Лесковик
Лесковик | |
---|---|
![]() Лесковик на фоне горы Мелезини. | |
Координаты: 40 ° 9'N 20 ° 36'E / 40,150 ° N 20,600 ° E | |
Страна | ![]() |
Графство | Корче |
Муниципалитет | одеколон |
Высота | 913 м (2995 футов) |
Население (2011) | |
• Муниципальная единица | 1,525 |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Почтовый индекс | 7402 |
Код города | (0)871 |
Лесковик ( албанский : Leskoviku ) — город в уезде Корча , на юго-востоке Албании. Исторически до 2015 года это был муниципалитет , после чего он стал подразделением Колонье . Город расположен недалеко от греко-албанской границы. Численность населения по переписи 2011 года оценивалась в 1525 человек.
Имя
[ редактировать ]Название происходит от славянского слова «леска» («орешник» или «ореховая река») вместе с суффиксом ik(ë) . Название города было указано как Лексовико на карте 1821 года французского писателя и путешественника Франсуа Пуквиля и как Лесковик в османском документе, выпущенном в 1851 году. [1]
История
[ редактировать ]как летний курорт Лесковик был создан османами , когда регион перешел под их контроль в 15 веке. Это было в Санджаке Янины . [2] Он был признан городом в начале 1800-х годов. Он был возведен из каза (подрайона) в санджак . Лесковик каза (подрайон) находился в пределах санджака Янина и был частью Янья до 1912 года. вилайета (провинция) [3]
19 век
[ редактировать ]Лесковик и близлежащая гора Мелесин были местом битвы в 1831 году.
Османские албанские спахи и землевладельцы Лесковика 19-го века владели поместьями ( чифтлик ) в некоторых частях Балкан и, в частности, на Фессалийской равнине , пока их потеря Греции в 1881 году не привела к местному экономическому спаду и увеличению зависимости от сельского хозяйства. [4]
Лесковик был важным центром суфийского ордена Бекташи . [5] [6] и он прочно утвердился в окрестностях. [7] суфийский орден Халвети . В городе также присутствовал [6] а суфийский орден Хаятия имел текке, датируемый 1796 годом. [8] В поздний османский период и накануне Балканских войн население Лесковика составляли в основном мусульмане-бекташи. [6] [9] [10] В Лесковике в 1887 году Абедин Баба, уроженец города и религиозный деятель, основал текке Бекташи. [8] [11] В текке находилось небольшое количество дервишей и могила Абедин-Бабы, позже разрушенная войной. [10] Еще одним религиозным сооружением была Пазарская (Базарная) мечеть Лесковика. [12] Несколько албанцев-мусульман из Лесковика работали в османской бюрократии в качестве административных чиновников, управляющих некоторыми районами в некоторых частях империи. [13] Греческое образование присутствовало в Лесковике в 1898–1899 учебном году: одна школа для мальчиков и одна школа для девочек, и их посещали в общей сложности 100 учеников. [14]
20 век
[ редактировать ]Во время Балканских войн (1912–1913) османское правление подошло к концу, и Лесковик ненадолго перешел под контроль греческих войск. Вскоре после этого город посетила международная комиссия, которой было поручено провести точные границы между Королевством Греции и недавно созданным Княжеством Албания . [15] Международная демаркационная пограничная комиссия столкнулась с некоторыми трудностями при проведении новой границы, поскольку в районе Лесковика и близлежащей Коницы проживало смешанное население албанцев и греков . [16] После раздела Лесковик-казы (1913 г.) по демографическому признаку ее греческие поселения отошли к Греции, а албанские поселения стали частью Албании, а сам Лесковик разместился в албанской провинции Колонье. [17]
Лесковик был окончательно передан Албании в соответствии с условиями Флорентийского протокола (17 декабря 1913 г.). 5 марта [ 20 февраля по OS ] 1914 года город официально вошел в состав Автономной Республики Северный Эпир . [18]
Вторая мировая война
[ редактировать ]21 ноября 1940 года, во время греко-итальянской войны , части 2-го армейского корпуса наступающих греческих войск вошли в Лесковик, прорвав оборону Италии. [19] Греческие позиции, включая Лесковик, были оставлены после вторжения Германии в Албанию в апреле 1941 года. [20]
Холодная война
[ редактировать ]Народная Социалистическая Республика Албания , будучи союзником Советского Союза , участвовала в Гражданской войне в Греции (1946–1949), поддерживая возглавляемую коммунистами Греческую демократическую армию . Лесковик на какое-то время стал его штаб-квартирой. В городе также находился учебный центр, центр снабжения, а также медицинские учреждения для коммунистических партизан, которые совершили несколько вторжений с албанской земли в греческий регион Граммос и бежали обратно в Албанию после завершения операции. [21]
Религия
[ редактировать ]
Часть восточно-православной общины состоит из арумын , которые проживают в смешанных кварталах города. [22]
Одним из сохранившихся (и неповрежденных) памятников в Лесковике является украшенная гробница Кани-паши, умершего в 1918 году. Она расположена внутри нынешнего текке Бекташи . Примерно в 2000 году несколько мусульман, живших в Греции, но родом из Лесковика и имевших происхождение бекташей, начали работу по восстановлению текке . [5]
В более широком регионе религиозный состав распределен между исламом : (бекташи и халветис ), например, в соседних Гьонче и Глине , и христианством (в основном православием ). [23] с некоторыми перешедшими в православие, [6] другие к католицизму и протестантизму , а также некоторые нерелигиозные люди .
Есть свидетельства того, что орден дервишей Саади , которые были исламской суфийской сектой . в Лесковике присутствовал [24]
Местное самоуправление
[ редактировать ]Местное самоуправление Лесковика было реорганизовано в ходе реформы местного самоуправления 2015 года, когда оно стало подразделением Колонье . [25]
География
[ редактировать ]Лесковик расположен в 1,1 км от горы Мелесин, внутри треугольника Эрсеке -Коница- Чаршово .
Демография
[ редактировать ]Население Лесковика во время Всеобщей переписи 1881–1883 годов было зарегистрировано как полностью состоящее из «мусульман» и «греков»: [2]
Мужчины-мусульмане | Женщины-мусульманки | Мужчины-греки | Женщины-греки |
---|---|---|---|
2219 | 2528 | 6585 | 6976 |
После 1990-х годов население сократилось из-за эмиграции. В современный период город Лесковик является религиозно смешанным, состоящим из мусульман-бекташей и православных христиан. [26] [6] Население Лесковика по переписи 2011 года оценивалось в 1525 человек. [27]
По данным переписи населения Албании 2011 года, из 1525 жителей 63,41% заявили себя албанцами, 10,16% - греками и 1,44% - арумынами. Остальное население не указало свою этническую принадлежность. [28] Однако по поводу качества конкретных данных Консультативный комитет по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств заявил, что «к результатам переписи следует относиться с предельной осторожностью, и призывает власти не полагаться исключительно на данные о гражданство, собранное в ходе переписи населения при определении своей политики по защите национальных меньшинств.", [29] в то время как перепись бойкотировалась значительной частью греческой общины Албании . [28]
Известные люди
[ редактировать ]
- Яни Врето (1822–1900), албанский рилиндас и один из основателей Центрального комитета защиты прав албанского народа, родился в деревне Постенан , недалеко от Лесковика. [30]
- Абедин Баба из Лесковику (род. до 1867–1912) – религиозный деятель и поэт бекташей. [5]
- Хафизе Лесковику (родился около 1870 г. ), певец и музыкант-инструменталист.
- Незир Лесковику (1876 – ок. 1970 ), дипломат и османский администратор
- Ахмед Вефику (род. 1882), албанский политик. [31]
- Мустафа Кулли , более известный как Мучо Кулли (1887–1915), албанский патриот , публицист , издатель шкодерской газеты « Популли».
- Аждын Аслан (1895–1976), музыкант, владелец звукозаписывающей компании , активист Ватры , автор гимна Ватры; [32]
- Наим Фрашери , актер (1923–1975), родился в Лесковике. [33]
- Аслан Руси (1944–1983), волейболист главная волейбольная арена Тираны . , его имя носит
- Ибрагим Сирри Лесковику , албанский политик. [34]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Элси 1994 .
- ^ Jump up to: а б Karpat 1985 , p. 146.
- ^ Хартманн 2016 , с. 118.
- ^ Клейер 2007 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б с Элси 2019 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д и Бачис и Пушедду 2013 , с. 371.
- ^ Клейер 1990 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Норрис 1993 , стр. 111–112.
- ^ Виннифрит 2002 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Хаслук 1916 , с. 118.
- ^ Элси 2019 , с. 275.
- ^ Клейер 2005 , стр. 331.
- ^ Клейер 2005 , стр. 319, 324, 331.
- ^ Кольцида, Афина. «Образование в Северном Эпире во времена поздней Османской империи» [Образование в Северном Эпире во времена поздней Османской империи, Кольцида Афина]. Влахой.нет (на греческом языке). Университет Салоник . стр. 227–228 . Проверено 2 декабря 2012 г.
- ^ Стикни 1926 , стр. 38–39.
- ^ Нициакос и Нициакос 2010 , с. 40.
- ^ Коколакис 2003 , с. 199.
- ^ Капецопулос, Флокас и Дима-Димитриу 2000 , с. 153.
- ^ Матани 1994 , стр. 82.
- ^ Элси 2010 , с. 174.
- ^ Шрейдер 1999 , стр. 188–192.
- ^ Нициакос 2011 , стр. 149–150.
- ^ Пушедду 2018 , стр. 143–149, 151–152.
- ^ Элси 2010 , с. 394.
- ^ «Карку Корча» [Район Корча] (PDF) . Официальный вестник Республики Албания (на албанском языке). Нет. 137. Тирана. 1 сентября 2014. с. 6372–6373 . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ Пушедду 2018 , с. 151.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Албании 2011 г.» (PDF) . Статистический институт Республики Албания. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Этнический состав Албании 2011» .
- ^ «Третье заключение по Албании, принятое 23 ноября 2011 г.» . Консультативный комитет по основам защиты национальных меньшинств ( Совет Европы ) . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Элси 2010 , с. 478.
- ^ Клейер 2005 , с. 319.
- ^ Далип, Грека (7 августа 2013 г.). «Загадка гимна Федерации «Ватра» » [Загадка гимна Федерации «Ватра»] (на албанском языке). Нью-Йорк: Солнце . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Наим Фрашери (1923–1975)» . IMDB . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Клейер 2005 , с. 311.
Источники
[ редактировать ]- Бачис, Франческо; Пушедду, Антонио Мария (2013). «Мобильность, границы, религии: сравнение показателей в Средиземноморье» . Журнал средиземноморских исследований . 22 (2).
- Клейер, Натали (1990). Албания, земля дервишей: Мусульманские мистические ордена в Албании в постосманскую эпоху (1912–1967) (на французском языке). Харрасовиц. ISBN 978-34470-3-088-5 .
- Клейер, Натали (2005). «Албанские студенты Мектеб-и Мюлькие: Социальные сети и направления мысли» . В Оздалге, Элизабет (ред.). Позднее Османское общество: интеллектуальное наследие . Рутледж . ISBN 978-04153-4-164-6 .
- Клейер, Натали (2007). албанского национализма: рождение преимущественно мусульманской нации в Европе ( Истоки на французском языке). Париж: Картала. ISBN 978-28458-6-816-8 .
- Элси, Роберт (1994). «Hydronymica Albanica: обзор названий рек в Албании» (PDF) . Журнал балканологии . 30 (1). Йенский университет , Германия: 1–46. ISSN 0044-2356 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2016 г.
- Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании (2-е изд.). Плимут, Великобритания: ISBN Scarecrow Press, Inc. 978-08108-7-380-3 .
- Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура ордена дервишей на Балканах . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-17883-1-571-5 .
- Хартманн, Эльке (2016). Досягаемость государства: воинская повинность и современная государственность в Османской империи 1869-1910 гг . Война в истории (на немецком языке). Падерборн, Германия: Фердинанд Шёнинг. ISBN 978-36577-8-373-1 .
- Хаслак, ФРВ (1916). «Географическое распространение бекташей» . Ежегодник Британской школы в Афинах . 21 : 84–124. дои : 10.1017/S0068245400009631 . JSTOR 30102759 . S2CID 180796755 .
- Капецопулос, Иоаннис; Флокас, Хараламбос; Дима-Димитриу, Анжелики (2000). Борьба за Северный Эпир . Генеральный штаб греческой армии, Управление истории армии. ISBN 978-960-7897-40-4 .
- Карпат, Кемаль Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: Демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета . ISBN 978-0-299-09160-6 .
- Коколакис, Михалис (2003). 1820–1913) . Поздний пашалик Янины: пространство, администрация и население в Эпире, находящемся под властью Османской империи ( ] (на греческом языке) Афины, Греция: EIE-KNE. ISBN 978-960-7916-11-2 .
- Матани, Айвор (1994). Вторая мировая война . Годалминг, Великобритания: Издательство CLB. ISBN 978-18583-3-182-9 .
- Нициакос, Базилес Г.; Нициакос, Василис (2010). На границе: трансграничная мобильность, этнические группы и границы вдоль албанско-греческой границы . Мюнстер, Германия: LIT Verlag. ISBN 978-36431-0-793-0 .
- Нициакос, Василес (2011). Балканские пограничные переходы: второй ежегодный курс летней школы Коница . Берлин: Лит. ISBN 978-3-643-80092-3 .
- Норрис, Гарри Терлуолл (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Издательство Университета Южной Каролины . ISBN 978-0-87249-977-5 .
- Пушедду, Антонио Мария (2018). «Работа с границами: мусульманское паломничество и политическая экономия на границе Южной Албании». Во Фласкеруде, Ингвильд; Натвиг, Ричард Дж. (ред.). Мусульманское паломничество в Европе (PDF) . Рутледж. ISBN 978-1-317-09108-0 .
- Шрейдер, Чарльз Р. (1999). Увядшая лоза: логистика и коммунистическое восстание в Греции, 1945–1949 ([Онлайн-авторское издание]). Вестпорт, Коннектикут: Прегер. ISBN 978-0-275-96544-0 .
- Стикни, Эдит Пирпонт (1926). Южная Албания или Северный Эпир в европейских международных отношениях, 1912–1923 гг . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-6171-0 .
- Виннифрит, Том (2002). Бесплодные земли-пограничье: история Северного Эпира/Южной Албании . Лондон: Дакворт. ISBN 978-0-7156-3201-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кондит, DM (1962). Ричардсон, Эрин М. (ред.). Практический пример партизанской войны: Греция во время Второй мировой войны (PDF) (пересмотренная ред.). Форт-Брэгг, Северная Каролина: Командование специальных операций армии США. стр. 211–212.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Генеральная карта современной Греции в масштабе 1 000 000 (1828 г.) - Лесковик изображен на карте Пьера Лапи из Национальной библиотеки Франции.
- Фотография поврежденного мусульманского квартала в Лесковике во время Первой мировой войны с сайта Министерства культуры Франции.