Низар ибн аль-Мустансир
Низар ибн аль-Мустансир | |
---|---|
![]() Золотой динар, отчеканенный во имя Низара в Александрии в 1095 году. | |
Рожденный | 26 сентября 1045 г. Каир , Египет |
Умер | в. Ноябрь/декабрь 1095 г. (50 лет) Каир, Египет |
Причина смерти | замурованно |
Заголовок | Имам низаритского исмаилизма |
Срок | 1094–1095 |
Предшественник | аль-Мустансир Биллах |
Преемник | Али аль-Хади ( скрыт ) |
Родитель |
|
Семья | Династия Фатимидов |
Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Абу Мансур Низар ибн аль-Мустансир ( арабский : أبو منصور نزار بن المستنصر , латинизированный : Абу Мансур Низар ибн аль-Мустансир ; 1045–1095) был принцем Фатимидов и старшим сыном из восьми h Фатимидский халиф и восемнадцатый исмаилитский имам , аль-Мустансир . Когда его отец умер в декабре 1094 года, могущественный визирь возвел аль-Афдал Шаханшах младшего брата Низара аль-Мустали на трон в Каире , обойдя притязания Низара и других старших сыновей аль-Мустансира. Низар бежал из Каира, восстал и захватил Александрию , где правил как халиф под царственным именем аль-Мустафа ли-Дин Аллах ( араб . المصطفى لدين الله , латинизировано : аль-Мустафа ли-Дин Аллах ). В конце 1095 года он потерпел поражение и был доставлен в плен в Каир, где был казнен через замуровывание .
В XII веке некоторые из действительных или предполагаемых потомков Низара безуспешно пытались захватить трон у халифов Фатимидов. Многие исмаилиты, особенно в Персии , отвергли имамата аль-Мустали и считали Низара законным имамом. В результате они откололись от режима Фатимидов и основали низаритскую ветвь исмаилизма со своей собственной линией имамов, заявлявших о своем происхождении от Низара. Эта линия продолжается и по сей день в лице Ага Хана .
Жизнь
[ редактировать ]Низар родился 26 сентября 1045 года (5 раби аль-авваля 437 года хиджры ) в семье правящего фатимидского имама - халифа ( аль-Мустансира годы правления 1036–1094 ). [ 1 ] На тот момент аль-Мустансиру было около 15 лет, и он уже находился на престоле десять лет. [ 2 ] Низар, скорее всего, был старшим сыном халифа, хотя другого сына по имени Абу Абдаллах иногда называют старшим из сыновей аль-Мустансира. [ а ] [ 2 ]
В конце 1060-х годов Фатимидский халифат вступил в глубокий кризис: наступление турок-сельджуков с востока угрожало его власти над Сирией , а затяжные столкновения между турецкими войсками армии Фатимидов и черными африканскими войсками в Египте привели к распаду центральное правительство и повсеместный голод и анархия. [ 4 ] Примерно в 1068 году, когда внутренние беспорядки угрожали династии крахом, аль-Мустансир в качестве гарантии рассредоточил своих сыновей по своим территориям, оставив рядом с собой только неназванного несовершеннолетнего сына. В отчете эпохи мамлюков историка аль-Макризи говорится, что Абу Абдаллах и Абу Али должны были отправиться в Акко , чтобы присоединиться к армии командующего Бадра аль-Джамали ; Абу'л-Касим Мухаммад (отец халифа аль-Хафиза ) в Аскалон ; а другой, неназванный, но несовершеннолетний сын, остался в Каире. [ 5 ] Низар не упоминается у аль-Макризи, но весьма вероятно, что он был включен в эту меру. [ 6 ] а аль-Хидая аль-Амирийя , прокламация, изданная в 1122 году халифом аль-Амиром ( годы правления 1101–1130 ), утверждает, что он был отправлен в порт Дамиетта . [ 7 ] Это рассеяние князей Фатимидов продолжалось, по крайней мере, до тех пор, пока Бадр аль-Джамали не пришел к власти в 1073 году в качестве визиря и квазидиктатора и не восстановил порядок в Египте. [ 6 ] [ 8 ]
Спорное правопреемство
[ редактировать ]Как старший сын, Низар, по-видимому, считался наиболее вероятным преемником своего отца, как это было принято; [ 9 ] действительно, историки часто утверждают, что Низар был назначенным человеком своего отца. [ б ] преемник. [ 11 ] [ 12 ] Однако к моменту смерти аль-Мустансира в декабре 1094 года официального назначения Низара наследником, похоже, не произошло. [ 9 ] [ 13 ]
Аль-Макризи пишет, что это произошло из-за махинаций сына Бадра аль-Афдаля Шаханшаха , который сменил своего отца на посту визиря в июне 1094 года. [ 14 ] По словам аль-Макризи, между аль-Афдалем и Низаром существовала глубокая вражда. Анекдот рассказывает, как однажды аль-Афдал попытался войти во дворец верхом на лошади (привилегия, предоставленная халифу), после чего Низар крикнул ему, чтобы он спешился, и назвал его «грязным армянином». С тех пор эти двое были заклятыми врагами: аль-Афдал препятствовал деятельности Низара и понижал в должности его слуг, в то же время склоняя на свою сторону армейских командиров. Говорят, что только один из них, бербер Мухаммад ибн Масал аль-Лукки, остался верен Низару, поскольку обещал назначить его визирем вместо аль-Афдаля. [ 15 ] [ 16 ]
По словам аль-Макризи, аль-Афдал оказывал давление на аль-Мустансира, чтобы он не допустил публичного выдвижения Низара наследником. [ 15 ] а когда халиф умер, аль-Афдал вырастил гораздо более молодого [ с ] сводный брат Низара аль-Мустали на престоле и имамате. [ д ] Аль-Мустали, который незадолго до этого женился на сестре аль-Афдаля, полностью зависел от аль-Афдаля в своем вступлении на престол. Это сделало его послушным номинальным главой, который вряд ли мог угрожать недавнему и, следовательно, пока еще хрупкому удержанию власти аль-Афдалем. [ 11 ] [ 24 ] [ 25 ]
Чтобы защитить преемственность аль-Мустали и противостоять притязаниям сторонников Низара, сын и преемник аль-Мустали аль-Амир издал аль-Хидая аль-Амирийя . В этом документе рассредоточение принцев рассматривается по-иному: предположительно, они были отосланы в порядке важности, при этом самые близкие к Каиру (и, следовательно, сам халиф) имели самый высокий ранг. [ 6 ] [ 7 ] Современные историки отмечают, что это был намеренно неверно истолкованный аргумент, поскольку князей отослали для их защиты. По мнению историка Пола Э. Уокера , отправка Абу Абдаллы в сильную армию Бадра аль-Джамали была, во всяком случае, показателем его высокой важности и желания его отца обеспечить его безопасность. [ 6 ] При этом неопознанный несовершеннолетний сын, оставленный в Каире, явно не был аль-Мустали, который еще даже не родился. Уокер отождествляет неназванного принца с Абу'л-Касимом Ахмадом, о рождении которого было публично объявлено в 1060 году. Этот принц, вероятно, тем временем умер, поскольку будущему аль-Мустали, родившемуся в 1074 году, было присвоено то же имя. [ 6 ]
Аль -Хидая аль-Амирийя и другие отчеты далее подтверждают легитимность вступления аль-Мустали на престол, сообщая истории о том, что на свадебном банкете аль-Мустали или на смертном одре аль-Мустансир выбрал его своим наследником. и что одна из сестер аль-Мустансира, как сообщается, была вызвана к нему в частном порядке и получила назначение аль-Мустали в качестве завещания. [ 9 ] [ 26 ] [ 27 ] Современные историки, такие как Фархад Дафтари , считают, что эти истории, скорее всего, являются попытками оправдать и задним числом узаконить то, что по сути было государственным переворотом, совершенным аль-Афдалем. [ 11 ]
Однако аль-Макризи также приводит другую версию, которая ставит под сомнение, действительно ли действия аль-Афдаля были тщательно подготовленным переворотом. Когда аль-Афдал вызвал троих сыновей аль-Мустансира — Низара, Абдаллу и Исмаила, очевидно, самых выдающихся среди потомков халифа, — во дворец , чтобы воздать должное аль-Мустали, сидевшему на троне , каждый из них отказался. Они не только отвергли аль-Мустали, но каждый из них утверждал, что аль-Мустансир выбрал его своим преемником. Низар утверждал, что у него есть письменный документ на этот счет. [ 28 ] [ 29 ] Этот отказ, очевидно, застал аль-Афдаля врасплох. Братьям разрешили покинуть дворец; но пока Абдалла и Исмаил направились к ближайшей мечети, Низар немедленно бежал из Каира. [ 28 ] [ 29 ] Чтобы еще больше усугубить путаницу, узнав о кончине аль-Мустансира, Баракат, главный миссионер ( даи ) Каира (глава исмаилитского религиозного учреждения) провозгласил Абдаллу халифом с царственным именем аль-Муваффак . [ 30 ] Однако вскоре аль-Афдал восстановил контроль. Баракат был арестован (а позже казнен), Абдаллах и Исмаил были помещены под наблюдение и в конечном итоге публично признали аль-Мустали. Было проведено большое собрание официальных лиц, на котором аль-Мустали провозгласили имамом и халифом. [ 15 ]
Восстание и смерть
[ редактировать ]Тем временем Низар бежал в Александрию с несколькими последователями . Местный губернатор, турок по имени Наср ад-Даула Афтакин , выступил против аль-Афдала, поэтому Низару удалось быстро заручиться его поддержкой. Он также склонил на свою сторону местного судью ( кади ), жителей и окрестные арабские племена. Затем он поднял восстание и провозгласил себя имамом и халифом с титулом аль-Мустафа ли-Дин Аллах («Избранник религии Бога»). [ 1 ] [ 13 ] [ 31 ] [ 32 ] Золотой динар Низара, носивший этот титул, был обнаружен в 1994 году, что свидетельствует о принятии им халифского титула и чеканке монет с ним. [ 31 ] По словам Уокера, скорость, с которой Низар получил поддержку, а также некоторые другие истории, рассказанные в «Аль-Макризи», предполагают существование относительно большой фракции, которая ожидала или хотела, чтобы он стал преемником аль-Мустансира. [ 32 ]
Восстание Низара поначалу было успешным: нападение аль-Афдала на Александрию в феврале 1095 года было легко отражено, и силы Низара совершили набег на окраины Каира. Однако в течение следующих месяцев аль-Афдалю удалось вернуть себе лояльность арабских племен с помощью взяток и подарков. Ослабленные силы Низара были отброшены к Александрии, которая оказалась в осаде. В ноябре военачальник Низара Ибн Масал покинул город, забрав с собой большую часть оставшихся сокровищ. Это вынудило Афтакина и Низара сдаться под гарантию их безопасности ( аман ). Оба были доставлены обратно в Каир, где Низар был замурован , а Афтакин казнен. [ 1 ] [ 13 ] [ 31 ] [ 32 ] Подробности и точная дата смерти Низара неизвестны. [ 33 ]
В сохранившемся письме, отправленном исмаилитской йеменской королеве Арве ас-Сулайхи , в котором объявляется о его восшествии на престол, аль-Мустали приводит «официальную» версию событий следующим образом: Как и другие сыновья аль-Мустансира, Низар сначала принял своему имамату и воздал ему должное, прежде чем жадность и зависть побудили его восстать. События вплоть до капитуляции Александрии описаны довольно подробно, но о судьбе Низара и Афтакина ничего не упоминается. [ 34 ]
Низаритский раскол
[ редактировать ]Проблемы с механизмом преемственности возникали и раньше, но вступление аль-Мустали на престол было первым случаем, когда соперничающие члены династии Фатимидов фактически боролись за трон. [ 35 ] Учитывая ключевую роль имама в вере исмаилитов, это имело огромное значение: вопрос преемственности был не просто вопросом политических интриг, но и чрезвычайно религиозным. По словам современного пионера исмаилитских исследований Самуэля Миклоша Штерна , «от этого зависела преемственность институциональной религии, а также личное спасение верующего». [ 36 ] Для верующих исмаилитов, пишет Стерн, «не столько личность претендента имела значение для его последователей; их не трогали какие-либо высшие заслуги Низара как правителя [...] это было божественное право персонифицированный в законном наследнике, что имело значение». [ 36 ]
В результате события 1094–1095 годов вызвали горький и постоянный раскол в исмаилитском движении, который продолжается и по сей день. [ 35 ] [ 37 ] Хотя аль-Мустали был признан фатимидской элитой и официальным религиозным истеблишментом исмаилитов ( да'ва ), а также зависимыми от него общинами исмаилитов в Сирии и Йемене , большинство общин исмаилитов на Ближнем Востоке, особенно в Персии и Ираке , его отвергли. То ли по искреннему убеждению, то ли в качестве удобного предлога, чтобы избавиться от контроля Каира, главный исмаилитский даи в Персии Хасан-и Саббах быстро признал права Низара на имамата – возможно, уже во время правления Низара в Александрии – разорвал отношения с Каиром и установил свою собственную независимую иерархию ( да'ва джадида , букв. « новое призвание » ). Это ознаменовало постоянный и устойчивый раскол исмаилитского движения на конкурирующие ветви « мусталиты » и « низариты ». [ 33 ] [ 38 ] [ 39 ]
В последующие десятилетия низариты были одними из самых злейших врагов мусталитских правителей Египта. [ 40 ] Хасан-и Саббах основал Орден Ассасинов , ответственный за убийство аль-Афдаля в 1121 году. [ 41 ] [ 42 ] и сына и преемника аль-Мустали аль-Амира (который также был племянником и зятем аль-Афдаля) в октябре 1130 года. [ 42 ] [ 43 ] Это привело к череде переворотов и кризисов, которые ознаменовали упадок государства Фатимидов и его окончательный крах. [ 44 ] В 1130–1131 годах режим Фатимидов был временно отменен сыном аль-Афдаля Кутайфатом , прежде чем племянник Низара Абд аль-Маджид, в отсутствие прямого наследника аль-Амира, принял на себя имамат и халифат в качестве халифа аль-Хафиза в Январь 1132 года. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] Преемственность аль-Хафиза привела к новому расколу в исмаилизме между теми мусталитами, которые приняли преемственность аль-Хафиза (« хафизы »), и теми, кто этого не сделал, поддерживая вместо этого имамата маленького сына аль-Амира аль- Тайиб (« Тайиби »). [ 48 ] [ 49 ] В то время как низаритский исмаилизм выжил в Персии и Сирии, а тайибитский исмаилизм в Йемене и Индии, секта Хафизи, тесно связанная с государством Фатимидов, недолго пережила окончательную отмену последнего Саладином в 1171 году. [ 50 ]
обозначает правящих халифов Фатимидов (с датами правления)
Источник: Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 508. ИСБН 978-0-521-61636-2 . |
Потомки и преемственность
[ редактировать ]Современные источники свидетельствуют, что у Низара было несколько сыновей. [ 51 ] По крайней мере, один из них, аль-Хусейн , бежал вместе с другими членами династии (включая трёх братьев Низара, Мухаммеда, Исмаила и Тахира) из Египта в западный Магриб в 1095 году, где они сформировали своего рода оппозицию в изгнание новому режиму в Каире. [ 13 ] [ 32 ] Есть указания на то, что другой из сыновей Низара, по имени аль-Мухтар Мухаммад, уехал в Йемен, поскольку там чеканились монеты с его именем. [ 33 ] В 1132 году, после весьма нерегулярного воцарения аль-Хафиза, аль-Хусейн попытался вернуться в Египет. Ему удалось собрать армию, но аль-Хафиз успешно подчинил своих командиров и убил его. [ 52 ] [ 53 ] В 1149 году аль-Хафизу пришлось столкнуться с аналогичной угрозой со стороны предполагаемого сына Низара. Самозванцу удалось завербовать большое количество последователей среди берберов , но он также был убит, когда халиф Фатимидов подкупил своих командиров. [ 54 ] [ 55 ] Последнее восстание низаритского претендента было поддержано сыном аль-Хусейна Мухаммедом в 1162 году, но он был соблазнен ложными обещаниями и казнен визирем Руззиком ибн Талаи . [ 54 ] [ 56 ]
Однако ни один из его сыновей не был официально назначен Низаром преемником, поэтому у них не было легитимности стать имамами после него. Это подняло острую проблему для верующих-низаритов, поскольку доктрина исмаилитов утверждала, что линия божественно назначенных имамов не может быть нарушена. [ 57 ] Поначалу некоторые низариты считали, что Низар не умер, а вернется как исламский мессия Махди (или, по крайней мере, в его компании). [ 1 ] В отсутствие имама монеты из замка Аламут , центра зарождающегося исмаилитского государства чеканились под царственным именем Низара аль-Мустафа ли-Дин Аллах . Хасан-и-Сабаха в центральной Персии, до 1162 года [ 33 ] [ 57 ] До тех пор ни один имам в Аламуте публично не назывался, и вместо этого Хасан-и Саббах и двое его непосредственных преемников правили как даи , или как худжи («печати», «доказательства»), представители, действующие от имени отсутствующего имама. . [ 58 ] Однако вскоре низариты пришли к выводу, что внук (или сын) Низара был тайно вывезен из Египта и доставлен в Аламут и был законным имамом, живущим в укрытии ( сатр ). [ 59 ] [ 60 ]
Согласно низаритской традиции, четвертый правитель Аламута, Хасан II ( годы правления 1162–1166 ), считается уже не простым даи , а тайным потомком Низара и законного имама, хотя это утверждение не было подтверждено низаритской традицией. было ясно до правления его сына Нур ад-Дина Мухаммада II . [ 61 ] [ 62 ] Современная низаритская традиция утверждает, что три имама — Али аль-Хади , Мухаммад (I) аль-Мухтади и Хасан (I) аль-Кахир [ 63 ] [ 64 ] - правил после Низара, находясь в сокрытии, но разные первоисточники приводят разные генеалогии. [ 65 ] [ 64 ] По мнению немецкого ученого-шиизма Хайнца Хальма , личности трех скрытых имамов, скорее всего, вымышлены. [ 64 ] и правдивость утверждений Хасана II о происхождении Фатимидов остается серьезной историографической проблемой. [ 66 ] Тем не менее, преемники Хасана II подтвердили свое заявление о происхождении от Низара до нынешнего имама низаритского исмаилизма, Ага Хана . [ 33 ] [ 67 ]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Длительное правление аль-Мустансира обеспечило ему многочисленное потомство, но полного списка не существует, и многие из его сыновей разделяли части своих имен, что затрудняло их идентификацию. Историк Пол Э. Уокер подсчитал, что у аль-Мустансира «было как минимум семнадцать сыновей, имена которых мы можем восстановить». [ 3 ]
- ^ Концепция обозначения ( насс ) занимает центральное место в ранней шиитской, и особенно исмаилитской, концепции имамата , но она также представляет сложности: поскольку имам обладал непогрешимостью Бога ( исма ), он не мог ошибаться. , особенно в выборе его наследника. Назначенные наследники, умершие раньше своих отцов, были источником значительного затруднения, и поэтому, хотя наследник мог иметь явное предпочтение во время правления его отца, насс часто удерживался незадолго до смерти правящего имама, провозглашаемой в завещании последнего или оставленной в качестве завещания. с третьей стороной. [ 10 ]
- ↑ Аль-Мустали, очевидно, был самым младшим из всех сыновей аль-Мустансира. [ 9 ] [ 6 ]
- ^ Имам — духовный лидер исламской общины верующих ( уммы ) как преемник Мухаммеда . [ 17 ] После гражданских войн раннего мусульманского периода основная масса суннитов последовала за халифами как за преемниками Мухаммеда и предъявляла мало условий к руководящим должностям. [ 18 ] [ 19 ] С другой стороны, шииты постепенно развили представление об имаме как об единственном, божественно облеченном и направляемом преемнике Мухаммеда, фигуре, наделенной уникальными качествами и живым доказательством ( худжа ) Бога. Эта должность была зарезервирована за членом семьи Мухаммеда зять Мухаммеда Али ибн Аби Талиб . , причем первым таким имамом считался [ 20 ] [ 21 ] Ветви двунадесятников -шиитов и исмаилитов (или семинеров) разделились после смерти Джафара ас-Садика в 765 году. Двенадцать последователей последовали за Мусой аль-Кадхимом в качестве своего седьмого имама и завершили линию своих имамов аль-Махди. , двенадцатый и последний имам, который ушел в оккультизм в 874 году и чье мессианское возвращение все еще ожидается. [ 22 ] Различные ветви исмаилитов следуют линии преемственности от Исмаила ибн Джафара через непрерывную череду как публичных, так и скрытых имамов, включая фатимидских имамов-халифов, до наших дней. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Гибб 1995 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 250.
- ^ Уокер 1995 , с. 249.
- ^ Бретт 2017 , стр. 201–205.
- ^ Уокер 1995 , стр. 250–251.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уокер 1995 , с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б Стерн 1950 , с. 24.
- ^ Бретт 2017 , стр. 205–206.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гибб 1993 , с. 725.
- ^ Уокер 1995 , стр. 240–242.
- ^ Перейти обратно: а б с Листы 2007 , с. 241.
- ^ Бретт 2017 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хальм 2014 , стр. 90.
- ^ Хальм 2014 , стр. 86–87.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1995 , с. 254.
- ^ Хальм 2014 , стр. 89.
- ^ Маделунг 1971 , с. 1163.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 36–38.
- ^ Маделунг 1971 , стр. 1163–1164.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 1, 39–86.
- ^ Маделунг 1971 , стр. 1166–1167.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 38, 88–89.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 89–98, 99–100, 507 и далее..
- ^ Уокер 1995 , с. 252.
- ^ Бретт 2017 , стр. 228–229.
- ^ Стерн 1950 , стр. 25–29.
- ^ Уокер 1995 , стр. 252, 257.
- ^ Перейти обратно: а б Хальм 2014 , стр. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 253.
- ^ Уокер 1995 , стр. 253–254.
- ^ Перейти обратно: а б с Листы 2007 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уокер 1995 , с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уокер 2022 .
- ^ Хальм 2014 , стр. 91.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 248.
- ^ Перейти обратно: а б Штерн 1951 , с. 194.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243, 324–325.
- ^ Бретт 2017 , стр. 229–230.
- ^ Стерн 1950 , с. 20.
- ^ Бретт 2017 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 244.
- ^ Бретт 2017 , стр. 233–234, 261.
- ^ Дафтари 2007 , с. 246.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 247–248.
- ^ Бретт 2017 , стр. 263–265.
- ^ Хальм 2014 , стр. 178–183.
- ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 248, 264.
- ^ Дафтари 2007 , с. 248.
- ^ Дафтари 2007 , с. 325.
- ^ Уокер 1995 , стр. 255–256.
- ^ Хальм 2014 , стр. 186–187.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 1995 , с. 256.
- ^ Хальм 2014 , стр. 221–222.
- ^ Хальм 2014 , стр. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 326.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 301–302, 326, 509.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 301–302, 326.
- ^ Хальм 2014 , стр. 157, 158.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 301–302, 326, 363–364.
- ^ Хальм 2014 , стр. 259–261, 336.
- ^ Дафтари 2007 , с. 509.
- ^ Перейти обратно: а б с Хальм 2014 , стр. 261.
- ^ Дафтари 2007 , с. 630 (примечание 138).
- ^ Андани 2016 , стр. 273–274.
- ^ Хальм 2014 , стр. 91, 261.
Источники
[ редактировать ]- Андани, Халил (2016). «Обзор исмаилитских исследований. Часть 2: Постфатимидский и современный исмаилизм». Религиозный компас . 10 (11): 269–282. дои : 10.1111/rec3.12222 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета . ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Гибб, HAR (1993). «аль-Мустагли биллах» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 725. ИСБН 978-90-04-09419-2 .
- Гибб, HAR (1995). «Низар б. аль-Мустансир» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 83. ИСБН 978-90-04-09834-3 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Beck . ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Маделунг, В. (1971). «Имама» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1163–1169. OCLC 495469525 .
- Стерн, С.М. (1950). «Послание фатимидского халифа аль-Амира (аль-Хидая аль-Амирия): его дата и цель». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 82 (1): 20–31. дои : 10.1017/S0035869X00103284 . JSTOR 25222370 .
- Стерн, С.М. (1951). «Наследование Фатимидского Имама аль-Амира, Притязания Поздних Фатимидов на Имамат и рост тайибитского исмаилизма». Ориенс . 4 (2): 193–255. дои : 10.2307/1579511 . JSTOR 1579511 .
- Уокер, Пол Э. (1995). «Наследование власти в шиитском халифате». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 32 : 239–264. дои : 10.2307/40000841 . JSTOR 40000841 .
- Уокер, Пол Э. (2022). «Низар б. аль-Мустансир» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История исмаилитов: АЛЬ-НИЗАР (487-490/1095-1097) , Общество «Наследие».
- 1045 рождений
- 1095 смертей
- Халифы XI века
- Люди XI века из Фатимидского халифата
- Низаритские имамы
- Египетские исмаилиты
- Исмаилиты 11 века
- Арабские люди 11 века
- Повстанцы средневекового исламского мира
- Роялти из Каира
- Сыновья фатимидских халифов
- Средневековая Александрия
- Расколы в исламе
- Казни 11 века
- Люди, казненные Фатимидским халифатом
- Наследники, которые никогда не присоединялись
- Монархи Африки XI века