Исламское право наследования

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Исламская юриспруденция по наследству – это область исламской юриспруденции ( араб . فقه ), которая занимается наследованием , темой, которая широко рассматривается в Коране . Его часто называют Мират , а его отрасль исламского права технически известна как ilm al-farā'iḍ ( араб . علم الفرائض , «наука об установленных квотах»). [1]

Наследование и Коран [ править ]

Коран ввел ряд различных прав и ограничений в вопросах наследования, включая общие на тот момент улучшения обращения с женщинами и семейной жизни. [1] В Коране также представлены попытки исправить законы наследования и, таким образом, сформировать целостную правовую систему. Такое развитие событий отличалось от доисламских обществ, где правила наследования значительно различались. [1] Однако они также отличаются от продолжающихся с тех пор светских эгалитарных улучшений вплоть до, хотя и в основном, современной эпохи.

Более того, Коран представил дополнительных наследников, которые не имели права наследования в доисламские времена, конкретно упомянув девять родственников, из которых шесть были женщинами и трое мужчин. Законы о наследовании в Коране также включали других родственников мужского пола, таких как муж и сводные братья по материнской линии, которые были исключены из права наследования по старым обычаям. Наследниками, упомянутыми в Коране, являются мать, отец, муж, жена, дочь, брат, имеющие одну и ту же мать, родная сестра, сестра, имеющая одну и ту же мать, и кровная сестра. [2]

В целом Коран улучшил положение женщин, четко определив их долю наследства. Он также полностью запретил практику наследования вдовам. [4:19] Востоковед Йозеф Шахт утверждает, что «это не является обычным юридическим постановлением, а является частью коранических усилий по улучшению положения женщин». [1] В Коране прямо не упоминаются доли родственников мужского пола, таких как сын умершего , но предусмотрено правило, согласно которому доля сына должна быть вдвое больше доли дочери. Мусульманские богословы объясняют этот аспект наследования, рассматривая исламское право в целом, которое возлагает на мужчин ответственность и подотчетность за обеспечение безопасности, защиты и содержания женщин. [Коран 4:34] . [2] Одним из объяснений того, почему дочь имеет право только на половину того, что имеет сын, является то, что ислам предписывает женщине после замужества иметь право на «приданое» от мужа (в дополнение к любому обеспечению ее родителей). После этого муж обязан заботиться о своей жене и содержать ее, и, следовательно, «приданое» представляет собой, по сути, авансирование прав наследования имущества ее мужа.

До ниспослания аятов, содержащих вышеуказанные изменения [Коран, 4:11-12, 4:176] Раньше Коран требовал от мусульман написать завещание с подробным описанием того, как они хотят распорядиться всем своим имуществом. [Коран, 2:180–182, 2:240, 4:33, 5:106–107] Однако в теперь необязательном завещании, называемом васейя , мусульманам разрешено отдавать максимум одну треть своего имущества, а остальная часть будет разделена в соответствии со стихами о наследовании: [3] после того, как все долги, если таковые имеются, должны быть облегчены, поскольку большинство юристов теперь согласны с тем, что стихи васейя были отменены стихами о наследовании. [4]

Мусульманам также рекомендуется раздавать деньги сиротам и беднякам, если они присутствуют при разделе имущества. [Коран, 4:8]

развитие Дальнейшее

В Коране всего три аята [4:11, 4:12 и 4:176] в которых приводятся конкретные подробности наследования и долей, а также несколько стихов, посвященных силе завещания . также сообщается, В хадисах что Мухаммед придавал большое значение законам наследования и приказал своим последователям изучать и обучать их. [1] Мусульманские юристы использовали эти стихи как отправную точку для дальнейшего разъяснения законов наследования, используя хадисы , а также методы юридического рассуждения, такие как кияс . В более поздние периоды на эту тему были написаны большие объемы работ. [2]

Это объединение старых родственных обычаев и исламского права привело к ряду проблем и противоречий, которые мусульманские юристы решили по-разному. [2] Используя дедуктивные рассуждения ( кияс ), мусульманские юристы добавили трех дополнительных наследников: дедушку по отцовской линии, бабушку по материнской линии и внучку по мужской линии. Этим наследникам, если они имеют право на наследование, предоставляются фиксированные доли, а оставшееся имущество наследуется остатками (ашаба). [2] Это привело к некоторым незначительным различиям между школами юриспруденции суннитских мазхабов . Также законы о наследовании для -двунадесятников шиитов , несмотря на то, что они основаны на одних и тех же принципах, отличаются рядом особенностей, обусловленных неприятием некоторых изложений хадисов и основанных на их понимании определенных событий в раннем исламе. [1] С другой стороны, система наследования хараджитов ибадитов и заидитов очень напоминает систему суннитов. [1] В современных мусульманских странах обычно происходит смешение различных школ юриспруденции (в том числе шиитских), а также ряд важных реформ традиционной системы. Основным достижением таких современных систем стала кодификация законов о наследстве. [1]

наследования в праве Подробности исламском

Наследование считается неотъемлемой частью законов шариата . Мусульмане наследуют друг друга, как сказано в Коране. [Коран 4:7] Следовательно, существует законная доля родственников умершего в его имуществе и имуществе. Основные правила наследования подробно описаны в Коране , хадисах и фикхе .

Когда мусульманин умирает, ему необходимо выполнить четыре обязанности. Они есть:

  1. Оплатить расходы на похороны и погребение.
  2. Выплата долгов умершего.
  3. Определите стоимость/завещание умершего, если таковое имеется (которая ограничена одной третью имущества, поскольку остальная часть определяется законами шариата).
  4. Оставшееся имущество и имущество распределите между родственниками умершего в соответствии с законами шариата.

Поэтому необходимо определить родственников умершего, имеющих право на наследование, и их доли. [2]

Эти законы приобретают большее значение в исламе из-за ограничений, налагаемых на завещателя (человека, составляющего завещание). Исламское право налагает на наследодателя следующие виды ограничений.

  1. Каким лицам они могут завещать свое богатство.
  2. Сумма, которую они могут завещать (которая не должна превышать одной трети имущества умершего). [2]

Различные типы наследников [ править ]

Наследники, называемые основными наследниками, всегда имеют право на долю наследства; они никогда не исключаются полностью. Эти основные наследники состоят из оставшегося супруга, обоих родителей, сына(ов) и дочери(ей). Все оставшиеся наследники могут быть полностью исключены при наличии других наследников. Но при определенных обстоятельствах другие наследники также могут наследовать как остатки, а именно отец, дедушка по отцовской линии, дочь, внучка по мужской линии, родная сестра, кровная сестра и мать. [2] Наследников обычно делят на три группы:

  1. Наследники по квоте (дхаву аль-фарах). В эту группу входят четыре мужчины и восемь женщин. [5] Наследниками по квоте мужского пола являются муж, отец, дедушка по отцовской линии и брат по материнской линии. Наследницами женского пола являются жена, дочь, внучка, мать, бабушка, родная сестра, сестра по отцовской линии и сестра по материнской линии. Однако существуют сценарии, которые могут переместить дочь, внучку, отца, дедушку, родных братьев и сестер, а также братьев и сестер по отцовской линии во вторую группу («асаба»).
  2. Члены ашабы (остатков), обычно состоящие из родственников мужского пола (а иногда и женского пола), которые наследуют в качестве оставшихся после распределения акций наследников по квоте. [1]
  3. Расширенные члены семьи (дхаву аль-архам): Сюда входят любые кровные родственники, которые не являются «наследниками» или «асаба» (остатками). Примеры включают дедушку по материнской линии, теть, племянниц и двоюродных сестер.

Процесс наследования [ править ]

Наследство распределяется в следующем порядке: [6]

  1. Всем наследникам квоты распределяются свои доли. Если это исчерпывает свойство, процесс завершается. В противном случае перейдите к следующему шагу.
  2. Оставшиеся наследники получают оставшуюся часть имущества.
  3. Если остатков нет, но есть остаток от шага (1), то деньги перераспределяются пропорционально наследникам квоты. Этот процесс называется ( ал рад ).
  4. Если наследников по квоте и оставшихся наследников нет, то имущество распределяется между дальними членами семьи.
  5. Если нет наследников по квоте, оставшихся наследников и расширенных наследников, то имущество переходит в государственную казну, Байт аль-маль . [1]

Классическая позиция Малики и Шафиитов [7] школ заключается в том, что при отсутствии квотных или оставшихся наследников имущество поступает непосредственно в государственную казну, т.е. этапы (3) и (4) пропускаются. Однако обе школы присоединились к ханафитской и ханбалитской школам. [8] школы в принятии вышеуказанных пяти шагов из-за отсутствия или дезорганизации Байт аль-маль.

Правила включения и исключения [ править ]

По исламскому праву наследовать имеют право только родственники, имеющие законное кровное родство с умершим. Таким образом, внебрачные и усыновленные дети не имеют доли в наследстве. Как правило, полный брат исключает сводного брата, имеющего общего отца (« кровнородственного » брата), но не сводного брата, имеющего общую мать. В случаях, когда умерший мужчина оставляет беременную женщину, сохраняется доля будущего ребенка. Также женщина во время ожидания (иддат) после развода считается женой умершего в целях наследования. [1]

Существуют и другие правила исключения и включения разных родственников. Единственные «практические ситуации», которые могут привести к дисквалификации, - это религиозные различия и убийства. Однако школы исламской юриспруденции разошлись во мнениях относительно того, может ли мусульманин наследовать наследство от немусульманина или нет. Все юристы согласны с тем, что преднамеренное или неоправданное убийство лишает человека наследства. [2]

Женщины и наследство [ править ]

В исламе женщина имеет право на наследство . [9] хотя, как правило, ислам предоставляет женщинам половину доли наследства, доступной мужчинам, если они наследуют от одного и того же отца. Например, если у умершего есть дети как мужского, так и женского пола, доля сына в два раза превышает долю дочери. [10] Существуют и другие обстоятельства, при которых женщины могут получать равные доли с мужчинами. Например, доля матери и отца умершего, оставившего детей. [11] Также доля брата, имеющего одну и ту же мать, равна доле сестры, имеющей одну и ту же мать, как и доли их потомков. [2]

Некоторые говорят, что в исламе женщины имеют право на равное наследство. [12] [13] В османских городах семнадцатого века, таких как Бурса , вопросы наследования обычно решались в судах, причем ответчиками даже были члены семей женщин, подавших на них в суд. [14]

Иногда женщины получают вдвое больше, чем мужчины; например, если есть только родители и муж, муж получит половину, отец - 1/6, а мать - 2/6. Это согласно интерпретации Ибн Аббаса аятов 11, 12 суры Ан-Ниса. [ Коран   4:11,12 ]

Даже Коран проводит различие между мужчинами и женщинами в случаях отношений калала . [15] [16] Калала описывает человека, который не оставляет после себя ни родителей, ни детей; это также означает всех родственников умершего, кроме его родителей и детей, а также обозначает отношения, которые осуществляются не через родителей или детей [умершего]. Исламские ученые считают, что первоначальными причинами этих различий являются обязанности, возложенные на супругов. Муж в исламе должен использовать свое наследство для содержания своей семьи, в то время как жена не имеет никаких обязательств по содержанию. Кроме того, арабское общество традиционно практиковало обычай выкупа за невесту или приданого , а не приданого ; т.е. мужчина делал подарок своей жене или ее семье при вступлении в брак, а не наоборот, возлагая на мужчин финансовое бремя, которого не было на женщинах. Этот обычай был продолжен, но существенно изменен исламом. Божественное предписание предусматривало, что приданое (махр) принадлежит только жене, а не ее семье. Его также можно отложить, тем самым уменьшив бремя, если муж не может позволить себе требуемое приданое на момент заключения брака. Жена может отложить его до оговоренной даты или оно может стать долгом по наследству после смерти мужа. И отдавайте свое приданое женщинам охотно (как обязанность), а если они по своей воле отдадут часть приданого, то вы можете наслаждаться ею с удовольствием. [17]

Роль исламского наследия в математики развитии исламской

Исламский закон наследования послужил толчком к развитию алгебры (происходящей от арабского аль-джабр ) Мухаммадом ибн Мусой аль-Хорезми и другими средневековыми исламскими математиками . Аль-Хорезми «Хисаб аль-джабр в'аль-мукабала» , основополагающий текст по алгебре, посвятил свою третью и самую длинную главу решению проблем, связанных с исламским наследием, с использованием алгебры. Он сформулировал правила наследования в виде линейных уравнений , поэтому его знание квадратных уравнений не требовалось. [18]

Аль-Хассар , математик из Магриба ( Северная Африка ), специализирующийся на исламском наследовании в XII веке, разработал современную символическую математическую систему обозначений дробей , где числитель и знаменатель разделены горизонтальной чертой. «Пылевые шифры» , которые он использовал, также почти идентичны цифрам, используемым в современных западно- арабских цифрах . Эти же самые цифры и дробные обозначения вскоре появляются в работах Фибоначчи в 13 веке. [19] [20] [21]

В 15 веке Абу аль-Хасан ибн Али аль-Каласади , специалист по исламскому наследованию, использовал символы арабского алфавита в качестве математической системы обозначений в алгебраических уравнениях. [22]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж к Шахт, Йозеф (1991). "Мират" Энциклопедия ислама Том. 7 (2-е изд.). Академическое издательство «Брилл». стр. 100-1 106–113. ISBN  90-04-09419-9 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час я дж Исламские законы наследования - доктор Абид Хусейн
  3. ^ «Сахих аль-Бухари 2742 – Завещания и Завещания (Васаая) – Книга Завещаний – Sunnah.com – Высказывания и Учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Проверено 12 июля 2022 г.
  4. ^ «Сура Аль-Бакара Стих 180 (2:180 Корана) с Тафсиром» . Мой Ислам . Проверено 12 июля 2022 г.
  5. ^ Энциклопедия исламской юриспруденции . Том. 3. Министерство по делам вакуфов и ислама Кувейта. п. 30.
  6. ^ Энциклопедия исламской юриспруденции . Том. 3. Министерство по делам вакуфов и ислама Кувейта. п. 29.
  7. ^ Келлер, Нух (1997). Доверие путешественника» . Белтсвилл, Мэриленд, США: Amana Publications. стр. 502–504. ISBN  978-0-915957-72-9 .
  8. ^ Мирдави, Али бин Мухаммад (1956). Аль Инсаф фи ма'рифат Аль Раджех Мина аль-Хилаф (на арабском языке). Саудовская Аравия: Аль Сунна Аль Мухаммадийя. п. 304.
  9. ^ Из того, что оставлено родителями и ближайшими родственниками, есть доля мужчинам и доля женщинам, независимо от того, мало ли имущество или большое, — определенная доля» (Сура 4:7 [1]) .
  10. ^ Коран , [ Коран   4:11 ] .
  11. ^ " (I) Если умерший оставил детей, каждый из родителей получает одну шестую часть имущества, но если умерший не оставил детей и родители являются единственными наследниками, мать получает одну треть имущества. « » Сура 4:11 [ 1] Архивировано 10 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  12. ^ "Наследование" . www.mwlusa.org .
  13. ^ «Женщины как свидетели и их доля в наследстве» . www.irfi.org .
  14. ^ Гербер, Хаим. «Социальное и экономическое положение женщин в османском городе, Бурса, 1600–1700 гг.». Международный журнал исследований Ближнего Востока , том. 12, нет. 3, 1980, стр. 231–244. JSTOR , www.jstor.org/stable/163000.
  15. ^ «Если мужчина или женщина становится наследником в связи с его [или ее] родством калала [с умершим] и у него [или нее] есть один брат или сестра, то брат или сестра должны получить шестую часть, и если их будет больше этого, то они будут участниками одной трети после уплаты любого завещанного наследства и любых [непогашенных] долгов – без вреда для кого-либо. Это повеление от Бога, а Бог Милостив и Всезнающий. " Коран , [ Коран   4:12 ] .
  16. ^ «Люди спрашивают ваше мнение. Скажите: Бог предписывает вам относительно ваших наследников калалы , что если мужчина умрет бездетным и у него будет только сестра, то она унаследует половину того, что он оставит, а если сестра умрет бездетной, то ее брат будет ее наследник; а если есть две сестры, то они унаследуют две трети того, что он [или она] оставит. Если будет много братьев и сестер, то доля каждого мужского пола будет равна доле двух женщин. вам, чтобы вы не заблуждались, и Бог знал обо всем». Коран , [ Коран   4:176 ] .
  17. ^ Сура Ан Ниса, стих 5.
  18. ^ Гандз, Соломон (1938). «Алгебра наследования: реабилитация Аль-Хуваризми». Осирис . 5 . Издательство Чикагского университета : 319–91. дои : 10.1086/368492 .
  19. ^ Хойруп, Дж. (2009). Нерешительный прогресс - медленное развитие к алгебраической символизации в абаке - и связанные с ним рукописи, ок. 1300 до ок. 1550: Вклад в конференцию «Философские аспекты символических рассуждений в ранней современной науке и математике», Гент, 27–29 августа 2009 г. Препринты. Том. 390. Берлин: Институт истории науки Макса Планка. Фибоначчи в полной мере использует обозначения дробей Ибн аль-Ясамина в Liber abbaci [ред. Boncompagni 1857], записывая составные дроби справа налево и смешивая числа с дробью слева – все в соответствии с арабскими обычаями. Кроме того, он часто иллюстрирует неалгебраические вычисления в прямоугольных маргинальных рамках, предполагающих законха .
  20. ^ Фибоначчи, Леонардо; Барнабас Хьюз (2008). Практика геометрии Фибоначчи . Спрингер. п. 12 . ISBN  978-0-387-72930-5 . Здесь было бы хорошо сделать несколько замечаний о дробях Фибоначчи. Первое, на что следует обратить внимание, это формат 1/2 4, что означает четыре с половиной. Формат уникален для Андалусии и Магриба и отражает арабский метод письма справа налево, чему Фибоначчи, скорее всего, научился, будучи учеником мусульманской школы в Бужи.
  21. ^ Ливи, Марио (2003). Золотое сечение . Нью-Йорк: Бродвей. п. 96 . ISBN  0-7679-0816-3 .
  22. ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абул Хасан ибн Али аль Каласади» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс

Внешние ссылки [ править ]