Ассирийцы в Турции
ܣܘܪܝܝܐ ܕܛܘܪܩܝܐ ( Syriac ) | |
---|---|
Общая численность населения | |
25,000 [1] ~ 600 000 (диаспора) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
В основном Стамбул Города Хаккари , Мардин и Юксекова. Юго-Восточная Анатолия (исторически) | |
Языки | |
Сурет , Сурайт , Турецкий | |
Религия | |
Сирийское христианство |
Ассирийцы в Турции ( турецкий : Türkiye Süryanileri , сирийский : ����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������) или турецкие ассирийцы — коренная семитоязычная этническая группа и меньшинство Турции , которые являются на восточно-арамейском языке , говорящими христианами , большинство из которых являются членами Сирийской православной церкви и Халдейской католической церкви. , Ассирийская пятидесятническая церковь , Ассирийская евангелическая церковь или Древняя церковь Востока .
У них общая история и этническая идентичность , коренящаяся в общих языковых , культурных и религиозных традициях , с ассирийцами в Ираке , ассирийцами в Иране и ассирийцами в Сирии , а также с ассирийской диаспорой . [2] Ассирийцы в таких европейских странах, как Швеция и Германия, обычно говорят на туройо или являются западными ассирийцами. [3] и, как правило, родом из Турции . [4]
Когда-то ассирийцы были крупным этническим меньшинством в Османской империи , проживая в провинциях Хаккари , Сирнак и Мардин , но после Сайфо (1915 г., также известного как ассирийский геноцид) большинство из них были убиты или вынуждены эмигрировать, чтобы присоединиться к собратьям-ассирийцам. в северном Ираке , северо-восточной Сирии и северо-западном Иране. Большинство из тех, кто пережил геноцид и остался в Турции, уехали из страны в Западную Европу во 2-й половине 20 века из-за конфликтов между Рабочей партией Курдистана (РПК) и Сухопутными войсками Турции . По состоянию на 2019 год примерно 18 000 из 25 000 ассирийцев страны проживают в Стамбуле . [5] По словам Юсуфа Четина, духовного лидера сирийской православной общины, по состоянию на 2023 год в Турции проживает 25 000–30 000 ассирийцев, в том числе от 17 000 до 22 000 в Стамбуле. [6] большинство из них в Ешилькёе новая сирийская православная церковь Мор Ефрем . , где 8 октября 2023 года была открыта [7]
История
[ редактировать ]Османская эпоха
[ редактировать ]Османская империя имела сложную систему управления немусульманскими « народами Книги ». То есть они делали скидку на признанных монотеистов с библейской традицией и отличали их от людей, которых они считали язычниками. Как люди Книги (или зимми ), евреи, христиане и мандеи (в некоторых случаях зороастрийцы) подвергались второсортному обращению, но терпели.
В Османской империи этот религиозный статус был систематизирован как административная модель « милле ». Каждое религиозное меньшинство подчинялось правительству через своего главного религиозного представителя. Христиане, которых османы завоевали постепенно, но окончательно после завоевания Константинополя в 1453 году, уже были разделены на множество этнических групп и конфессий, обычно организованных в иерархию епископов во главе с патриархом. [8] [9]
Что касается пяти ассирийских племен Хаккари Ассирийская , Патриархат Шимун в Кодшанисе , которому племена поклонялись, потому что это была церковь Святого Престола Востока : находился в непосредственном подчинении Блистательной Порты , которой престол платил платили налоги налоги , которым они . собрано у племен. [10]
Те, кто обратился в протестантизм, не хотели платить ежегодную дань старым церквям через местных епископов, которые затем передавали часть ее Патриарху, который затем передал часть ее Порте в виде налогов. Они хотели иметь дело с Портой напрямую, невзирая на этнические различия (даже если через мусульманского администратора), чтобы иметь собственный голос и не подчиняться правлению патриархальной системы. Эта общая протестантская хартия была предоставлена в 1850 году. [11] )
По оценкам Гаунта, незадолго до начала Первой мировой войны численность ассирийского населения составляла от 500 000 до 600 000 человек, что значительно выше, чем сообщалось в данных османской переписи населения. Мидьят в вилайете Диярбекир был единственным городом в Османской империи с ассирийским большинством, хотя и разделенным между сирийскими православными, халдеями и протестантами. [12] Сирийские православные христиане были сконцентрированы в холмистых сельских районах вокруг Мидьята, известных как Тур Абдин , где они населяли почти 100 деревень и занимались сельским хозяйством или ремеслами. [12] [13] Сирийская православная культура была сосредоточена в двух монастырях недалеко от Мардина (к западу от Тур-Абдина), Мор-Габриэль и Дейрулзафаран . [14] За пределами территории основного сирийского поселения значительная часть населения проживала в городах Диярбакыр , Урфа , Харпут и Адияман. [15] а также деревни. В отличие от сирийского населения Тур Абдина, многие из этих сирийцев говорили на других языках. [16]
Под руководством Патриарха Церкви Востока , базирующегося в Кудшанисе , ассирийские племена правили горами Хаккари (к востоку от Тур-Абдина, прилегающих к османско-персидской границе ) со статусом аширетов — теоретически предоставляя им полную автономию — с подчиненными фермеры. [12] Хаккари очень гористый город с вершинами, достигающими высоты до 4000 метров (13000 футов), разделенными крутыми ущельями, так что во многие районы можно попасть только по пешеходным тропам, прорезанным в склонах гор. [17] Ассирийские племена иногда воевали друг с другом на стороне своих курдских союзников. [18] Поселение Церкви Востока началось восточнее, на западном берегу озера Урмия в Персии , в городе Урмия и окрестных селах; к северу, в Саламе , находился халдейский анклав. существовала халдейская область . Вокруг Сиирта в вилайете Битлис (к северо-востоку от Тур-Абдина и к северо-западу от Хаккари) [19] который был гористым, но менее гористым, чем Хаккари, [17] но основная часть халдеев жила южнее, на территории современного Ирака и за пределами зоны, пострадавшей от геноцида во время Первой мировой войны. [19]
Турецкая Республика
[ редактировать ]После 1923 года местные политики развернули антихристианскую кампанию, которая негативно повлияла на сирийские общины (такие как Адана , Урфа или Адияман), не затронутые геноцидом 1915 года . Многие были вынуждены покинуть свою собственность и бежать в Сирию, в конечном итоге поселившись в Алеппо , Камишли или Хабуре. Сирийский православный патриархат был изгнан из Турции в 1924 году, несмотря на его заявления о лояльности новому турецкому правительству. [20] В отличие от армян, евреев и греков, ассирийцы не были признаны меньшинством в Лозаннском договоре 1923 года . [21] Оставшееся население жило в подчинении курдским агам и подвергалось постоянным притеснениям и оскорблениям, которые вынуждали их эмигрировать. [22] [21] Турецкие законы лишили гражданства тех, кто бежал, и конфисковали их имущество. Несмотря на свои фактические права гражданства, многим ассирийцам, оставшимся в Турции, пришлось выкупать собственную собственность у курдских агов, иначе они рисковали потерять турецкое гражданство. [22] Некоторые ассирийцы продолжали жить в Тур Абдине до 1980-х годов; это было последнее значительное христианское население в Турции, жившее в сельской местности на своей первоначальной родине. [23] Некоторые ученые называют продолжающееся изгнание и преследование сирийцев в Турции продолжением Сайфо . [24]
В отличие от других преследуемых христианских групп, таких как греки и армяне , ассирийской общине Турции удалось сохранить свою численность после ассирийского геноцида , но, тем не менее, у них было много трудностей. , становилось все более небезопасно В 1960-е годы для ассирийцев/сирийцев в Мидьяте , региональном центре Тур-Абдина . Мусульмане спровоцировали жестокие антихристианские протесты в ответ на события, развернувшиеся на Кипре . Это привело к тому, что многие ассиро-сирийцы не видели для себя будущего на своей прародине. [4] К 1980-м годам ассирийское население Турции составляло около 70 000 человек. [25] хотя и меньше, чем примерно 300 000 человек, выживших после геноцида. Снижение численности ассирийцев в настоящее время в 28 000 человек сегодня было вызвано главным образом курдскими восстаниями в 1980-х годах и плохим состоянием большей части Ближнего Востока, а также вечно надвигающейся проблемой дискриминации со стороны турецкого правительства. [26] К концу конфликта в конце 1990-х годов менее 1000 ассирийцев все еще находились в Тур-Абдине или Хаккари, а остальные проживали в Стамбуле.
В 2001 году турецкое правительство предложило ассирийцам/сирийцам вернуться в Турцию. [27] но некоторые предполагают, что это предложение было скорее рекламным ходом, поскольку закон о земле, принятый незадолго до этого, заставил ассирийцев, владевших необработанными фермами или землей с лесами на них (что многие и сделали, поскольку жители диаспоры не могли обрабатывать или содержать собственность, которой они владели, пока жили в другом месте), чтобы земля, которой они владели, была конфискована государством и продана третьим лицам. Другой закон запретил нетурецким гражданам покупать землю в провинции Мардин, куда иммигрировало большинство ассирийцев. [26] Несмотря на эти законы, некоторые все же приехали, например, те, кто все еще имел гражданство, мог покупать недвижимость и сумел избежать конфискации своей земли, но многие другие, кто мог бы вернуться, не смогли этого сделать из-за принятых законов.
Некоторые ассирийцы, бежавшие от ИГИЛ, нашли временное жилье в городе Мидьят . Центр беженцев расположен недалеко от Мидьята, но из-за того, что в Мидьяте проживала небольшая ассирийская община, многие из ассирийских беженцев в лагере отправились в Мидьят в надежде на лучшие условия, чем в лагере беженцев. Местная ассирийская община предоставила многим беженцам помощь и жилье, возможно, желая, чтобы беженцы остались, поскольку община в Мидьяте нуждается в большем количестве членов. [28]
В 2013 году ассирийцам разрешили открыть первую с 1928 года школу, работающую на их родном языке. В том же году им были возвращены 55 сирийских церквей, монастырей и кладбищ в провинции Мардин, конфискованные турецким государством. 8 октября 2023 года открылась Сирийская православная церковь Мор Ефрем - первая церковь, построенная с момента основания Турецкой Республики. [29] [30] По состоянию на 2023 год сирийская община владеет 113 объектами недвижимости, зарегистрированными на имя фондов местных сообществ. [7]
Язык
[ редактировать ]В отличие от армян, евреев и греков, ассирийцы не были признаны меньшинством в Лозаннском договоре 1923 года и не могли открывать школы с обучением на своем языке. [31] [32] Последняя школа с ассирийским языком обучения была закрыта в 1928 году. [33] [34]
18 июня 2013 года 13-й окружной административный суд Анкары вынес решение в пользу права ассирийцев использовать свой родной язык, как указано в Лозаннском договоре. [35] [36] Министерство образования приняло это решение, и в 2014 году открылся первый детский сад. [37] [38] [39] В 2023 году Реджеп Тайип Эрдоган объявил об открытии новой ассирийской школы, финансируемой правительством. [40]
Классический сирийский язык и современный сурайт преподаются в Университете Мардина Артуклу . [41]
По данным опроса 2017 года, 64% ассирийцев в Стамбуле назвали ассирийский своим родным языком, а 27% назвали турецкий. [31]
Религия
[ редактировать ]Ассирийцы — это этническая группа, разделенная на множество различных христианских церквей, и эти церкви сильно различаются по литургии и структуре и даже определяют идентичность (см. Термины для сирийских христиан ). Преобладающей христианской конфессией среди ассирийцев в Турции является Сирийская православная церковь , 15 000–20 000 ее последователей называются сирийцами . [42] Из-за миграции основным местом проживания сирийцев в Турции сегодня является Стамбул , где проживает от 12 000 до 18 000 человек. [42] От 2000 до 3000 сирийских православных все еще живут в Тур Абдине , и они разбросаны по 30 деревням, деревням и городам. [42] В некоторых из этих мест преобладают сирийцы, а в других – курды. [42] Кроме того, есть несколько сирийских православных христианских общин в Измире , Анкаре , Искендеруне , Диярбакыре , Адыямане , Малатье , Элязыге и некоторых других местах. [42] В рамках возвращения в деревни Тур Абдин из Германии , Швеции и Швейцарии вернулись некоторые сирийские православные . [43] [44] [42]
Второй по величине конфессией является Халдейская католическая церковь в Турции , насчитывающая около 7 000–8 000 членов, живущих в основном в Диярбакыре , Мардине , провинции Ширнак и Стамбуле. По оценкам, в 2016 году в Турции проживало около 48 594 халдейских католика . [45] Диярбакыр был городом, в котором была основана Халдейская католическая церковь, отделившаяся в 1552 году от Ассирийской церкви Востока . До Сайфо существовала также большая община несториан, или последователей Ассирийской церкви Востока , и сирийских католиков. Несторианские на юго-восточной границе Турции, которая сейчас является племена жили в горах Хаккари частью современных Ширнак и провинций Хаккари . [42] Кроме того, Патриарх несторианской церкви до середины 1915 года располагал своей кафедрой в деревне в этом регионе, известной как Кодшанис, после того как он и его последователи поселились там в 1660-х годах, сделав Турцию центром своей церковной структуры. [46] [47] [48]
Сирийская католическая церковь имела свою кафедру в Мардине в 1800-х годах после того, как была изгнана из Алеппо из-за притеснений со стороны Сирийской православной церкви. Большая община жила на юго-востоке в районе Тур Абдин , пока они не были убиты и вынуждены бежать во время Сайфо в Ливан, где престол был восстановлен. до сих пор существует крошечная сирийская католическая община . В Мардине и Стамбуле [42] но большинство сирийских католиков сейчас живут в Ираке , Сирии и Ливане . Сирийские протестантские церкви существуют и в Турции. [42]
- Сирийская православная церковь и кладбище в Стамбуле
- Халдейская католическая церковь Мар Питьюн (Св. Антония) в Диярбакыре
- Сирийская православная церковь Девы Марии, Стамбул
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет Государственного департамента США о свободе вероисповедания в мире за 2018 год: Турция» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2020 г. Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Хоогланд (2008) , стр. 100–101.
- ^ Б. Фурз, П. Сави, Р. Брим, Дж. Ли, Социология в современном мире, 2008, с. 349
- ^ Перейти обратно: а б Лундгрен, Сванте (15 мая 2019 г.). Ассирийцы: пятьдесят лет в Швецииq . Ниневия Пресс. п. 14. ISBN 978-91-984101-7-4 .
- ^ DHA, Daily Sabah с (10 января 2019 г.). «Ассирийская община снова процветает на юго-востоке Турции» . Ежедневный Сабах . Архивировано из оригинала 10 января 2019 г. Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ «Открывается первая церковь республики... Первое интервью ассирийского духовного лидера на канале CNN Turk» . www.hurriyet.com.tr (на турецком языке). 06.10.2023 . Проверено 7 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Президент Эрдоган открывает первую в Турции церковь постреспубликанской эпохи» . Ежедневный Сабах . 08.10.2023 . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Гаунт и др. 2017 , стр. 18–19.
- ^ Гонт 2015 , с. 86.
- ^ Нисан 2002, стр. 188: «Дикие христианские племена Хаккари, куда никогда не распространялось ни одно правительство, до сих пор платят дань своему Патриарху для передачи султану; а не налоги через сборщика налогов».
- ^ Джон Джозеф, Мусульманско-христианские отношения и межхристианское соперничество на Ближнем Востоке: случай якобитов в переходный период , State Univ of New York Press, 1983, ISBN 0-87395-600-1
- ^ Перейти обратно: а б с Гаунт 2015 , с. 87.
- ^ Унгёр 2011 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Унгёр 2011 , с. 15.
- ^ Гаунт и др. 2017 , с. 19.
- ^ Гонт 2020 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б Гаунт 2020 , с. 58.
- ^ Гонт 2020 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Гаунт 2015 , стр. 86–87.
- ^ Гонт 2020 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Бинарный 2019 , с. хв.
- ^ Перейти обратно: а б Бинарный 2011 , с. 371.
- ^ Гонт 2020 , с. 69.
- ^ Бинарный 2019 , стр. 14–15.
- ^ «Ассирийцы Турции - это остатки бывшей крупной фракции ассирийских якобитов. Они насчитывают около 70 000 душ». http://www.iranicaonline.org/articles/assyrians-in-iran#pt3. Архивировано 4 февраля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Двуличная игра Турции с ассирийцами» . aina.org . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ Гюстен, Сюзанна (4 апреля 2012 г.). «Надежды на возрождение христианского региона Турции» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 20 января 2023 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ «Христиане Ближнего Востока бегут от насилия ради древней родины» . Нэшнл Географик . 29 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года . Проверено 19 августа 2017 г.
- ^ « Сирийская православная церковь придает Стамбулу новое богатство » . aa.com.tr. Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ «Первая православная церковь Турции, построенная в постреспубликанскую эпоху, готовится к открытию» . Ежедневный Сабах . 04.10.2023 . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Арикан, Арда; Варли, Озан; Кюрюм, Эйюп Яшар (01 мая 2017 г.). «Исследование использования языка ассирийцев в Стамбуле» . Устойчивое многоязычие . 10 (1): 56–74. дои : 10.1515/см-2017-0003 .
- ^ Сабах, Daily (26 августа 2019 г.). «Последние 17 лет стали золотой эрой для меньшинств, периодом расширения прав» . Ежедневный Сабах . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ «Был заложен фундамент первой в современной истории Турции Ассирийской церкви» . Евроньюс (на турецком языке). 03.08.2019 . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ « Сирийская православная церковь придает Стамбулу новое богатство » . www.aa.com.tr. Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ Акбулут, Ольгун (19 октября 2023 г.). «К столетнему юбилею Лозаннского договора: новая интерпретация и новая реализация прав языковых меньшинств Лозанны» . Международный журнал по правам меньшинств и групп . -1 (аоп): 1–24. дои : 10.1163/15718115-bja10134 . ISSN 1385-4879 .
- ↑ 13-й окружной административный суд Анкары, 18 июня 2013 г. (E. 2012/1746, K. 2013/952) .
- ^ «Ожидается, что действия правительства помогут спасти ассирийский язык» . www.aina.org . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ Кёсеоглу, Айман (6 августа 2018 г.). Ассирийский случай: влияние Европейского Союза на концепцию прав меньшинств в Турции (магистерская диссертация). Sosyal Bilimler Enstitüsü.
- ^ Эрдем, Фазил Хюсню; Онгуч, Бахар (30 июня 2021 г.). «ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ НА СИРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ» . Журнал юридического факультета Университета Диджле (на турецком языке). 26 (44): 3–35. ISSN 1300-2929 .
- ^ «Президент Эрдоган: Те, кто закрывают глаза на преступления на почве ненависти, подрывают желание разных культур жить вместе» . www.aa.com.tr. Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ «УНИВЕРСИТЕТ ТЦ МАРДИН АРТУКЛУ – сирийский» . www.artuklu.edu.tr . Проверено 21 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гизель, Кристоф (2017). Религиозные меньшинства в Турции: алевиты, армяне и сирийцы и борьба за десекьюритизацию религиозной свободы . Спрингер. п. 169. ИСБН 9781137270269 .
- ^ Чаглар (2013), с. 122
- ^ Гюстен (2016), с. 11
- ^ ЦНЕВА 2016 .
- ^ Баум, Вильгельм; Винклер, Дитмар В. (2003). Церковь Востока: Краткая история . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . п. 4. ISBN 9781134430192 .
- ^ Джозеф, Джон (2000). Современные ассирийцы Ближнего Востока . Лейден: Брилл . п. 1. ISBN 9789004116412 .
- ^ Априм, Фредерик А. (7 марта 2008 г.). «Ассирия и ассирийцы после оккупации Ирака США в 2003 году» (PDF) . Фредаприм.com . Архивировано (PDF) из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 6 мая 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Гонт, Дэвид; Атто, Наурес; Бартома, Сонер О. (2017). «Введение: контекстуализация Сайфо в Первой мировой войне». Пусть они не вернутся: Сайфо - Геноцид ассирийских, сирийских и халдейских христиан в Османской империи . Книги Бергана. стр. 1–32. ISBN 978-1-78533-499-3 .
- Хуглунд, Эрик (2008). «Общество и его окружающая среда» (PDF) . У Кертиса, Гленн Э.; Хуглунд, Эрик (ред.). Иран: страновое исследование . Серия региональных справочников. Библиотека Конгресса США , Отдел федеральных исследований (5-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия : Типография правительства США . стр. 81–142 . ISBN 978-0-8444-1187-3 . Проверено 13 октября 2013 г.
- Гонт, Дэвид (2020). «Долгий ассирийский геноцид». Коллективное и государственное насилие в Турции: построение национальной идентичности от империи к национальному государству . Книги Бергана. стр. 56–96. ISBN 978-1-78920-451-3 .
- Полатель, Мехмет (2019). «Государство, местные действующие лица и массовое насилие в провинции Битлис». Конец османов: геноцид 1915 года и политика турецкого национализма . Академик Блумсбери. стр. 119–140. ISBN 978-1-78831-241-7 .
- Бинер, Зеррин Озлем (2011). «Множественные представления о государстве: понимание мобильного конфликта по поводу справедливости и ответственности с точки зрения ассирийско-сирийских общин». Исследования гражданства . 15 (3–4): 367–379. дои : 10.1080/13621025.2011.564789 . S2CID 144086552 .
- Бинер, Зеррин Озлем (2019). Государства лишения собственности: насилие и нестабильное сосуществование на юго-востоке Турции . Издательство Пенсильванского университета . ISBN 978-0-8122-9659-4 .
- Гонт, Дэвид (2015). «Сложность ассирийского геноцида» . Международное исследование геноцида . 9 (1): 83–103. дои : 10.3138/gsi.9.1.05 . ISSN 2291-1847 .
- Унгёр, Угур Юмит (2011). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913–1950 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-965522-9 .
- «Восточно-католические церкви, 2016. Источник: Annuario Pontificio» (PDF) . ЦНЕВА . 2016. стр. 3–4. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2016 г. Проверено 23 марта 2022 г.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Стамбул-Анкарская Сирийская Православная Митрополия» . www.suryanikadim.org . Проверено 9 октября 2023 г.