Минбар мечети Ибрагими

Минбар мечети Ибрагими (кафедра мечети) XI века — минбар в мечети Ибрагими (Пещера Патриархов) в Хевроне , Западный берег реки Иордан . Минбар был заказан визирем Бадром Фатимидов аль-Джамали в 1091 году для храма головы Хусейна в Аскалоне (современный Ашкелон), но был перенесен на нынешнее место Салах ад-Дином (Саладином) в 1191 году.
История
[ редактировать ]Первым минбаром в мусульманском мире был Медине минбар Мухаммеда в , созданный в 629 году. [1] В более поздние периоды минбары создавались для каждой крупной пятничной мечети и превратились в символ политической и религиозной легитимности. Минбар мечети имел большое значение не только потому, что это было единственное главное формальное убранство мечети и символическое местопребывание имама или халифа , но и потому, что он был местом проведения еженедельной пятничной проповеди ( хутбы ), в которой обычно упоминалось имя нынешнего мусульманского правителя и включала другие публичные заявления религиозного или политического характера. [2] [1]
Минбар мечети Ибрагими был первоначально сдан в эксплуатацию в 1091-92 гг. н. э. (484 г. хиджры ) для храма головы Хусейна Бадром аль-Джамали , Фатимидов великим визирем при халифе аль-Мустансире . [3] [2] В то время Бадр аль-Джамали только что восстановил контроль Фатимидов над прибрежными районами Сирии ( Ливан и Палестина ) во время военной кампании 1089 года. [4] Аскалон , один из самых южных городов этого побережья, представлял собой стратегическую крепость, расположенную в начале пути из Леванта в Каир Фатимидов ( столицу ). Именно здесь в 1091 году «чудесным образом» была обнаружена голова Хусейна ибн Али ( шиитского имама и внука Мухаммеда , убитого в 680 году ). Это придало городу новое религиозное значение, особенно для шиитов Фатимидов. Бадр приказал немедленно построить Мешхед ( памятную мечеть и святыню ), [4] известный как Мешхед Хусейн , [5] в нем будет храниться голова Хусейна и служить пятничной мечетью города. По этому случаю он заказал минбар, который к тому времени стал стандартной особенностью пятничных мечетей, для обслуживания новой мечети. [4]
Позже, в 1153 году, голова Хусейна была перенесена Фатимидами из Аскалона в новую святыню в Каире (ныне мечеть аль-Хусейна ), но Аскалон и после этого продолжали посещать паломники и минбар остался там. [6] [5] В 1187 году Салах ад-Дину (Саладину) удалось отбить Иерусалим у крестоносцев и обеспечить контроль мусульман ( Айюбидов ) над большей частью региона. Однако он считал, что Аскалон слишком уязвим для контратаки крестоносцев, и беспокоился о его потенциальном использовании в качестве плацдарма против недавно отвоеванного Иерусалима. Поэтому он решил снести город в 1191 году, но перенес фатимидский минбар ныне пустого машхеда аль-Хусейна в мечеть Ибрахими в Хевроне, которая также была святым местом и располагалась на более безопасном расстоянии от угрозы крестоносцев. [5] Минбар сохранился там и по сей день.
Дизайн
[ редактировать ]
Минбар, сделанный из множества деревянных частей, собранных вместе, считается значимым произведением исламского искусства и одним из самых значительных исторических минбаров в средневековом мусульманском мире. [2] [3] Это также самый старый из сохранившихся минбаров в этом стиле деревянной отделки с геометрическим декором ; этот стиль также можно увидеть в дизайне более позднего Минбара мечети аль-Акса в Иерусалиме (который также был подарком Салах ад-Дина). [2]
Как и другие минбары, он имеет форму лестницы с дверным проемом внизу и киоском с куполом на вершине. И верх портала, и контур копулы увенчаны позолоченной лепкой мукарн . Двери минбара состоят из двух панелей, покрытых резными геометрическими узорами в виде звезд. Над дверями находится резная панель с длинной арабской надписью письмом куфическим , а еще одна длинная куфическая надпись проходит вдоль внешней рамы дверного проема. [2] [7] Портал и киоск минбара, вероятно, датируются более поздним периодом, чем остальная его часть, возможно, периодом мамлюков . [8]
Бока минбара покрыты большим мотивом, состоящим из переплетающихся ремешков, образующих геометрический узор из шестиугольников и гексаграмм , причем каждая часть поверхности вырезана замысловатыми арабесками . [2] [7] Надписи свидетельствуют о строительстве минбара и первоначального храма Аскалон Бадром аль-Джамали по поручению халифа Фатимидов. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б Петерсен, Эндрю (1996). «минбар». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 191–192. ISBN 9781134613663 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Минбар». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б ан-Натше, Юсуф. «Харам аль-Ибрахими» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 218. ИСБН 9781474421522 .
- ^ Перейти обратно: а б с Талмон-Хеллер, Даниэлла; Кедар, Бенджамин З.; Райтер, Ицхак (2016). «Превратности святого места: строительство, разрушение и поминовение Мешхеда Хусейна в Аскалоне» . Дер Ислам . 93 (1): 182–215. дои : 10.1515/ислам-2016-0008 .
- ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. п. 257.
- ^ Перейти обратно: а б Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко. п. 28.
- ^ Педерсен, Дж.; Голмохаммади, Дж.; Бертон-Пейдж, Дж.; Фриман-Гренвилл, GSP (2012). "Минбар" В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Брилл.