Армянский вопрос

Армянский вопрос представлял собой дебаты после Берлинского конгресса в 1878 году о том, как с армянами в Османской империи следует обращаться . Этот термин стал обычным явлением в дипломатических кругах и в популярной прессе. В частности, армянский вопрос относится к защите и свободам армян из соседних общин. [ 1 ] Армянский вопрос объясняет 40 лет армяно-османской истории в контексте английской, немецкой и российской политики между 1877 и 1914 годами. В 1915 году руководство Комитета Союза и Прогресса , который контролировал Османское правительство, решило положить конец армянский вопрос навсегда, убивая и изгоняя большинство армян из империи, в результате геноцида армян . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]убивают человека «Если в Париже , это убийство; на Востоке перерезают горло пятидесяти тысячам человек, и это вопрос».
После Французской революции, начиная с XIX века, в Османской империи возникли глобальные националистические движения, дестабилизировавшие регион. Первоначально греки, а затем албанцы и арабы восстали с помощью великих держав, каждая из которых стремилась создать свои собственные национальные государства. В этот период греки, сербы, болгары и другие немусульманские группы добились независимости. Там крупные европейские державы разрабатывали стратегию, по крайней мере с 1870-х годов, по использованию добычи, включая манипулирование этническими группами, такими как османские армяне. Однако армяне среди христианского населения не добились независимости, поскольку им не хватало большинства ни в одном регионе. Чтобы добиться независимости, армяне сформировали организации «Гнчак» и «Дашнак», приняв на вооружение террор и пропаганду. [ 4 ] Их стратегия заключалась в разжигании конфликта между мусульманами и армянами, чтобы спровоцировать европейское вмешательство и поддержку независимого армянского государства в Восточной Анатолии, используя террор в качестве основной тактики для получения поддержки и разжигания восстания не только в восточных провинциях, но и в Стамбуле. [ 4 ] Большие державы работали над политически мотивированной миссионерской деятельностью в Османской Турции, радикализацией и милитаризацией националистических армянских группировок, некоторые из которых объединили свои силы с вторгшейся российской армией в надежде создать этнически однородную армянскую родину. Армянский лидер того времени Качазнуни, ставший первым премьер-министром недолговечной независимой Армянской Демократической Республики, заявил в 1923 году следующее: «Осенью 1914 года армянские добровольческие отряды организовались и воевали против турок… Мы не сомневались что война закончится полной победой союзников; Турция будет побеждена и расчленена…» Вплоть до вмешательства Европы и манипулирования армянами их считали миллет-и садыка или «верным просом ». в Османской империи [ 5 ]
В 1827–1828 годах царь Николай I обратился за помощью к персидским армянам в русско-персидской войне , обещая, что после этого он поможет улучшить их жизнь. В 1828 году русские объявили войну Турции . В 1828 году Россия аннексировала Эриваньское ханство , Нахичеванское ханство и прилегающую сельскую местность по Туркменчайскому договору . После Туркменчайского договора армянам, все еще живущим под властью Персии, было предложено эмигрировать в российскую Армению, и 30 000 человек последовали этому призыву. Россия аннексировала значительную часть территории, оккупированной армянами. [ 6 ] По данным Всероссийской переписи 1897 года , на русских землях насчитывалось 1 127 212 армян. [ нужна ссылка ] За тот же период (1896 г. Виталь Куине ) в Османской империи проживало 1 095 889 армян: [ 7 ] По мере того как Россия продвигала свою южную границу, она все активнее вмешивалась в дела Османской империи. Россия сыграла важную роль в получении независимости Румынии и Сербии. Россия и русская жизнь привлекали армян. Многие армяне получили образование и переняли русский образ жизни. [ 6 ] Россия также была для армян путем в Европу. [ 6 ] Россия получила контроль над значительной частью Армении и стала защитником армян в Османской империи.
Источник
[ редактировать ]Большинство армян проживало в провинциях, граничащих с Россией, а не с другими европейскими государствами. По Адрианопольскому договору Османская империя уступила Ахалкалак и Ахалцихе России . Около 25 000 османских армян переехали в российскую Армению , эмигрировав из других областей империи. [ 8 ] Армяне стали больше смотреть на Российскую империю как на главного гаранта своей безопасности.
Многие армяне восточных провинций Османской империи, живущие под угрозой бесконтрольного насилия и грабежей со стороны агрессивных соседних народов, приветствовали наступающую российскую армию как освободителей. В январе 1878 года Константинопольский армянский патриарх Нерсес II Варжапетян обратился к российскому руководству с просьбой получить заверения в том, что Россия внесет положения об армянском самоуправлении в новый мирный договор.
В марте 1878 года, после завершения русско-турецкой войны (1877–1878) , Патриарх Нерсес Варжапетян направил армянским жалобы на широко распространенный «насильственный захват земель... насильственное обращение женщин и детей, поджоги, рэкет, изнасилования, и убийство» Пауэрсам. Патриарх Нерсес Варжапетян убедил русских включить статью 16 в Сан-Стефанский договор , оговаривая, что российские войска, оккупирующие армянонаселенные провинции на востоке Османской империи, уйдут только после полного осуществления реформ.
Статья 16 Сан-Стефанского договора, хотя и не столь явная, гласила:
Поскольку эвакуация российских войск с территории, которую они оккупируют в Армении и которая должна быть возвращена Турции, может вызвать конфликты и осложнения, вредные для поддержания хороших отношений между двумя странами, Блистательная Порта обязалась осуществить осуществить без дальнейшего промедления улучшения и реформы, требуемые местными требованиями в провинциях, населенных армянами, и гарантировать их безопасность от курдов и черкесов . [ 9 ]
Но в июне 1878 года Великобритания возражала против того, чтобы Россия удерживала столь большую территорию Османской империи, и настаивала на том, чтобы великие державы вступили в новые переговоры в рамках Берлинского конгресса . Статья 16 была изменена таким образом, что все упоминания о российских войсках, оставшихся в провинциях, были удалены. Вместо этого османское правительство должно было периодически информировать великие державы о ходе реформ. В окончательном тексте Берлинского договора он был преобразован в статью 61, которая гласила:
Блистательная Порта обязуется без дальнейшего промедления осуществить улучшения и реформы, требуемые местными потребностями, в провинциях, населенных армянами, и гарантировать их безопасность от черкесов и курдов. Он будет периодически доводить до сведения властей, которые будут следить за их применением, меры, предпринятые в этом направлении. [ 10 ]
Национальное Собрание Армении и Патриарх Нерсес Варжапетян попросили Мкртыча Хримяна , своего предшественника на Патриаршем престоле и будущего Католикоса, представить дело армян в Берлине. Армянская делегация во главе с Мкртычем Хримяном отправилась в Берлин, чтобы представить ситуацию армян, но, к ее большому разочарованию, не участвовала в переговорах. По итогам берлинских переговоров Мкртич Хримян произнес знаменитую патриотическую речь «Бумажный ковш», советуя армянам взять национальное пробуждение Болгарии за образец надежд на самоопределение (Освобождение Болгарии) . [ 11 ] В болгарской историографии освобождение Болгарии относится к событиям русско-турецкой войны 1877–1878 годов , которые привели к восстановлению болгарского суверенного государства по Сан-Стефанскому договору.

В 1880 году армяне, особенно воодушевленные премьер-министром Гладстоном , подняли армянский вопрос со словами: «Служить Армении – значит служить цивилизации». 11 июня 1880 года великие державы направили « идентичную ноту », в которой просили обеспечить соблюдение статьи 61. [ 12 ] За этим последовал 2 января 1881 года «Британский циркуляр по Армении», разосланный другим державам. [ 12 ]
Программа реформ Армении
[ редактировать ]Программа реформ Армении от 11 мая 1895 года представляла собой комплекс реформ, предложенных европейскими державами . [ 13 ] Французский дипломат Виктор Берар писал:
После шести месяцев постоянной резни, в то время как Европа делала вид, что Армянский вопрос уже решен, армяне решили показать Европе, что Армянский вопрос все еще существует, но что Османского правительства больше нет. [ 14 ]
Армянские реформы 1914 г.
[ редактировать ]были Армянские реформы 1914 года разработаны европейскими державами в 1912–1914 годах и предусматривали создание двух провинций, которые должны были быть переданы под контроль двух европейских генеральных инспекторов. Они так и не добились этих реформ. Учитывая отсутствие видимого прогресса в улучшении тяжелого положения армянской общины, ряд разочарованных армянских интеллектуалов, живших в Европе и России в 1880-х и 1890-х годах, решили создать политические партии и революционные общества, чтобы работать над улучшением условий жизни своих соотечественников. [ 15 ]
Изображения убитых армян
[ редактировать ]-
Резня армян в Эрзуруме , 1895 г.
-
Резня армян в Адане, 1909 г.
-
Геноцид армян, Харбердский вилайет , 1915 год.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арменоведение: Études Arméennes Ливанской ассоциации выпускников армянских университетов, стр. 4–6
- ^ Кизер, Ханс-Лукас (2018). Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . Издательство Принстонского университета . стр. 12–13. ISBN 978-0-691-15762-7 .
- ^ Петерсон. Католический мир , Vol. 61, 1895, стр. 665, 667.
- ^ Перейти обратно: а б Налбандян 1963 , с. 110.
- ^ Дадрян, Ваагн Н (1995). История Геноцида армян: этнический конфликт от Балкан до Анатолии и Кавказа . Оксфорд: Книги Бергана. п. 192. ИСБН 1-57181-666-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пеймани 2009 , стр. 236.
- ^ Виталь Куине , Азиатская Турция: административная, статистическая, описательная и аргументированная география каждой провинции Малой Азии , 4 тома, Париж, 1890–95. [ нужна страница ]
- ^ Бурнутиан. Армянский народ , с. 105
- ^ Хертслет, Эдвард (1891), Карта Европы по договору , том. 4, Лондон: Баттервортс, с. 2686 .
- ^ Гуревиц, Джейкоб К. (1956), Дипломатия на Ближнем и Среднем Востоке: документальный отчет 1535–1956 , том. Я, Принстон, Нью-Джерси: Ван Ностранд, с. 190 .
- ^ Хайг Аджемян, Хайотц Хайриг, стр. 511–13; перевод о. Вазкен Мовсесян.
- ^ Перейти обратно: а б Налбандян 1963 , с. 84.
- ^ Налбандян 1963 , стр. 128.
- ^ В. Берар, «Политика султана», Revue de Paris, 15 января 1897 г., стр. 457
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (1997), «Армянский вопрос в Османской империи, 1876–1914», в книге Ованнисян, Ричард Г. (ред.), Армянский народ от древних до наших дней , том. II: Иностранное доминирование к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века, Нью-Йорк: St Martin's Press, стр. 206–12 , ISBN 0-312-10168-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Хуман, Пеймани (2009). Конфликт и безопасность в Центральной Азии и на Кавказе .
- Ованнисян, Ричард Г. (1986), «Исторические аспекты армянского вопроса, 1878–1923», Геноцид армян в перспективе , Routledge, ISBN 978-1-315-13102-3
- Налбандян, Луиза (1963). Армянское революционное движение; Развитие армянских политических партий в XIX веке . Беркли, Калифорнийский университет Press.