Династия Закаридов
Закариды Закаряне Долготерпение | |
---|---|
дворянство | |
![]() Герб Закаряна [ нужна ссылка ] с иконографией льва и быка в Гегарде . | |
Родительский дом | Пахлавуни [ 1 ] |
Страна | Закарид Армения |
Основатель | Khosrov |
Кадетские отделения | Тмогвели Гагели Аргутинский-Долгоруков |
Династия Закаридов , также Закариды или Закарианы [ 2 ] [ 3 ] (армянский: Закаряннер , латинизированный: Закаряннер ) были армянином. [ 4 ] [ 5 ] дворянская династия, правители Закаридской Армении (1201–1350) под сюзеренитетом Грузинского царства , а с 1256 под контролем монгольского Ильханата Персии. [ 6 ] Их династическое имя образовалось в честь Закаре , знаменитого слуги грузинской царицы Тамар . [ 7 ] Они были также известны под своим грузинским прозвищем Мхаргрдзели ( Мхаргрдзели , «Длиннорукие», по -армянски : турецкий , Еркайнбазук ). Семейная легенда гласит, что это имя было отсылкой к их ахеменидам предку- Артаксерксу II «Длиннорукому» (404–358 до н.э.). [ 8 ] [ 9 ] По словам Кирилла Туманова / Encyclopædia Iranica , они были ответвлением армянской семьи Пахлавуни . [ 1 ] Закаряне считали себя армянами. [ 10 ]
В 13 веке Закариды занимали высшие посты в правительстве Грузии , такие как атабеги (генерал-губернатор) и Амирспасалары (главнокомандующий армией) Королевства Грузия . [ 11 ]
История
[ редактировать ]Династия была армянской. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] или курдского происхождения. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Первым исторически прослеживаемым Закаридом был Хосров Закарян в начале 11 века. [ 25 ] В течение следующих ста лет Закариды стали вассалами царей Багратиони и приобрели известность при грузинском дворе. [ 25 ] В 1120-х годах Давид IV из Грузии освободил часть Армении ( область Лори ) от власти Сельджукской империи , положив начало периоду грузинского политического господства, длившемуся около ста лет, в то время как армяне заняли видное место в торговле и среди городского населения Гори. и Тбилиси . [ 26 ] Закариды стали вассалами Дома Орбели . При Грузии Георге III Саргис Закарян был назначен губернатором армянского города Ани в 1161 году, однако вскоре он был отбит Шаддадидами . В 1177 году Закариды поддержали монархию против повстанцев во время восстания князя Демны и рода Орбели . Восстание было подавлено, а Георг III подверг преследованию своих противников и возвысил Закаридов. Саргису была дарована Лори во время правления Тамар Грузии в 1186 году, начиная с длительного периода, в течение которого Закариды занимали одни из самых высоких должностей при грузинском дворе, такие как Атабег (генерал-губернатор) и Амирспасалар (главнокомандующий грузинская армия). [ 25 ]

Закариды были настолько успешными и талантливыми, обладая земельными владениями по всей Армении и Грузии, что их выдвинули на самые высокие посты в грузинском правительстве, несмотря на их курдско-армянское происхождение и тот факт, что они следовали монофизитской христианской вере, а не диофизитской вере. грузины. [ 29 ] Братья Закаре и Иване Закарян, сыновья Саргиса, были наиболее успешными представителями семьи, которые были военачальниками при царе Тамар. Закаре и Иване взяли Двин в 1193 году. Они также взяли Севан, Бжни, Амберд и Баргушат, а также все города выше города Ани , до моста Ходаафаринского моста . Около 1199 года они взяли город Ани, а в 1201 году Тамар отдала им Ани в качестве княжества . [ 30 ] Со временем их территории стали напоминать территории Багратидской Армении. [ 31 ] Их достижения при царе Тамаре также способствовали первой крупномасштабной миграции курдских племен на Кавказ. [ 32 ] Однако большая часть мигрантов в конечном итоге обратилась в христианство и полностью ассимилировалась в грузинском обществе, примерно в то же время Иване принял грузинское православие, а Закаре остался армянским апостольским вероучителем. Братья командовали армяно-грузинскими армиями почти три десятилетия, одержав крупные победы при Шамкоре в 1195 году и Басене в 1203 году, возглавив набеги на северный Иран в 1210 году и подавив восстания горцев в 1212 году. Они накопили огромное состояние, управляя всеми северная Армения; Закаре и его потомки правили северо-западной Арменией со столицей Ани, а Иване и его потомки правили восточной Арменией, включая город Двин.
Оба брата оставили несколько двуязычных надписей на армяно-грузинских приграничных землях и построили несколько церквей и крепостей, таких как монастырь Аричаванк и монастырь Ахтала на севере Армении. Семья пришла в упадок с установлением монгольской власти на Кавказе.
Когда Хорезмийская империя вторглась в этот регион, Двином правил стареющий Иванэ, который отдал Ани своему племяннику Шахншаху , сыну Закаре. Двин был потерян, но Карс и Ани не сдались. [ 30 ] Однако, когда монголы взяли Ани в 1236 году, они относились к Закаридам дружелюбно. Они утвердили Шанше в его вотчине и даже добавили к нему вотчину Авага , сына Иванэ. Далее, в 1243 году, Ахлата отдали царевне Тамте , дочери Иване. [ 30 ]
После того как монголы захватили Ани в 1236 году, Закариды правили не как вассалы Багратидов, а скорее монголы . [ 31 ] Поздние цари Закаридов продолжали контролировать Ани до 1360 года, когда они проиграли туркменским племенам Кара-Коюнлу , которые сделали Ани своей столицей. [ 31 ]
В XVIII веке ветвь Закаридов-Мхаргрдзели вошла в ряды дворянства Российской империи и стала называться Аргутинскими-Долгоруковыми .
Офисы в правительстве Грузии
[ редактировать ]
Закариды занимали одни из самых высоких постов в правительстве Грузии . [ 34 ] Иване I Закарян был первым атабегом Грузинского царства при царе Тамаре с 1207 года и оставался на этом посту до своей смерти в 1227 году. [ 34 ] С 1217 года он также стал Амирспасаларом , главнокомандующим грузинской армии, создав таким образом новую единую должность атабека — Амирспасалар . Эту высокую должность унаследовали его сын Аваг Закарян в 1227 году и Закаре III Закарян в 1250 году. [ 34 ] Они сопротивлялись вторжениям хорезмийцев Джалал ад -Дина, а также монгольским вторжениям в Грузию в 1221-1235 годах, но монгольские победители передали эту должность ренегату Садуну из Манкаберда в 1272 году. [ 34 ] В 1281 году Деметрий II Грузинский не позволил сыну Садуна Хутлубуге получить должность атабега и вместо этого повысил Тарсаича Орбеляна из орбелян . [ 34 ] Затем Хутлубуга сговорился казнить Деметрия II монголами в 1289 году и, наконец, получил атабегат . [ 34 ] Закариды вернули себе должность атабега в начале 14 века. [ 34 ] С 1306 года эта должность окончательно перешла к Закаридам, поскольку Саргис II Джакели был назначен эмирспасаларом и атабегом своим Грузинского королевства племянником, королем Георгом V «Блестящим». [ 11 ]
Генеалогия
[ редактировать ]генеалогическое древо Закаридов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Туманов 2010 , стр. 453–455.
- ^ Бурнутян, Джордж А. (2003). Краткая история армянского народа: (с древнейших времен до наших дней) (2-е изд.). Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 108 . ISBN 1568591411 .
- ^ Священные территории: религиозная архитектура немусульманских общин исламского мира . БРИЛЛ. 2014. с. 465. ИСБН 978-9004280229 .
- ^ Энциклопедия ислама. - Э.Дж. БРИЛЛ, 1986. - Том. I. — С. 507 « Ани впервые был завоеван грузинами в 1124 году, при Давиде II, положившем начало могуществу грузинских царей; город был отдан в феодальное владение армянскому роду Закарянов. , (по-грузински: Мхаргрдзели = Лонгимани) "
- ^ Кирилл Туманов. Армения и Грузия // Кембриджская средневековая история. - Кембридж, 1966. - вып. IV: Византийская империя, часть I, глава XIV. — с. 593—637 « Позже, в двенадцатом и тринадцатом веках, армянский дом Закарянов (Мхаргрдзели) правил в северной Армении в Ани, Лори, Карсе и Двине под эгидой грузин » .
- ^ Стопка, Кшиштоф; Балук-Улевичова, Тереза (2017). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) (PDF) (Первое изд.). Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN 978-83-233-4190-1 .
В 1256 году был создан пятый Монгольский улус, губернатором которого стал ильхан Хулагу, брат Великого хана. Его задачей было развитие Монгольской империи на Ближнем Востоке. Исторические территории Армении вошли в состав Персидского Ильханства.
- ^ Мэтьюз, Томас Ф.; Тейлор, Алиса (2001). АРМЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ГЛАДЗОРА, ОСВЕЩЕННАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТА (PDF) . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. п. 22. ISBN 0892366265 .
Армянские братья Иване и Закаре служили грузинской царице Тамар (годы правления 1184-1213). Поднявшись до высот грузинского войска и двора, они добились себе статуса нахарарского рода Закарианами , названного в честь Закаре . Царица Тамар передала закарянам контроль почти над всеми своими армянскими территориями, включая бывшую столицу Армении Ани . Закаряне установили своих собственных вассалов, в состав которых вошли как выжившие нахарары , так и новые люди - из числа своих собственных армянских генералов - получившие статус нахараров , каждый из которых имел меньшие территории в качестве своих феодальных владений. Среди новых нахараров был род Прошианов , имевший особое значение для истории Гладзорского Евангелия.
- ^ Армянская советская энциклопедия, 3-е место. [ нужны разъяснения ] объем
- ^ Пол Адалян, Рубен (2010). Исторический словарь Армении . п. 83.
- ^ Страйер, Джозеф (1982). Словарь средних веков . Том. 1. п. 485.
Степень зависимости Армении от Грузии в этот период до сих пор остается предметом серьезных споров. Многочисленные надписи Захаридов не оставляют сомнений в том, что они считали себя армянами и часто действовали самостоятельно.
- ^ Jump up to: а б Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. п. 150. ИСБН 978-1-4422-4146-6 .
- ^ Энциклопедия ислама . Том. ИЭЖ БРИЛЛ. 1986. с. 507.
Ани впервые был завоеван грузинами в 1124 г., при Давиде II, положившем начало могуществу грузинских царей; город был передан в владение армянскому роду Закаридов.
- ^ Кирилл Туманов . (1966). «Армения и Грузия». IV: Византийская империя, часть I, глава XIV (Кембриджская средневековая история, изд.). Кембридж: 593–637.
Позже, в двенадцатом и тринадцатом веках, армянский дом Захариадов (Мхаргрдзели) правил в Северной Армении в Ани, Лори, Карсе и Двине под эгидой Грузии.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Гарсоян Н.Г. Армения: История // Словарь средних веков / Джозеф Страйер. — 1982. — Том. 1. — С. 485.
- ^ Марр Н.Я. Иоанн Петрицкий, грузинский неоплатоник XI–XII веков // Записки Восточного отделения Русского археологического общества, вып. 2-3. — С. 61
- ^ Мир Истмонда А. Тамты. — Издательство Кембриджского университета, 2017. — 479 с. — ISBN 978-1-107-16756-8.
- ^ Роберт В. Томсон. Переписывая историю Кавказа. Средневековая армянская адаптация грузинских летописей. Оригинальные грузинские тексты и армянская адаптация. - Кларендон Пресс, 1996. - С. xxxvi.
- ^ Вардан Аревелци, Сборник истории. В это время жили славные князья Закаре и Иване, сыновья Саргиса, сына Вахрама, сына Закаре, сына Саргиса курдской национальности (i К' урд азге') с. 82.
- ^ Киракос Гандзакеци, История Армении, Инг Роберт Бедросян, 1986, с.
- ^ Алексей Лидов, 1991, Росписи Ахталы, с. 14, Издательство «Наука», Центральный факультет восточной литературы, Мичиганский университет, ISBN 5-02-017569-2, ISBN 978-5-02-017569-3. Из рассказов этих армянских историков ясно, что прадедушка Иване отделилось от курдского племени Бабир.
- ^ Владимир Минорский, 1953, Исследования по истории Кавказа, с. 102, Архив CUP, ISBN 0-521-05735-3, ISBN 978-0-521-05735-6. Согласно традиции, имеющей все основания быть правдой, их предками были месопотамские курды племени (xel) Бабиракан.
- ^ Уильям Эдвард Дэвид Аллен, 1932, История грузинского народа: от начала до российского завоевания в девятнадцатом веке, с. 104, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 0-7100-6959-6, ISBN 0-7100-6959-6, ISBN 978-0-7100-6959-7. Она сохранила и опиралась на многочисленных родственников Аргиса Мхаргрдзели, азнаури из Курдское происхождение.
- ^ Алексей Лидов, 1991, Росписи Ахталы, с. 14, Издательство "Наука", Центральный отд. восточной литературы, Мичиганский университет.
- ^ ^ "Киракос Гянджакечи или Аревелчи". Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история. Архивировано из оригинала 12 января 2021 года. Дата доступа: 11 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Микаберидзе, Александр (2007). Исторический словарь Грузии . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 462–463. ISBN 978-0-8108-5580-9 .
- ^ Микаберидзе, Александр (2007). Исторический словарь Грузии . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 143. ИСБН 978-0-8108-5580-9 .
- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
Закаре и Иване Мкаргрдзели на Восточном фасаде в Аричаванке, Армения,
- ^ Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 52-53, рис.17. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN 9781316711774 .
В Харичаванке одежда была обновлена, чтобы отразить современную моду, с ее шарбушами (высокими остроконечными шапками) и яркими кафтанами, что можно увидеть при сравнении изображения с изображениями в современных рукописях, таких как Евангелие Ахбата (Матенадаран 6288) 1211 [Рис. 17] .
- ^ Рэйфилд, Дональд (15 февраля 2013 г.). Край империй: История Грузии . Книги реакции. п. 110. ИСБН 978-1-78023-070-2 .
- ^ Jump up to: а б с Минорский, Владимир (1953). Исследования по истории Кавказа . Нью-Йорк: Иностранная пресса Тейлора. стр. 102–103. ISBN 0-521-05735-3 .
- ^ Jump up to: а б с Сим, Стивен. «Город Ани: Очень краткая история» . ВиртуальныйАНИ . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Сакони, Дэвид (2007). «Этническая мобилизация в постсоветской Грузии: случай езидов-курдов» (PDF) . S2CID 154853564 .
- ^ Дрампян, Ирина Рубеновна (1979). Фрески Кобайра (на армянском языке). Советкан грох. п. 20.
Фрески Кобайрского монастыря (...) Фрески Кобайра относятся ко второму, т.е. е. к периоду Закария. Был период, когда большинство построек монастыря были покрыты росписью. Теперь, если не считать следов росписи на остальных сооружениях, только два памятника сохранили часть своего убранства; а это Большая церковь и придел к ней с севера. Благодаря надписи, относящейся к постройке здания, нам известна дата, то есть 1282 год, а также имя дарителя, монаха Георгия, сына Шахншаха из рода Закарянов. Хотя документальных сведений о росписях Нефа мы не имеем, портреты дарителей, которых мы считаем Шахншахом и его женой, позволяют нам рассматривать картину как близкую к дате Большой церкви; сходство художественного стиля подтверждает это предположение. - Из всех настенных росписей Большой церкви сохранилась только алтарная. Что касается Нефа, то здесь мы можем увидеть не только алтарную живопись, но и остатки фресок на северной и западной стенах. Иконография алтарных росписей Большой церкви и Придела в целом восходит к византийской системе декора. Сформировавшись уже в XI в., он имеет и некоторые местные особенности, истоки которых восходят к армянскому монументальному искусству более ранних веков, начиная с VII в. Постановка обоих алтарных картин схожа: в нижнем чине находятся Отцы Церкви, в среднем – Евхаристия. Разница заключается в верхнем круге, в раковине...
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. стр. 149–150. ISBN 978-1-4422-4146-6 .
Источники
[ редактировать ]- Сим, Стивен. «Город Ани: Очень краткая история» . ВиртуальныйАНИ . Проверено 15 июля 2007 г.
- Туманов, К. (2010). "СВАДЬБА " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, том XV/5: Хамса Джамали-Карима Девоны Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 453–455. ISBN 978-1-934283-28-8 .