Кафедра
Минбар араб ( , . منبر ; иногда латинизируется как «мимбер» ) — это кафедра в мечети на которой имам (руководитель молитв ) стоит и произносит проповеди ( خطبة , хутба ). Он также используется в других подобных контекстах, например, в Хусайнии , где говорящий сидит и читает прихожанам лекции.
Этимология
[ редактировать ]Это слово является производным от арабского корня ن ب ر n-br («поднимать, возвышать»); арабское множественное число — манабир ( араб . مَنابِر ). [1]
Функция и форма
[ редактировать ]В исламе минбар символически является резиденцией имама , который возглавляет молитвы в мечети и произносит проповеди . В первые годы ислама это место было зарезервировано за исламским пророком Мухаммедом , а затем и за последовавшими за ним халифами , каждый из которых официально был имамом всей мусульманской общины . Важно отметить, что титул «Имам» официально принял только Имам Али (Четвертый мусульманский халиф). Первые три правителя мусульман после Пророка использовали для себя титул «халиф». [2] Со временем он стал стандартом для всех пятничных мечетей и использовался местным имамом, но сохранил свое значение как символ власти. [3] [4]
Хотя минбары во многом похожи на церковные кафедры , по функциям и положению они больше похожи на церковные кафедры и вместо этого используются имамом для широкого круга чтений и молитв. Минбар расположен справа от михраба , ниши в дальней стене мечети, символизирующей направление молитвы (т.е. в сторону Мекки ). Обычно он имеет форму небольшой башни с сиденьем или киоском наверху и лестницей, ведущей к ней. Внизу лестницы часто имеется дверной проем или портал . В отличие от многих христианских кафедр, ступеньки к минбару обычно расположены по прямой линии на той же оси, что и сиденье. [3] [4]
В некоторых мечетях напротив минбара имеется возвышение – дикка по-арабски или муэдзин махфил по-турецки – на котором во время молитвы стоит помощник имама – муэдзин . Муэдзин читает ответы на молитвы имама, где это применимо. [5]
Происхождение
[ редактировать ]Первым зарегистрированным минбаром в исламском мире был минбар Мухаммеда в Медине , созданный в 629 году нашей эры. [4] (или между 628 и 631 годами нашей эры). [3] Он состоял просто из двух ступеней и сиденья, напоминавшего трон . [4] После смерти Мухаммеда этот минбар продолжал использоваться халифами, последовавшими за ним, как символ власти. Омейядский ) усилил первоначальный минбар Мухаммеда, увеличив халиф Муавия I ( годы правления 661–680 количество ступеней с трех до шести, тем самым увеличив его известность. В период Омейядов минбар использовался халифами или их представителями-правителями для того, чтобы делать важные публичные объявления и произносить пятничную проповедь ( хутбу ). В последние годы халифата Омейядов, перед его падением в 750 году, Омейяды приказали построить минбары для всех пятничных мечетей Египта , и вскоре после этого эта практика была распространена на другие мусульманские территории. К началу периода Аббасидов (после 750 г.) это стало стандартом в пятничных мечетях всех мусульманских общин. [4] [3]
Таким образом, Минбары быстро превратились в символ политической и религиозной легитимности мусульманских властей. Это был один из немногих основных предметов интерьера мечети и, следовательно, сам по себе являлся важной архитектурной особенностью. Что еще более важно, это было местом еженедельной пятничной проповеди, в которой, в частности, обычно упоминалось имя нынешнего мусульманского правителя общины и включались другие публичные заявления религиозного или политического характера. [3] [6] В результате более поздние мусульманские правители иногда тратили значительные средства на строительство богато украшенных минбаров для главных мечетей своих крупных городов.
Самая старая исламская кафедра в мире, сохранившаяся до наших дней, — это минбар Великой мечети Кайруан в Кайруане , Тунис . [7] [3] Он датируется примерно 860 или 862 годом нашей эры, во время правления Аглабидов губернатора Абу Ибрагима Ахмада , и был импортирован полностью или частично из Багдада . Это одиннадцатиступенчатая лестница, сделанная из более чем 300 скульптурных кусков тикового дерева (материал, импортированный из Индии ). Благодаря своему возрасту и богатству декора он считается важным произведением исторического исламского искусства . [8] [3]
Деревянные минбары
[ редактировать ]Изделия из дерева были основным средством строительства минбаров на большей части Ближнего Востока и Северной Африки вплоть до периода Османской империи. [4] [3] Эти деревянные минбары во многих случаях были очень замысловато украшены геометрическими узорами и резными арабесками (растительные и цветочные мотивы), а также арабскими каллиграфическими надписями (часто отражающими создание минбара или включающими Корана стихи ). В некоторых случаях они также отличались тонкой инкрустацией костью слоновой или перламутром . Во многих мастерских создавались минбары, которые собирались из сотен деталей, скрепленных между собой с помощью техники переплетения и деревянных колышков, но без клея и металлических гвоздей. [3] [6]
Левант и Египет
[ редактировать ]Некоторые из наиболее известных минбаров производятся в Леванте и Египте с 11 по 15 века. [9] Самым старым сохранившимся примером является Минбар мечети Ибрагими в Хевроне , построенный в 1091 году при Фатимидах , первоначально для святыни в Аскалоне . Он украшен геометрическими ремешками и надписями на арабском языке. [3] [10] Среди самых известных минбаров был Минбар мечети аль-Акса (также известный как Минбар Саладина ) в Иерусалиме , построенный по заказу Нур ад-Дина в 1168-69 годах и подписанный четырьмя разными мастерами. [6] [3] До своего разрушения в результате поджога в 1969 году это был наиболее совершенный сохранившийся образец сирийского мастерства в этой традиции обработки дерева. Его бока были украшены ажурным геометрическим узором, фрагменты которого были заполнены резными арабесками. Его балюстрады были сделаны из точеного дерева и собраны в решетку с более геометрическим орнаментом, обрамленную арабскими надписями. И портал внизу, и киоск-навес наверху были увенчаны мукарнами . [3]
В мамлюкском Египте (13–16 вв.) минбары изготавливались по более ранней сирийской традиции. Их украшение отличается использованием кости, слоновой кости, черного дерева или перламутра, инкрустированных в дерево. Геометрический узор украшения дополнительно развит с использованием многоконечных звезд, линии которых вытянуты в более широкий сложный узор с арабесками, вырезанными внутри различных многоугольников. Навес на вершине минбара обычно увенчивался выпуклым навершием, похожим на те, что находятся на вершине минаретов. [3] Среди наиболее примечательных примеров — минбар мечети Салиха Талаи , датированный 1300 годом, который также является одним из самых ранних сохранившихся минбаров этого периода. [11] [3] Другим важным примером является минбар в мечети Султана аль-Муайяда , построенный между 1415 и 1420 годами. [3] Одним из лучших минбаров того периода является Минбар аль-Гамри (около 1451 г.), в настоящее время расположенный в Ханке султана Барсбая . [12] [13] Этот минбар немного продвигает дизайн декоративных геометрических узоров, используя изогнутые линии вместо обычных прямых линий для формирования многоугольников. [14]
Магриб
[ редактировать ]В Магрибе сохранилось множество деревянных минбаров X-XV веков. [3] В Великой мечети Кордовы (на территории современной Испании) находился знаменитый минбар, изготовленный около 975 года по приказу аль-Хакама II . [6] : 50–51 Он не сохранился до наших дней, но, вероятно, ему подражали сохранившиеся более поздние минбары в Магрибе. [3] [6] : 51
Среди старейших сохранившихся примеров в Магрибе, после минбара Кайруана, является минбар мечети андалузцев в Фесе, который был первоначально построен в 980 году и частично сохранился сегодня. Его оригинальные изделия из дерева украшены геометрическими мотивами, вдохновленными мотивами минбара в Кайруане. Когда минбар был модифицирован в 985 году, некоторые панели были заменены панелями из точёного дерева с использованием техники лучковой дрели . позже стала распространенной при изготовлении машрабий Это один из самых ранних примеров этой техники обработки дерева, которая (деревянных ширм и балконов). [6] : 47, 51–52
Следующим старейшим сохранившимся минбаром Магриби является Великая мечеть Недрома , датируемая примерно 1086 годом, но от ее первоначальной структуры сохранились лишь некоторые фрагменты. Минбар Великой мечети Алжира , датируемый примерно 1097 годом, сохранился лучше и напоминает предполагаемую форму минбара Кордовы. Его боковые стороны украшены квадратными панно с растительными, а иногда и геометрическими мотивами. [6] : 52–53
Самым важным сохранившимся минбаром этой художественной традиции является минбар Альморавидов в Марракеше , построенный в 1137 году Али ибн Юсуфом и завершенный около 1145 года. [6] : 21, 53 [3] Позже в том же столетии, в период правления Альмохадов , он был перенесен в мечеть Кутубия в том же городе. Сегодня он находится во дворце-музее Бади . Минбар с богатой отделкой был изготовлен в Кордове и, таким образом, может служить некоторым намеком на прежний стиль и мастерство минбара Кордовы. [3] в дополнение к другим его структурным сходствам. [6] Однако украшение этого минбара более экстравагантно и изысканно, чем любые другие сохранившиеся образцы. [6] : 52–53 В нем сочетаются геометрические и арабески, выполненные в сочетании маркетри , инкрустации и резьбы по дереву . [6]
Единственный другой минбар, приближающийся, но не совсем соответствующий качеству минбара Альморавидов в Марракеше, - это минбар мечети Каравийин , также построенный по заказу Али ибн Юсуфа и завершенный в 1144 году. [15] [6] : 57 Другие известные минбары, созданные после этого, в основном встречающиеся на территории современного Марокко, в целом имитируют стиль более раннего минбара Альморавидов. [6] : 60 Эти более поздние минбары включают минбар мечети Касба в Марракеше (около 1189–1195 гг.), минбар мечети андалузцев после ее реконструкции Альмохадов (около 1203–1209 гг.), минбар Великой мечети Фес-эль-Дждид (около 1203–1209 гг. ). около 1276 г.), минбар Великой мечети Таза (около 1290–1300 гг.) и минбар медресе Бу Инания в Фесе (между 1350–1355 гг.). Даже гораздо более поздний минбар мечети Муассин в Марракеше (между 1562 и 1573 годами) продолжает демонстрировать имитацию той же традиции. [6] : 58–62
Иран
[ редактировать ]Иранские минбары обычно не имеют навеса или купола наверху, что отличает их от минбаров в других регионах. [3] В Иране , Месопотомии и Анатолии некоторые деревянные минбары, сохранившиеся с 11-го и 12-го веков, украшены растительными мотивами в скошенном стиле . [3] Большинство других ранних минбаров в Иране и Афганистане были разрушены во время монгольских вторжений в 13 веке. [4]
Наиболее значительные минбары, сохранившиеся со времен Ильханидов (13–14 вв.), включают минбары в Великой мечети Наин (1311 г.) и в молитвенном зале, добавленном Ульджайту к Великой мечети Исфахана . [16] Оба представляют собой деревянные конструкции: бока первого украшены прямоугольными панелями со скошенными мотивами, а бока второго - восьмиугольными геометрическими мотивами. Минбар в Наине также является одним из немногих иранских минбаров, увенчанных навесом. [16]
Из последующего периода Тимуридов наиболее важным примером является минбар мечети Гоухар Шад в Мешхеде , изготовленный между 1336 и 1446 годами. [4] [1] [17] Он имеет общую форму минбара в Наине. [17] и, как и последний, он также отличается от других иранских минбаров наличием навеса. [1] Его убранство отличается ковровым геометрическим узором, наполненным резьбой из завитков. [1]
Каменные минбары
[ редактировать ]В центральных исламских странах каменные или мраморные минбары иногда производились в ранний период, как, например, некоторые примеры в мамлюкском Каире, но в целом они характерны для позднего османского периода. По сравнению с более ранними традициями деревянных минбаров, каменные минбары зачастую были проще в оформлении. [3] [4]
Мамлюкский период
[ редактировать ]Один из немногих ранних мраморных минбаров Мамлюка в Каире находится в мечети Аксункур в Каире (около 1347 г.). Его мраморные поверхности украшены другими каменными материалами разных цветов внутри переплетающегося узора, образованного полосами мрамора. [18] Мраморный минбар был также построен для более ранней мечети Ульмаса аль-Хаджиба (1329–1330 гг.). Сохранились лишь его фрагменты (хранятся в Музее исламского искусства в Каире ), но они свидетельствуют о высочайшем качестве каменной кладки периода мамлюков. [19] [20] Каменный минбар мечети Султана Хасана в Каире (около 1360 г.) относительно прост, хотя и имеет необычно богато украшенные бронзовые двери. [3] В следующем столетии султан Кайтбай каменный минбар подарил ханке Фараджа ибн Баркука в 1483 году. Он покрыт геометрическими мотивами, вырезанными в стиле традиционного стиля деревянных минбаров. [3] [21]
Османский период
[ редактировать ]Османские минбары частично отличаются формой своего навеса, где традиционный небольшой купол заменен высоким многоугольным конусом, похожим на шапки османских минаретов. [3] Исключительным ранним минбаром является минбар мечети Ахмед-паши в Амасье , который украшен обширным резным цветочным декором. [1] В лучших османских минбарах основные фланги пронизаны геометрическими ажурами и аркадами . Апогеем этого стиля является минбар мечети Селимие в Эдирне (около 1574 г.). [3] [4] Коническая крышка этого минбара также покрыта декоративной плиткой, что характерно для более раннего минбара мечети Соколлу Мехмед-паши . [1] В последующие века, после появления стиля османского барокко , минбары были украшены эклектичными мотивами, вдохновленными европейским барокко . [3]
Индийский субконтинент
[ редактировать ]Минбары сильно различались по стилю и размеру на Индийском субконтиненте , но предпочтительным материалом во всем регионе был камень. Деревянные минбары, возможно, использовались и в более ранние периоды, но их мало или совсем не сохранилось. [3] [4] [1] Некоторые минбары представляют собой всего лишь серию простых шагов, тогда как другие очень сложны. [1]
Среди других вариантов, минбары Бенгальского султаната и Гуджаратского султаната обычно имеют навесы, а минбары Джаунпурского султаната и Империи Великих Моголов обычно не имеют. Одним из наиболее элегантных примеров балдахинного типа является минбар в пятничной мечети Манду изогнутыми в регионе малва , датированный 1454 годом и имеющий купол в местном стиле, поддерживаемый кронштейнами . [1] И в Гуджарате , и в регионах Малва первой ступени минбара часто предшествует небольшая квадратная платформа, первоначальное назначение которой неясно. [1]
В Декане минбар обычно представляет собой простую лестницу из трех ступенек. В Империи Великих Моголов некоторые минбары также имели простую форму с тремя ступенями, но иногда у них были такие украшения, как полированная или инкрустированная мраморная отделка (особенно при Шах-Джахане ) или пронизанная каменная балюстрада. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Педерсен, Дж.; Голмохаммади, Дж.; Бертон-Пейдж, Дж. и Фриман-Гренвилл, GSP (1993). «Минбар» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 73–80. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- ^ Маттисен, Тоби (9 марта 2023 г.). Халиф и имам: становление суннизма и шиизма . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780190689469.001.0001 . ISBN 978-0-19-760219-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Минбар» . Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета . стр. 534–535. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Петерсен, Эндрю (1996). «минбар» . Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 191–192. ISBN 978-1-134-61366-3 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Мечеть". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. п. 549. ИСБН 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко.
- ^ Мухаммад Аднан Бахит, История человечества , ЮНЕСКО, 2000, стр. 345.
- ^ «Кантара — Минбар Великой мечети Кайруана» . www.qantara-med.org . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 г.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Минбар». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780195309911 .
- ^ ан-Натше, Юсуф. «Харам аль-Ибрахими» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. п. 126.
- ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. п. 286.
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2011). «Мастера, выскочки и суфии позднемамлюкского периода». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 74 (3): 375–395. дои : 10.1017/S0041977X11000796 .
- ^ О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Каир: Американский университет в Каире Press. п. 181.
- ^ Доддс, Джеррилин Д., изд. (1992). Аль-Андалус: Искусство исламской Испании . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 364. ИСБН 0870996371 .
- ^ Jump up to: а б Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1996). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 24. ISBN 978-0-300-06465-0 .
- ^ Jump up to: а б О'Кейн, Бернард (1987). Тимуридская архитектура в Хорасане . Издательство Мазда. п. 127. ИСБН 978-0-939214-35-8 .
- ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 103–104.
- ^ О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. стр. 92–95. ISBN 9789774167324 .
- ^ О'Кейн, Бернард; Аббас, Мохамед; Абдулфаттах, Иман (2012). Иллюстрированный путеводитель по музею исламского искусства в Каире . Американский университет в Каире Press. п. 324. ИСБН 978-977-416-338-8 .
- ^ Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press. стр. 281–283.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Педерсен, Дж.; Голмохаммади, Дж.; Бертон-Пейдж, Дж.; Фриман-Гренвилл, GSP (2012). «Минбар». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Брилл.
- Блум, Джонатан; Туфик, Ахмед; Карбони, Стефано; Султаниан, Джек; Вилмеринг, Антуан М.; Минор, Марк Д.; Завацкий, Эндрю; Хбиби, Эль Мостафа (1998). Минбар мечети Кутубия . Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Ediciones El Viso, SA, Мадрид; Министр по делам культуры, Королевский дворец Марокко.
- Линетт Сингер (2008). Минбар Саладина. Реконструкция жемчужины исламского искусства . (Лондон: Темза и Гудзон).