Заз
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( сентябрь 2021 г. ) |
![]() Географическое распределение говорящих на языке заза (темно-зеленый) среди говорящих на иранском языке [1] | |
Общая численность населения | |
---|---|
от 2 до 3 миллионов [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() Диаспора : ок.300 000 [3] Австралия , Австрия , Бельгия , Франция , Германия , Нидерланды , Швеция , Швейцария , Великобритания , США. [4] [5] | |
Языки | |
Заза , Курманджи курдский , [4] и турецкий | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам (в основном шафиитская школа , но также и ханафизм ) значительное меньшинство алевизм [6] |
Зазас Дымили ( Зазаки : Заза, Кырд, Кырманч, [7] или Шаре Ма , букв. «Наши люди») — народ в восточной Турции , традиционно говорящий на языке заза , западно-иранском языке, написанном латиницей . Их сердцем являются провинции Тунджели и Бингёль , а также части провинций Элязыг , Эрзинджан и Диярбакыр . [3] Зазас вообще [8] считают себя курдами , [9] [6] [10] [11] часто называют их курдами Заза . и ученые [7] [12] [13] [14] [15]
Этимология и именование
Согласно Энциклопедии Ираника, эндоним , который , Димли или Димла произошел от региона Дайлам в Северном Иране и появляется в армянских исторических записях как делмик , dlmik как предполагалось, был получен из среднеиранского *dēlmīk , что означает дайламит . Среди своих соседей этот народ известен в основном как Заза, что означало « заика » и использовалось как уничижительное слово . Хаданк и Маккензи приписывают относительное обилие шипящих и аффрикатов в языке заза, чтобы объяснить семантическую этимологию названия. [3]
История
Происхождение и ранняя история
Лингвистические данные относят урхеймат языка заза к Северному Ирану, особенно вокруг южного Каспийского региона из-за сходства между языками заза, талыш , гилаки и мазандерани . Этимология эндонима Димли и исторические записи о миграции из Дайлама в Центральную Анатолию в армянских источниках также приводятся в качестве доказательства дайламитского происхождения народа заза. Академики предполагают, что это событие миграции произошло в 10-12 веках нашей эры. [3] [16] Однако исследование 2005 года не подтверждает теорию Северного Ирана и, скорее, предполагает более тесную связь между носителями курдского языка и говорящими на языке заза по сравнению с населением Северного Ирана. [17]
курманджи Говорящие на курды и заза на протяжении веков жили в одних и тех же районах Анатолии . Аракелова заявляет, что Зазас не претендовал на свою этническую идентичность, отдельную от курдов, и на протяжении всей истории чужаки считали его частью курдов, несмотря на то, что «имели отчетливую национальную идентичность и этническое самосознание». [16]
заза Традиция менестрелей восходит к средневековому периоду, когда барды, говорящие на языке заза, сочиняли произведения как на своем родном языке, так и на турецком языке. [3]
Современный период

Самыми ранними сохранившимися литературными произведениями на языке заза являются два стихотворения с одинаковыми названиями «Мавлюд» , датируемые концом 19 — началом 20 веков. [3]
В 1920-х и 1930-х годах Зазас сыграл ключевую роль в подъеме курдского национализма , участвуя в восстаниях против Османской империи , а затем и Турецкой Республики . Зазас участвовал в восстании Кочгири в 1920 году. [19] а во время восстания шейха Саида в 1925 году Заза Шейх Саид и его сторонники восстали против недавно созданной республики из-за ее турецкой националистической и светской идеологии. [20] Многие заза впоследствии присоединились к говорящему на курманджи курдскому националисту Хойбуну , Обществу за подъем Курдистана и другим движениям, где они часто приобретали известность. [21]
В 1937 году во время Дерсимского восстания Зазас вновь восстал против турок. На этот раз восстание возглавил Сейид Риза и закончилось резней тысяч курманджи-говорящих курдов и мирных жителей Заза, в то время как многие были перемещены внутри страны из-за конфликта. [22]
Сакине Джансиз , заза из Тунджели, была одним из основателей Рабочей партии Курдистана (РПК) и, как и многие заза, присоединилась к повстанцам, в том числе известный Бесе Хозат . [23] [24]
После турецкого государственного переворота 1980 года многие интеллектуальные меньшинства, в том числе Зазас, эмигрировали из Турции в Европу , Австралию и США . [5]
Демография и географическое распределение

Точное количество заза неизвестно из-за отсутствия недавних и обширных данных переписи населения. Последняя перепись языка в Турции проводилась в 1965 году, когда 150 644 человека отметили заза как свой первый язык, а 112 701 - как второй язык. [25] Более поздние данные за 2005 год показывают, что численность населения, говорящего на языке заза, варьируется от примерно 2 до 4 миллионов человек. [2]
Согласно исследованию 2015 года, в котором изучалась демография населения избирательного возраста в населенных курдами районах Турции ( статистические регионы Северо-Восточной , Центрально-Восточной и Юго-Восточной Анатолии , n = 1918), 12,8% людей, этнически идентифицированных как Заза, что сделало Заза самая большая этническая идентичность после курдов (73%) в регионе. Носителей заза было больше (15%) по сравнению с людьми, идентифицирующими себя с этнической идентичностью заза, что показывает, что некоторые носители заза идентифицировали себя как представители других этнических групп, в первую очередь курдов. [26]
После турецкого государственного переворота 1980 года многие интеллектуальные меньшинства, в том числе Зазас, эмигрировали из Турции в Европу , Австралию и США . Самая большая часть диаспоры заза находится в Европе, преимущественно в Германии. [5]
Культура
Язык
Заза — родной язык народа заза и принадлежит к заза-горанской ветви иранских языков . На нем говорят на востоке современной Турции , где говорят примерно два-три миллиона человек. Существует разделение на северную и южную заза, особенно в фонологическом инвентаре, но заза в целом образует диалектный континуум без признанного стандарта. [2]
Исследование, опубликованное в 2015 году, в котором проводился демографический анализ взрослого населения избирательного возраста в населенных курдами регионах Турции (за исключением диаспоры), пришло к выводу, что 96,2% людей, которые идентифицировали себя как заза, но не курдцы в этом регионе, говорили зазаки в качестве своего родного языка . Напротив, только 58,4% опрошенных заза заявили, что их основным домашним языком является зазаки, а турецкий был вторым по популярности домашним языком: 38,3% заза говорили на нем дома. 1,9% опрошенных людей, идентифицировавших себя как Заза, заявили, что их родным языком является курдский. Около 1,4% людей, принадлежащих к курдской этнической принадлежности, также говорили на зазаки как на родном языке. Что касается алевитов, которые были проанализированы отдельно, c. 70% говорили на зазаки, но турецкий (70%) был доминирующим языком в семье. [26] Зифлиоглу утверждает, что многие [ количественно ] Зазас говорит только на курманджи . [4] [ сомнительно – обсудить ]
Первые письменные заявления на языке заза были составлены лингвистом Питером Лерхом в 1850 году. Двумя другими важными документами являются религиозные сочинения Эхмеде Хаси 1898 года: [27] и Османа Эфендио Бабиджа ; оба эти произведения были написаны арабской вязью . [28] Государственный телеканал TRT Kurdî транслирует шоу в Зазе. [4] В 1980-е годы язык заза стал популярным среди диаспоры заза, после чего появились публикации на заза в Турции. [29]
Религия
Преимущественно заза придерживаются суннитского ислама . [30] Согласно исследованию 2015 года, в котором изучались взрослые избирательного возраста в Восточной и Южной Анатолии, 75,4% людей, заявивших, что они этнически заза, принадлежали к шафиитской школе ислама, подобно курдским группам, но в отличие от местных турецких и Арабский народ, большинство которого составляли ханафитцы . [26] Последователями Шафиита среди народа Заза являются в основном Накшбанди . [31]
Алевизм - вторая по величине исламская секта среди заза, ее придерживаются 14,8%, а у зазаса самый высокий процент алевитов среди всех групп, за ним следуют турки (5,4%) и курды (3,1%). Также сообщалось, что около 70% алевитов говорили на зазаки как на родном языке. Заза алевиты преимущественно проживают в провинции Тунджели . Ханафизма, крупнейшей исламской школы как в Турции, так и среди турецкого и арабского населения региона, придерживаются 9,8% населения Заза. [26] существовало небольшое христианское Исторически в Гергере население Заза . [32]
Личность
По словам Кель-Бодроги и Аракеловой, Зазас никогда не претендовал на отдельное существование от курдов и в основном считают себя курдами. [8] [9] Однако некоторые ученые считают их отдельной этнической группой и рассматривают их как таковую в своей академической работе. [33]
Согласно национальному опросу, проведенному KONDA Research and Consultancy в 2019 году, около 1,5% населения называют «заза» своей этнической идентичностью , что составляет четвертую по величине этническую идентичность в стране. [34] [35] Согласно опросу, проведенному в Турецком Курдистане в 2015 году среди взрослых избирательного возраста, большинство говорящих на зазаки этнически идентифицируются как «заза», в отличие от других вариантов, таких как курдский, турецкий и арабский. [26]
Многие политики Зазы также можно найти в братских курдских партиях Народно-демократической партии (HDP) и Партии демократических регионов (DBP), таких как Селахаттин Демирташ , Айсель Туглук , Айла Акат Ата и Гюльтан Кишанак . С другой стороны, среди Заза, публично заявивших, что они не считают себя курдами, есть Хусейн Айгюн , политик НРП из Тунджели. [36] Особенно в последние годы языковые и культурные ассоциации заза получили широкое распространение, создание Федерации ассоциаций заза и создание Партии времени демократии начали все больше перенимать идентичность заза. [37]
Политика
В политическом отношении заза, принадлежащие к алевизму и суннизму, обычно придерживаются совершенно разных взглядов друг на друга. После выборов 2002 года сунниты Зазас в основном голосовали за правящую Партию справедливости и развития как на национальном, так и на местном уровне, в то время как Алеви Зазас продемонстрировал широкую поддержку левых или курдских партий, а именно HDP и CHP. Сообщается, что на президентских выборах сунниты Зазас голосовали за Реджепа Тайипа Эрдогана , в отличие от алевитов, которые в основном поддерживали кандидата от ДПН Селахаттина Демирташа. , в которой большинство составляют алевиты, Тунджели является единственной провинцией Турции, где когда-либо избирался мэр, принадлежащий к Коммунистической партии Турции . [38]
Первая политическая партия, ориентированная на Заза, в истории Турции была создана в 2017 году под названием «Народная партия Заза», а позже изменила свое название на Партию времени демократии (турецкий: Demokrasi Zamanı Partisi ) из-за юридических ограничений для партий, основанных на этнической принадлежности. [39]
Заза национализм
Национализм заза — это идеология, которая поддерживает сохранение народа заза между турками и курдами в Турции. Турецкий националист Хасан Решит Танкут в 1961 году предложил создать коридор между говорящими на заза и говорящими на курманджи, чтобы ускорить тюркизацию . В некоторых случаях в диаспоре зазасы обращались к этой идеологии из-за более видимых различий между ними и носителями курманджи . [40] Национализм заза еще больше усилился, когда Турция отказалась от своей политики ассимиляции, в результате чего некоторые заза начали считать себя отдельной этнической группой. [41] В диаспоре некоторые заза обратились к заза-национализму в более свободном европейском политическом климате. По этому поводу Эбубекир Памукчу , основатель национального движения Заза, заявил: «С этого момента я стал Заза». [42] Националисты Заза опасаются турецкого и курдского влияния и стремятся защитить культуру и язык Заза, а не добиваться какой-либо автономии внутри Турции. [43]
По мнению исследователя Ахмета Касымоглу, национализм Заза — это турецко- армянская попытка разделить курдов. [44]
Генетика
В исследовании 2005 года были генетически изучены три разные группы носителей заза (n = 27) и курманджи в Турции и носителей курманджи в Грузии . В ходе исследования были проанализированы последовательности мтДНК HV1, одиннадцать Y-хромосомы биаллельных маркеров и 9 локусов Y-STR для изучения родственных связей между этими ираноязычными группами. Согласно исследованию, 8 различных гаплогрупп Y-ДНК среди носителей заза было идентифицировано I* (33,3%), R1a1a (25,9%), E* (11,1%) и R1* ; Наиболее распространены (11,1%). Гаплогруппы P1 и J2 , которые, как было обнаружено, преобладали среди различных курдских популяций, отсутствовали у говорящих на языке заза. Данные Y-хромосомы показали несколько иные закономерности, что указывает на некоторый эффект географии. Согласно данным Y-DNA, носители курманджи и носители заза в Турции, которые являются географическими соседями, оказались ближе друг к другу по сравнению с грузинскими и туркменскими курдами. [17]
Данные мтДНК указывают на тесные связи между группами, говорящими на заза из Турции, и курдами из Грузии, Ирана и Восточной Турции, в то время как исследованные носители курманджи в Турции и Туркменистане отличались от этих групп и друг от друга по материнской линии. Географические соседи Зазаса с Южного Кавказа также оказались схожими по результатам мтДНК. Было заявлено, что не существует четкой географической или лингвистической закономерности относительно матрилинейного происхождения обследованных ираноязычных граждан. [17]
Еще один феномен, обнаруженный в ходе исследования, заключался в том, что заза ближе к курдским группам (группы южнокавказского происхождения по материнской линии, говорящие на курманджи по отцовской линии в Турции), а не к народам Северного Ирана , где, как предполагалось, на родовом языке заза говорили до его распространения в Анатолии . Было также заявлено, что «генетические данные, конечно, не исключают североиранского происхождения самого языка зазаки». [17]
См. также
Примечания
- ^ Гипперт 1999 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Альянс исчезающих языков .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Асатрян (1995) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Зифлиоглу (2011) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Arakelova (1999) , p. 400.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кель-Бодроги, Оттер-Божан и Келлнер-Хейкеле (1997) , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Малмисаний (1996) , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кель-Бодроги (1999) , с. 442.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Arakelova (1999) , p. 397.
- ^ Мосаки (2012) .
- ^ Постгейт (2007) , с. 148.
- ^ Тейлор (1865) , с. 39.
- ^ ван Брюнессен (1989) , с. 1.
- ^ Озоглу (2004) , с. 35.
- ^ Итак (2009) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аракелова 1999 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Насидзе и др. (2005) .
- ^ Барри (1881) .
- ^ Раш (2010) .
- ^ Кая (2009) , с. IX.
- ^ Касымоглу (2012) , стр. 653–657.
- ^ Ченгиз (2011) .
- ^ Миллиет (2013) .
- ^ Хюрриет (2013) .
- ^ Дундар (2000) , с. 216.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Йеген, Месут (январь 2015 г.). «Динамика голосования курдских избирателей: социологический анализ политических предпочтений избирателей в субрегионах Северо-Восточной-Ближнего Востока и Юго-Восточной Анатолии» (PDF) . yada.org.tr (на турецком языке). стр. 36–52. Архивировано (PDF) из оригинала 24 июня 2021 года.
- ^ Малмисаний (1996) , стр. 1–2.
- ^ Кескин (2015) , с. 108.
- ^ Боздаг и Унгёр (2011) .
- ^ Вернер (2012) , стр. 24 и 29.
- ^ Калафат (1996) , с. 290.
- ^ Вернер (2012) , с. 25.
- ^ Кескин (2015) , стр. 94–95.
- ^ «Мурат Йеткин: Сколько курдов, сколько суннитов, сколько алевитов проживает в Турции?» . Gazeteduvar.com.tr (на турецком языке). 19.11.2019 . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Гендерный отчет в Турции . КОНДА. ноябрь 2019 г.
- ^ Хабер Тюрк (2013) .
- ^ Интервью о заза и языке заза
- ^ Качер, Мурат; БиНгёль, Йылмаз (22 апреля 2018 г.). «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СУНИ И АЛЕВИ ЗАЗАС В ПЕРИОД ПАРТИИ АК» . Журнал Института социальных наук Университета Бингёль . 8 (15): 65–88. doi : 10.29029/busbed.362173 . ISSN 1309-6672 .
- ^ «Первый в политике: Зазас создает партию» . birgun.net (на турецком языке) . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ ван Вильгенбург, Владимир (28 января 2009 г.). «Продвигает ли Анкара национализм Заза, чтобы разделить курдов?» . Фокус терроризма . 6 (3) . Проверено 1 апреля 2017 г.
- ^ Коренные народы: Энциклопедия культуры, истории и угроз. Виктория Р. Уильямс
- ^ Arakelova (1999) , p. 401.
- ^ Зульфю Селкан, Грамматика языка заза, северный диалект (дерсимский диалект), Science & Technology Verlag, Берлин, 1998, стр. 23.
- ^ Касымоглу (2012) , с. 654.
Библиография
- Аракелова, Виктория (1999), «Народ заза как новый этнополитический фактор в регионе», Иран и Кавказ , 3/4 : 397–408, doi : 10.1163/157338499X00335 , JSTOR 4030804
- Асатрян, Гарник (1995), "Димли" , Ираника Онлайн , получено 7 июня 2020 г.
- Барри, Максимилиан-Этьен-Эмиль (1881), Максимилиан-Этьен-Эмиль Барри, Научная миссия г-на Эрнеста Шантра, заместителя директора Лионского музея в Верхней Месопотамии, Курдистане и на Кавказе: 2018.R.23-38 Курдес Зазас , Диарбекир (Курдистан) (на английском и французском языках), Исследовательский институт Гетти , hdl : 10020/cifa2018r23 , дата обращения 14 ноября 2020 г.
- Боздаг, Джем; Унгёр, Угур (2011), Зазас и зазаки , Zazaki.de , получено 7 июня 2020 г.
- Ченгиз, Орхан Кемаль (2011), «Могут ли курды положиться на турецкое государство?» , Today's Zaman , заархивировано из оригинала 29 ноября 2014 г. , получено 27 апреля 2015 г.
- Дюндар, Фуат (2000), Перепись меньшинств в Турции (на турецком языке), Издательство Chiviyazıları, ISBN 9758086774
- Альянс исчезающих языков, «Заза» , elalliance.org , получено 7 июня 2020 г.
- Гипперт, Йост (1999), Иранские языки / Иранские языки , Тезаурус индоевропейских текстовых и языковых материалов (TITUS) , получено 7 июня 2020 г.
- Хабер Тюрк (2013), Полемика, распространившаяся в парламенте (на турецком языке) , получено 19 февраля 2016 г.
- Хюрриет (2013), мать Бесе Хозат: Если моя дочь придет, я принесу в жертву 7 животных (на турецком языке) , получено 7 июня 2020 г.
- Калафат, Яшар (1996). «Анатолийский турецкий народный суфизм: Зазас» (PDF) (на турецком языке). Анкара : Публикации Ассоциации истории религий . Проверено 7 июня 2020 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Касымоглу, Ахмет (2012), «Xoybûn de cayê Kirdan» (PDF) , II. Международный симпозиум по истории и культуре Заза (в Зазаки), Публикации Университета Бингёль: 654–676.
- Кая, Мехмед С. (2009), Курды Заза в Турции: ближневосточное меньшинство в глобализированном обществе , Лондон: академические исследования Тавриды, ISBN 9781845118754
- Каузен, Эрнст (2006), Заза (PDF) (на немецком языке) , получено 7 июня 2020 г.
- Кель-Бодроги; Выдра-Божан; Келлнер-Хайкеле (1997), Синкретические религиозные общины на Ближнем Востоке: сборник материалов международного симпозиума «Алевизм в Турции и сопоставимые синкретические религиозные общины на Ближнем Востоке в прошлом и настоящем», Берлин, 14-17 апреля 1995 г. , Лейден. : Издательство Брилл , ISBN 9789004108615
- Кель-Бодроги, Кристина (октябрь 1999 г.), «Курды, турки или самостоятельный народ? Конкуренция коллективных идентичностей среди заза», Мусульманский мир , 89 (3–4): 439–454, doi : 10.1111/ j.1478-1913.1999.tb02757.x
- Кескин, Месут (2015), Zaza Language ( PDF) (на турецком языке), том. 1, Бингёль : Журнал Института живых языков Университета Бингёль , получено 7 июня 2020 г.
- Кёлер, под редакцией Бербеля (1998), Религия и истина: исследования по истории религии: Festschrift для Гернота Висснера в день его 65-летия , Висбаден: Харрассовиц, стр. 385–399, ISBN 978-3447039758
- Лезгин, Рошан (2010), «Среди социальных курдских групп – общий взгляд на зазас» , Zazaki.net , получено 7 июня 2020 г.
- Малмисаний, Мехемед (1996), Кырд, Кирманч, Дымили вея Заза Кюртлери (на турецком языке и Зазаки), Денг, стр. 1–43 , получено 7 июня 2020 г.
- Milliyet (2013), Сакине Джансиз была похоронена с плачем в Зазе (на турецком языке) , получено 7 июня 2020 г.
- Мосаки, Нодар (14 марта 2012 г.), Заза: курдская субэтническая группа или отдельный народ? , получено 7 июня 2020 г.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - Насидзе Иван; Куинке, Доминик; Озтюрк, Мюрат; Бендукидзе, Нина; Стоункинг, Марк (2005), «Вариации мтДНК и Y-хромосомы в курдских группах», Annals of Human Genetics , 69 (4): 401–412, doi : 10.1046/j.1529-8817.2005.00174.x , ISSN 0003- 4800 , ПМИД 15996169 , С2КИД 23771698
- Озоглу, Хакан (2004), Курдские деятели и Османское государство: развитие идентичностей, конкурирующая лояльность и смещение границ , Олбани: State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-5993-5
- Постгейт (2007), Языки Ирака, древние и современные. (PDF) , Кембридж : Британская школа археологии в Ираке , ISBN 978-0-903472-21-0 , получено 20 мая 2019 г.
- Тейлор, Дж. Г. (1865 г.), «Путешествие по Курдистану с уведомлениями об источниках Восточного и Западного Тигра и древних руинах в их окрестностях», Журнал Лондонского королевского географического общества , 35 : 21–58, doi : 10.2307 /3698077 , JSTOR 3698077
- ван Брюнессен, Мартин (1989), Этническая идентичность курдов в Турции , стр. 613–621.
- Вернер, Эберхард (2012), «Соображения о религиях народа заза» (PDF) , II. Международный симпозиум по истории и культуре Заза (в Зазаки), Публикации Университета Бингёль , получено 7 июня 2020 г.
- Зифлиоглу, Верджихан (23 мая 2011 г.), Турецкая организация Заза активизирует усилия по признанию прав , Стамбул , заархивировано из оригинала 22 июня 2015 г. , получено 7 июня 2020 г.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
- I. Международный симпозиум по языку заза (2011 г.)
- II. Международный симпозиум по истории и культуре заза (2012 г.)
- Аракелова, Виктория (2020). «Заметка о поклонении деревьям в народных верованиях заза». Иран и Кавказ . 24 (4): 404–407. дои : 10.1163/1573384X-20200406 . S2CID 230620560 .
- Арслан, Севда (август 2019 г.). «Язык, религия и размещение говорящих на зазаки» . Журнал этнических и культурных исследований . 6 (2): 11–22. дои : 10.29333/EJECS/244 . ISSN 2149-1291 . S2CID 202232470 .
- Фарук Иремет, « Zonê Ma Zazaki » ( Дилимиз Зазака ), ( Наш язык Заза и Зазас
- Был ли геноцид в турецком регионе Дерсим в 1938 году? ОИ Бозтас - Центр исследований Холокоста и геноцида Штрасслера, 2015 - academia.edu
- Мунзур Чем, «Кирманджи (зазаки), говорящие курды, и их этническая идентичность» . Институт Кирманского (Зазаки)
- Вернер, Эберхард (2020). «Устность и фольклор: размышления о сказочной традиции народа заза». В Коранги, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и новейшая история . Берлин, Бостон: Де Грюйтер. стр. 169–190. дои : 10.1515/9783110599626-008 . ISBN 9783110599626 . S2CID 241696408 .