Геноцид 1915 года в Диярбакыре
был совершен геноцид В 1915 году в вилайете Диярбекир , унесший жизни большинства проживающих там армян , сирийских христиан , греко-православных и греко-католиков . Геноцид был организован губернатором Мехмедом Решидом , частично при поддержке Центрального комитета КЕП .
Фон
[ редактировать ]Диярбекирский вилайет , столица которого находилась в Диярбекире , граничил с Евфратом (на западе), Тигром (на востоке), Армянским нагорьем (на севере) и Сирийской пустыней (на юге). Эта территория находилась под властью Османской империи с 1534 года и процветала благодаря своему расположению вдоль Шелкового пути . Этот район был доиндустриальным , и большинство жителей занимались натуральным фермерством или скотоводством . [1]
Провинция была этнически и религиозно разнообразной. [2] [3] Османские мусульмане доминировали в городских районах. [3] Из-за системы миллетов Османская империя не признавала этнические группы, а вместо этого признавала различные религиозные конфессии, организованные как миллеты. [4] Большинство диярбекирских армян были фермерами и проживали в 249 городах и деревнях, сосредоточенных на севере вилайета; они принадлежали к Армянской апостольской церкви, Армянской католической церкви или были протестантами. [2] [5] [6] Армянский Патриархат Константинополя насчитал в Диярбекире 106 867 приверженцев по переписи 1913/1914 года, хотя по данным Османской переписи 1914 года армян было только 73 226 . [7] Сирийские христиане в Диярбекире состояли из Сирийской православной церкви , Сирийской католической церкви , Халдейской католической церкви , Церкви Востока и протестантов. [5] До XIX века эти группы принадлежали к армянскому просу . [8] [9]
Мидьят был единственным городом в Османской империи с сирийским большинством, хотя и разделенным между сирийскими православными, халдеями и протестантами. [10] Сирийские православные христиане были сконцентрированы в холмистых сельских районах вокруг Мидьята, известных как Тур Абдин , где они населяли почти 100 деревень и занимались сельским хозяйством или ремеслами. [10] [5] Сирийская православная культура была сосредоточена в двух монастырях недалеко от Мардина : Мор Габриэль и Дейрулзафаран . [11]
Эскалация
[ редактировать ]политики КЕП После августа 1914 года реквизиции военного времени предоставили возможность реализации национальной экономической путем привлечения экономически активных армян и конфискации у них имущества. [12] В ночь с 18 на 19 августа 1914 года базар в городе Диярбекир был сожжен начальником полиции Гевранлызаде Мемдух-беем по приказу Интибы Ширкети и Пиринчизаде Фейзи , в конечном итоге организованного вали (губернатором) Мехмедом Решидом . Полиция и жандармерия не предприняли никаких усилий, чтобы потушить пламя, а вместо этого не позволили владельцам магазинов спасти свои товары. [13] [14] [15] Всего было разрушено 1578 магазинов и складов, большинство из которых принадлежали армянам и сирийцам. [16] Поскольку этот акт был слишком возмутительным для мирного времени, Решид был уволен, а его сменивший на посту губернатора Хамид-бей уволил Мемду, но не смог наказать других виновников этого поджога. [17] [16]
В ноябре 1914 года в Диярбекире был организован филиал Особой организации. [18] Ситуация ухудшилась зимой 1914–1915 годов, когда церковь Святого Ефрема подверглась вандализму, а четверо молодых людей из сирийского села Карабаш были повешены по обвинению в дезертирстве. Двое были повешены в городе Диярбекир 18 февраля под наблюдением оперативника Специальной организации Омера Наджи и губернатора Хамида бея. Накануне Хамид подал в отставку или был вынужден уйти в отставку. Сирийцы, собравшиеся в знак протеста против казни, были избиты жандармами, в результате двое из них погибли. [19] [20] В марте многие солдаты-немусульмане были разоружены и переведены в трудовые батальоны, где их отправили работать на строительство дорог. Тяжелые условия, жестокое обращение и отдельные убийства привели к гибели многих людей. [21]
Первоначально Хамида должен был заменить Мустафа-бей , губернатор Битлиса, который принял эту должность в конце февраля. Из-за давления со стороны местных кругов CUP Мустафа был отклонен в пользу Решида, который занял эту должность 25 марта. [22] [23] Выбран за свой предыдущий опыт совершения антиармянского насилия. [24] Решид был одним из основателей CUP и организатором греческой депортации 1914 года . [25] Во время своего перерыва в руководстве Диярбекиром Решид занимал должности в Ираке , во время которых он организовал несколько убийств и создал частную армию из нескольких десятков черкесов , которых он привел с собой в Диярбекир по возвращении. К ним присоединились осужденные, освобожденные из мест лишения свободы для службы в Особой организации. [23] Решид организовал комитет по «решению армянского вопроса». [26] 6 апреля, следуя приказу Талата, Решид заменил умеренного мэра Диярбекира на Пиринчизаде Сидки , антиармянского радикала, и завершил заполнение всех ключевых должностей в городе стойкими приверженцами КЕП. [27] Многие местные чиновники ( каймакамы и мутесаррифы ) отказались подчиняться приказам Решида и были заменены в мае и июне 1915 года. [28] На курдские конфедерации оказывалось давление, чтобы они позволили убить своих сирийских клиентов. Те, кто был союзником правительства, подчинились (в том числе Милли и Декшури ), но те, кто выступал против него, особенно Хеверкан , иногда сопротивлялись. [29]
Хотя и христиане, и мусульмане дезертировали в больших количествах, в своих мемуарах Решид подчеркивал угрозу со стороны армянских дезертиров, которые, как он предполагал, участвовали в заговоре для революционных действий. [30] Решид не делал различия между армянами, виновными или невиновными в антигосударственной деятельности. [31] 1 апреля Решид начал крупную операцию по борьбе с дезертирством в Диярбекире и потребовал сдачи всего оружия. Несанкционированные обыски в районах Армении [32] -сопровождается «чрезвычайно жестокими инцидентами», такими как изнасилования. [33] — переросли в произвольные аресты армянских мужчин по всему городу Диярбекир. Две недели спустя более 600 армянских ремесленников и знатных людей оказались под арестом, где их пытали с целью получения информации о тайниках с оружием. Неудовлетворенный, он запросил подкрепление из Константинополя, чтобы пополнить имеющуюся численность в 300 полицейских и жандармов. Эти просьбы были отклонены, что подтолкнуло Решида к все более радикальным действиям. [32]
20 апреля армяне всех религиозных конфессий, а также партии Дашнак , Гнчак и Рамгавар встретились, чтобы обсудить предложения по самообороне. В конечном итоге это предложение было отклонено из-за недостаточности вооружения в их распоряжении, чтобы выстоять. [34]
Депортации и массовые убийства
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2024 г. ) |
Санджак из Диярбакыра
[ редактировать ]Аргана санджак
[ редактировать ]Мардин Санджак
[ редактировать ]Пропаганда
[ редактировать ]После обыска и изъятия оружия фотографии были сделаны в пропагандистских целях. Полученные изображения были описаны очевидцем Рафаэлем де Ногалесом как «почти полностью состоящие из легко замаскированных охотничьих ружей » с единственной целью, кроме как «впечатлить публику». В другом случае депортированные армяне были убиты в Козандере (в часе езды к югу от Диярбекира) и одеты в тюрбаны и мусульманскую одежду. Утверждалось, что на этих фотографиях изображены мусульмане, убитые армянскими «повстанцами» с целью разжечь антиармянские настроения . [35]
Ответственность
[ редактировать ]Под руководством Решида в вилайете Диярбекир происходило систематическое истребление антихристиан. [36] Все современные наблюдатели приписывали эти массовые убийства лично Решиду. [22] Хотя геноцид начался в апреле 1915 года, до конца июня не было никаких приказов, даже о преследовании армян. В этот решающий период все действия предпринимались под руководством Решида. [37] Историк Угур Юмит Унгёр утверждает, что в Диярбекире «большинство случаев резни, в которых участвовали ополченцы, были напрямую заказаны» Решидом. [38] В сентябре 1915 года Решид сообщил о депортации 120 000 «армян» из вилайета, что превысило их довоенное население. [39] [40]
12 июля 1915 года Талат телеграфировал Решиду, приказав, чтобы «меры, принятые против армян, ни в коем случае не распространялись на других христиан… вам приказано немедленно положить конец этим действиям». [41] Никаких действий против Решида не было предпринято за истребление христиан-неармян или даже за убийство османских чиновников, несогласных с массовыми убийствами, и в 1916 году он был вознагражден назначением губернатором Анкары. Как следствие, остается спорным, была ли телеграмма Талата отправлена для умиротворения немецкой и австрийской оппозиции массовым убийствам и не предназначалась ли она для реализации. [28] [41] Историк Раймонд Кеворкян утверждает, что геноцид сирийских христиан в Диярбекире, скорее всего, был заказан Центральным комитетом КЕП . [28]
В ноябре 1918 года, во время оккупации Стамбула , Решид был арестован, и его роль в массовых убийствах была раскрыта. Позже он сбежал из тюрьмы в январе 1919 года, но покончил жизнь самоубийством после того, как в следующем месяце его загнали в угол местные власти.
Число погибших
[ редактировать ]По оценкам Rhétoré, сирийские православные в Диярбекире потеряли 72 процента своего населения по сравнению с 92 процентами армянских католиков и 97 процентами приверженцев Армянской апостольской церкви. В Мардинском санджаке сирийские православные потеряли 57 процентов. По словам Гаунта, «эти цифры указывают на то, что, хотя истребление ассирийского [сирийского] населения было крайним, оно все же не было таким тотальным, как армянское». [42] По словам Юнгора, «все христианские общины Диярбекира в равной степени пострадали от геноцида, хотя армяне часто подвергались немедленному уничтожению». [38]
Номинал | Довоенное население | Послевоенное население | Исчезнувший |
---|---|---|---|
Армянская Апостольская Церковь | 60,000 | 2,000 | 58,000 (97%) |
Армянская Католическая Церковь | 12,500 | 1,000 | 11,500 (92%) |
Халдейская католическая церковь | 11,120 | 1,110 | 10,010 (90%) |
Сирийская католическая церковь | 5,600 | 2,150 | 3,450 (62%) |
Сирийская Православная Церковь | 84,725 | 24,000 | 60,725 (72%) |
протестантизм | 725 | 225 | 500 (69%) |
Общий | 174,670 | 30,485 | 144,185 (83%) |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Унгёр 2011 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Кеворкян 2011 , с. 355.
- ^ Jump up to: а б Унгёр 2011 , стр. 12–13.
- ^ Гонт 2015 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Унгёр 2011 , с. 13.
- ^ Гонт 2006 , с. 161.
- ^ Кеворкян 2011 , с. 271.
- ^ Солнечно 2015 , с. 48.
- ^ Гонт 2013 , с. 318.
- ^ Jump up to: а б Гаунт 2015 , с. 87.
- ^ Унгёр 2011 , с. 15.
- ^ Кеворкян 2011 , стр. 355–356.
- ^ Кеворкян 2011 , стр. 356–357.
- ^ Унгёр 2011 , с. 50.
- ^ Гонт 2006 , стр. 155, 295.
- ^ Jump up to: а б Гонт 2006 , с. 295.
- ^ Кеворкян 2011 , с. 357.
- ^ Унгёр 2011 , с. 58.
- ^ Унгёр 2011 , с. 60.
- ^ Гонт 2006 , стр. 154–155.
- ^ Унгёр 2011 , стр. 60–61.
- ^ Jump up to: а б Гонт 2006 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Унгёр 2011 , с. 61.
- ^ Гонт 2006 , стр. 153, 155.
- ^ Гонт 2006 , стр. 155–156.
- ^ Унгёр 2011 , стр. 63–64.
- ^ Унгёр 2011 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Кеворкян 2011 , с. 379.
- ^ Гонт 2017 , стр. 65–66.
- ^ Унгёр 2011 , стр. 62–63.
- ^ Унгёр 2011 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Унгёр 2011 , с. 65.
- ^ Кеворкян 2011 , с. 360.
- ^ Кеворкян 2011 , стр. 360–361.
- ^ Кеворкян 2011 , с. 364.
- ^ Унгёр 2017 , с. 35.
- ^ Гонт 2006 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Унгёр 2011 , с. 99.
- ^ Кеворкян 2011 , с. 365.
- ^ Гонт 2006 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Гаунт 2015 , с. 96.
- ^ Гонт 2017 , с. 65.
- ^ Гонт 2006 , с. 433.
Источники
[ редактировать ]- Гонт, Дэвид (2006). Резня, сопротивление, защитники: мусульманско-христианские отношения в Восточной Анатолии во время Первой мировой войны . Горгиас Пресс. ISBN 978-1-59333-301-0 .
- Гонт, Дэвид (2012). «Отношения между курдами, сирийцами и ассирийцами в позднеосманском Диярбекире». Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . Брилл. стр. 241–266. ISBN 978-90-04-23227-3 .
- Гонт, Дэвид (2013). «Неудачная идентичность и ассирийский геноцид». Зона развала империй: сосуществование и насилие на границах Германии, Габсбургов, России и Османской империи (иллюстрированное издание). Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-00631-8 .
- Гонт, Дэвид (2015). «Сложность ассирийского геноцида» . Международное исследование геноцида . 9 (1): 83–103. дои : 10.3138/gsi.9.1.05 . ISSN 2291-1847 .
- Гонт, Дэвид (2017). «Геноцид Сайфо: кульминация анатолийской культуры насилия». Пусть они не вернутся: Сайфо - Геноцид ассирийских, сирийских и халдейских христиан в Османской империи . Книги Бергана. стр. 54–69. ISBN 978-1-78533-499-3 .
- Кеворкян, Раймонд (2011). Геноцид армян: полная история . Издательство Блумсбери . ISBN 978-0-85771-930-0 .
- Унгёр, Угур Юмит (2011). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913–1950 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-965522-9 .
- Унгёр, Угур Юмит (2017). «Насколько армянским был Геноцид 1915 года?». Пусть они не вернутся: Сайфо - Геноцид ассирийских, сирийских и халдейских христиан в Османской империи . Книги Бергана. стр. 33–53. ISBN 978-1-78533-499-3 .
- Суни, Рональд Григор (2015). «Они могут жить в пустыне, но больше нигде»: История Геноцида армян . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-6558-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Челик, Аднан; Динч, Намик Кемаль (2015). Сто лет Ах!: По следам общественной памяти, 1915 г., Диярбекир (на турецком языке). Фонд Исмаила Бешикчи. ISBN 978-605-9073-05-9 .
- Куртуа, Себастьян де (2004). Забытый геноцид: восточные христиане, последние арамейцы . Горгиас Пресс. ISBN 978-1-59333-077-4 .
- Кайзер, Хилмар (2014). Истребление армян в Диарбекирском районе . Издательство Стамбульского университета Билги. ISBN 978-605-399-333-9 .
- Кизер, Ханс-Лукас (2011). «От« патриотизма »к массовым убийствам: доктор Мехмед Решид (1873-1919)». Вопрос геноцида: армяне и турки на закате Османской империи . Издательство Оксфордского университета. стр. 126–150. ISBN 978-0-19-979276-4 .
- Йонгерден, Йост (2012). «Жестокие столкновения элит: Милли Ибрагим Паша, Зия Гокалп и политическая борьба в Диярбекире на рубеже 20-го века». Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . Брилл. стр. 55–84. ISBN 978-90-04-23227-3 .
- Якуб, Джозеф (2016). Год Меча: Геноцид ассирийских христиан: история . Херст. ISBN 978-0-19-063346-2 .