Jump to content

Хафсидская архитектура

Минарет . в мечети Касба Тунисе , построенный в начале периода Хафсидов в начале 1230-х годов

Архитектура Хафсидов развивалась под патронажем династии Хафсидов в Ифрикии (примерно современный Тунис ) в период с 13 по 16 века. Развиваясь из более ранних Альмохадов и Ифрикиян, позже он находился под дальнейшим влиянием мамлюкской архитектуры Египта Сирии и традиций и все больше отклонялся от стиля мавританской архитектуры в Аль-Андалусе и западном Магрибе . После окончания правления Хафсидов тенденции этого архитектурного стиля продолжали развиваться и характеризовать тунисскую архитектуру в последующий османский период . [1] [2] : 213 

Историческая справка

[ редактировать ]
Общий территориальный контроль Хафсидов и их западных соседей Заянидов (Зиянидов) и Маринидов.

До периода Хафсидов архитектура Альмохадов наряду с архитектурой Альморавидов , которые предшествовали им в западном Магрибе – считается одним из наиболее формирующих этапов «мавританской» или западной исламской архитектуры , устанавливающей многие формы и мотивы. которые определили архитектурные стили региона в последующие века. [3] [4] [5] : 276  Ифрикия находилась далеко от главной столицы Альмохадов в Марракеше (на территории современного Марокко ), и сами Альмохады не оставили здесь значительных памятников. Однако они сделали Тунис региональной столицей своих территорий в Ифрикии и установили городскую касбу (цитадель) в качестве своего правительственного центра. [6] [7] Ифрикия также имела свою давнюю традицию западной исламской архитектуры, которая развивалась при более ранних Аглабидах (9 век), Фатимидах (10 век) и Зиридах (10-12 века), которые, в свою очередь, повлияли на архитектуру Хафсидов. [8] [9]

Хафсиды были ветвью правящего класса Альмохадов, провозгласившей свою независимость от Альмохадов в 1229 году, когда состояние Альмохадов на западе уменьшалось. Они создали собственное государство, которое стало контролировать большую часть Ифрикии и некоторые прилегающие регионы. Они также были выдающимися строителями, особенно во времена правления успешных лидеров, хотя не многие из их памятников сохранились в первозданном виде до наших дней. Хотя Кайруан оставался важным религиозным центром, Тунис остался столицей и постепенно превратился в главный город региона и главный центр культуры и архитектурного покровительства. [2] : 208  Правление Абу Закарии (годы правления 1229–1249), первого правителя Хафсидов, было периодом роста и значительной строительной деятельности. В 13 веке экономика расширилась, отчасти благодаря растущей торговле с современной Францией и Италией. [2] : 208  Иммигранты и беженцы из Андалусии, спасаясь от наступления Реконкисты в Аль -Андалусе (на Пиренейском полуострове ), также в больших количествах иммигрировали в Ифрикию в период Хафсидов, внося свое влияние в искусство и культуру региона. [8] [2] : 208  За смертью Абу Закарии последовало почти столетие политической слабости и конфликтов. [2] : 208  хотя его сын аль-Мустансир (годы правления 1249–1277) известен строительством множества богатых дворцов. [8] В середине 14 века даже удалось Маринидам Марокко ненадолго захватить Ифрикию на несколько лет. [2] : 208 

Богатство и мощь государства Хафсидов возродились только в конце 14 века, во времена правления Абу'л Аббаса (годы правления 1370–1394) и Абу Фариса (годы правления 1394–1434). Абу Фарис, в частности, спонсировал или поощрял строительство новых религиозных памятников, дворцов и крепостей, а также ремонт старых памятников и инфраструктуры. Его внук Абу Амр Усман (годы правления 1435–1488) улучшил и расширил системы водоснабжения и спонсировал строительство завий ( суфийских религиозных комплексов). [2] : 208  После смерти Усмана проблемы правлению Хафсидов усилились по нескольким направлениям, включая арабские племена, попытки испанской экспансии в Северной Африке и растущее османское присутствие на востоке и западе. Правление Хафсидов было окончательно прекращено в 1574 году, когда Ифрикия стала провинцией Османской империи . [2] : 208 

Общие характеристики

[ редактировать ]

В отличие от мавританской архитектуры дальше на запад, в Магрибе и Аль-Андалусе, архитектура Хафсидов была построена в основном из камня (а не из кирпича или сырцового кирпича ), и в ней использовались каменные своды, что не характерно для более западных традиций, и использовались полукруглые арки. а не типичные подковообразные арки запада. Более широкое использование камня и меньшее использование дерева, вероятно, отражало давнюю и непрерывную традицию обработки камня в регионе со времен античности , сохранившиеся многие римские руины и, возможно, более короткие поставки древесины. [2] : 208  Сохранившиеся памятники Хафсидам также, по-видимому, имеют меньше украшений, чем памятники на западе, хотя историк искусства Джонатан Блум отмечает, что это наблюдение может быть результатом того, что украшения Хафсидов просто не сохранились до наших дней. [2] : 208  Использование двухцветного (темного и белого) мрамора или каменной кладки является отличительной особенностью архитектуры Хафсидов, на которую, вероятно, повлияли культурные контакты с современным Египтом, который находился под Айюбидов , а затем мамлюков властью . Еще одним отличительным элементом является использование каменных капителей того типа, который произошел от капителей, украшенных акантом в древности. [9]

В результате этих и других различий архитектура Хафсидов развивалась в направлениях, которые все больше отклонялись от архитектурных тенденций дальше на запад. [2] : 213  Историк искусства Абдельазиз Даулатли выделяет два основных периода важной архитектурной деятельности при Хафсидах, соответствующих двум периодам политической и экономической власти Хафсидов. Первый, относящийся к 13 веку, характеризуется относительно большим влиянием художественных стилей Альмохадов (Магриби) и Андалузии с запада. Второй, XV век, характеризуется большим влиянием мамлюкской архитектуры на восток. [1]

Основные памятники и события

[ редактировать ]
в Мечеть Касба Тунисе (1231 г.)

Мечеть Касба в Тунисе была одним из первых сооружений этого периода, построенным по заказу Абу Закарии (первого независимого правителя Хафсидов) в начале его правления, в 1231 году. [1] Планировка ее имела заметные отличия от предыдущих мечетей периода Альмохадов: молитвенный зал длиннее, чем ширина, вместо плоского деревянного потолка он покрыт крестовыми сводами, двора нет. Большая часть мечети была значительно отремонтирована после периода Хафсидов. [2] : 208–209  Хорошо украшенный михраб (ниша, символизирующая киблу ) является центром внутреннего убранства, а верхняя часть михраба сегодня все еще датируется периодом Хафсидов. Он включает в себя арабскую надпись со стихами Корана и деталями фундамента мечети, украшенной богатыми арабесками в стиле Альмохадов и Андалусии. Пространство перед михрабом покрыто замысловатым куполом мукарнаса , непохожим ни на один другой в Ифрикии, стиль которого снова напоминает архитектуру дальше на запад. [1] Минарет , также построенный в 1233 году, явно выполнен в стиле Альмохадов и очень похож на минарет более ранней мечети Касба в Марракеше. Как и последний, его фасады украшены мотивом себки , но здесь он отличается тем, что выполнен из камня, а не из кирпича. Этот дизайн представляет собой значительный сдвиг в стиле более ранних минаретов Ифрикиян. [2] : 208–209  [1] Этот минарет также повлиял на дизайн более поздних тунисских минаретов. [10] [7]

Молитвенный зал мечети аль-Хава в Тунисе (13 век)

Другие фундаменты периода Хафсидов в Тунисе включают мечеть аль-Хава (13 век), мечеть Халик (1375 г.) и мечеть Баб аль-Аквас (15 век). [6] Хафсиды также отремонтировали старую мечеть Зайтуна в Тунисе. [2] : 209  Среди других работ, первый засвидетельствованный минарет мечети был построен под патронажем Хафсидов в 1438–1439 годах. [11] [12] Его внешний вид известен по старым фотографиям: он имел кубовидную форму, как и другие современные минареты региона, и был увенчан аркадной галереей и многоугольной башенкой или фонарем на вершине. [2] : 225  В период с октября 1448 по август 1450 года для омовения зал Мидат ас-Султан через дорогу перед мечетью был построен , приписываемый покровительству Абу Амра Усмана . Зал примечателен черно-белой мраморной отделкой. Двухцветная мраморная облицовка выложена полосатым узором вокруг глухих арок зала и звездчатыми геометрическими и криволинейными мотивами в других местах. [1]

Баб Лалла Рихана (1293 г.), ворота, добавленные к Великой мечети Кайруана в период Хафсидов.

Хафсиды также провели значительный ремонт старой Великой мечети Кайруана , отремонтировав ее потолок, укрепив стены, а также построив или перестроив двое входных ворот в 1293 году. Двое ворот - это Баб аль-Ма («Ворота воды»). на западной стороне и Баб Лалла Рихана («Ворота леди Рианы», названные в честь похороненной неподалеку благочестивой женщины) на восточной стороне. [2] : 209  Баб Лалла Рихана, самые интересные ворота, представляют собой выступающий портал, который, возможно, был вдохновлен выступающим входом в Великую мечеть Махдии 10-го века . Его ребристый купол похож на другие старые купола мечети, а подковообразные арки, зубцы , слепая аркада и резные арабески из гипса похожи на стили западного Магриби или Андалусии. [1]

Внутренний двор медресе аль-Мунтасирия (1437 г.)

Хафсиды также открыли первые медресе в регионе , начиная с медресе аль-Шаммая, построенного в Тунисе в 1238 году. [7] [2] : 209  (или в 1249 году по некоторым источникам [3] : 296  [9] ). Это здание было капитально отремонтировано в 17 веке, и его первоначальное убранство не сохранилось. Он был построен на участке неправильной прямоугольной формы недалеко от мечети Зайтуна. С улицы лестница поднимается к входу, откуда изогнутый проход ведет в центральный скверный двор. Во дворе, напротив входа, находится небольшой сводчатый молельный зал. В середине двух других сторон двора находятся сводчатые помещения, в которые можно попасть через большие арки, которые, вероятно, были классами. Существует второй этаж с галереей вокруг двора, ведущей к 19 небольшим комнатам, в которых размещались студенты. Второй, более крупный молитвенный зал также находится на верхнем этаже, прямо над молитвенным залом первого этажа. [13] [2] : 211  Планировка, в которой вход и основные помещения первого этажа выровнены симметрично двум центральным осям здания, возможно, была вдохновлена ​​планировкой медресе в Египте или на востоке. Это также напоминает планировку традиционных домов в медине Туниса. [2] : 211  и это здание могло быть бывшим домом, который был переоборудован и переоборудован в медресе. [8]

За основанием медресе аль-Шаммийя последовали многие другие (почти все в Тунисе), в том числе медресе аль-Хава (основанное в 1250-х годах), медресе аль-Маридия (1282 г.) и Медресе аль-Ункия (1341 г.). [2] : 211  Однако многие из этих ранних медресе плохо сохранились или были значительно изменены за столетия, прошедшие с момента их основания. [2] : 209–211  [14] Медресе аль-Мунтасирия , построенное в 1437 году, является одним из наиболее хорошо сохранившихся медресе периода Хафсидов. [2] : 211  Похожий по планировке на аль-Шаммийю, он имеет центральный прямоугольный двор с углублением, открывающимся в середине каждой стороны двора. Одна ниша ведет ко входу, другая напротив нее — к девятипролетному (девятикупольному) молитвенному залу, а другая — к классной комнате, последняя из которых сейчас разрушена. Верхний этаж, если он был, не сохранился. [8] [2] : 211  Эта планировка, по-видимому, вдохновлена ​​классической планировкой из четырех айванов, встречающейся в медресе Ближнего Востока, возможно, из-за влияния мамлюков. [8]

Двор дворца Абделия в Ла-Марсе , построенного в 1500 году.

Из царских дворцов Хафсидов почти ничего не сохранилось до наших дней, хотя некоторые письменные описания предоставлены такими писателями-историками, как Ибн Халдун . В этих источниках описаны разнообразные дворцы и сады, многие из которых построены на окраинах или пригородах Туниса. Одним из таких сооружений был Куббат Асарак , большой павильон с широкой лестницей у входа, построенный аль-Мустансиром в 1253 году. [8] [2] : 211–212  Другой дворец, построенный тем же правителем, дворец Абу Фихр, описывался как огороженный сад с большим водным бассейном, окруженным двумя павильонами с мраморными колоннами и деревянными крышами. Водные элементы были характерны для более ранних дворцов Ифрикиана, в то время как два павильона, по-видимому, являются общей особенностью архитектуры Андалузии и Западного Магриби той же эпохи, возможно, происхождения Альмохадов. [2] : 212  [8] Еще один дворец, построенный аль-Мустансиром, Рас-ат-Табия, был описан более поздним фламандским писателем как имеющий четыре здания, расположенные крестообразно вокруг внутреннего двора, вымощенного разноцветной плиткой. Фонтан в центре двора питал четыре бассейна вокруг него. [8] Эта конфигурация была похожа на сад риада и напоминает планировку более позднего дворца Бади в Марракеше . [3] : 312  Сводчатый подземный переход позволял женщинам гарема путешествовать в парк в частном порядке. [8] Дворец Бардо (сегодня национальный музей) также был заложен Хафсидами в 15 веке. [6] и впервые упоминается в исторических записях во время правления Абу Фариса. [2] : 208  Все эти экземпляры были построены на окраине Туниса. [8]

Последним сохранившимся сооружением Хафсидов является дворец Абделия в современной Ла-Марсе (на побережье недалеко от Туниса), который является единственным дворцом Хафсидов, сохранившимся в любой форме. Первоначально он был построен в 1500 году, но может даже содержать некоторые более старые фундаменты Альмохадов. В более поздние периоды он был значительно отреставрирован и поэтому не сохранил ничего своего первоначального декора, за исключением капителей колонн. Возможно, он служил своего рода приморским убежищем для правителей Хафсидов и, вероятно, располагался среди садов. [2] : 212–213  Это было одно из трех стоявших здесь зданий, но два других здания не сохранились. [7] Вход в здание осуществляется через трехарочный портик и включает в себя большой прямоугольный двор с двумя портиками, обращенными друг к другу с обеих сторон. Двор окружен куполообразными или сводчатыми палатами. Один из портиков внутреннего двора ведет к большой Т-образной приемной ( мак'ад ), включая куполообразную зону сзади, выступающую наружу от остальной части здания. Наличие множества окон, что было необычно для обычно замкнутой домашней архитектуры той эпохи, скорее всего, позволяло лучше наслаждаться садовой обстановкой. [2] : 212–213 

Мавзолеи и завии

[ редактировать ]
Мавзолей Сиди Касима аль-Джализи (ок. 1496 г.), вид со двора.
Интерьер мавзолея с сочетанием лепнины, плитки и мраморного декора.

Завияс, суфийские религиозные комплексы, обычно связанные с гробницей, начали появляться в Ифрикии в 14 веке, возможно, переняв традицию, уже существовавшую на западе. Они обеспечивали обучение и размещение паломников к могиле основателя, а также оказывали другие общественные услуги. [8] Одним из примеров является Завия Сиди Абид аль-Гариани в Кайруане, основанная и начатая в 1324 году Мухаммадом аль-Джадиди, выдающимся местным мусульманским юристом , который позже умер в Мекке . Его ученик, Абу Самир Абид аль-Гариани, продолжил преподавание в завии после него и был похоронен здесь в 1402 году. [15] Добавление его могилы завершило первоначальную постройку комплекса. [8] но с тех пор он претерпел несколько реконструкций. [7] Один из более поздних султанов Хафсидов, Мулай Хасан , был похоронен рядом с аль-Гариани в камере мавзолея. [7] Другим примером такого рода комплекса является Завия Сиди Бен Арус в Тунисе, основанная в 1490 году. [8]

Мавзолей Сиди Касима аль-Джализи в пригороде к западу от Туниса был построен в конце 15 века (около 1496 г.) и основан Сиди Касимом аль-Джализи (ум. 1496), -зеллиджем мастером андалусского происхождения, который был похоронен здесь после своей смерти. Несмотря на то, что в последующие века главная камера мавзолея была расширена, она все еще относится к периоду Хафсидов и демонстрирует смешение стилей, характерное для этого периода. [1] Вместо традиционного свода или сферического купола помещение покрыто пирамидальной деревянной крышей с зеленой черепицей снаружи, типичной для современных зданий дальше на запад в Марокко и Аль-Андалусе . Интерьер зала украшен несколькими элементами, также характерными для архитектуры западного региона, в том числе резной лепниной на верхних стенах, цветочными капителями и плиткой куэрда сека в нише михраба и нижних стенах, которые кажутся местной интерпретацией испано-мавританского стиля. . [1] [2] : 227–228  С другой стороны, зал также украшен мраморным декором на стенах, колоннах и вокруг обрамления арок, который, по-видимому, находится под влиянием архитектуры Айюбидов и мамлюков, расположенных дальше на востоке. [1]

Укрепления

[ редактировать ]
Баб Джедид в Тунисе (1276 г.)

Города Туниса часто были укреплены от атак извне. Хафсиды укрепили Тунис и Кайруан и отремонтировали стены Сусса и Сфакса . [8] Многие из городских стен, сохранившихся до наших дней, были позже построены или перестроены в период Османской империи. [3] : 481–482  Многие из них с тех пор были в значительной степени демонтированы, в том числе и в Тунисе. только одни из семи бывших городских ворот Туниса — Баб-Джедид Сегодня сохранились («Новые ворота»). Первоначально он был открыт в 1276 году, чтобы связать старый город с южным пригородом, который разросся в результате развития близлежащей Касбы Туниса. [7] Арочный проем ворот сохранился и сегодня, но изначально с обеих сторон его должны были окружать оборонительные башни. Внутри ворот есть изогнутый проход , который несколько раз поворачивается, чтобы замедлить атакующих. Часть прохода открыта небу, что позволяет защитникам бросать снаряды в любых нападающих сверху, а остальная часть прохода перекрыта паховыми сводами . [7]

Рынки и другие общественные работы

[ редактировать ]

Хафсиды отремонтировали и расширили крытый рынок (базар) в старом городе Туниса в 13 и 14 веках. Одной из таких крытых рыночных улиц является Сук аль-Аттарин («Рынок парфюмеров»), которая примыкает к мечети Зайтуна в центре города и состоит из трех улиц, покрытых кирпичными цилиндрическими сводами . [8] Хафсиды также улучшили водопровод. [2] : 208  и построили хаммамы ( общественные бани ) и больницы . [8]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Даулатли, Абдельазиз (2021). «Афсидская архитектура» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN  9789004161658 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла.
  4. ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
  5. ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748646821 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Тунис». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN  9783902782199 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VI ок. 1250–1500 гг.; D. Западные исламские земли». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Хафсид». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  10. ^ «Кантара – Великая мечеть Касабы» . www.qantara-med.org . Проверено 2 декабря 2020 г.
  11. ^ Чатер, Халифа (2002). «Зайтуна». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. XI. Брилл. стр. 488–490. ISBN  9789004161214 .
  12. ^ Ламин, Сихем (2018). «Зайтуна: мечеть мятежного города». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 269–293. ISBN  978-90-04-35566-8 .
  13. ^ Беджи Бен Мами, Мохамед. «Шаммаия медресе» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 21 декабря 2022 г.
  14. ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Медраса». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета.
  15. ^ «Медрасе и Завия Сиди Абида аль-Гариани» . АрхНет . Проверено 21 декабря 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9ed895dafd867df09058e9a5444b5c3__1713105960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/c3/b9ed895dafd867df09058e9a5444b5c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hafsid architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)