Jump to content

Джемаа-эль-Фнаа

Координаты : 31 ° 37'33 "N 7 ° 59'22" W  /  31,62583 ° N 7,98944 ° W  / 31,62583; -7,98944
Джемаа-эль-Фна вечером

Джемаа эль-Фна ( араб . ساحة جامع الفناء Sāḥat Jāmi' al-Fanā' , также Джемаа эль-Фна , Джема эль-Фна или Джемаа эль-Фна ) — площадь и рыночная площадь в Марракеша ( квартале Медина Старый город) . Она остается главной площадью Марракеша, используемой местными жителями и туристами. [1]

Происхождение ее названия неясно: Джамаа означает «конгрегация» или «мечеть» по -арабски , вероятно, имея в виду разрушенную мечеть на этом месте. Fnaʼ или fanâʼ могут означать «смерть/вымирание» или «двор, пространство перед зданием». « фина» на арабском языке обычно означает «открытая площадка»; прямой перевод будет «место сбора/собрания». Другими значениями могут быть «собрание смерти» или «Мечеть на краю света». [2] Другое объяснение состоит в том, что это относится к мечети с характерным двором или площадью перед ней. [3] Третий перевод — «собрание мертвых», имея в виду публичные казни на площади около 1050 года нашей эры. [4]

Вид с воздуха на Джемаа-эль-Фна в 1930–1931 гг.; большой прямоугольный забор, видимый в центре справа, может быть руинами недостроенной мечети Саади , которая дала площади ее нынешнее название. [5]

Одно конкретное объяснение, одобренное современными историками. [6] [5] [7] Основано на исторических сообщениях о том, что могущественный саадийский султан Ахмад аль-Мансур (правил в 1578–1603 гг.) приступил к строительству монументальной пятничной мечети в центре площади. Однако из-за ухудшения состояния (вероятно, вспышки чумы) султан был вынужден отказаться от проекта на полпути. Таким образом, мечеть осталась незавершенной и превратилась в руины. Разрушенные очертания его стен, по-видимому, все еще были видны в 19 веке и примерно соответствовали нынешнему месту расположения «Сук Дждид» («новый базар» к северу от продуктовых киосков). [5] Таким образом, « джамаа аль-фна » якобы относится к месту «разрушенной мечети». Название « Джамаа аль-Фна » впервые появляется в исторических записях в хронике западноафриканского историка XVII века Абдеррахмана ас-Саиди. Ас-Саиди утверждал, что предполагаемое название недостроенной мечети аль-Мансура было Джамаа аль-Хна , что означает «Мечеть спокойствия», но после ее закрытия она стала известна, по популярной иронии, как «Мечеть разрушения». /уничтожение», или джамаа аль-фана' [6] [5] [8] (слово фана в данном случае означает состояние угасания или полного разрушения).

Ранняя история: периоды Альморавидов и Альмохадов.

[ редактировать ]

Марракеш был основан династией Альморавидов в 1070 году Абу Бакром ибн Умаром и впоследствии развит его преемниками. [9] : 63  [10] [11] [12] Первоначально двумя главными памятниками и достопримечательностями города были крепость, известная как Ксар эль-Хаджар города («каменная крепость») и первая пятничная мечеть (место будущей мечети Бен Юсефа ). Ксар эль-Хаджар располагался прямо к северу от сегодняшней мечети Кутубия . Таким образом, главные базарные (рыночные) улицы города развивались вдоль дорог, соединяющих эти два важных объекта, и до сих пор соответствуют главной оси базаров. [13] На одном конце этой оси, рядом с Ксар-эль-Хаджаром, существовало большое открытое пространство для временных и еженедельных рынков. Первоначально это пространство было известно как Рахбат аль-Ксар («место крепости»). [8] [14] В других исторических записях он упоминается как ас-Саха аль-Кубра («большая площадь») или просто как ас-Саха или ар-Рахба . [5]

Альморавидов Эмир Али ибн Юсуф (правил в 1106–1143 гг.) Вскоре после этого построил дворец непосредственно к югу от Ксар-эль-Хаджара и рядом с ним, на месте более поздней мечети Кутубия. Одна часть этого дворца представляла собой монументальные каменные ворота на восточной стороне, обращенные к Рахбат аль-Ксару . [14] Ворота, вероятно, играли символическую роль: это был вход во дворец для тех, кто искал аудиенции у государя, и возможно, сам правитель восседал на троне перед воротами и еженедельно публично отправлял правосудие (традиция, которая существовал среди других марокканских и андалузских правящих династий). [14] Таким образом, важность большой общественной площади перед королевским дворцом привела к тому, что она на долгое время стала местом публичных казней, военных парадов, фестивалей и других публичных мероприятий. [15]

После разрушительной борьбы в 1147 году Марракеш пал под властью Альмохадов , которые осуществили множество строительных проектов по всему городу. Это включало строительство близлежащей мечети Кутубия, начатое в 1147 году, которое должно было заменить построенную Альморавидами мечеть Бен Юсефа в качестве главной мечети города. Примечательно, что новая королевская касба (цитадель) была построена южнее Якубом аль-Мансуром после 1184 года. [16] [9] Когда правители Альмохадов переехали в новую касбу, старый дворец и крепость Альморавидов вышли из строя и в конечном итоге были снесены (частично, чтобы освободить место для новой мечети Кутубия). Впоследствии, вместе с состоянием города, Джемаа эль-Фна переживала периоды упадка, а также возрождения. [17]

Более поздняя история: от периода Саадов до наших дней.

[ редактировать ]

Несмотря на то, что со временем на краю площади появились новые постройки, она никогда не исчезала, поскольку выполняла роль открытой рыночной площади и места общественных мероприятий. [8] Сообщается, что одну попытку заполнить большую часть площади предпринял султан Саади Ахмад аль-Мансур, который пытался построить на площади монументальную мечеть. Мечеть, вероятно, следовала бы той же модели, что и мечети Баб-Дуккала и Муассин, и была бы намеренно построена посреди основных транспортных магистралей города и сопровождалась бы рядом сопутствующих гражданских и религиозных зданий. [5] Однако мечеть так и не была завершена, возможно, из-за таких бедствий, как эпидемия чумы во время правления аль-Мансура. Строительство было остановлено на полпути, а то, что было построено, пришло в упадок и было захвачено рыночными прилавками и другими жильцами. (Вероятно, это также место современного торгового комплекса Сук Дждид, расположенного к северу от нынешних продовольственных ларьков, чьи очертания имеют ту же компасную ориентацию, что и мечети времен аль-Мансура.) Эта разрушенная мечеть, возможно, дала площадь ее нынешнее название - Джемаа эль-Фна («Мечеть руин»). [5] [6]

24 января 1864 года на территории площади произошел мощный взрыв, вызванный, как сообщается, преступной халатностью некоторых чиновников, пытавшихся избежать правительственной проверки. В результате пожара на фундуке (торговом складе) воспламенилось 500 центнеров пороха , которые там находились в опасной ситуации. Взрыв повредил дома и магазины в широком радиусе и привел к гибели около 300 человек. [9] : 535 

Площадь продолжала служить местом встреч в центре города, несмотря на отсутствие формального архитектурного очертания. Помимо своей старой роли места публичных казней, он также был местом традиционного пятничного рынка, сценой для исполнения фантазий и местом публичных развлечений по вечерам (как и сегодня). [6] В 1922 году правительство (в то время находившееся под управлением Франции ) приняло первые законы, направленные на защиту и сохранение культурного пространства и наследия площади. В 2001 году площадь была объявлена нематериальным культурным наследием ​​ЮНЕСКО включена , а в 2008 году она была в ЮНЕСКО Список нематериального культурного наследия человечества . [18] [19]

Панорамный вид на Джемаа-эль-Фнаа

В течение дня его преимущественно занимают киоски с апельсиновым соком , продавцы воды с традиционными кожаными мешками для воды и медными чашками, молодежь с прикованными цепями берберийскими обезьянами и заклинателями змей, несмотря на охраняемый статус этих видов по марокканскому законодательству. [20] [21]

В течение дня предлагаемые развлечения меняются: заклинатели змей уходят, а ближе к вечеру площадь становится все более многолюдной, танцуют мальчики- хлеу (девушкам было бы противно устраивать такие развлечения), рассказчики ( рассказывающие свои истории на берберском или арабском языке местной аудитории), фокусникам и торговцам традиционными лекарствами. С наступлением темноты площадь заполняется десятками продуктовых ларьков, а количество людей на площади достигает пика.

Дым поднимается от продуктовых ларьков

С одной стороны площадь окружена базаром Марракеша, традиционным североафриканским рынком, обслуживающим как повседневные нужды местных жителей, так и туристическую торговлю. По другую сторону расположены отели, сады и террасы кафе, а узкие улочки ведут в переулки квартала Медина.

Площадь выполняет важную функцию для рассказчиков и помогает поддерживать культуру амазигов/берберов, и эти проявления культуры привлекли внимание всего мира. Немецкий режиссер Томас Ладенбургер снял 90-минутный документальный фильм о рассказчиках, и его значение для туризма также привлекло внимание ученых. [22]

Шедевр устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО

[ редактировать ]

Идея ЮНЕСКО проекта «Шедевры устного и нематериального наследия человечества» исходила от людей, обеспокоенных ситуацией в Джамаа-эль-Фна. Это место известно своей активной концентрацией традиционной деятельности сказителей, музыкантов и исполнителей, но ему угрожало давление экономического развития. Борясь за защиту традиций, жители призвали к действиям на международном уровне, чтобы признать необходимость защиты таких мест, называемых «культурными пространствами», и других популярных и традиционных форм культурного самовыражения. [23]

ЮНЕСКО призывает сообщества выявлять, документировать, защищать, популяризировать и возрождать такое наследие. Знак ЮНЕСКО направлен на повышение осведомленности о важности устного и нематериального наследия как важного компонента культурного разнообразия.

Зрелище Джамаа-эль-Фна повторяется ежедневно, и каждый день оно разное. Меняется все — голоса, звуки, жесты, публика, которая видит, слушает, обоняет, пробует на вкус, осязает. Устная традиция обрамлена гораздо более обширной традицией, которую мы можем назвать нематериальной. Площадь, как физическое пространство, хранит богатую устную и нематериальную традицию.

- Хуан Гойтисоло , в речи, произнесенной на открытии Первого Прокламации, 15 мая 2001 г. [24]

взрыв 2011 года

[ редактировать ]
Кафе Аргана на следующий день после взрыва

Незадолго до полудня 28 апреля 2011 года в результате взрыва, произошедшего в кафе на площади, 17 человек погибли и еще 25 получили ранения. По первоначальным сообщениям, причиной произошедшего стал случайный взрыв газа, но позже официальные лица обвинили «преступников» и «террористов». [25]

Землетрясение 2023 года

[ редактировать ]

Землетрясение магнитудой 6,8. [26] обрушившийся на Марокко вечером в пятницу, 8 сентября 2023 года, сильно повредил мечеть Харбуш и обрушил ее минарет, возвышавшийся над площадью. [27] [28] В дни после землетрясения местные жители стали ночевать на площади на открытом воздухе, чтобы избежать потенциального воздействия толчков, которые могут привести к обрушению новых зданий. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ЮНЕСКО – Культурное пространство площади Джемаа-эль-Фна» . ich.unesco.org . Проверено 22 июня 2024 г.
  2. Мечеть на краю света , Тахир Шах , BBC Radio 3, 10 апреля 2010 г.
  3. ^ « Площадь Джама аль-Фнаа: большая площадь, окруженная тайнами» (араб.)» . Газета . Мараракеш Пресс. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 28 апреля 2011 г.
  4. ^ «Джемаа Эль Фна» . Одинокая планета . Проверено 21 марта 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. п. 263.
  6. ^ Jump up to: а б с д Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 590–593.
  7. ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. п. 32.
  8. ^ Jump up to: а б с Скунти, Ахмед; Тебаа, Уидад (2006). Площадь Джемаа-эль-Фна: нематериальное наследие Марракеша, Марокко и человечества (на французском языке). Рабат: Бюро ЮНЕСКО в Магрибе. стр. 25–27 . Проверено 12 мая 2019 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  10. ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521337674 .
  11. ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN  2747523888 .
  12. ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета.
  13. ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. стр. 212–220.
  14. ^ Jump up to: а б с Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 91–94, 143.
  15. ^ «История площади Джемаа-эль-Фна» . Джемаа эль-Фна . Проверено 27 июня 2019 г.
  16. ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN  2747523888 .
  17. ^ «Медина Марракеша – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Whc.unesco.org. 11 ноября 2008 г. Проверено 15 июля 2014 г.
  18. ^ «Тысяча и одна ночь Джемаа-эль-Фны» . ЮНЕСКО . 29.11.2017 . Проверено 24 января 2021 г.
  19. ^ «ЮНЕСКО – Культурное пространство площади Джемаа-эль-Фна» . ich.unesco.org . Проверено 24 января 2021 г.
  20. ^ «Жизнь, приключения и открытия: Тайны Марракеша, Марокко» . Lifeadventurestariq.blogspot.com. 28 апреля 2010 г. Проверено 15 июля 2014 г.
  21. ^ Бергин и Нейман (2014) Открытая нерегулируемая торговля дикой природой на рынках Марокко. Бюллетень TRAFFIC доступен на сайте Researchgate.net , по состоянию на 23 марта 2015 г.
  22. ^ Меролла, Даниэла (2014). «Перекрестки: амазигское (берберское) литературное пространство». В Брэтте Кирстин Рут; Эльбусти, Юнесс М.; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Жизнеспособность и динамизм: промежуточные диалоги языка, политики и религии в литературной традиции Марокко . Лейден УП. С. 47–48, 57 (см. прим. 7). ISBN  9789400601864 .
  23. ^ «Конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 года» . ЮНЕСКО . Проверено 5 сентября 2009 г.
  24. ^ Хуан Гойтисоло (15 мая 2001 г.). «Защита культур, находящихся под угрозой исчезновения» . ЮНЕСКО.орг . Проверено 7 сентября 2009 г.
  25. ^ «Марокко: бомба в Марракеше попала в площадь Джемаа-эль-Фна» . Новости Би-би-си . 28 апреля 2011 г.
  26. ^ «Исторические места, разрушенные землетрясением: краткий обзор» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 10 сентября 2023 г.
  27. ^ «Огромные разрушения обнаружены в отдаленных регионах после землетрясения в Марокко» . Новости Би-би-си . Проверено 10 сентября 2023 г.
  28. ^ Раху, Джихане (9 сентября 2023 г.). «ЮНЕСКО выражает обеспокоенность по поводу культурного наследия Марракеша после землетрясения» . Мировые новости Марокко . Проверено 11 сентября 2023 г.
  29. ^ «Смотреть: обломки окружают репортера возле частично разрушенной мечети» . Новости Би-би-си . Проверено 11 сентября 2023 г.
  30. ^ Уокер, Джоди (25 октября 2014 г.). «Краткий обзор удивительной гонки: «Марокк» и «Ролл» » . Развлекательный еженедельник . Проверено 1 января 2020 г.
  31. ^ «История Ильхама: пытки под барабаны Джамаа аль-Фна» . Проект Касама . 29 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 5 января 2015 г.
  • «Приблизительный путеводитель по Марокко» , 2001. Издательство Rough Guide. ISBN   1-85828-601-8
[ редактировать ]

31 ° 37'33 "N 7 ° 59'22" W  /  31,62583 ° N 7,98944 ° W  / 31,62583; -7,98944

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c06ae27d2f6dc2a9c36d4cc8cfc5faa7__1719088200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/a7/c06ae27d2f6dc2a9c36d4cc8cfc5faa7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jemaa el-Fnaa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)