Джемаа-эль-Фнаа

Джемаа эль-Фна ( араб . ساحة جامع الفناء Sāḥat Jāmi' al-Fanā' , также Джемаа эль-Фна , Джема эль-Фна или Джемаа эль-Фна ) — площадь и рыночная площадь в Марракеша ( квартале Медина Старый город) . Она остается главной площадью Марракеша, используемой местными жителями и туристами. [1]
Имя
[ редактировать ]Происхождение ее названия неясно: Джамаа означает «конгрегация» или «мечеть» по -арабски , вероятно, имея в виду разрушенную мечеть на этом месте. Fnaʼ или fanâʼ могут означать «смерть/вымирание» или «двор, пространство перед зданием». « фина» на арабском языке обычно означает «открытая площадка»; прямой перевод будет «место сбора/собрания». Другими значениями могут быть «собрание смерти» или «Мечеть на краю света». [2] Другое объяснение состоит в том, что это относится к мечети с характерным двором или площадью перед ней. [3] Третий перевод — «собрание мертвых», имея в виду публичные казни на площади около 1050 года нашей эры. [4]

Одно конкретное объяснение, одобренное современными историками. [6] [5] [7] Основано на исторических сообщениях о том, что могущественный саадийский султан Ахмад аль-Мансур (правил в 1578–1603 гг.) приступил к строительству монументальной пятничной мечети в центре площади. Однако из-за ухудшения состояния (вероятно, вспышки чумы) султан был вынужден отказаться от проекта на полпути. Таким образом, мечеть осталась незавершенной и превратилась в руины. Разрушенные очертания его стен, по-видимому, все еще были видны в 19 веке и примерно соответствовали нынешнему месту расположения «Сук Дждид» («новый базар» к северу от продуктовых киосков). [5] Таким образом, « джамаа аль-фна » якобы относится к месту «разрушенной мечети». Название « Джамаа аль-Фна » впервые появляется в исторических записях в хронике западноафриканского историка XVII века Абдеррахмана ас-Саиди. Ас-Саиди утверждал, что предполагаемое название недостроенной мечети аль-Мансура было Джамаа аль-Хна , что означает «Мечеть спокойствия», но после ее закрытия она стала известна, по популярной иронии, как «Мечеть разрушения». /уничтожение», или джамаа аль-фана' [6] [5] [8] (слово фана в данном случае означает состояние угасания или полного разрушения).
История
[ редактировать ]Ранняя история: периоды Альморавидов и Альмохадов.
[ редактировать ]Марракеш был основан династией Альморавидов в 1070 году Абу Бакром ибн Умаром и впоследствии развит его преемниками. [9] : 63 [10] [11] [12] Первоначально двумя главными памятниками и достопримечательностями города были крепость, известная как Ксар эль-Хаджар города («каменная крепость») и первая пятничная мечеть (место будущей мечети Бен Юсефа ). Ксар эль-Хаджар располагался прямо к северу от сегодняшней мечети Кутубия . Таким образом, главные базарные (рыночные) улицы города развивались вдоль дорог, соединяющих эти два важных объекта, и до сих пор соответствуют главной оси базаров. [13] На одном конце этой оси, рядом с Ксар-эль-Хаджаром, существовало большое открытое пространство для временных и еженедельных рынков. Первоначально это пространство было известно как Рахбат аль-Ксар («место крепости»). [8] [14] В других исторических записях он упоминается как ас-Саха аль-Кубра («большая площадь») или просто как ас-Саха или ар-Рахба . [5]
Альморавидов Эмир Али ибн Юсуф (правил в 1106–1143 гг.) Вскоре после этого построил дворец непосредственно к югу от Ксар-эль-Хаджара и рядом с ним, на месте более поздней мечети Кутубия. Одна часть этого дворца представляла собой монументальные каменные ворота на восточной стороне, обращенные к Рахбат аль-Ксару . [14] Ворота, вероятно, играли символическую роль: это был вход во дворец для тех, кто искал аудиенции у государя, и возможно, сам правитель восседал на троне перед воротами и еженедельно публично отправлял правосудие (традиция, которая существовал среди других марокканских и андалузских правящих династий). [14] Таким образом, важность большой общественной площади перед королевским дворцом привела к тому, что она на долгое время стала местом публичных казней, военных парадов, фестивалей и других публичных мероприятий. [15]
После разрушительной борьбы в 1147 году Марракеш пал под властью Альмохадов , которые осуществили множество строительных проектов по всему городу. Это включало строительство близлежащей мечети Кутубия, начатое в 1147 году, которое должно было заменить построенную Альморавидами мечеть Бен Юсефа в качестве главной мечети города. Примечательно, что новая королевская касба (цитадель) была построена южнее Якубом аль-Мансуром после 1184 года. [16] [9] Когда правители Альмохадов переехали в новую касбу, старый дворец и крепость Альморавидов вышли из строя и в конечном итоге были снесены (частично, чтобы освободить место для новой мечети Кутубия). Впоследствии, вместе с состоянием города, Джемаа эль-Фна переживала периоды упадка, а также возрождения. [17]
Более поздняя история: от периода Саадов до наших дней.
[ редактировать ]Несмотря на то, что со временем на краю площади появились новые постройки, она никогда не исчезала, поскольку выполняла роль открытой рыночной площади и места общественных мероприятий. [8] Сообщается, что одну попытку заполнить большую часть площади предпринял султан Саади Ахмад аль-Мансур, который пытался построить на площади монументальную мечеть. Мечеть, вероятно, следовала бы той же модели, что и мечети Баб-Дуккала и Муассин, и была бы намеренно построена посреди основных транспортных магистралей города и сопровождалась бы рядом сопутствующих гражданских и религиозных зданий. [5] Однако мечеть так и не была завершена, возможно, из-за таких бедствий, как эпидемия чумы во время правления аль-Мансура. Строительство было остановлено на полпути, а то, что было построено, пришло в упадок и было захвачено рыночными прилавками и другими жильцами. (Вероятно, это также место современного торгового комплекса Сук Дждид, расположенного к северу от нынешних продовольственных ларьков, чьи очертания имеют ту же компасную ориентацию, что и мечети времен аль-Мансура.) Эта разрушенная мечеть, возможно, дала площадь ее нынешнее название - Джемаа эль-Фна («Мечеть руин»). [5] [6]
24 января 1864 года на территории площади произошел мощный взрыв, вызванный, как сообщается, преступной халатностью некоторых чиновников, пытавшихся избежать правительственной проверки. В результате пожара на фундуке (торговом складе) воспламенилось 500 центнеров пороха , которые там находились в опасной ситуации. Взрыв повредил дома и магазины в широком радиусе и привел к гибели около 300 человек. [9] : 535
Площадь продолжала служить местом встреч в центре города, несмотря на отсутствие формального архитектурного очертания. Помимо своей старой роли места публичных казней, он также был местом традиционного пятничного рынка, сценой для исполнения фантазий и местом публичных развлечений по вечерам (как и сегодня). [6] В 1922 году правительство (в то время находившееся под управлением Франции ) приняло первые законы, направленные на защиту и сохранение культурного пространства и наследия площади. В 2001 году площадь была объявлена нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО включена , а в 2008 году она была в ЮНЕСКО Список нематериального культурного наследия человечества . [18] [19]
Площадь
[ редактировать ]В течение дня его преимущественно занимают киоски с апельсиновым соком , продавцы воды с традиционными кожаными мешками для воды и медными чашками, молодежь с прикованными цепями берберийскими обезьянами и заклинателями змей, несмотря на охраняемый статус этих видов по марокканскому законодательству. [20] [21]
В течение дня предлагаемые развлечения меняются: заклинатели змей уходят, а ближе к вечеру площадь становится все более многолюдной, танцуют мальчики- хлеу (девушкам было бы противно устраивать такие развлечения), рассказчики ( рассказывающие свои истории на берберском или арабском языке местной аудитории), фокусникам и торговцам традиционными лекарствами. С наступлением темноты площадь заполняется десятками продуктовых ларьков, а количество людей на площади достигает пика.

С одной стороны площадь окружена базаром Марракеша, традиционным североафриканским рынком, обслуживающим как повседневные нужды местных жителей, так и туристическую торговлю. По другую сторону расположены отели, сады и террасы кафе, а узкие улочки ведут в переулки квартала Медина.
Площадь выполняет важную функцию для рассказчиков и помогает поддерживать культуру амазигов/берберов, и эти проявления культуры привлекли внимание всего мира. Немецкий режиссер Томас Ладенбургер снял 90-минутный документальный фильм о рассказчиках, и его значение для туризма также привлекло внимание ученых. [22]
Шедевр устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО
[ редактировать ]Идея ЮНЕСКО проекта «Шедевры устного и нематериального наследия человечества» исходила от людей, обеспокоенных ситуацией в Джамаа-эль-Фна. Это место известно своей активной концентрацией традиционной деятельности сказителей, музыкантов и исполнителей, но ему угрожало давление экономического развития. Борясь за защиту традиций, жители призвали к действиям на международном уровне, чтобы признать необходимость защиты таких мест, называемых «культурными пространствами», и других популярных и традиционных форм культурного самовыражения. [23]
ЮНЕСКО призывает сообщества выявлять, документировать, защищать, популяризировать и возрождать такое наследие. Знак ЮНЕСКО направлен на повышение осведомленности о важности устного и нематериального наследия как важного компонента культурного разнообразия.
Зрелище Джамаа-эль-Фна повторяется ежедневно, и каждый день оно разное. Меняется все — голоса, звуки, жесты, публика, которая видит, слушает, обоняет, пробует на вкус, осязает. Устная традиция обрамлена гораздо более обширной традицией, которую мы можем назвать нематериальной. Площадь, как физическое пространство, хранит богатую устную и нематериальную традицию.
- Хуан Гойтисоло , в речи, произнесенной на открытии Первого Прокламации, 15 мая 2001 г. [24]
взрыв 2011 года
[ редактировать ]
Незадолго до полудня 28 апреля 2011 года в результате взрыва, произошедшего в кафе на площади, 17 человек погибли и еще 25 получили ранения. По первоначальным сообщениям, причиной произошедшего стал случайный взрыв газа, но позже официальные лица обвинили «преступников» и «террористов». [25]
Землетрясение 2023 года
[ редактировать ]Землетрясение магнитудой 6,8. [26] обрушившийся на Марокко вечером в пятницу, 8 сентября 2023 года, сильно повредил мечеть Харбуш и обрушил ее минарет, возвышавшийся над площадью. [27] [28] В дни после землетрясения местные жители стали ночевать на площади на открытом воздухе, чтобы избежать потенциального воздействия толчков, которые могут привести к обрушению новых зданий. [29]
Пустяки
[ редактировать ]- Джамаа-эль-Фнаа, главная площадь Марракеша, была показана в пятом эпизоде 25-го сезона « Удивительных гонок» . [30]
- Площадь была показана в Альфреда Хичкока фильме «Человек, который слишком много знал» (1956).
- Интересный рассказ об этом месте 1970-х годов можно увидеть в Эстер Фрейд романе «Отвратительный извращенец» .
- Музыканты Джимми Пейдж и Роберт Плант записали на площади несколько песен и свой DVD "No Quarter - Unledded".
- Как и Джемаа-эль-Фна, площадь была упомянута в книге Джеймса Миченера 1971 года «Скитальцы» .
- Хуан Гойтисоло жил в Марракеше и сыграл важную роль в отнесении Джамаа-эль-Фна к одному из шедевров устного и нематериального наследия человечества.
- Площадь была использована в качестве места для фотосессии в реалити-шоу America's Next Top Model Cycle 16 .
- По неподтвержденным данным, политические активисты иногда подвергались тюремному заключению и подвергались жестокому обращению в полицейской тюрьме Джамаа-эль-Фна. [31]
- «Год в Марракеше» Книга британского писателя-путешественника Питера Мейна включает описания площади 1950-х годов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЮНЕСКО – Культурное пространство площади Джемаа-эль-Фна» . ich.unesco.org . Проверено 22 июня 2024 г.
- ↑ Мечеть на краю света , Тахир Шах , BBC Radio 3, 10 апреля 2010 г.
- ^ « Площадь Джама аль-Фнаа: большая площадь, окруженная тайнами» (араб.)» . Газета . Мараракеш Пресс. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 28 апреля 2011 г.
- ^ «Джемаа Эль Фна» . Одинокая планета . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. п. 263.
- ^ Jump up to: а б с д Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 590–593.
- ^ Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг . Париж: ЛиенАрт. п. 32.
- ^ Jump up to: а б с Скунти, Ахмед; Тебаа, Уидад (2006). Площадь Джемаа-эль-Фна: нематериальное наследие Марракеша, Марокко и человечества (на французском языке). Рабат: Бюро ЮНЕСКО в Магрибе. стр. 25–27 . Проверено 12 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
- ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN 2747523888 .
- ^ Беннисон, Амира К. (2016). Империи Альморавидов и Альмохадов . Издательство Эдинбургского университета.
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. стр. 212–220.
- ^ Jump up to: а б с Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines. стр. 91–94, 143.
- ^ «История площади Джемаа-эль-Фна» . Джемаа эль-Фна . Проверено 27 июня 2019 г.
- ^ Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN 2747523888 .
- ^ «Медина Марракеша – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Whc.unesco.org. 11 ноября 2008 г. Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ «Тысяча и одна ночь Джемаа-эль-Фны» . ЮНЕСКО . 29.11.2017 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «ЮНЕСКО – Культурное пространство площади Джемаа-эль-Фна» . ich.unesco.org . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ «Жизнь, приключения и открытия: Тайны Марракеша, Марокко» . Lifeadventurestariq.blogspot.com. 28 апреля 2010 г. Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ Бергин и Нейман (2014) Открытая нерегулируемая торговля дикой природой на рынках Марокко. Бюллетень TRAFFIC доступен на сайте Researchgate.net , по состоянию на 23 марта 2015 г.
- ^ Меролла, Даниэла (2014). «Перекрестки: амазигское (берберское) литературное пространство». В Брэтте Кирстин Рут; Эльбусти, Юнесс М.; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Жизнеспособность и динамизм: промежуточные диалоги языка, политики и религии в литературной традиции Марокко . Лейден УП. С. 47–48, 57 (см. прим. 7). ISBN 9789400601864 .
- ^ «Конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 года» . ЮНЕСКО . Проверено 5 сентября 2009 г.
- ^ Хуан Гойтисоло (15 мая 2001 г.). «Защита культур, находящихся под угрозой исчезновения» . ЮНЕСКО.орг . Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ «Марокко: бомба в Марракеше попала в площадь Джемаа-эль-Фна» . Новости Би-би-си . 28 апреля 2011 г.
- ^ «Исторические места, разрушенные землетрясением: краткий обзор» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ «Огромные разрушения обнаружены в отдаленных регионах после землетрясения в Марокко» . Новости Би-би-си . Проверено 10 сентября 2023 г.
- ^ Раху, Джихане (9 сентября 2023 г.). «ЮНЕСКО выражает обеспокоенность по поводу культурного наследия Марракеша после землетрясения» . Мировые новости Марокко . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ «Смотреть: обломки окружают репортера возле частично разрушенной мечети» . Новости Би-би-си . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Уокер, Джоди (25 октября 2014 г.). «Краткий обзор удивительной гонки: «Марокк» и «Ролл» » . Развлекательный еженедельник . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «История Ильхама: пытки под барабаны Джамаа аль-Фна» . Проект Касама . 29 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 5 января 2015 г.
- «Приблизительный путеводитель по Марокко» , 2001. Издательство Rough Guide. ISBN 1-85828-601-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]
