во время падения он называет "Та Тев" в значении - дай мне крылья. . Народная легенда гласит, что он спустился невредимым. где ученик тайно поднимается на вершину шпиля, намереваясь установить крест собственного дизайна. Однако во время спуска ученика замечает его хозяин. Потрясенный своим открытием, ученик теряет точку опоры и падает в пропасть, взывая к Богу даровать ему крылья, что по-армянски звучит: «Та Тев». [ 7 ]

Иллюстрация монастыря 1881 года.
Монастырь ок. 1920 год
Вид на монастырь и окрестности, 2016 г.
Церковь Святых Павла и Петра на закате
Церковь Святого Григория Просветителя
Церковь Святой Богородицы

Татевский монастырь расположен на юго-востоке Армении , в районе древнего армянского Сюника , недалеко от города Горис и в 280 км от Еревана . Плато Татев использовалось с дохристианских времен, где находился языческий храм. Храм был заменен скромной церковью после христианизации Армении в IV веке. [ 7 ]

Развитие Татевского монастыря началось в 9 веке, когда он стал резиденцией епископа Сюника. в своей «Истории Сюникской области Историк Степанос Орбелян » описывает строительство новой церкви рядом со старой в 848 году при финансовой помощи принца Филиппа Сюникского . С ростом экономического и политического значения центра ветшающие постройки перестали соответствовать его требованиям, и поэтому епископ Ованес (Иоанн) получил финансовую помощь князя Ашота Сюникского для строительства нового монастыря. [ 6 ]

В начале 11 века в Татеве проживало около 1000 монахов и большое количество ремесленников. В 1044 году вооруженные силы соседних эмиратов разрушили церковь Святого Григория и окружающие ее постройки, которые вскоре после этого были реконструированы. В 1087 году к северу от комплекса была построена церковь Святой Марии. Монастырь сильно пострадал во время нашествия сельджуков в 12 веке и землетрясения в 1136 году. В 1170 году турки-сельджуки разграбили монастырь и сожгли около 10 000 рукописей. Монастырь был перестроен стараниями епископа Степаноса ближе к концу 13 века. [ 8 ]

Во время монгольского правления монастырь был освобожден от налогов. Он восстановил свою экономическую мощь с помощью семьи Орбелянов. Его влияние еще больше возросло, когда в 1286 году Орбеляны взяли под свой контроль монастырь, Степанос Орбелян был рукоположен в митрополита и сумел воссоединить в своем владении ряд соседних епархий. С основанием университета в 14 веке Татев стал главным центром армянской культуры. [ 8 ]

Во время Тимура Лейна походов на Сюник (1381–1387 гг.) Татев был разграблен, сожжен, значительная часть его территорий лишена собственности. Монастырь получил дополнительный удар во время вторжения Шахрукха в 1434 году. [ 8 ]

Монастырь возродился в 17-18 веках; его конструкции восстанавливались и добавлялись новые. Он был снова разграблен во время вторжения персидских войск под предводительством Ага Махмет-хана в 1796 году. [ 8 ] В 1836 году царская Россия положила конец митрополичьей власти Татева путем введения Пологении, и Сюник вошел в состав Ереванской епархии. [ 9 ]

26 апреля 1921 года 2-й Панзангезурский конгресс, состоявшийся в Татеве, провозгласил независимость Республики Горная Армения . В состав государства входили районы Татевского каньона, Сисиана и Гндеваза. город Горис Столицей непризнанного государства стал Гарегин Нжде , верховным главнокомандующим которого стал .

Монастырь серьезно пострадал после землетрясения 1931 года , купол церкви Св. Церковь Павла и Петра и колокольня были разрушены. В последние годы св. Церковь Павла и Петра была реконструирована, но колокольня до сих пор остается разрушенной.

Здания монастыря

[ редактировать ]

Укрепленный Татевский монастырь состоит из трёх церквей — церкви Святых Павла и Петра, церкви Святого Григория Просветителя и церкви Святой Богородицы, библиотеки, трапезной , колокольни , мавзолея , а также других административных и вспомогательных построек. [ 8 ]

Церковь Святых Павла и Петра была построена между 895 и 906 годами. В 1043 году к южной стене церкви был пристроен арочный зал. Вскоре в 1087 году вдоль северных укреплений была пристроена церковь Пресвятой Богородицы. В 1295 году разрушенная во время землетрясения церковь Святого Григория Просветителя была заменена новой по инициативе тогдашнего епископа Степаноса Орбеляна . В 1787 году мавзолей армянского богослова Григория Татевского к западной стене церкви Святого Григория был построен притвор , а к концу 19 века у западного входа в церковь Святого Павла и Святого Павла были пристроены и звонница. Питер. [ 8 ]

Помимо зданий, монастырь может похвастаться вертикальным маятником , известным как Гавазан (посох). Эта колонна была построена в 10 веке после завершения строительства церкви Павла и Петра и относительно невредимой пережила многочисленные вторжения и землетрясения. [ 8 ]

В 14 веке к югу, западу и северу от монастыря были построены укрепления со зданиями для проживания, управления и других целей. В XVIII веке были пристроены резиденция епископа, кельи для монахов, склад, столовая, кухня, пекарня и винодельня. Вдоль главных укреплений было построено шестнадцать прямоугольных классов, перекрытых сводчатыми потолками. [ 8 ]

К северо-востоку от монастыря, за пределами укреплений, находится пресс для оливок . Он имеет четыре производственных помещения, в том числе два куполообразных складских помещения и камеры прессования со сводчатыми потолками. Эта мельница является одной из наиболее хорошо сохранившихся в Армении и является прекрасной иллюстрацией прессов для оливок, построенных в регионе в средние века . [ 8 ]

Школьные постройки Татевского монастыря характеризуют архитектурный стиль монастырской образовательной архитектуры, использовавшийся в период позднего средневековья. [ 8 ]

Церковь Святых Павла и Петра

[ редактировать ]
План церкви Святых Павла и Петра

Церковь Святых Павла и Петра посвящена двум апостолам Христа. Его еще называют церковью апостолов или собором. Вероятно, эта церковь была построена на месте старой церкви и также унаследовала ее название. [ 6 ] На западной стене церкви сохранился посвященный хачкар, установленный епископом Оганесом, который дает важную историческую информацию о строительстве церкви. [ 6 ]

Церковь Святых Павла и Петра – старейшее сохранившееся сооружение монастырского комплекса. Он был построен по инициативе епископа Ованнеса и при финансовой помощи царствующего князя Ашота, его жены княгини Шушан и князей Григора Супана и Дзагика. [ 8 ]

Церковь представляет собой прямоугольную базилику , вытянутую с запада на восток. Апсида на восточной стороне содержит алтарь и окружена двумя хранилищами; по одному с каждой стороны. [ 8 ] Центральный купол с восточной стороны поддерживается двумя колоннами, а с западной опорами служат пристройки . Крыша двухъярусная, наклонная, покрытая крупной черепицей. Внутренние и внешние стены покрыты тесаными камнями. Стены и купол имеют узкие окна, позволяющие неф . освещать [ 6 ] Восточный фасад содержит ниши , увенчанные барельефами с портретами его благодетелей, князя Ашота и принцессы Шушан, каждый из которых окаймлен защитными змеями. [ 8 ]

В 930 году стены церкви были украшены фресками по инициативе епископа Акопа Двинеци. Работу выполнили приглашенные из Константинополя французские художники , работавшие вместе с местными армянскими художниками. [ 9 ] Лица главных героев имеют восточные черты, а все надписи выполнены на армянском языке . [ 10 ] Восточную апсиду украшает сидящий на престоле Христос с Его учениками и святыми. Западная стена изображает Страшный суд , а северная стена иллюстрирует сцены Рождества Христова . [ 8 ] Лишь немногие из этих украшений сохранились до наших дней.

Церковь Святого Григория Просветителя

[ редактировать ]

Церковь Святого Григория примыкает к южной стене церкви Св. Павло-Петровский собор. Церковь была построена между 836 и 848 годами по приказу и при финансовой поддержке принца Филиппа Сюникского. [ 6 ] Он был отреставрирован в 11 веке сразу после походов сельджуков , но вновь был полностью разрушен во время землетрясения 1138 года. В таком состоянии он оставался более века до своей реконструкции в 1295 году. [ 10 ]

Церковь Святого Григория проста по конструкции. У него нет купола. В его северной и южной стенах имеется три опорных столба, на которых закреплены арки, на которых установлена ​​наклонная черепица. Его вход украшен тонкой геометрической резьбой. [ 7 ]

Церковь Святой Богородицы

[ редактировать ]

Церковь Святой Богородицы или церковь Св. Аствацацин расположена вдоль северных укреплений монастырского комплекса. Он был построен в 1087 году как второй этаж крытого мавзолея у входа. [ 8 ] Он сильно пострадал во время землетрясения 1931 года, но был восстановлен в конце 20 века. [ 6 ]

Гавазан (подвесная колонна)

[ редактировать ]

Подвесная колонна или качающаяся колонна (арм. Գավազան ) — памятник, посвящённый Святой Троице . Он расположен к югу от собора. [ 7 ] Он представляет собой колонну высотой около восьми метров, увенчанную крестом типа хачкар . Колонна датируется 10 веком; Крест датирован не ранее XVIII века, но его форма может быть основана на более раннем образце. [ 11 ] году Это уникальное сооружение, построенное в 906 , имеет общую высоту 9 метров. Что отличает Гавазан, так это его замечательная способность раскачиваться и раскачиваться, не разрушаясь, что делает его единственной структурой в комплексе, которая выдержала испытание временем и осталась нетронутой, несмотря на столетия существования. [ 12 ]

Основная цель колонны — предупреждать о незначительных подземных толчках и, таким образом, подавать сигналы раннего предупреждения о возможных землетрясениях. Колонна возвращается в вертикальное положение после перемещения. [ 7 ]

Качающаяся колонна в Татеве

Покачивающееся движение Гавазана объясняется его новаторским дизайном, в частности шарнирной конструкцией у основания колонны. Такая конструкция позволяет памятнику сохранять постоянный угол 90° к поверхности Земли, обеспечивая его баланс и устойчивость. За прошедшие годы Гавазан стал символом устойчивости и архитектурной изобретательности, привлекая посетителей со всего мира, чтобы восхититься его уникальной конструкцией и историческим значением. [ 13 ]

Качающаяся колонна в 1839 году

По описанию Степаноса Орбеляна (1250–1305) [ 14 ] живших примерно через 400 лет после предполагаемого основания, постройка колонны датируется 904 906 годами . [ 15 ] В своем ценном обзоре Айвазян и А. Бадишян отмечают, что колонна Татева по своей форме и способу строительства близка к аналогичным дохристианским колоннам. [ 16 ] Известно, что в 16 веке архиепископ Аракел, родом из Сюника , установил новый хачкар (армянский хачкар) вместо хачкара на вершине столба, который стоит и сегодня.

Невооруженным и непрофессиональным взглядом видно, что завезенный позже хачкар является инородным элементом общего вида столба с его формой и размерами. Хачкар выглядит как игрушка, поставленная на гигантский столб, который упадет куда угодно. Очевидно, что в первоначальном варианте столба на месте хачкара стояла другая эмблема в зависимости от размера и характера столба. Колонна сделана из пористого голубоватого базальта, а нынешний (вероятно, и бывший) хачкар – из туфа. Вероятно, предыдущий хачкар был более несоизмерим с внешним видом столба, что заставило Аракела изменить его. В начале X века переделку верхней части столба и установку хачкара можно было представить как законченную колонную конструкцию. Это точно такое же явление, как строительство церкви на фундаменте дохристианских культовых сооружений, превращение памятников надписей царей страны Каджанц в хачкары.

Секрет колонны

[ редактировать ]

Мнения, высказанные о функции столба, голословны и нелогичны (проверка духовно-энергетической силы священнослужителей, предупреждение о землетрясениях или оповещение о приближении вражеской конницы). Наверняка у священнослужителей не было такой духовной силы, чтобы поколебать столп своими мыслями. Если столб качнулся из-за землетрясения, то это было не предупреждение, а факт того, что землетрясение произошло, что очевидно даже человеку, находящемуся вдали от столба. А чтобы колонна качнулась от звука топота ногой множества лошадей, они должны находиться очень близко, на видимом расстоянии. Короче говоря, это детские объяснения.

Примеры подобных памятников, начиная с доисторических времен, показывают, что они имели преимущественно культовое значение (иногда их устанавливали как напоминание о памятных исторических событиях). Я думаю, что колонна Татева по своему первоначальному значению тоже была религиозной и была создана еще в дохристианские времена. Его верхнюю часть видоизменили, на нем возвели хачкар, превратили его в христианское сооружение, при этом первоначальный смысл сооружения был затемнен и забыт. Весьма вероятно, что верхняя часть колонны упала и сломалась во время разрушительного землетрясения в Мозе в 8 веке, в результате чего верхняя часть колонны была изменена и обращена в христианство.

Если мысленно убрать хачкар с вершины Татевского столба и вспомнить широко распространённые символы древнего мира, то первое, что будет претендовать на место хачкара, — это статуи-стрелы, которые археологи называют памятниками типа фаллоса. (см. рисунок 1).

Столп Татевского монастыря

Начиная с V-IV тысячелетий до нашей эры изображение стрелы получило широкое распространение в иконографии Ближнего Востока. Более поздние клинописные надписи свидетельствуют, что это была идеограмма наречия имени Мардука , старшего сына армянского бога. Мардуку поклонялись как Сыну Божьему, и он был верховным Богом Вавилона . [ 17 ] Мардук всегда изображался на памятниках Каянца (2-е тысячелетие до н.э.) с изображением дротика на багине или только дротика. Один из титулов Мардука отмечен символом, изображающим крест. Мардук — одно из примерно 70 имен Мардука, засвидетельствованных в клинописных источниках, которое идентично названию священной горы Маратук в провинции Сасон . Имя горы — высшая клятва народа Сасона.

Верховному Богу Каджантов (Урарту) в I тысячелетии до нашей эры также поклонялись как Сыну Божию. В стране Каджанта также было широко распространено использование символа, изображающего стрелу. И самое главное, на храме Сына Божия была помещена огромная стрела. Мифологические имена Мардука и Сына представляют Бога, на основе поклонения которому в семитской среде возникло христианство как секта. [ 18 ]

Поклонение этому Богу у армян продолжалось вплоть до христианизации Армении, колонна Татева ранее представляла собой огромную статую-тег высотой около 8,5м, которая была установлена ​​в комплексе, посвященном поклонению Сыну Божьему. [ 19 ]

Татевский монастырь
Татевский монастырь
Татевский монастырь

Монашеский феодализм

[ редактировать ]
Соглашение о границе между селами Хут, Шинхар и Гализур ( Алидзор ), принадлежащими Татевскому монастырю. Персидская рукопись, датированная 13 ноября 1400 г.

Татевский монастырь был феодальной организацией. [ 20 ] Вскоре после своего основания он стал известным и влиятельным монастырским центром, располагающим обширными территориями и большим количеством деревень. Самые ранние упоминания о его основании описаны в » Степаноса Орбеляна , «Истории Сюникской области где Орбелян описывает соглашение, посредством которого принц Ашот, сын принца Филиппа Сюникского, очертил ее границы. [ 6 ]

Вскоре после передачи земель крестьяне Цураберда (ныне Сваранц), Тамалека, Авеладашта и других сел отвергли власть монастыря и начали длительную борьбу с ним. Дважды протесты перерастали в открытые восстания [ 20 ] и продолжалось, с некоторыми перерывами, до 990 года, когда король Сюника Васак разрушил Цураберд и рассеял его население. Историки связывают восстания с Тондракийской ересью , появившейся в армянской истории примерно в одно время с крестьянскими восстаниями (IX–XI вв.) и также подавленной примерно в то же время. [ 21 ]

Татевская епархия владела 47 селами и получала десятину от 677 других сел. [ 22 ] Он приобрел такую ​​экономическую мощь, что в 940–950 годах епископ Акоп предпринял попытку отделения от Первопрестольного Эчмиадзина . Его сепаратистские мечты рухнули, когда католикос Анания Мокаци предал его анафеме . Окружающие регионы извлекли выгоду из ослабления позиций Татева, отвергли его верховенство и основали свои собственные епархии. [ 10 ] В 958 году епископ Ваган (впоследствии католикос Ваган Сюнеци) восстановил часть епископских прав и собственности. [ 8 ] В 1006 году епископу Ованнесу V удалось восстановить митрополичьи привилегии епархии. [ 9 ]

Татевский университет

[ редактировать ]

Татевский монастырь сыграл заметную роль в развитии культурной жизни Армении . В своей «Истории Сюникской области » Степанос Орбелян описывает, как монастырь служил хранилищем тысяч ценных рукописей , монастырских и официальных документов и договоров. губернии В монастыре находился университет, действовавший с 1390 по 1434 год, где готовились и готовились преподаватели не только для Сюникской , но и для других регионов Армении.

В начале 1340-х годов, после упадка Гладзорского университета , Ован Воротнеци покинул Вайоц Дзор и, прибыв в Дзгук, Воротн, получил благословение и покровительство князей Орбелянов для развития системы образования в Татеве. Воротнеци использовал свой опыт Гладзора для пересмотра учебного плана и организации приема и классификации студентов и преподавателей. Это позволило в короткие сроки превратить Татев в достойный университет. [ 23 ] привлечение студентов из различных регионов Великой Армении и Киликии . [ 21 ]

Воротнеци организовал в университете три факультета: изучение армянских и зарубежных писаний, изучение священных искусств и, наконец, изучение музыки. Первый включал изучение гуманитарных и социальных наук, философии, ораторского искусства, грамматики, литературы и истории. Второй сосредоточился на каллиграфии , художественном оформлении книг и росписи миниатюр и фресок. Третье отделение включало старинную музыку и музыковедение. [ 10 ]

После смерти Воротнеци в 1388 году Григор Татеваци роль аббата взял на себя . Ему удалось поднять уровень университета на беспрецедентную высоту. За время его правления Татев пережил самый динамичный и творческий период. Темы обучения включали армянскую литературу , интерпретацию и анализ Ветхого и Нового Заветов, сочинений святых отцов, произведений Платона , Аристотеля , Филона Александрийского и Порфирия , а также их анализ. [ 23 ]

Татевский университет стал ведущим научным и культурным центром того времени. Его достижения кажутся еще более значительными, если рассматривать их в контексте бурной политической ситуации и бесконечных разрушений того периода, когда Университету время от времени приходилось мигрировать, чтобы избежать преследований со стороны вторгающихся сил. [ 24 ] [ 25 ]

Татевский университет возглавил усилия по борьбе с влиянием Fratres Unitores в Армении . Униторы были армянской ветвью Доминиканского ордена и результатом инициативы Папы Иоанна XXII по распространению влияния Святого Престола Рима на Азию и латинизации Великой Армении . [ 26 ] Ученые Татевского университета боролись против прозелитизма Униторов и стремились уменьшить их влияние на Армянскую церковь и народ. [ 24 ]

После распада Армянского Киликийского царства в 1375 году ученые Татева во главе с Григором Татеваци , а затем его последователями, особенно Товма Мецобеци и Ованес Гермонеци, сыграли важную роль в убеждении властей репатриировать высший патриарший престол Армянской церкви. от Сиса до Эчмиадзина , первоначального престола святого Григория Просветителя . [ 25 ] Эта попытка увенчалась успехом в 1441 году после решения Национального конгресса Эчмиадзина, что стало одним из самых значительных событий в истории Армении того века. [ 23 ] [ 24 ]

Известность университета начала уменьшаться после смерти Григора Татеваци . Несмотря на неустрашимые усилия новых лидеров, политические и экономические условия, а также сложности с безопасностью того периода привели к тому, что Татев потерял свой блеск и, наконец, перестал функционировать после вторжения Шахрукха в 1434 году. [ 10 ] [ 23 ]

Национальное наследие

[ редактировать ]

В 1995 году монастыри Татев, Татеви Анапат и прилегающие к ним территории Воротанской долины были внесены в предварительный список объектов всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ( ЮНЕСКО ). [ 27 ]

Фонд «Возрождение Татева»

[ редактировать ]

Основанный в 2008 году фонд «Возрождение Татева» был основан импакт-инвестором и предпринимателем Рубеном Варданяном . Основная цель «Возрождения Татева» – восстановление Татевского монастыря. В эту задачу входит создание инфраструктуры вокруг монастыря при соблюдении его культурного, исторического и духовного значения, а также одновременное развитие местных сообществ. Официальный старт проекту дан в октябре 2010 года запуском самой длинной в мире реверсивной канатной дороги (длиной 5750 м) в рамках усилий по возрождению туризма в этом районе. Это звено под названием « Крылья Татева» соединяет село Алидзор с Татевским монастырем. [ 7 ] Проект реализуется швейцарским центром компетенции группы Доппельмайр/Гаравента и стоит 25 миллионов долларов США. [ 28 ] За время работы канатной дорогой «Крылья Татева» воспользовались почти 950 тысяч туристов. В городе Горис после запуска программы открылось более 50 отелей и гостевых домов. В близлежащих деревнях местными жителями было основано около 50 B&B. Капанская настоящее время занимается строительством инфраструктуры пешеходных маршрутов, которые соединят Капан и Татевский монастырь , в экологическая общественная организация «Арк» чтобы способствовать развитию экотуризма в Сюникской области. [ 29 ]

Восстановление Татевского монастыря

[ редактировать ]

Маслобойня была одним из первых архитектурных сооружений, восстановленных в 2010 году в рамках программы «Возрождение Татева», и сейчас полностью функционирует.

С лета 2016 года посетители попадают в монастырский комплекс Татев через отреставрированный Северный вход. В 2017 году возле входа установили стенды, рассказывающие о восстановлении монастыря. Прилегающая территория также была благоустроена. Работы по реконструкции родника начались в конце 2015 года. Были проведены исследования по установлению первоначального местоположения источника воды и способа его сооружения. Летом 2016 года источник восстановили на историческом месте у Северного входа.

Восстановление церкви Сурб Аствацацин до ее первоначального вида было заложено в первый этап реставрации Татевского монастырского комплекса. Работы начались в августе 2016 года и завершились в октябре 2018 года.

См. также

[ редактировать ]
  • Татеви Анапат , близлежащий армянский монастырь 17-го века в ущелье Воротанской долины, прямо под Татевом.
  1. ^ Холдинг, Николас (2019). Армения с Нагорным Карабахом (5-е изд.). Чалфонт-Сент-Питер, Бакс: Путеводители Брэдта. п. 319. ИСБН  978-1784770792 .
  2. ^ Дивизия, гекс. «Возрождение Татева» . ИДЕЯ . Проверено 27 марта 2020 г.
  3. ^ «В Армении открывается самая длинная в мире линия канатной дороги» . Агентство Франс-Пресс . 16 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2010 года . Проверено 31 мая 2013 г.
  4. ^ «Армения запускает самую длинную в мире канатную дорогу [http://www.tatever.am/en/wings-of-tatev-aerial-roadway]» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 17 октября 2010 г. Проверено 31 мая 2013 г. {{cite news}}: Внешняя ссылка в |title= ( помощь )
  5. ^ «Самая длинная безостановочная двухпутная канатная дорога» . Книги рекордов Гиннесса. 16 октября 2010 года . Проверено 23 августа 2011 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час См. Lusamut.net .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж См. Деревню Татев в «Анналах истории» .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п См. «Найти Армению».
  9. ^ Jump up to: а б с Еранкян, В. (1996). Центры освещения в Армении . Монреаль: Издательство Горизонт.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Советская Армянская энциклопедия . Ереван. 1976. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Гамлет Пертосян, «Сходства между раннехристианскими армянскими памятниками и ирландскими высокими крестами в свете новых открытий», стр. 176, в «Ирландия и Армения: исследования языка, истории и повествования», 2012.
  12. ^ «Гавазан» .
  13. ^ «Армянская энциклопедия» .
  14. ^ Орбелян, Степанос (1910). История провинции Сиссакан . Тбилиси. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ Халпахчян, О. (1962). Движущаяся колонна Татева . Эчмиадзин. п. 45. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Айвазян С.; Бадишян, А. (2016). Татевская качающаяся колонна и ее конструкция, Аренда, N 12 .
  17. ^ Бриш, Николь (2016). «Мардук (бог)», древние месопотамские боги и богини . Оракк и Академия высшего образования Великобритании.
  18. ^ Мартиросян, Гамлет. Армянский Бог (нетипизированный) .
  19. ^ Мартиросян, Гамлет. ТАЙНА КАЧАЮЩЕГОСЯ ШЕСТА ТАТЕВИ (краткое изложение точки зрения-гипотезы .
  20. ^ Jump up to: а б См. Фонд Татев
  21. ^ Jump up to: а б Увидеть армянское наследие
  22. ^ Хачатрян, Айк (1998). Армения Страна паломничества . Бейрут, Ливан. Донигиан Издательство.
  23. ^ Jump up to: а б с д Абегян, Манук (2004). История древнеармянской литературы . Антелиас, Ливан. Армянский Католикосат Киликии.
  24. ^ Jump up to: а б с Кипарян, Х. Кюрег В. (1992). История древнеармянской литературы . С. Лазарь, Венеция. Св. Лазарь.
  25. ^ Jump up to: а б Хаджикян, Агоп; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2005). Наследие армянской литературы . Том. II. Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна.
  26. ^ Мэтьюз, Томас Ф.; Аведис Санджян (1990). Армянская евангельская иконография – традиция Гладжорского Евангелия . Лос-Анджелес: Думбартон-Оукс.
  27. ^ См . Конвенцию о всемирном наследии.
  28. ^ «Программа возрождения Татева» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2010 г. Проверено 11 марта 2010 г.
  29. ^ «НПО «АРК Армения» построит пешеходные маршруты и эко-лагеря на юге Армении» . 25 марта 2016 г. Проверено 25 марта 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfa5122d6b70f26c21fe713d598b054d__1721580840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/4d/bfa5122d6b70f26c21fe713d598b054d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tatev Monastery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)