Jump to content

Геноцид 1915 года в Диярбакыре

Плоты на реке Тигр, похожие на те, которые использовались для убийства христианских деятелей из Диярбекира в 1915 году.

был совершен геноцид В 1915 году в вилайете Диярбекир , унесший жизни большинства проживающих там армян , сирийских христиан , греко-православных и греко-католиков . Геноцид был организован губернатором Мехмедом Решидом , частично при поддержке Центрального комитета КЕП .

В провинции Диярбекир показаны санджаки Мардина (красный), Диярбекира (фиолетового цвета) и Арганы (желтого цвета).

Диярбекирский вилайет , столица которого находилась в Диярбекире , граничил с Евфратом (на западе), Тигром (на востоке), Армянским нагорьем (на севере) и Сирийской пустыней (на юге). Эта территория находилась под властью Османской империи с 1534 года и процветала благодаря своему расположению вдоль Шелкового пути . Этот район был доиндустриальным , и большинство жителей занимались натуральным фермерством или скотоводством . [1]

Провинция была этнически и религиозно разнообразной. [2] [3] Османские мусульмане доминировали в городских районах. [3] Из-за системы миллетов Османская империя не признавала этнические группы, а вместо этого признавала различные религиозные конфессии, организованные как миллеты. [4] Большинство диярбекирских армян были фермерами и проживали в 249 городах и деревнях, сосредоточенных на севере вилайета; они принадлежали к Армянской апостольской церкви, Армянской католической церкви или были протестантами. [2] [5] [6] Армянский Патриархат Константинополя насчитал в Диярбекире 106 867 приверженцев по переписи 1913/1914 года, хотя по данным Османской переписи 1914 года армян было только 73 226 . [7] Сирийские христиане в Диярбекире состояли из Сирийской православной церкви , Сирийской католической церкви , Халдейской католической церкви , Церкви Востока и протестантов. [5] До XIX века эти группы принадлежали к армянскому просу . [8] [9]

Мидьят был единственным городом в Османской империи с сирийским большинством, хотя и разделенным между сирийскими православными, халдеями и протестантами. [10] Сирийские православные христиане были сконцентрированы в холмистых сельских районах вокруг Мидьята, известных как Тур Абдин , где они населяли почти 100 деревень и занимались сельским хозяйством или ремеслами. [10] [5] Сирийская православная культура была сосредоточена в двух монастырях недалеко от Мардина : Мор Габриэль и Дейрулзафаран . [11]

Эскалация

[ редактировать ]

политики КЕП После августа 1914 года реквизиции военного времени предоставили возможность реализации национальной экономической путем привлечения экономически активных армян и конфискации у них имущества. [12] В ночь с 18 на 19 августа 1914 года базар в городе Диярбекир был сожжен начальником полиции Гевранлызаде Мемдух-беем по приказу Интибы Ширкети и Пиринчизаде Фейзи , в конечном итоге организованного вали (губернатором) Мехмедом Решидом . Полиция и жандармерия не предприняли никаких усилий, чтобы потушить пламя, а вместо этого не позволили владельцам магазинов спасти свои товары. [13] [14] [15] Всего было разрушено 1578 магазинов и складов, большинство из которых принадлежали армянам и сирийцам. [16] Поскольку этот акт был слишком возмутительным для мирного времени, Решид был уволен, а его сменивший на посту губернатора Хамид-бей уволил Мемду, но не смог наказать других виновников этого поджога. [17] [16]

В ноябре 1914 года в Диярбекире был организован филиал Особой организации. [18] Ситуация ухудшилась зимой 1914–1915 годов, когда церковь Святого Ефрема подверглась вандализму, а четверо молодых людей из сирийского села Карабаш были повешены по обвинению в дезертирстве. Двое были повешены в городе Диярбекир 18 февраля под наблюдением оперативника Специальной организации Омера Наджи [ тр ] и губернатора Хамида бея. Накануне Хамид подал в отставку или был вынужден уйти в отставку. Сирийцы, собравшиеся в знак протеста против казни, были избиты жандармами, в результате двое из них погибли. [19] [20] В марте многие солдаты-немусульмане были разоружены и переведены в трудовые батальоны, где их отправили работать на строительство дорог. Тяжелые условия, жестокое обращение и отдельные убийства привели к гибели многих людей. [21]

Первоначально Хамида должен был заменить Мустафа-бей , губернатор Битлиса, который принял эту должность в конце февраля. Из-за давления со стороны местных кругов CUP Мустафа был отклонен в пользу Решида, который занял эту должность 25 марта. [22] [23] Выбран за свой предыдущий опыт совершения антиармянского насилия. [24] Решид был одним из основателей CUP и организатором греческой депортации 1914 года . [25] Во время своего перерыва в руководстве Диярбекиром Решид занимал должности в Ираке , во время которых он организовал несколько убийств и создал частную армию из нескольких десятков черкесов , которых он привел с собой в Диярбекир по возвращении. К ним присоединились осужденные, освобожденные из мест лишения свободы для службы в Особой организации. [23] Решид организовал комитет по «решению армянского вопроса». [26] 6 апреля, следуя приказу Талата, Решид заменил умеренного мэра Диярбекира на Пиринчизаде Сидки , антиармянского радикала, и завершил заполнение всех ключевых должностей в городе стойкими приверженцами КЕП. [27] Многие местные чиновники ( каймакамы и мутесаррифы ) отказались подчиняться приказам Решида и были заменены в мае и июне 1915 года. [28] На курдские конфедерации оказывалось давление, чтобы они позволили убить своих сирийских клиентов. Те, кто был союзником правительства, подчинились (в том числе Милли и Декшури ), но те, кто выступал против него, особенно Хеверкан , иногда сопротивлялись. [29]

Тигр, текущий через Эгиль . В 1915 году многие мужчины-христиане утонули в реке.

Хотя и христиане, и мусульмане дезертировали в больших количествах, в своих мемуарах Решид подчеркивал угрозу со стороны армянских дезертиров, которые, как он предполагал, участвовали в заговоре для революционных действий. [30] Решид не делал различия между армянами, виновными или невиновными в антигосударственной деятельности. [31] 1 апреля Решид начал крупную операцию по борьбе с дезертирством в Диярбекире и потребовал сдачи всего оружия. Несанкционированные обыски в районах Армении [32] -сопровождается «чрезвычайно жестокими инцидентами», такими как изнасилования. [33] — переросли в произвольные аресты армянских мужчин по всему городу Диярбекир. Две недели спустя более 600 армянских ремесленников и знатных людей оказались под арестом, где их пытали с целью получения информации о тайниках с оружием. Неудовлетворенный, он запросил подкрепление из Константинополя, чтобы пополнить имеющуюся численность в 300 полицейских и жандармов. Эти просьбы были отклонены, что подтолкнуло Решида к все более радикальным действиям. [32]

20 апреля армяне всех религиозных конфессий, а также партии Дашнак , Гнчак и Рамгавар встретились, чтобы обсудить предложения по самообороне. В конечном итоге это предложение было отклонено из-за недостаточности вооружения в их распоряжении, чтобы выстоять. [34]

Депортации и массовые убийства

[ редактировать ]

Санджак из Диярбакыра

[ редактировать ]

Аргана санджак

[ редактировать ]

Мардин Санджак

[ редактировать ]

Пропаганда

[ редактировать ]

После обыска и изъятия оружия фотографии были сделаны в пропагандистских целях. Полученные изображения были описаны очевидцем Рафаэлем де Ногалесом как «почти полностью состоящие из легко замаскированных охотничьих ружей » с единственной целью, кроме как «впечатлить публику». В другом случае депортированные армяне были убиты в Козандере (в часе езды к югу от Диярбекира) и одеты в тюрбаны и мусульманскую одежду. Утверждалось, что на этих фотографиях изображены мусульмане, убитые армянскими «повстанцами» с целью разжечь антиармянские настроения . [35]

Ответственность

[ редактировать ]

Под руководством Решида в вилайете Диярбекир происходило систематическое истребление антихристиан. [36] Все современные наблюдатели приписывали эти массовые убийства лично Решиду. [22] Хотя геноцид начался в апреле 1915 года, до конца июня не было никаких приказов, даже о преследовании армян. В этот решающий период все действия предпринимались под руководством Решида. [37] Историк Угур Юмит Унгёр утверждает, что в Диярбекире «большинство случаев резни, в которых участвовали ополченцы, были напрямую заказаны» Решидом. [38] В сентябре 1915 года Решид сообщил о депортации 120 000 «армян» из вилайета, что превысило их довоенное население. [39] [40]

12 июля 1915 года Талат телеграфировал Решиду, приказав, чтобы «меры, принятые против армян, ни в коем случае не распространялись на других христиан… вам приказано немедленно положить конец этим действиям». [41] Никаких действий против Решида не было предпринято за истребление христиан-неармян или даже за убийство османских чиновников, несогласных с массовыми убийствами, и в 1916 году он был вознагражден назначением губернатором Анкары. Как следствие, остается спорным, была ли телеграмма Талата отправлена ​​​​для умиротворения немецкой и австрийской оппозиции массовым убийствам и не предназначалась ли она для реализации. [28] [41] Историк Раймонд Кеворкян утверждает, что геноцид сирийских христиан в Диярбекире, скорее всего, был заказан Центральным комитетом КЕП . [28]

В ноябре 1918 года, во время оккупации Стамбула , Решид был арестован, и его роль в массовых убийствах была раскрыта. Позже он сбежал из тюрьмы в январе 1919 года, но покончил жизнь самоубийством после того, как в следующем месяце его загнали в угол местные власти.

Число погибших

[ редактировать ]

По оценкам Rhétoré, сирийские православные в Диярбекире потеряли 72 процента своего населения по сравнению с 92 процентами армянских католиков и 97 процентами приверженцев Армянской апостольской церкви. В Мардинском санджаке сирийские православные потеряли 57 процентов. По словам Гаунта, «эти цифры указывают на то, что, хотя истребление ассирийского [сирийского] населения было крайним, оно все же не было таким тотальным, как армянское». [42] По словам Юнгора, «все христианские общины Диярбекира в равной степени пострадали от геноцида, хотя армяне часто подвергались немедленному уничтожению». [38]

Христианское население вилайета Диярбекир в 1915–1916 годах по данным Жака Риторе [ фр ] [43]
Номинал Довоенное население Послевоенное население Исчезнувший
Армянская Апостольская Церковь 60,000 2,000 58,000 (97%)
Армянская Католическая Церковь 12,500 1,000 11,500 (92%)
Халдейская католическая церковь 11,120 1,110 10,010 (90%)
Сирийская католическая церковь 5,600 2,150 3,450 (62%)
Сирийская Православная Церковь 84,725 24,000 60,725 (72%)
протестантизм 725 225 500 (69%)
Общий 174,670 30,485 144,185 (83%)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Унгёр 2011 , стр. 8–9.
  2. ^ Jump up to: а б Кеворкян 2011 , с. 355.
  3. ^ Jump up to: а б Унгёр 2011 , стр. 12–13.
  4. ^ Гонт 2015 , с. 86.
  5. ^ Jump up to: а б с Унгёр 2011 , с. 13.
  6. ^ Гонт 2006 , с. 161.
  7. ^ Кеворкян 2011 , с. 271.
  8. ^ Солнечно 2015 , с. 48.
  9. ^ Гонт 2013 , с. 318.
  10. ^ Jump up to: а б Гаунт 2015 , с. 87.
  11. ^ Унгёр 2011 , с. 15.
  12. ^ Кеворкян 2011 , стр. 355–356.
  13. ^ Кеворкян 2011 , стр. 356–357.
  14. ^ Унгёр 2011 , с. 50.
  15. ^ Гонт 2006 , стр. 155, 295.
  16. ^ Jump up to: а б Гонт 2006 , с. 295.
  17. ^ Кеворкян 2011 , с. 357.
  18. ^ Унгёр 2011 , с. 58.
  19. ^ Унгёр 2011 , с. 60.
  20. ^ Гонт 2006 , стр. 154–155.
  21. ^ Унгёр 2011 , стр. 60–61.
  22. ^ Jump up to: а б Гонт 2006 , с. 155.
  23. ^ Jump up to: а б Унгёр 2011 , с. 61.
  24. ^ Гонт 2006 , стр. 153, 155.
  25. ^ Гонт 2006 , стр. 155–156.
  26. ^ Унгёр 2011 , стр. 63–64.
  27. ^ Унгёр 2011 , с. 64.
  28. ^ Jump up to: а б с Кеворкян 2011 , с. 379.
  29. ^ Гонт 2017 , стр. 65–66.
  30. ^ Унгёр 2011 , стр. 62–63.
  31. ^ Унгёр 2011 , с. 67.
  32. ^ Jump up to: а б Унгёр 2011 , с. 65.
  33. ^ Кеворкян 2011 , с. 360.
  34. ^ Кеворкян 2011 , стр. 360–361.
  35. ^ Кеворкян 2011 , с. 364.
  36. ^ Унгёр 2017 , с. 35.
  37. ^ Гонт 2006 , с. 158.
  38. ^ Jump up to: а б Унгёр 2011 , с. 99.
  39. ^ Кеворкян 2011 , с. 365.
  40. ^ Гонт 2006 , с. 152.
  41. ^ Jump up to: а б Гаунт 2015 , с. 96.
  42. ^ Гонт 2017 , с. 65.
  43. ^ Гонт 2006 , с. 433.

Источники

[ редактировать ]
  • Гонт, Дэвид (2006). Резня, сопротивление, защитники: мусульманско-христианские отношения в Восточной Анатолии во время Первой мировой войны . Горгиас Пресс. ISBN  978-1-59333-301-0 .
  • Гонт, Дэвид (2012). «Отношения между курдами, сирийцами и ассирийцами в позднеосманском Диярбекире». Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . Брилл. стр. 241–266. ISBN  978-90-04-23227-3 .
  • Гонт, Дэвид (2013). «Неудачная идентичность и ассирийский геноцид». Зона развала империй: сосуществование и насилие на границах Германии, Габсбургов, России и Османской империи (иллюстрированное издание). Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-00631-8 .
  • Гонт, Дэвид (2015). «Сложность ассирийского геноцида» . Международное исследование геноцида . 9 (1): 83–103. дои : 10.3138/gsi.9.1.05 . ISSN   2291-1847 .
  • Гонт, Дэвид (2017). «Геноцид Сайфо: кульминация анатолийской культуры насилия». Пусть они не вернутся: Сайфо - Геноцид ассирийских, сирийских и халдейских христиан в Османской империи . Книги Бергана. стр. 54–69. ISBN  978-1-78533-499-3 .
  • Кеворкян, Раймонд (2011). Геноцид армян: полная история . Издательство Блумсбери . ISBN  978-0-85771-930-0 .
  • Унгёр, Угур Юмит (2011). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913–1950 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-965522-9 .
  • Унгёр, Угур Юмит (2017). «Насколько армянским был Геноцид 1915 года?». Пусть они не вернутся: Сайфо - Геноцид ассирийских, сирийских и халдейских христиан в Османской империи . Книги Бергана. стр. 33–53. ISBN  978-1-78533-499-3 .
  • Суни, Рональд Григор (2015). «Они могут жить в пустыне, но больше нигде»: История Геноцида армян . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-6558-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Челик, Аднан; Динч, Намик Кемаль (2015). Сто лет Ах!: По следам общественной памяти, 1915 г., Диярбекир (на турецком языке). Фонд Исмаила Бешикчи. ISBN  978-605-9073-05-9 .
  • Куртуа, Себастьян де (2004). Забытый геноцид: восточные христиане, последние арамейцы . Горгиас Пресс. ISBN  978-1-59333-077-4 .
  • Кайзер, Хилмар (2014). Истребление армян в Диарбекирском районе . Издательство Стамбульского университета Билги. ISBN  978-605-399-333-9 .
  • Кизер, Ханс-Лукас (2011). «От« патриотизма »к массовым убийствам: доктор Мехмед Решид (1873-1919)». Вопрос геноцида: армяне и турки на закате Османской империи . Издательство Оксфордского университета. стр. 126–150. ISBN  978-0-19-979276-4 .
  • Йонгерден, Йост (2012). «Жестокие столкновения элит: Милли Ибрагим Паша, Зия Гокалп и политическая борьба в Диярбекире на рубеже 20-го века». Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . Брилл. стр. 55–84. ISBN  978-90-04-23227-3 .
  • Якуб, Джозеф (2016). Год Меча: Геноцид ассирийских христиан: история . Херст. ISBN  978-0-19-063346-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eeca890a27f88f90942d288281f2bfad__1719134160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/ad/eeca890a27f88f90942d288281f2bfad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1915 genocide in Diyarbekir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)