Jump to content

Эль Бади Палас

Координаты : 31 ° 37'06 "N 7 ° 59'09" W  /  31,6183 ° N 7,9858 ° W  / 31,6183; -7,9858
(Перенаправлено из Бади Палас )

Эль Бади Палас
Эль Бади Палас
Центральный бассейн и двор дворца с видом на остатки западного павильона.
Карта
Альтернативные названия Несравненный дворец
Общая информация
Тип Дворец
Архитектурный стиль Саадийский , марокканский , мавританский
Расположение Ксибат Нхасс, Марракеш , Марокко
Координаты 31 ° 37'06 "N 7 ° 59'09" W  /  31,6183 ° N 7,9858 ° W  / 31,6183; -7,9858
Строительство началось 1578
Завершенный 1593
Снесен ок. конец 17 века

Дворец Эль-Бади или дворец Бади [1] ( Арабский : Дворец Бади , букв. «Дворец чудес/блеска», [2] также часто переводится как «Несравненный дворец». [1] ) — разрушенный дворец , расположенный в Марракеше , Марокко . Он был заказан султаном Ахмадом аль-Мансуром из династии Саади через несколько месяцев после его восшествия на престол в 1578 году, а строительство и украшение продолжались на протяжении большей части его правления. Дворец, украшенный материалами, импортированными из многих стран, от Италии до Мали , использовался для приемов и был предназначен для демонстрации богатства и власти султана. [3] [4] Это была часть более крупного дворцового комплекса Саади, занимавшего район Касба в Марракеше.

Дворец был заброшен после смерти аль-Мансура в 1603 году и в конечном итоге пришел в упадок с упадком династии Саадитов. Ценные материалы, особенно мрамор , были разобраны и повторно использованы в других зданиях по всему Марокко. Сегодня это важная туристическая достопримечательность Марракеша, служащая выставочным пространством. Примечательно, Минбар мечети Кутубия . что здесь выставлен [5] [6]

Имя Эль-Бади ( араб . البديع ), обычно переводимое как «Несравненный», является одним из 99 Имен Бога в исламе . [1] [4] Ахмад аль-Мансур, возможно, выбрал это имя из-за своего известного благочестия, а также из-за своего намерения создать превосходный дворец, чтобы произвести впечатление на гостей. [3] Это имя также имело исторические прецеденты в мавританской дворцовой архитектуре , поскольку оно использовалось для обозначения одного из павильонов во дворце халифа в Кордове , Испания ( Аль-Андалус ). [4] : 393–394 

До правления саадского султана Мулая Абдаллы аль-Галиба (правил в 1557-1574 годах) правители Марракеша проживали в старой Касбе (цитадели), построенной династией Альмохадов в конце 12 - начале 13 века. [3] По словам современного летописца Мармола , Мулай Абдаллах, крупный строитель своего времени, был первым, кто построил новый дворец в районе, где стоит дворец Эль-Бади, вдоль северного края касбы Альмохад рядом с мечетью Касба и недавно построенным -начали Гробницы Саади . [4] [3] Однако сам дворец Эль-Бади был построен султаном Ахмадом аль-Мансуром аль-Захаби (правил в 1578–1603 годах) на пике могущества династии Саадитов. [3] [7] Строительство дворца, наряду с другими проектами аль-Мансура, вероятно, финансировалось за счет значительного выкупа, уплаченного португальцами после битвы трех королей в 1578 году. [5] [3] Богатство правления аль-Мансура было также связано с контролем Саадитов над торговлей сахаром . Марокко было в то время крупным экспортером сахара в Европу , наряду с другими продуктами, такими как шелк , медь и кожа . [3] В 1590 году аль-Мансур предпринял военные экспедиции на юг, которые привели к завоеванию Тимбукту и Гао в Мали и разгрому империи Сонгай . [3] Этот контроль над транссахарскими торговыми путями позволил аль-Мансуру расширить доступ Марокко не только к золоту, но и к рабам , на которых опиралась сахарная промышленность и которые были необходимы для конкуренции с торговлей сахаром, поступающей из Бразилии и стран Карибского бассейна ( контролируются европейцами и также зависят от рабов). [3]

Строительство

[ редактировать ]

По словам аль-Ифрани , строительство дворца началось в декабре 1578 года ( Шавваль 986 года хиджры ), всего через несколько месяцев после победы Саадиев в битве трёх королей и прихода к власти Ахмада, и заняло пятнадцать лет, завершившись в 1593 году ( 1002 г. хиджры). [4] [7] Французский историк Гастон Деверден, однако, указывает, что «Португальский план» 1585 года (иллюстрированный документ, содержащий важную информацию о планировке касбы Марракеша того времени) показывает нам полностью завершенный дворец, хотя в то же время там также существуют записи о покупке Ахмадом аль-Мансуром мрамора для строительства вплоть до 1602 года, за год до его смерти. [4] Это говорит о том, что основные постройки дворца, возможно, были завершены к началу 1580-х годов, но аль-Мансур продолжал украшать дворец вплоть до своей смерти. [3] [4] [8]

Строительство дворца было крупным предприятием. Султан привез рабочих и ремесленников из многих регионов, включая Европу , для помощи в строительстве; настолько, что рядом со строительной площадкой возник процветающий рынок, обслуживающий рабочих. [3] Аль-Мансур был настолько заинтересован в обеспечении эффективности работы, что даже заботился о детях своих работников, чтобы они не отвлекались на другие приоритеты. [3] Материалы также были импортированы из разных регионов и зарубежных стран, в том числе мраморные колонны, изготовленные в Италии, а также известь и штукатурка из Тимбукту. [3]

Отклонить

[ редактировать ]
Пример мраморной панели периода Саади, украденной из Марракеша Мулаем Исмаилом и повторно использованной в его мавзолее. [3]

После падения Саадитов и возвышения династии Алауитов дворец вступил в период быстрого упадка. Судя по всему, после смерти аль-Мансура его не поддерживали, и в какой-то момент его помещения даже были заражены малярией. [3] Хотя первый султан алауитов Мулай Рашид смог пожить здесь недолго в 1668-1669 годах, менее чем десять лет спустя его преемник Мулай Исмаил ибн Шариф не желал позволять послам посещать его из-за его плохого состояния. [3] : 262 

По словам аль-Ифрани , в 1707-08 годах (1119 г.х.) Мулай Исмаил приказал снести дворец и лишить его содержимого, материалов и украшений, которые затем были повторно использованы при строительстве его нового дворца и столицы в Мекнес . [3] [9] В действительности демонтаж дворца, вероятно, происходил постепенно с течением времени, начиная задолго до 1707 года, а также продолжаясь после Мулая Исмаила. [10] [3] Архитектурные элементы саадского происхождения, скорее всего, включая элементы дворца Бади, встречаются во многих зданиях по всему Марокко и даже в Алжире ; например, мавзолей Мулая Исмаила в Мекнесе и Завия Мулая Идриса II в Фесе . [3] [10] Тем временем руины дворца стали местом выпаса животных и даже совиным заповедником. [3]

Сегодняшний день

[ редактировать ]
Минбар мечети Кутубия , один из объектов, выставленных сегодня во дворце.

Сегодня дворец является известной туристической достопримечательностью. XII века минбар Альморавида , который когда-то стоял в мечети Кутубия , а также другие выставочные помещения, открытые в 2018 году. В комплексе есть выставочное пространство, где выставлен [6] В течение ряда лет во дворце проводится Марракешский фольклорный фестиваль. [9]

Дворец был значительно поврежден в результате землетрясения в сентябре 2023 года , произошедшего на юге Марокко. Предварительная оценка ущерба выявила серьезные трещины в стенах выставочных залов дворца и в зоне, где расположены современные ванные комнаты. [11] Сайт был временно закрыт на ремонт и вновь открыт для посетителей в октябре 2023 года. [12] [13]

Королевский комплекс Саадиев

[ редактировать ]
На «Португальском плане» 1585 года изображена Касба Марракеша во время Ахмада аль-Мансура правления . В правом верхнем углу виден дворец Бади, включающий четыре бассейна и сады. [14]

Дворцы Саади образовали комплекс, построенный внутри огромной касбы (цитадели) на южной стороне города, первоначально заложенной в период Альмохадов при халифе Якубе аль-Мансуре . [4] [8] Некоторые из различных элементов дворцов Саади, возможно, были построены уже при Абдалле аль-Галибе, а Ахмад аль-Мансур дополнил их и украсил. [4]

В комплекс можно попасть через «Большой Мечуар эпохи Альмохадов », обширную церемониальную площадь или внутренний двор, расположенный к югу от мечети Касба . [3] Здесь располагались главные ворота королевского дворца, которые вели к меньшему мехуару, от которого на восток шел длинный проход, обеспечивающий доступ к различным компонентам дворца. На южной стороне этого прохода располагалось большинство функциональных пристроек дворца, включая кухни, склады, сокровищницу и конюшни . [3] На северной стороне прохода находился огромный дворец приемов, собственно Эль-Бади, а также частные покои султана и его семьи, их бани ( хаммамы ) , частная мечеть и монетный двор . [3] Наконец, за этими постройками, занимавшими всю восточную сторону касбы, располагалось множество увеселительных садов . К ним относятся Хрустальный сад ( аз-зуджадж ), королевский сад, известный как аль-Мустаха («Желанный») с большим водным бассейном, и сад Каср или внутренний сад для личных покоев аль-Мансура. [8] [3] : 256  Ахмад аль-Мансур также отремонтировал обширные сады Агдаль к югу от касбы, первоначально созданные Альмохадами. [3] Весь комплекс дворца и цитадели был окружен крепостными стенами, как во времена Альмохадов, так и сегодня. [3]

Одной любопытной особенностью внутри дворцового комплекса была высокая башня, которая широко изображена в описаниях Марракеша в период Саадов, но отсутствовала в более позднюю эпоху алауитов . Это сооружение неопределенного происхождения, возможно, представляло собой частную смотровую башню времен династии Альмохадов или Саадитов, использовавшуюся для развлечений султана и похожую на небольшие возвышенные смотровые площадки, присутствующие в некоторых аристократических особняках в Марракеше и Фесе . [8] : 267–270 

Иллюстрация Марракеша и его Касбы (цитадели и дворцов), вид с востока, сделанная Адрианом Матамом , 1640 год. Среди других особенностей изображения изображена высокая башня, которая когда-то стояла во дворцах Саади, которая позже исчезла и происхождение которой было установлено. обсуждается среди ученых. [8] : 266–270 

Архитектура Эль Бади

[ редактировать ]
План дворца Бади, первоначально составленный Якобом Голиусом около 1622 года (до его разрушения), с изображением различных комнат, садов, бассейнов и фонтанов.

Сам дворец Эль-Бади был дворцом приемов, где султан Ахмад аль-Мансур принимал и принимал гостей. План дворца по существу прямоугольный, сосредоточен вокруг огромного двора (размерами 135 на 110 метров) с центральным бассейном (размерами 90,4 на 21,7 метра). [7] [3] : 266  Во дворе также было четыре огромных затонувших сада, раскопанных и заново открытых в наше время, которые были расположены симметрично вокруг центрального бассейна, а также четыре других водоема (размерами примерно 30 на 20 метров) вдоль западной и восточной сторон двора. [3] По сути, это устройство представляло собой ( сад-риад симметричный внутренний сад в мавританской архитектуре ). грандиозный [8] [15]

Общий вид на главный двор дворца Бади с центральным водным бассейном и четырьмя большими затонувшими садами.

На каждой стороне этого прямоугольного двора располагался большой павильон с величественным и богато украшенным куполом ( кубба ), вокруг которого располагались другие купола и сооружения. Два самых больших павильона смотрели друг на друга на восточном и западном концах двора. [3] Такое расположение павильонов кажется развитием планировки Львиного двора в Альгамбре, но в более широком масштабе. [3] : 268  [16]

Западный павильон двора был известен на арабском языке как аль-Куббат аль-Хамсиния (араб. القُبة الَخْمسينية , букв. «Купол / Павильон пятидесяти»), названный либо в честь его площади около 50 локтей , либо в честь того факта, что когда-то он представлено 50 столбцов. [17] [3] «Аль-Куба аль-Хамсиния» — это также название стихотворения Абд аль-Азиза аль-Фиштали , поэта-лауреата при султана Ахмеда аль-Мансура . дворе [18] Он служил султану приемным или тронным залом. Ниша в задней стене зала отмечает место, где обычно сидел султан. Над этой нишей была арабская надпись, вырезанная на черном мраморе среди белого мрамора, покрывающего остальную часть стен. [3] В середине зала располагался фонтан, окруженный двумя бассейнами с водой, покрытыми изящным орнаментом зеллидж и питавшимися водой, льющейся из серебряных скульптур животных, таких как леопарды, львы и питоны. [3] : 268 

Павильон на восточной стороне двора (сегодня уже не существующий) был известен как Куббат аз-Зуджадж ( арабский : قبة الزجاج , букв. «Павильон из хрусталя/стекла») или Куббат ад-Дахаб (арабский: قبة الذهب , букв. «Золотой павильон»). Он был зарезервирован для частного использования султана и давал доступ к Хрустальному саду на востоке (упомянутому выше). [3]

Павильон на северной стороне двора был известен как Куббат аль-Хадра (араб. القبة الخضراء , букв. «Зеленый павильон») и когда-то имел два этажа с несколькими комнатами. [3] Пристройка на западной стороне этого павильона, вымощенная зеллием и доступная сегодня для посетителей, содержала три жилых помещения, которые, возможно, использовались в качестве гостевых помещений для иностранных послов. [3]

Южный павильон был известен как Куббат аль-Хайзуран (араб. قبة الخيزران , букв. «Павильон гелиотропа/мирта»; возможно, также назван в честь одной из любимых наложниц аль-Мансура ) и, возможно, вел к женским покоям. [3] За этим павильоном находились бани , остатки которых можно посетить и сегодня. частично раскопанные [3] Помимо павильонов, остальная часть периметра двора была окружена галереей с арками в форме ламбрекена или мукарнаса, похожими на те, которые можно увидеть во Дворе Львов и в других марокканских архитектурах . [3]

Материалы и отделка

[ редактировать ]
Двойная капитель некоторых колонн дворца, вырезанная из мрамора.

Дворец представлял собой роскошную демонстрацию лучших мастеров периода Саадов, построенный с использованием некоторых из самых дорогих материалов того времени, включая золото и оникс , с колоннадами из итальянского мрамора, обмениваемых с итальянскими купцами на эквивалентный вес сахара. [17] [3] Хотя основная конструкция стен дворца была сделана из утрамбованной земли, укрепленной смесью извести, стены были покрыты этими дорогими материалами и тщательно украшены (хотя сегодня они остаются голыми из-за более позднего разрушения дворца). [3] : 268 

Сохранившаяся панель из дворцовой плитки Зеллидж с узором в виде двадцатиконечной звезды.

Полы были вымощены мрамором и зеллием (мозаичной плиткой ), потолки и капители колонн были позолочены , а стены были покрыты искусно резной лепниной с каллиграфическими надписями. [3] Фрагменты зеллиев, обнаруженные в ходе современных раскопок во дворце, показывают, что саадские мастера создавали геометрические узоры еще большей сложности, чем в предыдущие периоды, включая образцы двадцатиконечных звезд. [3] В различных садах и бассейнах были фонтаны со струями воды, напоминающие о роли воды в андалузской архитектуре Альгамбры ( которая, по-видимому, оказала заметное влияние на архитектуру Саади в целом) и требующие подземной гидравлической инфраструктуры в виде сводов и каналов. [4] [3]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Дворец Бади» . Архнет . Проверено 12 мая 2020 г.
  2. ^ Команда, Алмаани. «Перевод и значение بديع на английском, английском и арабском языках, словарь терминов, страница 1» . www.almaany.com . Проверено 30 мая 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. ISBN  9782359061826 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  5. ^ Jump up to: а б Джейкобс, Дэниел; Маквей, Шон (2010). Приблизительный путеводитель по Марокко . Дорлинг Киндерсли Лтд. 366.
  6. ^ Jump up to: а б «Дворец Бадиа | Марракеш, Достопримечательности Марокко» . Одинокая планета . Проверено 12 мая 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 395–396.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN  2747523888 .
  9. ^ Jump up to: а б Сирайт, Сьюзен (1999). Maverick Путеводитель по Марокко . Лос-Анджелес, США: Pelican Publishing Company, Inc., стр. 403 .
  10. ^ Jump up to: а б Эрзини, Надя; Вернуа, Стивен (2012). «Мраморная сполия из дворца Бади в Марракеше». В Портере, Венеция; Россер-Оуэн, Мириам (ред.). Металлообработка и материальная культура в исламском мире. Искусство, ремесло и текст. Эссе представлены Джеймсу В. Аллану . ИБ Таурис. стр. 317–334.
  11. ^ Хамри, Сальма (13 сентября 2023 г.). «Согласно первоначальному отчету, в результате землетрясения 8 сентября серьезно пострадали 27 исторических объектов» . Médias24 (на французском языке) . Проверено 15 сентября 2023 г.
  12. ^ «Марракеш: открытие для публики нескольких исторических памятников, пострадавших от землетрясения 8 сентября» . Le 360 ​​Français (на французском языке). 10 октября 2023 г. . Проверено 15 октября 2023 г.
  13. ^ Хабтемариам, Давит (10 октября 2023 г.). «Туристические объекты Марокко вновь открываются через месяц после землетрясения» . Скиф . Проверено 15 октября 2023 г.
  14. ^ Блум, Джонатан (24 сентября 2020 г.). «Португальский план марокканского дворца XVI века» . Издательство Йельского университета . Проверено 31 октября 2023 г.
  15. ^ Менье, Жан (1957). «Le grand Riad du palais du Badi » . Гесперис . 44 : 129–134. Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года . Проверено 4 февраля 2021 г.
  16. ^ Барруканд, Марианна (1989). «Сади Касаба из Марракеша» . Экологический дизайн: Журнал Исламского исследовательского центра экологического дизайна : 18–27.
  17. ^ Jump up to: а б Хонор, Джулиус (2012). Справочник по следам Марокко (6-е изд.). Путеводители по следам. п. 60.
  18. ^ «Зов истины — Абдель Азиз Аль-Фаштали, его стихи, Наджат Аль-Марини » . www.habous.gov.ma . Проверено 30 мая 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6855329c04f39d9e3a4142b86212eab__1709178780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/ab/c6855329c04f39d9e3a4142b86212eab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
El Badi Palace - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)