Jump to content

павликианство

(Перенаправлено с павликиан )

Павлицианство ( классический армянский : Pawłikeanner, Pawłikeanner ; средневековый греческий : Παυλικιανοί , «последователи Павла»; [ 1 ] Арабские источники: Baylakānī , al Baylaqa (Аль Байлака ) [ 2 ] еретическая средневековая христианская секта , возникшая в Армении в VII веке. [ 3 ] Последователей секты называли павликианами , а себя они называли добрыми христианами . Мало что известно о павликианстве, и были высказаны предположения о различных влияниях, включая гностицизм , маркионизм , манихейство и адопционизм . [ 4 ] [ 5 ] другие ученые утверждали, что с доктринальной точки зрения павликиане были в значительной степени традиционным христианским реформаторским движением, не связанным ни с одним из этих течений. [ 6 ]

Основателем павликиан традиционно считается армянин по имени Константин . [ 7 ] который был выходцем из сирийской общины недалеко от Самосаты на территории современной Турции . Секта процветала между 650 и 872 годами на границе Византийской империи с Арабским халифатом в Армении и Восточной Анатолии , несмотря на периодические преследования и депортации со стороны имперских властей в Константинополе . [ 1 ] После периода относительной терпимости возобновление византийских преследований в середине 9 века побудило павликиан создать государство с центром в Тефрике на границе с Арменией под защитой арабов. [ 8 ]

После длительной войны государство Тефрике было разрушено византийцами в 870-х годах. В течение следующего столетия некоторые павликиане мигрировали дальше в Армению, в то время как другие были переселены имперскими властями на балканскую границу Империи во Фракии . В Армении павликиане были ассимилированы с родственным религиозным движением тондракизм . в течение следующего столетия [ 9 ] Во Фракии секта продолжала исповедовать свою веру в течение некоторого времени, в некоторых местах до 17–18 веков, прежде чем постепенно перейти в другие религии и считается предками современных римско-католических банатских болгар. [ 8 ] и мусульманские помаки . [ 10 ] Это движение, возможно, также оказало влияние на средневековые европейские христианские гетеродоксальные движения, такие как богомильство и катаризм . [ 4 ] [ 8 ]

Этимология

[ редактировать ]

Павликане называли себя «добрыми христианами». [ 11 ] или «Истинно верующие», [ 2 ] и называл ортодоксальных христиан «романистами». [ 12 ] Имя «Павликиан» использовалось посторонними для обозначения секты и буквально означает «последователи Павла». Личность Павла, в честь которого было названо движение, оспаривается. [ 4 ] Скорее всего, это будет Апостол Павел , фигура, к которой павликиане постоянно заявляют, что она пользуется особым почитанием, начиная с самых ранних источников и до их очевидного исчезновения в период раннего Нового времени. [ 13 ] [ 1 ] [ 8 ] Некоторые средневековые византийские и мусульманские источники связывают эту секту с епископом Антиохии Самосатским III века Павлом . [ 14 ] [ 15 ] Однако это может быть отождествлением с отдельной сектой павлианистов . [ 16 ] и самый ранний византийский источник, описывающий это движение, явно отличает «Павла Самосатского», который, как предполагается, дал движению название, от более известного ересиарха. [ 17 ] Другим возможным источником является Павел Армянин, малоизвестный павликианский деятель, который, как говорят, возглавил секту во время ее миграции в Эписпар после преследований Юстиниана II в конце VII века. [ 18 ]

Истоки и рост

[ редактировать ]

Источники указывают, что большинство павликианских лидеров были армянами. [ 19 ] Говорят, что основателем секты был армянин по имени Константин . [ 7 ] родом из Мананалиса, общины недалеко от Самосаты . Он изучал Евангелия и Послания , сочетал дуалистические и христианские учения и решительно выступал против формализма церкви. Считая себя призванным восстановить чистое христианство апостола Павла , он принял имя Силуан (в честь одного из учеников Павла) и около 660 года основал свою первую общину в Кибоссе, Армения . Двадцать семь лет спустя он был арестован имперскими властями, предан суду за ересь и забит камнями до смерти . [ 7 ] [ 1 ] Симеон, придворный чиновник, исполнивший приказ, сам обратился в христианство и, приняв имя Тит, стал преемником Константина. Он был сожжен заживо — наказание, вынесенное манихеям , в 690 году. [ 1 ]

Приверженцы секты бежали во главе со своим новым предводителем Павлом в Эписпарис. Он умер в 715 году, оставив двух сыновей, Гегнесия (которого он назначил своим преемником) и Феодора. Последний, выдав, что получил Святого Духа , протестовал против руководства Гегнесия, но безуспешно. Гегнесий был доставлен в Константинополь , предстал перед императором Львом I , был объявлен невиновным в ереси и вернулся в Эписпарис, но, опасаясь опасности, отправился со своими приверженцами в Мананалис в Восточной Анатолии. Его смерть (в 745 г.) стала поводом для раскола в секте.

Сообщается, что в 747 году император Константин V переселил значительное количество павликиан из Восточной Анатолии во Фракию, чтобы укрепить болгарскую границу, положив начало присутствию секты в Европе. [ 20 ] Несмотря на депортации и продолжающиеся преследования, секта продолжала расти, получая присоединения от некоторых иконоборцев . [ 1 ]

В конце восьмого века павликиане пережили раскол и разделились на две группы; вааниты (старая партия) и сергиты (реформированная секта). Сергий , реформированный лидер, был ревностным и эффективным преобразователем своей секты; он хвастался, что распространил свое Евангелие «с Востока на Запад; с Севера на Юг». [ 21 ] Сергию удалось сместить Баанеса, лидера старой партии, к 801 году, и он действовал в течение следующих тридцати четырех лет. Его деятельность послужила поводом для возобновления гонений со стороны Льва Армянина . После смерти Сергия управление сектой было разделено между несколькими лидерами.

Образование павликианского государства

[ редактировать ]
Избиение павликиан в 843/844 году из мадридских скилиц .

В 843 году императрица Феодора , будучи регентшей при своем сыне Михаиле III , учредила крупное гонение на павликиан по всей Малой Азии. [ 22 ] в ходе которого, как сообщается, только в Византийской Армении 100 000 приверженцев потеряли свою жизнь или имущество. [ 23 ]

В ответ на возобновившиеся преследования многие павликиане под руководством своего нового лидера Карбеаса бежали через границу в районы Армении, находящиеся под контролем арабов. Под защитой Умара аль-Акты , эмира Мелитены , арабы разрешили секте построить два города-крепости, Амара и Тефрике , и основать независимое государство. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Карбеас умер в 863 году во время кампании Михаила III против арабов и, возможно, был с Умаром в Малакопее перед битвой при Лалакаоне .

Преемник Карбеаса, Хризохер («Золотая рука»), опустошил многие города в продолжающихся войнах с византийцами; в 867 году он продвинулся до Эфеса , где взял в плен многих священников. [ 27 ] [ 28 ] В 868 году император Василий I отправил Петра Сицилийского организовать их обмен. Его девятимесячное пребывание среди павликиан дало ему возможность собрать множество фактов, которые он сохранил в своей « Истории пустой и суетной ереси манихеев, иначе называемых павликианами» . Предложения мира не были приняты, война возобновилась, и Хризохер был убит в битве при Батис-Риаксе в 872 или 878 году.

Разрушение павликианского государства и перемещение

[ редактировать ]

К 878 году император Василий I завоевал опорные пункты павликиан в Малой Азии (включая Тефрику), и оставшиеся в живых после разрушения государства павликиан были в основном перемещены. [ 29 ] они были ассимилированы с формирующейся сектой Тондраки . Одна группа мигрировала на восток дальше в Армению, где на протяжении 10 века [ 9 ] Другие были переброшены на западную границу империи, в том числе военный отряд численностью около 20 000 павликиан, служивший в Византийской Италии под командованием генерала Никифора Фоки Старшего . [ 9 ] [ 29 ]

Сообщается, что в 970 году 200 000 павликиан на территории Византии были перевезены императором Иоанном Цимисхием в Филиппополь во Фракии. [ 29 ] В награду за их обещание сдерживать « скифов » (на самом деле болгар ) император предоставил группе терпимость, чтобы они могли беспрепятственно исповедовать свою веру. Это ознаменовало начало возрождения секты на Западе.

Возрождение во Фракии

[ редактировать ]

Политика переселения павликиан на Запад оказалась вредной для византийцев, поскольку эта группа приносила ограниченную экономическую и военную выгоду балканским границам империи. Секта также не смогла ассимилироваться с ортодоксальными римскими и болгарскими жителями и, как сообщается, успешно обратила многих существующих жителей Фракии в свою ересь. По словам Анны Комнине , к концу XI века Филиппополь и его окрестности были полностью заселены павликианами и к ним присоединялись новые группы армянских переселенцев. [ 29 ]

Согласно Annales Barenses , несколько тысяч павликиан служили в армии императора Алексиоса I Комнина против норманна Роберта Гвискара в 1081 году, но впоследствии покинули императора и были заключены в тюрьму. [ 9 ] Алексиада , построив для новообращенных , написанная дочерью императора Анной , сообщает, что Алексиосу I удалось обратить многие секты вокруг Филиппополя в христианское православие новый город Алексиополис. [ 1 ]

Во время Первого крестового похода некоторые павликиане, называемые «публиканами», присутствовали в мусульманских армиях, хотя сообщалось, что другие помогали крестоносцам. [ 9 ] Когда Фридрих Барбаросса проходил под Филиппополем во время Третьего крестового похода , они, в отличие от греческих жителей, приветствовали его как освободителя. В 1205 году павликиане сотрудничали с Калояном, чтобы сдать Филиппополь Второй Болгарской империи . [ 29 ]

Более поздняя история

[ редактировать ]

По словам историка Йордана Иванова, некоторые из оставшихся фракийских павликиан обратились в православие во время Второй Болгарской империи. После падения Болгарской империи и завоевания Фракии Османской империей эта группа вместе с некоторыми болгарами приняла ислам и стала народом помаков . [ 8 ]

Говорят, что оставшиеся фракийские павликиане, которые все еще исповедовали свою первоначальную веру, в конечном итоге обратились в католицизм в 16 или 17 веке. [ 8 ] [ 30 ] В конце 17 века эти римско-католические потомки павликиан жили в окрестностях Никополя, Болгария , и подвергались религиозным преследованиям со стороны османов. [ 8 ] После восстания Чипровцев в 1688 году большая часть этой группы бежала за Дунай, поселилась в районе Баната и стала известна как банатские болгары . После освобождения Болгарии от османского владычества в 1878 году некоторые из банатских болгар переселились в северную часть Болгарии .

В Армении после русско-турецкой войны 1828–1829 годов общины, на практику которых, как считалось, повлияли павликиане или тондракианцы, все еще можно было найти в части Армении, контролируемой Россией. Документы их исповедания веры и диспутов с григорианским епископом около 1837 года были позже опубликованы Фредериком Корнуоллисом Конибиром . [ 1 ]

Убеждения

[ редактировать ]

Павликиане называли себя христианами, но многое о природе их верований остается спорным. Их убеждения побудили христианских критиков заклеймить их как евреев , мусульман и манихеев , но вполне вероятно, что их оппоненты использовали эти названия как уничижительные названия, означавшие оскорбления, а не как точное отражение их убеждений. [ 31 ] Споры о вере включают споры об их убеждениях относительно природы Бога, природы Христа и их религиозных ритуалов и протестантской литургической практики.

Источники

[ редактировать ]

Существует мало источников верований павликиан, за исключением сообщений оппонентов и некоторых павликианских материалов, сохранившихся в « Истории павликианской ереси» Петра Сицилийского , включающей некоторые письма, приписываемые Сергию-Тихику , и, по-видимому, переработку отчета о павликианах. их историю сочинили сами павликиане. [ 32 ] Для некоторых ученых еще одним важным источником является «Ключ истины» , текст, который считается руководством средневековой павликийской или тондракийской церкви в Армении. Этот текст был впервые идентифицирован армянскими церковными властями в 1837 году при обнаружении группы диссидентов во главе с Ованесом Вартабедяном; [ 33 ] Британский востоковед Фредерик Конибер опубликовал его перевод и издание в 1898 году. [ 34 ] [ 35 ] рукописная передача Ключа восходит к концу 18 века, историки отдают предпочтение византинцам, поскольку Анна Оганджанян поставила под сомнение его происхождение, предполагая, что на его состав повлияла протестантская миссионерская деятельность в Армении в то время. [ 33 ] [ 36 ]

Некоторые ученые утверждают, что система верований павликиан была дуалистической . [ 37 ] космологическая система близнецов, противостоящих друг другу божеств; Злой демиург , создатель и повелитель нынешнего видимого мира; и Добрый Дух, который является Богом будущего мира. [ 4 ] [ 15 ] Дуалистические космологии исповедовались ближневосточной манихейской верой, а также ранними христианскими сектами, такими как маркионисты , и отождествление секты с дуализмом привело к тому, что критики и ученые традиционно называли павликиан манихейцами и маркионистами. [ 9 ] [ 38 ]

Ученый восемнадцатого века Иоганн Лоренц фон Мосхайм раскритиковал отождествление павликиан с манихеями, хотя он согласился с тем, что обе секты были дуалистическими. Он утверждал, что павликиане расходились во мнениях по нескольким пунктам, и, несомненно, отвергал доктрину пророка Мани . [ 9 ] Иоганн Карл Людвиг Гизелер и Август Неандер считали, что секта произошла от маркионизма, считая их потомками дуалистической секты, реформированной, чтобы стать ближе к протоортодоксальному раннему христианству, но неспособному освободиться от гностицизма . [ 9 ] К середине 19-го века основная научная теория заключалась в том, что секта представляла собой негоманихейскую дуалистическую гностическую доктрину с существенными элементами раннего христианства, наиболее близкого к маркионизму, хотя другие оспаривали это. [ 9 ] Фредерик Конибер утверждал, что «павликиане не являются дуалистами ни в каком другом смысле, кроме того, что Новый Завет сам по себе является дуалистическим. Сатана - просто противник человека и Бога». [ 39 ]

В отчетах католических миссионеров, работавших среди оставшихся павликиан на Балканах в XVI–XVIII веках, не упоминаются дуалистические верования. [ 40 ]

христология

[ редактировать ]

Павликане, возможно, придерживались нескольких неортодоксальных убеждений об Иисусе, включая нетринитаризм (вера в то, что Иисус не был вечным, равным и неразрывно соединенным в одном существе с Богом Отцом и Святым Духом) и докетизм (вера в то, что Иисус только казался человеком, и что его человеческая форма была иллюзией). Нетринитарных верований придерживались арианские христиане и многие раннехристианские секты, такие как адопционисты . Отождествление с нетринитаризмом иногда приводило к тому, что критики называли павликиан арианами. [ 31 ] и адопционисты ученых. [ 3 ] [ 9 ]

Фредерик Конибир в своем издании « Ключа истины » пришел к выводу, что «слово Троица нигде не используется и почти наверняка отвергается как небиблейское» и что павликиане верили, что Христос сошел с небес, чтобы освободить людей от тела и от мир. [ 41 ] Конибер также утверждал, что это движение является пережитком раннего адопционистского христианства в Армении, а не дуалистических или гностических сект. Теория Койнбера, являвшаяся частью более широкого аргумента о том, что адопционизм представляет собой первоначальную форму христианства, которая впоследствии была подавлена ​​католической церковью, встретила в то время скептический прием. [ 42 ] Однако в 1960-х годах Нина Гарсоян во всестороннем исследовании греческих и армянских источников выступила в поддержку связи с адопционизмом и заявила, что павликианство независимо развило черты докетизма и дуализма. [ 43 ]

В документе, представленном на конференции унитарного христианского альянса в 2022 году, адъюнкт-профессор Библейского колледжа Атланты Шон Финнеган утверждал, что армянская секта, создавшая «Ключ истины» , хотя и нетринитарна, не придерживается адопционистской христологии. Доказательства против адопционистской христологии включают подтверждение непорочного зачатия в главе 23 « Ключа истины» , а также использование фразы «единорожденный» в «Ключа истины» . главах 2, 17, 21 и 22 [ 44 ] [ 45 ]

Ритуалы, практики и взгляды на Священные Писания

[ редактировать ]

Говорят, что павликиане использовали канон священных текстов, отличный от ортодоксальной христианской Библии. Византийские ученые утверждали, что секта приняла четыре Евангелия (особенно от Луки ); [ 4 ] четырнадцать посланий Павла ; три послания Иоанна ; послания Иакова и Иуды ; и Послание к Лаодикийцам , которое, как они утверждали, у них было. По византийской версии, павликиане отвергли Первое послание Петра и весь Танах . [ 4 ] также известный как Еврейская Библия или Ветхий Завет .

Говорят, что , как и несториане , павликиане отвергли титул Богородицы («Богородица») для Марии и отказались от всякого почитания ее. [ 15 ] Места поклонения секты, по-видимому, назывались «молитвенными местами» и представляли собой небольшие комнаты в скромных домах и, несмотря на их потенциальные аскетические тенденции, не делали различий в еде и практиковали брак. [ 8 ] Из-за предполагаемого иконоборчества утверждалось, что секта отвергла христианский крест , обряды , таинства , богослужение и иерархию установленной Церкви. [ 4 ] [ 8 ] из-за чего Эдвард Гиббон ​​считал их «достойными предшественниками Реформации ». [ 9 ] Некоторые историки также считают их протопротестантами. [ 46 ]

В предположительно павликианском или тондракианском труде «Ключ истины» , скопированном в 18 веке, принимаются Ветхий Завет, Крещение, Покаяние и Евхаристия. [ 47 ] В ранних современных католических сообщениях о павликианах, оставшихся на Балканах, утверждалось, что они были иконоборцами, отвергавшими почитание изображений и Креста, что они использовали огонь, а не воду при крещении, и что у них была относительно простая концепция священства. Практика крещения огнем павликиан в этом регионе до их обращения в католицизм подтверждается современным английским дипломатом Полем Рико . [ 40 ]

Историография

[ редактировать ]

В 1940-е годы советские ученые рассматривали секту прежде всего как продукт пролетарского восстания , нашедшего выражение в богословском движении. Гарсоян согласился, что это утверждение подтверждается как греческими, так и армянскими источниками, но считал, что это лишь ограниченное описание секты. [ 9 ] [ 48 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Католическая энциклопедия: павликиане» . Новый Адвент . 1 февраля 1911 года . Проверено 25 сентября 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Нерсесян, Вреж (1998). Тондракское движение: религиозные движения в Армянской церкви с 4 по 10 века. Лондон: RoutledgeCurzon. п. 13. ISBN   0-900707-92-5 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Хорошо, Джон Ван Антверпен (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Мичиган: Издательство Мичиганского университета. стр. 173, 299. ISBN.  0-472-08149-7 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Павликиан» . Британская энциклопедия . Проверено 1 марта 2019 г.
  5. ^ Уилсон, Джозеф (2009). «Жизнь святого и животного: азиатское религиозное влияние на средневековом христианском Западе» . Журнал изучения религии, природы и культуры . 3 (2): 169–194. дои : 10.1558/jsrnc.v3i2.169 . Проверено 30 июля 2020 г.
  6. ^ Диксон, Карл (2022). Павликиане: ересь, преследования и войны на византийской границе, около 750–880 гг . Конинклийке Брилл. п. 12. ISBN  9789004516540 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с «Константин-Сильван» . энциклопедия Британская Проверено 1 марта 2019 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Николин, Светлана (2008). «Павликийани или банатски бугари» [Павликиане или банатские болгары]. XXI век (на сербско-хорватском языке). 3 :15–16 . Проверено 1 марта 2019 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гарсоян, Нина Г. (1967). Павликианская ересь: исследование происхождения и развития павликианства в Армении и восточных провинциях Византийской империи . Вальтер де Грюйтер. стр. 13–26. ISBN  978-3-11-134452-2 .
  10. ^ Эдуард Селиан (январь 2020 г.). «Потомки павликиан: помаки, католики и православные» . Академия.edu .
  11. ^ Джон Гоултер Даулинг. Письмо С.Р. Мейтленду. О мнениях павликиан, Лондон, 1835. с. 16.
  12. ^ Маоса, Мэтт (1987). Экстремистские шииты: секты гулатов . Издательство Сиракузского университета. ISBN  0-815-62411-5 .
  13. ^ Диксон 2022, стр. 3–4, 51.
  14. ^ Диксон 2022, стр. 3–4, 64, 114; п. 285 н. 20.
  15. ^ Перейти обратно: а б с (на армянском языке) Мелик-Бахшян, Степан. « Павликианское движение». Армянская советская энциклопедия . том. ix. Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук, 1983, с. 140-141.
  16. ^ Питер Л'Уилье (1996). Церковь Древних Соборов: Дисциплинарная работа первых четырёх Вселенских Соборов . Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 80–81. ISBN  978-0-88141-007-5 .
  17. ^ Диксон 2022, стр. 3–4: «Наш самый ранний византийский источник против ереси утверждает, что они взяли свое имя от Павла, жителя Самосаты (Сумайсат) ... однако [он] сразу же ставит под сомнение связь с Павлом [ епископ], отметив, что павликиане анафематствуют и его, и Мани».
  18. ^ Диксон 2022, стр. 4, 33.
  19. ^ Нерсесян, Врей: Тондракианское движение, Серия теологических монографий Принстона, Pickwick Publications, Эллисон Парк, Пенсильвания, 1948, стр.53.
  20. ^ Нерсесян, Вреж: Тондракианское движение, Серия теологических монографий Принстона, Pickwick Publications, Эллисон Парк, Пенсильвания, 1948, стр.51.
  21. ^ Петрус Сицилийский, «История манихеев», соч. соч., 45
  22. ^ Леон Арпи. История армянского христианства. Армянская миссионерская ассоциация Америки, Нью-Йорк, 1946, с. 107.
  23. ^ Норидж, Джон Юлиус: Краткая история Византии Кнопф, Нью-Йорк, 1997, стр. 140
  24. ^ Дигенис Акритас: Двухкровный Пограничный Лорд . Пер. Денисон Б. Халл. Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо, 1972 г.
  25. ^ «Энциклопедия Великого Эллинизма Малой Азии» . Asiaminor.ehw.gr . Проверено 25 сентября 2016 г.
  26. ^ Панос, Масис (24 апреля 2011 г.). «Понимание нашего прошлого: павликиане: хронология и карта» . Понимание-нашего-прошлого.blogspot.com . Проверено 25 сентября 2016 г.
  27. ^ «Павликиане» . MedievalChurch.org.uk . Проверено 25 сентября 2016 г.
  28. ^ «Энциклопедия Телемы и Магии | Богомилы» . Телемапедия.org . 15 июля 2005 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Чаранис, Питер (1961). «Перемещение населения как политика Византийской империи». Сравнительные исследования в обществе и истории . 3 (2): 142, 144–152. дои : 10.1017/S0010417500012093 . JSTOR   177624 . S2CID   145091581 .
  30. ^ "Йордан Иванов. Богомилски книги и легенди" (in Bulgarian). Jordan Ivanov. Bogomil Books and Legends, Sofia. 1925. p. 36.
  31. ^ Перейти обратно: а б Джон Гоултер Даулинг. Письмо С.Р. Мейтленду. О мнениях павликиан, Лондон, 1835. с. 50.
  32. ^ Диксон 2022, стр. 16–17.
  33. ^ Перейти обратно: а б Диксон, 2022 г., стр. 25–26.
  34. ^ Ключ истины, Руководство Павликанской церкви Армении, Армянский текст, отредактированный и переведенный с иллюстративными документами и введением Фреда. К. Конибер, бывший научный сотрудник Университетского колледжа Оксфорда (1-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. 1898 год . Проверено 23 января 2017 г.
  35. ^ Энциклопедия религии и этики, часть 18 - стр. 695 Джеймс Гастингс, Джон А. Селби - 2003 «Возможным исключением является «Ключ истины », обнаруженный ФК Конибером, переведенный с армянского... Это руководство по «Тондракианское» или павликианское учение и практика, к сожалению, искаженные удалением почти...»
  36. ^ Оганджанян, А.М. (2011). «Ключ истины и проблема «нео-тондракитов» в конце XIX века». Журнал Общества арменоведения . 20 . Перевод Коу, SP: 131–36.
  37. ^ Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд: Стэнфордский университет Press. п. 448. ИСБН  0-8047-2630-2 .
  38. ^ «Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук: Артериальное - прикрепление» . digicoll.library.wisc.edu . Проверено 4 марта 2017 г.
  39. ^ Конибир, Фредерик. Ключ Истины. Руководство Павликанской церкви Армении .
  40. ^ Перейти обратно: а б Диксон 2022, стр. 50–51.
  41. ^ Ключ истины. Руководство Павликанской церкви Армении . Страница xxxv Фредерик Корнуоллис Конибер «Из контекста следует, что павликиане Хнуса возражали против тех, кто обожествлял Иисуса, что обрезанный человек не может быть Богом... Слово Троица нигде не используется и почти наверняка было отвергнуто как небиблейское. "
  42. ^ Диксон 2022, с. 26
  43. ^ Туманов, Кирилл (1 февраля 1969 г.). «Павликианская ересь: исследование происхождения и развития павликианства в Армении и восточных провинциях Византийской империи (обзор)» . Американский исторический обзор . 74 (3): 961–962. дои : 10.1086/ahr/74.3.961 . Проверено 1 марта 2019 г.
  44. ^ Финнеган, Шон (14 октября 2022 г.). «Ключ истины: памятник армянского унитаризма» (PDF) . Реституция . Проверено 2 января 2023 г.
  45. ^ Финнеган, Шон (15 октября 2022 г.). «Ключ истины: памятник армянского унитаризма (бумага)» . Реституция . Проверено 2 января 2023 г.
  46. ^ Байрон, Р.; Райс, Д.Т. (2013). Рождение западной живописи (возрождение Рутледжа): история цвета, формы и иконографии . Тейлор и Фрэнсис. п. 14. ISBN  978-1-136-75240-7 . Проверено 5 мая 2023 г.
  47. ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Павликане» . www.newadvent.org . Проверено 14 июля 2021 г.
  48. См. также: Янни Картледж и Брентон Гриффин, « Погружены в… залив погибели»: «еретические» павликианские и тондракианские движения на периферии средневековой Византийской империи », Cerae , 9, 2022, 235–271.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6dc2b164f7f45b9729effb0dd885156__1721740920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/56/d6dc2b164f7f45b9729effb0dd885156.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paulicianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)