Jump to content

Лепной декор в исламской архитектуре

(Перенаправлено из исламской лепнины )
Лепнина во Дворе львов Альгамбры ( 14 век) в Гранаде , Испания. Арабески здесь перемешаны с каллиграфическими мотивами и скульптурой мукарнас .

Лепной декор в исламской архитектуре относится к резной или формованной лепнине и штукатурке . Термины «лепнина» и «штукатурка» используются в этом контексте почти как синонимы для обозначения большинства типов лепнины или гипсового декора с немного различающимся составом. [ 1 ] Этот декор в основном использовался для покрытия стен и поверхностей, а основными мотивами были преобладающие в исламском искусстве : геометрические , арабески (или растительные) и каллиграфические , а также трехмерные мукарны . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Штукатурка гипсового состава имела чрезвычайно важное значение в исламском архитектурном декоре, поскольку относительно сухой климат на большей части исламского мира позволял легко использовать этот дешевый и универсальный материал в самых разных помещениях. [ 4 ]

Лепной декор использовался уже в древности в регионе Ирана и греко-римского Средиземноморья. [ 5 ] В исламской архитектуре лепной декор появился в период Омейядов (конец VII – VIII веков) и претерпел дальнейшие инновации и обобщение в течение IX века при Аббасидах в Ираке , после чего он распространился дальше по исламскому миру и был включен в региональные архитектурные традиции. стили. [ 2 ] [ 6 ] Примеры исторических резных лепных украшений можно найти в Египте , Иране , Афганистане и Индии , а также в других регионах. [ 7 ] [ 4 ] Он широко использовался в «мавританской» или западно-исламской архитектуре на Пиренейском полуострове ( Аль-Андалус ) и в некоторых частях Северной Африки ( Магриб ), по крайней мере, начиная с периодов Тайфы и Альморавидов (11–12 вв.). [ 2 ] На Пиренейском полуострове он достиг творческой вершины в мавританской архитектуре во времена династии Насридов (1238–1492), построившей Альгамбру . [ 8 ] В архитектуре мудехар также широко использовалось такое украшение. [ 9 ] [ 10 ] Испанский термин Yesería иногда используется в контексте исламской архитектуры и архитектуры мудехар в Испании. [ 9 ] [ 11 ]

Истоки и раннее развитие

[ редактировать ]
Лепной купол из Хирбат аль-Мафджара , поздний период Омейядов (начало 8 века), [ 4 ] показаны мотивы в классическом стиле, вырезанные в горельефе.

Использование резной лепнины документально подтверждено еще в древние времена. Лепной декор использовался в Иране , Средней Азии и греко-римском Средиземноморье. [ 5 ] хотя наиболее сильно он был связан с иранской архитектурой при парфянах и сасанидах . [ 6 ] Когда исламские завоевания VII века захватили Месопотамию , Иран и Среднюю Азию и присоединили их к новой исламской империи, давняя традиция резного и расписного лепного декора в этих регионах была ассимилирована в раннюю исламскую архитектуру. [ 4 ] Халифы Омейядов (661–750 гг. н.э.) использовали резную лепнину в своей архитектуре . [ 5 ] хотя до позднего периода Омейядов его масштабы были ограничены. [ 12 ] Образцы лепнины начала 8-го века сохранились в таких памятниках Омейядов, как Хирбат аль-Мафжар и Каср аль-Хайр аль-Гарби (портал которого сейчас находится в Национальном музее Дамаска ). [ 12 ] [ 2 ] Как и в случае с другими ранними исламскими скульптурными украшениями, резная лепнина в период Омейядов началась с эклектичной смеси стилей, берущих начало в существующих классических , ранневизантийских и древних ближневосточных художественных традициях. [ 2 ] [ 4 ]

Панель резного лепного украшения стены из Аббасида Самарры, Ирак, в «скошенном» стиле (9 век), демонстрирующая более плоские и абстрактные мотивы.

Лишь в IX веке возник отчетливо «исламский» стиль лепного декора. [ 4 ] При Аббасидах , живших в Ираке , лепной декор приобрел более абстрактные мотивы, как это видно во дворцах Самарры 9-го века . Современные ученые выделяют три стиля: «стиль А» состоит из растительных мотивов, включая виноградные листья, заимствованных из более традиционных византийских и левантийских стилей; «стиль Б» — более абстрактная и стилизованная версия этих мотивов; а «стиль C», также известный как «скошенный», полностью абстрактный и состоит из повторяющихся симметричных форм изогнутых линий, заканчивающихся спиралями. [ 2 ] [ 4 ] [ 7 ] : 267–268  Стиль Аббасидов стал популярным на землях Аббасидского халифата и встречается вплоть до Афганистана (например, мечеть Хаджи Пияды в Балхе ) и Египта (например, мечеть Ибн Тулуна ). [ 2 ] [ 4 ] [ 7 ] : 1 

Регионализация

[ редактировать ]

По мере того как в последующие столетия царство Аббасидов фрагментировалось, архитектурные стили становились все более региональными. [ 2 ] К 11 веку мукарнас , техника трехмерной геометрической скульптуры, которую часто сравнивают со «сталактитами», засвидетельствован во многих частях исламского мира и часто вырезается из лепнины. Начиная с 12 века, он стал более популярным. [ 13 ]

Восточные исламские земли

[ редактировать ]
Лепной михраб в Великой мечети Исфахана в Иране, с глубоко вырезанными арабесками и надписями (начало XIV века, Ильханид )

В Большом Иранском регионе на основе моделей Аббасидов развился довольно своеобразный стиль, в котором использовалась лепнина с горельефом , особенно в украшении михрабов в периоды господства сельджуков и монголов . [ 2 ] [ 7 ] : 121–122  Среди наиболее ярких примеров - михраб Пятничной мечети Ардистана (ок. 1135 или 1160 гг.), [ 2 ] Ильханидский михраб в Великой мечети Исфахана (1310 г.), [ 14 ] и михраб мавзолея Пир-и-Бакран (начало 14 века). [ 2 ] Более ранняя месопотамская традиция куполов мукарнас, как это видно в храме Имам ад-Дур недалеко от Самарры (1085–1090 гг.), Также была передана в Иран, причем важным ранним примером является гробница Абд аль-Самада в Натанзе (1307 г.). –1308). [ 4 ] Иранская мода на лепной декор распространилась и на другие близлежащие регионы. В индо-исламской архитектуре (на Индийском субконтиненте ) его обычно либо лепили, либо использовали для нанесения расписного декора, либо и то, и другое, хотя в середине 16 века его значение снизилось. В Декане лепнина часто использовалась для создания круглых архитектурных медальонов с растительными мотивами. [ 4 ] В самом Иране горельефная лепная резьба стала менее популярной в 15 веке, но затем возродилась в начале 17 века, при Сефевидах , когда она использовалась в дворцовой архитектуре. [ 4 ]

Лепной резной михраб в медресе ан-Насира Мухаммада в Каире (начало XIV века, мамлюк )

Тонкая резьба по лепнине все еще использовалась в Египте в период Фатимидов (10-12 вв.). Более ранние стили Самарры эволюционировали, включив в себя более натуралистические формы. Например, в резных арабских надписях для украшения букв добавлялись цветы и листья. Одним из лучших примеров этого периода является михраб мечети аль-Джуюши . [ 4 ] [ 2 ] засвидетельствованы лишь отдельные примеры После этого периода лепной декор стал менее важным, и при правлении мамлюков , в основном в Каире . [ 2 ] [ 4 ] Хотя он был достаточно распространен при мамлюках Бахри (13-14 века), впоследствии он был в значительной степени вытеснен другими формами украшения. [ 15 ] : 90  Существующие образцы лепнины этого периода, тем не менее, имеют высокое качество, как видно на михрабе медресе ан-Насира Мухаммеда , датированном 1304 годом. [ 2 ] [ 4 ] Этот памятник также, по-видимому, демонстрирует влияние или присутствие мастеров из других регионов. Стиль лепного декора вокруг михраба, например, напоминает иранскую лепнину в стиле Тебриза при современных Ильханидах . [ 15 ] : 154–155  [ 16 ] : 226  С другой стороны, роскошное лепное украшение минарета медресе, похоже, сочетает в себе современные магрибские стили и мастерство наряду с местными мотивами. [ 16 ] : 225  [ 17 ] : 77  Лепной декор претерпел кратковременное возрождение во время правления Кайтбая (годы правления 1468–1496), когда его снова начали использовать во внутреннем убранстве. [ 15 ] : 90 

Западные исламские земли

[ редактировать ]
Лепная резьба в медресе аль-Аттарин в Фесе , Марокко (14 век)

Пиренейского Завоевание Омейядом полуострова в VIII веке принесло ислам в этот регион, который впоследствии стал известен по-арабски как Аль-Андалус . Основание новой династии Омейядов в Кордове после 756 года в форме Кордовского эмирата Кордовского халифата после 929 года) привело к развитию особого стиля исламской архитектуры , кульминацией которого стали такие архитектурные шедевры, как Великая мечеть. Кордовы . Этот стиль, широко известный как «мавританская» архитектура , [ 18 ] также находился под влиянием других исламских архитектурных традиций дальше на восток. [ 19 ] Археологические данные возле Кайруана в Тунисе и Седраты в Алжире указывают на то, что стиль резной лепнины Аббасидов также был завезен в регион Ифрикия . [ 4 ] Однако первоначально стиль Аббасидов мало повлиял на искусство Аль-Андалуса, где лепнина начала использоваться для украшения во второй половине X века. [ 4 ]

Западная исламская архитектурная традиция продолжала развиваться в последующий период Тайфаса (11 век) и под властью североафриканских империй Альморавидов и Альмохадов (11-13 века). [ 20 ] [ 21 ] Лепнина стала самым распространенным средством декора в 11 веке. [ 4 ] Он был вырезан в горельефе в период Таифа (например, дворец Альхаферия в Сарагосе ) и в период Альморавидов (например, Кубба аль-Барудийин в Марракеше ). [ 2 ] Сложный декоративный стиль Альморавидов изначально был ограничен при их преемниках, Альмохадах, чьи памятники свидетельствуют о более приглушенном, но элегантном убранстве. Однако после них архитектурные украшения достигли новых высот в Аль-Андалусе и западном Магрибе. [ 4 ] Мода развивалась в пользу лепнины с неглубоким рельефом и покрытия больших поверхностей вдоль верхних стен и под сводами. [ 2 ] Начиная с 13 века династия Насридов в Гранаде построила дворцовый комплекс, известный сегодня как Альгамбра , изобилующий богатым лепным декором. Лепной декор также обильно использовался в памятниках династии Маринидов в Северной Африке, особенно в медресе , ряд которых сохранился в Марокко . [ 21 ] : 188  Например, медресе аль-Аттарин в Фесе, построенное Маринидами между 1323 и 1325 годами, является одним из лучших примеров такого убранства. [ 4 ] Аналогичный лепной декор был также найден в дворце Заянидов Тлемсене в бывшем , Алжир. [ 22 ] : 267 

Украшение Мудехар в христианской Испании
[ редактировать ]
в стиле мудехар Лепной декор в королевском монастыре Санта-Клара в Тордесильясе , Испания (14 век)

По мере того как христианские королевства постепенно завоевали Пиренейский полуостров , они продолжали использовать исламский стиль, или стиль «мудехар» , во многих своих новых зданиях. Штукатурка в мавританском или исламском стиле встречается, например, в кастильской архитектуре XIV века, такой как дворец Педро I в Севильском Алькасаре , Королевский монастырь Санта-Клара в Тордесильяс (бывший дворец Альфонсо XI ) и еврейский монастырь. Синагога Эль-Трансито в Толедо . В этих примерах христианские надписи и кастильская геральдика также включены на фоне традиционных исламских арабесок и геометрических мотивов. [ 9 ] Важная традиция декоративной штукатурки возникла в Толедо, который перешел под контроль Кастилии в 1085 году. Многие образцы штукатурки в стиле мудехар по всей Кастилии можно отнести к мастерам из этого города. С 11 века до середины 14 века в такой лепнине продолжали преобладать мотивы исламского происхождения, похожие на современное искусство Альморавидов, Альмохадов или Насридов. После середины 14 века к этому репертуару добавились и другие мотивы, такие как виноградная лоза и дубовые листья, вдохновленные готическим искусством , а позже и фигуры людей и животных. [ 23 ]

Мотивы и стили

[ редактировать ]

Исламский и муджедарский лепной декор повторял основные виды орнамента в исламском искусстве: геометрические , арабески или растительные и каллиграфические мотивы. [ 3 ] [ 2 ] Трехмерные мукарны также часто вырезались из лепнины. [ 24 ] [ 7 ] чаще всего встречается в качестве переходных элементов на сводах, куполах, капителях, фризах и дверных проемах. [ 7 ] : 206–208  Этот мотив состоял из взаимосвязанных ниш, выступающих на многих уровнях одна над другой, образующих геометрические узоры, если смотреть снизу. [ 7 ] : 206–208  [ 13 ] Стены были покрыты оставшимися орнаментами, смешанными и расположенными для визуальной привлекательности и воздействия. [ 25 ] : 81  В некоторых регионах и периодах лепнина иногда использовалась для фресок и расписных украшений. [ 24 ] например, техника, которая была популярна в Иране. [ 26 ] Фигурные мотивы (например, животные или человеческие формы) также встречаются в резьбе по лепнине, хотя они не получили широкого распространения в исламском мире. [ 2 ]

Первоначально искусно вырезанные трехмерные украшения можно было найти в некоторых дворцах в период Омейядов, тогда как в период Аббасидов резьба стала более мелкой и плоской. [ 2 ] Высокорельефная лепнина все еще широко использовалась позже для украшения михрабов мечетей в средневековом Иране с использованием арабесок из стеблей и листьев на нескольких уровнях, вырезанных по глубине. [ 2 ] [ 3 ] Богато украшенные оконные решетки в исламской архитектуре также обычно вырезались из лепнины и заполнялись витражами . [ 4 ] [ 27 ] В более редких случаях некоторые мечети в Марокко и Алжире имели декоративные купола, сделанные из лепнины с замысловатыми резными арабесками, которые были пронизаны для пропускания света, как в Великой мечети Тлемсена (построенной и украшенной при Альморавидах в начале 12 века). [ 24 ] [ 21 ] В архитектуре Насридов и Мудехар нижняя часть или часть стен дадо обычно была покрыта мозаичной плиткой ( зеллидж ), тогда как резная лепнина покрывала оставшуюся стену над дадо арабесками, геометрическими узорами и эпиграфическими мотивами. Подобная конфигурация преобладала в архитектуре Маринидов. [ 28 ] [ 21 ] : 188  [ 24 ]

Материал

[ редактировать ]

В контексте исламской архитектуры термины «лепнина» и «штукатурка» используются почти как синонимы для обозначения большинства типов лепнины или гипсового декора с различным составом. В наиболее гибком использовании оно может даже обозначать материал, сделанный из смеси грязи и глины . [ 1 ] Однако, если говорить более точно, «штукатурка» — это вещество на основе извести , которое более твердое и схватывается медленнее, а «штукатурка» — это вещество на основе гипса , которое мягче и схватывается быстрее. [ 1 ] Смесь могла состоять из чистого гипса и растворенного клея или извести, смешанной с мраморным порошком или яичной скорлупой. [ 4 ]

В истории искусства испанский термин Yesería чаще всего ассоциируется с резной лепниной или штукатуркой на Пиренейском полуострове и в Латинской Америке. [ нужна ссылка ] В исторической архитектуре Насридов состав и цвет штукатурки варьировались в зависимости от чистоты гипсового камня и добавок, используемых для придания смесям таких свойств, как твердость, время схватывания и связывание. [ 25 ] : 23, 56  Химическая формула гипса: CaSO 4 ·2H 2 O. Гипс — наиболее распространенный сульфатный минерал. [ 29 ] Сочетание обильного исходного материала, простоты приготовления и обработки, широких возможностей использования и быстрого времени схватывания способствовало широкому использованию штукатурки. [ 25 ] В 19 веке парижская штукатурка использовалась при реставрации и косметическом ремонте в более поздние сроки поверх оригинального слоя штукатурки. [ 25 ] : 23 

Во всем исламском мире лепнину разглаживали, а декоративные узоры наносили заостренным инструментом. Затем резьба выполнялась железными инструментами, пока материал был еще слегка влажным. Свидетельства этой техники были найдены в незавершенном лепном декоре в Хирбат аль-Мафджаре (8 век) недалеко от Иерихона и в интерьере минарета мечети Кутубия в Марракеше (12 век). [ 4 ] Альтернативно лепнину можно отлить из форм. [ 4 ] В Иране гипсовые смеси сначала непрерывно перемешивали до тех пор, пока они не теряли способность быстро схватываться, а затем эту смесь наносили в несколько слоев, до схватывания требовалось до 48 часов. [ 4 ]

Иногда лепнину использовали в формах для создания более сложных конструкций. Архитекторы наносили на стены несколько слоев штукатурки, а затем прижимали к штукатурке резные формы, которые обычно делались из твердой древесины, чтобы отлить рисунок на стену. Это также позволило более быстро воссоздать сложные конструкции. [ 30 ] Иногда архитекторы приходили после того, как лепнина успела высохнуть, и вырезали дополнительные детали. После этого штукатурку на стенах обычно закрашивали или белили для более чистой отделки. [ нужна ссылка ]

Насридская лепнина

[ редактировать ]
Детали резьбы и полихромии в своде мукарнас во Дворце Львов в Альгамбре, как это видно сегодня.

В насридском искусстве двумя основными методами создания лепного декора были резьба на месте и отливка форм, которые затем прикреплялись к конструкции. Первоначально резьба на месте была наиболее распространенным методом, но к началу 14 века, во время правления Мухаммеда III , литье стало более стандартным. [ 8 ] Ручная резьба выполнялась путем первоначального нанесения рисунка на нанесенный слой штукатурки, а затем вырезания с использованием простых ручных инструментов. [ 8 ] железа. [ 31 ] Литье позволяло создавать более сложные и замысловатые конструкции, которые можно было повторять, создавая систематическую стилизацию. [ 8 ] Формы обычно делались из дерева или гипса; изделие часто отливали из глины, а затем покрывали левкасом . [ 31 ] После того как лепные детали были прикреплены к стенам, их по необходимости красили или белили. [ 8 ] Анализ оригинальной лепнины в Альгамбре показывает, что насридские мастера хорошо разбирались в свойствах лепнины и использовали для резьбы и литья различные гипсовые смеси. Например, в штукатурных смесях, которые вырезались на месте, использовались добавки для замедления высыхания и схватывания, чтобы дать мастерам больше времени для завершения своей работы. [ 25 ] : 23  [ 8 ]

Лепнина часто была полихромной . Возраст и погода, а также столетия косметического ремонта и реставрации значительно изменили первоначальный внешний вид большей части лепнины, относящейся к периоду Насридов. [ 32 ] Текущие достижения в области аналитического оборудования, позволяющего проводить анализ штукатурки на месте, дают информацию об оригинальных пигментах и ​​методах. [ 33 ] Еще одним примером умения мастеров Насридов обращаться с лепниной было использование ими гипсового покрытия высокой чистоты, которое служило одновременно герметиком и подготовительным этапом для последующей окраски или золочения исходного слоя штукатурки. Альгамбра оказалась в центре недавних расследований. Основными цветами, использованными в лепнине Альгамбры, были красный, синий, зеленый, золотой и черный. Спектроскопический анализ пигментов, приписываемых оригинальному украшению Альгамбры, показывает, что киноварь является пигментом, используемым для красного цвета. Лазурит , высоко ценимый и дорогой пигмент, отвечает за синий цвет. Малахит был обнаружен как источник зеленых оттенков. технический углерод . В качестве черного пигмента использовался [ 34 ] Отмечается позолота, особенно на мукарнах. Применение пигмента и позолоты к этим геометрически сложным потолкам продемонстрировало их знания и мастерство в области оптических аллюзий и пространственной гармонии. Расследования были сосредоточены на украшенном мукарнасом потолке в Зале королей в Альгамбре. Данные показывают, что в этом потолке широко использовались два самых дорогих материала: лазурит и сусальное золото, что подчеркивает оригинальное ослепительное богатство пространства. [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Лепка и штукатурка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. п. 235. ИСБН  9780195309911 . Общие термины для декоративного искусства, которое в простейшем виде представляет собой штукатурку, предназначенную для украшения гладкой стены или потолка, а в более сложной форме представляет собой сочетание горельефа, скульптуры и украшения поверхности. Слова «штукатурка» и «штукатурка» практически взаимозаменяемы и наиболее гибко могут применяться к смесям грязи или глины; точнее, однако, под штукатуркой обычно подразумевают твердое, медленно схватывающееся вещество на основе извести в отличие от быстросхватывающейся штукатурки на основе гипса.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; X. Украшение; А. Скульптура». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. стр. 193–198. ISBN  9780195309911 .
  3. ^ Jump up to: а б с М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Орнамент и узор». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. стр. 71–78. ISBN  9780195309911 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Лепка и штукатурка». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. стр. 235–238. ISBN  9780195309911 .
  5. ^ Jump up to: а б с Гамильтон, RW (1953). «Резная штукатурка в архитектуре Омейядов» . Ирак . 15 (1): 43–55. дои : 10.2307/4199565 . ISSN   0021-0889 . JSTOR   4199565 . S2CID   192962299 .
  6. ^ Jump up to: а б Петерсен, Эндрю (1996). «лепнина». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 267–268. ISBN  9781134613663 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN  9781134613663 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Музей Виктории и Альберта, Интернет-музей (2 февраля 2012 г.). «Насридская штукатурка: символизм, материалы и техники» . www.vam.ac.uk. ​Проверено 26 ноября 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Никсон, Том (2009). «Запертый сад: природа средневековой Кастилии». В Кливере, Лаура; Джерри, Кэтрин Б.; Харрис, Джим (ред.). Искусство и природа: исследования средневекового искусства и архитектуры . Институт искусств Курто. стр. 44–51. ISBN  978-1-907485-00-8 .
  10. ^ Боррас Гуалис, Гонсало М.; Стирка Парадинаса, Педро; Плегесуэло Эрнандес, Альфонсо; Перес Игера, Мария Тереза; Могольон Кано-Кортес, Мария Пилар; Моралес, Альфредо Дж.; Лопес Гусман, Рафаэль; Соррош Куэрва, Мигель Анхель; Стуйк Фернандес Арче, Сандра (2018). Мудехарское искусство. Исламская эстетика в христианском искусстве . Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). ISBN  978-3-902782-15-1 .
  11. ^ Болуа-Гальярдо, Барбара, изд. (2021). Спутник исламской Гранады . Брилл. п. 458. ИСБН  978-90-04-42581-1 .
  12. ^ Jump up to: а б Талгам, Рина (2004). Стилистическое происхождение скульптуры и архитектурного декора Омейядов . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 53. ИСБН  978-3-447-04738-8 .
  13. ^ Jump up to: а б М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Мукарнас». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  14. ^ Блэр, Шейла; Блум, Джонатан (2011). «Пятничная мечеть в Исфахане». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . хфулльманн. стр. 368–369. ISBN  9783848003808 .
  15. ^ Jump up to: а б с Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN  9789774160776 .
  16. ^ Jump up to: а б Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (7-е изд.). Каир: Американский университет в Каире Press.
  17. ^ Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300064650 .
  18. ^ Барруканд, Марианна; Беднорц, Ахим (1992). Мавританская архитектура в Андалусии . Сумки. ISBN  3822896322 .
  19. ^ Кафедра исламского искусства (2001). «Искусство периода Омейядов в Испании (711–1031)» . www.metmuseum.org . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 15 октября 2022 г.
  20. ^ Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  21. ^ Jump up to: а б с д Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  22. ^ Карпентер, Аньес; Терраса, Мишель; Башир, Редуан; Амара, Айед Бен (2019). «Дворец Мешуар (Тлемсен, Алжир): цвета зеллиев и следы украшений XIV века» . ArcheoSciences (на французском языке). 432 (2): 265–274. doi : 10.4000/archeosciences.6947 . ISSN   1960-1360 . S2CID   242181689 .
  23. ^ Боррас Гуалис, Гонсало М.; Стирка Парадинаса, Педро; Плегесуэло Эрнандес, Альфонсо; Перес Игера, Мария Тереза; Могольон Кано-Кортес, Мария Пилар; Моралес, Альфредо Дж.; Лопес Гусман, Рафаэль; Соррош Куэрва, Мигель Анхель; Стуйк Фернандес Арче, Сандра (2018). «Маршрут IX: штукатурка в стиле мудехар в Толедо». Мудехарское искусство. Исламская эстетика в христианском искусстве . Музей без границ, MWNF (Музей Оне Гренцен). ISBN  978-3-902782-15-1 .
  24. ^ Jump up to: а б с д М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Архитектура". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  25. ^ Jump up to: а б с д и Буш, Ольга (2018). Переоформление Альгамбры . Издательство Эдинбургского университета. doi : 10.3366/edinburgh/9781474416504.001.0001 . ISBN  978-1-4744-1650-4 .
  26. ^ Комарофф, Линда; Карбони, Стефано, ред. (2002). Наследие Чингисхана: куртуазное искусство и культура в Западной Азии, 1256-1353 гг . Метрополитен-музей. п. 91. ИСБН  978-1-58839-071-4 .
  27. ^ Келлер, Сара (2021). «Освещение трансенн – техническая реинтерпретация» . В Гизе, Франсин (ред.). Мудежаризм и мавританское возрождение в Европе: культурные переговоры и художественные переводы в средние века и историзм XIX века . Брилл. п. 514. ИСБН  978-90-04-44858-2 .
  28. ^ Кэмпбелл, Гордон, изд. (2006). Энциклопедия декоративного искусства Grove: двухтомник . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  978-0-19-518948-3 .
  29. ^ «Гипсовый минерал | Использование и свойства» . geology.com . Проверено 18 октября 2022 г.
  30. ^ Канаан, Руба (2008), Селин, Хелейн (редактор), «Архитектурное украшение в исламе: история и методы» , Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 187–199, дои : 10.1007/978-1-4020-4425-0_8634 , ISBN  978-1-4020-4559-2 , получено 6 декабря 2023 г.
  31. ^ Jump up to: а б «Гробильник есерий» . www.factumfoundation.org Сделал фундамент.
  32. ^ Буш, Ольга (2018). «Цвет, дизайн и средневековая оптика». Переоформление Альгамбры . Издательство Эдинбургского университета. стр. 17–58. doi : 10.3366/edinburgh/9781474416504.001.0001 . ISBN  978-1-4744-1650-4 .
  33. ^ Домингес-Видал, А.; де ла Торре-Лопес, MJ; Кампос-Суноль, MJ; Рубио-Домен, Р.; Айора-Каньяда, MJ (22 января 2014 г.). «Декорированная лепнина в Альгамбре, исследованная методом рамановской спектроскопии: сравнительное полевое и лабораторное исследование» . Журнал рамановской спектроскопии . 45 (11–12): 1006–1012. Бибкод : 2014JRSp...45.1006D . дои : 10.1002/jrs.4439 . ISSN   0377-0486 .
  34. ^ Домингес-Видал, Ана; Хосе де ла Торре-Лопес, Мария; Рубио-Домен, Рамон; Айора-Каньяда, Мария Хосе (2012). «Неинвазивное рамановское микроспектроскопическое исследование in situ полихромной штукатурки в Альгамбре» . Аналитик . 137 (24): 5763–5769. Бибкод : 2012Ана...137.5763D . дои : 10.1039/c2an36027f . ISSN   0003-2654 . ПМИД   23085888 .
  35. ^ из Торре-Лопеса Мария Хосе; Домингес-Видал, Ана; Кампос-Суноль, Мария Хосе; Рубио-Домен, Рамон; Шаде, Ульрих; Айора-Канада, Мария Хосе (24 февраля 2014 г.). «Золото в Альгамбре: исследование материалов, технологий и процессов гниения декоративной позолоченной штукатурки» . Журнал рамановской спектроскопии . 45 (11–12): 1052–1058. Бибкод : 2014JRSp...45.1052D . дои : 10.1002/jrs.4454 . ISSN   0377-0486 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7d9acbf7d40881f87cca910a582bb19__1721521860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/19/a7d9acbf7d40881f87cca910a582bb19.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stucco decoration in Islamic architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)