Jump to content

Низар ибн аль-Мустансир

(Перенаправлено с Низара (Фатимид Имам) )

Низар ибн аль-Мустансир
Золотая монета с круглыми арабскими надписями
Золотой динар, отчеканенный во имя Низара в Александрии в 1095 году.
Рожденный 26 сентября 1045 г.
Каир , Египет
Умер в. Ноябрь/декабрь 1095 г. (50 лет)
Каир, Египет
Причина смерти замурованно
Заголовок Имам низаритского исмаилизма
Срок 1094–1095
Предшественник аль-Мустансир Биллах
Преемник Али аль-Хади ( скрыт )
Родитель
Семья Династия Фатимидов

Абу Мансур Низар ибн аль-Мустансир ( арабский : أبو منصور نزار بن المستنصر , латинизированный : Абу Мансур Низар ибн аль-Мустансир ; 1045–1095) был принцем Фатимидов и старшим сыном из восьми h Фатимидский халиф и восемнадцатый исмаилитский имам , аль-Мустансир . Когда его отец умер в декабре 1094 года, могущественный визирь возвел аль-Афдал Шаханшах младшего брата Низара аль-Мустали на трон в Каире , обойдя притязания Низара и других старших сыновей аль-Мустансира. Низар бежал из Каира, восстал и захватил Александрию , где правил как халиф под царственным именем аль-Мустафа ли-Дин Аллах ( араб . المصطفى لدين الله , латинизировано : аль-Мустафа ли-Дин Аллах ). В конце 1095 года он потерпел поражение и был доставлен в плен в Каир, где был казнен через замуровывание .

В XII веке некоторые из действительных или предполагаемых потомков Низара безуспешно пытались захватить трон у халифов Фатимидов. Многие исмаилиты, особенно в Персии , отвергли имамата аль-Мустали и считали Низара законным имамом. В результате они откололись от режима Фатимидов и основали низаритскую ветвь исмаилизма со своей собственной линией имамов, заявлявших о своем происхождении от Низара. Эта линия продолжается и по сей день в лице Ага Хана .

Низар родился 26   сентября 1045 года (5 раби аль-авваля 437 года хиджры ) в семье правящего фатимидского имама - халифа ( аль-Мустансира годы правления 1036–1094 ). [ 1 ] На тот момент аль-Мустансиру было около 15   лет, и он уже находился на престоле десять лет. [ 2 ] Низар, скорее всего, был старшим сыном халифа, хотя другого сына по имени Абу Абдаллах иногда называют старшим из сыновей аль-Мустансира. [ а ] [ 2 ]

В конце 1060-х годов Фатимидский халифат вступил в глубокий кризис: наступление турок-сельджуков с востока угрожало его власти над Сирией , а затяжные столкновения между турецкими войсками армии Фатимидов и черными африканскими войсками в Египте привели к распаду центральное правительство и повсеместный голод и анархия. [ 4 ] Примерно в   1068 году, когда внутренние беспорядки угрожали династии крахом, аль-Мустансир в качестве гарантии рассредоточил своих сыновей по своим территориям, оставив рядом с собой только неназванного несовершеннолетнего сына. В отчете эпохи мамлюков историка аль-Макризи говорится, что Абу Абдаллах и Абу Али должны были отправиться в Акко , чтобы присоединиться к армии командующего Бадра аль-Джамали ; Абу'л-Касим Мухаммад (отец халифа аль-Хафиза ) в Аскалон ; а другой, неназванный, но несовершеннолетний сын, остался в Каире. [ 5 ] Низар не упоминается у аль-Макризи, но весьма вероятно, что он был включен в эту меру. [ 6 ] а аль-Хидая аль-Амирийя , прокламация, изданная в 1122 году халифом аль-Амиром ( годы правления 1101–1130 ), утверждает, что он был отправлен в порт Дамиетта . [ 7 ] Это рассеяние князей Фатимидов продолжалось, по крайней мере, до тех пор, пока Бадр аль-Джамали не пришел к власти в 1073 году в качестве визиря и квазидиктатора и не восстановил порядок в Египте. [ 6 ] [ 8 ]

Спорное правопреемство

[ редактировать ]

Как старший сын, Низар, по-видимому, считался наиболее вероятным преемником своего отца, как это было принято; [ 9 ] действительно, историки часто утверждают, что Низар был назначенным человеком своего отца. [ б ] преемник. [ 11 ] [ 12 ] Однако к моменту смерти аль-Мустансира в декабре 1094 года официального назначения Низара наследником, похоже, не произошло. [ 9 ] [ 13 ]

Аль-Макризи пишет, что это произошло из-за махинаций сына Бадра аль-Афдаля Шаханшаха , который сменил своего отца на посту визиря в июне 1094 года. [ 14 ] По словам аль-Макризи, между аль-Афдалем и Низаром существовала глубокая вражда. Анекдот рассказывает, как однажды аль-Афдал попытался войти во дворец верхом на лошади (привилегия, предоставленная халифу), после чего Низар крикнул ему, чтобы он спешился, и назвал его «грязным армянином». С тех пор эти двое были заклятыми врагами: аль-Афдал препятствовал деятельности Низара и понижал в должности его слуг, в то же время склоняя на свою сторону армейских командиров. Говорят, что только один из них, бербер Мухаммад ибн Масал аль-Лукки, остался верен Низару, поскольку обещал назначить его визирем вместо аль-Афдаля. [ 15 ] [ 16 ]

По словам аль-Макризи, аль-Афдал оказывал давление на аль-Мустансира, чтобы он не допустил публичного выдвижения Низара наследником. [ 15 ] а когда халиф умер, аль-Афдал вырастил гораздо более молодого [ с ] сводный брат Низара аль-Мустали на престоле и имамате. [ д ] Аль-Мустали, который незадолго до этого женился на сестре аль-Афдаля, полностью зависел от аль-Афдаля в своем вступлении на престол. Это сделало его послушным номинальным главой, который вряд ли мог угрожать недавнему и, следовательно, пока еще хрупкому удержанию власти аль-Афдалем. [ 11 ] [ 24 ] [ 25 ]

Чтобы защитить преемственность аль-Мустали и противостоять притязаниям сторонников Низара, сын и преемник аль-Мустали аль-Амир издал аль-Хидая аль-Амирийя . В этом документе рассредоточение принцев рассматривается по-иному: предположительно, они были отосланы в порядке важности, при этом самые близкие к Каиру (и, следовательно, сам халиф) имели самый высокий ранг. [ 6 ] [ 7 ] Современные историки отмечают, что это был намеренно неверно истолкованный аргумент, поскольку князей отослали для их защиты. По мнению историка Пола Э. Уокера , отправка Абу Абдаллы в сильную армию Бадра аль-Джамали была, во всяком случае, показателем его высокой важности и желания его отца обеспечить его безопасность. [ 6 ] При этом неопознанный несовершеннолетний сын, оставленный в Каире, явно не был аль-Мустали, который еще даже не родился. Уокер отождествляет неназванного принца с Абу'л-Касимом Ахмадом, о рождении которого было публично объявлено в 1060 году. Этот принц, вероятно, тем временем умер, поскольку будущему аль-Мустали, родившемуся в 1074 году, было присвоено то же имя. [ 6 ]

Аль -Хидая аль-Амирийя и другие отчеты далее подтверждают легитимность вступления аль-Мустали на престол, сообщая истории о том, что на свадебном банкете аль-Мустали или на смертном одре аль-Мустансир выбрал его своим наследником. и что одна из сестер аль-Мустансира, как сообщается, была вызвана к нему в частном порядке и получила назначение аль-Мустали в качестве завещания. [ 9 ] [ 26 ] [ 27 ] Современные историки, такие как Фархад Дафтари , считают, что эти истории, скорее всего, являются попытками оправдать и задним числом узаконить то, что по сути было государственным переворотом, совершенным аль-Афдалем. [ 11 ]

Однако аль-Макризи также приводит другую версию, которая ставит под сомнение, действительно ли действия аль-Афдаля были тщательно подготовленным переворотом. Когда аль-Афдал вызвал троих сыновей аль-Мустансира — Низара, Абдаллу и Исмаила, очевидно, самых выдающихся среди потомков халифа, — во дворец , чтобы воздать должное аль-Мустали, сидевшему на троне , каждый из них отказался. Они не только отвергли аль-Мустали, но каждый из них утверждал, что аль-Мустансир выбрал его своим преемником. Низар утверждал, что у него есть письменный документ на этот счет. [ 28 ] [ 29 ] Этот отказ, очевидно, застал аль-Афдаля врасплох. Братьям разрешили покинуть дворец; но пока Абдалла и Исмаил направились к ближайшей мечети, Низар немедленно бежал из Каира. [ 28 ] [ 29 ] Чтобы еще больше усугубить путаницу, узнав о кончине аль-Мустансира, Баракат, главный миссионер ( даи ) Каира (глава исмаилитского религиозного учреждения) провозгласил Абдаллу халифом с царственным именем аль-Муваффак . [ 30 ] Однако вскоре аль-Афдал восстановил контроль. Баракат был арестован (а позже казнен), Абдаллах и Исмаил были помещены под наблюдение и в конечном итоге публично признали аль-Мустали. Было проведено большое собрание официальных лиц, на котором аль-Мустали провозгласили имамом и халифом. [ 15 ]

Восстание и смерть

[ редактировать ]

Тем временем Низар бежал в Александрию с несколькими последователями . Местный губернатор, турок по имени Наср ад-Даула Афтакин , выступил против аль-Афдала, поэтому Низару удалось быстро заручиться его поддержкой. Он также склонил на свою сторону местного судью ( кади ), жителей и окрестные арабские племена. Затем он поднял восстание и провозгласил себя имамом и халифом с титулом аль-Мустафа ли-Дин Аллах («Избранник религии Бога»). [ 1 ] [ 13 ] [ 31 ] [ 32 ] Золотой динар Низара, носивший этот титул, был обнаружен в 1994 году, что свидетельствует о принятии им халифского титула и чеканке монет с ним. [ 31 ] По словам Уокера, скорость, с которой Низар получил поддержку, а также некоторые другие истории, рассказанные в «Аль-Макризи», предполагают существование относительно большой фракции, которая ожидала или хотела, чтобы он стал преемником аль-Мустансира. [ 32 ]

Восстание Низара поначалу было успешным: нападение аль-Афдала на Александрию в феврале   1095 года было легко отражено, и силы Низара совершили набег на окраины Каира. Однако в течение следующих месяцев аль-Афдалю удалось вернуть себе лояльность арабских племен с помощью взяток и подарков. Ослабленные силы Низара были отброшены к Александрии, которая оказалась в осаде. В ноябре военачальник Низара Ибн Масал покинул город, забрав с собой большую часть оставшихся сокровищ. Это вынудило Афтакина и Низара сдаться под гарантию их безопасности ( аман ). Оба были доставлены обратно в Каир, где Низар был замурован , а Афтакин казнен. [ 1 ] [ 13 ] [ 31 ] [ 32 ] Подробности и точная дата смерти Низара неизвестны. [ 33 ]

В сохранившемся письме, отправленном исмаилитской йеменской королеве Арве ас-Сулайхи , в котором объявляется о его восшествии на престол, аль-Мустали приводит «официальную» версию событий следующим образом: Как и другие сыновья аль-Мустансира, Низар сначала принял своему имамату и воздал ему должное, прежде чем жадность и зависть побудили его восстать. События вплоть до капитуляции Александрии описаны довольно подробно, но о судьбе Низара и Афтакина ничего не упоминается. [ 34 ]

Низаритский раскол

[ редактировать ]

Проблемы с механизмом преемственности возникали и раньше, но вступление аль-Мустали на престол было первым случаем, когда соперничающие члены династии Фатимидов фактически боролись за трон. [ 35 ] Учитывая ключевую роль имама в вере исмаилитов, это имело огромное значение: вопрос преемственности был не просто вопросом политических интриг, но и чрезвычайно религиозным. По словам современного пионера исмаилитских исследований Самуэля Миклоша Штерна , «от этого зависела преемственность институциональной религии, а также личное спасение верующего». [ 36 ] Для верующих исмаилитов, пишет Стерн, «не столько личность претендента имела значение для его последователей; их не трогали какие-либо высшие заслуги Низара как правителя   [...] это было божественное право персонифицированный в законном наследнике, что имело значение». [ 36 ]

В результате события 1094–1095 годов вызвали горький и постоянный раскол в исмаилитском движении, который продолжается и по сей день. [ 35 ] [ 37 ] Хотя аль-Мустали был признан фатимидской элитой и официальным религиозным истеблишментом исмаилитов ( да'ва ), а также зависимыми от него общинами исмаилитов в Сирии и Йемене , большинство общин исмаилитов на Ближнем Востоке, особенно в Персии и Ираке , его отвергли. То ли по искреннему убеждению, то ли в качестве удобного предлога, чтобы избавиться от контроля Каира, главный исмаилитский даи в Персии Хасан-и Саббах быстро признал права Низара на имамата – возможно, уже во время правления Низара в Александрии – разорвал отношения с Каиром и установил свою собственную независимую иерархию ( да'ва джадида , букв. « новое призвание » ). Это ознаменовало постоянный и устойчивый раскол исмаилитского движения на конкурирующие ветви « мусталиты » и « низариты ». [ 33 ] [ 38 ] [ 39 ]

В последующие десятилетия низариты были одними из самых злейших врагов мусталитских правителей Египта. [ 40 ] Хасан-и Саббах основал Орден Ассасинов , ответственный за убийство аль-Афдаля в 1121 году. [ 41 ] [ 42 ] и сына и преемника аль-Мустали аль-Амира (который также был племянником и зятем аль-Афдаля) в октябре 1130 года. [ 42 ] [ 43 ] Это привело к череде переворотов и кризисов, которые ознаменовали упадок государства Фатимидов и его окончательный крах. [ 44 ] В 1130–1131 годах режим Фатимидов был временно отменен сыном аль-Афдаля Кутайфатом , прежде чем племянник Низара Абд аль-Маджид, в отсутствие прямого наследника аль-Амира, принял на себя имамат и халифат в качестве халифа аль-Хафиза в Январь 1132 года. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Преемственность аль-Хафиза привела к новому расколу в исмаилизме между теми мусталитами, которые приняли преемственность аль-Хафиза (« хафизы »), и теми, кто этого не сделал, поддерживая вместо этого имамата маленького сына аль-Амира аль- Тайиб Тайиби »). [ 48 ] [ 49 ] В то время как низаритский исмаилизм выжил в Персии и Сирии, а тайибитский исмаилизм в Йемене и Индии, секта Хафизи, тесно связанная с государством Фатимидов, недолго пережила окончательную отмену последнего Саладином в 1171 году. [ 50 ]

Аль-Мустансир биллах
( годы правления 1036–1094 )
Абуль-Касим Мухаммад аль-Мустали биллах
( годы правления 1094–1101 )
Абу Мансур Низар
аль-Хафиз ли-Дин Аллах
( годы правления 1132–1149 )
аль-Амир би-Ахкам Аллах
( р. 1101–1130 )
аль-Тайиб
Хафизы имамы-халифы Тайиби скрытые имамы Низаритский Имам
   обозначает правящих халифов Фатимидов (с датами правления)
Источник: Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 508. ИСБН  978-0-521-61636-2 .

Потомки и преемственность

[ редактировать ]

Современные источники свидетельствуют, что у Низара было несколько сыновей. [ 51 ] По крайней мере, один из них, аль-Хусейн , бежал вместе с другими членами династии (включая трёх братьев Низара, Мухаммеда, Исмаила и Тахира) из Египта в западный Магриб в 1095 году, где они сформировали своего рода оппозицию в изгнание новому режиму в Каире. [ 13 ] [ 32 ] Есть указания на то, что другой из сыновей Низара, по имени аль-Мухтар Мухаммад, уехал в Йемен, поскольку там чеканились монеты с его именем. [ 33 ] В 1132 году, после весьма нерегулярного воцарения аль-Хафиза, аль-Хусейн попытался вернуться в Египет. Ему удалось собрать армию, но аль-Хафиз успешно подчинил своих командиров и убил его. [ 52 ] [ 53 ] В 1149 году аль-Хафизу пришлось столкнуться с аналогичной угрозой со стороны предполагаемого сына Низара. Самозванцу удалось завербовать большое количество последователей среди берберов , но он также был убит, когда халиф Фатимидов подкупил своих командиров. [ 54 ] [ 55 ] Последнее восстание низаритского претендента было поддержано сыном аль-Хусейна Мухаммедом в 1162 году, но он был соблазнен ложными обещаниями и казнен визирем Руззиком ибн Талаи . [ 54 ] [ 56 ]

Однако ни один из его сыновей не был официально назначен Низаром преемником, поэтому у них не было легитимности стать имамами после него. Это подняло острую проблему для верующих-низаритов, поскольку доктрина исмаилитов утверждала, что линия божественно назначенных имамов не может быть нарушена. [ 57 ] Поначалу некоторые низариты считали, что Низар не умер, а вернется как исламский мессия Махди (или, по крайней мере, в его компании). [ 1 ] В отсутствие имама монеты из замка Аламут , центра зарождающегося исмаилитского государства чеканились под царственным именем Низара аль-Мустафа ли-Дин Аллах . Хасан-и-Сабаха в центральной Персии, до 1162 года [ 33 ] [ 57 ] До тех пор ни один имам в Аламуте публично не назывался, и вместо этого Хасан-и Саббах и двое его непосредственных преемников правили как даи , или как худжи («печати», «доказательства»), представители, действующие от имени отсутствующего имама. . [ 58 ] Однако вскоре низариты пришли к выводу, что внук (или сын) Низара был тайно вывезен из Египта и доставлен в Аламут и был законным имамом, живущим в укрытии ( сатр ). [ 59 ] [ 60 ]

Согласно низаритской традиции, четвертый правитель Аламута, Хасан II ( годы правления 1162–1166 ), считается уже не простым даи , а тайным потомком Низара и законного имама, хотя это утверждение не было подтверждено низаритской традицией. было ясно до правления его сына Нур ад-Дина Мухаммада II . [ 61 ] [ 62 ] Современная низаритская традиция утверждает, что три имама — Али аль-Хади , Мухаммад (I) аль-Мухтади и Хасан (I) аль-Кахир [ 63 ] [ 64 ] - правил после Низара, находясь в сокрытии, но разные первоисточники приводят разные генеалогии. [ 65 ] [ 64 ] По мнению немецкого ученого-шиизма Хайнца Хальма , личности трех скрытых имамов, скорее всего, вымышлены. [ 64 ] и правдивость утверждений Хасана II о происхождении Фатимидов остается серьезной историографической проблемой. [ 66 ] Тем не менее, преемники Хасана II подтвердили свое заявление о происхождении от Низара до нынешнего имама низаритского исмаилизма, Ага Хана . [ 33 ] [ 67 ]

  1. Длительное правление аль-Мустансира обеспечило ему многочисленное потомство, но полного списка не существует, и многие из его сыновей разделяли части своих имен, что затрудняло их идентификацию. Историк Пол Э. Уокер подсчитал, что у аль-Мустансира «было как минимум семнадцать сыновей, имена которых мы можем восстановить». [ 3 ]
  2. ^ Концепция обозначения ( насс ) занимает центральное место в ранней шиитской, и особенно исмаилитской, концепции имамата , но она также представляет сложности: поскольку имам обладал непогрешимостью Бога ( исма ), он не мог ошибаться. , особенно в выборе его наследника. Назначенные наследники, умершие раньше своих отцов, были источником значительного затруднения, и поэтому, хотя наследник мог иметь явное предпочтение во время правления его отца, насс часто удерживался незадолго до смерти правящего имама, провозглашаемой в завещании последнего или оставленной в качестве завещания. с третьей стороной. [ 10 ]
  3. Аль-Мустали, очевидно, был самым младшим из всех сыновей аль-Мустансира. [ 9 ] [ 6 ]
  4. ^ Имам духовный лидер исламской общины верующих ( уммы ) как преемник Мухаммеда . [ 17 ] После гражданских войн раннего мусульманского периода основная масса суннитов последовала за халифами как за преемниками Мухаммеда и предъявляла мало условий к руководящим должностям. [ 18 ] [ 19 ] С другой стороны, шииты постепенно развили представление об имаме как об единственном, божественно облеченном и направляемом преемнике Мухаммеда, фигуре, наделенной уникальными качествами и живым доказательством ( худжа ) Бога. Эта должность была зарезервирована за членом семьи Мухаммеда зять Мухаммеда Али ибн Аби Талиб . , причем первым таким имамом считался [ 20 ] [ 21 ] Ветви двунадесятников -шиитов и исмаилитов (или семинеров) разделились после смерти Джафара ас-Садика в 765 году. Двенадцать последователей последовали за Мусой аль-Кадхимом в качестве своего седьмого имама и завершили линию своих имамов аль-Махди. , двенадцатый и последний имам, который ушел в оккультизм в 874 году и чье мессианское возвращение все еще ожидается. [ 22 ] Различные ветви исмаилитов следуют линии преемственности от Исмаила ибн Джафара через непрерывную череду как публичных, так и скрытых имамов, включая фатимидских имамов-халифов, до наших дней. [ 23 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Гибб 1995 , с. 83.
  2. ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 250.
  3. ^ Уокер 1995 , с. 249.
  4. ^ Бретт 2017 , стр. 201–205.
  5. ^ Уокер 1995 , стр. 250–251.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уокер 1995 , с. 251.
  7. ^ Перейти обратно: а б Стерн 1950 , с. 24.
  8. ^ Бретт 2017 , стр. 205–206.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Гибб 1993 , с. 725.
  10. ^ Уокер 1995 , стр. 240–242.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Листы 2007 , с. 241.
  12. ^ Бретт 2017 , с. 228.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 2014 , стр. 90.
  14. ^ Хальм 2014 , стр. 86–87.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1995 , с. 254.
  16. ^ Хальм 2014 , стр. 89.
  17. ^ Маделунг 1971 , с. 1163.
  18. ^ Дафтари 2007 , стр. 36–38.
  19. ^ Маделунг 1971 , стр. 1163–1164.
  20. ^ Дафтари 2007 , стр. 1, 39–86.
  21. ^ Маделунг 1971 , стр. 1166–1167.
  22. ^ Дафтари 2007 , стр. 38, 88–89.
  23. ^ Дафтари 2007 , стр. 89–98, 99–100, 507 и далее..
  24. ^ Уокер 1995 , с. 252.
  25. ^ Бретт 2017 , стр. 228–229.
  26. ^ Стерн 1950 , стр. 25–29.
  27. ^ Уокер 1995 , стр. 252, 257.
  28. ^ Перейти обратно: а б Хальм 2014 , стр. 88.
  29. ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 253.
  30. ^ Уокер 1995 , стр. 253–254.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Листы 2007 , с. 242.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д Уокер 1995 , с. 255.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и Уокер 2022 .
  34. ^ Хальм 2014 , стр. 91.
  35. ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 248.
  36. ^ Перейти обратно: а б Штерн 1951 , с. 194.
  37. ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243.
  38. ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243, 324–325.
  39. ^ Бретт 2017 , стр. 229–230.
  40. ^ Стерн 1950 , с. 20.
  41. ^ Бретт 2017 , с. 252.
  42. ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 244.
  43. ^ Бретт 2017 , стр. 233–234, 261.
  44. ^ Дафтари 2007 , с. 246.
  45. ^ Дафтари 2007 , стр. 247–248.
  46. ^ Бретт 2017 , стр. 263–265.
  47. ^ Хальм 2014 , стр. 178–183.
  48. ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
  49. ^ Дафтари 2007 , стр. 248, 264.
  50. ^ Дафтари 2007 , с. 248.
  51. ^ Дафтари 2007 , с. 325.
  52. ^ Уокер 1995 , стр. 255–256.
  53. ^ Хальм 2014 , стр. 186–187.
  54. ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 256.
  55. ^ Хальм 2014 , стр. 221–222.
  56. ^ Хальм 2014 , стр. 249.
  57. ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 326.
  58. ^ Дафтари 2007 , стр. 301–302, 326, 509.
  59. ^ Дафтари 2007 , стр. 301–302, 326.
  60. ^ Хальм 2014 , стр. 157, 158.
  61. ^ Дафтари 2007 , стр. 301–302, 326, 363–364.
  62. ^ Хальм 2014 , стр. 259–261, 336.
  63. ^ Дафтари 2007 , с. 509.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Хальм 2014 , стр. 261.
  65. ^ Дафтари 2007 , с. 630 (примечание 138).
  66. ^ Андани 2016 , стр. 273–274.
  67. ^ Хальм 2014 , стр. 91, 261.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Низар ибн аль-Мустансир
Родился: 1045 г.   Умер: 1095 г.
Царственные титулы
Предшественник Фатимидский халиф
(истец в Александрии )

1095
Преемник
Титулы шиитского ислама
Предшественник 19-й имам низаритского исмаилизма
1094–1095
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 375de3bd63e6bfb5bd38f893ef967215__1716614400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/15/375de3bd63e6bfb5bd38f893ef967215.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nizar ibn al-Mustansir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)