Цыгане в Турции
романы | |
---|---|
Общая численность населения | |
500,000–2,000,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Стамбул , Восточная Фракия , Мраморноморский регион , Эгейский регион , Провинция Измир | |
Языки | |
Турецкий как первый язык, в меньшем случае румелийский турецкий , почти вымершие Sepečides Romani и Rumelian Romani. | |
Религия | |
Суннитский , суфизм Корана ислам | |
Родственные этнические группы | |
Люди Лом , Люди Дом , Абдал Турции |
Часть серии о |
цыгане |
---|
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Цыгане в Турции ( турецкий : Türkiye'deki Romanlar ) или турки цыганского происхождения ( турецкий : Roman kökenli Türk ) являются гражданами Турции и самой большой подгруппой турецких цыган . Это мусульмане-сунниты, преимущественно суфийской ориентации. [2] которые говорят на турецком как на родном языке со своим акцентом и переняли турецкую культуру . Многие на протяжении веков отрицали свое цыганское происхождение, чтобы утвердить турецкую идентичность и стать более принятыми принимающим населением. Они идентифицируют себя как тюрки огузского происхождения . В частности, некоторые утверждали, что являются членами группировок Ёрук , Амука , Гаджал или Тахтаджи . [3]
С 1996 года их официальное название в Турции — Романлар , а не Рома . Их также называют Шопар («Цыганский ребенок») на румелийском цыганском диалекте и Мануш («Человек») или Чингене («Цыган») на турецком языке, а когда-то на османском турецком языке их называли Cingân («Цыган»), Кыпти ( «копты») и Мысырлы («египтяне»). [4] В качестве гастарбайтеров некоторые турецкие цыгане приехали в Германию, Австрию и другие европейские страны и полностью ассимилировались в турецких европейских общинах. [5]
По оценкам, в Турции проживает 500 000–2 000 000 цыган. [6] [7] [8] [9]
История
[ редактировать ]Есть записи о присутствии цыган с 800 г. н. э. во Фракии , известных по-гречески как Атинганой . Во время раскола между Римом и Константинополем в 1054 году Атинганой поселился за стенами Константинополя . Позже, во времена Османской империи , этот квартал был назван Сулукуле и считается старейшим цыганским поселением в Европе. [10]
С расширением Османской империи говорящие на турецком языке, цыгане-мусульмане, поселились в Румелии (юго-восточная Европа) под властью Османской империи. Османский турецкий историк Эвлия Челеби объясняет в своей книге «Сеяхатнаме» , что Мехмед Завоеватель в 1453 году забрал цыган-мусульман из Балата, Дидима и бывшего Ментеше (бейлика) , а также нерелигиозных цыган из Гюмюльчине и поселил их в Стамбуле, но обе группы отношения не ладились, и некоторые группы Гюмюльчине вернулись. Он также писал, что язык цыган из Гюмюльчине имеет корни баньянских купцов . [11] Османские архивы 18 и 19 веков рассказывают о 4 кланах так называемых Тюркмен Кыпти (цыгане) . Группы в этих исторических документах могут быть связаны с современными балканскими группами, которые говорили по-турецки лишь с небольшим количеством цыганских слов в своем жаргоне и которые часто являются алевитами ордена Бекташи, как отдельная группа других цыган в Румелии. Когда-то они мигрировали из Анатолии и окончательно поселились на Балканах и в Крыму. [12] [13] Уникально для османской истории то, что цыгане-мусульмане получили свой собственный санджак в провинции Кыркларели по приказу Сулеймана Великолепного в 1530 году. До сегодняшнего дня турецкие цыгане считают Фракию своей родиной. [14] Турецкий историк Решат Экрем Кочу жили мусульманские (Хорахане), восточно-православные (Дасикане) и языческие цыгане (Гаджикане) объяснил, что в Османской империи . Он также пояснил, что христиане- ломы , жившие в Стамбуле, приняли ислам в 19 веке. [15]
Источник
[ редактировать ]Цыгане в Турции имеют очень смешанное происхождение. Согласно их устной традиции (но в некоторых историях она различается), их предки когда-то были выходцами из Индостана. [16] [17] происходят Ранние цыгане с Индийского субконтинента . [18] [19] [20] [21] [22] [23] особенно из Рохри в районе Суккур провинции Синд . [24] Лингвистические данные бесспорно показали, что корни цыганского языка лежат в Центральной Индии: язык имеет грамматические характеристики индийских языков и разделяет с ними большую часть основного лексикона, например, части тела или повседневную жизнь. [25] Точнее, цыганский язык разделяет базовую лексику с санскритом и пракритом . [26] В феврале 2016 года во время Международной конференции ромов министр иностранных дел Индии заявил, что цыганская община является «детьми Индии». Конференция завершилась рекомендацией правительству Индии признать общину рома, проживающую в 30 странах, частью индийской диаспоры . [27]
Генетический
[ редактировать ]Генетические результаты 2012 года позволяют предположить, что ранние цыгане произошли на Индийском субконтиненте . [19] [20] [28] Другое генетическое исследование показывает, что турецкие цыгане связаны с племенем Чангар из Пакистана, Пенджаб. [29] Хотя ранние цыгане возникли на Индийском субконтиненте, [30] Поток генов от турок-османов распространился и установил более высокую частоту Y-гаплогрупп J и E3b в группах балканских цыган. [31] ДНК греков и южных славян также повлияла на балканских цыган. [32] Генетика народов Кавказа также повлияла на генетику цыган. [33]
Миграция в Турцию
[ редактировать ]Во время обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году различные группы цыган-мусульман из Греции, такие как сепетчиды (корзинщики), [34] или Тютюнчидес (табачные работники) [35] переехали в Турцию и назывались Мюбадил Романлар . [36] Некоторые цыгане, работавшие табачными работниками из Греции, стали активными членами Коммунистической партии Турции (исторически) . [37]
Тюркоязычные цыгане-мусульмане волнами мигрировали из Болгарии в Турцию в период с 1878 по 1989 год вместе со многими турками и помаками. [38] Многие тюркоязычные племена, известные своими трубочными и барабанными оркестрами, которые были потомками туркменских цыган, отправились в Стамбул после принятия Болгарской Декларации независимости . [39]
В начале 1950-х годов цыгане-мусульмане из Болгарии приехали в Турцию и поселились в Чанаккале и его окрестностях. [40]
В период с 1953 по 1968 год цыгане-мусульмане и турки из Югославии эмигрировали в Турцию. [41] [42]
Демография
[ редактировать ]Большинство цыган в Турции проживают в Восточной Фракии , Мраморноморском регионе и Эгейском регионе . Городами с высоким процентом романларов являются Эдирне и Стамбул . [15]
Культура
[ редактировать ]Тюркизированные цыгане говорят на турецком как на своем родном языке и полностью ассимилировались с турецкой культурой , являются культурными мусульманами , основанными на суннитском исламе в ханафитской школе , и практикуют религиозное мужское обрезание . [43] масштабные помолвки и свадьбы. Захоронение крайней плоти после обрезания на кладбище рядом или в саду мечети является традицией среди цыган-мусульман. Крайняя плоть считается нечистой, а традиция кирве ( крестного отца, оплачивающего торжества) перенята алевизмом - бекташизмом . [44] Цыганские группы и их особая музыка в ритме 9/8 особенно хорошо известны в Турции. Большинство отрицают свое цыганское происхождение, называют себя турками и с гордостью придерживаются девиза « Как счастлив тот, кто говорит, что я турок ». [45] Они считают себя турками и имеют такое же культурное сходство с турками, но не имеют сходства с христианскими цыганами из Европы. [46] Танец живота , исполняемый женщинами и мужчинами. В Эдирне проводится фестиваль Какава . каждый год [47]
К консервативным цыганским группам относятся, среди прочих, давно существующие группы Теккекапилы, Кагытчилар (изготовители бумаги), полукочевые бандырмали (названные в честь Бандырма , но их предки когда-то прибыли из Греции примерно в 1923 году), которые все живут в Селамсиз цыганском квартале в Ускюдар . В частности, у кагитчиларов есть свой собственный диалект, который не понимают другие группы рома, живущие по соседству. [48] [49] Тюркоязычные цыгане из Турции дистанцируются от других нетурецких цыганских групп, особенно от христианских цыган, они называют их Ябанджи (иностранцы), в то время как христианские цыгане считают их простыми турками (термин для мусульман) , потому что у них нет романипена. [50]
Юридический статус
[ редактировать ]В современной Турции цыгане-мусульмане не имеют юридического статуса этнического меньшинства , поскольку традиционно являются приверженцами исламской веры, приверженцы которой, независимо от этнической или расовой принадлежности, считаются частью этнического большинства в Турции. Это восходит к Лозаннскому договору (1923 г.), в котором в разделе III «Защита меньшинств» особое внимание уделяется немусульманским меньшинствам . [51]
В популярной культуре
[ редактировать ]Поселение турецких цыган в Стамбуле появляется в шпионском фильме 1963 года «Из России с любовью» и втором фильме из серии о Джеймсе Бонде .
Группа турецких цыган появляется в Османском Константинополе XVI века в видеоигре Assassin's Creed: Revelations .
Турецкий сериал под названием « Дженнет Махаллеси» , снятый в период с 2004 по 2007 год , основан на жизни стамбульских римлян.
суфизм
[ редактировать ]Многие турецкие цыгане являются членами организации «Хиндилер Теккеси а Кадирийя - Тарика» , основанной в 1738 году индийским мусульманским шейхом Сейфуллой Эфенди Эль Хинди в Селамсызе . [2]
Группы турецких романов
[ редактировать ]Общий термин Йерли и Черге
[ редактировать ]Большинство цыган в Турции проживают в Восточной Фракии , в основном в провинции Кыркларели . Они делятся на две основные группы: оседлые ерли и полукочевые черге . Есть несколько подгрупп обоих, названных в честь их старых профессий, которыми они когда-то практиковали или которыми они частично занимаются до сих пор, например: Сепетчилер (Изготовитель корзин), Чичекчи (Продавец цветов), Камбазы (Торговец лошадьми), Айыджылар (Вожак медведей). ), Демирджи (Кузнец), Чичекчи (Продавец цветов), Суннетчи (Обрезатель), Субаши (Водонос), Куюмджу (Ювелир), Калайджи (Жестянщик), Шаркиджи (Певец), Мюзисиен (Музыкант), Элекчилер (Ситодел), Bohçacı (бандлер), Arabacı (кучер), Katırcıları (погонщик мулов) и т. д. Однако в основном все различные группы цыган сегодня работают бедняками, выполняя самые разные работы. Ерли и Черге живут вместе в махалле , но друг друга не любят. Для ерли родным языком является только турецкий, а для черге — турецкий и румелийский цыганский язык. [52] Хотя обе группы являются мусульманами, ерли смотрят на Черге свысока, считают их дикими, нецивилизованными и держатся от них на расстоянии. Интересно, что ерли называют себя Романларами, а Черге Чингенелер . Ерли считают, что Черге когда-то пришла с Балкан в Восточную Фракию. [53]
Подгруппа Сепетчи
[ редактировать ]Со времен Османской империи мусульманские ткачи корзин Романлар пользовались большим уважением наряду с цыганскими музыкантами. Потому что те цыгане, которые стали мусульманами после завоевания Стамбула в 1453 году, создали отряд мехтер Османского военного оркестра, а лучшие и богатейшие изготовители корзин Стамбула были выходцами из Сулукуле. , В их честь также был построен киоск корзинщиков где базировалась гильдия производителей корзин. [54] В Восточной Фракии , европейской части Турции, в провинции Кыркларели , это Сепетчи Романлар (цыгане-плетцы корзин), которые до сих пор выполняют свою старую работу, а Ассоциация Сепетчи была основана в Визском районе Кыркларели. [55] Также в Ин- Кешане женщинами Сепетчи был основан специальный кооператив. [56] В Эвреше в Гелиболу это группа сепечидов, чьи предки-кочевники когда-то прибыли из Салоников/Селаника в Греции, до сих пор плетут корзины. [57] В других частях Турции живут потомки Сепечидов, особенно в Измире , которые когда-то приехали из Салоников/Селаника в Греции в 1923 году, некоторые из них до сих пор говорят на Сепечидес-романи , но большинство говорит по-турецки. [58]
Подгруппа Айджидеса
[ редактировать ]Айджиды или Айыджи - бывшие вожди медведей , которые владели ручными медведями до 1990-х годов. [59] [60]
Римское наследие
[ редактировать ]Благодаря Всемирному цыганскому конгрессу и контактам с другими цыганскими группами разных стран среди романларов в Турции пробудился интерес к собственному цыганскому наследию и языку. [61] [62] Лишь немногие романлары в Восточной Фракии вместе используют оседлый румелийский цыганский диалект дома. [63] Кроме того, цыганский язык сепечидес в Измире почти утерян. [58]
Галерея
[ редактировать ]- Открытка с изображением цыгана-мусульманина с 8 женами и 10 детьми перед их палаткой в Смирне (сегодня Измир ) в 1903 году.
- Танцующий медведь около 1970 года в Самсуне . Его держатель бьет в рамочный барабан Def.
- Цыгане в Стамбуле в 2008 году
- Цыганские мужчины Турции
- Дети в Ортакёе в Стамбуле, 2000 г.
Известные турки цыганского происхождения
[ редактировать ]- Сибель Джан , певица фолк-поп и классической музыки
- Дидем , танцовщица живота, модель и певица [64]
- Кибарие , певица арабеск-поп [65]
- Озджан Пурчу , политик
- Хюсню Шенлендиричи , музыкант
- Селим Сеслер , кларнетист-виртуоз
- Тургут из Анкары , музыкант
- Рафет эль Роман , певец [66]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Команда цыган и путешественников. Инструменты и справочные материалы. Оценка численности цыган в европейских странах (таблица Excel)» . rm.coe.int Отдел Совета Европы по ромам и путешественникам .
- ^ Jump up to: а б «Совет по высшему образованию» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2022 года . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Колукирик, Суат; Токташ, Шуле (2007). «Цыгане Турции: политическое участие и организация» . Ближневосточные исследования . 43 (5): 761–777. дои : 10.1080/00263200701422675 . S2CID 143772218 — через ResearchGate .
- ^ «Больше, чем просто Роман Хаваси – цыгане в Турции» . 8 апреля 2019 г.
- ^ Римляне в Европе
- ^ «УВКБ ООН – Документ не найден» . Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Шляйфер, Игаль (21 июля 2005 г.). «Организации по защите прав цыган работают над устранением предрассудков в Турции» . Eurasianet.org . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 29 июля 2009 года . Проверено 15 февраля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Радикально-онлайн/Тюркие/Цыгане: «Мы тоже!» говорит " . Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 24 марта 2010 г.
- ^ «Визанц [Ромбасе]» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «ЦЫГАНЫ СТАМБУЛА | История Стамбула» . istanbultarihi.ist . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Марусякова; Попов, Веселин (2014). «Миграции и идентичность центральноазиатских «цыган» » – через ResearchGate .
- ^ Йылгюр, Эгемен (2021). «Туркменские цыгане на Балканах: просто предпочтительная идентичность или нечто большее?» . В Ки︠у︡Чуков, Христо; Захова София; Думаника, Ян; Думиника, Ион (ред.). История и культура цыган: Фестиваль в честь профессора доктора Весселина Попова . ЛИНКОМ ГмбХ. ISBN 9783969390719 – через ResearchGate .
- ^ Информационные бюллетени Османской империи по истории цыган
- ^ Jump up to: а б «ЦЫГАНЫ СТАМБУЛА | История Стамбула» .
- ^ «ЦЫГАНЫ — Исламская энциклопедия ТДВ» .
- ^ «Роман Руху – турецкие цыгане» . Ютуб .
- ^ Хэнкок, Ян Ф. (2005) [2002]. Мы – цыганский народ . Университет Хартфордшир Пресс. п. 70. ИСБН 978-1-902806-19-8 : «Хотя изгнание из Индии в течение девяти столетий ослабило индийскую биологическую связь до такой степени, что для некоторых цыганских групп она вряд ли может быть репрезентативной сегодня, Саррен (1976:72) пришел к выводу, что мы все еще остаемся вместе, генетически, скорее азиатами, чем европейцами»
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мендисабаль, Изабель (6 декабря 2012 г.). «Реконструкция истории населения европейских цыган на основе общегеномных данных» . Современная биология . 22 (24): 2342–2349. дои : 10.1016/j.cub.2012.10.039 . hdl : 10230/25348 . ПМИД 23219723 .
- ^ Jump up to: а б Синдия Н. Бхану (11 декабря 2012 г.). «Геномное исследование прослеживает путь цыган до Северной Индии» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Текущая биология .
- ^ К. Мейра Голдберг; Ниночка Девора Беннаум; Мишель Хеффнер Хейс (6 октября 2015 г.). Фламенко на мировой арене: исторические, критические и теоретические перспективы . МакФарланд. п. 50. ISBN 9780786494705 . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Саймон Бротон; Марк Эллингем; Ричард Трилло (1999). Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток . Грубые гиды. п. 147 . ISBN 9781858286358 . Проверено 21 мая 2016 г.
Рома Раджастан Пенджаб.
- ^ «ХАЙДАРАБАД: Цыгане родом из Синда, утверждает доктор Кази» . 25 сентября 2006 г.
- ^ Шебкова, Хана; Жльнаёва, Эдита (1998), Очерк словацкого цыганского диалекта (для педагогических целей) (PDF) , Усти-над-Лабем: Педагогический факультет Университета им. Е.Е. Пуркине в Усти-над-Лабем, стр. 4, ISBN. 978-80-7044-205-0 , заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ Хюбшманнова, Милена (1995). «Романи чиб – Романи: некоторые основные сведения о цыганском языке». Бюллетень Музея цыганской культуры (4/1995). Брно.
Хотя лексика цыганского языка ближе к хинди, марвари, пенджаби и т. д., в грамматической сфере мы находим много общего с восточно-индийским языком, с бенгали.
- ^ «Могут ли цыгане быть частью индийской диаспоры?» . Khaleejtimes.com . 29 февраля 2016 года . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ «5 интригующих фактов о цыганах» . Живая наука . 23 октября 2013 г.
- ^ Аднан, Атиф; Ракха, Аллах; Лазим, Хайдер; Назир, Шахид; Аль-Кахтани, Ведад Саид; Абдулла Альвайли, Маха; Хади, Сибте; Ван, Чуан-Чао (2022). «Цыгане произошли из региона Пенджаб в Пакистане: взгляд на Y-хромосому» (PDF) . Гены . 13 (3): 532. doi : 10.3390/genes13030532 . ПМЦ 8951058 . ПМИД 35328085 .
- ^ Мелег, Бела И.; Банфай, Жолт; Хаджиев, Кинга; Мисета, Аттила; Мелег, Бела (2017). «Уточнение южноазиатского происхождения цыган» . БМК Генетика . 18 (1): 82. дои : 10.1186/s12863-017-0547-x . ПМК 5580230 . PMID 28859608 — через ResearchGate .
- ^ Банфай, Жолт; Мелег, Белла И.; Шумеги, Екатерина; Хаджиев, Кинга; Мисета, Аттила; Каслер, Миклош; Мелег, Бела (13 июня 2019 г.). «Выявление генетического воздействия османской оккупации на этнические группы Восточной и Центральной Европы и на цыганское население региона» . Границы генетики . 10 :558 дои : 10.3389/fgene.2019.00558 . ПМЦ 6585392 . ПМИД 31263480 .
- ^ Мартинес-Крус, Бегонья; Мендисабаль, Изабель; Хармант, Кристина; Де Пабло, Росарио; Иоана, Майкл; Ангеличева, Дора; Куваци, Анастасия; Макух, Галина; Нетя, Михай Г.; Памджав, Хоролма; Залан, Андреа; Турнев, Ивайло; Марусякова, Елена; Попов, Веселин; Бертранпети, Джеймс; Калайджиева, Люба; Кинтана-Мурси, Луис; Комас, Дэвид (2016). «Происхождение, примесь и линии основателей европейских цыган» . Европейский журнал генетики человека . 24 (6): 937–943. дои : 10.1038/ejhg.2015.201 . ПМЦ 4867443 . PMID 26374132 — через ResearchGate .
- ^ Банфай, Жолт; Адам, Валериан; Пёстьень, Этелка; Буки, Гергели; Чако, Марта; Мисета, Аттила; Мелег, Бела (2018). «Выявление влияния Кавказского региона на генетическое наследие цыган на основе полногеномных данных» . ПЛОС ОДИН . 13 (9): e0202890. Бибкод : 2018PLoSO..1302890B . дои : 10.1371/journal.pone.0202890 . ПМК 6130880 . PMID 30199533 — через ResearchGate .
- ^ «Сепечидес / Севленгере Рома» .
- ^ «Цыганские табачные рабочие, живущие в Ортакёе/Бешикташе с левыми взглядами... | Скачать научную диаграмму» . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ «Забытые обменянные цыгане: «Люди, изгнанные с земли» » . 7 февраля 2021 г.
- ^ Йилгюр, Эгемен (2015). «Этническая принадлежность, класс и политизация: табачные работники-иммигранты-цыгане в Турции» . Цыганские исследования . 25 (2): 167–196. дои : 10.3828/rs.2015.7 . S2CID 146293564 — через ResearchGate .
- ^ Маева, Мила. (PDF) Маева, М. Болгарские турецкие иммигранты в Турецкой Республике (культура и идентичность). 2005. Болгарские турки – эмигранты в Турции (культура и идентичность). София: ИМИР. | Мила Маева — Academia.edu .
- ^ Йылгюр, Эгемен (январь 2021 г.). «Туркменские цыгане на Балканах: просто предпочтительная идентичность или нечто большее?» . Фестиваль истории и культуры цыган в честь профессора доктора Веселина Попова / Христо Кючукова, Софии Заховой, Яна Думиницы .
- ^ Митхат Атабай (2012). «Цыганская проблема и миграция из Болгарии в Чанаккале в 1950-1951 гг.» . Чанаккале изучает турецкий ежегодник . 10 (13).
- ^ Диссертация Центральноевропейского университета
- ^ Пезо, Эдвин (2018). «Эмиграция и политика в Югославии: динамика и ограничения в процессе мусульманской эмиграции в Турцию в 1950-е годы» . Ежеквартальный журнал европейской истории . 48 (2): 283–313. дои : 10.1177/0265691418757391 . S2CID 149846476 .
- ^ Баруцу, Атилла (январь 2015 г.). « Прочный фундамент, заложенный «немного»: ритуал обрезания и отношения между мужественностью в Турции» . Мужественность: журнал идентичности и культуры .
- ^ «Обрезание в Турции – Культурный тур по Турции» .
- ^ Юлкер, Эрол (11 января 2008 г.). «Ассимиляция мусульманских общин в первое десятилетие Турецкой Республики (1923-1934)» . Европейский журнал тюркских исследований. Общественные науки о современной Турции . дои : 10.4000/ejts.822 .
- ^ «Исследование исследовательской литературы, касающейся турецких цыган и вопроса цыганской идентичности» (PDF) . errc.org . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Елена Марушякова, Веселин Попов (2001) «Цыгане в Османской империи», ISBN 1902806026 Издательство Хартфордширского университета
- Оригинал: Елена Марушякова, Веселин Попов (2000) «Цыгане в Османской империи». Литавра, София ( Издательство «Литавра» , София ). (на болгарском языке)
- ^ Медиа, Профкат Интерактив. "Дом" . Ускюдар, Стамбул . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Медиа, Профкат Интерактив. "Дом" . Ускюдар, Стамбул . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Озатеслер Г.; Озате-Лер, Гюль (11 февраля 2014 г.). Цыганская стигма и изоляция в Турции, 1970: Социальная динамика исключительного насилия . Пэлгрейв Макмиллан США. ISBN 9781137386618 .
- ^ «Лозаннский договор - Архив документов Первой мировой войны» . Lib.byu.edu . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Самый ранний текст на балканском (румелийском) цыганском языке: отрывок из Сеяхатнаме Эвлии Челеби.
- ^ Полевое исследование восприятия социальной идентичности местных цыган, живущих в Кыркларели.
- ^ «Sepetçilik - Определение и синонимы sepetçilik в словаре турецкого языка» .
- ^ «Заинтересованность в открытии Ассоциации романов Сепетчи в Визе» (на турецком языке).
- ^ «Все новости и последние события о производственно-деловом кооперативе Женской инициативы Кешан Сепетчи» . Edirnesonhaber.com . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ «Корзиноделы пытаются продолжить свою исконную профессию» (на турецком языке).
- ^ Jump up to: а б «Данные об этнических группах» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2021 года . Проверено 17 июня 2022 г.
- ^ «Айджидес» .
- ^ «Et tu, 'Brütüs': Последний танцующий медведь в Турции умирает в приюте» . Ежедневный Сабах . 27 ноября 2021 г.
- ^ «Цыгане, живущие в южной турецкой провинции Мерсин, публикуют первый цыганско-турецкий словарь» . Ежедневный Сабах . 3 мая 2016 г.
- ^ Тематическое исследование построения идентичности цыган/цыган в Эдирне.
- ^ «Румельский оседлый образ жизни: образец диалекта, интерактивное исследование цыганских диалектов - ROMANI Project Manchester» . Архивировано из оригинала 16 октября 2022 года . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ «Кто такой Дидем Кыналы?» . hthayat.haberturk.com (на турецком языке) . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «САБАХ – 10.15.2006 – Мою мать довели до слез и назвали «грязной цыганкой»» . arsiv.sabah.com.tr .
- ^ Бьюкенен, Донна Энн (октябрь 2007 г.). Балканская популярная культура и Османская ойкумена: музыка, имидж и региональный политический дискурс . Роуман и Литтлфилд. п. 318. ИСБН 978-0-8108-6021-6 . Проверено 18 июля 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с цыганами в Турции, на Викискладе?