Цыгане в Албании
Общая численность населения | |
---|---|
≈ 90,000-100,000 [ 1 ] [ 2 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Тирана , Дуррес , Эльбасан , Фиери , Шкодер , Влёра , Саранда , Лач , Берат , Гирокастра и Корча. | |
Языки | |
Балканские цыгане , влахские цыгане , албанцы | |
Религия | |
Ислам , Восточное православие |
Часть серии о |
цыгане |
---|
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Считается, что цыгане в Албании ( албанский : Romët në Shqipëri ) составляют значительное меньшинство в Албании, хотя в официальной переписи населения страны в 2011 году было насчитано только 8301 человек, что, как сообщалось, было преднамеренным занижением со стороны албанских властей. [ 3 ] [ 4 ]
Терминология
[ редактировать ]Этнические албанцы исторически использовали различные имена для обозначения цыган, большинство из которых сегодня считаются оскорбительными, в том числе:
- Габель («незнакомец», слово, происходящее от корня племени Калбелия ), иногда используется для обозначения традиционно кочевых и менее ассимилированных цыган-албанцев.
- Магджуп (связанный с предполагаемым происхождением из Египта),
- Евгжит/Джевг (также связан с предполагаемым происхождением из Египта),
- Арикши (укротитель медведей, ранее занимавшийся также цыганами в Румынии и Турции), преимущественно используемый в южных диалектах ,
- Курбат (имеется в виду эмиграция Гурбети и используется в районе Корчи ),
- Кифто (греческого происхождения, обычно используется в Гирокастре),
- Цергетар/Цергар (турецкого происхождения, что означает «палаточник»). [ 5 ]
Среди цыган этнические албанцы не только являются «гаджо», но и могут называться «белыми». [ 6 ] «Белая рука» также может использоваться ими для обозначения албанцев, а также нецыганских меньшинств, таких как греки, арумыны и славяне. [ 7 ] [ 8 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Цыгане происходят из Северной Индии . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] предположительно из северо-западного индийского штата Раджастан [ 13 ] [ 14 ] и Пенджаб . [ 13 ]
Лингвистические данные бесспорно показали, что корни цыганского языка лежат в Индии: язык имеет грамматические характеристики индийских языков и разделяет с ними большую часть основного лексикона, например, части тела и распорядок дня. [ 15 ]
Точнее, цыганский язык разделяет основной словарный запас с хинди и пенджаби . Он разделяет многие фонетические особенности с марвари , а его грамматика наиболее близка к бенгальскому . [ 16 ]
Генетические результаты 2012 года позволяют предположить, что цыгане возникли на северо-западе Индии и мигрировали как группа. [ 10 ] [ 11 ] [ 17 ] Согласно генетическому исследованию, проведенному в 2012 году, предки нынешних зарегистрированных племен и зарегистрированных кастовых популяций северной Индии , традиционно называемых кома , являются вероятными предковыми популяциями современных европейских цыган. [ 18 ]
В феврале 2016 года во время Международной конференции ромов министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж заявила, что представители цыганской общины — дети Индии. Конференция завершилась рекомендацией правительству Индии признать общину рома, проживающую в 30 странах, частью индийской диаспоры . [ 19 ]
Миграция в Албанию
[ редактировать ]Самое старое свидетельство о присутствии цыган в Албании датируется 1635 годом, и, возможно, они присутствовали с XII и XIII веков. [ 20 ]
Османская эпоха
[ редактировать ]В эпоху Османской империи большинство цыган в Албании, а также на прилегающих территориях обратились в ислам . Османское правление установило систему проса , согласно которой право христиан исповедовать свою религию было защищено законом, но им было предоставлено второсортное гражданство с более высокими налогами, невозможностью свидетельствовать против мусульман, невозможностью носить оружие или иметь лошадей, ограничениями на посещение церкви. строительство, запрет на прозелитизм и различные другие ограничения - факторы, которые в конечном итоге привели к обращению в ислам. Кроме того, в ответ на сезонные восстания были случаи, когда региональные губернаторы на албанских территориях принуждали к обращению в другую веру. [ 21 ] [ 22 ] несмотря на то, что такое принуждение традиционно запрещено исламским и османским законодательством. По этим причинам большинство цыган в Албании и большинстве соседних регионов приняли ислам. [ 23 ] как и большая часть окружающего албанского и славянского населения, за исключением некоторых регионов .
При некоторых османских правителях цыгане-мусульмане считались неправильными мусульманами из-за определенных ритуальных различий, и их облагали налогами и дискриминировали так же, как и христиан. При Мехмеде IV на мертвых цыган был введен налог, который продолжали платить до тех пор, пока с живых цыган не было собрано достаточно денег, чтобы заменить их предполагаемые взносы, в то время как другие правители предпринимали попытки «перевоспитать» цыган. [ 5 ] [ 24 ] Были также случаи, когда присутствие цыган запрещалось в мечетях или на кладбищах. [ 5 ] [ 25 ]
В поздней Османской империи арумыны , албанцы и цыгане разделяли «угнетенное» положение, будучи социально-экономически обездоленными меньшинствами, населявшими разваливающееся государство. [ 26 ] Таким образом, османская эпоха считалась эпохой относительного «равенства» для населения рома и гаджо в Албании, при этом эти две группы населения обычно жили мирно и в гармонии, а лагеря ромов обычно располагались на окраинах албанских городов. [ 27 ]
Ранняя эпоха независимости
[ редактировать ]В конце 19 - начале 20 века многие цыгане, в основном мусульмане, бежали из районов, которые недавно стали независимыми от османов, где как мусульмане их считали «османскими коллаборационистами». Цыгане приехали в Албанию в основном из Македонии, Косово и Сербии. [ 5 ] Цыгане также бежали в Албанию из Румынии, где они недавно были порабощены, и поселились в Албании и на других территориях, все еще находящихся под контролем Османской империи. [ 28 ]
Даже после того, как сама Албания добилась независимости от Османской империи, положение цыган было лучше, чем в Югославии. [ 29 ] но к ним все равно относились с презрением, [ 5 ] с большим социально-экономическим разрывом между ромами и албанцами, сегрегацией районов и «практически отсутствием смешанных браков между ромами и нецыганами» [ 30 ]
Во время Второй мировой войны
[ редактировать ]В отличие от многих стран Восточной Европы и, как и в случае с евреями в Албании , цыгане не подвергались жестоким преследованиям и/или не отправлялись в лагеря смерти в Албании во время Второй мировой войны. [ 5 ] Большую часть войны Албания находилась под контролем итальянского марионеточного режима. Цыгане действительно участвовали в войне, многие из них сражались в албанской армии, а цыгане в Албании, Македонии и Косово обычно поддерживали итальянцев и албанские власти. [ 31 ] Однако, хотя цыгане в основном не были затронуты как итальянцами, так и албанскими националистами, они подвергались преследованиям во время кратковременной немецкой оккупации Албании в 1943 году, хотя кратковременность немецкого присутствия ограничивала ущерб, который они могли нанести цыганскому населению. [ 32 ]
При коммунизме
[ редактировать ]Энвер Ходжа навязал Албании жесткий сталинистский режим, пытаясь гомогенизировать население путем подавления религиозных и культурных различий. [ 5 ] Хотя цыганам, как меньшинству, предположительно предоставлялись льготы и защита, на самом деле это не всегда так, и в 1960 году премьер-министр Мехмет Шеху попытался запретить цыганам въезд в албанские города. [ 33 ]
После коммунизма
[ редактировать ]Несмотря на неравенство и подавление в коммунистическую эпоху, крах коммунизма принес цыганам еще больше несчастий, поскольку они были первыми, кто остался без работы и быстро опустился на дно общества; в результате многие цыгане сегодня испытывают ностальгию по временам коммунизма. [ 5 ]
В конце 1990-х годов цыгане начали временно мигрировать в Грецию, где нашли больше возможностей трудоустройства, положив начало повторяющейся сезонной миграции рома в Грецию из Албании. [ 34 ]
Демография
[ редактировать ]По данным Роберта Элси , численность цыган составляет от 60 000 до 100 000 человек. [ 35 ] По оценкам 1994 года, в Албании проживало 95 000 цыган. [ 36 ] По оценкам ERRC , в Албании проживает 120 000 цыган. [ 37 ] Последняя перепись 2011 года насчитала в Албании 8301 цыгана. [ 3 ] но его обвиняют в резком занижении численности цыган в стране, [ 4 ] вызывая критику со стороны Совета Европы . [ 38 ]
Цыгане проживают по всей стране, но некоторые из крупнейших общин можно найти вокруг столицы Тираны , деревень Фиер , а также городов Берат и Гирокастра , а также вокруг города Корча . [ 39 ]
Социоэкономика
[ редактировать ]Уровень бедности среди цыган в Албании особенно высок (78%) по сравнению с уровнем бедности в Албании (22%). [ 40 ]
Вопреки ожиданиям многих иностранцев, расследования показали, что дискриминация цыган в Албании, как правило, носит скрытый, а не явный характер, и цыгане обычно не сталкиваются с какой-либо открытой дискриминацией. [ 41 ] В некоторых случаях отношения между цыганами, с одной стороны, и албанским большинством и другими группами «гаджо» с другой, часто бывают довольно теплыми в сельской, традиционной и «некоммерческой жизни». [ 5 ] Говорят, что и большинство албанской интеллигенции, и рабочий класс обычно положительно относятся к цыганам, которых редко, если вообще когда-либо, называют «этническими врагами». С другой стороны, «гаджо» могут неохотно принимать цыган как равных в городской и «коммерческой жизни». [ 42 ] [ 5 ] Однако цыгане могут пострадать из-за отказа признать самобытность своей идентичности и традиций. [ 43 ] [ 44 ] в то время как ромы жалуются, что, хотя албанцы не выражают открыто насмешек, они могут рассматривать цыган как бедных, грязных, глупых, шумных и вовлеченных в воровство, и в результате они подвергаются широкой, но молчаливой дискриминации на рынке труда. [ 5 ]
В коммунистический период цыгане из Гирокастры, Корчи, Тираны и Берати работали на ремесленных предприятиях. Однако со временем спрос на их продукцию снизился, и предприятия по большей части были закрыты, поскольку Албания отошла от коммунизма. [ 45 ]
В 2007 году цыганская организация написала, что около 90% цыган безработные, 40% цыган живут в плохих условиях, 20% не имеют средств, необходимых для покупки лекарств, 40% цыганских семей просят своих детей работа, а не полное образование для удовлетворения основных семейных потребностей, и что уровень грамотности цыган упал с конца коммунизма и в настоящее время составляет 47,6%, при этом неграмотными являются больше женщин, чем мужчин, причем все эти проблемы объясняются «суетой за расизм». [ 46 ]
Язык
[ редактировать ]С другой стороны, в настоящее время цыгане не получают школьного образования на родном языке. [ 47 ]
Культура
[ редактировать ]Культура рома отличается от культуры этнического албанского большинства, а также культур других меньшинств, таких как арумыны и греки, по ряду причин.
Делается важное различие между цыганом и гаджо , нецыганом, при этом цыган обязательно является человеком цыганской крови и/или человеком, который постоянно демонстрирует принадлежность к цыганскому народу и солидарность с ним – таким образом, хотя и в Карпаты определение цыгана строго основано на крови, в Албании и прилегающих к Балканам регионах ребенок крови гаджо, выросший в цыганской семье и в цыганской культуре и демонстрирующий последовательную солидарность с цыганами, рассматривается как полноценный цыган, тогда как цыгане, отказавшиеся от своих корней, таковыми не являются, а идентификация «цыган-полукровок» как цыган или гаджо осуществляется исключительно на основании их приверженности цыганским ценностям. [ 48 ] [ 49 ]
Гендерные отношения патриархальны, как и среди албанцев, но патриархальные ценности у цыган гораздо более строгие, чем у этнических албанцев, хотя это может быть связано с недавними культурными изменениями среди этнического албанского населения. Сексуальные нравы цыган также описываются как гораздо более «пуританинские», чем среди албанцев. [ 50 ]
Общественная жизнь цыган описывается как очень общинная, при этом большинство вещей считается принадлежащими сообществу, а не отдельному человеку. [ 51 ] [ 52 ]
Фис
[ редактировать ]Социальный порядок рома вращается вокруг «фис», заимствованного албанского слова, которое в контексте рома относится к «племени», основанному на близком семейном родстве. [ 53 ]
Свадьба
[ редактировать ]Для рома долгое время было табу вступать в брак с нецыганами, и действительно, подавляющее большинство цыган предпочитают вступать в брак со своей группой, а не с другими основными цыганами. Цыганские браки на самом деле обычно заключались в пределах одной и той же семьи , хотя некоторые представители молодого поколения теперь игнорируют этот обычай. [ 54 ]
Девственность женщины до замужества считается чрезвычайно важной, и брак может быть расторгнут, если обнаружится, что женщина на самом деле не является девственницей. Отчасти по этой причине девочек обычно выдают замуж молодыми, в возрасте от 13 до 15 лет, тогда как мужчины вступают в брак в возрасте от 16 до 18 лет. Хотя желания супругов-подростков редко принимаются во внимание, если сын говорит, что он влюбившись в конкретную цыганскую девушку, с его чувствами можно считаться, хотя то же самое редко бывает с девушками. Незамужняя женщина, достигшая 20-летнего возраста, часто считается обреченной оставаться дома незамужней. Сватовство для заключения брака обычно осуществляется без согласия двух супругов и организуется свахой, имеющей опыт сватовства. Желая сделать предложение от имени сына, отец обычно идет в дом желаемой жены и заявляет: «Мы пришли за куском хлеба». Между тем свадьбы обычно состоят из застолий, танцев и музыки и проходят в субботу или воскресенье. Их часто не признают, поскольку супруги обычно не достигли установленного законом возраста вступления в брак в Албании. У цыган редко, если вообще когда-либо, религиозные лидеры председательствовали на свадьбах. [ 55 ]
Религия
[ редактировать ]Большинство цыган в Албании являются культурными мусульманами , принявшими религию во времена Османской империи . Меньшинство цыган составляют христиане, принадлежащие к Албанской православной церкви . [ 5 ]
Праздник Святого Георгия, отмечаемый шестого мая, является событием первостепенной важности как для мусульманских, так и для христианских цыган, а Святой Георгий считается символом цыганского народа. [ 56 ]
Традиции
[ редактировать ]Традиционная одежда цыган резко отличается от одежды албанцев и воспринимается цыганами как главный символ их идентичности и отличия от этнических албанцев. Женщины рома обычно носят блузки с цветочным принтом и вышивкой золотыми нитями. На свадьбах и других традиционных мероприятиях женщины носят одежду, украшенную золотыми нитями и розами, мужчины постарше носят темно-красные костюмы, а мужчины помоложе носят рубашки с цветочным принтом. [ 57 ]
Ремесла также долгое время были важной частью экономической культуры рома: по состоянию на 2005 год в их производстве участвовало 15% цыган. Раньше ремесленное производство составляло основную часть экономики рома, но с крахом коммунизма многие Цыганские ремесленные предприятия также терпели неудачу, а условия крайней бедности создали ситуацию, когда цыганам было трудно передать свои традиционные обычаи ручного изготовления. [ 58 ]
Цыганские народные танцы и музыка считаются важной частью цыганской культуры и еще одним отличительным фактором. В большинстве цыганских кварталов присутствуют люди, являющиеся профессиональными музыкантами. Цыганские музыканты признают, в частности, заметное влияние Турции и Греции на их музыку, причем греческая поп-музыка в последнее время стала очень влиятельной из-за регулярной иммиграции в Грецию, настолько, что в некоторых кругах ее обвиняют в «подрыве цыганской культуры». [ 59 ]
Хотя традиционные цыганские сказки уже давно передавались из поколения в поколение, сегодня этот обычай разрушается, поскольку лишь меньшинство цыган помнит эти сказки. В попытке остановить эту культурную потерю были сделаны публикации о местном цыганском фольклоре, но они сделаны на албанском, а не на цыганском языке. [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рома / цыгане: европейское меньшинство , Международная группа по правам меньшинств.
- ^ «Албанская перепись 2011 года» . instat.gov.al. Архивировано из оригинала (XLS) 24 сентября 2015 года . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Албанская перепись 2011 года» (PDF) . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Окончательные результаты переписи населения вызывают опасения по поводу точности» . Тирана Таймс. 19 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Койнова, Мария (август 2000 г.). «Меньшинства Юго-Восточной Европы: цыгане в Албании» (PDF) . Центр документации и информации о меньшинствах в Европе – Юго-Восточная Европа (CEDIME-SE).
- ^ Де Сото, Гермина Г., Сабина Бедди и Илир Гедеши (2005). «Цыгане и египтяне в Албании: от социальной изоляции к социальной интеграции». Страница 16: «Цыганка объяснила: «Стиль одежды цыганок полностью отличается от стиля «белых рук»», термина, который цыгане используют для описания «белых» албанцев.
- ^ Койнова, Мария (2000). «Рим Албании». CEDIME-SE. Страница 13
- ^ Куртиаде, Марсель. «Социальный и исторический профиль цыган в Албании, Часть III». стр. 30-31
- ^ Хэнкок, Ян Ф. (2005) [2002]. Мы – цыганский народ . Университет Хартфордшир Пресс. п. 70. ИСБН 978-1-902806-19-8 : «Хотя изгнание из Индии в течение девяти столетий ослабило индийскую биологическую связь до такой степени, что для некоторых цыганских групп она вряд ли может быть репрезентативной сегодня, Саррен (1976:72) пришел к выводу, что мы все еще остаемся вместе, генетически, скорее азиатами, чем европейцами»
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мендисабаль, Изабель (6 декабря 2012 г.). «Реконструкция истории населения европейских цыган на основе общегеномных данных» . Современная биология . 22 (24): 2342–2349. дои : 10.1016/j.cub.2012.10.039 . hdl : 10230/25348 . ПМИД 23219723 .
- ^ Jump up to: а б Синдия Н. Бхану (11 декабря 2012 г.). «Геномное исследование прослеживает путь цыган до Северной Индии» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Текущая биология .
- ^ Jump up to: а б с К. Мейра Голдберг; Ниночка Девора Беннаум; Мишель Хеффнер Хейс (28 сентября 2015 г.). Фламенко на мировой арене: исторические, критические и теоретические перспективы . п. 50. ISBN 9780786494705 . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Саймон Бротон; Марк Эллингем; Ричард Трилло (1999). Мировая музыка: Африка, Европа и Ближний Восток . Грубые гиды. п. 147 . ISBN 9781858286358 , Проверено 21 мая 2016 г.
Рома Раджастан Пенджаб.
- ^ Шебкова, Хана; Жльнаёва, Эдита (1998), Очерк словацкого цыганского диалекта (для педагогических целей) (PDF) , Усти-над-Лабем: Педагогический факультет Университета им. Е.Е. Пуркине в Усти-над-Лабем, стр. 4, ISBN. 80-7044-205-0 , заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ Хюбшманнова, Милена (1995). «Романи чиб – Романи: некоторые основные сведения о цыганском языке». Бюллетень Музея цыганской культуры (4/1995). Брно: Музей цыганской культуры.
Хотя лексика цыганского языка ближе к хинди, марвари, пенджаби и т. д., в грамматической сфере мы находим много общего с восточно-индийским языком, с бенгальским.
- ^ «5 интригующих фактов о цыганах» . Живая наука . 23 октября 2013 г.
- ^ Дождь; Чаубей, Дж; Таманг, Р; Патак, АК; Сингх, В.К. (2012), «Филогеография гаплогруппы Y-хромосомы H1a1a-M82 раскрывает вероятное индийское происхождение европейского цыганского населения», PLOS ONE , 7 (11): e48477, Bibcode : 2012PLoSO...748477R , doi : 10.1371/journal.pone.0048477 , PMC 3509117 , PMID 23209554
- ^ «Могут ли цыгане быть частью индийской диаспоры?» . khaleejtimes.com. 29 февраля 2016 года . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Андреас Хемминг; Джентьяна Кера; Энрикета Пандеймони (2012). Албания: Семья, общество и культура в 20 веке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 132–. ISBN 978-3-643-50144-8 .
- ^ Рамет, Сабрина (1998). Nihil obstat: религия, политика и социальные изменения в Центрально-Восточной Европе и России . Дарем: Издательство Университета Дьюка. стр. 100-1 203–204. ISBN 9780822320708 .
- ^ Скенди, Ставро (1956). «Религия в Албании во время османского владычества» . Юго-восточные исследования . 15 :321-323.
- ^ Койнова, Мария (2000). «Меньшинства Юго-Восточной Европы: цыгане Албании». CEDIME-SE. Страница 4: «Во времена Османской империи многие цыгане приняли ислам по соображениям безопасности, как это сделали или были вынуждены сделать многие этнические албанцы».
- ^ Фрейзер, Ангус (1992). «Цыгане». Страницы 174-175
- ^ Колсти, Джон. «Албанские цыгане: молчаливые выжившие», в книге «Цыгане Восточной Европы» . Страница 51
- ^ Кольсти. «Тихие выжившие». Страницы 51-52
- ^ Ковач, Петра. «Невидимое меньшинство: цыгане в Албании». Страница 18
- ^ Колсти, Джон. «Албанские цыгане: молчаливые выжившие». стр. 51-52
- ^ Кольсти, «Безмолвные выжившие», стр. 52.
- ^ Колсти, Джон. «Тихие выжившие». Страницы 53-54
- ^ Кольсти. «Тихие выжившие». Страницы 53-54
- ^ Ковач, Петра. «Невидимое меньшинство». Страница 19
- ^ Куртиаде, Марсель. 1995 «Между дружелюбием и антагонизмом: неоднозначное положение цыган в Албании». Страница 10
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши (2005). «Цыгане и египтяне в Албании: от социальной изоляции к социальной инклюзии». Страница 14.
- ^ Роберт Элси (2010). Исторический словарь Албании . Роуман и Литтлфилд. стр. 388–. ISBN 978-0-8108-6188-6 .
- ^ ОЭСР (2 декабря 2003 г.). Обзоры национальной политики в области образования Обзоры национальной политики в области образования: Юго-Восточная Европа, 2003 г. Том 1: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Косово: Том 1: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Косово . Издательство ОЭСР. стр. 75–. ISBN 978-92-64-10072-5 .
- ^ Балканские соседи . Ассоциация ДОСТУП. 2000. с. 2.
- ^ «Третье мнение по Албании, принятое 23 ноября 2011 г. Опубликовано в Страсбурге 4 июня 2012 г. Доступно здесь: http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/minorities/3_fcnmdocs/PDF_3rd_OP_Albania_en.pdf
- ^ «Центр документации и информации о меньшинствах в Европе – Юго-Восточной Европе (CEDIME-SE)» (PDF) . Проверено 8 апреля 2023 г.
- ^ В опасности: цыгане и перемещенные лица в Юго-Восточной Европе . Программа развития ООН, Региональное бюро для Европы и Содружества Независимых Государств. 1 января 2006 г. с. 15. ISBN 978-92-95042-53-7 .
- ^ Куртиад, Марсель. 2000. Никаких записей по делу: рома в Албании, отчет. Европейский центр по правам цыган (ERRC).
- ^ Куртиад, Марсель. 1990-е годы. «Социальный и исторический профиль цыган в Албании, Часть III». Материалы конференции: стр. 34
- ^ Куртиадес. 2000. Никаких записей по делу: рома в Албании, отчет. Европейский центр по правам ромов (ERRC)
- ^ Ковач, Петра. 1996. «Невидимое меньшинство: цыгане в Албании».
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши (2005). «Цыгане и египтяне в Албании: от социальной изоляции к социальной инклюзии». Страница 17
- ^ Майл, Рамазан и Ллеши, Альма. 2007. «Положение цыганского меньшинства в Албании» . Союз албанских ромов «Амаро-Дром».
- ^ Койнова, Мария. «Меньшинства Юго-Восточной Европы: цыгане Албании». Центр документации и информации меньшинств в Европе – Юго-Восточной Европе (CEDIME-SE). Страница 2
- ^ Койнова, Мария. «Рим Албании». CEDIME-SE. Страница 10.
- ^ Фонсека, Изабель (1995). «Похорони меня стоя». Страница 95
- ^ Койнова, Мария (2000). «Рим Албании». CEDIME-SE. Страница 10
- ^ Койнова, Мария (2000). «Рим Албании». CEDIME-SE. Страница 11
- ^ Фонсека, Изабель (1995). «Похорони меня стоя». Страница 89
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши (2005). «Цыгане и египтяне в Албании: от социальной изоляции к социальной интеграции». Страницы 21-24
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши. Цыгане и египтяне в Албании . Цитата на стр. 18-19: «Сегодня многие браки заключаются между представителями разных цыганских группировок , тогда как раньше этого не происходило. Каждый хотел от своего фиса … Однако сегодня молодежь не заботится об этой традиции, и они даже начали жениться на белых, египтянках или цыганах из других фисе ».
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши. «Рома и египтяне в Албании». Страницы 19-20
- ^ Де Сото и др. «Рома и египтяне в Албании». Страница 21.
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши (2005). «Цыгане и египтяне в Албании: от социальной изоляции к социальной интеграции. Страницы 16-17
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши (2005). «Рома и египтяне в Албании». Страница 17
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши (2005). «Рома и египтяне в Албании», стр. 17
- ^ Де Сото, Бедди и Гедеши (2005). «Рома и египтяне в Албании». Страница 18
Библиография
[ редактировать ]- Антропологический журнал европейских культур . Европейский центр традиционных и региональных культур. 1993.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрмине Дж. Де Сото; Сабина Постельные принадлежности; Илир Гедеши (1 января 2005 г.). Рома и египтяне в Албании: от социальной изоляции к социальной инклюзии . Публикации Всемирного банка. ISBN 978-0-8213-6171-9 .