Jump to content

Армяне

Страница полузащищенная
(Перенаправлено с армянского народа )

Армяне
Армяне Хейер
Общая численность населения
в. 8 миллионов [1] до 11–16 миллионов [2]
Регионы со значительной численностью населения
Армения       2 961 514 [3] [4]
Россия 1,182,388 [5] –2,900,000 [6]
Соединенные Штаты 1,000,366 [7] –1,500,000 [8]
Франция 250,000 [9] –750,000 [10]
Грузия 168,191 [11]
  ∟ Абхазия 41,864 [12]
Азербайджан 50-1,000
Ливан 150,000 [13]
Иран 120,000 [14]
Германия 90,000–110,000 [15]
Украина [а] 100,000 (2001) [16]
Бразилия 100,000 [17] [18]
Греция 80,000 [19]
Аргентина 70,000 [20]
Турция 60,000 [21]
300 000–5 000 000 ( Скрытые армяне ) [22] [23]
Канада 68,855 [24]
Узбекистан 50,000–70,000 [25]
Польша 40,000–80,000 [26] [27] [28]
Бельгия 40,000 [29]
Испания 40,000 [30]
Болгария 30,000 [31]
Сирия [б] 25,000–30,000 [32] [33]
Казахстан 25,000 [34]
Австралия 22,526 [35]
Великобритания 18,000–20,000 [36] [37] [38]
Объединенные Арабские Эмираты 8,000–10,000 [39]
Нидерланды 5,689 [н] –8,374 [м] (2021) [40] [41]
Израиль и Палестина 2,000–10,000 [42] [43]
Языки
Армянский   · Армянский знак
Религия
В основном христианство
( Апостольский   · Католический   · Евангелический   · Православный )
Меньшинства:
Нерелигиозные   · Суннитский ислам   · Армянское язычество ( неоязычество )
Родственные этнические группы
Хемшин   · Хайхурум   · Лом

^   n: по юридическому гражданству
^   м: по национальности, натурализации и потомству

Армяне ( армянский : հայեր , латинизированный : hayer , [hɑˈjɛɾ] ) — этническая группа и нация, обитающая в Армянском нагорье Западной Азии. [44] [45] [46] Армяне составляют основное население Республики Армения и составляли основное население отколовшейся Республики Арцах до наступления Азербайджана в Нагорном Карабахе в 2023 году и последующего бегства нагорно-карабахских армян . [47] За пределами современной Армении проживает широкая диаспора , насчитывающая около пяти миллионов человек полного или частичного армянского происхождения. Наибольшее армянское население сегодня проживает в России , США , Франции , Грузии , Иране , Германии , Украине , Ливане , Бразилии , Аргентине , Сирии и Турции . Современная армянская диаспора образовалась в основном в результате геноцида армян , за исключением Ирана, бывших советских республик и части Леванта . [48]

Армянский язык индоевропейский язык . [45] [49] Он имеет две взаимопонятные устную и письменную формы: восточноармянскую , на которой сегодня говорят в основном в Армении, Арцахе, Иране и бывших советских республиках; и западноармянский , используемый в исторической Западной Армении , а после геноцида армян, прежде всего в общинах армянской диаспоры. Уникальный армянский алфавит был изобретен в 405 году нашей эры Месропом Маштоцем .

Большинство армян придерживаются Армянской Апостольской церкви , нехалкидонской в мире христианской церкви, которая также является старейшей национальной церковью . Христианство начало распространяться в Армении вскоре после смерти Иисуса, благодаря усилиям двух его апостолов, святого Фаддея и святого Варфоломея . [50] В начале IV века Королевство Армения стало первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии. [51] за этим последовали первые паломничества в Святую Землю , где община основала Армянский квартал Старого Иерусалима . [42] [52]

Этимология

Айк , легендарный основатель армянской нации. Картина Мкртума Овнатаняна (1779–1846).

Самые ранние свидетельства об экзониме Армения датируются примерно VI веком до нашей эры. В своей трехъязычной Бехистунской надписи , датированной 517 г. до н.э., Дарий I Великий из Персии называет Урашту (на вавилонском языке ) Арминой ( древнеперсидский : 𐎠𐎼𐎷𐎡𐎴) и Харминуюйю (на эламитском языке).На греческом языке Армениос ( Αρμένιοι ) засвидетельствован примерно в то же время, возможно, самым ранним упоминанием является фрагмент, приписываемый Гекатею Милетскому (476 г. до н.э.). [53] Ксенофонт , греческий генерал, участвовавший в некоторых персидских экспедициях, описывает многие аспекты армянской деревенской жизни и гостеприимства примерно в 401 году до нашей эры. [ нужна ссылка ]

Некоторые связывают название Армения с государством Армани (Арманум, Арми) раннего бронзового века или государством Арме (Шуприя) позднего бронзового века . [54] Армини , по-урартски «житель Арме» или «армянской страны», относится к региону Шуприя, расположенному непосредственно к западу от озера Ван. [55] Племенем Арме из урартских текстов, возможно, были уруму, которые в XII веке до нашей эры пытались вторгнуться в Ассирию с севера вместе со своими союзниками мушками и каскианами . Уруму, по-видимому, поселились в окрестностях Сасона , дав свое название регионам Арме и близлежащим землям Урме и Внутреннему Уруму. [56] Местоположение старого здания Армани является предметом споров. Некоторые современные исследователи поместили его в том же районе, что и Арме, недалеко от современного Самсата . [57] и предположили, что он был заселен, по крайней мере частично, ранними индоевропейскими людьми . [58] Отношения между Армани и более поздним Арме-Шуприей, если таковые имеются, не определены. Кроме того, их связи с армянами неубедительны, поскольку неизвестно, на каких языках говорили в этих регионах.

Также было высказано предположение, что земля Эрменен (расположенная в Минни или недалеко от нее ), упомянутая египетским фараоном Тутмосом III в 1446 году до нашей эры, могла быть ссылкой на Армению.

Армяне называют себя Хай ( армянский : հայ , произносится [ˈhaj]; множественное число: հայեր, [haˈjɛɾ]). Имя традиционно происходит от Айка ( армянский : Հայկ ), легендарного патриарха армян и праправнука Ноя , который, по словам Мовсеса Хоренаци (Моисея Хорена) , победил вавилонского царя Бела в 2492 году до нашей эры. и основал свой народ в Араратской области. [59] Также дополнительно постулируется [60] [61] что название Хай или связано с ним — происходит от одного из двух конфедеративных вассальных хеттских государств Хаяса -Аззи (1600–1200 гг. до н.э.). В конечном счете, слово «Хэй» может происходить от протоиндоевропейских слов póti (что означает «господин» или «господин»). [62] или *h₂éyos / *áyos (что означает «металл»). [63]

Хоренаци писал, что слово армянин произошло от имени Арменак или Арам (потомок Айка). [ нужна ссылка ] Хоренаци называет и Армению, и армян Айком (по-армянски: Հայք) (не путать с вышеупомянутым патриархом Айком). [ нужна ссылка ]

История

Источник

Хотя армянский язык классифицируется как индоевропейский язык , его место в более широкой индоевропейской языковой семье является предметом споров. До недавнего времени ученые считали, что армянский язык наиболее тесно связан с греческим и древнемакедонским языками . Эрик П. Хэмп поместил армянский язык в «понтийскую индоевропейскую» (также называемую греко-армянской или греко-армянской) подгруппу индоевропейских языков в своем индоевропейском генеалогическом древе 2012 года. [64] Есть два возможных объяснения, не исключающих друг друга, общего происхождения армянского и греческого языков.

  • По мнению Хэмпа, родиной предполагаемой греко-армянской подгруппы является северо-восточное побережье Черного моря и его внутренние районы. [64] Он предполагает, что они мигрировали оттуда на юго-восток через Кавказ, а армяне остались после Батуми , в то время как догреки двинулись на запад вдоль южного побережья Черного моря. [64]
  • Ancient Greek historian Herodotus (writing c. 440 BCE), suggested that Armenians migrated from Phrygia, a region that encompassed much of western and central Anatolia during the Iron Age: "the Armenians were equipped like Phrygians, being Phrygian colonists" (7.73) (Ἀρμένιοι δὲ κατά περ Φρύγες ἐσεσάχατο, ἐόντες Φρυγῶν ἄποικοι.). This statement was interpreted by later scholars as meaning that Armenians spoke a language derived from Phrygian, a poorly attested Indo-European language. However, this theory has been discredited.[65][66] Ancient Greek writers believed that the Phrygians had originated in the Balkans, in an area adjoining Macedonia, from where they had emigrated to Anatolia during the Bronze Age collapse. This led later scholars to theorize that Armenians also originated in the Balkans. However, an Armenian origin in the Balkans, although once widely accepted, has been facing increased scrutiny in recent years due to discrepancies in the timeline and lack of genetic and archeological evidence.[64][67][68] The view that Armenians are native to the South Caucasus is supported by ancient Armenian historical accounts and legends, which place the Ararat Plain as the cradle of Armenian culture, as well as modern genetic research. In fact, some scholars have suggested that the Phrygians or the apparently related Mushki people were originally from Armenia and moved westward.[69]

Some linguists tentatively conclude that Armenian, Greek (and Phrygian) and Indo-Iranian were dialectally close to each other;[70][71][72][73][74][75] within this hypothetical dialect group, Proto-Armenian was situated between Proto-Greek (centum subgroup) and Proto-Indo-Iranian (satem subgroup).[76] This has led some scholars to propose a hypothetical Graeco-Armenian-Aryan clade within the Indo-European language family from which the Armenian, Greek, Indo-Iranian, and possibly Phrygian languages all descend.[77] According to Kim (2018), however, there is insufficient evidence for a cladistic connection between Armenian and Greek, and common features between these two languages can be explained as a result of contact. Contact is also the most likely explanation for morphological features shared by Armenian with Indo-Iranian and Balto-Slavic languages.[78]

It has been suggested that the Bronze Age Trialeti-Vanadzor culture and sites such as the burial complexes at Verin and Nerkin Naver are indicative of an Indo-European presence in Armenia by the end of the 3rd millennium BCE.[79][80][81][82][83][84][68] The controversial Armenian hypothesis, put forward by some scholars, such as Thomas Gamkrelidze and Vyacheslav V. Ivanov, proposes that the Indo-European homeland was around the Armenian Highland.[85] This theory was partially confirmed by the research of geneticist David Reich (et al. 2018), among others.[86][87][88] Similarly Grolle (et al. 2018) supports not only a homeland for Armenians on the Armenian highlands, but also that the Armenian highlands are the homeland for the "pre-proto-Indo-Europeans".[89] A large genetic study in 2022 showed that many Armenians are "direct patrilineal descendants of the Yamnaya".[90]

Genetic studies explain Armenian diversity by several mixtures of Eurasian populations that occurred between 3000 and 2000 BCE. But genetic signals of population mixture cease after 1200 BCE when Bronze Age civilizations in the Eastern Mediterranean world suddenly and violently collapsed. Armenians have since remained isolated and genetic structure within the population developed ~500 years ago when Armenia was divided between the Ottomans and the Safavid Empire in Iran.[91][92] A genetic study (Wang et al. 2018) supports the indigenous origin for Armenians in a region south of the Caucasus which he calls "Greater Caucasus".[93]

In the Bronze Age, several states flourished in the area of Greater Armenia, including the Hittite Empire (at the height of its power in the 14th century BCE), (Mitanni (South-Western historical Armenia, 1500–1300 BCE), and Hayasa-Azzi (1500–1200 BCE). Soon after Hayasa-Azzi came Arme-Shupria (1300s–1190 BCE), the Nairi Confederation (1200–900 BCE), and the Kingdom of Urartu (860–590 BCE), who successively established their sovereignty over the Armenian Highland. Each of the aforementioned nations and tribes participated in the ethnogenesis of the Armenian people.[94] Under Ashurbanipal (669–627 BCE), the Assyrian empire reached the Caucasus Mountains (modern Armenia, Georgia and Azerbaijan).[95]

Luwianologist John D. Hawkins proposed that "Hai" people were possibly mentioned in the 10th century BCE Hieroglyphic Luwian inscriptions from Carchemish.[96] A.E. Redgate later clarified that these "Hai" people may have been Armenians.[97]

Antiquity

The Kingdom of Armenia at its greatest extent under Tigranes the Great (95–55 BCE)

The first geographical entity that was called Armenia by neighboring peoples (such as by Hecataeus of Miletus and on the Achaemenid Behistun Inscription) was the Satrapy of Armenia, established in the late 6th century BCE under the Orontid (Yervanduni) dynasty within the Achaemenid Persian Empire. The Orontids later ruled the independent Kingdom of Armenia. At its zenith (95–65 BCE), under the imperial reign of Tigran the Great, a member of the Artaxiad (Artashesian) dynasty, the Kingdom of Armenia extended from the Caucasus all the way to what is now central Turkey, Lebanon, and northern Iran.

The Arsacid Kingdom of Armenia, itself a branch of the Arsacid dynasty of Parthia, was the first state to adopt Christianity as its religion (it had formerly been adherent to Armenian paganism, which was influenced by Zoroastrianism,[98] while later on adopting a few elements regarding identification of its pantheon with Greco-Roman deities).[99] In the early years of the 4th century, likely 301 CE,[100] partly in defiance of the Sassanids it seems.[101] In the late Parthian period, Armenia was a predominantly Zoroastrian-adhering land,[98] but by the Christianisation, previously predominant Zoroastrianism and paganism in Armenia gradually declined.[101][102] This is the period that an Armenian community was established in Judea (modern-day Palestine-Israel), leading to the Armenian Quarter of Jerusalem.[42] Later on, to further strengthen Armenian national identity, Mesrop Mashtots invented the Armenian alphabet, in 405 CE. This event ushered the Golden Age of Armenia, during which many foreign books and manuscripts were translated to Armenian by Mesrop's pupils. Armenia lost its sovereignty again in 428 CE to the rivaling Byzantine and Sassanid Persian empires, until the Muslim conquest of Persia overran also the regions in which Armenians lived.

Middle Ages

The Cathedral of Ani, completed in 1001
Ptolemy, Cosmographia (1467)

In 885 CE the Armenians reestablished themselves as a sovereign kingdom under the leadership of Ashot I of the Bagratid Dynasty. A considerable portion of the Armenian nobility and peasantry fled the Byzantine occupation of Bagratid Armenia in 1045, and the subsequent invasion of the region by Seljuk Turks in 1064. They settled in large numbers in Cilicia, an Anatolian region where Armenians were already established as a minority since Roman times. In 1080, they founded an independent Armenian Principality then Kingdom of Cilicia, which became the focus of Armenian nationalism. The Armenians developed close social, cultural, military, and religious ties with nearby Crusader States,[103] but eventually succumbed to Mamluk invasions. In the next few centuries, Djenghis Khan, Timurids, and the tribal Turkic federations of the Ak Koyunlu and the Kara Koyunlu ruled over the Armenians.

Early modern history

Persis, Parthia, Armenia. Rest Fenner, published in 1835.
Armenia, Mesopotamia, Babylonia and Assyria with Adjacent Regions, Karl von Spruner, published in 1865.

From the early 16th century, both Western Armenia and Eastern Armenia fell under Iranian Safavid rule.[104][105] Owing to the century long Turco-Iranian geo-political rivalry that would last in Western Asia, significant parts of the region were frequently fought over between the two rivalling empires. From the mid 16th century with the Peace of Amasya, and decisively from the first half of the 17th century with the Treaty of Zuhab until the first half of the 19th century,[106] Eastern Armenia was ruled by the successive Iranian Safavid, Afsharid and Qajar empires, while Western Armenia remained under Ottoman rule. In the late 1820s, the parts of historic Armenia under Iranian control centering on Yerevan and Lake Sevan (all of Eastern Armenia) were incorporated into the Russian Empire following Iran's forced ceding of the territories after its loss in the Russo-Persian War (1826-1828) and the outcoming Treaty of Turkmenchay.[107] Western Armenia however, remained in Ottoman hands.

Modern history

An Armenian woman from Artvin in national costume, photographed by Sergey Prokudin-Gorsky between 1909 and 1912.
About 1.5 million Armenians were killed during the Armenian genocide in 1915–1918.

The ethnic cleansing of Armenians during the final years of the Ottoman Empire is widely considered a genocide, resulting in an estimated 1.2 million victims.[108][109] The first wave of persecution was in the years 1894 to 1896, the second one culminating in the events of the Armenian genocide in 1915 and 1916. With World War I in progress, the Ottoman Empire accused the (Christian) Armenians as liable to ally with Imperial Russia, and used it as a pretext to deal with the entire Armenian population as an enemy within their empire.

Governments of the Republic of Turkey since that time have consistently rejected charges of genocide, typically arguing either that those Armenians who died were simply in the way of a war, or that killings of Armenians were justified by their individual or collective support for the enemies of the Ottoman Empire. Passage of legislation in various foreign countries, condemning the persecution of the Armenians as genocide, has often provoked diplomatic conflict. (See recognition of the Armenian genocide)

Following the breakup of the Russian Empire in the aftermath of World War I for a brief period, from 1918 to 1920, Armenia was an independent republic plagued by socio-economic crises such as large-scale Muslim uprisings. In late 1920, the communists came to power following an invasion of Armenia by the Red Army; in 1922, Armenia became part of the Transcaucasian SFSR of the Soviet Union, later on forming the Armenian Soviet Socialist Republic (1936 to 21 September 1991). In 1991, Armenia declared independence from the USSR and established the second Republic of Armenia. Also in 1991, the ethnic Armenian-majority Nagorno-Karabakh Republic (later the Republic of Artsakh), declared independence from Azerbaijan which lasted until 2023.

Geographic distribution

Armenia

Armenian presence in the early 20th century:
  >50%       25–50%       <25%
  Armenian settlement area today.
Armenians in uyezds of the Russian Empire according to the 1897 census
Armenians in uyezds of the Russian Empire according to the 1916 census

Armenians are believed to have had a presence in the Armenian Highland for over 4,000 years. According to legend, Hayk, the patriarch and founder of the Armenian nation, led Armenians to victory over Bel of Babylon and settled in the Armenian Highland.[110] Today, with a population of 3.5 million (although more recent estimates place the population closer to 2.9 million), they constitute an overwhelming majority in Armenia, Armenians in the diaspora informally refer to them as Hayastantsis (Armenian: հայաստանցի), meaning those that are from Armenia (that is, those born and raised in Armenia). They, as well as the Armenians of Iran and Russia, speak the Eastern dialect of the Armenian language. The country itself is secular as a result of Soviet domination, but most of its citizens identify themselves as Apostolic Armenian Christian.

Diaspora

Armenian population by country (in thousands):
  Armenia
  + 1,000,000
  + 100,000
  + 10,000

While the largest Armenian diaspora populations reside in Russia, the United States, France, and other countries, small Armenian trading and religious communities have existed outside Armenia for centuries. A prominent community has continued since the 4th century in the Holy Land, and one of the quarters of the walled Old City of Jerusalem is called the Armenian Quarter.[42] An Armenian Catholic monastic community of 35 founded in 1717 exists on an island near Venice, Italy.

The region of Western Armenia was an influential part of the Eastern Roman Empire, which was absorbed by the Ottoman Empire in the 16th century. The Armenian population of the Ottoman Empire is estimated to have been between 1.5 and 2.5 million in the early 20th century.[108][111] Most of the modern Armenian diaspora consists of Armenians scattered throughout the world as a direct consequence of massacres and genocide in the Ottoman Empire. However, Armenian communities in Iran, Georgia (Tbilisi), and Syria existed since antiquity.[48] During the Middle Ages and the centuries prior to the genocide, additional communities were formed in Greece, Bulgaria, Hungary, Kievan Rus' and the territories of Russia, Poland, Austria, and Lebanon. There are also remnants of historic communities in Turkey (Istanbul),[112] India, Myanmar, Thailand, Belgium, the Netherlands, Portugal, Italy, Israel-Palestine, Iraq, Romania, Serbia, Ethiopia, Sudan and Egypt.

The Nagorno-Karabakh region in Azerbaijan had an absolute Armenian majority until 2023. From 1991 to 2023, the region was governed by the Armenia-backed Republic of Artsakh, a largely unrecognized breakway state. After Azerbaijan defeated Artsakh in 2023 after decades of conflict, nearly the entire population fled into Armenia.

Within the diasporan Armenian community, there is an unofficial classification of the different kinds of Armenians. For example, Armenians who originate from Iran are referred to as Parskahay (Armenian: պարսկահայ), while Armenians from Lebanon are usually referred to as Lipananahay (Armenian: լիբանանահայ). Armenians of the Diaspora are the primary speakers of the Western dialect of the Armenian language. This dialect has considerable differences with Eastern Armenian, but speakers of either of the two variations can usually understand each other. Eastern Armenian in the diaspora is primarily spoken in Iran and European countries such as Ukraine, Russia, and Georgia (where they form a majority in the Samtskhe-Javakheti province). In diverse communities (such as in the United States and Canada) where many different kinds of Armenians live together, there is a tendency for the different groups to cluster together.

Culture

Religion

Before Christianity, Armenians adhered to Armenian Indo-European native religion: a type of indigenous polytheism that pre-dated the Urartu period but which subsequently adopted several Greco-Roman and Iranian religious characteristics.[113][114]

Эчмиадзинский собор , материнская церковь Армянской Апостольской церкви , был основан в 301 году нашей эры.

В 301 году нашей эры Армения приняла христианство в качестве государственной религии, став первым государством, сделавшим это. [50] Это утверждение в первую очередь основано на произведении Агафангела пятого века под названием «История армян». Агафангелос стал непосредственным свидетелем крещения армянского царя Трдата III (ок. 301/314 г. н.э.) святым Григорием Просветителем . [115] Трдат III провозгласил христианство государственной религией. [116]

Армения создала церковь, которая до сих пор существует независимо как от католической , так и от восточно-православной церквей, став таковой в 451 году нашей эры в результате своей позиции в отношении Халкидонского собора . [50] Сегодня эта церковь известна как Армянская Апостольская церковь , которая является частью восточно-православной общины, не путать с восточно-православной общиной. Во время последующих политических затмений Армения зависела от церкви в сохранении и защите своей уникальной идентичности. Первоначальное местонахождение Армянского католикосата – Эчмиадзин. Однако продолжающиеся волнения, характеризовавшие политическую сцену Армении, заставили политическую власть переместиться в более безопасные места. Вместе с политической властью в разные места перемещался и церковный центр. Поэтому в конечном итоге он переехал в Киликию как Святой Престол Киликии . [117]

Церковная служба, Ереван

Иногда Армения представляла собой христианский «остров» в преимущественно мусульманском регионе. Однако существует меньшинство этнических армянских мусульман, известных как амшенцы и криптоармяне , хотя первых часто рассматривают как отдельную группу или подгруппу. На позднецарском Кавказе были задокументированы отдельные обращения мусульман, езидов, евреев и ассирийцев в армянское христианство. [118] История евреев в Армении насчитывает более 2000 лет. Армянское Киликийское королевство имело тесные связи с европейскими государствами крестоносцев . Позже ухудшение ситуации в регионе побудило епископов Армении избрать католикоса в Эчмиадзине, первоначальной резиденции католикосата. В 1441 году в Эчмиадзине был избран новый католикос в лице Киракоса Вирапеци, а Григор Муссапегианц сохранил за собой титул католикоса Киликийского. Таким образом, с 1441 года в Армянской церкви было два католикосата с равными правами и привилегиями и с соответствующей юрисдикцией. Первенство чести Католикосата Эчмиадзина всегда признавалось Католикосатом Киликии. [119]

Древний Татевский монастырь

Хотя Армянская Апостольская церковь остается самой известной церковью армянской общины во всем мире, армяне (особенно в диаспоре) присоединяются к любому количеству других христианских конфессий. К ним относятся Армянская католическая церковь (которая следует своей собственной литургии, но признает римско-католического Папу), Армянскую евангелическую церковь , которая началась как реформация Материнской церкви, но позже отделилась, и Церковь Армянского Братства , которая родилась в Армянская евангелическая церковь, но позже от нее откололась. Есть и другие многочисленные армянские церкви, принадлежащие протестантским конфессиям всех мастей.

На протяжении веков многие армяне коллективно принадлежали к другим конфессиям или христианским движениям, в том числе к павликианам , которые являются формой гностического и манихейского христианства. Павликиане стремились восстановить чистое христианство Павла и примерно в 660 году основали первую общину в Кибоссе, Армения.

Другой пример — тондракийцы , процветавшие в средневековой Армении между началом 9-го и 11-го веков. Тондракианцы выступали за отмену церкви, отрицали бессмертие души, не верили в загробную жизнь, поддерживали права собственности крестьян и равенство между мужчинами и женщинами.

Православных . армян или халкидонских армян в Византийской империи называли иберами («грузинами») или «греками» Известным православным «иберийским» армянином был византийский генерал Григорий Пакурианос . Потомками этих православных и халкидонских армян являются айхурумы Греции и армяне-католики Грузии.

Язык и литература

Армянский язык является ответвлением индоевропейской семьи и, насчитывающий около 8 миллионов человек, является одной из самых маленьких сохранившихся ветвей, сравнимой с албанским или несколько более распространенным греческим языком , с которым он может быть связан (см. Греко-армянский язык ). Сегодня в этом филиале только один язык – армянский.

Пять миллионов говорящих на восточноармянском языке живут на Кавказе, в России и Иране, а примерно два-три миллиона человек в остальной части армянской диаспоры говорят на западноармянском языке. По данным переписи населения США, 300 000 американцев говорят дома по-армянски. Фактически, это двадцатый по распространенности язык в Соединенных Штатах, на нем немного меньше носителей, чем на гаитянском креольском , и немного больше, чем на навахо .

Армянская иллюминированная рукопись XIV века.

Армянская литература восходит к 400 году нашей эры, когда Месроп Маштоц впервые изобрел армянский алфавит . Этот период времени часто называют Золотым веком армянской литературы. Ранняя армянская литература была написана «отцом армянской истории» Моисеем Хорене , автором «Истории Армении» . Книга охватывает временные рамки от формирования армянского народа до пятого века нашей эры. В девятнадцатом веке произошло великое литературное движение, которое должно было дать начало современной армянской литературе. Этот период времени, в течение которого процветала армянская культура, известен как период Возрождения (Зартонки шерхан). Авторы-возрожденцы из Константинополя и Тифлиса , почти идентичные европейским романтикам, были заинтересованы в поощрении армянского национализма. Большинство из них переняли вновь созданные восточные или западные варианты армянского языка в зависимости от целевой аудитории и предпочли их классическому армянскому языку (грабар). Этот период закончился после резни в Хамидиане. , когда армяне переживали неспокойные времена. Поскольку армянская история 1920-х годов и Геноцида стала обсуждаться более открыто, такие писатели, как Паруйр Севак , Геворк Эмин , Сильва Капутикян и Ованес Шираз, начали новую эру литературы.

Архитектура

Знаменитый хачкар в Гошаванке , вырезанный в 1291 году художником Погосом.

Первые армянские церкви были построены по приказу святого Григория Просветителя и часто строились на вершине языческих храмов и имитировали некоторые аспекты армянской дохристианской архитектуры. [120]

Классическая и средневековая армянская архитектура разделена на четыре отдельных периода.

Первые армянские церкви были построены между 4 и 7 веками, начиная с обращения Армении в христианство и заканчивая арабским вторжением в Армению. Ранние церкви представляли собой в основном простые базилики , но некоторые имели боковые апсиды. К пятому веку широкое распространение получил типичный купольный конус в центре. К седьмому веку были построены церкви с централизованным планированием и более сложный контрфорс с нишами , излучающий стиль Рипсиме сформировался . Ко времени арабского вторжения сформировалась большая часть того, что мы сейчас знаем как классическую армянскую архитектуру.

С 9 по 11 века армянская архитектура пережила возрождение под патронажем династии Багратидов , при этом в районе озера Ван было построено большое количество зданий , включая как традиционные стили, так и новые инновации. армянские хачкары с богатой резьбой. В это время были разработаны [121] За это время было построено множество новых городов и церквей, в том числе новая столица на озере Ван новый собор на острове Акдамар и соответствующий . При этой династии также был построен собор Ани . первые крупные монастыри, такие как Ахпат и Аричаванк Именно в это время были построены . Этот период завершился вторжением сельджуков .

Спорт

Армянские дети на шахматном турнире Кубка ООН в 2005 году.

В Армении занимаются многими видами спорта, среди самых популярных — футбол , шахматы , бокс , баскетбол, хоккей , самбо , борьба , тяжелая атлетика и волейбол. [122] С момента обретения независимости правительство Армении активно восстанавливает свою спортивную программу в стране.

Во времена советской власти армянские спортсмены добились известности, завоевав множество медалей и неоднократно помогая СССР выигрывать медали на Олимпийских играх. Первой медалью, завоеванной армянином в современной олимпийской истории, стал Грант Шагинян , завоевавший два золота и два серебра по гимнастике на летних Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. Чтобы подчеркнуть уровень успехов армян на Олимпийских играх, Шагинян сказал:

«Чтобы попасть в любую советскую сборную, армянским спортсменам приходилось превосходить своих соперников на несколько ступеней. Но, несмотря на эти трудности, 90 процентов армянских спортсменов в советских олимпийских сборных вернулись с медалями». [123]

В футболе их самой успешной командой был ереванский «Арарат» , который завоевал большую часть советских чемпионатов в 70-х годах, а также одержал победы над профессиональными клубами, такими как «Бавария» из Мюнхена, в еврокубках. Среди известных игроков - Генрих Мхитарян , Юрий Джоркаев , Ален Богосян , Андраник Эскандарян , Андраник Теймурян , Эдгар Манучарян , Хорен Оганесян и Никита Симонян .

Армяне также добились успехов в шахматах, самом популярном интеллектуальном виде спорта в Армении. Некоторые из самых выдающихся шахматистов мира – армяне, такие как Тигран Петросян и Левон Аронян . Гарри Каспаров наполовину армянин по матери. Как нация, Армения становилась чемпионом мира в 2011 году и выигрывала Всемирную шахматную олимпиаду . трижды [124]

Армяне также добились успехов в тяжелой атлетике и борьбе , последняя из которых стала успешным видом спорта на Олимпийских играх для Армении. На летних Олимпийских играх 1996 года в Атланте Армен Назарян завоевал золото в категории мужского греко-римского наилегчайшего веса (52 кг), а Армен Мкртчян завоевал серебро в категории мужского вольного пресс-папье (48 кг), обеспечив Армении первые две медали в ее олимпийской истории. . Есть также успешные армяне в боксе : Артур Абрахам и Вик Дарчинян .

Шахматный гроссмейстер Левон Аронян - бывший ФИДЕ игрок № 2 в рейтинге и четвертый по рейтингу игрок в истории .
Тигран Петросян 9-й чемпион мира по шахматам

Музыка и танец

Армянские народные музыканты и традиционный армянский танец

Армянская музыка представляет собой смесь местной народной музыки, возможно, лучше всего представленной Дживана Гаспаряна известной музыкой на дудуке , а также легкой поп-музыки и обширной христианской музыки .

Такие инструменты, как дудук, дхол , зурна и канун, обычно встречаются в армянской народной музыке. Такие артисты, как Саят-Нова, известны своим влиянием на развитие армянской народной музыки. Одним из древнейших видов армянской музыки является армянское песнопение , которое является наиболее распространенным видом религиозной музыки в Армении. Многие из этих песнопений имеют древнее происхождение и восходят к дохристианским временам, в то время как другие являются относительно современными, в том числе несколько, составленные святым Месропом Маштоцем, изобретателем армянского алфавита. Во время советской власти армянский композитор классической музыки Арам Хачатурян стал всемирно известным благодаря своей музыке, различным балетам и « Танцу с саблями» из композиции для балета « Гаяне» .

Геноцид армян вызвал массовую эмиграцию, которая привела к расселению армян в различных странах мира. Армяне хранили свои традиции, а некоторые представители диаспоры прославились своей музыкой. В армянской общине США после Геноцида была популярна так называемая армянская танцевальная музыка в стиле «кеф», в которой использовались армянские и ближневосточные народные инструменты (часто электрифицированные / усиленные), а также некоторые западные инструменты. В этом стиле сохранились народные песни и танцы Западной Армении , а многие артисты также исполняли современные популярные песни Турции и других стран Ближнего Востока, из которых эмигрировали армяне. Ричард Хагопян , пожалуй, самый известный исполнитель традиционного стиля «кеф», а группа Vosbikian Band была известна в 40-х и 50-х годах тем, что разработала свой собственный стиль «кеф-музыки», на который сильно повлиял популярный американский джаз -биг-бэнд того времени. Позже, возникший из армянской диаспоры Ближнего Востока и под влиянием поп-музыки континентальной Европы (особенно Франции), жанр армянской поп-музыки приобрел известность в 60-х и 70-х годах благодаря таким артистам, как Адисс Хармандян и Арут Памбукджян выступают перед армянской диаспорой и Арменией. Также с такими артистами, как Сирушо , исполняющими поп-музыку в сочетании с армянской народной музыкой в ​​современной индустрии развлечений. Другими представителями армянской диаспоры, прославившимися в классических или международных музыкальных кругах, являются всемирно известный франко-армянский певец и композитор Шарль Азнавур , пианист Саан Арзруни , выдающиеся оперные сопрано, такие как Асмик Папян , а в последнее время Изабель Байракдарян и Анна Касьян . Некоторые армяне решили петь неармянские мелодии, например, хэви-метал группа System of a Down (которая, тем не менее, часто включает в свои песни традиционные армянские инструментальные партии и стиль) или поп-звезда Шер (чей отец был армянином). Рубен Акопян (Рубен Сасунци) – широко известный армянский этнографический и патриотический фолк-певец, добившийся широкого национального признания благодаря своей преданности армянской народной музыке и исключительному таланту. В армянской диаспоре «Армянские революционные песни» пользуются популярностью у молодежи. [ нужна ссылка ] Эти песни поощряют армянский патриотизм и, как правило, посвящены истории Армении и национальным героям.

Ковроткачество

Армянские девушки ткут ковры в Ване, 1907 год, Османская империя.

Ковроткачество исторически является основной традиционной профессией для большинства армянских женщин , в том числе многих армянских семей. Известные карабахские ковроткачи были и мужчинами. Самый старый сохранившийся армянский ковер из региона, называемый Арцахом (см. Также Карабахский ковер ) в средневековую эпоху, происходит из деревни Бананц (недалеко от Гандзака ) и датируется началом 13 века. [125] Впервые армянское слово, обозначающее ковер, «корк» , было использовано в исторических источниках в армянской надписи 1242–1243 годов на стене церкви Каптаван в Арцахе. [126]

Общими темами и узорами, встречающимися на армянских коврах, были изображения драконов и орлов. Они были разнообразны по стилю, богаты красками и орнаментальными мотивами и даже разделялись на категории в зависимости от того, какие животные на них изображались, например, артсвагорги (ковры-орлы), вишапагорги (ковры-драконы) и отсагорги (змее-ковры). ковры). [126] Ковер, упомянутый в каптаванских надписях, состоит из трех арок, «покрытых растительным орнаментом», и имеет художественное сходство с иллюминированными рукописями, созданными в Арцахе. [126]

Кроме того, искусство ковроткачества было тесно связано с изготовлением занавесей, о чем свидетельствует отрывок Киракоса Гандзакеци , армянского историка XIII века из Арцаха, который восхвалял Арзу-Хатун, жену регионального князя Вахтанга Хаченаци, и ее дочерей. за их опыт и мастерство в ткачестве. [127]

Армянские ковры были известны и иностранцам, приезжавшим в Арцах; арабский географ и историк Аль-Масуди отмечал, что среди других произведений искусства он никогда больше в жизни не видел подобных ковров. [128]

Кухня

Хоровац – любимое армянское блюдо.

Хоровац , барбекю в армянском стиле, пожалуй, любимое армянское блюдо. Лаваш – очень популярная армянская лепешка, а армянская паклава – популярный десерт из теста фило. Другие известные армянские блюда включают кебаб (шашлык из маринованного жареного мяса и овощей), различные долмы (фарш из баранины или говядины и риса, завернутые в виноградные листья, листья капусты или фаршированные в выдолбленные овощи) и плов , блюдо из риса. . Кроме того, хапама в армянской культуре популярны , блюдо из тыквы, фаршированной рисом, и множество различных салатов. Фрукты играют большую роль в армянской диете. Абрикосы ( Prunus ameniaca , также известные как армянская слива ) выращиваются в Армении на протяжении веков и имеют репутацию особенно хорошего вкуса. персики Также популярны , виноград, инжир , гранаты и дыни. Консервы готовят из многих фруктов, в том числе из кизила, молодых грецких орехов, облепихи, шелковицы, вишни и многих других.

Учреждения

  • Армянская Апостольская Церковь в мире , старейшая Национальная Церковь
  • Армянский всеобщий благотворительный союз (AGBU), основанный в 1906 году, крупнейшая армянская некоммерческая организация в мире, осуществляющая образовательные, культурные и гуманитарные проекты на всех континентах.
  • Армянская революционная федерация , основанная в 1890 году. Ее обычно называют Дашнакцутюн , что в переводе с армянского означает «Федерация» . АРФД является сильнейшей в мире армянской политической организацией и единственной армянской диаспорской организацией, имеющей значительное политическое присутствие в Армении .
  • Амазкаин — армянское культурно-просветительское общество, основанное в Каире в 1928 году и ответственное за создание армянских средних школ и высших учебных заведений в ряде стран.
  • Армянская католическая церковь , представляющая небольшие общины армяно-католиков в разных странах мира, а также важные монастырские и культурные учреждения в Венеции и Вене.
  • Оменетмен, армянская скаутская и спортивная организация, основанная в 1910 году, насчитывающая около 25 000 членов по всему миру.
  • Армянское общество помощи , основанное в 1910 году.

Генетика

Y-ДНК

Исследование 2012 года показало, что гаплогруппы R1b, J2 и T были наиболее заметными гаплогруппами среди армян. [129]

мтДНК

Наиболее заметными гаплогруппами мтДНК среди армянских образцов являются H, U, T, J, K и X, тогда как остальные оставшиеся у армян мтДНК — это HV, I, X, W, R0 и N. [130]

Известные люди

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ^ Число украинских армян оценивается намного ниже из-за вторжения России в Украину , поскольку это довоенные цифры.
  2. Численность сирийских армян трудно оценить из-за гражданской войны в Сирии . Многие бежали в Ливан , Армению и на Запад соответственно.

Цитаты

  1. ^ Различные источники:
    • Деннис Джей Ди Сандол (24 января 2007 г.). Мир и безопасность в постмодернистском мире: ОБСЕ и разрешение конфликтов . Рутледж. п. 182. ИСБН  9781134145713 . Почти 3 миллиона армян в Армении (и 3–4 миллиона в армянской диаспоре по всему миру) «воспринимают» почти 8 миллионов азербайджанцев в Азербайджане как «турков».
    • Макголдрик, Моника; Джордано, Джо; Гарсия-Прето, Нидия, ред. (18 августа 2005 г.). Этническая и семейная терапия, третье издание (3-е изд.). Гилфорд Пресс. п. 439. ИСБН  9781606237946 . Воздействие такого ужаса на группу, которая в настоящее время насчитывает около 6 миллионов человек по всему миру, не поддается измерению.
    • Саргсян, Геворг; Балабанян, Ани; Хэнкинсон, Дензел (2006). От кризиса к стабильности в энергетическом секторе Армении: уроки, извлеченные из опыта реформы энергетики Армении (иллюстрированное издание). Публикации Всемирного банка. п. 18. ISBN  9780821365908 . По оценкам, 3–6 миллионов диаспор в стране представляют собой основной источник прямых иностранных инвестиций в страну.
    • Артур Дж. Шарп (15 сентября 2011 г.). Путеводитель по Ближнему Востоку: поймите людей, политику и культуру этого конфликтного региона . Адамс Медиа. п. 137. ИСБН  9781440529122 . С тех пор, как в 1991 году была провозглашена новая независимая Республика Армения, почти 4 миллиона из 6 миллионов армян мира проживают на восточной окраине своей ближневосточной родины.
  2. ^ разные источники:
    • Фон Восс, Хуберта (2007). Портреты надежды: армяне в современном мире . Нью-Йорк: Berghahn Books. п. XXV. ISBN  9781845452575 . ...в мире около 8 миллионов армян...
    • Фридман, Джери (2008). Геноцид армян . Нью-Йорк: Издательская группа Rosen. п. 52. ИСБН  9781404218253 . В отличие от населения в 3,2 миллиона человек, около 8 миллионов армян проживают в других странах мира, включая крупные общины в Америке и России.
    • Гунтрам Х. Херб, Дэвид Х. Каплан (2008). Нации и национализм: глобальный исторический обзор: глобальный исторический обзор . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 1705. ISBN  9781851099085 . Армяне, насчитывающие около 8 миллионов человек, около 3 миллионов из которых живут в новом независимом постсоветском государстве, постоянно борются за то, чтобы не потерять свою самобытную культуру, идентичность и недавно созданную государственность.
    • Роберт А. Сондерс; Влад Струков (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 50. ISBN  9780810854758 .
    • Филандер, С. Джордж (2008). Энциклопедия глобального потепления и изменения климата . Лос-Анджелес: SAGE. п. 77. ИСБН  9781412958783 . По оценкам, 60 процентов из 8 миллионов армян во всем мире живут за пределами страны...
    • Роберт А. Сондерс; Влад Струков (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 51. ИСБН  9780810874602 . Во всем мире насчитывается более 8 миллионов армян; В Республике Армения проживают 3,2 миллиона человек.
  3. ^ [1] Архивировано 21 ноября 2018 г. в Wayback Machine, 12-21 октября в Республике Армения.результаты переписи населения, проведенной в октябре 2011 года в Республике Армения. стр. 6-7. (на армянском)
  4. Министерство культуры Армении «Этнические меньшинства в Армении. Краткая информация». Архивировано 10 октября 2017 года на Wayback Machine . По данным последней переписи населения 2011 года. «Национальное меньшинство». Архивировано 16 февраля 2017 года в Wayback Machine .
  5. ^ "Национальный состав населения Российской Федерации" [National makeup of the population of the Russian Federation] (Excel) (in Russian). Russian Federal State Statistics Service . Archived from the original on 5 January 2016 . Retrieved 5 January 2013 .
  6. ^ Роберт А. Сондерс; Влад Струков (2010). Исторический словарь Российской Федерации . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 50. ISBN  978-0-8108-5475-8 .
  7. ^ Общее количество категорий происхождения, подсчитанное для людей с одной или несколькими категориями происхождения, согласно данным опроса американского сообщества 2011 года, оценки за 1 год . Бюро переписи населения США . Проверено 22 декабря 2012 г.
  8. ^
  9. ^ Тон, Кэролайн (2012). Армяне в Гамбурге: этнографическое исследование связи между диаспорой и успехом . Берлин: LIT Verlag Münster. п. 25 . ISBN  978-3-643-90226-9 .
  10. ^ Тейлор, Тони (2008). Отрицание: история предана . Карлтон, Виктория: Паб Мельбурнского университета. п. 4. ISBN  978-0-522-85482-4 .
  11. ^ «Национальная статистическая служба Грузии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2017 года . Проверено 24 мая 2016 г.
  12. ^ В Абхазии объявили данные переписи населения . Дельфи (на русском языке). 29 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 28 июля 2019 года . Проверено 20 августа 2013 г. (По данным переписи 2011 года).
  13. ^ Гибни, Мэтью Дж. (2005). Иммиграция и убежище: с 1900 года по настоящее время . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 13 . ISBN  978-1-57607-796-2 .
  14. ^ Варданян, Тамара (21 июня 2007 г.). Ирано-армянская община. чемоданное настроение [Иранско-армянская община] (на армянском языке). Фонд «Нораванк» . Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Проверено 5 января 2013 г.
  15. ^ Саргсян, Бабкен (8 декабря 2012 г.). «Армянская община Германии» (на армянском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 10 января 2015 г.
  16. ^ Распределение населения по национальностям и родному языку , Киев: Государственный комитет статистики Украины, 2001 , дата обращения 5 января 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. Армянская община в Бразилии процветает, но не прекращает борьбу за память о резне. Архивировано 10 июня 2016 года в Wayback Machine . Брено Сальвадор. О Глобо , 24 апреля 2015 г.
  18. ^ «Федеральный сенат Бразилии признал Геноцид армян» . Армянский еженедельник. 3 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2015 г. Проверено 12 мая 2016 г.
  19. ^ Бедевян, Астхик (18 января 2011 г.). «Армянская община Греции готовится к встрече с президентом Армении» (на армянском языке). Радио Свободная Европа/ Армянская служба Радио Свобода. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 10 января 2015 г.
  20. ^ Айвазян 2003 , с. 100.
  21. ^ «Министерство иностранных дел: В Турции проживают 89 000 представителей меньшинств» . Сегодняшний Заман . 15 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 20 мая 2011 г. . Проверено 5 января 2013 г.
  22. ^ Басюрт, Эрхан (26 декабря 2005 г.). «Моя бабушка была армянкой! [Моя бабушка армянка]» . Действие (на английском языке). Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 10 ноября 2013 г. Я не думаю, что цифра в 300 тысяч – преувеличение. Я думаю, что даже больше. Но, к сожалению, этот вопрос не превратился в академическую работу. Мне бы хотелось стать ученым и провести исследование только по этой теме.
  23. ^ Даниелян, Диана (1 июля 2011 г.). " Азг": Возможно ли пробуждение исламизированных армян в Турции?" . Хайерн Айсор . Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г. Дагч говорит, что, по разным подсчетам, в Турции проживает от 3 до 5 миллионов исламизированных армян
  24. ^ Национальное обследование домохозяйств Канады , Статистическое управление Канады, 2021 г., архивировано с оригинала 21 декабря 2022 г. , получено 20 декабря 2022 г. Из них 38 010 сообщили об одиноком и 30 835 смешанном армянском происхождении.
  25. ^ Арутюнян, Гагик (2009). РЕСУРСЫ АРМЯНСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕСТВА В СТРАНАХ ПОСЛЕ СОВЕТА (PDF) . Нораванк'. п. 117. ISBN:  9789939900070 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 августа 2019 года . Проверено 19 мая 2022 г.
  26. ^ «Диаспора – Польша» . diaspora.gov.am . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
  27. ^ «О сообществе» . польша.mfa.am . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
  28. ^ «Польша намерена установить трехсторонние деловые контакты с Арменией и Ираном. – Бесплатная онлайн-библиотека» . www.thefreelibrary.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
  29. ^ «Присутствие армян в Бельгии незаменимо. Мэр Брюсселя» . 1 люрер . 22 февраля 2020 г. Проверено 17 октября 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  30. ^ «Армянская диаспора в Испании» . Посольство Республики Армения в Испании . Министерство иностранных дел Республики Армения. Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 7 апреля 2016 г.
  31. ^ «Болгария» . Управление Верховного комиссара по делам диаспоры . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  32. ^ Налбандян, Наира (26 августа 2019 г.). "В Сирии осталось около 25-28 тысяч армян, социальные вопросы являются приоритетом - посол" . Радиостанция "Свободная Европа/Свобода" (на армянском языке). Архивировано из оригинала 29 августа 2019 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  33. ^ «Сирия» . Управление Верховного комиссара по делам диаспоры . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  34. ^ "Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на начало 2020 года" . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Archived from the original on 27 May 2020 . Retrieved 27 April 2020 .
  35. ^ «Происхождение | Австралия | Профиль сообщества» . профиль.id.com.au . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
  36. ^ «Сообщество / Համայնքի» . Совет армянской общины Великобритании . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  37. ^ «Образовательный фонд Ахмеда Икбала Уллы поддерживает армянскую выставку» . Манчестерский университет . 20 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  38. ^ "Великобритания" . Управление Верховного комиссара по делам диаспоры . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 20 июня 2023 г.
  39. ^ «Диаспора – Объединенные Арабские Эмираты» .
  40. ^ «CBS Statline» . Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 16 января 2022 г.
  41. ^ «Население; пол, возраст, поколение и миграционный фон, 1 января» (на голландском языке). Центральное статистическое бюро (CBS). 22 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 16 января 2022 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Армянский квартал в Иерусалиме» . Еврейская виртуальная библиотека . Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  43. ^ «Израиль» . Управление Верховного комиссара по делам диаспоры . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  44. ^ Хьюсен, Роберт Х. «География Армении» в книге «Армянский народ от древних до современности», том I: Династические периоды: от древности до четырнадцатого века . Ричард Г. Ованнисян (редактор) Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997, стр. 1–17.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Коллекция армянских раритетов» . www.loc.gov . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса . 2020. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 27 марта 2023 г. Земли армян на протяжении тысячелетий располагались в Восточной Анатолии , на Армянском нагорье и в пределах Кавказского хребта . Впервые упомянутые почти одновременно в греческом и персидском источнике в VI веке до нашей эры, современные исследования ДНК показали, что сами люди уже существовали на своем месте на протяжении многих тысячелетий . Те люди, которых мир знает как армян, называют себя Хай и свою страну Айоц ашхарх – землю армян, сегодня известную как Айастан. Их язык хайерен (армянский) представляет собой отдельную и уникальную ветвь индоевропейского языкового генеалогического древа . Разговорный язык до тех пор, пока христианство не стало государственной религией в 314 году нашей эры, в 407 году для него был создан уникальный алфавит как для распространения новой веры, так и во избежание ассимиляции в персидский литературный мир .
  46. ^ «Армения: Древняя и домодерная Армения» . Британская онлайн-энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 17 июля 2018 г. Армяне, индоевропейский народ, впервые появляются в истории вскоре после конца VII века до нашей эры, переселив часть древнего населения к востоку от горы Арарат [...]
  47. ^ Пресс, Ассошиэйтед (30 сентября 2023 г.). «Почти все этнические армяне покинули Нагорный Карабах» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 4 марта 2024 г.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Г. Ованнисян , Армянский народ от древности до современности: с пятнадцатого по двадцатый век , Том 2, с. 421, Пэлгрейв Макмиллан, 1997.
  49. ^ «Армяне (народ) | Описание, культура, история и факты» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2019 года . Проверено 5 сентября 2018 г.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с видеть Гастингс, Адриан (2000). Всемирная история христианства . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 289. ИСБН  978-0-8028-4875-8 .
  51. ^ «Армения первая нация, принявшая христианство в качестве государственной религии» . Архивировано из оригинала 6 января 2011 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
  52. ^ Дэвис, Джойс М. (июль 1992 г.). «Армянский квартал Иерусалима» . Журнал ОДИН . Католическая ассоциация благосостояния Ближнего Востока. Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 21 июня 2023 г.
  53. ^ « на юге Армяне граничат с Халибами ». Чахин, Марк (2001). Королевство Армения . Лондон: Рутледж . стр. фр. 203. ИСБН  978-0-7007-1452-0 .
  54. ^ Ibp Inc. (сентябрь 2013 г.). Путеводитель по Армении, Том 1. Стратегическая информация и события . Международные деловые публикации, США. п. 42. ИСБН  9781438773827 .
  55. ^ Армен Петросян. Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Журнал индоевропейских исследований. Институт изучения человека. 2002. с. 184. [2] Архивировано 9 июля 2021 года в Wayback Machine.
  56. ^ Армен Петросян. Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Журнал индоевропейских исследований . Институт изучения человека. 2002. стр. 166–167. [3] Архивировано 9 июля 2021 года в Wayback Machine.
  57. ^ Арчи, Альфонсо (2016). «Египет или Иран в текстах Эблы?» . Ориенталия . 85 : 3. Архивировано из оригинала 15 августа 2021 года . Проверено 8 июня 2019 г.
  58. ^ Кроонен, Гус; Гойко Барьямович; Мишель Пейро (9 мая 2018 г.). «Лингвистическое приложение к Дамгаарду и др. 2018: Ранние индоевропейские языки, анатолийский, тохарский и индоиранский» : 3. doi : 10.5281/zenodo.1240524 . Архивировано из оригинала 29 июня 2019 года . Проверено 8 июня 2019 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  59. ^ Размик Паносян, Армяне: от королей и священников к купцам и комиссарам, Columbia University Press (2006), ISBN   978-0-231-13926-7 , с. 106.
  60. Рафаэль Ишханян, «Иллюстрированная история Армении», Ереван, 1989.
  61. ^ Элизабет Бауэр. Армения: прошлое и настоящее (1981), с. 49
  62. ^ Петросян, Армен (2007). «К истокам армянского народа: проблема идентификации протоармян: критический обзор (на английском языке)» . Журнал Общества арменоведов . 16:30 . Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 6 июня 2019 г.
  63. ^ Мартиросян, Грач (2010). Этимологический словарь армянской унаследованной лексики . Лейден: Брилл. стр. 382–385.
  64. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хэмп, Эрик П. (август 2013 г.). «Распространение индоевропейских языков: развивающийся взгляд индоевропейцев» (PDF) . Китайско-платонические статьи . 239 : 8, 10, 13. Архивировано (PDF) из оригинала 2 августа 2019 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
  65. ^ Джеймс П.Т. Клаксон (2008). «Классический армянин». Древние языки Малой Азии. Издательство Кембриджского университета. п. 124
  66. ^ Бартомеу Обрадор-Курсах. «О месте фригийского языка среди индоевропейских языков». Журнал языковых отношений. 2019. с. 240. https://www.jolr.ru/files/(271)jlr2019-17-3-4(233-245).pdf Архивировано 24 марта 2021 г. в Wayback Machine.
  67. ^ Армен Петросян (2007). Проблема идентификации протоармян: критический обзор . Общество арменоведения. стр. 49–54. Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 23 ноября 2018 г.
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мартиросян, Грач (2014). «Происхождение и историческое развитие армянского языка» (PDF) . Лейденский университет. стр. 1–23. Архивировано (PDF) из оригинала 4 августа 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
  69. ^ Коссян, Арам (1997). «Переосмысление проблемы Мушки» (PDF) . Studi Micenei ed Egeo-Anatolici . 39 (2): 252–266. Архивировано (PDF) из оригинала 28 августа 2020 года.
  70. ^ Справочник по формальным языкам (1997), стр. 6. Архивировано 18 мая 2020 года в Wayback Machine .
  71. ^ «Индоевропейское дерево с армяно-арийским, исключая греческий» . Архивировано из оригинала 14 мая 2018 года . Проверено 13 февраля 2021 г.
  72. ^ Индоевропейский язык и культура: Введение , Бенджамин В. Фортсон, Джон Вили и сыновья, 2009, стр. 383.
  73. ^ Ханс Дж. Холм (2011): «Списки Сводеша» пересмотренного албанского языка и последствия его положения в индоевропейских языках. Журнал индоевропейских исследований, том 39, номера 1 и 2.
  74. ^ Грач Мартиросян (2013). «Место армянского языка в индоевропейской языковой семье: связь с греческим и индоиранским*» Лейденский университет. п. 85-86. https://www.jolr.ru/files/(128)jlr2013-10(85-138).pdf Архивировано 24 марта 2021 г. в Wayback Machine.
  75. ^ Джеймс П.Т. Клаксон (2008). «Классический армянин». Древние языки Малой Азии. Издательство Кембриджского университета. п. 124
  76. ^ Грач Мартиросян. Место армянского языка в индоевропейской языковой семье: взаимоотношения с греческим и индоиранским. Журнал языкового родства • Вопросы языкового родства • 10 (2013) • Стр. 85—137
  77. ^ Справочник по формальным языкам (1997), стр. 6. Архивировано 18 мая 2020 года в Wayback Machine .
  78. ^ Ким, Рональд (2018). «Греко-армянский: живучесть мифа» . Индогерманские исследования . 123 (1). Библиотека Университета Британской Колумбии. дои : 10.1515/if-2018-0009 . S2CID   231923312 . Архивировано из оригинала 24 марта 2021 года . Проверено 9 июня 2019 г.
  79. ^ Греппин, Джон AC; Дьяконов, И.М. (1991). «Некоторые влияния хурро-урартских народов и их языков на древнейших армян». Журнал Американского восточного общества . 111 (4): 720–730. дои : 10.2307/603403 . JSTOR   603403 .
  80. ^ Джоан Аруз, Ким Бензел, Джин М. Эванс, За пределами Вавилона: искусство, торговля и дипломатия во втором тысячелетии до нашей эры Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк) [4] (2008), стр. 92
  81. ^ Косьян, Арам В. (1997), Пересмотр проблемы Мушки , заархивировано из оригинала 29 августа 2019 г. , получено 31 августа 2019 г. , стр. 254.
  82. ^ Питер И. Богуки и Пэм Дж. Крэбтри Древняя Европа, 8000 г. до н.э. - 1000 г. н.э.: Энциклопедия варварского мира . Архивировано 9 января 2016 года в Wayback Machine Сыновья Чарльза Скрибнера, 2004 г. ISBN   978-0684806686
  83. ^ Дэниел Т. Поттс Спутник археологии Древнего Ближнего Востока . Архивировано 19 мая 2020 года в Wayback Machine, том 94 книги Blackwell Companions to the Ancient World. Джон Уайли и сыновья, 2012 г. ISBN   1405189886 стр.681
  84. ^ Симонян, Акоп Ю. (2012). «Новые открытия в Верин Навер, Армения» . Backdirt (Загадка календаря майя). Институт археологии Котсена в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе: 110–113. Архивировано из оригинала 8 ноября 2021 года . Проверено 5 августа 2019 г.
  85. ^ Томас Гамкрелидзе и Вячеслав Иванов (филолог) | Вячеслав В. Иванов, Ранняя история индоевропейских языков , март 1990 г., с. 110.
  86. ^ Райх, Дэвид (2018). Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Издательская группа Кнопфа Doubleday.
  87. ^ Дамгаард, Питер де Баррос (2018). Первые пастухи и влияние экспансии степей раннего бронзового века в Азию .
  88. ^ Хаак, Вольфганг (2015). Массовая миграция из степи является источником индоевропейских языков в Европе . биоRxiv   10.1101/013433 . дои : 10.1101/013433 . S2CID   196643946 .
  89. Гролле, Иоганн (12 мая 2018 г.), «Вторжение из степи», Der Spiegel
  90. ^ Шоу, Джонатан (25 августа 2022 г.). «В поисках первых носителей индоевропейского языка» . Гарвардский журнал. Архивировано из оригинала 11 сентября 2022 года . Проверено 11 сентября 2022 г.
  91. ^ Хабер, Марк; Меззавилла, Массимо; Сюэ, Яли; Комас, Дэвид; Гаспарини, Паоло; Заллуа, Пьер; Тайлер-Смит, Крис (2015). «Генетические доказательства происхождения армян от смешения нескольких популяций бронзового века» . Европейский журнал генетики человека . 24 (6): 931–936. биоRxiv   10.1101/015396 . дои : 10.1038/ejhg.2015.206 . ПМК   4820045 . ПМИД   26486470 .
  92. ^ Уэйд, Николас (10 марта 2015 г.). «Дата рождения Армении, указанная в V веке, приобретает достоверность» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 мая 2020 года . Проверено 13 февраля 2017 г.
  93. ^ Ван, Чуан-Чао (2018), Генетическая предыстория Большого Кавказа.
  94. ^ Ваан Куркджян, «История Армении», Мичиган, 1968, История Армении Ваана Куркджяна . Архивировано 27 мая 2012 г. в archive.today ; Армянская советская энциклопедия, т. 12, Ереван, 1987; Артак Мовсисян, «Священное нагорье: Армения в духовной концепции Ближнего Востока», Ереван, 2000; Мартирос Кавукджян, «Происхождение армянского народа», Монреаль, 1982 г.
  95. ^ Кертис, Джон (ноябрь 2003 г.). «Ахеменидский период в Северном Ираке». Археология империи Ахеменидов (Париж, Франция): 12.
  96. ^ Хокинс, доктор медицинских наук (1972). «Строительные надписи Каркемиша: Длинная стена скульптур и Большая лестница». Анатолийские исследования . 22 : 87–114. дои : 10.2307/3642555 . JSTOR   3642555 . S2CID   191397893 .
  97. ^ Редгейт, AE (2007). «Рецензируемая работа: Предыстория армян, Габриэль Султанян». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1): 173–175. дои : 10.1017/S0041977X07000195 . JSTOR   40378911 . S2CID   163000249 .
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэри Бойс. Зороастрийцы: их религиозные верования и практики. Архивировано 21 декабря 2016 г. в Wayback Machine Psychology Press, 2001 г. ISBN   978-0415239028 стр. 84.
  99. ^ «Обращение Армении в христианство было, вероятно, самым решающим шагом в ее истории. Оно резко отвернуло Армению от ее иранского прошлого и на века закрепило за ней внутренний характер, столь же ясный как для местного населения, так и для тех, кто находится за пределами ее границ, почти сразу определил Армению как первое государство, принявшее христианство» . (Нина Гарсоян в книге «Армянский народ от древности до современности» , изд. Р.Г. Ованнисян, Пэлгрейв Макмиллан, 1997, том 1, стр.81).
  100. ^ традиционно датируется 301 годом по Микаэлу Чамчиану (1784). 314 год — дата, предпочитаемая основной наукой, так Николас Адонц (1970), стр. 82, после исследования Ананиана и Зейбта «Христианизация Кавказа (Армения, Грузия, Албания)» (2002).
  101. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэри Бойс. Зороастрийцы: их религиозные верования и практики. Архивировано 19 сентября 2015 г. в Wayback Machine Psychology Press, 2001 г. ISBN   0415239028 стр. 84
  102. ^ Чарл Волхатер, Корен де Вет. Международные сравнительные перспективы религии и образования. Архивировано 18 октября 2015 г. в Wayback Machine AFRICAN SUN MeDIA, ISBN   1920382372 . 1 марта 2014 г. стр. 31
  103. ^ Ходжсон, Наташа (2010). Костик, Конор (ред.). Крестовые походы и Ближний Восток: истории культуры . Рутледж. ISBN  978-1136902475 . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 14 сентября 2015 г.
  104. ^ Дональд Рэйфилд. Грань империй: история Грузии. Архивировано 18 мая 2020 г. в Wayback Machine Reaktion Books, 2013 г. ISBN   1780230702 стр. 165
  105. ^ Стивен Р. Уорд. Бессмертное, обновленное издание: Военная история Ирана и его вооруженных сил. Архивировано 18 мая 2020 г. в издательстве Wayback Machine Georgetown University Press, 8 января 2014 г. ISBN   1626160325 стр. 43
  106. ^ Херциг, Эдмунд; Куркчиян, Марина (10 ноября 2004 г.). Армяне: прошлое и настоящее в формировании национальной идентичности . Рутледж. ISBN  9781135798376 . Архивировано из оригинала 24 марта 2021 года . Проверено 30 декабря 2014 г.
  107. Тимоти К. Даулинг. Россия в войне: от монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и других стран. Архивировано 3 сентября 2016 г. в Wayback Machine, стр. 728 ABC-CLIO, 2 декабря 2014 г. ISBN   1598849484
  108. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Геноцид армян (1915–16): обзор» . Энциклопедия Холокоста . Архивировано из оригинала 4 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  109. ^ «День памяти Геноцида армян» . Институт Освенцима . Архивировано из оригинала 5 мая 2023 года . Проверено 5 мая 2023 г.
  110. ^ Ваан Куркджян, «История Армении», Мичиган, 1968, История Армении Ваана Куркджяна . Архивировано 27 мая 2012 г., archive.today .
  111. ^ «Геноцид армян | История, причины и факты | Британника» . www.britanica.com . 3 мая 2023 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2015 г. Проверено 20 июня 2023 г.
  112. ^ Ходжоян, Сара (16 октября 2009 г.). «Армяне в Стамбуле: Диаспора в Турции приветствует налаживание отношений и ждет дальнейших шагов от обеих стран» . АрменияNow.com. Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 5 января 2013 г.
  113. ^ Кембриджская древняя история. том. 12, с. 486. Лондон: Издательство Кембриджского университета, 2005.
  114. ^ Терзян, Шелли (2014). Волхутер, Чарльз; де Вет, Корин (ред.). Международные сравнительные перспективы религии и образования . Африканское Солнце Медиа. п. 29. ISBN  978-1920382377 . Архивировано из оригинала 15 июня 2016 года . Проверено 20 июля 2015 г.
  115. ^ « Агафангел , История святого Григория и обращения Армении» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 13 июня 2014 г.
  116. ^ Агафангелос, История армян, Роберт В. Томсон, State University of New York Press, 1974.
  117. ^ «Мигрирующий католикосат» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
  118. ^ Хамед-Троянский, Владимир (2021). «Становление армянином: религиозные преобразования на позднем имперском Южном Кавказе» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 63 (1): 242–272. дои : 10.1017/S0010417520000432 .
  119. ^ «Два католикосата внутри Армянской церкви» . Архивировано из оригинала 24 мая 2008 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
  120. ^ «Сакральная геометрия и армянская архитектура | Путешествия по Армении, история, археология и экология | ТурАрмения | Путеводитель по Армении» . Архивировано из оригинала 24 июля 2019 года . Проверено 24 мая 2009 г.
  121. ^ Армения, прошлое и настоящее; Элизабет Бауэр, Джейкоб Шмидхейни, Фредерик Лейст, 1981 год.
  122. ^ «Спорт в Армении» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2015 года . Проверено 27 февраля 2007 г.
  123. ^ «Послы в спорте?: Независимая Армения намного ниже славы советских времен на поле, коврике» . АрменияСейчас . 15 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 28 января 2018 г. Проверено 27 января 2018 г.
  124. ^ «Армения: самая умная нация на земле» . Всемирная служба Би-би-си . 18 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2017 г. Проверено 28 января 2018 г.
  125. ^ Акопян, Гравард Г. (1990). Средневековое искусство Арцаха . Ереван, Армянская ССР: Диаспора. п. 84. ИСБН  978-5-8079-0195-8 .
  126. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Акопян. Средневековое искусство Арцаха , с. 84.
  127. ^ (на армянском языке) Киракос Гандзакеци . История Армении . Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук , 1961, с. 216, цитируется по делу Акопяна. Средневековое искусство Арцаха , с. 84, примечание 18.
  128. ^ Улубаян, Баграт А. (1975). Княжество Хачен, с 10 по 16 века (на армянском языке). Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук. п. 267.
  129. ^ Эррера К.Дж., Лоури Р.К., Хадден Л., Кальдерон С., Чиу С., Епископосян Л., Регейро М., Андерхилл П.А., Эррера Р.Дж. (март 2012 г.). «Неолитические отцовские сигналы указывают на то, что Армянское нагорье было заселено земледельцами» . Европейский журнал генетики человека . 20 (3): 313–20. дои : 10.1038/ejhg.2011.192 . ПМК   3286660 . ПМИД   22085901 .
  130. ^ Маргарян А, Деренко М, Оганесян Х, Малярчук Б, Хеллер Р, Хачатрян З, Аветисян П, Бадалян Р, Бобохян А, Меликян В, Саргсян Г, Пилипосян А, Симонян Х, Мкртчян Р, Денисова Г, Епископосян Л, Виллерслев Е , Аллентофт М (10 июля 2017 г.). «Восемь тысячелетий матрилинейной генетической преемственности на Южном Кавказе» . Современная биология . 27 (13): 2023–2028. дои : 10.1016/j.cub.2017.05.087 . ПМИД   28669760 . S2CID   23400138 . «Рисунок 2» . Архивировано из оригинала 24 марта 2021 года . Проверено 20 декабря 2019 г.

Общий

Дальнейшее чтение

Материалы серии конференций Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

Серия конференций Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе под названием «Исторические армянские города и провинции» организована заведующим кафедрой современной истории Армении Армянского образовательного фонда. Материалы конференции редактирует Ричард Г. Ованнисян . Изданные в Коста-Месе, Калифорния, издательством Mazda Publishers, они:

  1. Армянский Ван/Васпуракан (2000) ОСЛК   44774992
  2. Армянский Багеш/Битлис и Тарон/Муш (2001) ОСЛК   48223061
  3. Армянин Цопк/Харперт (2002) ОСЛК   50478560
  4. Армянка Карин/Эрзерум (2003) ОСЛК   52540130
  5. Армянская Себастия/Сивас и Малая Армения (2004) ОСЛК   56414051
  6. Армянский Тигранакерт/Диарбекир и Эдесса/Урфа (2006 г.) ОСЛК   67361643
  7. Армянская Киликия (2008) ОСЛК   185095701
  8. Армянский Понт: Трапезундско-Черноморские общины (2009) ОСЛК   272307784
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12b11fbbaed0f3b5795ec098725dac88__1718915100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/88/12b11fbbaed0f3b5795ec098725dac88.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)