Арумыны в Албании
Общая численность населения | |
---|---|
2459 (перепись 2023 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Южная Албания Жудец Корча , Жудец Фиер , Жудец Гирокастра , Жудец Влёра , Жудец Берат Центральная Албания Округ Эльбасан , Округ Дуррес , Округ Тирана | |
Языки | |
Арумынский ( родной ), албанский | |
Религия | |
Преимущественно восточное православие | |
Родственные этнические группы | |
арумыны |
Арумыны в Албании ( арумынский : Rrãmãnji/Armãnji tu Arbinishii ; албанский : Arumunët/Vllehët ne Албания ) являются официально признанным этническим меньшинством в Албании . [2]
Этнонимы
[ редактировать ]Часть серии о |
арумыны |
---|
Арумын в Албании официально называют меньшинством Вллах/Арумун . Местное население часто называет их Вллех , Чобендже (от турецкого çoban , «пастух»), Хачет или Ксинхарет , Гогет и Ллацифакет . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Арумыны были впервые признаны на Лондонской конференции 1912–1913 годов как группа меньшинства в Албании. Они сражались с Османской империей вместе с сербами и греками во время Балканских войн .
Во время коммунистического режима в Албании арумыны не были признаны отдельным меньшинством. После падения коммунизма в Албании произошло возрождение этнической арумынской в стране идентичности. Ассимиляция и идентификация были и продолжают оставаться сложной проблемой, касающейся арумын Албании и Балкан в целом . [3]
Исторические поселения
[ редактировать ]Москополе
Город Москополе (албанский: Воскопое ) когда-то был домом для крупнейшего арумынского населения в мире. Это был культурный и торговый центр аромунов с населением более 3500 человек. Город был сровнен с землей Али-пашой Янины в 1788 году, что вызвало исход арумынского народа через Балканы . Многие из них оказались в местах, которые впоследствии стали Северной Македонией , Албанией и Грецией . Самая большая концентрация арумын была в районе Пелистер Северной Македонии, городе Крушево и вокруг озера Преспа . Москополиты ( Moscopoleanji на арумынском языке) сегодня являются одними из крупнейших популяций арумын. Они говорят на грабовийском/москопольском диалекте арумынского языка и являются потомками грабовцев/москопольцев в Крушево (арумынский: Крушево, македонский: Крушево), которые сегодня являются полностью признанной группой меньшинства в соответствии с конституционным законом Северной Македонии . [ нужна ссылка ]
я ограбил
Грабова — средневековый город, созданный в 10 веке. Арумыны несколько раз покидали Грабову, хотя село никогда не опустело полностью. Первая волна депопуляции произошла в 17 веке, когда Грабова разделила судьбу Москополе, а в межвоенный период, начиная с 1931 года, многие грабовары эмигрировали в Эльбасан и Лушне . В 1933 году 15 семей из села эмигрировали в Румынию ; первоначально они поселились в Южной Добрудже , а затем, в 1940 году, в деревне Нисипари , уезд Констанца , откуда они переехали в более крупные близлежащие города (Меджидия, Овидиу, Констанца). Другая важная иммиграция началась в 1950 году, когда коммунистические власти использовали мастеров. из Грабовой для строительства промышленных объектов в Корче, Поградце , Грамше , Эльбасане и Тиране . Жители Грабовой говорят на грабовском/москопольском диалекте арумынского языка. [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Арумыны в Албании, являются преимущественно православными христианами как и остальные аромуны, . В Корче ( арумынский : Curceaua , Curceauã , Curceau или Curciau ) у них есть церковь на арумынском языке по имени Св. Сотир ( Айиу Сутир ). Церковь Св. Сотира в Корче - одна из немногих церквей в Албании, обслуживающих арумынское меньшинство страны.
СМИ
[ редактировать ]К средствам массовой информации на румынском языке относятся газеты Popullorë и Ta Néa tis Omonias , обе прогреческие. Есть также газеты Fraatsia Vëllazëria и Fratsilia , которые выходят нерегулярно. [4] а также Фаршароту и Арумунет/Вллехте , а также RTSH 2 и RTSH Гирокастра. RTSH 2 транслирует с понедельника по пятницу новости и программы на арумынском языке, а RTSH Gjirokastra ведет вещание только один раз в неделю. Помимо телемедиа, есть также интернет-радио RTV Armakedon.
Образование
[ редактировать ]В Тиранском университете арумынский язык изучается на факультете иностранных языков.
Демография
[ редактировать ]По переписи 2023 года 2459 человек заявили себя арумынами в Албании. По переписи 2011 года 8266 человек заявили себя арумынами. [5] По поводу качества конкретных данных Консультативный комитет по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств заявил, что «к результатам переписи следует относиться с предельной осторожностью, и призывает власти не полагаться исключительно на собранные данные о гражданстве». во время переписи населения при определении своей политики по защите национальных меньшинств». [6] В контексте переписи населения, проведенной в 2011 году в Албании, представители арумынской общины страны заявили, что результаты не отражают реальную численность арумынского населения Албании. [7]
По словам Тома Виннифрита в 1995 году, в Албании проживало около 200 000 человек арумынского происхождения, независимо от владения арумынским языком, или говорили на арумынском языке, не обязательно считая себя обладателями отдельной идентичности. [8] [9] По данным Франка Крессинга и Карла Казера в 2002 году, в Албании проживало от 30 000 до 50 000 арумын. [10] В 2004 году Арно Таннер назвал Албанию единственной страной, где влахи составляют относительно значительный процент населения, около 2%. [8]
Список населенных пунктов
[ редактировать ]В Албании арумынские общины населяют Москополе, их самое известное поселение, район Колонье (где они сконцентрированы), квартал Фиера (арумынский Ферака ), в то время как арумынский язык преподавали, как записано Томом Виннифритом, в начальных школах в Андон-Почи недалеко от Гирокастер , Шкалле (арумынский Скара ) возле Саранды и Боровэ возле Корчи ( Курчауа , Курчауа , Курсо или Курчау ) (1987). [11] Румынская исследовательская группа в 1960-х годах пришла к выводу, что албанские арумыны мигрировали в Тирану , Стан-Карбунарэ , Скрапар , Поян , Билишт и Корчу и что они населяли Караю, Лушне , Москополе, Дренову и Бобоштицу (арумынскую Бубуштицу ). [11]
Центральная Албания
[ редактировать ]Мизек , ( арумынский : Музачия ) — область в юго-западно-центральной Албании которая включает в себя части графства Фиер ( арумынский : Ферака ). Во многих деревнях проживает большое количество арумын. Арумынских жителей Мизеке на арумынском языке называют Музачиары или Музачиренджи .
- Верхняя Грабова ( арумынский : Греава, Грабува )
Южная Албания
[ редактировать ]Бератский уезд
[ редактировать ]Влерский уезд
[ редактировать ]- Селеница ( арумынский : Селеница, Селеница/Селеница )
- Ксарре ( арумынский : Дзара )
- Кардикак
- Я съеживаюсь
Страна Гирокастра
[ редактировать ]- Гирокастра
- Гумелица ( арумынский : Умелица, Умелице )
- Лабово
- Кесторат ( арумынский : Chiãsturat, Chiãsturata )
- Стегопул ( арумынский : Стагопул )
- Саракян
- Сельдерей
- Загория ( арумынский : Загурия, Загурий )
- Клубника ( арумынский : Фаршар )
- Через
- Чаршова ( арумынский : Ciarshova )
- Леуса
Уезд Корча
[ редактировать ]Большую часть арумын можно найти в Юго-Восточной Албании.
- Москополе ( арумынский : Moscopole ) когда-то процветающий арумынский центр, нынешняя деревня Воскопое.
- Корча ( румынский : Леопард , Леопард , Леопард или Леопард )
- Виткук ( арумынский : Биткучи )
- Дренова ( арумынский : Дарнова )
- Бобоштице ( арумынский : Бубуштица )
- Груша
- Лесковик
Статус меньшинства
[ редактировать ]Арумыны были впервые признаны на Лондонской конференции 1912–1913 годов как группа меньшинства до коммунистической эпохи (1967). С 1967 по 1992 год они были известны как простые албанцы , а с 1992 по 2017 год — как культурное и языковое меньшинство. С 2017 года арумыны являются официально признанным этническим меньшинством в Албании.
Существующими политическими разногласиями среди арумынского населения в Албании являются прогреческие и состоящие только из арумын фракции, которые являются наиболее многочисленными группами, а также прорумынская фракция, причем последняя менее многочисленна. Все они пропагандируют свое арумынское этническое происхождение, но по-разному определяют свою национальную идентичность. А именно, прогреческая группа согласилась бы с большинством арумын в Греции в том, что они являются национально греками с арумынскими языковыми и культурными чертами. С другой стороны, те, кто поддерживает совершенно отдельную арумынскую идентичность, заявляют, что они являются арумынами как по национальному, так и по этническому признаку, и отрицают наличие греческого или румынского национального самосознания. [7]
Политика
[ редактировать ]У арумын есть своя политическая партия в Албании. Он известен как Альянс за равенство и европейское правосудие (ABDE), он был основан в 2011 году. [12] и стремится к объединению всех албанских арумын. [13] В мире есть только две другие арумынские политические партии: Демократический союз влахов Македонии (DSVM) и Партия влахов Македонии (PVM), обе в Северной Македонии.
Известные люди из Албании
[ редактировать ]Образование:
- Даниэль Москополитес (1754–1825) - арумынский ученый из современной Албании.
- Аурел Плазари - албанский интеллектуал [14]
- Ило Митке Кафезези - албанский интеллектуал
- Митруш Кутели – албанский писатель, литературный критик и переводчик.
Финансы:
- Семья Мочиони — австро-венгерская семья банкиров и филантропов.
Искусство/Музыка:
- Альберт Верриа (1936-2015) - албанский актер [15]
- Сандер Проси (1924-1985) - албанский актер. [16]
- Никола Зораки (1928–1991) - композитор [16]
- Виолета Мануши (1926-2007) - актриса
- Маргарита Чепа (1932-) - актриса [16]
- Ндричим Чепа (арумынская мать) (1957-) - актер
- Эли Фара (1968-) - певец и автор песен [17]
- Скай Пасо (1914-1991) - албанский скульптор. [18]
- Яков Хоха (1923-1979) - албанский писатель и писатель. [19]
- Парашкеви Симаку (1966-) - бывший албанский музыкант. [20]
- Прокоп Мима — албанский актёр.
Политика:
- Апостол Арсаке (1789-1869) греко-румынский политик и филантроп.
- Димитер Тутулани (19 марта 1857-1937), албанский юрист и политик. [21]
- Рита Марко (1920-2018) – председатель Албанского Политбюро. [22]
- Лири Геро (1926-1944) - албанская мученица и героиня Второй мировой войны. [19]
- Теодор Хеба (1914–2001) – албанский председатель Политбюро с 1950 по 1951 год. [23]
- Нако Спиру (1918-1947) - албанский политик-коммунист. [24]
- Ллазар Фундо (1899-1944) - албанский коммунист, бывший член Балканской коммунистической федерации, репрессирован в 1944 году.
- Атанас Шунди (1892-1940) - албанский политик, фармацевт и один из первых сторонников Албанской православной церкви.
Религия:
- Хараламбие Баламачи (1850-1914) - арумынский священник.
- Дамиан Албанский (1886-1973) - архиепископ Албанской Православной Церкви с 1966 по 1967 год.
- Нектарий Терпос (конец 17 – 18 веков) священник и писатель.
- Теодор Каваллиотис (1718–1789) - греческий священник и учитель.
- Иоаким Мартианос (1875-1955) – греческий священник и учитель.
Другой:
- Маргарита Тутулани (1925-6 июля 1943) антифашистка .
- Василь Траша (1926-1958), албанский партизан и летчик.
Галерея
[ редактировать ]- Национальный арумынский фестиваль в Москополе, 15 августа 2010 г.
- Вход на арумынском языке в Москополе
- Москополе в 1742 г.
См. также
[ редактировать ]- Арумыны в Болгарии
- Арумыны в Греции
- Арумыны в Северной Македонии
- Арумыны в Румынии
- Арумыны в Сербии
- Москополе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2023 года» (PDF) . Институты и статистики (ИНСТАТ).
- ^ Проект, Джошуа. «Арумын в Албании» . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Шванднер-Зиверс, Стефани. «Пробуждение албанских арумын: политика идентичности и конфликты в посткоммунистической Албании» (PDF) . Европейский центр по вопросам меньшинств (ECMI). стр. 3–7 . Проверено 17 марта 2023 г.
В коммунистические времена в Албании они не были признаны отдельной группой меньшинства, официально считались почти полностью ассимилированными и, следовательно, включены в статистику населения». . Сон «спящей красавицы» закончился, и это стало частью недавней глобальной балканской арумынской инициативы.
- ^ Каль, Теде (2002). «Этническая принадлежность арумын после 1990 года: идентичность меньшинства, которое ведет себя как большинство» . Этнология Балканика . 6 : 157.
- ^ Перепись населения и жилищного фонда (основные итоги) – 2011 г. (PDF) (Отчет). Институт статистики (Албания) . 2012. с. 71 . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Третье заключение по Албании, принятое 23 ноября 2011 г.» . Консультативный комитет по основам защиты национальных меньшинств . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Степанович, Деян (2013). «Воспринимаемая этническая принадлежность и гражданство родственного государства в Юго-Восточной Европе» . Электронный журнал SSRN : 17. doi : 10.2139/ssrn.2388698 . ISSN 1556-5068 . S2CID 141053504 . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Таннер 2004 , с. 209.
- ^ Шванднер-Зиверс, Стефани (март 1999 г.). «Пробуждение албанских арумын: политика идентичности и конфликты в посткоммунистической Албании» . www.ecmi.de. Европейский центр по вопросам меньшинств . стр. 1–2. Архивировано из оригинала 26 января 2020 года . Проверено 17 августа 2021 г.
Виннифрит увеличил эти цифры после неоднократных путешествий по Южной Албании. В свою последнюю оценку в 200 000 человек он включает всех тех, кто считает себя влахами/арумынами с точки зрения происхождения, со знанием языка или без него, а также тех, кто говорит на этом языке, но не указывает на определенную идентичность.
- ^ Крессинг, Фрэнк; Казер, Карл (2002). Албания – страна переходного периода: аспекты изменения идентичности в стране Юго-Восточной Европы . Номос. п. 12.
от 5 000 до 15 000 македонцев и черногорцев на севере и востоке; от 30 000 до 50 000 влахов или арумын
- ^ Jump up to: а б Виннифрит 1987 , с. 35.
- ^ Мустака, Валентин (2012). «Ежегодник партии «Альянс за европейское равенство и справедливость» ABDE / Un an di lafundatsia a partitul «Ligãturea ti Egaliteati sh-Drept European» ABDE» . Арумыны Албания (на албанском и арумынском языках). Том. 2, нет. 19. стр. 2–5.
- ^ «Альянс ABDE за европейское равенство и справедливость с политической программой, по сути: объединение валахов в единую политическую силу» . Городские новости Албании (на албанском языке). 10 ноября 2016 г.
- ^ Нэгеле, Джолион (7 ноября 2001 г.). «Албания: валахское население, арумынский язык находится под угрозой исчезновения» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода .
- ^ Бижити, Йован (4 октября 2015 г.). «Долина в мускульных пространствах» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2020 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Гушо, Джани (февраль 2011 г.). «Братство – ВЕЛЛАЦЕРИЯ» (на румынском языке). стр. 7.
...армянского происхождения: Сандер Проси, Прокоп Мима и Маргарита Чепа, а также великий композитор Николла Зораки.
- ^ Минга, Микаэла (2012). Кенге Корчаре: Создание песен и музыкальная культура в городе Корча в двадцатом веке (PDF) (Диссертация). п. 266.
Эли Фара (р. 1967) — певец арумынского происхождения.
- ^ Правительство, албанский (nd). «Армяне или влахи Албании» . Правительство Албании . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года.
- ^ Jump up to: а б Бижити, Йован (4 октября 2015 г.). «Долина в мускульных пространствах» . Архивировано из оригинала 5 октября 2015 года.
- ^ « Братья каждого века»! – Диелли | The Sun» . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ «Меньшинство Вллах/Арумун | МЕНЬШИНСТВА В АЛБАНИИ» . Архивировано из оригинала 20 июня 2017 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Канал ТВ1 (11 июля 2018 г.). «Редкие рукописи Риты Марко о войне: Как я встретил Кемали и Энвера» . Архивировано из оригинала 13 июля 2018 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Арумунет Албания № 42» . выпуску . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Арумынский вопрос: уроки кровавой истории — Арумынское культурное общество Фаршароту» . 25 апреля 2018 года . Проверено 4 января 2022 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Каль, Теде (2002). «Этническая принадлежность арумын после 1990 года: идентичность меньшинства, которое ведет себя как большинство» . Этнология Балканика . 6 : 145–169.
- Таннер, Арно (2004). Забытые меньшинства Восточной Европы . Хельсинки: Книги Востока и Запада. ISBN 978-952-91-6808-8 .
- Виннифрит, Том (1987). Влахи: История балканского народа (PDF) . Нью-Йорк: Дакворт. ISBN 978-0-7156-2135-6 .
- Хилл, Клара; Мета, Бекир (2014). «Заметки о влахском вопросе: влахский вопрос и Лондонская конференция» . Исторические исследования . 1–2 .
- Джорджевич, Любица; Заими, Зенайда (2019). «Комментарий: Закон о защите национальных меньшинств в Республике Албания» (PDF) . Журнал по этнополитике и проблемам меньшинств в Европе . 18 (1).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Государственный комитет меньшинств» (на албанском языке). Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 года . Проверено 10 мая 2019 г.