Абу Абдулла Мухаммад аль-Хасан
Абу Абдулла Мухаммад аль-Хасан | |
---|---|
![]() | |
Халиф Хафсидов султаната | |
Царствование | 1526–1543 |
Предшественник | Абу Абдаллах Мухаммад IV аль-Мутаваккиль |
Преемник | Абу аль-Аббас Ахмад III |
Рожденный | Неизвестная дата |
Умер | 1543 Хафсидский султанат |
Династия | Хафсиды |
Религия | ислам |
Абу Абдаллах Мухаммад Валь-Хасан ( араб . Абу Абдулла Мухаммад аль-Хасан ), которого в трудах XVI века часто называли «Мулай Хасан», а иногда и «Мулассы», был хафсидским халифом Туниса с 1526 по 1543 год. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Борьба за преемственность
[ редактировать ]Его отец Абу Абдаллах Мухаммад IV аль-Мутаваккиль изначально намеревался, чтобы его старший сын стал его преемником, но его жена уговорила его назвать вместо этого Абу Абдаллу Мухаммада. Как только он пришел к власти, Абу Абдаллах Мухаммад приказал казнить большинство своих братьев и других членов семьи, хотя его брат Рашид смог бежать в Алжир , где он укрылся у Хайреддина Барбароссы . [ 3 ] [ 4 ] В 1531 году Абу Абдаллах Мухаммад отправил посольство к Сулейману Великолепному в попытке заручиться поддержкой Османской империи против Хайреддина Барбароссы, но оно не было встречено дружеским приемом, и османский правитель немедленно приказал Хайреддину захватить Тунис. [ 5 ]
Вторжение 1534 года
[ редактировать ]19 августа 1534 года Барбаросса с флотом бросил якорь в Ла-Гулетте и объявил, что прибыл, чтобы восстановить Рашида на троне. Как только жители Туниса узнали об этой новости, они штурмовали дворцы Абу Абдаллы Мухаммада, который едва успел бежать. Затем делегация знатных людей отправилась в Ла-Гулетт, чтобы принять Рашида, но Барбаросса высадил 9000 человек, захватил Касбу и провозгласил Сулеймана Великолепного законным правителем Туниса. [ 3 ]
Затем Абу Абдаллах Мухаммад обратился за помощью к императору Карлу V, чтобы вернуть себе трон. Карл, опасаясь увеличения атак корсаров на побережья Испании и Италии, снарядил флот из 400 судов под командованием Андреа Дориа , чтобы вернуть Тунис, и сам возглавил кампанию. [ 6 ] [ 7 ]
Вторжение 1535 года и зависимость от Испании
[ редактировать ]Христианским силам удалось изгнать Хайреддина, и он бежал обратно в Алжир. Абу Абдаллах Мухаммад был восстановлен на троне. Он был обязан подписать договор от 5 августа 1535 года, признавая, что он носит корону как вассал Испании, и соглашаясь оплатить расходы на испанский гарнизон в Ла-Гулетте, а также регулярную дань. [ 8 ] [ 9 ]
В 1537 году ряд тунисских городов, в том числе Сус и Кайруан, восстали против Абу Абдаллы Мухаммеда. Новое обращение к Карлу V привело к появлению войск из Сицилии, которым, однако, не удалось подавить восстание. В 1539 году новый флот под командованием Андреа Дориа вернул под власть халифа ряд мятежных городов, в том числе Келибию , Сфакс , Сус и Монастир , где остался испанский гарнизон. Как только этот гарнизон был выведен в 1540 году, прибрежные города снова восстали, и на этот раз они оказались под защитой Драгута . [ 8 ]
Свержение и изгнание
[ редактировать ]В 1542 году Абу Абдаллах Мухаммад отправился в Италию, намереваясь собрать оружие и боеприпасы. Во время его отсутствия его сын Ахмад восстал, заявив, что его отец намеревается стать христианином и передать страну испанцам. Абу Абдаллах Мухаммад вернулся в Тунис в компании наемника Джованни Баттисты Лофреди, но был схвачен Ахмадом. Став перед выбором между казнью и ослеплением, он выбрал ослепление и отправился в ссылку. [ 10 ]
Проведя несколько лет в Неаполе и Сицилии, в 1548 году Абу Абдаллах Мухаммад отправился в Аугсбург, чтобы встретиться с Карлом V, и его также принял Папа Павел III . Он умер во время новой экспедиции с Андреа Дориа по взятию Махдии в 1549 году. [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Благодаря своей яркой жизни, связям с христианскими правителями и пребыванию в изгнании в Европе Абу Абдаллах Мухаммад был хорошо известен европейским историкам своего времени и последующих периодов. [ 11 ] О нем рассказывали различные анекдоты, многие из которых были апокрифическими, подчеркивающими его моральные недостатки. Его жизнь была описана в таких работах, как «Всеобщая история турок» Ричарда Ноллеса , где он описывался как «человек ненасытной алчности, неудержимой похоти, ужасной жестокости, ненавидевший как Бога, так и людей; который предательством убил восемнадцать своих братьев или, что еще хуже, жестоко выжег им глаза, и царствует настолько один, что не оставил ему ни родственника, ни друга». [ 12 ]
Ноллес также перевел еще одно произведение, в котором он упоминался, «Шесть книг общего блага» Жана Бодена, который спросил: «А почему в наше время Мулеасы были изгнаны из своего королевства и так потеряли свое имение, если не за невоздержанность?» и, тем не менее, он был так утоплен в наслаждениях, как тот, кто возвращался из Германии, без надежды, что император Карл Пятый (которому он больше всего доверял) окажет ему какую-либо помощь, и был изгнан, поскольку он был вне своего короля И все же он потратил сто экю на выделку одного павлина, как сообщает Павел Иуй ... но таков был суд Божий над ним, что по наставлению своих сыновей ему удалось вернуть глаза из него раскаленным железным стволом, постепенно высушивая их соки, а также лишив его царства». [ 13 ]
В 1607 или 1608 году в Лондоне была поставлена пьеса, написанная Джоном Мейсоном под названием « Превосходная трагедия о Муллессе Турке и Борджиа, губернаторе Флоренции» . Одноименный персонаж, возможно, был создан на основе характеристик, которыми, как утверждается, обладал исторический Абу Абдаллах Мухаммад, но сюжет не имеет никакого отношения к его жизни. [ 14 ]
Существует нарисованный портрет «Турка Мулеасса» работы итальянского художника 17-го века, который называет его «королем Туниса». [ 15 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дель Мармол Карвахаль, Луис, Бен Милед, Мика (2007) История последних королей Туниса éditions cartaginoiseries, Тунис
- Эркоч, Седра (2016) «Целая и непрерывная история»: Общая история в Англии начала семнадцатого века, с конкретной ссылкой на «Всеобщую историю турок» Ричарда Нолла и его покровителя Питера Манвуда Билкентского университета
- Гонсалес Куэрва, Рубен (2020) ДРУЗЬЯ НЕВЕРНЫЕ: КАРЛ V, МУЛАЙ ХАСАН И ТЕАТР ВЕЛИЧЕСТВА Средиземноморье - историческое исследование - XVII год
- Ингрэм, Андерс, (2009) Английская литература о турках-османах в шестнадцатом и семнадцатом веках , Даремские диссертации, Даремский университет
- Лоухичи, Сумайя (2007) Отношения между центральной властью Османской империи и провинцией Тунис в XVI и XVII веках Тюбингенский университет Эберхарда Карлса
- Шмитц-фон Ледебур, Катя (2019) Император Карл V захватывает Тунис: уникальный набор карикатур на гобеленах » в Studia Bruxellae 2019–1 (№ 13)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Илахиане, Сайн (2006). Исторический словарь берберов (Имазиген) . Лэнхэм Мэриленд: The Scarecrow Press. п. 156. ИСБН 978-0-8108-5452-9 . Проверено 7 февраля 2021 г.
- ^ Музаффар Хусейн Сайед; Сайед Сауд Ахтар; Б.Д. Усмани (14 сентября 2011 г.). Краткая история ислама . Vij Books India Pvt Ltd. с. 148. ИСБН 978-93-82573-47-0 . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Осса-Ричардсон, Энтони (2016). «Сэр Томас Браун, Паоло Джовио и трагикомедия Мулеасса, короля Туниса» . Исследования по филологии . 113 (3): 673. doi : 10.1353/sip.2016.0017 . JSTOR 43921902 . S2CID 171118037 . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Бернард Луган (2 июня 2016 г.). История Северной Африки: От истоков до наших дней . Издания дю Роше. п. 217. ИСБН 978-2-268-08535-7 . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Бубакер, Садок (2011). Император Карл V и Хафсид Султан Маулай аль-Хасан в: Испанские следы в истории Туниса . Хихон: Ediciones Trea SL. п. 18. ISBN 978-84-9704-612-1 . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Роланд Куртинат (2003). Берберийское пиратство в Средиземноморье: XVI-XIX вв . СЕРР РЕДАКТОР. п. 29. ISBN 978-2-906431-65-2 . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Эдуард Пети (1887). Андре Дориа: адмирал-кондотьер XVI века (1466-1560) . Квантин. стр. 148–156 . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Мюррей (Фирма); Сэр Роберт Ламберт Плейфэр (1895). Справочник для путешественников в Алжире и Тунисе... Дж. Мюррей. стр. 37–8 . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Арман де Фло (1865). Регентство Туниса в девятнадцатом веке . Шаламель Айне. стр. 370–3 . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Боннери, Мэтью (2003). «Человек между двумя мирами: насыщенная событиями жизнь дона Филиппа д'Африка, принца Тунисского (1627-1686)» . Тьемпос Модернис . 8 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Фрэнсис Дельфин (1735 г.). История пятерых Карла Августа до Августа Непобедимого Великого Императора Карла VI (и др.) . Вдова Войгтина п. 407 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Рико, Поль (1687). Турецкая история от зарождения этой нации до роста Османской империи с жизнями и завоеваниями ее принцев и императоров . Лондон: Томас Бассет. п. 431 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Ноллес, Ричард (1606). Шесть книг общего блага . Лондон: Адам Ислип. стр. 416–7 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Мартин Виггинс; Кэтрин Ричардсон (2015). Британская драма, 1533–1642: Каталог . Издательство Оксфордского университета. п. 418. ИСБН 978-0-19-871923-6 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ «Итальянская школа 17 века – Портрет Мулеаса-турка» . lempertz.com . lempertz.com . Проверено 18 февраля 2021 г.