Jump to content

Аббасидская архитектура

Аббасидская архитектура
Годы активности в. 750–1250-е гг. н.э.

Архитектура Аббасидов развивалась в Халифате Аббасидов между 750 и 1227 годами, в основном в его центре Месопотамии (современный Ирак ).Великие перемены эпохи Аббасидов можно охарактеризовать как одновременно политические, геополитические и культурные. Период Аббасидов начинается с разрушения правящей семьи Омейядов и замены ее Аббасидами , а положение власти перемещается в Месопотамию . В результате произошло соответствующее смещение влияния классических и византийских художественных и культурных стандартов в пользу местных месопотамских моделей, а также персидских . [1] [2] [3] Аббасиды разработали свои собственные стили, особенно в декоре. [4] [3] Это произошло главным образом в период, соответствующий их могуществу и процветанию, между 750 и 932 годами. [5]

Архитектура Аббасидов была важным этапом формирования более широкой исламской архитектуры . Великая мощь и единство раннего халифата позволили архитектурным особенностям и инновациям, таким как минареты и резные лепные мотивы, быстро распространиться на обширных территориях, находящихся под его контролем. [6] [7] наиболее важных архитектурных мероприятий в это время было строительство новых столиц или административных центров (традиция также продолжалась со времен более ранних месопотамских и персидских правителей), таких как Круглый город Багдад Одним из , основанный в 762 году, и Самарра , основанная в 762 году. 836. [8] Аббасиды отдавали предпочтение сырцовому и обожженному кирпичу для строительства, что позволяло строить огромные архитектурные комплексы с относительно низкими затратами, о чем наиболее ярко свидетельствует Самарра, которая состояла из огромных дворцов и монументальных мечетей, простирающихся примерно на 40 км (25 миль). . [6] [3]

Хотя Аббасиды потеряли контроль над значительной частью своей империи после 870 года, их архитектуру продолжали копировать государства-преемники в Ираке, Иране , Египте и Северной Африке . [4] Позже халифы Аббасидов были ограничены Багдадом и меньше участвовали в общественном архитектурном покровительстве, в котором вместо этого доминировали сельджуки и другие правители, которые де-факто обладали политической властью. [9] В результате в период с 11 по 13 века было трудно отличить архитектурные формы, связанные с Аббасидами, и формы, связанные с другими династиями. [10] а архитектура Аббасидов XII и XIII веков, по сути, была сельджукской архитектурой, построенной с использованием местных иракских мастеров. [3] Большая часть искусства и архитектуры Аббасидов была потеряна с течением времени из-за хрупкости используемых материалов и разрушений, вызванных конфликтами. От Багдада эпохи Аббасидов, городского центра халифата, сохранилось очень мало. [11] [9]

Историческая справка

[ редактировать ]
Аббасидский халифат в наибольшей степени, около 850 г.

В 750 году Аббасиды захватили власть у правителей Омейядов Арабской империи, потерявших все свои владения, кроме Испании. [3] Халифы Аббасидов, базирующиеся на территории нынешнего Ирака, правили Ираном , Месопотамией , Аравией и землями восточного и южного Средиземноморья. Период между 750 и 900 годами называют золотым веком ислама . [12] Если Омейяды обычно повторно использовали доисламские здания в завоеванных ими городах, то к эпохе Аббасидов многие из этих построек потребовали замены. Распространение мусульманских верований также привело к изменению потребностей. Аббасидам пришлось построить мечеть и дворцы, а также укрепления, дома, коммерческие здания и даже сооружения для скачек и матчей по поло. [13] Они модернизировали паломническую дорогу из Багдада и Куфы в Мекку , выровняли поверхность и построили стены и рвы в некоторых местах, а также построили станции для паломников с комнатами и мечетью, в которых можно молиться. [13]

В 762 году халиф аль-Мансур новую столицу Багдад основал на реке Тигр , которая вскоре выросла в один из крупнейших городов мира. В 836 году халиф аль-Мутасим перенес столицу в Самарру . Аббасиды начали терять контроль над отдаленными частями империи, при этом местные династии получили эффективную независимость в Хорасане ( Саманиды ) в восточном Иране, Египте ( Тулуниды ) и Ифрикии ( Аглабиды ). Халиф аль-Мутамид , к тому времени фактический правитель только Ирака, перенес свою столицу обратно в Багдад в 889 году. В 945 году буиды , последователи шиитского ислама , стали эффективными правителями в качестве эмиров , в то время как халифы Аббасидов сохранили свой номинальный титул. . [3] После 1055 года сельджуки контролировали Багдад в течение следующего столетия и выдавали себя за защитников халифов. [14]

Во время длительного правления халифа ан-Насира ( годы правления 1180–1225 ), совпавшего с упадком сельджуков и другими факторами, Аббасиды снова получили контроль над Ираком и пережили ограниченное возрождение. Его преемник аль-Мустансир ( годы правления 1226–1242 ) известен своим меценатством в области архитектуры. [15] Разграбление Багдада монголами в 1258 году , во время правления аль-Мустасима , положило конец халифату Аббасидов. [3] Разрушения, вызванные этим конфликтом, наряду с относительной хрупкостью строительных материалов, уязвимых к экологическому ущербу, и последующими изменениями в структуре города, способствовали утрате большей части архитектуры Багдада эпохи Аббасидов, за некоторыми исключениями. [9]

Происхождение

[ редактировать ]
Город Багдад между 767 и 912 годами нашей эры, выросший из Круглого города Багдада, построенного халифом аль-Мансуром . Оригинальный круглый город был построен по плану круглых сасанидских городов, таких как Гур .

Ранняя архитектура Аббасидов находилась под сильным влиянием архитектуры ранней империи Сасанидов , примером которой является дворец Ухайдхир . [3] Бывшей столицей Сасанидов был Ктесифон на территории современного Ирака, а сасанидская архитектура была общим наследием как Месопотамской низменности, так и Иранского нагорья . [13] Аббасиды использовали те же методы, такие как своды, выполненные без центрирования , аналогичные конструктивные особенности, такие как контрфорсные башни, и те же материалы, такие как сырцовый кирпич , обожженный кирпич и грубые каменные блоки, установленные на растворе . [3] Когда халиф аль-Мансур построил круглый город Багдад , называемый Мадинат аль-Салам , он, возможно, следовал более ранним традициям, таким как круглый город Гур, построенный Ардаширом I (годы правления 224-241) в Фирузабаде . В нем находились халифский дворец , Великая мечеть и административные здания. [13]

Ранняя архитектура Аббасидов также находилась под влиянием древней месопотамской архитектуры , особенности которой продолжали присутствовать в структурах региона даже после столетий оккупации Римской , Греческой и Иранской империями. Это месопотамское влияние в исламской архитектуре ослабло только в 10 веке, когда Аббасидская Месопотамия вступила в период экономического упадка и центры политической власти в регионе сместились на восток, в Иран. [13]

С завоеванием Средней Азии влияние согдийской архитектуры возросло. В Самарре лепнина и настенная роспись аналогичны дворцам Пенджикента на территории современного Таджикистана . Позже, в XII и XIII веках, в архитектуре земель, находящихся под властью Аббасидов, стала доминировать сельджукская архитектура . [3]

Инновации

[ редактировать ]
Фрагменты лепнины из Самарры, включая картины, резьбу и абстрактные узоры.

Города Аббасидов располагались на огромных площадках. Дворцы и мечети Самарры растянулись вдоль берегов Тигра на 40 километров (25 миль). Чтобы соответствовать масштабу памятников, были возведены монументальные здания, такие как огромные спиральные минареты мечети Абу Дулаф и Великая мечеть Самарры , не имевшие аналогов в других местах. [3] Хотя происхождение минарета до сих пор неясно, эти и несколько других минаретов начала IX века, построенных на территориях Аббасидов, являются первыми настоящими минаретами в исламской архитектуре. [16] [17] Двухцентровая остроконечная арка и свод появились до того, как Аббасиды пришли к власти, но стали стандартом в архитектуре Аббасидов, причем точка стала более заметной. [13] Первый полностью развитый образец четырехцентровой стрельчатой ​​арки был построен в Каср аль-Ашике между 878 и 882 годами. [18]

В Самарре были разработаны три новых вида лепного декора , которые быстро стали популярны в других местах. [3] Первые два стиля можно рассматривать как производные от декоративных стилей позднего античного периода или Омейядов, но третий является совершенно новым. В стиле C использовались формы для создания повторяющихся узоров из изогнутых линий, выемок, прорезей и других элементов. В плавном дизайне не используются традиционные растительные, геометрические или животные темы. [19] Лепнина иногда была окрашена в красный или синий цвет, а иногда включала стеклянную мозаику. [20] Узоры врезаются в штукатурную поверхность под углом. Это первый и чистейший образец арабески . [19] Это может представлять собой преднамеренную попытку создать абстрактную форму украшения, избегающую изображения живых существ, и это может объяснить ее быстрое распространение во всем мусульманском мире. [21]

Планировка фатимидского города Аль-Мансурия в Ифрикии, основанного в 946 году, была круглой, возможно, в подражание Багдаду. Выбор планировки мог быть преднамеренным вызовом Аббасидскому халифату. [22] Фатимидская архитектура Ифрикии и Египта следовала стилям Аббасидов, о чем свидетельствуют Великая мечеть Махдия и мечеть Азхар в Каире. [23] Даже постройки Омейядов на Пиренейском полуострове демонстрируют влияние Аббасидов. [12]

Характеристики

[ редактировать ]

Типичные черты ранней архитектуры Аббасидов включали использование кирпичных сводов и лепного декора. Бочковые своды , которые уже использовались в архитектуре Омейядов и ранее, широко использовались для официальных помещений, таких как залы для приемов. [24] Как упоминалось выше, двухцентровая остроконечная арка стала обычным явлением в ранний период Аббасидов, после чего в Самарре появилась четырехцентровая остроконечная арка. [25] Физическая география также повлияла на местную архитектуру. Камень был редкостью на аллювиальных равнинах центрального и южного Ирака, что поощряло использование сырцового кирпича, облицованного штукатуркой , в качестве строительных материалов, иногда также использовался огнеупорный кирпич. В свою очередь, эти материалы требовали регулярного ухода и реставрации. [13] Равнинность и открытость земли также позволяли строить в беспрецедентно огромных масштабах, что часто делали ранние халифы, примером чего являются созданные ими новые административные столицы. [13] Архитектура Аббасидов имела лиственные украшения на арках, подвесных сводах , сводах мукарнас и полихромных переплетенных перемычках , которые стали идентифицированы как типичные для «исламской» архитектуры, хотя эти формы могут иметь свое происхождение в сасанидской архитектуре. [ нужны разъяснения ] Так, передняя арка Ктесифонской арки когда-то была украшена лепестковой лепниной, форма которой скопирована во дворце аль-Ухайдир. [26]

Сводчатые коридоры вокруг внутреннего двора дворца аль-Ухайдир (ок. 775 г.) в Ираке, одного из самых ранних сохранившихся примеров архитектуры Аббасидов.

Самый ранний сохранившийся дворец Аббасидов, построенный около 775 года, — это дворец аль-Ухайдир. Его план основан на более ранних дворцах Сасанидов и Омейядов. [27] Дворец расположен в пустыне примерно в 180 километрах (110 миль) к югу от Багдада. [28] Он имеет прямоугольную форму, 175 на 169 метров (574 на 554 фута), с четырьмя воротами. Три из них находятся в полукруглых башнях, выступающих из стены, и один в прямоугольном углублении в стене. Внутри находятся сводчатый вестибюль, центральный двор, айван (зал), выходящий во двор напротив вестибюля, и жилые помещения. [27] Сасанидские методы сохраняются при строительстве сводов с заостренными изгибами с использованием щебня и раствора, облицованных кирпичом и лепниной, глухих арок в качестве украшения больших поверхностей стен и длинных сводчатых залов с углублениями за арками, поддерживаемыми тяжелыми колоннами. Устные описания свидетельствуют о том, что дворцы в Багдаде имели аналогичную планировку, хотя и большего размера. [29]

В 772 году Аль-Мансур основал новый город под названием Ар-Рафика на Евфрате, на месте современной Ракки . Город имел форму подковы и, как сообщается, копировал Круглый город Багдад. Позже Харун ар-Рашид сделал город своей столицей в последние годы своего правления и построил здесь свою резиденцию между 796 и 808 годами. [5] [30] Некоторые из его остатков были раскопаны, и были обнаружены здания с просторной планировкой, похожие на другие части Месопотамии, но без использования айванов. [5] Когда-то считалось, что Багдадские ворота, один из немногих старых памятников, сохранившихся в Ракке сегодня, датируются основанием аль-Мансура в конце 8-го века, но с тех пор их относят к 11-му или 12-му веку, примерно во времена Нумайрида. или правление Зенгида . [30] [31] [5]

Дворцы Самарры, основанные аль-Мутасимом в 836 году, отличались огромными размерами и четко определенными подразделениями. [32] Они включали в себя обширные дворы, вокруг которых располагались многочисленные апартаменты и залы. Некоторые из дворцов имели несколько монументальных ворот, расположенных последовательно, через которые можно было попасть из одного двора в другой. [32] Строительство главного дворца Аль-Мутасима, известного как Дар аль-Хилафа или Джавсак аль-Хакани , было начато примерно в то же время, что и основание города. [33] [34] На его западной стороне находился парадный вход с видом на реку Тигр. Он состоял из величественной лестницы, ведущей к монументальным воротам в форме трех айванов, известным как Баб аль-Амма . [32] [34] У подножия лестницы находился большой прямоугольный бассейн с водой, из которого канал вел к приподнятому павильону у реки, в 300 метрах от ворот. Сами ворота имели второй этаж, с которого халиф, жители дворца или стража могли обозревать пейзаж. За воротами ряд залов вел на восток к квадратному двору. За ним находился куполообразный зал с четырьмя айванами, расположенными крестообразно, причем каждый айван открывал доступ к другому двору позади него. [32] [34] Восточный двор за ним представлял собой обширную эспланаду размером 350 на 180 метров (1150 на 590 футов) с водными каналами, фонтанами и, возможно, садами. [34] Среди других раскопанных и частично реконструированных объектов, видимых сегодня, - затонувший двор с камерами, построенными вокруг большого круглого водного бассейна, так называемый «Большой Сердаб» (по названию Эрнста Герцфельда ) или Бирка Хандасийя («Геометрический бассейн», название, данное иракскими археологами). [35] Двор, расположенный к северу от большой эспланады, вероятно, был спроектирован как место передышки от летней жары. [35] Помимо главного дворца, Аль-Мутаваккиль построил для своих сыновей роскошные дворцы, такие как дворец Балкувара для своего сына аль-Мутаза , который имел стиль и планировку, схожие с Дар аль-Хилафа . [34] Обширные объекты Самарры также включали казармы , конюшни и ипподромы. [35]

Дворцы в Самаре, такие как аль-Ашик и аль-Джисс, построенные около 870 года, демонстрируют многодольные карнизы, глубоко вырезанные во внутренней части арок, создавая вид листовидной арки. [36] Полы иногда были мраморными, чаще выложенными плиткой. [18] В приемных дворцов Самарры . нижняя часть стен украшалась резными или лепными лепнинами, а лепнина также украшала дверные косяки, стенные ниши и арки в трех различных стилях [18] Другие дворцы, которые были раскопаны, часто имеют куполообразную центральную камеру, окруженную четырьмя айванами, обращенными наружу. [37]

Великая мечеть Самарры , Ирак, построенная аль-Мутаваккилем в 848–52 годах; внешняя стена мечети справа, минарет Мальвия слева

Аббасиды продолжали следовать прямоугольному гипостильному плану Омейядов с аркадным двором ( сан ) и крытым молитвенным залом. Они строили монументальные мечети, используя кирпичную конструкцию, лепной орнамент и архитектурные формы, развитые в Месопотамии и других регионах на востоке. [4] Массивные округлые опоры с меньшими колоннами также были типичны для мечетей Аббасидов. [38] Первая пятничная мечеть Багдада была построена аль-Мансуром и расширена в более поздний период, но с тех пор исчезла и теперь известна только по текстам. Оно имело гипостальную форму с внутренним двором. [27] [5] Великая мечеть Самарры (848–852 гг.) [5] построенный аль-Мутаваккилем, имел прямоугольную форму размером 256 на 139 метров (840 на 456 футов). Он имел плоскую деревянную крышу, поддерживаемую колоннами и украшенную мраморными панелями и стеклянной мозаикой. [27] Мечеть Абу Дулаф (859–861 гг.) [5] недалеко от Самарры также имелся прямоугольный план, внутренний двор под открытым небом и молитвенный зал с аркадами на прямоугольных кирпичных опорах, идущих под прямым углом к ​​стене киблы . [27]

Другими сохранившимися мечетями Аббасидов являются мечеть Ибн Тулуна в Каире (877–879), Тарихане (или Тари Хана) в Дамгане , Иран (750–789), и мечеть Нух Гунбад (Девять куполов) в Балхе , Афганистан (9-й век ). века). [39] [5] [40] Все эти мечети имели гипостильную форму с внутренними дворами. Мечеть Ибн Тулуна — одна из наиболее хорошо сохранившихся мечетей Аббасидов в мире и одна из самых впечатляющих провинциальных мечетей той эпохи. Его дизайн является продуктом стиля Самарры, адаптированным местными мастерами, вероятно, по указанию его покровителя Ахмада ибн Тулуна , который провел время в Самарре. Он имеет почти квадратную планировку с обширным внутренним двором, окруженным крытыми помещениями с прямоугольными опорами и остроконечными арками. Дизайн его аркад, в котором резной декор чередуется со сплошными поверхностями, а главные арки чередуются с меньшими арочными проемами в перемычках, образует визуальный ритмический эффект, который еще больше использует потенциал базового дизайна Аббасидов. [41] [42]

Мечеть Тарихане в Дамгане, структура которой датируется 9 веком или второй половиной 8 века, является единственной мечетью раннего Аббасидов в Иране, сохранившей большую часть своей первоначальной формы. или Наин), построенная в X веке Пятничная мечеть Наин (также пишется как Наин , со своей стороны, сохраняет некоторые из лучших лепных украшений Аббасидов своего времени, покрывая ее колонны, арки и михраб . [43] [5] Великая мечеть Исфахана также была впервые построена в период Аббасидов, но от этой конструкции мало что осталось, поскольку в последующие века она была перестроена и расширена. [44] Мечеть в Балхе имела площадь примерно 20 на 20 метров (66 на 66 футов), с тремя рядами по три квадратных пролета, поддерживающими девять сводчатых куполов. [18] Другие девятикупольные мечети такого типа были найдены в Испании, Тунисе, Египте и Средней Азии. [45]

Минареты

[ редактировать ]
Минарет Великой мечети Кайруан в Тунисе, построенный в 836 году Аглабидами ( вассалами аббасидских халифов), является одним из старейших сохранившихся минаретов в мире.

Первые известные минареты, построенные в виде башен, появились при правлении Аббасидов. [48] [16] Четыре башни были добавлены к Великой мечети Мекки во время ее реконструкции Аббасидов в конце 8 века. [17] В 9 веке одиночные башни-минареты были построены внутри или рядом с серединой стены напротив стены киблы мечетей. [49] Эти башни были построены по всей империи с соотношением высоты к ширине примерно 3:1. [50] Одним из минаретов старейших сохранившихся является минарет Великой мечети Кайруан в Тунисе , построенный в 836 году во время правления Аглабидов и до сих пор хорошо сохранившийся. [51] [17] [52] [53] Другие минареты, датированные тем же периодом, но датированные менее точно, включают минарет Пятничной мечети Сираф , ныне самый старый минарет в Иране, и минарет напротив стены киблы в Великой мечети Дамаска (известный как «Минарет Невесты»), ныне самый старый минарет в регионе Сирии (хотя его верхняя часть, вероятно, несколько раз перестраивалась). [17] [52]

В Самарре Великая мечеть Самарры имеет массивный геликоидальный или «спиральный» минарет за северной стеной, известный как Мальвия. Этот уникальный дизайн был еще раз повторен на минарете соседней мечети Абу Дулаф , но никаких других примеров в другом месте построено не было. [54] [27] [3] Возможным исключением является минарет мечети Ибн Тулуна, винтовая лестница которого, кажется, имитирует минареты Самарры (хотя нынешняя структура была по крайней мере частично реконструирована в конце 13 века). [55] [17] [56] Это единственный пример спирального минарета за пределами Ирака. [27] Некоторые ранние научные теории предполагали, что эти геликоидальные минареты были вдохновлены древними месопотамскими зиккуратами , но эта точка зрения была оспорена или отвергнута некоторыми более поздними учеными, включая Ричарда Эттингхаузена , Олега Грабаря и Джонатана Блума. [57] [58] [59]

Другие здания

[ редактировать ]
Куббат ас-Сулайбия в Самарре, старейший сохранившийся исламский мавзолей с куполом (ок. 862 г.)

Дома часто строились блоками. [37] Большинство домов, похоже, были двухэтажными. Нижний уровень часто погружался в землю для прохлады и имел сводчатые потолки. Верхний уровень имел деревянный потолок и плоскую террасную крышу, обеспечивавшую жилое пространство летними ночами. Дома строились вокруг дворов и имели безликий внешний вид, хотя часто были тщательно украшены внутри. [20] Здесь нет следов ветроловов , которые впоследствии стали обычными исламскими архитектурными элементами. В большинстве домов были туалеты и приспособления для купания в холодной воде. [37]

Самый старый сохранившийся пример куполообразной гробницы в исламской архитектуре — Куббат аль-Сулайбия в Самарре , современный Ирак , датируемый серединой 9 века (ок. 862 г.). [60] [61] Он состоит из восьмиугольной конструкции с центральной квадратной камерой, покрытой куполом. По словам Эрнста Герцфилда, который первым задокументировал это здание в наше время, это был мавзолей халифа аль-Мунтасира (ум. 862), после чего халифы аль-Мутаз (ум. 869) и аль-Мухтади (ум. 870) также были похоронены здесь. [62] Строительство куполообразных гробниц стало более распространенным как среди шиитов, так и среди суннитов в десятом веке, хотя ранние суннитские мавзолеи в основном строились для политических правителей, тогда как шииты строили их особенно над гробницами Пророка Мухаммеда . потомков [63] [62] Другим важным примером последнего является мавзолей Саманидов в Бухаре , современный Узбекистан , построенный в Х веке Саманидами (одной из династий, правивших под сюзеренитетом Аббасидов). [63] В начале 10 века Аббасиды также построили еще один величественный мавзолей своей династии на восточном берегу реки Тигр в Багдаде, но позже он был разрушен. [62]

Аббасиды также предприняли общественные работы, включая строительство каналов в Самарре и цистерн в Тунисе и Палестине. [ нужна ссылка ] Нилометр Фустате в арки , недалеко от современного Каира, построенный в 861 году, имеет сложную и богато украшенную каменную кладку и разгрузочные . [64]

Украшение

[ редактировать ]

При Аббасидах в Ираке лепной декор приобрел более абстрактные мотивы, как это видно во дворцах Самарры 9-го века. Современные ученые выделяют три стиля: «стиль А» состоит из растительных мотивов, включая виноградные листья, заимствованных из более традиционных византийских и левантийских стилей; «стиль Б» — более абстрактная и стилизованная версия этих мотивов; а «стиль C», также известный как «скошенный», полностью абстрактный и состоит из повторяющихся симметричных форм изогнутых линий, заканчивающихся спиралями. [66] [67] [68] Стиль Аббасидов стал популярным на землях Аббасидского халифата и встречается вплоть до Афганистана (например, Девятикупольная мечеть в Балхе) и Египта (например, мечеть Ибн Тулуна). [66] [67] [3] Три типа (стили A, B и C) лепного декора, лучше всего проиллюстрированные и, возможно, развитые в Аббасидской Самарре, были быстро скопированы в других местах, а стиль C, который сам оставался распространенным в исламском мире на протяжении веков, был важным предшественником полного развит арабесковый декор. [69] [ не удалось пройти проверку ] Тулуниды в Египте построили копии зданий Аббасидов в Каире. [12] Мечеть Ибн Тулуна, построенная в Фустате недалеко от Каира в 876-879 годах, сочетает в себе структурные и декоративные особенности Омейядов и Аббасидов. [70]

Поздняя аббасидская архитектура (12–13 вв.)

[ редактировать ]

Политическая власть Аббасидов пришла в упадок в 10 веке, и позже халифы Аббасидов были ограничены Багдадом. Они были менее вовлечены в общественный архитектурный патронаж, вместо этого в нем стали доминировать сельджуки и другие правители, которые формально заявляли о своей лояльности, но де-факто обладали политической властью. [9] В результате трудно отличить архитектурные формы, связанные с Аббасидами, и формы, связанные с другими династиями с 11 по 13 века. [10] Архитектура Аббасидов XII и XIII веков, по сути, была сельджукской архитектурой, построенной с использованием местных иракских мастеров. [3] Тем не менее, во время правления последних нескольких халифов этого периода произошло возобновление покровительства халифа в Багдаде. [15]

В Багдаде сохранились некоторые поздние памятники Аббасидов, в том числе мавзолей Ситта Зубайда (или Зумурруд Хатун ), построенный около 1152 года или ранее 1202 года, ворота аль-Вастани (или аль-Джафария), построенные в 1221 году, и медресе Мустансирия , построенное в 1228–1233 гг. Все они были значительно изменены или отреставрированы в последнее время. [71] [72] [73] Мавзолей Ситты Зубайды, [а] [74] вероятно, построенный халифом ан-Насиром для своей матери, иллюстрирует оригинальный тип мавзолея, который строился в Месопотамии примерно в этот период: многоугольная камера покрыта конусообразным куполом мукарнаса . [71] [74]

Медресе Мустансирия в Багдаде (1228-1233 гг.)

Медресе Мустансирия было первым документально подтвержденным медресе, построенным для обучения всем четырем суннитским мазхабам . [10] Он следовал плану с четырьмя айванами, распространенному в современной иранской архитектуре, но имел необычно вытянутую форму, возможно, обусловленную узким городским пространством. Двор представляет собой изысканное сочетание сводов и резного рельефного декора. Он имеет два главных айвана, выровненных по длинной оси, и два тройных айвана, выровненных по короткой оси. [71] [72]

Единственное потенциальное дворцовое сооружение Аббасидов, оставшееся в Багдаде, расположено в районе Аль-Мейден с видом на Тигр , на месте бывшей цитадели города. [75] [76] Происхождение и природа сооружения, широко известного как «Дворец Аббасидов», обсуждаются учеными, поскольку не сохранилось никаких надписей или текстов, определяющих его название или функцию. [76] Здание было построено при халифе ан-Насире ( годы правления 1180–1225 ) или, возможно, аль-Мустансире ( годы правления 1226–1242 ), в конце периода Аббасидов. [77] [76] Он имеет два этажа и включает в себя центральный двор и айван с кирпичным потолком и фасадом. [77] Одной из его самых уникальных особенностей является серия сводов мукарнас , украшающих внутреннюю часть восточной галереи. [76] Его дизайн имеет большое сходство с медресе Мустансирия (завершенным в 1233 году), что заставило некоторых ученых утверждать, что на самом деле это было медресе. [76] Эти ученые обычно идентифицируют его как, скорее всего, медресе аш-Шарабия, школу исламского богословия, построенную в 1230 году Шарифом ад-Дином Икбалом. [77] [78] [79] [76] хотя некоторые идентифицируют его как медресе Биширия, построенное в 1255 году. [80] [81] Другой ученый, Ясир Таббаа, утверждает, что зданию не хватает некоторых ключевых особенностей медресе, и поэтому его идентификация как дворца остается более правдоподобной. [76] Он отмечает, что в некоторых исторических источниках упоминается строительство Дар аль-Маснат («Дом у волнолома»), начатое ан-Насиром вокруг этого места около 1184 года, что, следовательно, может соответствовать этой структуре. [76] Значительные части здания были реконструированы в ХХ веке Государственным учреждением древностей и культурного наследия, включая реставрацию большого айвана и прилегающих к нему фасадов. [82] [76]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мавзолей примыкает к мечети аль-Хаффафин, которая первоначально была основана Зумурруд Хатун, но была полностью перестроена намного позже под властью Османской империи.
  1. ^ Хоаг, Джон Д. (2004). Исламская архитектура . Милан: Электроархитектура. стр. 7–9. ISBN  978-1-904313-29-8 .
  2. Bloom & Blair 2009 , Архитектура (IV, 750–900 гг.)
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Петерсен 2002 , с. 1.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен 1987 , стр. 75–125.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Нортедж 2012 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блэр и Блум 2011 , с. 94-95.
  7. ^ Блум и Блэр 2009 , Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  8. ^ Блэр и Блум 2011 , стр. 95–96, 102.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Таблица 2017 , с. 307.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 215.
  11. ^ Блэр и Блум 2011 , с. 95.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум и Блэр 2009 , с. 78, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Блум и Блэр 2009 , с. 79, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  14. ^ Эль-Хибри 2021 , стр. 8, 204–232.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таблица 2017 , с. 309.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петерсен 2002 , с. 187-188.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Блум и Блэр 2009 , Минарет
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Блум и Блэр 2009 , с. 82, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 58.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боуэн 1928 , с. 22.
  21. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 59.
  22. ^ Ялман, Сьюзен (2001). «Искусство периода Фатимидов (909–1171)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . Проверено 19 июня 2022 г.
  23. ^ Энде и Штайнбах 2010 , с. 839.
  24. ^ Bloom & Blair 2009 , стр. 78–79, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  25. ^ Bloom & Blair 2009 , стр. 78–81, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  26. ^ Таблица 2002 , с. 138.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Блум и Блэр 2009 , с. 80, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  28. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 53.
  29. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 54.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , с. 144, Ракка.
  31. ^ Моаз, Абд ар-Раззак; Таббаа, Ясир; Такиееддин, Зина; Дайбер, Верена; Баккур, Дина; Хафиан, Ваал; Хасан, Хайтам; Мэр Балаж; Мишодель, Бенджамин (2015). Эпоха Айюбидов. Искусство и архитектура в средневековой Сирии (на испанском языке). Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). ISBN  978-3-902782-17-5 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 55-56.
  33. ^ Блум и Блер 2009 , Самарра.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рагглс 2011 , с. 183-184.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нортедж, Аластер (1993). «Интерпретация дворца халифа в Самарре (Дар аль-Хилафа или Джавсак аль-Хакани)» . Арс Ориенталис . 23 : 143–170. JSTOR   4629446 .
  36. ^ Таблица 2002 , с. 139.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блум и Блэр 2009 , с. 81, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  38. ^ Петерсен 2002 , с. 32.
  39. ^ Хоаг 1987 , стр. 23–31.
  40. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 105-110.
  41. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 31-33.
  42. ^ Блэр и Блум 2011 , с. 113.
  43. ^ Блэр и Блум 2011 , с. 110.
  44. ^ Блэр и Блум 2011 , стр. 109–110.
  45. ^ Блум и Блэр 2009 , с. 83, Архитектура; IV. в. 750–ок. 900.
  46. ^ Джейм Абу Дольф . Массажед Ирак . Проверено 4 января 2018 г.
  47. ^ Блум и Блэр 2009 , Архитектура (IV, 750–900).
  48. ^ Блум 2013 .
  49. ^ Блум 2013 , с. 72-79.
  50. ^ Блум 2013 , с. 79.
  51. ^ Блум 2013 , с. 73-75.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петерсен 2002 , с. 187-190.
  53. ^ «Минарет Великой мечети Кайруана» . Кантара – средиземноморское наследие . Проверено 26 апреля 2022 г.
  54. ^ Блум 2013 , с. 76.
  55. ^ Петерсен 2002 , с. 1, 113, 189.
  56. ^ О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Издательство Американского университета Каира. п. 9. ISBN  9789774167324 .
  57. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 30.
  58. ^ Блум и Блэр 2009 , Минарет.
  59. ^ «Повстанцы наносят ущерб национальному достоянию Ирака» . Новости АВС . 01 апреля 2005 г. Проверено 12 июня 2024 г.
  60. ^ Петерсен 2002 , с. 240.
  61. ^ Блум и Блэр 2009 , с. 342, Могила.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блэр и Блум 2011 , с. 108.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таблица, Ясир (2017). «Купол» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  64. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 55.
  65. ^ Раст 1992 , с. 198.
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , с. 193–198, Архитектура; X. Украшение; А. Скульптура.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , с. 235–238, Лепнина и штукатурка.
  68. ^ Петерсен 2002 , с. 267–268.
  69. ^ Блум и Блэр 2009 , с. 57-59.
  70. ^ Кубань 1974 , с. 20.
  71. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 215-216.
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Блум и Блэр 2009 , Багдад.
  73. ^ Таблица 2017 .
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Таблица 2017 , с. 312.
  75. ^ JPC Inc. 1984 , с. 47.
  76. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Таблица 2017 , с. 316-319.
  77. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мичелл 1978 , с. 247.
  78. ^ Аль-Джанаби 1982 , с. 68-71.
  79. ^ Петерсен 2002 , с. 30.
  80. ^ Хилленбранд 1994 , с. 223.
  81. ^ Блэр и Блум 2011 , с. 116.
  82. ^ Аль-Джанаби 1982 , с. 68-72.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a421ea2a4af1d1d42a154612dd54f08__1721532480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/08/6a421ea2a4af1d1d42a154612dd54f08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abbasid architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)