Jump to content

Мазхаб

(Перенаправлено из Мадхаба )

Мазхаб : ( арабский : مَذْهَب , латинизированный , мадхаб , букв. «способ действия» IPA: [ˈmaðhab] , мн. مَذَاهِب , madhāhib , [ˈmaðaːhib] ) относится к любой школе мысли в рамках исламской юриспруденции . Основными суннитскими мазхабами являются ханафитский , маликитский , шафиитский и ханбалитский . [1] Они возникли в девятом и десятом веках нашей эры, а к двенадцатому веку почти все юристы присоединились к определенному мазхабу . [2] Эти четыре школы признают значимость друг друга и на протяжении веков участвовали в юридических дебатах. [2] [1] Правила этих школ соблюдаются во всем мусульманском мире без исключительных региональных ограничений, но каждая из них стала доминировать в разных частях мира. [2] [1] Например, школа Малики преобладает в Северной и Западной Африке; ханафитская школа в Южной и Центральной Азии; школа Шафиитов в Восточной Африке и Юго-Восточной Азии; и школа Ханбали в Северной и Центральной Аравии. [2] [1] [3] Первые века ислама также стали свидетелями появления ряда недолговечных суннитских мазхабов . [4] Школа Захири , которая считается находящейся под угрозой исчезновения, продолжает оказывать влияние на юридическую мысль. [4] [1] [2] Развитие шиитских правовых школ происходило по линии теологических разногласий и привело к формированию мазхаба Джафари среди шиитов-двунадесятников , а также исмаилитского и заидитского мазхабов среди исмаилитов и заидитов соответственно, чьи отличия от суннитов Юридические школы примерно того же порядка, что и различия между суннитскими школами. [4] [3] правовая школа Ибади В Омане , отличная от суннитского и шиитского мазхабов . преобладает [1] В отличие от суннитов, шиитов и ибадитов, неконфессиональные мусульмане не принадлежат ни к какому мазхабу . [5] [6] [7]

Трансформации исламских правовых институтов в современную эпоху имели глубокие последствия для системы мазхаба . С распространением кодифицированных государственных законов в мусульманском мире влияние мазхабов за пределы личной ритуальной практики зависит от статуса, предоставленного им в национальной правовой системе. Кодификация законов штатов обычно опиралась на постановления нескольких мазхабов , а юристы, прошедшие обучение в современных юридических школах, в значительной степени заменили традиционных улемов в качестве толкователей принятых законов. [2] В XX веке некоторые исламские правоведы начали отстаивать свою интеллектуальную независимость от традиционных мазхабов . [8] С распространением салафитского влияния и реформистских течений в ХХ веке; горстка ученых-салафитов заявила о своей независимости от строгого соблюдения традиционных правовых механизмов четырех школ. Тем не менее, большая часть суннитских ученых продолжает поддерживать постклассические вероучения, строго придерживаясь ( Таклид ) одной из четырех школ во всех юридических деталях. [9]

В « Амманском послании» , которое было одобрено в 2005 году выдающимися исламскими учёными всего мира, были признаны четыре суннитские школы ( ханафитская , маликитская , шафиитская , ханбалитская ), две шиитские школы ( джафари , заиди ), школа ибади и захиритская. школа. [10] Мусульманские школы юриспруденции расположены в Пакистане , Иране , Бангладеш , Индии , Индонезии , Нигерии , Египте , Турции , Афганистане , , Казахстане , России , Китае на Филиппинах , Алжире , Ливии , Саудовской Аравии и многих других странах.

«Древние» школы

[ редактировать ]

По словам Джона Бертона , «современные исследования показывают», что фикх сначала был «организован на региональном уровне» с «значительными разногласиями и разнообразием взглядов». Во втором веке ислама школы фикха отличались лояльностью своих юристов к юридической практике местных общин, будь то Мекка , Куфа , Басра , Сирия и т. д. [11] (Египетская школа в Фустате была ответвлением юридической школы Медины и следовала такой практике — вплоть до конца 8-го века — основывая приговор на одном единственном свидетеле (а не на двух) и присяге истца. Ее главный юрист в во второй половине VIII века был аль-Лайс б. Саад.) [Примечание 1] Аш-Шафии писал, что «каждая столица мусульман является центром обучения, люди которого следуют мнению одного из своих соотечественников в большинстве его учений». [15] [16] «Настоящей основой» правовой доктрины в этих «древних школах» была не совокупность сообщений о высказываниях, действиях Мухаммеда, молчаливом одобрении (хадисах) или даже высказываниях его сподвижников, а «живая традиция» школы как « выражено в консенсусе ученых», по словам Йозефа Шахта. [17]

Аш-Шафии и после

[ редактировать ]

Утверждалось, что мадхахиб был консолидирован в IX и X веках как средство исключения догматических богословов, государственных чиновников и несуннитских сект из религиозного дискурса. [18] Историки расходятся во мнениях относительно времени возникновения различных школ. Одна из интерпретаций состоит в том, что суннитский ислам изначально был [ когда? ] раскололись на четыре группы: ханафитов , маликитов , шафиитов и захиритов . [19] Позже ханбалиты и яририты разработали еще две школы; затем различные династии в конечном итоге привели к исключению яриритов; [20] в конце концов, захириты также были исключены, когда султанат Мамлюков учредил в общей сложности четыре независимые судебные должности , тем самым укрепив школы Малики, Ханафи, Шафии и Ханбали. [18] В эпоху исламских порохов Османская империя подтвердила официальный статус этих четырех школ в качестве реакции на шиитскую Персию. [21] Некоторые считают, что суннитская юриспруденция делится на две группы: Ахль ар-Раи («люди мнений», подчеркивающие научные суждения и разум) и Ахль аль-Хадис («люди традиций», подчеркивающие строгую интерпретацию Священных Писаний). . [22]

X века Шиитский ученый Ибн ан-Надим назвал восемь групп: малики, ханафит, шафиит, захири, имамит-шиит , ахль аль-хадис, джарири и хариджит . [20] [23] В честь Абу Саура также была названа школа. В XII веке школы Джарири и Захири были поглощены школами Шафии и Ханбали соответственно. [24] Ибн Халдун определил, что изначально существовали только три суннитских мазхаба : Ханафи, Захири и один, охватывающий школы Шафиитов, Малики и Ханбали. [25] [26] отмечая, что, по мнению историка XIV века, школа Захири вымерла, [27] [28] только для того, чтобы к середине 20 века он снова возродился в некоторых частях мусульманского мира. [29] [30] [31]

Исторически сложилось так, что школы фикха часто находились в политических и академических конфликтах друг с другом, соперничая за благосклонность правящего правительства за назначение своих представителей на законодательные и особенно судебные должности. [21]

современная эпоха

[ редактировать ]

Трансформации исламских правовых институтов в современную эпоху имели глубокие последствия для системы мазхаба . Юридическая практика в большей части мусульманского мира стала контролироваться государственной политикой и государственным законодательством, так что влияние мазхабов за пределы личной ритуальной практики зависит от статуса, предоставленного им в национальной правовой системе. При кодификации государственного права обычно использовались методы тахайюра (отбора постановлений без ограничения конкретным мазхабом ) и талфика (объединения частей разных постановлений по одному и тому же вопросу). Профессионалы-юристы, подготовленные в современных юридических школах, в значительной степени заменили традиционных улемов в качестве толкователей принятых законов. Глобальные исламские движения иногда опирались на различные мазхабы , а иногда уделяли больше внимания библейским источникам, а не классической юриспруденции. Школа Ханбали с ее особенно строгой приверженностью Корану и хадисам вдохновила консервативные течения прямой интерпретации Священных Писаний со стороны мусульман. Салафитское и ваххабитское движения. [2] В ХХ веке многие исламские юристы начали отстаивать свою интеллектуальную независимость от традиционных школ юриспруденции. [8] Примеры последнего подхода включают сети индонезийских улемов и исламских ученых, проживающих в странах с мусульманским меньшинством, которые выдвинули либеральные интерпретации исламского права. [2]

В некоторых регионах существует доминирующий или официальный мазхаб ; другие признают разнообразие. [32]

Как правило, сунниты следуют одному конкретному мазхабу , который варьируется от региона к региону, но также считают, что иджтихад должен осуществляться современными учеными, способными на это. Большинство полагаются на таклид , или принятие религиозных постановлений и эпистемологии от более высокого религиозного авторитета, откладывая смысл анализа и выведения юридической практики, вместо того, чтобы полагаться на субъективные прочтения. [33] [34]

Эксперты и учёные фикха следуют усуль (принципам) своего мазхаба , но они также изучают усуль , доказательства и мнения других мазхабов .

Суннитские мазхабы

Каждая суннитская школа юриспруденции названа в честь классического юриста, который ее преподавал. Четыре основные суннитские школы — это ханафитские , шафиитские , маликитские и ханбалитские обряды. Школа Захири продолжает существовать, но вне основного течения, в то время как школы Джарири , Лайти , Аузаи и Саври вымерли.

Существующие школы разделяют большинство их правил, но различаются в отношении конкретных практик, которые они могут признать подлинными, а также в разном весе, который они придают аналогичному разуму и чистому разуму.

Православные суннитские школы

[ редактировать ]

4 основные и 1 второстепенная школы мысли принимаются большинством ученых в большинстве стран мира. Захири не всегда принимается.

Ханафитский

[ редактировать ]

Ханафитскую Абу школу основал Ханифа ан-Нуман . За ним следуют мусульмане Леванта, Средней Азии, Афганистана, Пакистана , большей части Индии , Бангладеш , Северного Египта, Ирака и Турции и на Балканах, а также большинство мусульманских общин России и Китая . Внутри этой школы есть такие движения, как Барелвис и Деобанди , которые сконцентрированы в Южной Азии.

Школа Малики основана на юриспруденции имама Малика ибн Анаса . Ее также называли «Школой Медины», потому что школа располагалась в Медине и среди мединской общины.

За ним следуют мусульмане в Нигерии , Алжире , Северной Африке , Западной Африке , Объединенных Арабских Эмиратах , Кувейте , Бахрейне , Верхнем Египте и в некоторых частях Саудовской Аравии .

Всемирное движение Мурабитун следует этой школе также . В прошлом этому также следовали в некоторых частях Европы, находящихся под исламским правлением , особенно в исламской Испании и Сицилийском эмирате .

Школа Шафии основана на юриспруденции Имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии . За ним следуют мусульмане Хиджаз региона в Саудовской Аравии , Верхнем Египте , Эфиопии , Эритрее , на побережье Суахили , Индонезии , Малайзии , Иордании , Палестине , Филиппинах , Сингапуре , Сомали , Шри-Ланке , Таиланде , Йемене , Курдистане и южной Индии ( такие как маппила Кералы ) и мусульмане конкани . Большинство чеченцев и дагестанцев также исповедуют шафиитскую школу. Это официальная школа, которой следуют правительства Брунея и Малайзии . Шафиитская в школа также широко распространена Ираке и Сирии .

Школа Ханбали основана на юриспруденции имама Ахмада ибн Ханбала, который был учеником имама аш-Шафи .

За ним следуют мусульмане Катара , большей части Саудовской Аравии и общины меньшинств в Сирии и Ираке . Есть движения, находящиеся под сильным влиянием ханбалитского фикха, такие как салафизм и ваххабизм, сконцентрированные в Саудовской Аравии .

На самом деле

[ редактировать ]

Школу Захири основал Дауд аз-Захири . За ним следуют общины меньшинств в Марокко и Пакистане . В прошлом его также придерживалось большинство мусульман в Месопотамии , Португалии , на Балеарских островах , в Северной Африке и некоторых частях Испании .

Шииты -двунадесятники придерживаются теологической школы Джафари, связанной с Джафаром ас-Садиком . ранних юристов, привязанным ко времени и пространству, В этой школе к постановлениям относятся более серьезно, а школа Джафари использует интеллект вместо аналогии при установлении исламских законов, в отличие от обычной суннитской практики. [ нужна ссылка ]

Подгруппы

[ редактировать ]

исмаилиты

[ редактировать ]

Мусульмане- исмаилиты следуют своей собственной школе в форме Дайм аль-Ислам , книги о постановлениях ислама. В нем описываются манеры и этикет, включая ибадат, в свете указаний исмаилитских имамов. В книге подчеркивается, какое значение ислам придает манерам и этикету наряду с поклонением Богу, ссылаясь на традиции первых четырех имамов шиитской исмаилитской школы мысли Фатимидов.

Подгруппы

[ редактировать ]

Мусульмане- заиди также следуют своей собственной школе в форме учения Зайда ибн Али и имама Абу Ханифы . С юридической точки зрения школа Заиди очень похожа на ханафитскую школу суннитского ислама. [35] Вероятно, это связано с общей тенденцией сходства с суннитами в верованиях заидитов. После кончины Мухаммеда имам Джафар ас-Садик , имам Зайд ибн Али , имамы Абу Ханифа и имам Малик ибн Анас работали вместе в Масджид ан-Набави в Медине вместе с более чем 70 другими ведущими юристами и учеными. [ нужна ссылка ] Джафар ас-Садик и Зайд ибн Али сами не писали никаких книг. [ нужна ссылка ] Но их взгляды — это хадисы в книгах, написанных имамами Абу Ханифой и имамом Маликом ибн Анасом . Поэтому зайдиты и по сей день, а первоначально Фатимиды , использовали ханафитскую юриспруденцию, как и большинство суннитов. [36] [ нужен лучший источник ] [37] [38] [ нужен лучший источник ]

Школа ислама Ибади названа в честь Абдаллаха ибн Ибада , хотя он не обязательно является главной фигурой школы в глазах ее приверженцев. Ибадизм отличается как от суннитского, так и от шиитского ислама не только с точки зрения своей юриспруденции, но и своих основных убеждений. Ибади- ислам в основном практикуется в Омане , причем Оман является единственной страной в мире, где ибади составляют значительное меньшинство населения. Другие популяции ибади также проживают в Ливии, Алжире, Тунисе и Занзибаре в Танзании. [39]

Амманское послание

[ редактировать ]

Амманское послание представляло собой заявление, подписанное в 2005 году в Иордании почти 200 видными исламскими юристами, которое служило «контр-фетвой» против широкого использования такфира (отлучения от церкви) джихадистскими группировками для оправдания джихада против правителей стран с мусульманским большинством. . Амманское послание признало восемь законных школ исламского права и запретило заявления об отступничестве против них. [40] [41] [10]

  1. Ханафи ( сунниты )
  2. Малики ( сунниты )
  3. Шафииты ( сунниты )
  4. Ханбали ( сунниты )
  5. Джафари ( шииты )
  6. Заидия ( шииты )
  7. Ибадия
  8. Захирия

В заявлении также утверждается, что фетвы могут издавать только должным образом обученные муфтии, тем самым стремясь лишить легитимности фетвы, издаваемые боевиками, не имеющими необходимой квалификации. [41]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Обычно считается, что в Египте (в отличие от Сирии, Ирака и Хиджаза) не сложилась региональная школа. Йозеф Шахт утверждает, что правовая среда Фустата (древний Каир) была ветвью мединской юридической школы. [12] Что касается судебной практики, то кади (судьи) Фустата прибегли к процедуре, называемой « аль-ямин маа ль-шахид », то есть способности судьи основывать свой вердикт на одном единственном свидетеле и присяге истца. , вместо двух свидетелей, как обычно требовалось. Такая процедура была довольно распространена при ранних Омейядах, но к началу периода Аббасидов она исчезла в Ираке и теперь считалась « амаль» («хорошая практика») Медины. Вплоть до конца VIII века кади Фустата все еще использовали эту «мединанскую» процедуру и отличались от иракских практик. Однако с доктринальной точки зрения юридическая принадлежность Египта могла быть более сложной. Главным египетским юристом второй половины VIII века является аль-Лайс б. Саад. [13] Единственное его сочинение, которое сохранилось, — это письмо, которое он написал Малику б. Анас, который сохранил Яхья б. Маин и аль-Фасави. заявляет о своей теоретической принадлежности к мединской методологии и признает ценность амал В этом письме он . Тем не менее, он дистанцируется от Мединской школы, выступая против ряда мединских юридических взглядов. Он утверждает, что обычная практика в других городах также ценна, и таким образом косвенно защищает приверженность египтян своим местным традициям. Таким образом, возможно, что, хотя она и не превратилась в формальную юридическую школу, особая египетская правовая среда отличалась от Мединской школы в 8 веке. [14]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Рабб, Интисар А. (2009). «Фикх». В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195305135.001.0001 . ISBN  9780195305135 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Хуссин, Иза (2014). «Суннитские школы юриспруденции». В Эмаде Эль-Дине Шахине (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref:oiso/9780199739356.001.0001 . ISBN  9780199739356 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Викор, Кнут С. (2014). «Шариат» . В Эмаде Эль-Дине Шахине (ред.). Оксфордская энциклопедия ислама и политики . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Колдер, Норман (2009). «Право. Правовая мысль и правоведение» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года.
  5. ^ Тан, Шарлин (2014). Реформы в исламском образовании: международные перспективы . А&С Черный. ISBN  9781441146175 . Это связано с историческими, социологическими, культурными, рациональными и внеконфессиональными (немазхабистскими ) подходами к исламу, используемыми в ИАИН, СТАИН и УИН, в отличие от теологических, нормативных и конфессиональных подходов, которые были распространены в исламских учебных заведениях. в прошлом
  6. ^ Рейн, Халим, Жаки Юарт и Джон Мартинкус. «Ислам и мусульманский мир». Медиафрейминг мусульманского мира. Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания, 2014. 15–28.
  7. ^ Обыденкова, Анастасия В. «Религиозный плюрализм в России». Политика религии и национализма: федерализм, консоциационализм и отделение, Routledge (2014): 36-49.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мессик, Бринкли; Кечичян, Джозеф А. (2009). «Фетва. Процесс и функция» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года.
  9. ^ Ауда, Джассер (2007). «5: Современные теории исламского права». Макасид аш-Шариа как философия исламского права: системный подход . 669, Херндон, Вирджиния, 20172, США: Международный институт исламской мысли. стр. 143–145. ISBN  978-1-56564-424-3 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Амманское послание – Официальный сайт» .
  11. ^ Бертон, Исламские теории отмены , 1990 : стр.13.
  12. ^ Дж. Шахт, Истоки мусульманской юриспруденции (Оксфорд: Clarendon Press, 1950), стр. 9
  13. ^ Р.Г. Хури, «Аль-Лайт Ибн Саад (94/713–175/791), великий мастер и покровитель Египта, видно из некоторых древних исламских документов», Журнал ближневосточных исследований 40, 1981, стр. 189–202
  14. ^ Матье Тилье, « Первый» кадис Фушата и региональная динамика судебных инноваций (750–833) », Annales исламологической , 45 (2011), с. 214–218
  15. ^ Шахт, Йозеф (1959) [1950]. Истоки мусульманской юриспруденции . Издательство Оксфордского университета. п. 246.
  16. ^ Шафии. Китаб аль-Умм, том. VII . п. 148. Книга различий Малида валь-Шафии.
  17. ^ Шахт, Йозеф (1959) [1950]. Истоки мусульманской юриспруденции . Издательство Оксфордского университета. п. 98.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Закон исламский» . Энциклопедия.com . Проверено 13 марта 2012 г.
  19. ^ Мохаммад Шариф Хан и Мохаммад Анвар Салим, Мусульманская философия и философы , стр. 34. Нью-Дели : Издательство Ашиш, 1994.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кристофер Мельхерт , Формирование суннитских юридических школ : 9–10 века нашей эры, стр. 178. Лейден: Издательство Brill , 1997.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чибли Маллат, «Введение в ближневосточное право» , стр. 116. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета , 2007. ISBN   978-0-19-923049-5
  22. Муртада Мутаххари, Роль Иджтихада в законодательстве , Аль-Таухид , том IV, № 2, Издатель: Фонд исламской мысли . Архивировано 14 марта 2012 г. в Wayback Machine.
  23. ^ Девин Дж. Стюарт , СТРУКТУРА ФИХРИСТА: ИБН АЛЬ-НАДИМ КАК ИСТОРИК ИСЛАМСКИХ ПРАВОВЫХ И ТЕОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ, Международный журнал исследований Ближнего Востока , т.39, стр.369–387, Cambridge University Press , 2007 г.
  24. ^ Кроун, Патрисия (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета . п. 498. ИСБН  978-0691134840 . Проверено 13 мая 2015 г.
  25. ^ Игнац Гольдцихер , Захирис , стр. 5. Трнс. Вольфганг Бен, вступление. Камилла Аданг . Третий том книги Brill Classics в исламе. Лейден : Издательство Brill , 2008. ISBN   9789004162419
  26. Мейнхадж Хусейн, Новая Медина, Правовая система , Grande Strategy, 5 января 2012 г.
  27. ^ Вольфганг, Бен (1999). Захирисы . БРИЛЛ. п. 178. ИСБН  9004026320 . Проверено 11 мая 2015 г.
  28. ^ Берки, Джонатон (2003). Становление ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 216. ИСБН  9780521588133 . Проверено 11 мая 2015 г.
  29. ^ Дэниел В. Браун, Переосмысление традиций в современной исламской мысли : Том. 5 Кембриджских исследований Ближнего Востока, стр. 28 и 32. Кембридж : Издательство Кембриджского университета , 1996. ISBN   9780521653947
  30. ^ М. Махмуд, Кодекс мусульманских семейных законов , стр. 37. Публикации «Пакистанское право таймс», 2006. 6-е изд.
  31. ^ Хасан Ахмед Ибрагим, «Обзор исламского дискурса аль-Садика аль-Мадхи». Взято из «Спутника Блэквелла по современной исламской мысли» , стр. 172. Ред. Ибрагим Абу-Раби. Хобокен : Уайли-Блэквелл , 2008. ISBN   9781405178488
  32. ^ Юриспруденция и право - Ислам , переориентирующий завесу, Университет Северной Каролины (2009)
  33. ^ «Салафитские публикации | об иджтихаде и таклиде» .
  34. ^ «Об исламе, мусульманах и 500 наиболее влиятельных фигурах» (PDF) .
  35. ^ Статья Сайида Али ибн Али Аль-Заиди, Краткая история йеменских шиитов, 2005 г.
  36. ^ Эль-Гамаль, Махмуд А. (3 июля 2006 г.). Исламские финансы . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139457163 .
  37. ^ Такер, Спенсер К.; Робертс, Присцилла (12 мая 2008 г.). Энциклопедия арабо-израильского конфликта: политическая, социальная и ... Abc-Clio. ISBN  9781851098422 .
  38. ^ [ нужен лучший источник ] Вери, Фредерик М.; Кэй, Далия Дасса; Гаффри, Роберт А.; Уоткинс, Джессика; Мартини, Джеффри (2010). Эффект Ирака . Корпорация Рэнд. ISBN  9780833047885 .
  39. ^ «Веб-архив УВКБ ООН» .
  40. ^ Хендриксон, Джоселин (2013). «Фетва». В Герхарде Бёверинге, Патрисии Кроне (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Даллал, Ахмад С.; Хендриксон, Джоселин (2009). «Фетва. Современное употребление» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • медиафайлы по теме: Мадхаб Викискладе есть
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4544485ba8403016bc0925887c887fee__1720422900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/ee/4544485ba8403016bc0925887c887fee.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madhhab - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)