Династия Закарида
Закариды Закарианцы Поддерживать | |
---|---|
Дворянство | |
![]() Герб Закаряна [ Цитация необходима ] с иконографией льва и быка, в Гегарде . | |
Родительский дом | Пахлавуни [ 1 ] |
Страна | Закарид Армения |
Основатель | Khosrov |
Кадетские филиалы | Tmogveli Гейгели Аргутинский дольгоруков |
Династия Закарида , также Закариды или Закарианцы [ 2 ] [ 3 ] (Армянин: Закарианцы , Романизированный: Закарьяннер ) были армянинами: [ 4 ] [ 5 ] Благородная династия, правители Закарид Армении (1201–1350) под сузерцами Королевства Грузии и с 1256 года под контролем монгольского Илханата Персии. [ 6 ] Их династическое название было сформировано в честь Закаре , знаменитого слуги грузинского короля Тамара . [ 7 ] Они также известны под их грузинским прозвищем Мхаргрдзели ( მხ Zeli ( მხრრრ Line ეელი , «Longemed», в армянском : UB , . ) Легенда семьи говорит, что это название было ссылкой на их Achaemenid анстор Artaxerxes II «Длинный» (404–358 г. до н.э.). [ 8 ] [ 9 ] По словам Сирилла Туманаффа / Энциклопдии Ираники , они были ответвлением армянской семьи Пахлавуни . [ 1 ] Закарианцы считали себя армянами. [ 10 ]
В течение 13-го века Закариды занимали самые высокие офисы в правительстве Грузии , в качестве атабегов (генерал-губернатора) и Амирпасаларов (главнокомандующего армии) Королевства Грузии . [ 11 ]
История
[ редактировать ]Династия была армянской [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] или курдское происхождение. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Первым исторически прослеживаемым Закаридом был Хосров Закарян в начале 11 -го века. [ 25 ] В течение следующих ста лет Закариды стали вассалами королей Баграции и приобрели известность в грузинском суде. [ 25 ] В 1120 -х годах Дэвид IV из Грузии освободил части Армении ( провинция Лори ) от захвата империи Сельджук , начав период грузинского политического господства около ста лет, в то время как армяне стали заметными в торговле и среди городских популяций Гори и Тбилисси . [ 26 ] Закариды стали вассалами дома Орбели . При Георге III из Грузии Саргис Закарян был назначен губернатором армянского города Ани в 1161 году, однако вскоре он был захвачен Шаддадидами . В 1177 году Закариды поддержали монархию против повстанцев во время восстания принца Демны и семьи Орбели . Восстание было подавлено, и Георгия III преследовал своих противников и поднял Закарид. Саргис был предоставлен Лори во время правления Тамара Грузии в 1186 году, начиная с длительного периода, в течение которого Закариды занимали некоторые из самых высоких должностей в Грузинском суде, таких как Атбэг (генеральный губернатор) и Амирспасалар (командир Грузинская армия). [ 25 ]

Закариды были настолько успешными и таковыми, с земельными владениями по всей Армении и Джорджии, что они были повышены на самые высокие посты в правительстве грузинского правительства, несмотря на их курдское армянское происхождение и тот факт, что они следовали за христианской верой монофизитов , а не диофизитов и диофизито диофизитовой верой и диофизитовой верой и веру грузины. [ 29 ] Братья, Закаре и Иване Закарян, которые были сыновьями Сарги, были самыми успешными представителями семьи, которые были военными командирами под руководством короля Тамара. Закаре и Иване взяли Двин в 1193 году. Они также взяли Севана, Бьни, Амберда и Баргашата, и все города над городом Ани , до моста Модаафаринского моста . Примерно в 1199 году они взяли город Ани, и в 1201 году Тамар дал им Ани как княжество . [ 30 ] В конце концов, их территории стали напоминать территории Багратид Армения. [ 31 ] Их достижения под руководством короля Тамара также способствовали первой крупномасштабной миграции курдских племен в Кавказ. [ 32 ] Тем не менее, большинство мигрантов в конечном итоге обратились к христианству и полностью ассимилировались в грузинское общество, примерно в то же время Иване обратился в грузинское православное христианство, в то время как Закар оставался армянским апостольским в вере. Братья командовали армян-георгианскими армиями в течение почти трех десятилетий, достигнув крупных побед в Шамкор в 1195 году и Басена в 1203 году и ведущие рейды в северный Иран в 1210 году и подавление восстаний альпинистов в 1212 году. Северная Армения; Закаре и его потомки правили в северо -западной Армении с Ани в качестве своей столицы, в то время как Иван и его потомство управляли Восточной Армением, включая город Двин.
Оба брата оставили несколько двуязычных надписей на бортовых землях Арменоргии и построили несколько церквей и фортов, таких как монастырь Харичаванка и монастырь Ахталы в Северной Армении. Семья упала с установлением монгольской власти на Кавказе.
Когда Хваразмианская империя вторглась в регион, Двин управлял стареющим Иваном, который дал Ани своему племяннику Шаншаху , сыну Закаре. Двин был потерян, но Карс и Ани не сдались. [ 30 ] Однако, когда Монголы взяли Ани в 1236 году, они имели дружеское отношение к Закаридам. Они подтвердили Шанш в его феодальном и даже добавили к нему Феир Авага , сына Ивана. Кроме того, в 1243 году они отдали Ахлат принцессе Тамте , дочери Ивана. [ 30 ]
После того, как монголы захватили Ани в 1236 году, Закариды правили не как вассалы баграммидов, а скорее монголов . [ 31 ] Более поздние короли Закаридов продолжали свой контроль над Ани до 1360 года, когда они проиграли туркоманским племенам Кара Коюнлу , которые сделали Ани своей столицей. [ 31 ]
В 18-м веке филиал Закаридс-Мхаргрдзели вошел в ряды дворянства Российской империи и стал известен как Аргутинский дольгоруков .
Офисы в правительстве Грузии
[ редактировать ]
Закариды занимали некоторые из самых высоких офисов в правительстве Грузии . [ 34 ] Иване I Закарян был первым атабегом Грузинского королевства под руководством царя Тамара с 1207 года и оставался на своем посту до его смерти в 1227 году. [ 34 ] С 1217 года он также стал Амирпасаларом , главнокомандующим грузинской армии, создав новую единую должность Атабега - Амирспасалара . Этот высокий пост был унаследован его сыном Авагом Закаряном в 1227 году и Закаре III Закаряном в 1250 году. [ 34 ] Они сопротивлялись вторжениям хварицмианцев в Джалал аль-Дине , а также в монгольских вторжениях в Грузию в 1221-1235 годах, но победители монголов отдали должность в Отсуд Садун из Манкаберда в 1272 году. [ 34 ] В 1281 году Деметрий II из Грузии заблокировал сына Садуна Хутлубуги от получения офиса Атабега , а вместо этого продвигал Тарсайха Орбельана Орбельцев . [ 34 ] Хутлубуга затем сговорился, чтобы Деметриус II, преувеличенный монголами в 1289 году, и, наконец, получил атабегат . [ 34 ] Закариды восстановили офис Атабега в начале 14 -го века. [ 34 ] С 1306 года офис окончательно ушел из Закаридов, так как Саргис II Джакели был сделан Амирспасаларом и Атабегом Царства Грузии своим племянником, королем Георгом V «Блестящим». [ 11 ]
Генеалогия
[ редактировать ]Семейное древо Закарид | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Toumanoff 2010 , с. 453–455.
- ^ Bournoutian, George A. (2003). Краткая история армянского народа: (с древних времен до настоящего времени) (2. Изд.). Коста Меса, Калифорния: Mazda Publishers. п. 108 ISBN 1568591411 .
- ^ Священные участки: религиозная архитектура немусульманских общин по всему исламскому миру . Брилль 2014. с. 465. ISBN 978-9004280229 .
- ^ Энциклопедия Ислама. - EJ Brill, 1986. - Vol. I. - P. 507 « Ани впервые победили грузинами в 1124 году под руководством Давида II, который заложил основу власти грузинских королей; город был дан в качестве феода армянской семье Закарианцев , (по грузинскому языку: mkhargrdzeli = longimani) "
- ^ Cyril Toumanoff. Армения и Грузия // Кембриджская средневековая история. - Кембридж, 1966. - Vol. IV: Византийская империя, часть I Глава XIV. - с. 593—637 " спустя, в двенадцатом и тринадцатом веках, армянский дом Закарианцев (Мхаргрдзели) управлял в северной Армении в Ани, Лор'и, Карс и Двин под георгианской эгидой » .
- ^ Стопка, Krzysztof; Балук-Уулевичзова, Тереза (2017). Армения Кристиана: Армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-го 15 века) (PDF) (первое изд.). Kraków: Jagiellonian University Press. ISBN 978-83-233-4190-1 Полем
В 1256 году был создан пятый монгол Улус, с Ильханом Хулагу, братом Великого Хана, в качестве его губернатора. Его задача состояла в том, чтобы разработать монгольскую империю на Ближнем Востоке. Исторические территории Армении стали частью Ильханата Персии.
- ^ Мэтьюз, Томас Ф.; Тейлор, Алиса (2001). Армянское Евангелие Глдзора Жизнь Христа освещено (PDF) . Музей Дж. Пол Гетти Лос -Анджелес. п. 22. ISBN 0892366265 Полем
Армянские братья Иване и Зак'аре служили грузинской королеве Тамар (правят 1184-1213). Поднимаясь на высоты грузинской армии и суда, они достигли для себя статуса семьи Нахарар , называемого Закарянами в честь Зак'аре . Королева Т'Амар дала Закарианцам контролировать почти все свои армянские территории, в том числе бывшую столицу армян Ани . Закарианцы создали свои собственные вассалы, в состав которых входили как выживающие нахарары , так и новые люди - из своих собственных армянских генералов - поднятые до статуса Нахарара , каждый из которых имеет меньшие территории в качестве собственных достоинств. Среди новых нахараров был просианский клан , который был особенно важен для истории Гладзорских Евангелий.
- ^ Армянская советская энциклопедия, 3 -я [ нужно разъяснения ] объем
- ^ Пол Адалиан, Рубен (2010). Исторический словарь Армении . п. 83.
- ^ Strayer, Joseph (1982). Словарь средневековья . Тол. 1. с. 485.
Степень армянской зависимости от Грузии в течение этого периода по -прежнему остается предметом значительных споров. Многочисленные надписи Закарида не оставляют сомнений в том, что они считали себя армянами, и они часто действовали независимо.
- ^ Jump up to: а беременный Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. п. 150. ISBN 978-1-4422-4146-6 .
- ^ Энциклопедия Ислама . Тол. IEJ Brill. 1986. с. 507.
Ани впервые был завоеван грузинами в 1124 году под руководством Дэвида II, который заложил основу власти грузинских королей; Город был дан в качестве феодации армянской семье Закаридов
- ^ Кирилл Туманафф . (1966). «Армения и Грузия». IV: Византийская империя, часть I Глава XIV (Кембриджская средневековая история изд.). Кембридж: 593–637.
Позже, в двенадцатом и тринадцатом веках, армянский дом Захариад (Мхаргрдзели) управлял в северной Армении в Ани, Лор'и, Карс и Двин под эгидой Георгии
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) CS1 Maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Гарсуанская Армения: История // Словарь средневековья / Джозеф Стрейер. - 1982. - Vol. 1. - P. 485
- ^ Марр Н. Я. Джон Петрицкий, грузинский неоплатонист 11–12 -го веков // Записки восточного ветви Российского археологического общества, проблема. 2-3. - стр. 61
- ^ Истмонд А. Тамта Мир. - издательство Кембриджского университета, 2017. - 479 с. -ISBN 978-1-107-16756-8.
- ^ Роберт У. Томсон. Переписывание кавказской истории. Средневековая адаптация армянских хроников грузин. Оригинальные грузинские тексты и армянская адаптация. - Clarendon Press, 1996. - P. XXXVI.
- ^ Вардан Аревелтси, сборник истории в это время жила славными принцами Закаре и Иване, сыновьями Саргиса, сына Вахрама, сына Зак'ара, сына Саргиса из курдского национальности (я k ' урд ацге ') с. 82
- ^ Kirakos Gandzaketsi, История армян, ̇ng Robert Bedrosian, 1986, с.
- ^ Alexei Lidov, 1991, Фрески картин Ахталы, с. 14, Nauka Publishers, Центральный кафедра восточной литературы, Университет Мичигана, ISBN 5-02-017569-2, ISBN 978-5-02-017569-3, из отчета об этих армийских историках, что пракфан Ивана Отрезился от курдского племени Бабира.
- ^ Владимир Минорский, 1953, Исследования по истории Кавказа, с. 102, Archive Cup, ISBN 0-521-05735-3, ISBN 978-0-521-05735-6, согласно традиции, которая имеет все основания быть правдой, их предками были мезопотамские курды племени (Xel).
- ^ Уильям Эдвард Дэвид Аллен, 1932, история грузинского народа: с самого начала до русского завоевания в девятнадцатом веке, с. 104, Taylor & Francis, ISBN 0-7100-6959-6, ISBN 0-7100-6959-6, ISBN 978-0-7100-6959-7, она сохранила и наклонилась к многочисленным родственникам, относительно достопримечательностям Mkhkrgrgli, Aznauri. курдского происхождения.
- ^ Alexei Lidov, 1991, Фрески картин Ахталы, с. 14, Nauka Publishers, Central Dept. Восточной литературы, Мичиганский университет.
- ^ ^ "Kirakos gangakec'i или arewelc'i". Христианские мусульманские отношения. История библиографии. Он был архив 12 января 2021 года. Дата доступа: 11 января 2021 года.
- ^ Jump up to: а беременный в Микаберидзе, Александр (2007). Исторический словарь Грузии . Ланхэм, Мэриленд: Пресс чучела. С. 462–463. ISBN 978-0-8108-5580-9 .
- ^ Микаберидзе, Александр (2007). Исторический словарь Грузии . Ланхэм, Мэриленд: Пресс чучела. п. 143. ISBN 978-0-8108-5580-9 .
- ^ Истмонд, Антоний (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ISBN 978-1-107-16756-8 Полем
Zakare и Ivane Mqargrdzeli на востоке расформировались в Харичаванке, Армения,
- ^ Истмонд, Антоний (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой благородной женщины с Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 52-53, рис.17. doi : 10.1017/9781316711774 . ISBN 9781316711774 Полем
В Harichavank одежда была обновлена, чтобы отразить современную моду, с его шарбушами (высокими, пиковыми шляпами) и яркими кафтанами, как видно при сравнении изображения с современными рукописями, такими как Евангелия Хагбата (Matenadaran 6288) 1211 [рис. 17] .
- ^ Рэйфилд, Дональд (15 февраля 2013 г.). Край империй: история Грузии . Книги Reaktion. п. 110. ISBN 978-1-78023-070-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в Минорский, Владимир (1953). Исследования по истории кавказской . Нью -Йорк: иностранная пресса Тейлора. С. 102–103. ISBN 0-521-05735-3 .
- ^ Jump up to: а беременный в Сим, Стивен. «Город Ани: очень короткая история» . Виртуалани . Получено 2007-07-15 .
- ^ Szakonyi, David (2007). «Этническая мобилизация в постсоветской Грузии: случай изиди-кувшины» (PDF) . S2CID 154853564 .
- ^ Дрампейн, иринаро, 1979). Фрески Кобана (у армянского). СОВЕРАКАНГ. п. 20.
Фрески монастыря Кобайра (...) Фрески Кобайра относятся ко второму, т.е. эн. в период Закарского. Был период, когда большинство структур монастыря были покрыты картинами. Теперь, если мы не считаем следы живописи на других структурах, только два памятника сохранили часть своего украшения; И это большая церковь и проход, примыкающий ее с севера. Благодаря надписи, относящейся к строительству здания, нам сообщают о дате, которая является 1282 год, а также имя донора, монаха Джорджа, который был сыном Шаншаха, из семьи Закаря. Хотя у нас нет документальной информации, касающейся картин прохода, портретов доноров, которых мы считаем Шаншахом и его женой, позволяют нам смотреть на картину как на один близкий к дате большой церкви; Сходство в художественном стиле подтверждает это предложение. - Из всех настенных живописи большой церкви было сохранено только картины алтаря. Что касается прохода, то здесь мы можем увидеть не только алтарную картину, но и остатки фресков на северных и западных стенах. Иконография алтарных картин большой церкви и прохода, в целом, можно проследить до византийской системы украшения. Будучи уже сформированным в XI C., в нем также есть некоторые местные особенности, источники которых возвращаются к армянскому монументальному искусству более ранних возрастов, начиная с VII c. Установка обеих алтарных картин похожа: отцы церкви находятся в нижнем ранге, Евхаристия находится в середине. Разница заключается в верхнем круге, в кончке ...
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. С. 149–150. ISBN 978-1-4422-4146-6 .
Источники
[ редактировать ]- Сим, Стивен. «Город Ани: очень короткая история» . Виртуалани . Получено 2007-07-15 .
- Toumoff, C. (2010). "Первый " В Яршатере, Эсан (ред.). Encyclopædia Iranica, том XV/5: ḵamsa of Jamāli - Карим Девона . Лондон и Нью -Йорк: Routledge & Kegan Paul. Стр. 453–455. ISBN 978-1-934283-28-8 .