Аббасидская архитектура
Годы активности | в. 750–1250-е гг. н.э. |
---|
Архитектура Аббасидов развивалась в Халифате Аббасидов между 750 и 1227 годами, в основном в его центре Месопотамии (современный Ирак ).Великие перемены эпохи Аббасидов можно охарактеризовать как одновременно политические, геополитические и культурные. Период Аббасидов начинается с разрушения правящей семьи Омейядов и замены ее Аббасидами , а положение власти перемещается в Месопотамию . В результате произошло соответствующее смещение влияния классических и византийских художественных и культурных стандартов в пользу местных месопотамских моделей, а также персидских . [1] [2] [3] Аббасиды разработали свои собственные стили, особенно в декоре. [4] [3] Это произошло главным образом в период, соответствующий их могуществу и процветанию, между 750 и 932 годами. [5]
Архитектура Аббасидов была важным этапом формирования более широкой исламской архитектуры . Великая мощь и единство раннего халифата позволили архитектурным особенностям и инновациям, таким как минареты и резные лепные мотивы, быстро распространиться на обширных территориях, находящихся под его контролем. [6] [7] наиболее важных архитектурных мероприятий в это время было строительство новых столиц или административных центров (традиция также продолжалась со времен более ранних месопотамских и персидских правителей), таких как Круглый город Багдад Одним из , основанный в 762 году, и Самарра , основанная в 762 году. 836. [8] Аббасиды отдавали предпочтение сырцовому и обожженному кирпичу для строительства, что позволяло строить огромные архитектурные комплексы с относительно низкими затратами, о чем наиболее ярко свидетельствует Самарра, которая состояла из огромных дворцов и монументальных мечетей, простирающихся примерно на 40 км (25 миль). . [6] [3]
Хотя Аббасиды потеряли контроль над значительной частью своей империи после 870 года, их архитектуру продолжали копировать государства-преемники в Ираке, Иране , Египте и Северной Африке . [4] Позже халифы Аббасидов были ограничены Багдадом и меньше участвовали в общественном архитектурном покровительстве, в котором вместо этого доминировали сельджуки и другие правители, которые де-факто обладали политической властью. [9] В результате в период с 11 по 13 века было трудно отличить архитектурные формы, связанные с Аббасидами, и формы, связанные с другими династиями. [10] а архитектура Аббасидов XII и XIII веков, по сути, была сельджукской архитектурой, построенной с использованием местных иракских мастеров. [3] Большая часть искусства и архитектуры Аббасидов была потеряна с течением времени из-за хрупкости используемых материалов и разрушений, вызванных конфликтами. От Багдада эпохи Аббасидов, городского центра халифата, сохранилось очень мало. [11] [9]
Историческая справка
[ редактировать ]В 750 году Аббасиды захватили власть у правителей Омейядов Арабской империи, потерявших все свои владения, кроме Испании. [3] Халифы Аббасидов, базирующиеся на территории нынешнего Ирака, правили Ираном , Месопотамией , Аравией и землями восточного и южного Средиземноморья. Период между 750 и 900 годами называют золотым веком ислама . [12] Если Омейяды обычно повторно использовали доисламские здания в завоеванных ими городах, то к эпохе Аббасидов многие из этих построек потребовали замены. Распространение мусульманских верований также привело к изменению потребностей. Аббасидам пришлось построить мечеть и дворцы, а также укрепления, дома, коммерческие здания и даже сооружения для скачек и матчей по поло. [13] Они модернизировали паломническую дорогу из Багдада и Куфы в Мекку , выровняли поверхность и построили стены и рвы в некоторых местах, а также построили станции для паломников с комнатами и мечетью, в которых можно молиться. [13]
В 762 году халиф аль-Мансур новую столицу Багдад основал на реке Тигр , которая вскоре выросла в один из крупнейших городов мира. В 836 году халиф аль-Мутасим перенес столицу в Самарру . Аббасиды начали терять контроль над отдаленными частями империи, при этом местные династии получили эффективную независимость в Хорасане ( Саманиды ) в восточном Иране, Египте ( Тулуниды ) и Ифрикии ( Аглабиды ). Халиф аль-Мутамид , к тому времени фактический правитель только Ирака, перенес свою столицу обратно в Багдад в 889 году. В 945 году буиды , последователи шиитского ислама , стали эффективными правителями в качестве эмиров , в то время как халифы Аббасидов сохранили свой номинальный титул. . [3] После 1055 года сельджуки контролировали Багдад в течение следующего столетия и выдавали себя за защитников халифов. [14]
Во время длительного правления халифа ан-Насира ( годы правления 1180–1225 ), совпавшего с упадком сельджуков и другими факторами, Аббасиды снова получили контроль над Ираком и пережили ограниченное возрождение. Его преемник аль-Мустансир ( годы правления 1226–1242 ) известен своим меценатством в области архитектуры. [15] Разграбление Багдада монголами в 1258 году , во время правления аль-Мустасима , положило конец халифату Аббасидов. [3] Разрушения, вызванные этим конфликтом, наряду с относительной хрупкостью строительных материалов, уязвимых к экологическому ущербу, и последующими изменениями в структуре города, способствовали утрате большей части архитектуры Багдада эпохи Аббасидов, за некоторыми исключениями. [9]
Происхождение
[ редактировать ]Ранняя архитектура Аббасидов находилась под сильным влиянием архитектуры ранней империи Сасанидов , примером которой является дворец Ухайдхир . [3] Бывшей столицей Сасанидов был Ктесифон на территории современного Ирака, а сасанидская архитектура была общим наследием как Месопотамской низменности, так и Иранского нагорья . [13] Аббасиды использовали те же методы, такие как своды, выполненные без центрирования , аналогичные конструктивные особенности, такие как контрфорсные башни, и те же материалы, такие как сырцовый кирпич , обожженный кирпич и грубые каменные блоки, установленные на растворе . [3] Когда халиф аль-Мансур построил круглый город Багдад , называемый Мадинат аль-Салам , он, возможно, следовал более ранним традициям, таким как круглый город Гур, построенный Ардаширом I (годы правления 224-241) в Фирузабаде . В нем находились халифский дворец , Великая мечеть и административные здания. [13]
Ранняя архитектура Аббасидов также находилась под влиянием древней месопотамской архитектуры , особенности которой продолжали присутствовать в структурах региона даже после столетий оккупации Римской , Греческой и Иранской империями. Это месопотамское влияние в исламской архитектуре ослабло только в 10 веке, когда Аббасидская Месопотамия вступила в период экономического упадка и центры политической власти в регионе сместились на восток, в Иран. [13]
С завоеванием Средней Азии влияние согдийской архитектуры возросло. В Самарре лепнина и настенная роспись аналогичны дворцам Пенджикента на территории современного Таджикистана . Позже, в XII и XIII веках, в архитектуре земель, находящихся под властью Аббасидов, стала доминировать сельджукская архитектура . [3]
Инновации
[ редактировать ]Города Аббасидов располагались на огромных площадках. Дворцы и мечети Самарры растянулись вдоль берегов Тигра на 40 километров (25 миль). Чтобы соответствовать масштабу памятников, были возведены монументальные здания, такие как огромные спиральные минареты мечети Абу Дулаф и Великая мечеть Самарры , не имевшие аналогов в других местах. [3] Хотя происхождение минарета до сих пор неясно, эти и несколько других минаретов начала IX века, построенных на территориях Аббасидов, являются первыми настоящими минаретами в исламской архитектуре. [16] [17] Двухцентровая остроконечная арка и свод появились до того, как Аббасиды пришли к власти, но стали стандартом в архитектуре Аббасидов, причем точка стала более заметной. [13] Первый полностью развитый образец четырехцентровой стрельчатой арки был построен в Каср аль-Ашике между 878 и 882 годами. [18]
В Самарре были разработаны три новых вида лепного декора , которые быстро стали популярны в других местах. [3] Первые два стиля можно рассматривать как производные от декоративных стилей позднего античного периода или Омейядов, но третий является совершенно новым. В стиле C использовались формы для создания повторяющихся узоров из изогнутых линий, выемок, прорезей и других элементов. В плавном дизайне не используются традиционные растительные, геометрические или животные темы. [19] Лепнина иногда была окрашена в красный или синий цвет, а иногда включала стеклянную мозаику. [20] Узоры врезаются в штукатурную поверхность под углом. Это первый и чистейший образец арабески . [19] Это может представлять собой преднамеренную попытку создать абстрактную форму украшения, избегающую изображения живых существ, и это может объяснить ее быстрое распространение во всем мусульманском мире. [21]
Планировка фатимидского города Аль-Мансурия в Ифрикии, основанного в 946 году, была круглой, возможно, в подражание Багдаду. Выбор планировки мог быть преднамеренным вызовом Аббасидскому халифату. [22] Фатимидская архитектура Ифрикии и Египта следовала стилям Аббасидов, о чем свидетельствуют Великая мечеть Махдия и мечеть Азхар в Каире. [23] Даже постройки Омейядов на Пиренейском полуострове демонстрируют влияние Аббасидов. [12]
Характеристики
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Типичные черты ранней архитектуры Аббасидов включали использование кирпичных сводов и лепного декора. Бочковые своды , которые уже использовались в архитектуре Омейядов и ранее, широко использовались для официальных помещений, таких как залы для приемов. [24] Как упоминалось выше, двухцентровая остроконечная арка стала обычным явлением в ранний период Аббасидов, после чего в Самарре появилась четырехцентровая остроконечная арка. [25] Физическая география также повлияла на местную архитектуру. Камень был редкостью на аллювиальных равнинах центрального и южного Ирака, что поощряло использование сырцового кирпича, облицованного штукатуркой , в качестве строительных материалов, иногда также использовался огнеупорный кирпич. В свою очередь, эти материалы требовали регулярного ухода и реставрации. [13] Равнинность и открытость земли также позволяли строить в беспрецедентно огромных масштабах, что часто делали ранние халифы, примером чего являются созданные ими новые административные столицы. [13] Архитектура Аббасидов имела лиственные украшения на арках, подвесных сводах , сводах мукарнас и полихромных переплетенных перемычках , которые стали идентифицированы как типичные для «исламской» архитектуры, хотя эти формы могут иметь свое происхождение в сасанидской архитектуре. [ нужны разъяснения ] Так, передняя арка Ктесифонской арки когда-то была украшена лепестковой лепниной, форма которой скопирована во дворце аль-Ухайдир. [26]
Дворцы
[ редактировать ]Самый ранний сохранившийся дворец Аббасидов, построенный около 775 года, — это дворец аль-Ухайдир. Его план основан на более ранних дворцах Сасанидов и Омейядов. [27] Дворец расположен в пустыне примерно в 180 километрах (110 миль) к югу от Багдада. [28] Он имеет прямоугольную форму, 175 на 169 метров (574 на 554 фута), с четырьмя воротами. Три из них находятся в полукруглых башнях, выступающих из стены, и один в прямоугольном углублении в стене. Внутри находятся сводчатый вестибюль, центральный двор, айван (зал), выходящий во двор напротив вестибюля, и жилые помещения. [27] Сасанидские методы сохраняются при строительстве сводов с заостренными изгибами с использованием щебня и раствора, облицованных кирпичом и лепниной, глухих арок в качестве украшения больших поверхностей стен и длинных сводчатых залов с углублениями за арками, поддерживаемыми тяжелыми колоннами. Устные описания свидетельствуют о том, что дворцы в Багдаде имели аналогичную планировку, хотя и большего размера. [29]
В 772 году Аль-Мансур основал новый город под названием Ар-Рафика на Евфрате, на месте современной Ракки . Город имел форму подковы и, как сообщается, копировал Круглый город Багдад. Позже Харун ар-Рашид сделал город своей столицей в последние годы своего правления и построил здесь свою резиденцию между 796 и 808 годами. [5] [30] Некоторые из его остатков были раскопаны, и были обнаружены здания с просторной планировкой, похожие на другие части Месопотамии, но без использования айванов. [5] Когда-то считалось, что Багдадские ворота, один из немногих старых памятников, сохранившихся в Ракке сегодня, датируются основанием аль-Мансура в конце 8-го века, но с тех пор их относят к 11-му или 12-му веку, примерно во времена Нумайрида. или правление Зенгида . [30] [31] [5]
Дворцы Самарры, основанные аль-Мутасимом в 836 году, отличались огромными размерами и четко определенными подразделениями. [32] Они включали в себя обширные дворы, вокруг которых располагались многочисленные апартаменты и залы. Некоторые из дворцов имели несколько монументальных ворот, расположенных последовательно, через которые можно было попасть из одного двора в другой. [32] Строительство главного дворца Аль-Мутасима, известного как Дар аль-Хилафа или Джавсак аль-Хакани , было начато примерно в то же время, что и основание города. [33] [34] На его западной стороне находился парадный вход с видом на реку Тигр. Он состоял из величественной лестницы, ведущей к монументальным воротам в форме трех айванов, известным как Баб аль-Амма . [32] [34] У подножия лестницы находился большой прямоугольный бассейн с водой, из которого канал вел к приподнятому павильону у реки, в 300 метрах от ворот. Сами ворота имели второй этаж, с которого халиф, жители дворца или стража могли обозревать пейзаж. За воротами ряд залов вел на восток к квадратному двору. За ним находился куполообразный зал с четырьмя айванами, расположенными крестообразно, причем каждый айван открывал доступ к другому двору позади него. [32] [34] Восточный двор за ним представлял собой обширную эспланаду размером 350 на 180 метров (1150 на 590 футов) с водными каналами, фонтанами и, возможно, садами. [34] Среди других раскопанных и частично реконструированных объектов, видимых сегодня, - затонувший двор с камерами, построенными вокруг большого круглого водного бассейна, так называемый «Большой Сердаб» (по названию Эрнста Герцфельда ) или Бирка Хандасийя («Геометрический бассейн», название, данное иракскими археологами). [35] Двор, расположенный к северу от большой эспланады, вероятно, был спроектирован как место передышки от летней жары. [35] Помимо главного дворца, Аль-Мутаваккиль построил для своих сыновей роскошные дворцы, такие как дворец Балкувара для своего сына аль-Мутаза , который имел стиль и планировку, схожие с Дар аль-Хилафа . [34] Обширные объекты Самарры также включали казармы , конюшни и ипподромы. [35]
Дворцы в Самаре, такие как аль-Ашик и аль-Джисс, построенные около 870 года, демонстрируют многодольные карнизы, глубоко вырезанные во внутренней части арок, создавая вид листовидной арки. [36] Полы иногда были мраморными, чаще выложенными плиткой. [18] В приемных дворцов Самарры . нижняя часть стен украшалась резными или лепными лепнинами, а лепнина также украшала дверные косяки, стенные ниши и арки в трех различных стилях [18] Другие дворцы, которые были раскопаны, часто имеют куполообразную центральную камеру, окруженную четырьмя айванами, обращенными наружу. [37]
- Остатки Баб аль-Аммы (ок. 836 г.), главных ворот дворца Дар аль-Хилафа (или Джавсак аль-Хакани ) в Самарре , Ирак, основанного Аль-Муттасимом.
- Остатки (частично реконструированные) Большого Сердаба или Бирка Хандасия внутри дворца Дар аль-Хилафа в Самарре (около 836 г. или после него)
- Каср аль-Ашик , дворец недалеко от Самарры. Дворец был сдан в эксплуатацию при 15-м халифе Аббасидов Аль-Мутамиде , а строительство велось в 877–882 годах нашей эры. [ нужна ссылка ]
Мечети
[ редактировать ]Аббасиды продолжали следовать прямоугольному гипостильному плану Омейядов с аркадным двором ( сан ) и крытым молитвенным залом. Они строили монументальные мечети, используя кирпичную конструкцию, лепной орнамент и архитектурные формы, развитые в Месопотамии и других регионах на востоке. [4] Массивные округлые опоры с меньшими колоннами также были типичны для мечетей Аббасидов. [38] Первая пятничная мечеть Багдада была построена аль-Мансуром и расширена в более поздний период, но с тех пор исчезла и теперь известна только по текстам. Оно имело гипостальную форму с внутренним двором. [27] [5] Великая мечеть Самарры (848–852 гг.) [5] построенный аль-Мутаваккилем, имел прямоугольную форму размером 256 на 139 метров (840 на 456 футов). Он имел плоскую деревянную крышу, поддерживаемую колоннами и украшенную мраморными панелями и стеклянной мозаикой. [27] Мечеть Абу Дулаф (859–861 гг.) [5] недалеко от Самарры также имелся прямоугольный план, внутренний двор под открытым небом и молитвенный зал с аркадами на прямоугольных кирпичных опорах, идущих под прямым углом к стене киблы . [27]
Другими сохранившимися мечетями Аббасидов являются мечеть Ибн Тулуна в Каире (877–879), Тарихане (или Тари Хана) в Дамгане , Иран (750–789), и мечеть Нух Гунбад (Девять куполов) в Балхе , Афганистан (9-й век ). века). [39] [5] [40] Все эти мечети имели гипостильную форму с внутренними дворами. Мечеть Ибн Тулуна — одна из наиболее хорошо сохранившихся мечетей Аббасидов в мире и одна из самых впечатляющих провинциальных мечетей той эпохи. Его дизайн является продуктом стиля Самарры, адаптированным местными мастерами, вероятно, по указанию его покровителя Ахмада ибн Тулуна , который провел время в Самарре. Он имеет почти квадратную планировку с обширным внутренним двором, окруженным крытыми помещениями с прямоугольными опорами и остроконечными арками. Дизайн его аркад, в котором резной декор чередуется со сплошными поверхностями, а главные арки чередуются с меньшими арочными проемами в перемычках, образует визуальный ритмический эффект, который еще больше использует потенциал базового дизайна Аббасидов. [41] [42]
Мечеть Тарихане в Дамгане, структура которой датируется 9 веком или второй половиной 8 века, является единственной мечетью раннего Аббасидов в Иране, сохранившей большую часть своей первоначальной формы. или Наин), построенная в X веке Пятничная мечеть Наин (также пишется как Наин , со своей стороны, сохраняет некоторые из лучших лепных украшений Аббасидов своего времени, покрывая ее колонны, арки и михраб . [43] [5] Великая мечеть Исфахана также была впервые построена в период Аббасидов, но от этой конструкции мало что осталось, поскольку в последующие века она была перестроена и расширена. [44] Мечеть в Балхе имела площадь примерно 20 на 20 метров (66 на 66 футов), с тремя рядами по три квадратных пролета, поддерживающими девять сводчатых куполов. [18] Другие девятикупольные мечети такого типа были найдены в Испании, Тунисе, Египте и Средней Азии. [45]
- Мечеть Абу Дулаф , примерно в 15 километрах (9,3 мили) к северу от Самарры, [46] по заказу Аль-Мутаваккиля в 859 г.
- Пятничная мечеть Дамгана (2-я половина 8-9 века)
- Мечеть Ибн Тулуна (876–879 гг.) в Каире является примером архитектуры Аббасидов, построенной автономным губернатором Аббасидов Ахмадом ибн Тулуном. [47]
- Лепной декор возле михраба пятничной мечети Наин (X век)
Минареты
[ редактировать ]Первые известные минареты, построенные в виде башен, появились при правлении Аббасидов. [48] [16] Четыре башни были добавлены к Великой мечети Мекки во время ее реконструкции Аббасидов в конце 8 века. [17] В 9 веке одиночные башни-минареты были построены внутри или рядом с серединой стены напротив стены киблы мечетей. [49] Эти башни были построены по всей империи с соотношением высоты к ширине примерно 3:1. [50] Одним из минаретов старейших сохранившихся является минарет Великой мечети Кайруан в Тунисе , построенный в 836 году во время правления Аглабидов и до сих пор хорошо сохранившийся. [51] [17] [52] [53] Другие минареты, датированные тем же периодом, но датированные менее точно, включают минарет Пятничной мечети Сираф , ныне самый старый минарет в Иране, и минарет напротив стены киблы в Великой мечети Дамаска (известный как «Минарет Невесты»), ныне самый старый минарет в регионе Сирии (хотя его верхняя часть, вероятно, несколько раз перестраивалась). [17] [52]
В Самарре Великая мечеть Самарры имеет массивный геликоидальный или «спиральный» минарет за северной стеной, известный как Мальвия. Этот уникальный дизайн был еще раз повторен на минарете соседней мечети Абу Дулаф , но никаких других примеров в другом месте построено не было. [54] [27] [3] Возможным исключением является минарет мечети Ибн Тулуна, винтовая лестница которого, кажется, имитирует минареты Самарры (хотя нынешняя структура была по крайней мере частично реконструирована в конце 13 века). [55] [17] [56] Это единственный пример спирального минарета за пределами Ирака. [27] Некоторые ранние научные теории предполагали, что эти геликоидальные минареты были вдохновлены древними месопотамскими зиккуратами , но эта точка зрения была оспорена или отвергнута некоторыми более поздними учеными, включая Ричарда Эттингхаузена , Олега Грабаря и Джонатана Блума. [57] [58] [59]
Другие здания
[ редактировать ]Дома часто строились блоками. [37] Большинство домов, похоже, были двухэтажными. Нижний уровень часто погружался в землю для прохлады и имел сводчатые потолки. Верхний уровень имел деревянный потолок и плоскую террасную крышу, обеспечивавшую жилое пространство летними ночами. Дома строились вокруг дворов и имели безликий внешний вид, хотя часто были тщательно украшены внутри. [20] Здесь нет следов ветроловов , которые впоследствии стали обычными исламскими архитектурными элементами. В большинстве домов были туалеты и приспособления для купания в холодной воде. [37]
Самый старый сохранившийся пример куполообразной гробницы в исламской архитектуре — Куббат аль-Сулайбия в Самарре , современный Ирак , датируемый серединой 9 века (ок. 862 г.). [60] [61] Он состоит из восьмиугольной конструкции с центральной квадратной камерой, покрытой куполом. По словам Эрнста Герцфилда, который первым задокументировал это здание в наше время, это был мавзолей халифа аль-Мунтасира (ум. 862), после чего халифы аль-Мутаз (ум. 869) и аль-Мухтади (ум. 870) также были похоронены здесь. [62] Строительство куполообразных гробниц стало более распространенным как среди шиитов, так и среди суннитов в десятом веке, хотя ранние суннитские мавзолеи в основном строились для политических правителей, тогда как шииты строили их особенно над гробницами Пророка Мухаммеда . потомков [63] [62] Другим важным примером последнего является мавзолей Саманидов в Бухаре , современный Узбекистан , построенный в Х веке Саманидами (одной из династий, правивших под сюзеренитетом Аббасидов). [63] В начале 10 века Аббасиды также построили еще один величественный мавзолей своей династии на восточном берегу реки Тигр в Багдаде, но позже он был разрушен. [62]
Аббасиды также предприняли общественные работы, включая строительство каналов в Самарре и цистерн в Тунисе и Палестине. [ нужна ссылка ] Нилометр Фустате в арки , недалеко от современного Каира, построенный в 861 году, имеет сложную и богато украшенную каменную кладку и разгрузочные . [64]
- Нилометр . в Каире, построенный в 861 году
- Раскопки зданий периода Аббасидов на стоянке Гивати в Иерусалиме. Аббасиды игнорировали Палестину, и она представляла собой в основном общество крестьян-фермеров. [65]
- Башня Талсам, часть Багдаде укреплений Аббасидов в
Украшение
[ редактировать ]При Аббасидах в Ираке лепной декор приобрел более абстрактные мотивы, как это видно во дворцах Самарры 9-го века. Современные ученые выделяют три стиля: «стиль А» состоит из растительных мотивов, включая виноградные листья, заимствованных из более традиционных византийских и левантийских стилей; «стиль Б» — более абстрактная и стилизованная версия этих мотивов; а «стиль C», также известный как «скошенный», полностью абстрактный и состоит из повторяющихся симметричных форм изогнутых линий, заканчивающихся спиралями. [66] [67] [68] Стиль Аббасидов стал популярным на землях Аббасидского халифата и встречается вплоть до Афганистана (например, Девятикупольная мечеть в Балхе) и Египта (например, мечеть Ибн Тулуна). [66] [67] [3] Три типа (стили A, B и C) лепного декора, лучше всего проиллюстрированные и, возможно, развитые в Аббасидской Самарре, были быстро скопированы в других местах, а стиль C, который сам оставался распространенным в исламском мире на протяжении веков, был важным предшественником полного развит арабесковый декор. [69] [ не удалось пройти проверку ] Тулуниды в Египте построили копии зданий Аббасидов в Каире. [12] Мечеть Ибн Тулуна, построенная в Фустате недалеко от Каира в 876-879 годах, сочетает в себе структурные и декоративные особенности Омейядов и Аббасидов. [70]
- Панно резного лепного настенного декора из Самарры (9 век) в стиле А с более натуралистическими мотивами (из Музея Ирака )
- Панно резного лепного настенного декора из Самарры (9 век) в стиле А с мотивом виноградных листьев (из Музея исламского искусства, Берлин )
- Панно резного лепного настенного декора из Самарры (9 век) в стиле Б (из Музея исламского искусства, Берлин)
- Резное лепное панно из Самарры (9 век), стиль Б (из Музея Ирака)
- Резные лепные панели из Самарры (9 век) в стиле C или «скошенном» стиле с более плоскими и абстрактными мотивами (в Музее исламского искусства, Берлин)
- Аббасиды Геометрические украшения арки в мечети Ибн Тулуна в Каире (9 век)
Поздняя аббасидская архитектура (12–13 вв.)
[ редактировать ]Политическая власть Аббасидов пришла в упадок в 10 веке, и позже халифы Аббасидов были ограничены Багдадом. Они были менее вовлечены в общественный архитектурный патронаж, вместо этого в нем стали доминировать сельджуки и другие правители, которые формально заявляли о своей лояльности, но де-факто обладали политической властью. [9] В результате трудно отличить архитектурные формы, связанные с Аббасидами, и формы, связанные с другими династиями с 11 по 13 века. [10] Архитектура Аббасидов XII и XIII веков, по сути, была сельджукской архитектурой, построенной с использованием местных иракских мастеров. [3] Тем не менее, во время правления последних нескольких халифов этого периода произошло возобновление покровительства халифа в Багдаде. [15]
В Багдаде сохранились некоторые поздние памятники Аббасидов, в том числе мавзолей Ситта Зубайда (или Зумурруд Хатун ), построенный около 1152 года или ранее 1202 года, ворота аль-Вастани (или аль-Джафария), построенные в 1221 году, и медресе Мустансирия , построенное в 1228–1233 гг. Все они были значительно изменены или отреставрированы в последнее время. [71] [72] [73] Мавзолей Ситты Зубайды, [а] [74] вероятно, построенный халифом ан-Насиром для своей матери, иллюстрирует оригинальный тип мавзолея, который строился в Месопотамии примерно в этот период: многоугольная камера покрыта конусообразным куполом мукарнаса . [71] [74]
- Мавзолей Зумурруд Хатун , построенный около 1152 года для Зумурруд Хатун (Ситта Зубайда), матери халифа ан-Насира и жены халифа аль-Мустади.
- Интерьер купола мукарнаса мавзолея Зумурруд Хатун
Медресе Мустансирия было первым документально подтвержденным медресе, построенным для обучения всем четырем суннитским мазхабам . [10] Он следовал плану с четырьмя айванами, распространенному в современной иранской архитектуре, но имел необычно вытянутую форму, возможно, обусловленную узким городским пространством. Двор представляет собой изысканное сочетание сводов и резного рельефного декора. Он имеет два главных айвана, выровненных по длинной оси, и два тройных айвана, выровненных по короткой оси. [71] [72]
Единственное потенциальное дворцовое сооружение Аббасидов, оставшееся в Багдаде, расположено в районе Аль-Мейден с видом на Тигр , на месте бывшей цитадели города. [75] [76] Происхождение и природа сооружения, широко известного как «Дворец Аббасидов», обсуждаются учеными, поскольку не сохранилось никаких надписей или текстов, определяющих его название или функцию. [76] Здание было построено при халифе ан-Насире ( годы правления 1180–1225 ) или, возможно, аль-Мустансире ( годы правления 1226–1242 ), в конце периода Аббасидов. [77] [76] Он имеет два этажа и включает в себя центральный двор и айван с кирпичным потолком и фасадом. [77] Одной из его самых уникальных особенностей является серия сводов мукарнас , украшающих внутреннюю часть восточной галереи. [76] Его дизайн имеет большое сходство с медресе Мустансирия (завершенным в 1233 году), что заставило некоторых ученых утверждать, что на самом деле это было медресе. [76] Эти ученые обычно идентифицируют его как, скорее всего, медресе аш-Шарабия, школу исламского богословия, построенную в 1230 году Шарифом ад-Дином Икбалом. [77] [78] [79] [76] хотя некоторые идентифицируют его как медресе Биширия, построенное в 1255 году. [80] [81] Другой ученый, Ясир Таббаа, утверждает, что зданию не хватает некоторых ключевых особенностей медресе, и поэтому его идентификация как дворца остается более правдоподобной. [76] Он отмечает, что в некоторых исторических источниках упоминается строительство Дар аль-Маснат («Дом у волнолома»), начатое ан-Насиром вокруг этого места около 1184 года, что, следовательно, может соответствовать этой структуре. [76] Значительные части здания были реконструированы в ХХ веке Государственным учреждением древностей и культурного наследия, включая реставрацию большого айвана и прилегающих к нему фасадов. [82] [76]
- Так называемый « Дворец Аббасидов » в Багдаде, предположительно датируемый периодом правления ан-Насира или аль-Мустансира (конец 12 или начало 13 века).
- Деталь свода мукарнаса во «Дворце Аббасидов».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мавзолей примыкает к мечети аль-Хаффафин, которая первоначально была основана Зумурруд Хатун, но была полностью перестроена намного позже под властью Османской империи.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хоаг, Джон Д. (2004). Исламская архитектура . Милан: Электроархитектура. стр. 7–9. ISBN 978-1-904313-29-8 .
- ↑ Bloom & Blair 2009 , Архитектура (IV, 750–900 гг.)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Петерсен 2002 , с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен 1987 , стр. 75–125.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Нортедж 2012 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр и Блум 2011 , с. 94-95.
- ^ Блум и Блэр 2009 , Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Блэр и Блум 2011 , стр. 95–96, 102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Таблица 2017 , с. 307.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 215.
- ^ Блэр и Блум 2011 , с. 95.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум и Блэр 2009 , с. 78, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Блум и Блэр 2009 , с. 79, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Эль-Хибри 2021 , стр. 8, 204–232.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таблица 2017 , с. 309.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петерсен 2002 , с. 187-188.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Блум и Блэр 2009 , Минарет
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блум и Блэр 2009 , с. 82, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 58.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боуэн 1928 , с. 22.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 59.
- ^ Ялман, Сьюзен (2001). «Искусство периода Фатимидов (909–1171)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Энде и Штайнбах 2010 , с. 839.
- ^ Bloom & Blair 2009 , стр. 78–79, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Bloom & Blair 2009 , стр. 78–81, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Таблица 2002 , с. 138.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Блум и Блэр 2009 , с. 80, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 53.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , с. 144, Ракка.
- ^ Моаз, Абд ар-Раззак; Таббаа, Ясир; Такиееддин, Зина; Дайбер, Верена; Баккур, Дина; Хафиан, Ваал; Хасан, Хайтам; Мэр Балаж; Мишодель, Бенджамин (2015). Эпоха Айюбидов. Искусство и архитектура в средневековой Сирии (на испанском языке). Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). ISBN 978-3-902782-17-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 55-56.
- ^ Блум и Блер 2009 , Самарра.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рагглс 2011 , с. 183-184.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нортедж, Аластер (1993). «Интерпретация дворца халифа в Самарре (Дар аль-Хилафа или Джавсак аль-Хакани)» . Арс Ориенталис . 23 : 143–170. JSTOR 4629446 .
- ^ Таблица 2002 , с. 139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум и Блэр 2009 , с. 81, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Петерсен 2002 , с. 32.
- ^ Хоаг 1987 , стр. 23–31.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 105-110.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 31-33.
- ^ Блэр и Блум 2011 , с. 113.
- ^ Блэр и Блум 2011 , с. 110.
- ^ Блэр и Блум 2011 , стр. 109–110.
- ^ Блум и Блэр 2009 , с. 83, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
- ^ Джейм Абу Дольф . Массажед Ирак . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Блум и Блэр 2009 , Архитектура (IV, 750–900).
- ^ Блум 2013 .
- ^ Блум 2013 , с. 72-79.
- ^ Блум 2013 , с. 79.
- ^ Блум 2013 , с. 73-75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петерсен 2002 , с. 187-190.
- ^ «Минарет Великой мечети Кайруана» . Кантара – средиземноморское наследие . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Блум 2013 , с. 76.
- ^ Петерсен 2002 , с. 1, 113, 189.
- ^ О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. п. 9. ISBN 9789774167324 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 30.
- ^ Блум и Блэр 2009 , Минарет.
- ^ «Повстанцы наносят ущерб национальному достоянию Ирака» . Новости АВС . 01 апреля 2005 г. Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Петерсен 2002 , с. 240.
- ^ Блум и Блэр 2009 , с. 342, Могила.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэр и Блум 2011 , с. 108.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таблица, Ясир (2017). «Купол» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 55.
- ^ Раст 1992 , с. 198.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , с. 193–198, Архитектура; X. Украшение; А. Скульптура.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , с. 235–238, Лепнина и штукатурка.
- ^ Петерсен 2002 , с. 267–268.
- ^ Блум и Блэр 2009 , с. 57-59.
- ^ Кубань 1974 , с. 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 215-216.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , Багдад.
- ^ Таблица 2017 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таблица 2017 , с. 312.
- ^ JPC Inc. 1984 , с. 47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Таблица 2017 , с. 316-319.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мичелл 1978 , с. 247.
- ^ Аль-Джанаби 1982 , с. 68-71.
- ^ Петерсен 2002 , с. 30.
- ^ Хилленбранд 1994 , с. 223.
- ^ Блэр и Блум 2011 , с. 116.
- ^ Аль-Джанаби 1982 , с. 68-72.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Джанаби, Тарик Джавад (1982). Исследования средневековой иракской архитектуры. Багдад: Республика Ирак . Ирак: Государственная организация древностей и наследия Министерства культуры и информации.
- Блэр, Шейла; Блум, Джонатан М. (2011). «Ирак, Иран и Египет: Аббасиды». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 90–123. ISBN 9783848003808 .
- Блум, Джонатан М. (2013). Минарет . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748637256 . OCLC 856037134 .
- Блум, Джонатан М .; Блэр, Шейла (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530991-1 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Боуэн, Гарольд (1928). Жизнь и времена Али ибн Исы, «доброго визиря» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. OCLC 386849 .
- Эль-Хибри, Тайеб (2021). Аббасидский халифат: история . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-18324-7 .
- Энде, Вернер; Штайнбах, Удо (15 апреля 2010 г.). Ислам в современном мире: Справочник по политике, религии, культуре и обществу . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-6489-8 . Проверено 16 марта 2013 г.
- Эттингхаузен, Ричард (1987). Традиция Аббасидов: В искусстве и архитектуре ислама 650-1250 гг . Нью-Хейвен: Йельский университет. стр. 75–125.
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650-1250 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08869-4 . Проверено 16 марта 2013 г.
- Хилленбранд, Роберт (1994). Исламская архитектура: форма, функции и значение . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231101332 .
- Хоаг, Джон (1987). «Аббасидская архитектура». Исламская архитектура . Нью-Йорк: Риццоли.
- JPC Inc (1984). usafa: Исследование по сохранению и реконструкции исторического центра города Багдад/Республика Ирак . Аманат аль Ассима. Япония.
- Кубань, Доган (1974). Мусульманская религиозная архитектура . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-03813-4 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Мичелл, Джордж (1978). Архитектура исламского мира; Его история и социальное значение . Лондон: Лондон: Тэйнс и Хадсон.
- Нортедж, Аластер Э. (2012). «Аббасидское искусство и архитектура». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN 9789004161658 .
- Петерсен, Эндрю (2002) [1996]. Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 978-0-203-20387-3 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Раст, Уолтер Э. (1 ноября 1992 г.). На протяжении веков в палестинской археологии: Вводный справочник . Международная издательская группа «Континуум». п. 198. ИСБН 978-1-56338-055-6 . Проверено 16 марта 2013 г.
- Рагглс, Д. Фэйрчайлд (2011). Исламские сады и пейзажи . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812207286 .
- Табба, Ясир (2002). Трансформация исламского искусства в период суннитского возрождения . ИБТаурис. ISBN 978-1-85043-392-7 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Таблица, Ясир (2017). «Возрождение Багдадского халифата ». В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. стр. 100-1 307–326. ISBN 9781119068662 .
- «Искусство периода Фатимидов (909–1171)» . Metmuseum.org . Проверено 11 марта 2013 г.