Монастырь Аричаванк
Аричаванк Аричаванк | |
---|---|
Вид на монастырь сзади. | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Расположение | |
Расположение | Арич , Ширакская область , Армения |
Географические координаты | 40 ° 36'23 "N 43 ° 59'58" E / 40,606464 ° N 43,999422 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Армянский |
Завершенный | 7 век, 13 век |
Аричаванк , ( армянский : Հառիճավանք ; транслитерируется как Хариджаванк или Аричаванк ) — армянский монастырь расположенный недалеко от села Арич (армянский: Հառիճ) в Ширакской области Армении VII века . Село находится в 3 км к юго-востоку от города Артик .
История
[ редактировать ]

Аричаванк известен как один из самых известных монастырских центров в Армении и особенно славится своей школой и скрипторием . Археологические раскопки 1966 года показывают, что Арич существовал во II веке до нашей эры и был одним из наиболее известных городов-крепостей в Армении.
Самая старая часть этого армянского монастыря — церковь Св. Григория Просветителя (Սբ. Գրիգոր Լուսավորիչ); это купольное сооружение, которое обычно относят к категории так называемых церквей «мастарского стиля» (названных в честь церкви Св. Ованеса пятого века в селе Мастара, в южной части Ширака ). Дата основания монастыря неизвестна, но вероятно он был построен не позднее VII века, когда был воздвигнут святитель Григорий.
Аричаванк был оккупирован и изменен турками -кипчаками с 1120 по 1191 год, но Закариды восстановили традиционное украшение, когда затем восстановили суверенитет после 1191 года. [ 3 ] Доминирующий над монастырским комплексом собор Пресвятой Богородицы (Սբ. Աստվածածին) был построен по приказу Закаре Закаряна , Амирспасалара (главнокомандующего) и князя, правившего Восточной Арменией в 13 веке вместе со своим братом Иване. Закаряна и завершен в 1201 году. [ 4 ] Принц Закаре основал собор после того, как купил Харич у семьи, представлявшей династию Пахлавуни. Нартекс или жаматун был построен вскоре, до 1219 года, вассалом Закаридов Вахрамом . [ 4 ]

Собор представляет собой крестообразную церковь с двухэтажными ризницами в каждой из четырех пристроек здания. Оригинальный стиль имеет высокий 20-гранный барабан купола. Первоначально шатровый, он приобрел тройные колонны на гранях и крупные розетки в простенках, которые вместе с наличниками образуют необычную декоративную балку вокруг середины высоты барабана. купольный барабан монастыря Гандзасар Позднее таким же образом был украшен (1216-1238 гг.).
На восточном фасаде собора имеется рельефная резьба, изображающая братьев Закарян, держащих в руках модель собора. Эту тему можно найти во многих других армянских церквях того времени, например, в Мемориальном соборе монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе , а также в главных церквях монастырей Санаин и Агарцин в Армении. Этот рельеф был закрыт в 1895 году мраморной доской с изображением Мадонны ; когда мемориальную доску сняли, под ней показалась оригинальная резьба.
Собор Аричаванка относится к категории церковных сооружений « гандзасарского типа», построенных примерно в одно и то же время в разных частях Армении и наделенных схожими композиционными и декоративными характеристиками (другой пример — собор монастыря Ованаванк ). [ 5 ] К ним относятся зонтичный купол, крестообразный план этажа, притвор (часто со сталактитовым потолком) и горельеф большого креста на одной из стен церкви.
Привилегии, предоставленные князьями монастырю, способствовали тому, что он стал крупным культурно-просветительским центром средневековой Армении. В конце XII — начале XIII веков два монументальных притвора ( притвора из больших камней, некоторые размером 3,5 метра, были построены ). Большой притвор (гавит) примыкает к западному фасаду собора и соединен с северной апсидой церкви Св. Григория. Это прямоугольное здание, поддерживаемое четырьмя колоннами, со сталактитовой резьбой в центральной части потолка.
На протяжении 800 лет монастырь неоднократно реконструировался. Нанесенные ему повреждения были устранены, в разное время к нему пристраивались небольшие пристройки и часовни. Самый крупный из них относится ко второй половине XIX века, когда в 1850 году Арич был назначен летней аудиенцией католикоса Эчмиадзина. Территория монастыря расширялась на север и была окружена стенами и башнями. Были возведены новые одно- и двухэтажные постройки: кабинеты католикоса, трапезная с кухней и пекарней, школа, общежитие для монахов и учеников, постоялый двор, магазины и сараи для скота. Во дворах посадили зелень.
К югу от монастыря, на отвесной скале, стоит Эрмитажная часовня. На кладбище сохранились руины небольшой однонефной базилики V века с пристройками по бокам алтарной апсиды и интересные надгробия с орнаментированными плитами V-VI веков (ныне находятся в Государственном историческом музее Армении в Ереване).
Галерея
[ редактировать ]- Аричаванк
-
Вид на монастырь со стороны жаматуна
-
Жаматун
-
Искусно детализированный тимпан над порталом жаматуна , адаптация каменной кладки сельджукидов аблак . [ 6 ]
-
Церковь Пресвятой Богородицы (1201 г.)
-
Купол церкви Пресвятой Богородицы (1201 г.)
-
Аричаванк, общий вид
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
Закаре и Иване Мкаргрдзели на Восточном фасаде в Аричаванке, Армения,
- ^ Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 52-53, рис.17. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN 9781316711774 .
В Харичаванке одежда была обновлена, чтобы отразить современную моду, с ее шарбушами (высокими остроконечными шапками) и яркими кафтанами, что можно увидеть при сравнении изображения с изображениями в современных рукописях, таких как Евангелие Ахбат (Матенадаран 6288) 1211 [Рис. 17] .
- ^ Озкан, Альтноз, Мельтем (25 февраля 2022 г.). Культурные встречи и толерантность посредством анализа социальных и художественных свидетельств: от истории до современности: от истории до современности . IGI Global. п. 273. ИСБН 978-1-7998-9440-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре . Коллеж де Франс CNRS. п. 211.
Те же Закариды построили церковь Богородицы (Сурб-Астуакацин) в монастыре Гарич, завершенную, согласно фундаментальной надписи, в 1201 году. этой церкви жаматун был построен до 1219 г. Примыкающий к католике». Между строительством церкви и ее жаматуном разница составляла всего 17–18 лет.
- ^ Тьерри, Жан. Церкви и монастыри Карабаха. Антелаис, Ливан, 1991 г., стр. 161–165.
- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
Еще один отголосок сельджукского мира проявляется в дизайне армянских порталов (...) В других местах Мкаргрдзели, Армения, наличие разноцветного камня позволило подчеркнуть переплетение за счет изменения цвета, адаптацию работы аблака к местным материалам, как, например, у входа. к жаматуну в Аричаванке.
- ^ Озкан, Альтноз, Мельтем (25 февраля 2022 г.). Культурные встречи и толерантность посредством анализа социальных и художественных свидетельств: от истории до современности: от истории до современности . IGI Global. п. 273. ИСБН 978-1-7998-9440-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 297. дои : 10.1017/9781316711774.011 .
Рисунок 108: Мукарнасская каменная кладка в центральном своде жаматуна монастыря Аричаванк, Армения; в. 1224
Библиография
[ редактировать ]- Армения: 1700 лет христианской архитектуры. Издательство Мугни, Ереван, 2001 г.
- Том Мастерс и Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан, Lonely Planet Publications; 2-е издание (июль 2004 г.)
- Николас Холдинг. Армения с Нагорным Карабахом, Путеводители Брэдт; Второе издание (октябрь 2006 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]