Мелла из Марракеша

Мелла Марракеша ( иврит : מלאח מרקש ; ладино : Мелла де Марракеш ; арабский : ملاح مراكش ), ранее известный как Хай Эссалам, — это еврейский квартал ( Мелла ) города Марракеш , Марокко . Это второй старейший подобный объект в стране. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Создание
[ редактировать ]Хотя город Марракеш был основан Альморавидами в 1060 году, евреи поселились в 40 км от него, и до 1232 года еврейское присутствие в городе не было зарегистрировано. После Реконкисты и изгнания евреев с Пиренейского полуострова в 1492 году евреи-сефарды (известные как Мегорашим тошавимы ) начали массово прибывать в Марокко, селясь в основном в городах и смешиваясь с местным еврейским населением (известным как ) . Многие меллы были созданы для защиты евреев, имеющих статус зимми . Мелла Марракеша была создана по указу султана Абдаллы аль-Галиба из династии Саади в 1558 году. [ 2 ] [ ненадежный источник? ] за стенами дворца Эль Бади . В XVI и XVII веках Мелла была одним из главных торговых районов города и представляла собой обнесенный стеной квартал с воротами, закрывавшимися на ночь. [ 3 ]

Отклонить
[ редактировать ]За несколько лет Мелла стала перенаселенной. По оценкам, на пике численности населения в конце 1940-х годов в Мелле проживало около 40 000 человек. Сообщество эмигрировало после обретения Израилем независимости , окончания французского протектората , Шестидневной войны и войны Судного дня . Большинство уехало в Израиль , но некоторые отправились во Францию и Монреаль . [ 4 ] [ 5 ] Еврейское население меллы Марракеша сегодня составляет около 200 жителей. [ 3 ] [ мертвая ссылка ]
Реставрация
[ редактировать ]В 2016 году король Мохамед VI приказал восстановить названия улиц, связанных с еврейским наследием города. [ 5 ] включая восстановление названия района «Эль-Мелла», выделение более 20 миллионов долларов США на восстановление домов, улиц и синагог. [ 6 ] [ 7 ] В ноябре того же года Зухейр Бахлул , арабский депутат Кнессета от партии «Сионистский союз», запросил у израильского правительства средства на поддержку синагоги, расположенной в Мелле, что стало неожиданным шагом как для израильского правительства, так и для еврейской общины Израиля. Марокко. [ 8 ] Сегодня мелла является одной из главных туристических достопримечательностей города. [ 6 ]
Общественные ограничения для евреев
[ редактировать ]Как правило, согласно условиям Пакта Умара , немусульмане, живущие под исламским правлением, включая евреев, подвергались ограничениям в своей манере одеваться. Подобно законам о роскоши в Европе, он был призван сохранить одежду как идентифицирующий признак социального класса, чтобы сигнализировать другим о надлежащей вежливости или достоинстве, требуемых как таковые, однако эти ограничения, которые включали отказ от имитации мусульманской одежды, стали рассматриваться как унизительно. Эти правила по большей части не соблюдались. В Марокко правила применялись к евреям только тогда, когда они были вновь введены Маулаем Сулейманом в 1815 году, но, несмотря на формальное возобновление ограничений, на практике их соблюдение было слабым. [ 9 ]
Запрет на ношение обуви
[ редактировать ]Согласно некоторым первоисточникам, евреев заставляли ходить по городу босиком. Единственным источником, обсуждающим это правило в 19 веке, является Джозеф Галеви , которому неясно, соблюдалось ли это правило в мелле . В опубликованной версии визита Халеви в Марокко говорится, что евреев заставляли ходить босиком по всему Марракешу, «даже в Мелле», но в его рукописных записях говорится, что евреи ходили босиком «во всех других кварталах города за пределами Меллы » , и даже это вычеркнуто, что заставляет некоторых предполагать, что евреев могли заставлять снимать тапочки при выходе из меллы. В 18 веке Уильям Лемприер писал, что «когда они входят в мавританский город, замок или дворец, [евреи] всегда вынуждены быть босиком», предполагая, что это правило не соблюдалось в мелле . [ 9 ]
Это правило часто соблюдалось более строго, когда евреи сталкивались с политическими проблемами, иногда в связи с системой протеже , которая позволяла им носить европейскую обувь, и разжигала местное недовольство тем, что евреи стали «слишком смелыми». Сообщается, что Абдалмалик из Марокко заставил старейшин меллы снять тапочки во дворце «в соответствии с их древним статусом зиммы ». Всю дорогу до меллы над евреями насмехались . Даже когда они находились под защитой иностранных держав в рамках системы протеже, местные власти требовали, чтобы они ходили босиком в определенных местах, таких как Касба . [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ О происхождении Меллы Марракеша . Готтрейх, Эмили. Международный журнал исследований Ближнего Востока . Том. 35, № 2 (май 2003 г.), стр. 287-305.
- ^ «Еврейская Мелла из Марракеша | История и посещение древнего еврейского района» . Риад Аль Ксар & Спа . 22 ноября 2018 г. Проверено 8 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мелла в Марракеше: возвращение к мирному сосуществованию [ мертвая ссылка ]
- ^ Фрэнк, Майкл (30 мая 2015 г.). «В Марокко изучают остатки еврейской истории» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мелла и еврейское кладбище Марракеша» . Мир с ней (на испанском языке). 23 мая 2019 г. Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дюма, Лоран Рибадо (05.11.2017). «Марокко: возрождение старого еврейского квартала Марракеша» . Franceinfo (на французском языке) . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Хоффман, Рафаэль (18 января 2017 г.). «Король Марокко восстанавливает первоначальные названия еврейскому кварталу Марракеша - Hamodia.com» . Хамодия . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Ньюман, Марисса. «Когда депутат-мусульманин умолял Израиль профинансировать марокканскую синагогу» . www.timesofisrael.com . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Готтрайх, Эмили (2007). Мелла Марракеша: еврейское и мусульманское пространство в красном городе Марокко . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 93–94.