Хафсидская архитектура

Архитектура Хафсидов развивалась под патронажем династии Хафсидов в Ифрикии (примерно современный Тунис ) в период с 13 по 16 века. Развиваясь из более ранних Альмохадов и Ифрикиян, позже он находился под дальнейшим влиянием мамлюкской архитектуры Египта Сирии и традиций и все больше отклонялся от стиля мавританской архитектуры в Аль-Андалусе и западном Магрибе . После окончания правления Хафсидов тенденции этого архитектурного стиля продолжали развиваться и характеризовать тунисскую архитектуру в последующий османский период . [1] [2] : 213
Историческая справка
[ редактировать ]
До периода Хафсидов архитектура Альмохадов – наряду с архитектурой Альморавидов , которые предшествовали им в западном Магрибе – считается одним из наиболее формирующих этапов «мавританской» или западной исламской архитектуры , устанавливающей многие формы и мотивы. которые определили архитектурные стили региона в последующие века. [3] [4] [5] : 276 Ифрикия находилась далеко от главной столицы Альмохадов в Марракеше (на территории современного Марокко ), и сами Альмохады не оставили здесь значительных памятников. Однако они сделали Тунис региональной столицей своих территорий в Ифрикии и установили городскую касбу (цитадель) в качестве своего правительственного центра. [6] [7] Ифрикия также имела свою давнюю традицию западной исламской архитектуры, которая развивалась при более ранних Аглабидах (9 век), Фатимидах (10 век) и Зиридах (10-12 века), которые, в свою очередь, повлияли на архитектуру Хафсидов. [8] [9]
Хафсиды были ветвью правящего класса Альмохадов, провозгласившей свою независимость от Альмохадов в 1229 году, когда состояние Альмохадов на западе уменьшалось. Они создали собственное государство, которое стало контролировать большую часть Ифрикии и некоторые прилегающие регионы. Они также были выдающимися строителями, особенно во времена правления успешных лидеров, хотя не многие из их памятников сохранились в первозданном виде до наших дней. Хотя Кайруан оставался важным религиозным центром, Тунис остался столицей и постепенно превратился в главный город региона и главный центр культуры и архитектурного покровительства. [2] : 208 Правление Абу Закарии (годы правления 1229–1249), первого правителя Хафсидов, было периодом роста и значительной строительной деятельности. В 13 веке экономика расширилась, отчасти благодаря растущей торговле с современной Францией и Италией. [2] : 208 Иммигранты и беженцы из Андалусии, спасаясь от наступления Реконкисты в Аль -Андалусе (на Пиренейском полуострове ), также в больших количествах иммигрировали в Ифрикию в период Хафсидов, внося свое влияние в искусство и культуру региона. [8] [2] : 208 За смертью Абу Закарии последовало почти столетие политической слабости и конфликтов. [2] : 208 хотя его сын аль-Мустансир (годы правления 1249–1277) известен строительством множества богатых дворцов. [8] В середине 14 века даже удалось Маринидам Марокко ненадолго захватить Ифрикию на несколько лет. [2] : 208
Богатство и мощь государства Хафсидов возродились только в конце 14 века, во времена правления Абу'л Аббаса (годы правления 1370–1394) и Абу Фариса (годы правления 1394–1434). Абу Фарис, в частности, спонсировал или поощрял строительство новых религиозных памятников, дворцов и крепостей, а также ремонт старых памятников и инфраструктуры. Его внук Абу Амр Усман (годы правления 1435–1488) улучшил и расширил системы водоснабжения и спонсировал строительство завий ( суфийских религиозных комплексов). [2] : 208 После смерти Усмана проблемы правлению Хафсидов усилились по нескольким направлениям, включая арабские племена, попытки испанской экспансии в Северной Африке и растущее османское присутствие на востоке и западе. Правление Хафсидов было окончательно прекращено в 1574 году, когда Ифрикия стала провинцией Османской империи . [2] : 208
Общие характеристики
[ редактировать ]В отличие от мавританской архитектуры дальше на запад, в Магрибе и Аль-Андалусе, архитектура Хафсидов была построена в основном из камня (а не из кирпича или сырцового кирпича ), и в ней использовались каменные своды, что не характерно для более западных традиций, и использовались полукруглые арки. а не типичные подковообразные арки запада. Более широкое использование камня и меньшее использование дерева, вероятно, отражало давнюю и непрерывную традицию обработки камня в регионе со времен античности , сохранившиеся многие римские руины и, возможно, более короткие поставки древесины. [2] : 208 Сохранившиеся памятники Хафсидам также, по-видимому, имеют меньше украшений, чем памятники на западе, хотя историк искусства Джонатан Блум отмечает, что это наблюдение может быть результатом того, что украшения Хафсидов просто не сохранились до наших дней. [2] : 208 Использование двухцветного (темного и белого) мрамора или каменной кладки является отличительной особенностью архитектуры Хафсидов, на которую, вероятно, повлияли культурные контакты с современным Египтом, который находился под Айюбидов , а затем мамлюков властью . Еще одним отличительным элементом является использование каменных капителей того типа, который произошел от капителей, украшенных акантом в древности. [9]
В результате этих и других различий архитектура Хафсидов развивалась в направлениях, которые все больше отклонялись от архитектурных тенденций дальше на запад. [2] : 213 Историк искусства Абдельазиз Даулатли выделяет два основных периода важной архитектурной деятельности при Хафсидах, соответствующих двум периодам политической и экономической власти Хафсидов. Первый, относящийся к 13 веку, характеризуется относительно большим влиянием художественных стилей Альмохадов (Магриби) и Андалузии с запада. Второй, XV век, характеризуется большим влиянием мамлюкской архитектуры на восток. [1]
Основные памятники и события
[ редактировать ]Мечети
[ редактировать ]
Мечеть Касба в Тунисе была одним из первых сооружений этого периода, построенным по заказу Абу Закарии (первого независимого правителя Хафсидов) в начале его правления, в 1231 году. [1] Планировка ее имела заметные отличия от предыдущих мечетей периода Альмохадов: молитвенный зал длиннее, чем ширина, вместо плоского деревянного потолка он покрыт крестовыми сводами, двора нет. Большая часть мечети была значительно отремонтирована после периода Хафсидов. [2] : 208–209 Хорошо украшенный михраб (ниша, символизирующая киблу ) является центром внутреннего убранства, а верхняя часть михраба сегодня все еще датируется периодом Хафсидов. Он включает в себя арабскую надпись со стихами Корана и деталями фундамента мечети, украшенной богатыми арабесками в стиле Альмохадов и Андалусии. Пространство перед михрабом покрыто замысловатым куполом мукарнаса , непохожим ни на один другой в Ифрикии, стиль которого снова напоминает архитектуру дальше на запад. [1] Минарет , также построенный в 1233 году, явно выполнен в стиле Альмохадов и очень похож на минарет более ранней мечети Касба в Марракеше. Как и последний, его фасады украшены мотивом себки , но здесь он отличается тем, что выполнен из камня, а не из кирпича. Этот дизайн представляет собой значительный сдвиг в стиле более ранних минаретов Ифрикиян. [2] : 208–209 [1] Этот минарет также повлиял на дизайн более поздних тунисских минаретов. [10] [7]

Другие фундаменты периода Хафсидов в Тунисе включают мечеть аль-Хава (13 век), мечеть Халик (1375 г.) и мечеть Баб аль-Аквас (15 век). [6] Хафсиды также отремонтировали старую мечеть Зайтуна в Тунисе. [2] : 209 Среди других работ, первый засвидетельствованный минарет мечети был построен под патронажем Хафсидов в 1438–1439 годах. [11] [12] Его внешний вид известен по старым фотографиям: он имел кубовидную форму, как и другие современные минареты региона, и был увенчан аркадной галереей и многоугольной башенкой или фонарем на вершине. [2] : 225 В период с октября 1448 по август 1450 года для омовения зал Мидат ас-Султан через дорогу перед мечетью был построен , приписываемый покровительству Абу Амра Усмана . Зал примечателен черно-белой мраморной отделкой. Двухцветная мраморная облицовка выложена полосатым узором вокруг глухих арок зала и звездчатыми геометрическими и криволинейными мотивами в других местах. [1]

Хафсиды также провели значительный ремонт старой Великой мечети Кайруана , отремонтировав ее потолок, укрепив стены, а также построив или перестроив двое входных ворот в 1293 году. Двое ворот - это Баб аль-Ма («Ворота воды»). на западной стороне и Баб Лалла Рихана («Ворота леди Рианы», названные в честь похороненной неподалеку благочестивой женщины) на восточной стороне. [2] : 209 Баб Лалла Рихана, самые интересные ворота, представляют собой выступающий портал, который, возможно, был вдохновлен выступающим входом в Великую мечеть Махдии 10-го века . Его ребристый купол похож на другие старые купола мечети, а подковообразные арки, зубцы , слепая аркада и резные арабески из гипса похожи на стили западного Магриби или Андалусии. [1]
Медресе
[ редактировать ]
Хафсиды также открыли первые медресе в регионе , начиная с медресе аль-Шаммая, построенного в Тунисе в 1238 году. [7] [2] : 209 (или в 1249 году по некоторым источникам [3] : 296 [9] ). Это здание было капитально отремонтировано в 17 веке, и его первоначальное убранство не сохранилось. Он был построен на участке неправильной прямоугольной формы недалеко от мечети Зайтуна. С улицы лестница поднимается к входу, откуда изогнутый проход ведет в центральный скверный двор. Во дворе, напротив входа, находится небольшой сводчатый молельный зал. В середине двух других сторон двора находятся сводчатые помещения, в которые можно попасть через большие арки, которые, вероятно, были классами. Существует второй этаж с галереей вокруг двора, ведущей к 19 небольшим комнатам, в которых размещались студенты. Второй, более крупный молитвенный зал также находится на верхнем этаже, прямо над молитвенным залом первого этажа. [13] [2] : 211 Планировка, в которой вход и основные помещения первого этажа выровнены симметрично двум центральным осям здания, возможно, была вдохновлена планировкой медресе в Египте или на востоке. Это также напоминает планировку традиционных домов в медине Туниса. [2] : 211 и это здание могло быть бывшим домом, который был переоборудован и переоборудован в медресе. [8]
За основанием медресе аль-Шаммийя последовали многие другие (почти все в Тунисе), в том числе медресе аль-Хава (основанное в 1250-х годах), медресе аль-Маридия (1282 г.) и Медресе аль-Ункия (1341 г.). [2] : 211 Однако многие из этих ранних медресе плохо сохранились или были значительно изменены за столетия, прошедшие с момента их основания. [2] : 209–211 [14] Медресе аль-Мунтасирия , построенное в 1437 году, является одним из наиболее хорошо сохранившихся медресе периода Хафсидов. [2] : 211 Похожий по планировке на аль-Шаммийю, он имеет центральный прямоугольный двор с углублением, открывающимся в середине каждой стороны двора. Одна ниша ведет ко входу, другая напротив нее — к девятипролетному (девятикупольному) молитвенному залу, а другая — к классной комнате, последняя из которых сейчас разрушена. Верхний этаж, если он был, не сохранился. [8] [2] : 211 Эта планировка, по-видимому, вдохновлена классической планировкой из четырех айванов, встречающейся в медресе Ближнего Востока, возможно, из-за влияния мамлюков. [8]
Дворцы
[ редактировать ]
Из царских дворцов Хафсидов почти ничего не сохранилось до наших дней, хотя некоторые письменные описания предоставлены такими писателями-историками, как Ибн Халдун . В этих источниках описаны разнообразные дворцы и сады, многие из которых построены на окраинах или пригородах Туниса. Одним из таких сооружений был Куббат Асарак , большой павильон с широкой лестницей у входа, построенный аль-Мустансиром в 1253 году. [8] [2] : 211–212 Другой дворец, построенный тем же правителем, дворец Абу Фихр, описывался как огороженный сад с большим водным бассейном, окруженным двумя павильонами с мраморными колоннами и деревянными крышами. Водные элементы были характерны для более ранних дворцов Ифрикиана, в то время как два павильона, по-видимому, являются общей особенностью архитектуры Андалузии и Западного Магриби той же эпохи, возможно, происхождения Альмохадов. [2] : 212 [8] Еще один дворец, построенный аль-Мустансиром, Рас-ат-Табия, был описан более поздним фламандским писателем как имеющий четыре здания, расположенные крестообразно вокруг внутреннего двора, вымощенного разноцветной плиткой. Фонтан в центре двора питал четыре бассейна вокруг него. [8] Эта конфигурация была похожа на сад риада и напоминает планировку более позднего дворца Бади в Марракеше . [3] : 312 Сводчатый подземный переход позволял женщинам гарема путешествовать в парк в частном порядке. [8] Дворец Бардо (сегодня национальный музей) также был заложен Хафсидами в 15 веке. [6] и впервые упоминается в исторических записях во время правления Абу Фариса. [2] : 208 Все эти экземпляры были построены на окраине Туниса. [8]
Последним сохранившимся сооружением Хафсидов является дворец Абделия в современной Ла-Марсе (на побережье недалеко от Туниса), который является единственным дворцом Хафсидов, сохранившимся в любой форме. Первоначально он был построен в 1500 году, но может даже содержать некоторые более старые фундаменты Альмохадов. В более поздние периоды он был значительно отреставрирован и поэтому не сохранил ничего своего первоначального декора, за исключением капителей колонн. Возможно, он служил своего рода приморским убежищем для правителей Хафсидов и, вероятно, располагался среди садов. [2] : 212–213 Это было одно из трех стоявших здесь зданий, но два других здания не сохранились. [7] Вход в здание осуществляется через трехарочный портик и включает в себя большой прямоугольный двор с двумя портиками, обращенными друг к другу с обеих сторон. Двор окружен куполообразными или сводчатыми палатами. Один из портиков внутреннего двора ведет к большой Т-образной приемной ( мак'ад ), включая куполообразную зону сзади, выступающую наружу от остальной части здания. Наличие множества окон, что было необычно для обычно замкнутой домашней архитектуры той эпохи, скорее всего, позволяло лучше наслаждаться садовой обстановкой. [2] : 212–213
Мавзолеи и завии
[ редактировать ]Завияс, суфийские религиозные комплексы, обычно связанные с гробницей, начали появляться в Ифрикии в 14 веке, возможно, переняв традицию, уже существовавшую на западе. Они обеспечивали обучение и размещение паломников к могиле основателя, а также оказывали другие общественные услуги. [8] Одним из примеров является Завия Сиди Абид аль-Гариани в Кайруане, основанная и начатая в 1324 году Мухаммадом аль-Джадиди, выдающимся местным мусульманским юристом , который позже умер в Мекке . Его ученик, Абу Самир Абид аль-Гариани, продолжил преподавание в завии после него и был похоронен здесь в 1402 году. [15] Добавление его могилы завершило первоначальную постройку комплекса. [8] но с тех пор он претерпел несколько реконструкций. [7] Один из более поздних султанов Хафсидов, Мулай Хасан , был похоронен рядом с аль-Гариани в камере мавзолея. [7] Другим примером такого рода комплекса является Завия Сиди Бен Арус в Тунисе, основанная в 1490 году. [8]
Мавзолей Сиди Касима аль-Джализи в пригороде к западу от Туниса был построен в конце 15 века (около 1496 г.) и основан Сиди Касимом аль-Джализи (ум. 1496), -зеллиджем мастером андалусского происхождения, который был похоронен здесь после своей смерти. Несмотря на то, что в последующие века главная камера мавзолея была расширена, она все еще относится к периоду Хафсидов и демонстрирует смешение стилей, характерное для этого периода. [1] Вместо традиционного свода или сферического купола помещение покрыто пирамидальной деревянной крышей с зеленой черепицей снаружи, типичной для современных зданий дальше на запад в Марокко и Аль-Андалусе . Интерьер зала украшен несколькими элементами, также характерными для архитектуры западного региона, в том числе резной лепниной на верхних стенах, цветочными капителями и плиткой куэрда сека в нише михраба и нижних стенах, которые кажутся местной интерпретацией испано-мавританского стиля. . [1] [2] : 227–228 С другой стороны, зал также украшен мраморным декором на стенах, колоннах и вокруг обрамления арок, который, по-видимому, находится под влиянием архитектуры Айюбидов и мамлюков, расположенных дальше на востоке. [1]
Укрепления
[ редактировать ]
Города Туниса часто были укреплены от атак извне. Хафсиды укрепили Тунис и Кайруан и отремонтировали стены Сусса и Сфакса . [8] Многие из городских стен, сохранившихся до наших дней, были позже построены или перестроены в период Османской империи. [3] : 481–482 Многие из них с тех пор были в значительной степени демонтированы, в том числе и в Тунисе. только одни из семи бывших городских ворот Туниса — Баб-Джедид Сегодня сохранились («Новые ворота»). Первоначально он был открыт в 1276 году, чтобы связать старый город с южным пригородом, который разросся в результате развития близлежащей Касбы Туниса. [7] Арочный проем ворот сохранился и сегодня, но изначально с обеих сторон его должны были окружать оборонительные башни. Внутри ворот есть изогнутый проход , который несколько раз поворачивается, чтобы замедлить атакующих. Часть прохода открыта небу, что позволяет защитникам бросать снаряды в любых нападающих сверху, а остальная часть прохода перекрыта паховыми сводами . [7]
Рынки и другие общественные работы
[ редактировать ]Хафсиды отремонтировали и расширили крытый рынок (базар) в старом городе Туниса в 13 и 14 веках. Одной из таких крытых рыночных улиц является Сук аль-Аттарин («Рынок парфюмеров»), которая примыкает к мечети Зайтуна в центре города и состоит из трех улиц, покрытых кирпичными цилиндрическими сводами . [8] Хафсиды также улучшили водопровод. [2] : 208 и построили хаммамы ( общественные бани ) и больницы . [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Даулатли, Абдельазиз (2021). «Афсидская архитектура» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISBN 9789004161658 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700–1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе (на французском языке). Париж: Графика и ремесла.
- ^ Лосось, Ксавье (2018). Альморавид и Альмохад Марокко: Архитектура и украшения во времена завоевателей, 1055-1269 гг . Париж: ЛиенАрт.
- ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748646821 .
- ^ Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Тунис». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Биноус, Джамиля; Баклути, Насер; Бен Танфус, Азиза; Бутераа, Кадри; Рамма, Мурад; Зуари, Али (2002). Ифрикия: Тринадцать веков искусства и архитектуры в Тунисе (2-е изд.). Музей без границ, MWNF. ISBN 9783902782199 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Архитектура; VI ок. 1250–1500 гг.; D. Западные исламские земли». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Хафсид». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ «Кантара – Великая мечеть Касабы» . www.qantara-med.org . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Чатер, Халифа (2002). «Зайтуна». В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том. XI. Брилл. стр. 488–490. ISBN 9789004161214 .
- ^ Ламин, Сихем (2018). «Зайтуна: мечеть мятежного города». В Андерсоне, Глэр Д.; Фенвик, Коризанда; Россер-Оуэн, Мариам (ред.). Аглабиды и их соседи: искусство и материальная культура в Северной Африке девятого века . Брилл. стр. 269–293. ISBN 978-90-04-35566-8 .
- ^ Беджи Бен Мами, Мохамед. «Шаммаия медресе» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Блум, Джонатан М.; Блер, Шейла С., ред. (2009). «Медраса». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Медрасе и Завия Сиди Абида аль-Гариани» . АрхНет . Проверено 21 декабря 2022 г.