Мусульманские цыгане
Часть серии о |
цыгане |
---|
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Цыгане-мусульмане – это люди, являющиеся этническими цыганами и исповедующие ислам . Существует множество различных групп и подгрупп рома, которые преимущественно исповедуют ислам, а также отдельные цыгане из других субэтнических групп, принявшие ислам. цыгане на балканском цыганском языке — это невлаксские цыгане , принявшие суннитский ислам ханафитского Хорахане - мазхаба во времена Османской империи . [1] Некоторые из них являются дервишами суфийской , которое веры, а самый большой Тарикат Джеррахи и расположен в крупнейшем Арлие и Гурбети в Европе поселении мусульманских цыган в Шуто Оризари местные жители называют Шутка в Северной Македонии, имеют своего собственного цыганского имама. [2] а цыгане-мусульмане в Шуто Оризари используют Коран на балканском цыганском языке. [3] Многие ромалары в Турции являются членами организации «Хиндилер Теккеси а Кадирийа - Тарика» , основанной в 1738 году индийским мусульманским шейхом Сейфуллой Эфенди Эль Хинди в Селамсизе . [4] Цыгане-мусульмане в Турции и на Балканах в основном являются культурными мусульманами или номинальными мусульманами. [5] [6]
Цыгане-мусульмане проводят религиозные церемонии мужского обрезания (биджав-сунети) с большой помпой и празднествами. [7] Мальчикам чаще всего делают обрезание в пятилетнем возрасте, поскольку число 5 (панч) является священным символом среди цыган. существует обычай Среди цыган-мусульман закапывать крайнюю плоть. [8] Они верят, что крайняя плоть вернется к мужчинам в День Воскресения , основываясь на хадисе из Сахих аль-Бухари 6524: Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В Судный день вы будете воскрешены босыми, обнаженными, и необрезанные (с крайней плотью)», закапывание крайней плоти также является традицией мусульман Южной Азии. [9] Во время обряда за руки и ноги ребенка держит его Кирво (крестный отец). Кирво оплачивает стоимость церемонии обрезания. [10] Традиция Кирве, похожего на Сандека , также практикуется в алевизме и езидизме в Турции. [11] Ислам среди цыган исторически связан с жизнью цыган в пределах Османской империи , поскольку цыгане-мусульмане предпочитались в Османской империи и были расселены на Балканах и в Румелии , взятых из Анатолии Эялет и Египта Эялет . Хотя цыгане-мусульмане платили джизью в первые века существования Османской империи, исключением были цыгане-мусульмане в Османской Боснии и Герцеговине , которые были освобождены от налогов по приказу Селима II . После Указа Гюльхане все цыгане-мусульмане были освобождены от уплаты налогов в Османской империи и стали полностью признанными мусульманами. [12] В 1874 году Османская империя предоставила равные права другим мусульманам. [13] Турецкий историк Решат Экрем Кочу объяснил, что группа ломов , живших в Стамбуле, приняла ислам в 19 веке. [14] Соответственно, значительные культурные меньшинства цыган-мусульман проживают в Турции , Боснии и Герцеговине , Албании , Черногории , Косово , Республике Северная Македония , Болгарии (по оценкам середины 1990-х годов цыгане-мусульмане составляли около 40% цыган в Болгарии ). [15] ), (очень небольшая группа цыган-мусульман существует в регионе Добруджа и Валахия в Румынии , составляя 1% цыганского мусульманского населения страны. [16] ), [17] Хорватия страны (45% цыганского населения , приехавшие из Боснии). [18] ), Южная Россия, Греция (небольшая часть цыган-мусульман сосредоточена в Западной Фракии ), Северный Кипр , Южная Сербия (географический регион) и Крым ( крымские цыгане ). Большинство цыган-мусульман в бывшей Югославии говорят на балканских цыганских и южнославянских языках , в то время как многие говорят только на языке принимающей страны, например, албанизированные группы мусульманских цыган из Албании , Косово , Черногории и Северной Македонии , говорят только на албанском языке и называемые Хорахан Шиптари , они полностью переняли албанскую культуру , [19] другие создали собственную идентичность, как ашкали и балканские египтяне , а некоторые отрицают свое цыганское происхождение, особенно в Косово, и заявляют, что они албанцы или турки . [20] [21] Турецким языком пользуются турецкие цыгане , только представители вида говорят на курбетче , румелийском романи или сепечидес-романи . Некоторые цыгане-мусульмане также использовали для себя слово «цыган», поскольку не воспринимали его как уничижительный термин. Культура цыган-мусульман основана на исламской культуре . Во время правления Османской империи цыгане-христиане и мусульмане были разделены по приказу Сулеймана Великолепного . Цыганам-мусульманам запрещалось вступать в брак с цыганами-христианами, жить вместе или вести бизнес. Цыгане-мусульмане служили в вооруженных силах Османской империи , особенно в Османском военном оркестре . [22] На протяжении веков возникли значительные различия между мусульманскими и христианскими цыганами. Православные христиане -влакс-ромы считают себя чаче- ромами (истинными ромами) и не считают цыган-мусульман частью цыганского общества, называют их турками и объясняют, что они «срезают крайнюю плоть со своих членов». Однако цыгане-мусульмане считают цыган-христиан чужими и называют их дасикане (слуги, рабы). Также фразы Amare Roma (наш рома) и Cudza Roma (иностранный рома) используются наоборот. Между двумя религиозными группами существует огромный культурный разрыв. [23]
Поселения
[ редактировать ]После распада Османской империи цыгане-мусульмане оказались под двойной дискриминацией в регионах, где ислам был религией меньшинства, испытывая как антициганизм , так и антимусульманские настроения . [24]
Во время греческой войны за независимость , русско-турецкой войны (1877–1878) и Балканских войн (1912–1913) цыгане-мусульмане бегут вместе с другими различными мусульманскими группами в Стамбул и Восточную Фракию под именем Мухацира . [25]
В ходе обмена населением между Грецией и Турцией мусульмане турецкие цыгане- из Греции также были переселены в Турцию. По-турецки они называются Мюбадил Романлар. [26] [27] [28] [29] [30]
В 1950–1951 годах турецкие цыгане-мусульмане из Болгарии приехали в Турцию и поселились в Чанаккале и окрестностях. [31]
В 1953-1968 годах в Турцию эмигрировали турецкие цыгане-мусульмане и турки из Югославии. [32] [33]
Из-за относительной легкости миграции в наше время цыган-мусульман можно встретить и в других частях мира. Турецкие цыгане из Турции , а также другие цыгане-мусульмане из бывшей Югославии приехали в Западную Европу как гастарбайтеры , но воспринимались принимающим населением как турки или югославы. [34] Цыгане-мусульмане из Боснии и Косово уехали во время югославских войн в Италию и живут преимущественно во Флоренции. [35] Хораксане (цыгане-мусульмане) из бывшей Югославии уехали в США, поселились в основном в Нью-Йорке , [36] [37] и Южная Америка. [37] С 2007 года турецкие цыгане из Болгарии уехали в качестве рабочих в Западную Европу. [38]
Вера и статус
[ редактировать ]Большинство цыган-мусульман являются суннитами, но они не являются исключительно суннитами. Например, в Сербии есть несколько общин цыган-шиитов. [39] Турецкие цыгане в основном сунниты. [40] Под властью Османской империи цыгане-мусульмане имели более низкий социальный статус, чем нецыгане-мусульмане, но выше статуса немусульман. [41] Однако другие цыгане-мусульмане хорошо интегрированы и приняты своими братьями-мусульманами-нецыганами.
Типы цыган-мусульман
[ редактировать ]Хорахане
[ редактировать ]Хорахане (также пишется как Хорахане , Хораксане , Харокане , Хораксай и т. д., что означает «Любители Корана» ) — устаревший религиозный термин, конфессионим и обобщающий термин для мусульманских цыган на Балканах. [42] или, альтернативно, все цыгане-мусульмане в Южной Европе и Западной Азии, аналогично тому, как термин « турки» использовался для обозначения мусульман нетурецкого происхождения. Это множество групп хораханских цыган, названных в честь их древней традиционной профессиональной деятельности, также разделенных на оседлые и кочевые группы. [43] Не все цыгане, приверженцы ислама, считаются хораксанами.
Арли
[ редактировать ]Оседлые арлие являются основной группой цыган в Северной Македонии . Они являются одной из многих подгрупп, считающихся Ксораксаном.
Крымские цыгане
[ редактировать ]Крымские цыгане (также называемые Чингене ) — это сообщество татаризированных цыган, традиционно исповедующих ислам. Их часто считают одновременно подгруппой ромов и подгруппой крымскотатарского народа из-за ассимиляции, хотя термин ораксан редко, если вообще когда-либо, используется для них.
Ювелирные изделия
[ редактировать ]Заргари Заргаре — это подгруппа цыган, проживающая в ( Иран ) и соседних деревнях, которые исповедуют шиитский ислам и говорят на балканском цыганском диалекте. Их точное происхождение обсуждается среди ученых.
Новые мусульмане
[ редактировать ]Британский цыганский бизнесмен Алфи Бест-младший принял ислам в 2023 году. [44] Поскольку ислам не является этнорелигией, он принимает новообращенных независимо от их этнического происхождения, включая цыган немусульманского происхождения.
Одеваться
[ редактировать ]Женщины-цыганки-мусульманки носят красивый шелковый димидже, также известный как турецкий сальвар , на свадьбах, церемониях обрезания и других фестивалях. Даже в будние дни многие женщины старшего возраста, а также некоторые молодые женщины носят шальвар. [ нужна ссылка ]
Танец и музыка
[ редактировать ]танец живота и Романо Хора (танец) , Роман Хавалары 8/9 такт, Зурна , Давул , Кларнет Исполняются . В Османской империи особенно молодых красивых цыганских парней называли танцовщицами Кёчек, а молодых цыганских танцовщиц называли Ченги. [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хораксане Рома» .
- ^ «Общество: цыганский имам Македонии» . Переходы онлайн (6/08). 2010.
- ^ «Сборник Корана: Благородный Коран на цыганском языке - (Джазз Амма) -... | Цыганский язык, Благородный Коран, цыганский язык» .
- ^ YÖK Открытая наука [ мертвая ссылка ]
- ^ Бекки, Тейлор (2014). Другая тьма, другой рассвет: история цыган, цыган и путешественников . Книги реакции. п. 31. ISBN 9781780232973 .
- ^ Баруцу, Атилла (январь 2015 г.). « Прочный фундамент, заложенный с помощью «всего немного»: ритуал обрезания и отношения между мужественностью в Турции» . Мужественность: журнал идентичности и культуры .
- ^ «РОМАНИНЕТ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ РУМЫНСКИЙ КУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ И УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА: ОТЧЕТ О ЦИМАНАХ» (PDF) . Романинет.com . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Александр Новик (декабрь 2020 г.). «Обряд мужского обрезания среди мусульманского населения Западных Балкан» . Фольклор . 80 : 151–168. дои : 10.7592/FEJF2020.80.novik .
- ^ «Школьные каникулы в Малайзии, время обрезания» . Рейтер . 23 ноября 2009 г.
- ^ «Историческая традиция обрезания» . Ежедневный Сабах . 28 июля 2017 г.
- ^ «КИРВЕЛИКСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУППАХ: ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РИТУАЛЬНОГО РОДСТВА» .
- ^ Марушякова, Елена. «Цыгане-мусульмане на Балканах» .
- ^ Кенрик, Дональд (2007). Исторический словарь цыган (цыган) . Пугало Пресс. п. 281. ИСБН 978-0-8108-5468-0 .
- ^ «ЦЫГАНЫ СТАМБУЛА | История Стамбула» .
- ^ Герд Ноннеман, Тим Ниблок, Богдан Шайковски (ред.) (1996) «Мусульманские общины в Новой Европе», ISBN 0-86372-192-3
- ^ Ана Опришан, Джордж Григоре , «Цыгане-мусульмане в Румынии». Архивировано 5 марта 2009 г. в Wayback Machine , в информационном бюллетене Международного института изучения ислама в современном мире (ISIM) 8, сентябрь 2001 г., стр.32; получено 2 июня 2007 г.
- ^ Ротару, Джульетта (1 января 2021 г.). «Соображения о «турецких цыганах» как криптомусульманах в Валахии» . История и культура Рима. Торжество в честь проф. Доктор А.С. Судно Попов. ISBN/GTIN 978-3-96939-071-9 . Получено 23 января.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2007 года . Проверено 6 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Социальность цыганской общины» .
- ^ Трубета, Севасти (2005). «Балканские египтяне и дискурс цыган/цыган» . Национальные документы . 33 : 71–95. дои : 10.1080/00905990500053788 . S2CID 155028453 — через ResearchGate .
- ^ Говерс, К.; Вермюлен, Х. (30 апреля 2016 г.). Политика этнического сознания . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN 9781349646739 .
- ^ «Османская империя: Исторические источники о «цыганах» в империи» . Rm.coe.int . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «РОМА ГРУППЫ | Центр межэтнического диалога и толерантности АМАЛИПЕ» . Амалипе.бг . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Питер Г. Данчин, Элизабет А. Коул (ред.) (2002) «Защита прав человека религиозных меньшинств в Восточной Европе», ISBN 0-231-12475-9
- ^ «Изгнание и эмиграция мусульман с Балкан» . Ieg-ego.eu .
- ^ Зейнеп БИЛГЕХАН (11 марта 2019 г.). «Малоизвестная история обменянного цыгана» . Hurriyet.com.tr .
- ^ «Забытые обменянные цыгане: «Люди, изгнанные с земли» » . Kronos34.news . 7 февраля 2021 г.
- ^ «ЛОЗАННСКИЕ ЦЫГАНЫ В ЗЕРКАЛЕ ПРОШЛОГО: МИГРАЦИЯ, ВОСПОМИНАНИЯ И ОПЫТ» (PDF) . Sdergi.hacettepe.edu.tr . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «Проект Sepečides Romani: История» (PDF) . Rombase.uni-graz.at . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ Йилгюр, Эгемен (декабрь 2015 г.). «Этническая принадлежность, класс и политизация: табачные работники-иммигранты-цыгане в Турции» . Цыганские исследования . 25 (2): 167–196. дои : 10.3828/rs.2015.7 . S2CID 146293564 .
- ^ Митхат АТАБАЙ. «Цыганская проблема и миграция из Болгарии в Чанаккале в 1950–1951 годах» (PDF) . Acarindex.com . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Николина Райкович. «Иммиграция югославских мусульман в Турцию после Второй мировой войны (1953–1968)» (PDF) . Etd.ceu.edu . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Пезо, Эдвин (2018). «Эмиграция и политика в Югославии: динамика и ограничения в процессе мусульманской эмиграции в Турцию в 1950-е годы» . Ежеквартальный журнал европейской истории . 48 (2): 283–313. дои : 10.1177/0265691418757391 . S2CID 149846476 .
- ^ «Арлие [Ромбасе]» .
- ^ Специале, Фабрицио (декабрь 2005 г.). «Адаптация мистической идентичности к итальянскому господствующему исламу: случай мусульманской цыганской общины во Флоренции» . Балканология. Revue d'Etudes Pluridisciplinaires . 9 (1–2). дои : 10.4000/balkanologie.589 .
- ^ Вейраух, Уолтер О. (12 сентября 2001 г.). Цыганское право: цыганские правовые традиции и культура . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520924277 .
- ^ Перейти обратно: а б «Хораксане Рома» . www.romarchive.eu .
- ^ Кючуков, Христо (27 декабря 2019 г.). «Смешение турецкого, болгарского и немецкого языков среди болгарских цыган-мусульман в Германии» . Восточноевропейский журнал психолингвистики . 6 (2): 50–57. дои : 10.29038/eejpl.2019.6.2.kyu . S2CID 241338430 — через ResearchGate .
- ^ Ваксмут, Мелоди (17 октября 2022 г.). Цыгане-пятидесятники рассказывают об идентичности, травмах и обновлении в Хорватии и Сербии . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-51897-1 .
- ^ Аббас, Тахир (5 декабря 2016 г.). Современная Турция в конфликте: этническая принадлежность, ислам и политика . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-1801-0 .
- ^ Евстатьев, Симеон; Эйкельман, Дейл Ф. (25 апреля 2022 г.). Ислам, христианство и секуляризм в Болгарии и Восточной Европе: последние полвека . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-51156-9 .
- ^ «Хораксане Рома» . www.romarchive.eu . Проверено 30 августа 2023 г.
- ^ «Цыгане – субэтнические группы» . Rombase.uni-graz.at .
- ^ «Британский миллиардер Алфи Бест-младший принимает ислам» . 20 марта 2023 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2023 г.
- ^ Бесироглу, Шехвар. «Музыка, идентичность, пол: Ченгис, Кёчек, Чочек» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цыгане-мусульмане на Балканах, Елена Марушякова и Веселин Попов