Орден Бекташи
Аббревиатура | Бектасия / Бекташизм |
---|---|
Тип | Дервишский орден |
Штаб-квартира | Всемирная штаб-квартира Бекташи , Тирана (ранее Комплекс Хаджи Бекташ Вели , Невшехир ) |
Область | Албания , Болгария , Греция , Косово , Северная Македония , Турция , другие албанские диаспоры ( Италия , США ) и турецкая диаспора ( Германия , Франция , Австрия , Бельгия ) |
дедушка | Баба Миры |
Ключевые люди |
|
Веб-сайт | Официальный сайт |
Часть серии об Ордене Бекташи. Орден Бекташи |
---|
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Орден Бекташи или бекташизм — исламский суфийский мистический орден, 13 века возникший в Османской империи . Назван в честь святого Гаджи Бекташа Вели . Бекташскую общину в настоящее время возглавляет Баба Монди , ее восьмой Бекташи Дедебаба , ее штаб-квартира находится в Тиране , Албания . [ 6 ] В совокупности приверженцев бекташизма называют бекташцами или просто бекташи. [ 1 ] [ 7 ]
Первоначально один из многих суфийских орденов в суннитском исламе, к 16 веку орден принял некоторые принципы шиитского ислама двунадесятников , включая почитание Али, зятя Мухаммеда, и двенадцати имамов; а также разнообразные синкретические верования. Политическое значение бекташи приобрели в 15 веке, когда орден господствовал над янычарами . [ 8 ] После основания Турецкой Кемаль Республики Ататюрк запретил религиозные учреждения, которые не входили в состав Управления по делам религий , а штаб-квартира общины переехала в Албанию. Салих Ниджази был последним деде в Турции и одновременно первым в Албании. Орден стал участвовать в албанской политике, и некоторые из его членов, в том числе Исмаил Кемаль , были крупными лидерами Албанского национального пробуждения .
Бекташи верят в Исму Пророков и посланников , Двенадцать Имамов , Четырнадцать Непогрешимых и нынешних Дедебабов . [ 9 ] Помимо духовного учения Хаджи Бекташа Вели, орден Бекташи позже в период своего формирования находился под значительным влиянием Хуруфитов ( в начале 15 века), Каландарийя течения суфизма , таких фигур, как Ахмад Ясави , Юнус Эмре , Шах Исмаил , Шейх Хайдар , Несими , Пир Султан Абдал , Гюль Баба , Сари Салтик и в той или иной степени в более широком смысле — шиитская система верований, циркулировавшая в Анатолии в XIV-XVI веках. Мистические практики и ритуалы ордена Бекташи были систематизированы и структурированы Балымом Султаном в 16 веке.
По оценкам Решата Барди , сделанным в 2005 году , во всем мире насчитывается более семи миллионов бекташи, хотя более поздние исследования показывают, что эта цифра достигает 20 миллионов. [ 10 ] В Албании они составляют 9% мусульманского населения и 5% населения страны. [ 11 ] Еще 12,5 миллионов бекташи проживают в Турции . [ 12 ] Бекташи в основном встречаются по всей Анатолии , на Балканах общин османской эпохи и среди греческих мусульманских . [ 13 ] Термин «Алеви-Бекташи» в настоящее время является широко и часто используемым выражением в религиозном дискурсе Турции как общий термин для двух религиозных групп: алевизма и бекташизма. [ 14 ]
История
[ редактировать ]Истоки и создание
[ редактировать ]Бектасия возникла в Анатолии как последователи ученого XIII века Бекташа . [ 15 ] Доктрины и ритуалы Бекташийи были систематизированы мистиком Балимом Султаном , которого Бекташи считают пиром ат-тани («Вторым старейшиной»). [ 15 ]
Первоначально оно было основано как суфийское движение. [ 16 ] [ 17 ] Ветвь получила широкое распространение в Османской империи , их ложи разбросаны по всей Анатолии, а также на Балканах . Это стало официальным приказом Янычарского корпуса , элитного пехотного корпуса Османской армии . [ 18 ] Таким образом, они также стали в основном ассоциироваться с анатолийскими и балканскими мусульманами восточно-православного происхождения, в основном албанцами и северными греками (хотя большинство ведущих баба-бекташи были выходцами из южных албанцев). [ 19 ] запретил орден Бекташи на всей территории Османской империи В 1826 году султан Махмуд II за тесные связи с янычарским корпусом. [ 18 ] Многие дервиши Бекташи были сосланы, а некоторые казнены. [ 18 ] Их текке были уничтожены, а доходы конфискованы. [ 18 ] Это решение было поддержано суннитской религиозной элитой, а также лидерами других, более ортодоксальных суфийских орденов. Бекташи медленно обрели свободу с наступлением эпохи Танзимата . После основания Турецкой Республики Кемаль Ататюрк закрыл ложи в 1925 году. В результате руководство Бекташи переехало в Албанию и основало свою штаб-квартиру в городе Тирана . Среди самых известных последователей Бекташи на Балканах XIX века был Али-паша. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] и Наим Фрашери .
Расстроенный
[ редактировать ]После закрытия лож в Турции штаб-квартира ордена переехала в Албанию . [ 26 ] 20 марта 1930 года Сали Нджази был избран первым Дедебабой общины бекташи. Нджази основал Всемирную штаб-квартиру Бекташи в Тиране . [ 26 ] Его строительство было завершено в 1941 году во время итальянской оккупации Албании . [ 26 ] Нджази продвигал ислам бекташи, проводя крупные церемонии в популярных текке. [ 26 ] После того, как он был убит, Али Риза сменил его на посту Дедебабы. [ 26 ]
Несмотря на негативное влияние запрета лож на культуру бекташей, большинство бекташи в Турции по сей день в целом поддерживают секуляризм, поскольку эти реформы относительно ослабили религиозную нетерпимость, которая исторически проявлялась против них официальным суннитским истеблишментом.
На Балканах орден Бекташи оказал значительное влияние на исламизацию многих территорий, в первую очередь Албании и Болгарии , а также некоторых частей Македонии османской эпохи , особенно среди греческих мусульман из западной греческой Македонии, таких как Валлахады . К 18 веку бекташизм начал приобретать значительную власть над населением южной Албании и северо-западной Греции ( Эпир и западная греческая Македония). После запрета суфийских орденов в Турецкой Республике штаб-квартира общины Бекташи была перенесена из Хаджибекташа в центральной Анатолии в Тирану, Албания. В Албании община бекташи заявила о своем отделении от суннитской общины, и с тех пор их воспринимали как отдельную исламскую секту, а не как ветвь суннитского ислама. Бекташизм продолжал процветать до Второй мировой войны. После прихода к власти коммунистов в 1945 году несколько баб и дервишей были казнены, и началось постепенное ограничение влияния бекташи. В конечном итоге в 1967 году все теккес были закрыты, когда Энвер Ходжа запретил все религиозные обряды. Когда этот запрет был отменен в 1990 году, бекташизм восстановился, хотя мало кто остался с реальным знанием духовного пути. множество «текке» (лож) Тем не менее, сегодня в Албании действует . Последним главой ордена в Албании был Хаджи Решат Барди Дедебаба (1935–2011), а главный текке был вновь открыт в Тиране. В июне 2011 года совет албанских баба избрал бабу Эдмонда Брахимая главой ордена Бекташи. Сегодня симпатии к ордену широко распространены в Албании, где около 20% мусульман считают себя имеющими некоторую связь с бекташизмом.
также есть важные общины бекташи Среди албанских общин Северной Македонии и Косово , наиболее важной из которых является Арабати Баба Техе в городе Тетово , которая до недавнего времени находилась под руководством Бабы Тахира Эмини (1941–2006). После смерти Бабы Тахира Эмини деделик Тираны назначил Бабу Эдмонда Брахимаджа (известного как Баба Монди ), бывшего главу Туран Текке в Корче , руководить Харабати Баба Текке . Отколовшаяся ветвь ордена недавно возникла в городе Кичево , которая связана с турецкой общиной бекташи под руководством Хайдара Эрджана Деде, а не с Тираной. Меньшая по размеру организация «Бекташи текке» , «Дикмен Баба Теккеси», действует в тюркоязычном городе Канатларчи в Северной Македонии, который также имеет более прочные связи с турецкими бекташи. В Косово относительно небольшая община бекташи имеет текке в городе Гьякове , находится под руководством Баба Мумин-ламы и признает руководство Тираны.
В Болгарии тюрбе Кыдлеми-баба, Ак-Язылы-баба, Демир-баба и Отман-баба функционируют как места неортодоксального исламского паломничества и до 1842 года были центрами теккесов Бекташи . [ 27 ]
Бекташи продолжают действовать в Турции, а их полуподпольные организации можно найти в Стамбуле, Анкаре и Измире . В настоящее время в Турции есть два конкурирующих претендента на дедебабу : Мустафа Эке и Хайдар Эрджан.
Крупный действующий текке Бекташи был также основан в Соединенных Штатах в 1954 году Бабой Реджебом . Этот текке находится в пригороде Детройта Тейлор , а могила ( тюрбе ) Бабы Реджеба продолжает привлекать паломников всех вероисповеданий.
Споры об Арабати Баба Техе
[ редактировать ]В 2002 году группа вооруженных членов Исламской религиозной общины Македонии (ИКМ), суннитской группы, которая является юридически признанной организацией, которая утверждает, что представляет всех мусульман в Северной Македонии шиитского ордена Бекташи , вторглась в Арабати Баба Техе , пытаясь вернуть этот текке под мечеть, хотя это сооружение никогда не функционировало как таковое. Впоследствии Орден Бекташи Северной Македонии подал в суд на правительство за неспособность вернуть текке Бекташи в соответствии с законом, принятым в начале 1990-х годов, о возврате собственности, ранее национализированной при югославском правительстве. Однако закон касается реституции частным лицам, а не религиозным общинам. [ 28 ]
Претензии ICM на текке основаны на их утверждении о том, что они представляют всех мусульман Северной Македонии; и действительно, это одна из двух мусульманских организаций, признанных правительством, обе суннитские. Община Бекташи подала заявление о признании отдельной религиозной общины правительству Македонии в 1993 году, но правительство Македонии отказалось признать их. [ 28 ]
Убеждения
[ редактировать ]Бекташи верят в Бога и следуют всем пророкам . [ 29 ] Бекташи претендуют на наследие Хаджи Бекташа Вели, который был потомком Али , Хусейна ибн Али , Али ибн Хусейна Зейна аль-Абидина и других имамов. [ 29 ] [ 30 ] Поэтому бекташи следуют учению Хаджи Бекташа, проповедовавшего о Двенадцати Имамах. Бекташи отличаются от других мусульман тем, что также следуют за Четырнадцатью невинными, которые либо умерли в младенчестве, либо приняли мученическую смерть вместе с Хусейном. [ 31 ] Аббас ибн Али также является важной фигурой в исламе бекташи, и мусульмане-бекташи посещают гору Томорр , чтобы почтить его память во время ежегодного паломничества к Аббасу Али Тюрбе 20–25 августа. [ 32 ]
В дополнение к ежедневным пяти молитвам мусульман, мусульмане-бекташи совершают две особые молитвы: одну на рассвете и одну в сумерках, о благополучии всего человечества. [ 29 ] Бекташизм уделяет большое внимание концепции Вахдат аль-Вуджуд ( арабский : وحدة الوجود , латинизированный : Единство Бытия ), которая была сформулирована Ибн Араби .
Малакат — важный текст Бекташи, написанный Хаджи Бекташем. [ 33 ] Бекташи также следуют Корану и хадисам.
Бекташи следуют за современной Бекташи Дедебабате, которую в настоящее время возглавляет Баба Монди . Бекташи считают дедебабу своим лидером, контролирующим всю ветвь.
Бекташизм также сильно пронизан шиитскими концепциями, такими как явное почитание Али, Двенадцати Имамов и ритуальное поминовение Ашуры в честь битвы при Кербеле . Старый персидский праздник Навруз отмечается бекташицами как день рождения Али (см. также Навруз в Албании ).
Орден Бекташи является суфийским орденом и имеет много общего с другими исламскими мистическими движениями, например, необходимость в опытном духовном наставнике, называемом бабой на языке бекташи, а также учение о «четырех вратах, которые необходимо пройти». : « Шариат » ( религиозный закон ) , « Тарикат » (духовный путь) , « Марифа » (истинное знание) , « Хакика » (истина) .
Есть много других практик и церемоний, которые имеют сходство с другими религиями, например, ритуальная трапеза ( мухаббет ) и ежегодное исповедание грехов перед бабой ( магфират-и зунуб مغفرة الذنوب). Бекташи основывают свои практики и ритуалы на неортодоксальной и мистической интерпретации и понимании Корана и пророческой практики ( Сунны ). У них нет письменного учения, специфичного для них, поэтому правила и ритуалы могут различаться в зависимости от того, под чьим влиянием они обучались. Бекташи обычно почитают суфийских мистиков за пределами своего ордена, таких как ибн Араби , аль-Газали и Руми , которые близки им по духу, несмотря на то, что многие из них принадлежат к более традиционному исламскому происхождению.
Ракия , фруктовый бренди , используется Орденом Бекташи как священный элемент . [ 34 ] и церемонии Алеви Джем , где он не считается алкогольным и называется «дем». [ 35 ]
Поэзия и литература
[ редактировать ]
Часть серии о низаритах - исмаилитах Батинии , Хуруфии , кайсанитах и двунадесятническом шиизме. |
---|
Исламский портал |
Поэзия играет важную роль в передаче духовности бекташи. Несколько важных поэтов османской эпохи были бекташи, а Юнус Эмре , самый известный поэт турецкого языка , общепризнан как подписчик ордена бекташи.
Как и многие суфии, бекташи довольно небрежно соблюдали повседневные мусульманские законы, и женщины, как и мужчины, принимали участие в ритуальном винопитии и танцах во время религиозных церемоний. Бекташи на Балканах адаптировали такие христианские практики, как ритуальное разделение хлеба и исповедание грехов. Мистические сочинения Бекташи внесли богатый вклад в суфийскую поэзию. [ 36 ]
Стихотворение поэта-бекташи Балима Султана (умер около 1517/1519):
- Мой глаз жаждет смирения (Мой глаз ищет покоя)
- Себ'аль-месанидир юзум (мое лицо - это «часто повторяемые семь» (т.е. Сура Аль-Фатиха )).
- Эне'л-Хакк Мои слова провозглашают (Мои слова провозглашают: « Я есть Истина »)
- Наше восхождение узко, (Наше восхождение - это (посредством) эшафота,)
- Haber aldık muhkemattan (Нам стало известно через «твердые письма»)
- , Мы не откажемся от сущности и атрибутов
- Балым говорит от Бога Нихан ( Балим тайно говорит о Боге )
- Наше руководство – это наш секрет. (Наше учение — тайна. [ 37 ] )
Иерархия сообщества
[ редактировать ]Как и большинство других суфийских орденов, бекташизм является инициатическим , и его члены должны проходить различные уровни или ранги по мере продвижения по духовному пути к Реальности . Ниже приведены турецкие имена, за которыми следуют их арабские и албанские эквиваленты. [ 38 ]
- Членов первого уровня называют ашикс عاشق ( албанский : ашик ). Это те, кто, хотя и не приняв посвящения в орден, тем не менее тянутся к нему.
- После посвящения (называемого насип ) человек становится мюхип محب ( албанский : мухиб ).
- По прошествии некоторого времени в качестве мюхипа можно принять дальнейшие обеты и стать дервишем .
- Следующий уровень выше дервиша — это уровень бабы . Баба албанский Отец) ( (букв . : atë ) считается главой текке и имеет право давать духовное руководство ( иршад إرشاد).
- Над бабой ( албанский : gjysh ) располагается чин халифе-баба (или деде , дедушка).
- Дедебаба kryegjysh ( албанский : ) традиционно считается высшим авторитетом в Ордене Бекташи. Традиционно резиденцией дедебаба был Пир Эви (Дом святого), который располагался в храме Хаджи Бекташа Вали в центральном анатолийском городе Хаджибекташ (он же Солукакарахююк), известном как комплекс Хаджибекташ .
Традиционно таких иерархических рангов было двенадцать, самым старшим из которых был дедебаба (прадед).
Администрация
[ редактировать ]В Албании Всемирная штаб-квартира Бекташи ( албанский : Kryegjyshata ) делит страну на 6 различных административных округов (аналогично христианским приходам и патриархатам ), каждый из которых называется гьышата . [ 38 ]
- Гьышата Гирокастры текке (штаб-квартира: Асим Баба ): регионы Гирокастра , Саранда и Тепелена .
- Гьышата Корчи (штаб-квартира : текке Туран): регионы Корча , Деволл , Поградец и Колонья , включая Лесковик .
- Гьышата Круи Булкиза текке Фуше Круя): регионы Круя , Курбин , и , Дибра , Мат , Шкодра (штаб-квартира : Дуррес .
- Гьышата Эльбасана Пекин (штаб-квартира: текке Бабы Чефаи): регионы Эльбасан , Грамш , включая , Лушня , Кавая и Либражд , Перреньяс .
- Гьишата Влёры Маллакастра штаб-квартира: текке Кусум Баб): регионы Влера , ( , Фиер , включая Патос и Росковец .
- Гьышата Берата (штаб-квартира : текке Пришта): районы Берат , Скрапар и Пермет .
в 1930-е годы, Шесть Гьишат Албании, созданные Сали Нджази были: [ 38 ]
- Круя со штаб-квартирой в текке Фусе-Круя.
- Эльбасан со штаб-квартирой в текке Красте, Дибер.
- Корча со штаб-квартирой в текке Мельчан.
- Гирокастра со штаб-квартирой в текке Асим-Бабы.
- Пришта , представляющая Берат и часть Пермета
- Влёра со штаб-квартирой в текке Фрашер.
Национальные штаб-квартиры в других странах расположены по адресу: [ 39 ]
Существует также офис Бекташи в Брюсселе , Бельгия . [ 40 ]
Всемирный Конгресс Бекташи
[ редактировать ]Всемирный конгресс бекташи , также называемый Национальным конгрессом бекташи, конференция, в ходе которой члены общины бекташи принимают важные решения, проводился в Албании несколько раз. С 1945 года он проводится исключительно в Тиране . Самый длительный перерыв между двумя конгрессами длился с 1950 по 1993 год, когда съезды не могли проводиться во время коммунистического правления в Албании . Список конгрессов приведен ниже. [ 38 ] [ 41 ]
Нет. | Конгресс | Дата | Расположение | Примечания |
---|---|---|---|---|
1 | Первый национальный конгресс бекташей | 14–17 января 1921 г. | текке Пришты в Скрапарском районе | Было принято название Комунитети Бекташян (Община Бекташи). |
2 | Второй национальный конгресс бекташей | 8–9 июля 1924 г. | Гирокастра | |
3 | Третий национальный конгресс бекташей | 23 сентября 1929 г. | Тек Турана возле Корсы | Бекташи объявили себя религиозной общиной, автономной от других исламских общин. |
4 | Четвертый национальный конгресс бекташей | 5 мая 1945 г. | Тирана | Джафер Садику Деде стал дедушкой (или дедебабой ), а влиятельный Баба Фаджа Мартанеши , коммунистический коллаборационист, стал генеральным секретарем. |
5 | Пятый национальный конгресс бекташей | 16 апреля 1950 г. | Тирана | |
6 | Шестой национальный конгресс бекташей | 19–20 июля 1993 г. | Тирана | |
7 | Седьмой национальный конгресс бекташей | 23–24 сентября 2000 г. | Тирана | |
8 | Восьмой национальный конгресс бекташей | 21 сентября 2005 г. | Тирана | |
9 | Девятый национальный конгресс бекташей | 6 июля 2009 г. | Тирана |
Список Дедебабов
[ редактировать ]В этом разделе перечислены Дедебабы (Верховные лидеры) Ордена Бекташи.
В Турции (до 1930 г.)
[ редактировать ]Список Бекташи Дедебаба (в основном проживавший в Хаджибекташе , Анатолия) до исхода Ордена Бекташи в 1925 году из Турции в Албанию: [ 42 ]
- Гаджи Бекташ Вели (1282-1341)
- Хидер Ллалла (1341–1361)
- Ресул Балли (1361-1441)
- Юсуф Балли (1400-е гг.)
- Мирсель Балли (1400-е гг.)
- Балым Султан (1509-1516)
- Серсем Али Деде Баба (1551-1569)
- Эйхакс Ахмед Деде Баба (1569-1569)
- С Абдуллой Деде Бабой (1569-1596)
- Кара Халил Деде Баба (1596-1628)
- Эйхакс Вахдети Деде (1628-1649)
- Эйхакс Седжид Мустафа Деде Баба (1649-1675)
- Ибрагим Агджа Деде Баба (1675-1689)
- Халил Ибрагим Деде Баба (1689-1714)
- Хаджи Хасан Деде Баба (1714-1736)
- Ханзаде Мехмед Кылхан Деде (1736-1759)
- Сейджид Кара Али Деде Баба (1759-1783)
- Сейджид Деде Баба (1783-1790)
- Хаджи Мехмед Нури Деде Баба (1790-1799)
- Хаджи Халил Хаки Деде Баба (1799-1813)
- Мехмед Неби Деде Баба (1813-1834)
- Хаджи Ибрагим Деде Баба (1834-1835)
- Сейджид Хаджи Махмуд Деде Баба (1835-1846)
- Саачи Деде Баба (1846-1848)
- Сейджид Хасан Деде Баба (1848-1849)
- Эльхакс Али Тураби Деде Баба (1849-1868)
- Хаджи Хасан Деде Баба (1868-1874)
- Перишан Хафизали Деде Баба (1874-1879)
- Мехмед Али Хильми Деде Баба (1879-1907)
- Хаджи Мехмед Али Деде Баба (1907-1910)
- Хаджи Фейзулла Деде Баба (1910-1913)
- Сали Нджази Деде Баба (1913-1925)
В Албании (1930 – настоящее время)
[ редактировать ]Список Бекташи Дедебаба после исхода Ордена Бекташи в 1925 году из Турции в Албанию:
Нет. | Портрет | Имя | Срок пребывания в должности | |
---|---|---|---|---|
1 | Салих Ниязи (1876–1941) |
20 марта 1930 г. [ 43 ] | 28 ноября 1941 г. | |
11 лет, 8 месяцев и 8 дней | ||||
2 | Али Риза (1882–1944) |
6 января 1942 г. | 22 февраля 1944 г. | |
2 года, 1 месяц и 16 дней | ||||
3 | Камбер Али (1869–1950) |
12 апреля 1944 г. | 1945 | |
0 или 1 год | ||||
4 | Джафер Садик (1874–1945) |
5 мая 1945 г. | 2 августа 1945 г. | |
2 месяца и 28 дней | ||||
5 | Абаз Хильми (1887–1947) |
6 сентября 1945 г. | 19 марта 1947 г. | |
1 год, 6 месяцев и 13 дней | ||||
6 | Ахмет Мюфтар (1916–1980) |
8 июня 1947 г. | 1958 | |
9 или 10 лет | ||||
7 | Baba Reshat (1935–2011) |
20 июля 1993 г. | 2 апреля 2011 г. | |
17 лет, 8 месяцев и 13 дней | ||||
8 | Баба Миры (1959) |
11 июня 2011 г. | Действующий президент | |
13 лет, 2 месяца и 10 дней |
Религиозные деятели
[ редактировать ]- Абаз Хильми , Деде Баба из Текке Фрашера (1887–1947)
- Аббас ибн Али
- Абдулла Баба из Мельчана (1786–1857 (–1853?))
- Абедин Отец Лесковика
- Адем Баба из Призрена (ум. 1894)
- Адем Векхи Баба из Гьякова (1841–1927)
- Ахмет Баба из Пришты (ум. 1902)
- Ахмет Баба из Турана (1854–1928)
- Ахмет Караджа
- Ахмет Мифтари , Деде Баба (1916–1980)
- Ахмет Сирри Баба из Мокаттама (1895–1963)
- Али-Баба из Берата
- Али-Баба из Томора (1900–1948)
- Али Баба Хорасани из Фуше Круджи (ум. 1562)
- Али Хаки Баба из Гирокастры (1827–1907)
- Али Риза из Эльбасана , Деде Баба (1876–1944)
- Алуш Баба из Фрашера (ок. 1816–1896)
- Трон Девы-Султана (1906–2015)
- Арши Баба из Гирокастры (ум. 1621)
- Асим Баба из Гирокастры (ум. 1796)
- Балим Султан Диметоки (1457–1517)
- Дилджер Хисейни из Эльбасана (р. 1959)
- Эдмонд Брахимай , Деде Баба (1910–1947)
- Мартанеши Баба виноват
- Фетах Баба из Бачки
- Хадждар Хатеми Баба из Гьонема (начало 19 века)
- Хадждер Баба из Кардика (ум. 1904)
- Хаджи Бекташ Вели (1248–1337) (албанский: Хаджи Бекташи Вели ; турецкий: Хаджи Бекташ Вели )
- Хасан Деде из Пермета
- Хаджи Баба Хорасани из Пермета (ум. 1620)
- Хаджи Баба из Фушэ Круджи
- Хидер Баба из Македонского Брода
- Хюсен Баба из Мельчана (ум. 1914)
- Хюсен Кукели Баба из Фусе Круджи (1822–1893)
- Ибрагим Баба из Кесараки (ум. 1930)
- Ибрагим Джефаи Баба из Эльбасана (ум. 1829)
- Ильяз Вержежа , Дервиш (ум. 1923)
- Камбер Али , Деде Баба (1869–1950)
- Касем Баба из Кастории (конец 15 века)
- Кусум Баба из Влёры
- Лютфи Баба из Мокаттама (1849–1942)
- Мехмет Баба из Фушэ Круя (1882–1934)
- Ангел Шёмбердхенджи Баба (1842–1918)
- Мухаррем Баба из Фрашера (начало 19 века)
- Мухаррем Махзуни Баба из Дурбалли Султана (ум. 1867)
- Миртеза Баба из Фуше Круи (1912–1947)
- Казим Баба из Эльбасана (1891–1962)
- Казим Баба из Гьякова (1895–1981)
- Камиль Баба из Главы (ум. 1946)
- Решат Бардхи , Деде Баба (1935–2011)
- Реджеб Баба из Гирокастры (1901–1995)
- Салих Баба из Матохасанаджа (19-20 века)
- Салих Ниджази , Деде Баба (1876–1941)
- Сари Салтик
- Сеит Баба из Дурбалли Султана (ум. 1973)
- Селим Каличани Баба из Мартанеша (1922–2001)
- Селим Рухи Баба из Гирокастры (1869–1944)
- Сельман Джемали Баба из Эльбасана (ум. 1949)
- Серсем Али-Баба из Тетовы (ум. 1569)
- Шимими Баба из Фуше Круджи (1748–1803)
- Сулейман Баба из Гирокастры (ум. 1934)
- Тахир Насиби Баба из Фрашера (ум. 1835)
- Тахир Баба из Пришты (19 век)
- Джафер Садику , Деде Баба (1874–1945)
Галерея
[ редактировать ]-
Бекташи текке из Гьяковы , Косово, основан в 1790 году.
-
Встреча с папой Текке в Греции
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Энциклопедия Ираника, «БЕКТАШИЯ» » . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ «Энциклопедия Ираника, «ХАЖЕ БЕКТАШ» » . Архивировано из оригинала 17 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «АЛИ АЛЬ-АЛА (ум. 822/1419), также известный как Амир Сайед Али, главный преемник Фазлаллаха Астарабади, основателя секты Хоруфи» . Архивировано из оригинала 17 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ «Энциклопедия Ираника, «АСТАРАБАДЕ, ФАЛАЛЛАХ» (ум. 796/1394), основатель религии Хоруфи Х. Алгар» . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ «Энциклопедия Ираника, «ХОРУФИЗМ» Х. Алгара» . Архивировано из оригинала 17 мая 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Гибб, Х.А.Р. Крамерс, Дж.Х .; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. , ред. (1960). «Бекташийя» . Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1162. OCLC 495469456 .
- ^ «Бекташи-шииты Мичигана: плюрализм и православие в рамках двунадесятного шиизма» . shiablog.wcfia.harvard.edu . Архивировано из оригинала 31 августа 2021 года . Проверено 31 августа 2021 г.
- ^ «Бектасия | Религия, порядок, верования и сообщество | Британника» .
- ^ Моисей, Мэтт (1 февраля 1988 г.). Экстремистские шииты: секты гулатов . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2411-0 .
- ^ Норман Х. Гершман (2008). Беса: Мусульмане, спасшие евреев во Второй мировой войне (иллюстрированное ред.). Издательство Сиракузского университета. п. 4. ISBN 9780815609346 .
- ^ Перепись 2023 г.
- ^ «Репортаж Алеви из Сабахат Аккираз | новости soL» . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Айхан Кая (2016) Орден Алеви-Бекташи в Турции: синкретизм, выходящий за пределы национальных границ, Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря, 16: 2, 275-294, DOI: 10.1080/14683857.2015.1120465
- ^ «Объединение двух религиозных культур: концептуальная и социальная история алеви-бекташизма» . 12 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Алгар 1989 .
- ^ ДОДЖА, АЛЬБЕРТ (2006). «Политическая история бекташизма от Османской Анатолии до современной Турции» . Журнал церкви и государства . 48 (2): 423–450. дои : 10.1093/jcs/48.2.423 . ISSN 0021-969X . JSTOR 23922338 .
- ^ Дж. К. Бирдж (1937), Орден дервишей Бекташи , Лондон.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Последствия отмены смертной казни для Бекташи - МЕТУ» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 июля 2017 года.
- ^ Николь, Дэвид; стр. 29
- ^ Миранда Викерс (1999), Албанцы: современная история , Лондон: IB Tauris, стр. 22, ISBN 9781441645005 , заархивировано из оригинала 19 мая 2016 г. , получено 20 октября 2015 г. Примерно
в это же время Али был обращен в бекташизм Бабой Шеминым из Круи...
- ^ HTNorris (2006), Популярный суфизм в Восточной Европе: суфийские братства и диалог с христианством и «гетеродоксией» (Routledge Sufi) , серия Routledge Sufi, Routledge, p. 79, ISBN 9780203961223 , OCLC 85481562 , заархивировано из оригинала 29 июня 2016 г. , получено 20 октября 2015 г. ,
... и могила самого Али. Его надгробие увенчивало корона (тадж) ордена Бекташи.
- ^ Роберт Элси (2004), Исторический словарь Албании , Европейские исторические словари, Scarecrow Press, стр. 40, ISBN 9780810848726 , OCLC 52347600 , заархивировано из оригинала 28 апреля 2016 г. , получено 20 октября 2015 г. ,
Большая часть Южной Албании и Эпира обратилась в бекташизм, первоначально под влиянием Али-паши Тепелены, «Льва Янины», который сам был последователем заказа.
- ^ Василис Нициакос (2010), На границе: трансграничная мобильность, этнические группы и границы вдоль албанско-греческой границы (Балканские пограничные переходы - вклад в балканскую этнографию) , Берлин: Лит, с. 216, ISBN 9783643107930 , OCLC 705271971 , заархивировано из оригинала 5 мая 2016 г. , получено 20 октября 2015 г. ,
Бекташизм был широко распространен во время правления Али-паши, самого бекташи,...
- ^ Герлахлус Дуйзингс (2010), Религия и политика идентичности в Косово , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, стр. 82, ISBN 9780231120982 , OCLC 43513230 , заархивировано из оригинала 29 апреля 2016 г. , получено 20 октября 2015 г. Самым
выдающимся среди них был Али-паша (1740–1822), который эксплуатировал организацию и религиозную доктрину...
- ^ Ставро Скенди (1980), Балканские культурные исследования , восточноевропейские монографии, Боулдер, стр. 161, ИСБН 9780914710660 , OCLC 7058414 , заархивировано из оригинала 2 мая 2016 года , получено 12 ноября 2015 года .
Великое распространение бекташизма на юге Албании произошло во времена Али-паши Тепелены, который, как полагают, сам был бекташи.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура дервишского ордена на Балканах . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78831-569-2 . OCLC 1108619669 .
- ^ Льюис, Стивен (2001). «Османское архитектурное достояние в Болгарии». ЭЖОС . 30 (IV). Утрехт. ISSN 0928-6802 .
- ^ Перейти обратно: а б «Мусульмане Македонии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 6 ноября 2015 года . Проверено 14 марта 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чтату, доктор Мохамед (23 апреля 2020 г.). «Раскрытие суфийского ордена Бекташи – анализ» . Евразийское обозрение . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Орден дервишей Бекташи» . bektashiorder.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2011 года.
- ^ Моисей, Мэтт (1 февраля 1988 г.). Экстремистские шииты: секты гулатов . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2411-0 .
- ^ Элси 2001 , «Томор, Гора», стр. 252–254.
- ^ Борхес, Джейсон (19 ноября 2019 г.). «Хаджи Бекташ Вели» . История Каппадокии . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ https://www.ekathimerini.com/society/1225686/the-bektashis-have-stopped-hiding/ .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Суало, Марк (август 2012 г.). «Распространение софры : разделение и участие в ритуальной трапезе бекташи» . История религий . 52 (1): 1–30. дои : 10.1086/665961 . JSTOR 10.1086/665961 . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Бектасия | Исламская секта» . Британская энциклопедия . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Алгар, Хамид. Влияние хуруфитов на бекташизм: Бектачия, Исследования мистического ордена бекташи и групп под руководством Хаджи Бекташа . Стамбул: Les Éditions Isis. стр. 39–53.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура дервишского ордена на Балканах . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78831-569-2 . OCLC 1108619669 .
- ^ Кварталы Бекташи (Бабушки) . Мировая Бабушка Бекташи. По состоянию на 19 сентября 2021 г.
- ^ Офис в Брюсселе . Мировая Бабушка Бекташи. По состоянию на 19 сентября 2021 г.
- ^ Конгрессы бекташей . Всемирная штаб-квартира Бекташи . По состоянию на 19 сентября 2021 г. (на албанском языке).
- ^ Бабушки мира . Мировая Бабушка Бекташи . По состоянию на 19 сентября 2021 г.
- ^ Чуни, Нури (28 января 2020 г.). «Всемирный дедушка Бекташи / Сегодня 90-я годовщина прибытия в Албанию Всемирного деда бекташцев Сали Ниязи Дедеи. Мировой дедушка Хаджи Деде Эдмонд Брахимай: Сегодня в Корче мероприятие в честь «Чести нации» Вот полная история священнослужителя-патриота» . Телеграфная газета (на албанском языке).
Библиография
[ редактировать ]- Алгар, Хамид (1989). "БЕКТАШИЯ " Иранская энциклопедия . Том. IV. пп. 118–122.
- Доджа, Альберт . 2006. «Политическая история бекташизма от Османской Анатолии до современной Турции». Журнал Церкви и государства 48 (2): 421–450. дои=10.1093/jcs/48.2.423 .
- Доджа, Альберт . 2006. «Политическая история Бекташима в Албании». Политика, религия и идеология 7 (1): 83–107. дои=10.1080/14690760500477919 .
- Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-1-85065-570-1 .
- Николь, Дэвид; Великобритания (1995). Янычары (5-й). Издательство Оспри . ISBN 1-85532-413-X .
- Мухаммад Сейфеддин ибн Зульфикари Дервиш Али; Бекташи Икрар Айини, Kalan Publishing, перевод с османского турецкого Махира Юнсала Эриша, Анкара, 2007 г. , турецкий
- Саггау, Эмиль Б.Х. «Маргинализированный ислам: роль христианства в суфийском ордене бекташизма». В исследовании множества мусульман в Европе , стр. 183-197. Брилл, 2018.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элси, Роберт (2019). Албанские бекташи: история и культура дервишского ордена на Балканах . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78831-569-2 . OCLC 1108619669 .
- Юрекли, Зейнеп (2012). Архитектура и агиография в Османской империи: политика святилищ Бекташи в классическую эпоху . Фарнхэм, Суррей Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. ISBN 978-1-4094-1106-2 . ОСЛК 776031990 .
- Фрашери, Наим-бей . Записная книжка Бекташинье . Бухарест: Типография албанцев, 1896 г.; Перепечатка: Салоники: Мбротезия, 1909. 32 стр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Всемирной штаб-квартиры бекташи (Всемирная штаб-квартира бекташи)
- Видео и документальные фильмы (на албанском языке)
- История ордена дервишей Бекташи.
- Орден Бекташи
- Алевизм
- Дервишские движения
- Ислам в Албании
- Ислам в Болгарии
- Исламский мистицизм
- Либеральные и прогрессивные движения в исламе
- Религия и алкоголь
- Религиозные организации, основанные в 13 веке.
- Шиитский ислам в Албании
- Шиитский ислам в Турции
- Шиитские суфийские приказы
- Турецкие слова и фразы
- Религиозные организации в Болгарии