Абу аль-Аббас Ахмад III
Абу аль-Аббас Ахмад III | |
---|---|
Халиф Хафсидов султаната | |
Царствование | 1543–1569 |
Предшественник | Абу Абдулла Мухаммад аль-Хасан |
Преемник | Абу Абдулла Мухаммад VI ибн аль-Хасан |
Рожденный | в. 1500 |
Умер | август 1575 г. Термини Имерезе , Сицилия |
Династия | Хафсиды |
Религия | ислам |
Абу аль-Аббас Ахмад III ( араб . أبو العباس أحمد ), также известный как «Мулай Ахмад» и «Мулай Хамида» или «Мулай Амида» в некоторых итальянских источниках, был хафсидским правителем Ифрикии с 1543 по 1569 год. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Преемственность
[ редактировать ]В 1542 году его отец Абу Абдаллах Мухаммад V аль-Хасан отплыл в Италию, намереваясь собрать оружие и боеприпасы для укрепления своей власти. Во время его отсутствия Ахмад восстал, заявив, что его отец намеревался стать христианином и передать страну испанцам. Абу Абдаллах Мухаммад вернулся в Тунис, но был схвачен Ахмадом. Став перед выбором между казнью и ослеплением, он выбрал ослепление и отправился в ссылку. [ 5 ]
Однако его уход не обеспечил Ахмаду власть. Франсиско де Товар, губернатор крепости Ла-Гулетт, был вовлечен в интриги с целью возвести на трон кандидата от Хафсидов, который бы обеспечивал интересы Испании. Пока Ахмад отсутствовал в Тунисе, он организовал, чтобы брат бывшего халифа Абдельмалик переодетым вошел в касбу и провозгласил себя султаном. Всего тридцать шесть дней спустя он умер от загадочной лихорадки, но не раньше, чем полностью выплатил дань, причитавшуюся Испании по договору с Тунисом, а также 6000 дукатов на содержание испанского гарнизона в Ла-Гулетте. Вслед за этим население Туниса потребовало своим правителем одного из братьев Ахмада, Мухаммеда, которого Товар держал в качестве заложника. Однако вместо этого Товар поместил на трон сына Абдельмалика, которого также звали Мухаммед. Он был мальчиком двенадцати лет. Тем временем Ахмаду удалось укрыться в глубине страны, где ему удалось привлечь на свою сторону арабские племена. В конце концов ему удалось вернуть касбу, и молодой Мухаммед сбежал под защиту Испании. [ 6 ] [ 7 ] : 52 [ 8 ]
Отношения с Испанией и османами
[ редактировать ]Изгнав марионеточных правителей Испании, Ахмад стремился открыть дипломатические инициативы с османами, связавшись с Драгутом и отправив посольство в Стамбул. Он также отказался иметь дело с командиром испанских галер Франсиско де Мендосой. Он блокировал крепость Ла Гулетт, а ее губернатор Товар убеждал императора Карла V восстановить своего отца Хасана. [ 7 ] : 52 В ноябре 1565 года, когда Мальта была в состоянии готовности к нападению Османской империи, вице-король Сицилии дон Гарсиа де Толедо написал Филиппу II Испанскому о своих опасениях по поводу испанского форта в Ла-Гулетте, который, по его словам, «продержится не более двадцати дней». "в случае нападения турецкого флота. «Лучше всего для Ла Гулетта было бы изгнать короля из Туниса и построить в этом городе форт на стороне устья, связанной с Ла Гулеттом, и не было бы другого короля, кроме Вашего Величества, и... я думаю, что что мы могли бы получить от них [то есть жителей Туниса] сумму, необходимую для расходов на содержание двух фортов». [ 9 ]
В 1550 году испанцы напали на Махдию , намереваясь вернуть к власти отца Ахмада Мулая Хасана. План провалился, когда Хасан умер, возможно, отравленный агентами Ахмада. Затем испанцы попытались назначить сына Ахмада губернатором города, но в конечном итоге ушли, чтобы укрепить свои позиции в Ла-Гулетте. Ахмад не мог ни рисковать новым испанским вторжением, ни полагаться на поддержку Османской империи. Он подписал новые договоры о мире и дружбе с Испанией 24 января 1547 г., 5 января 1548 г. и 28 декабря 1550 г. Этот последний договор был заключен сроком на шесть лет, который Карл V согласился продлить 6 июня 1555 г. В августе 1566 г. Ахмад объяснил Дон Санчо де Лейва дилемма, в которой он оказался, «видя себя в такой опасности, что он не осмеливался ни порвать с турками, ни отделиться». от них, потому что, если бы в тот момент, когда он это сделал, испанцы, которые являются его защитниками, положили бы конец перемирию, он очень быстро оказался бы потерянным, а его силы не смогли бы защитить себя от такого количества держав». [ 9 ]
Пока испанцы контролировали Ла-Гулетт и, ненадолго, Махдию, османы укрепляли свои позиции на юге и в центре Туниса. Драгут взял Джербу в 1549 году, Махдию в 1554 году после ухода испанцев, Гафсу в 1556 году и Кайруан в 1558 году. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Османское завоевание и изгнание
[ редактировать ]В 1569 году алжирский паша Улуч Али при поддержке османского султана Селима II решил захватить Тунис. Столкнувшись с этой угрозой, Ахмад обратился к испанскому губернатору Ла Гулетта дону Алонсо Пиментелю за военной помощью. Однако губернатор едва имел достаточно сил для защиты Ла-Гулетта и не мог предоставить в распоряжение султана какие-либо войска. Силы Ахмада потерпели поражение в стычках в Беже и Сиди-Али-эль-Хаттабе. Его войска рассеялись, и он поспешно искал убежища в крепости Ла Гулетт. Улуч Али вошел в Тунис без единого выстрела в декабре 1569 года, но не смог взять Ла Гулетт. [ 12 ] [ 13 ]
В 1573 году испанская армия под командованием дона Хуана Австрийского отвоевала Тунис, но не восстановила Ахмада на троне, поскольку он был слишком непопулярен. Вместо этого испанцы привезли его брата Мули Мухаммеда из Палермо , где он находился в изгнании, и сделали его султаном. Сам Ахмад вместе со своими сыновьями отправился в изгнание в Палермо. [ 9 ] Там ему назначили пенсию в размере 850 эскудо в год. Он умер от чумы в Термини-Имерезе (Сицилия) в 1575 году. [ 14 ]
У Ахмада осталась жена и двое сыновей. Одному из них, по прозвищу «Эль Кохо» («Хромой»), он завещал большую часть своего состояния (восемь тысяч из своих двенадцати тысяч эскудо) из-за желания этого сына вернуться на родину и жить как мусульманин. Другой сын, которого также звали Ахмад (Хамида), жил в Неаполе и хотел креститься. Это разозлило его отца, и он уменьшил свое наследство всего до двух тысяч эскудо (такая же сумма была закреплена за его матерью). В августе 1575 года, через несколько дней после смерти Ахмада, его сын крестился в Неаполе и принял новое имя Карлос де Австрийский, поскольку его крестным отцом был дон Хуан Австрийский. После своей смерти в 1601 году он завещал свое имение монастырю Санта-Мария-ла-Нова в Неаполе. У него был сын Энрике де Австрия, который родился после обращения отца и крестился при рождении. Энрике жил в Неаполе на ежемесячную стипендию в размере 120 эскудо, которая после его смерти перешла к его вдове Луизе де Австрия. [ 15 ] [ 16 ]
Портрет
[ редактировать ]Портрет Мулая Ахмада Рубенса был выполнен около 1609 года, спустя много времени после смерти героя. Он был основан на портрете Яна Корнелиса Вермейена , ныне утерянном и известном по гравюре. Изображение Рубенса идеализировано и экзотично и позже послужило моделью Бальтазара в нескольких изображениях Рубенса «Поклонение волхвов» . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алжирское историческое общество (1879 г.). Африканский обзор . Общество. п. 407 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Алан Дж. Джеймисон (15 февраля 2013 г.). Повелители моря: История берберийских корсаров . Книги реакции. п. 63. ИСБН 978-1-86189-946-0 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Жак ХИРС (15 сентября 2016 г.). Берберийские острова . Площадь Редакции. п. 104. ИСБН 978-2-262-06593-5 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Варриале, Дженнаро (2010). «РЫЦАРИ ЭМИРА: ОБЩИНА РЕБАТТИНА ПО ОБЕИХ СТОРОНАМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ» (PDF) . Эстудис . 36 : 133–158 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Боннери, Мэтью (2003). «Человек между двумя мирами: насыщенная событиями жизнь дона Филиппа д'Африка, принца Тунисского (1627-1686)» . Тьемпос Модернис . 8 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Пуансо, Л.; Лантье, Р. (1930). ГУБЕРНАТОРЫ ГУЛЕТЫ I)УЛЛАН ИСПАНСКАЯ ОККУПАЦИЯ (PDF) . Тунис: Акционерное общество быстрой печати. п. 10 . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бубакер, Садок (2011). Император Карл V и Хафсид Султан Маулай аль-Хасан в: Испанские следы в истории Туниса . Хихон: Ediciones Trea SL. ISBN 978-84-9704-612-1 . Проверено 14 февраля 2021 г.
- ^ Всеобщая история: от начала мира до наших дней . Горчица. 1784.стр. 307–8 . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Броджини, Энн; Газали, Мария (2005). «Испанский вопрос в Средиземноморье: президентство Триполи и Ла Гулетта в 16 веке» . Кризисы, конфликты и войны в Средиземноморье . 1 (70): 87. дои : 10,4000/cdlm.840 . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Луис дель Мармоль Карвахаль; Мика Бен Майлед (2007). История последних королей Туниса: о несчастьях Хафсидов, о захвате Туниса Карлом V, Хейр-эд-Дина Барбароссы, Даргута и других доблестных раисов . Издания Cartaginoiseries. п. 164. ИСБН 978-9973-704-05-4 . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Универсальная энциклопедия (27 октября 2015 г.). Словарь ислама, религии и цивилизации: Словари Universalis . Энциклопедия Универсальная. п. 795. ИСБН 978-2-85229-121-8 . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Лоухичи, Сумайя (2007). «4» (PDF) . Отношения между центральной властью Османской империи и провинцией Тунис в XVI и XVII веках (доктор философии). Тюбингенский университет Эберхарда Карлса . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Универсальная энциклопедия (27 октября 2015 г.). Словарь ислама, религии и цивилизации: Словари Universalis . Энциклопедия Универсальная. п. 795. ИСБН 978-2-85229-121-8 . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Евреи и мусульмане стали видимыми в христианской Иберии и за ее пределами, с 14 по 18 века: другой образ . БРИЛЛ. 06.05.2019. п. 348. ИСБН 978-90-04-39570-1 . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Корралес, Элой Мартин (2020). Мусульмане в Испании, 1492-1814 гг . Брилл. стр. 95–126. ISBN 978-90-04-44376-1 . Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Луис дель Мармоль Карвахаль; Мика Бен Майлед (2007). История последних королей Туниса: о несчастьях Хафсидов, о захвате Туниса Карлом V, Хейр-эд-Дина Барбароссы, Даргута и других доблестных раисов . Издания Cartaginoiseries. п. 164. ИСБН 978-9973-704-05-4 . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ «Мулай Ахмад» . mfa.org . Музей изящных искусств, Бостон . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ «Самый молодой король» . nga.gov . Национальная галерея искусств . Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Джеймс Дж. Харпер (05 июля 2017 г.). «Тюрк и ислам глазами Запада, 1450–750»: Визуальные образы до ориентализма . Тейлор и Фрэнсис. п. 202. ИСБН 978-1-351-53986-9 . Проверено 21 февраля 2021 г.