павликианство
История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
Павлицианство ( классический армянский : Pawłikeanner, Pawłikeanner ; средневековый греческий : Παυλικιανοί , «последователи Павла»; [ 1 ] Арабские источники: Baylakānī , al Baylaqa (Аль Байлака ) [ 2 ] — еретическая средневековая христианская секта , возникшая в Армении в VII веке. [ 3 ] Последователей секты называли павликианами , а себя они называли добрыми христианами . Мало что известно о павликианстве, и были высказаны предположения о различных влияниях, включая гностицизм , маркионизм , манихейство и адопционизм . [ 4 ] [ 5 ] другие ученые утверждали, что с доктринальной точки зрения павликиане были в значительной степени традиционным христианским реформаторским движением, не связанным ни с одним из этих течений. [ 6 ]
Основателем павликиан традиционно считается армянин по имени Константин . [ 7 ] который был выходцем из сирийской общины недалеко от Самосаты на территории современной Турции . Секта процветала между 650 и 872 годами на границе Византийской империи с Арабским халифатом в Армении и Восточной Анатолии , несмотря на периодические преследования и депортации со стороны имперских властей в Константинополе . [ 1 ] После периода относительной терпимости возобновление византийских преследований в середине 9 века побудило павликиан создать государство с центром в Тефрике на границе с Арменией под защитой арабов. [ 8 ]
После длительной войны государство Тефрике было разрушено византийцами в 870-х годах. В течение следующего столетия некоторые павликиане мигрировали дальше в Армению, в то время как другие были переселены имперскими властями на балканскую границу Империи во Фракии . В Армении павликиане были ассимилированы с родственным религиозным движением тондракизм . в течение следующего столетия [ 9 ] Во Фракии секта продолжала исповедовать свою веру в течение некоторого времени, в некоторых местах до 17–18 веков, прежде чем постепенно перейти в другие религии и считается предками современных римско-католических банатских болгар. [ 8 ] и мусульманские помаки . [ 10 ] Это движение, возможно, также оказало влияние на средневековые европейские христианские гетеродоксальные движения, такие как богомильство и катаризм . [ 4 ] [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]Павликане называли себя «добрыми христианами». [ 11 ] или «Истинно верующие», [ 2 ] и называл ортодоксальных христиан «романистами». [ 12 ] Имя «Павликиан» использовалось посторонними для обозначения секты и буквально означает «последователи Павла». Личность Павла, в честь которого было названо движение, оспаривается. [ 4 ] Скорее всего, это будет Апостол Павел , фигура, к которой павликиане постоянно заявляют, что она пользуется особым почитанием, начиная с самых ранних источников и до их очевидного исчезновения в период раннего Нового времени. [ 13 ] [ 1 ] [ 8 ] Некоторые средневековые византийские и мусульманские источники связывают эту секту с епископом Антиохии Самосатским III века Павлом . [ 14 ] [ 15 ] Однако это может быть отождествлением с отдельной сектой павлианистов . [ 16 ] и самый ранний византийский источник, описывающий это движение, явно отличает «Павла Самосатского», который, как предполагается, дал движению название, от более известного ересиарха. [ 17 ] Другим возможным источником является Павел Армянин, малоизвестный павликианский деятель, который, как говорят, возглавил секту во время ее миграции в Эписпар после преследований Юстиниана II в конце VII века. [ 18 ]
История
[ редактировать ]Истоки и рост
[ редактировать ]Источники указывают, что большинство павликианских лидеров были армянами. [ 19 ] Говорят, что основателем секты был армянин по имени Константин . [ 7 ] родом из Мананалиса, общины недалеко от Самосаты . Он изучал Евангелия и Послания , сочетал дуалистические и христианские учения и решительно выступал против формализма церкви. Считая себя призванным восстановить чистое христианство апостола Павла , он принял имя Силуан (в честь одного из учеников Павла) и около 660 года основал свою первую общину в Кибоссе, Армения . Двадцать семь лет спустя он был арестован имперскими властями, предан суду за ересь и забит камнями до смерти . [ 7 ] [ 1 ] Симеон, придворный чиновник, исполнивший приказ, сам обратился в христианство и, приняв имя Тит, стал преемником Константина. Он был сожжен заживо — наказание, вынесенное манихеям , в 690 году. [ 1 ]
Приверженцы секты бежали во главе со своим новым предводителем Павлом в Эписпарис. Он умер в 715 году, оставив двух сыновей, Гегнесия (которого он назначил своим преемником) и Феодора. Последний, выдав, что получил Святого Духа , протестовал против руководства Гегнесия, но безуспешно. Гегнесий был доставлен в Константинополь , предстал перед императором Львом I , был объявлен невиновным в ереси и вернулся в Эписпарис, но, опасаясь опасности, отправился со своими приверженцами в Мананалис в Восточной Анатолии. Его смерть (в 745 г.) стала поводом для раскола в секте.
Сообщается, что в 747 году император Константин V переселил значительное количество павликиан из Восточной Анатолии во Фракию, чтобы укрепить болгарскую границу, положив начало присутствию секты в Европе. [ 20 ] Несмотря на депортации и продолжающиеся преследования, секта продолжала расти, получая присоединения от некоторых иконоборцев . [ 1 ]
В конце восьмого века павликиане пережили раскол и разделились на две группы; вааниты (старая партия) и сергиты (реформированная секта). Сергий , реформированный лидер, был ревностным и эффективным преобразователем своей секты; он хвастался, что распространил свое Евангелие «с Востока на Запад; с Севера на Юг». [ 21 ] Сергию удалось сместить Баанеса, лидера старой партии, к 801 году, и он действовал в течение следующих тридцати четырех лет. Его деятельность послужила поводом для возобновления гонений со стороны Льва Армянина . После смерти Сергия управление сектой было разделено между несколькими лидерами.
Образование павликианского государства
[ редактировать ]В 843 году императрица Феодора , будучи регентшей при своем сыне Михаиле III , учредила крупное гонение на павликиан по всей Малой Азии. [ 22 ] в ходе которого, как сообщается, только в Византийской Армении 100 000 приверженцев потеряли свою жизнь или имущество. [ 23 ]
В ответ на возобновившиеся преследования многие павликиане под руководством своего нового лидера Карбеаса бежали через границу в районы Армении, находящиеся под контролем арабов. Под защитой Умара аль-Акты , эмира Мелитены , арабы разрешили секте построить два города-крепости, Амара и Тефрике , и основать независимое государство. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] Карбеас умер в 863 году во время кампании Михаила III против арабов и, возможно, был с Умаром в Малакопее перед битвой при Лалакаоне .
Преемник Карбеаса, Хризохер («Золотая рука»), опустошил многие города в продолжающихся войнах с византийцами; в 867 году он продвинулся до Эфеса , где взял в плен многих священников. [ 27 ] [ 28 ] В 868 году император Василий I отправил Петра Сицилийского организовать их обмен. Его девятимесячное пребывание среди павликиан дало ему возможность собрать множество фактов, которые он сохранил в своей « Истории пустой и суетной ереси манихеев, иначе называемых павликианами» . Предложения мира не были приняты, война возобновилась, и Хризохер был убит в битве при Батис-Риаксе в 872 или 878 году.
Разрушение павликианского государства и перемещение
[ редактировать ]К 878 году император Василий I завоевал опорные пункты павликиан в Малой Азии (включая Тефрику), и оставшиеся в живых после разрушения государства павликиан были в основном перемещены. [ 29 ] они были ассимилированы с формирующейся сектой Тондраки . Одна группа мигрировала на восток дальше в Армению, где на протяжении 10 века [ 9 ] Другие были переброшены на западную границу империи, в том числе военный отряд численностью около 20 000 павликиан, служивший в Византийской Италии под командованием генерала Никифора Фоки Старшего . [ 9 ] [ 29 ]
Сообщается, что в 970 году 200 000 павликиан на территории Византии были перевезены императором Иоанном Цимисхием в Филиппополь во Фракии. [ 29 ] В награду за их обещание сдерживать « скифов » (на самом деле болгар ) император предоставил группе терпимость, чтобы они могли беспрепятственно исповедовать свою веру. Это ознаменовало начало возрождения секты на Западе.
Возрождение во Фракии
[ редактировать ]Политика переселения павликиан на Запад оказалась вредной для византийцев, поскольку эта группа приносила ограниченную экономическую и военную выгоду балканским границам империи. Секта также не смогла ассимилироваться с ортодоксальными римскими и болгарскими жителями и, как сообщается, успешно обратила многих существующих жителей Фракии в свою ересь. По словам Анны Комнине , к концу XI века Филиппополь и его окрестности были полностью заселены павликианами и к ним присоединялись новые группы армянских переселенцев. [ 29 ]
Согласно Annales Barenses , несколько тысяч павликиан служили в армии императора Алексиоса I Комнина против норманна Роберта Гвискара в 1081 году, но впоследствии покинули императора и были заключены в тюрьму. [ 9 ] Алексиада , построив для новообращенных , написанная дочерью императора Анной , сообщает, что Алексиосу I удалось обратить многие секты вокруг Филиппополя в христианское православие новый город Алексиополис. [ 1 ]
Во время Первого крестового похода некоторые павликиане, называемые «публиканами», присутствовали в мусульманских армиях, хотя сообщалось, что другие помогали крестоносцам. [ 9 ] Когда Фридрих Барбаросса проходил под Филиппополем во время Третьего крестового похода , они, в отличие от греческих жителей, приветствовали его как освободителя. В 1205 году павликиане сотрудничали с Калояном, чтобы сдать Филиппополь Второй Болгарской империи . [ 29 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]По словам историка Йордана Иванова, некоторые из оставшихся фракийских павликиан обратились в православие во время Второй Болгарской империи. После падения Болгарской империи и завоевания Фракии Османской империей эта группа вместе с некоторыми болгарами приняла ислам и стала народом помаков . [ 8 ]
Говорят, что оставшиеся фракийские павликиане, которые все еще исповедовали свою первоначальную веру, в конечном итоге обратились в католицизм в 16 или 17 веке. [ 8 ] [ 30 ] В конце 17 века эти римско-католические потомки павликиан жили в окрестностях Никополя, Болгария , и подвергались религиозным преследованиям со стороны османов. [ 8 ] После восстания Чипровцев в 1688 году большая часть этой группы бежала за Дунай, поселилась в районе Баната и стала известна как банатские болгары . После освобождения Болгарии от османского владычества в 1878 году некоторые из банатских болгар переселились в северную часть Болгарии .
В Армении после русско-турецкой войны 1828–1829 годов общины, на практику которых, как считалось, повлияли павликиане или тондракианцы, все еще можно было найти в части Армении, контролируемой Россией. Документы их исповедания веры и диспутов с григорианским епископом около 1837 года были позже опубликованы Фредериком Корнуоллисом Конибиром . [ 1 ]
Убеждения
[ редактировать ]Павликиане называли себя христианами, но многое о природе их верований остается спорным. Их убеждения побудили христианских критиков заклеймить их как евреев , мусульман и манихеев , но вполне вероятно, что их оппоненты использовали эти названия как уничижительные названия, означавшие оскорбления, а не как точное отражение их убеждений. [ 31 ] Споры о вере включают споры об их убеждениях относительно природы Бога, природы Христа и их религиозных ритуалов и протестантской литургической практики.
Источники
[ редактировать ]Существует мало источников верований павликиан, за исключением сообщений оппонентов и некоторых павликианских материалов, сохранившихся в « Истории павликианской ереси» Петра Сицилийского , включающей некоторые письма, приписываемые Сергию-Тихику , и, по-видимому, переработку отчета о павликианах. их историю сочинили сами павликиане. [ 32 ] Для некоторых ученых еще одним важным источником является «Ключ истины» , текст, который считается руководством средневековой павликийской или тондракийской церкви в Армении. Этот текст был впервые идентифицирован армянскими церковными властями в 1837 году при обнаружении группы диссидентов во главе с Ованесом Вартабедяном; [ 33 ] Британский востоковед Фредерик Конибер опубликовал его перевод и издание в 1898 году. [ 34 ] [ 35 ] рукописная передача Ключа восходит к концу 18 века, историки отдают предпочтение византинцам, поскольку Анна Оганджанян поставила под сомнение его происхождение, предполагая, что на его состав повлияла протестантская миссионерская деятельность в Армении в то время. [ 33 ] [ 36 ]
Дуализм
[ редактировать ]Некоторые ученые утверждают, что система верований павликиан была дуалистической . [ 37 ] космологическая система близнецов, противостоящих друг другу божеств; Злой демиург , создатель и повелитель нынешнего видимого мира; и Добрый Дух, который является Богом будущего мира. [ 4 ] [ 15 ] Дуалистические космологии исповедовались ближневосточной манихейской верой, а также ранними христианскими сектами, такими как маркионисты , и отождествление секты с дуализмом привело к тому, что критики и ученые традиционно называли павликиан манихейцами и маркионистами. [ 9 ] [ 38 ]
Ученый восемнадцатого века Иоганн Лоренц фон Мосхайм раскритиковал отождествление павликиан с манихеями, хотя он согласился с тем, что обе секты были дуалистическими. Он утверждал, что павликиане расходились во мнениях по нескольким пунктам, и, несомненно, отвергал доктрину пророка Мани . [ 9 ] Иоганн Карл Людвиг Гизелер и Август Неандер считали, что секта произошла от маркионизма, считая их потомками дуалистической секты, реформированной, чтобы стать ближе к протоортодоксальному раннему христианству, но неспособному освободиться от гностицизма . [ 9 ] К середине 19-го века основная научная теория заключалась в том, что секта представляла собой негоманихейскую дуалистическую гностическую доктрину с существенными элементами раннего христианства, наиболее близкого к маркионизму, хотя другие оспаривали это. [ 9 ] Фредерик Конибер утверждал, что «павликиане не являются дуалистами ни в каком другом смысле, кроме того, что Новый Завет сам по себе является дуалистическим. Сатана - просто противник человека и Бога». [ 39 ]
В отчетах католических миссионеров, работавших среди оставшихся павликиан на Балканах в XVI–XVIII веках, не упоминаются дуалистические верования. [ 40 ]
христология
[ редактировать ]Павликане, возможно, придерживались нескольких неортодоксальных убеждений об Иисусе, включая нетринитаризм (вера в то, что Иисус не был вечным, равным и неразрывно соединенным в одном существе с Богом Отцом и Святым Духом) и докетизм (вера в то, что Иисус только казался человеком, и что его человеческая форма была иллюзией). Нетринитарных верований придерживались арианские христиане и многие раннехристианские секты, такие как адопционисты . Отождествление с нетринитаризмом иногда приводило к тому, что критики называли павликиан арианами. [ 31 ] и адопционисты ученых. [ 3 ] [ 9 ]
Фредерик Конибир в своем издании « Ключа истины » пришел к выводу, что «слово Троица нигде не используется и почти наверняка отвергается как небиблейское» и что павликиане верили, что Христос сошел с небес, чтобы освободить людей от тела и от мир. [ 41 ] Конибер также утверждал, что это движение является пережитком раннего адопционистского христианства в Армении, а не дуалистических или гностических сект. Теория Койнбера, являвшаяся частью более широкого аргумента о том, что адопционизм представляет собой первоначальную форму христианства, которая впоследствии была подавлена католической церковью, встретила в то время скептический прием. [ 42 ] Однако в 1960-х годах Нина Гарсоян во всестороннем исследовании греческих и армянских источников выступила в поддержку связи с адопционизмом и заявила, что павликианство независимо развило черты докетизма и дуализма. [ 43 ]
В документе, представленном на конференции унитарного христианского альянса в 2022 году, адъюнкт-профессор Библейского колледжа Атланты Шон Финнеган утверждал, что армянская секта, создавшая «Ключ истины» , хотя и нетринитарна, не придерживается адопционистской христологии. Доказательства против адопционистской христологии включают подтверждение непорочного зачатия в главе 23 « Ключа истины» , а также использование фразы «единорожденный» в «Ключа истины» . главах 2, 17, 21 и 22 [ 44 ] [ 45 ]
Ритуалы, практики и взгляды на Священные Писания
[ редактировать ]Говорят, что павликиане использовали канон священных текстов, отличный от ортодоксальной христианской Библии. Византийские ученые утверждали, что секта приняла четыре Евангелия (особенно от Луки ); [ 4 ] четырнадцать посланий Павла ; три послания Иоанна ; послания Иакова и Иуды ; и Послание к Лаодикийцам , которое, как они утверждали, у них было. По византийской версии, павликиане отвергли Первое послание Петра и весь Танах . [ 4 ] также известный как Еврейская Библия или Ветхий Завет .
Говорят, что , как и несториане , павликиане отвергли титул Богородицы («Богородица») для Марии и отказались от всякого почитания ее. [ 15 ] Места поклонения секты, по-видимому, назывались «молитвенными местами» и представляли собой небольшие комнаты в скромных домах и, несмотря на их потенциальные аскетические тенденции, не делали различий в еде и практиковали брак. [ 8 ] Из-за предполагаемого иконоборчества утверждалось, что секта отвергла христианский крест , обряды , таинства , богослужение и иерархию установленной Церкви. [ 4 ] [ 8 ] из-за чего Эдвард Гиббон считал их «достойными предшественниками Реформации ». [ 9 ] Некоторые историки также считают их протопротестантами. [ 46 ]
В предположительно павликианском или тондракианском труде «Ключ истины» , скопированном в 18 веке, принимаются Ветхий Завет, Крещение, Покаяние и Евхаристия. [ 47 ] В ранних современных католических сообщениях о павликианах, оставшихся на Балканах, утверждалось, что они были иконоборцами, отвергавшими почитание изображений и Креста, что они использовали огонь, а не воду при крещении, и что у них была относительно простая концепция священства. Практика крещения огнем павликиан в этом регионе до их обращения в католицизм подтверждается современным английским дипломатом Полем Рико . [ 40 ]
Историография
[ редактировать ]В 1940-е годы советские ученые рассматривали секту прежде всего как продукт пролетарского восстания , нашедшего выражение в богословском движении. Гарсоян согласился, что это утверждение подтверждается как греческими, так и армянскими источниками, но считал, что это лишь ограниченное описание секты. [ 9 ] [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Католическая энциклопедия: павликиане» . Новый Адвент . 1 февраля 1911 года . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нерсесян, Вреж (1998). Тондракское движение: религиозные движения в Армянской церкви с 4 по 10 века. Лондон: RoutledgeCurzon. п. 13. ISBN 0-900707-92-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Хорошо, Джон Ван Антверпен (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Мичиган: Издательство Мичиганского университета. стр. 173, 299. ISBN. 0-472-08149-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Павликиан» . Британская энциклопедия . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Уилсон, Джозеф (2009). «Жизнь святого и животного: азиатское религиозное влияние на средневековом христианском Западе» . Журнал изучения религии, природы и культуры . 3 (2): 169–194. дои : 10.1558/jsrnc.v3i2.169 . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Диксон, Карл (2022). Павликиане: ересь, преследования и войны на византийской границе, около 750–880 гг . Конинклийке Брилл. п. 12. ISBN 9789004516540 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Константин-Сильван» . энциклопедия Британская Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Николин, Светлана (2008). «Павликийани или банатски бугари» [Павликиане или банатские болгары]. XXI век (на сербско-хорватском языке). 3 :15–16 . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гарсоян, Нина Г. (1967). Павликианская ересь: исследование происхождения и развития павликианства в Армении и восточных провинциях Византийской империи . Вальтер де Грюйтер. стр. 13–26. ISBN 978-3-11-134452-2 .
- ^ Эдуард Селиан (январь 2020 г.). «Потомки павликиан: помаки, католики и православные» . Академия.edu .
- ^ Джон Гоултер Даулинг. Письмо С.Р. Мейтленду. О мнениях павликиан, Лондон, 1835. с. 16.
- ^ Маоса, Мэтт (1987). Экстремистские шииты: секты гулатов . Издательство Сиракузского университета. ISBN 0-815-62411-5 .
- ^ Диксон 2022, стр. 3–4, 51.
- ^ Диксон 2022, стр. 3–4, 64, 114; п. 285 н. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с (на армянском языке) Мелик-Бахшян, Степан. « Павликианское движение». Армянская советская энциклопедия . том. ix. Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук, 1983, с. 140-141.
- ^ Питер Л'Уилье (1996). Церковь Древних Соборов: Дисциплинарная работа первых четырёх Вселенских Соборов . Издательство Свято-Владимирской семинарии. стр. 80–81. ISBN 978-0-88141-007-5 .
- ^ Диксон 2022, стр. 3–4: «Наш самый ранний византийский источник против ереси утверждает, что они взяли свое имя от Павла, жителя Самосаты (Сумайсат) ... однако [он] сразу же ставит под сомнение связь с Павлом [ епископ], отметив, что павликиане анафематствуют и его, и Мани».
- ^ Диксон 2022, стр. 4, 33.
- ^ Нерсесян, Врей: Тондракианское движение, Серия теологических монографий Принстона, Pickwick Publications, Эллисон Парк, Пенсильвания, 1948, стр.53.
- ^ Нерсесян, Вреж: Тондракианское движение, Серия теологических монографий Принстона, Pickwick Publications, Эллисон Парк, Пенсильвания, 1948, стр.51.
- ^ Петрус Сицилийский, «История манихеев», соч. соч., 45
- ^ Леон Арпи. История армянского христианства. Армянская миссионерская ассоциация Америки, Нью-Йорк, 1946, с. 107.
- ^ Норидж, Джон Юлиус: Краткая история Византии Кнопф, Нью-Йорк, 1997, стр. 140
- ^ Дигенис Акритас: Двухкровный Пограничный Лорд . Пер. Денисон Б. Халл. Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо, 1972 г.
- ^ «Энциклопедия Великого Эллинизма Малой Азии» . Asiaminor.ehw.gr . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Панос, Масис (24 апреля 2011 г.). «Понимание нашего прошлого: павликиане: хронология и карта» . Понимание-нашего-прошлого.blogspot.com . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ «Павликиане» . MedievalChurch.org.uk . Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ «Энциклопедия Телемы и Магии | Богомилы» . Телемапедия.org . 15 июля 2005 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чаранис, Питер (1961). «Перемещение населения как политика Византийской империи». Сравнительные исследования в обществе и истории . 3 (2): 142, 144–152. дои : 10.1017/S0010417500012093 . JSTOR 177624 . S2CID 145091581 .
- ^ "Йордан Иванов. Богомилски книги и легенди" (in Bulgarian). Jordan Ivanov. Bogomil Books and Legends, Sofia. 1925. p. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Гоултер Даулинг. Письмо С.Р. Мейтленду. О мнениях павликиан, Лондон, 1835. с. 50.
- ^ Диксон 2022, стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б Диксон, 2022 г., стр. 25–26.
- ^ Ключ истины, Руководство Павликанской церкви Армении, Армянский текст, отредактированный и переведенный с иллюстративными документами и введением Фреда. К. Конибер, бывший научный сотрудник Университетского колледжа Оксфорда (1-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. 1898 год . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Энциклопедия религии и этики, часть 18 - стр. 695 Джеймс Гастингс, Джон А. Селби - 2003 «Возможным исключением является «Ключ истины », обнаруженный ФК Конибером, переведенный с армянского... Это руководство по «Тондракианское» или павликианское учение и практика, к сожалению, искаженные удалением почти...»
- ^ Оганджанян, А.М. (2011). «Ключ истины и проблема «нео-тондракитов» в конце XIX века». Журнал Общества арменоведения . 20 . Перевод Коу, SP: 131–36.
- ^ Тредголд, Уоррен (1997). История византийского государства и общества . Стэнфорд: Стэнфордский университет Press. п. 448. ИСБН 0-8047-2630-2 .
- ^ «Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук: Артериальное - прикрепление» . digicoll.library.wisc.edu . Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ Конибир, Фредерик. Ключ Истины. Руководство Павликанской церкви Армении .
- ^ Перейти обратно: а б Диксон 2022, стр. 50–51.
- ^ Ключ истины. Руководство Павликанской церкви Армении . Страница xxxv Фредерик Корнуоллис Конибер «Из контекста следует, что павликиане Хнуса возражали против тех, кто обожествлял Иисуса, что обрезанный человек не может быть Богом... Слово Троица нигде не используется и почти наверняка было отвергнуто как небиблейское. "
- ^ Диксон 2022, с. 26
- ^ Туманов, Кирилл (1 февраля 1969 г.). «Павликианская ересь: исследование происхождения и развития павликианства в Армении и восточных провинциях Византийской империи (обзор)» . Американский исторический обзор . 74 (3): 961–962. дои : 10.1086/ahr/74.3.961 . Проверено 1 марта 2019 г.
- ^ Финнеган, Шон (14 октября 2022 г.). «Ключ истины: памятник армянского унитаризма» (PDF) . Реституция . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Финнеган, Шон (15 октября 2022 г.). «Ключ истины: памятник армянского унитаризма (бумага)» . Реституция . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Байрон, Р.; Райс, Д.Т. (2013). Рождение западной живописи (возрождение Рутледжа): история цвета, формы и иконографии . Тейлор и Фрэнсис. п. 14. ISBN 978-1-136-75240-7 . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Павликане» . www.newadvent.org . Проверено 14 июля 2021 г.
- ↑ См. также: Янни Картледж и Брентон Гриффин, « Погружены в… залив погибели»: «еретические» павликианские и тондракианские движения на периферии средневековой Византийской империи », Cerae , 9, 2022, 235–271.
Библиография
[ редактировать ]- Арпи, Леон (апрель 1906 г.). «Армянское павликианство и ключ истины» . Американский журнал теологии . 10 (2). Чикаго : Издательство Чикагского университета : 267–285. дои : 10.1086/478607 . JSTOR 3153904 .
- Гарсоян, Нина Г. (2011) [1967]. Павликианская ересь: исследование происхождения и развития павликианства в Армении и восточных провинциях Византийской империи . Публикации по исследованиям Ближнего и Среднего Востока: Серия A. Vol. 6. Берлин : Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783111344522 . ISBN 9783110992274 .
- Рансиман, Стивен (2009) [1982]. «ГЛАВА III - Павликане». Средневековый манихей: исследование христианской дуалистической ереси . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 26–62. дои : 10.1017/CBO9780511599514.003 . ISBN 9780511599514 .
- Сейфели, Канан (август 2020 г.). «Византийские павликиане: верования и практики» . ULUM: Журнал религиозных исследований . 3 (1). Анкара : Образовательный и исследовательский центр исламских наук ULUM: 45–68. eISSN 2645-9132 . Проверено 15 мая 2021 г. - через ResearchGate .
- Янни Картледж и Брентон Гриффин, « Потонули в… заливе погибели»: «еретические» павликианские и тондракианские движения на периферии средневековой Византийской империи », Cerae , 9, 2022, 235–271.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Герцог, «Павликиане», Филип Шафф, изд., Религиозная энциклопедия или словарь библейского, исторического, доктринального и практического богословия, 3-е изд., Том. 2. Торонто, Нью-Йорк и Лондон: Funk & Wagnalls Company, 1894. стр. 1776–1777.
- Никогайос Адонц : Самуил Армянин , царь болгар. Брюссель, Дворец академий, 1938 год.
- (на армянском языке) Грач Бартикян , Источники для изучения истории пауликянского движения , Ереван , 1961.
- Ключ истины, Руководство павликианской церкви Армении , отредактированное и переведенное ФК Конибер , Clarendon Press, Оксфорд, 1898 г.
- С.Б. Дадоян: Армяне-фатимиды: культурное и политическое взаимодействие на Ближнем Востоке , исламская история и цивилизация, исследования и тексты 18. Лейден: Brill Publishers, 1997, стр. 214.
- Нина Г. Гарсоян: Павликианская ересь. Исследование происхождения и развития павликианства в Армении и восточных провинциях Византийской империи . Публикации по исследованиям Ближнего и Среднего Востока. Колумбийский университет, Серия A 6. Гаага: Мутон, 1967, 296 стр.
- Нина Г. Гарсоян: Армения между Византией и сасанидами , Лондон: Variorum Reprints, 1985, стр. 340.
- Ньюман, А.Х. (1951). «Павликиане» . У Сэмюэля Маколея Джексона (ред.). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога . Том. VIII. Книжный дом Бейкера, Мичиган. стр. 417–418.
- Ваан М. Куркджян: История Армении (глава 37, Пауликианцы и тондракианцы), Нью-Йорк, 1959, 526 стр.
- А. Ломбард: павликиане, болгары и добрые люди , Женева, 1879 г.
- Вреж Нерсесян: Тондракианское движение , Серия теологических монографий Принстона, Пиквикские публикации, Эллисон Парк, Пенсильвания, 1948, стр. 145.
- Эдвард Гиббон: «История упадка и разрушения Римской империи» (глава LIV).
- Драгойлович, Драголюб (1974). «История павликианства на Балканском полуострове» . Балканика (5): 235–244.
- Янни Картледж и Брентон Гриффин, « Потонули в… заливе погибели»: «еретические» павликианские и тондракианские движения на периферии средневековой Византийской империи », Cerae , 9, 2022, 235–271.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Леон Арпи. Армянское павликианство и ключ истины. Американский богословский журнал, Чикаго, 1906 г., том. £, с. 267-285
- Гиббон, Эдвард; Милман, Генри Харт, «Павликианская ересь» , в книге Видгера Дэвида (ред.), « История упадка и падения Римской империи» , том. Х
- Полный текст "Ключ истины, руководство Павликанской церкви Армении"