Jump to content

Мечеть Баб Дуккала

Координаты : 31 ° 37'52 "N 7 ° 59'44,7" W  /  31,63111 ° N 7,995750 ° W  / 31,63111; -7,995750
Мечеть Баб Дуккала
Религия
Принадлежность Суннитский ислам
Год освящен 1570–71 гг. Н. Э. (979 г. хиджры)
Статус Активный
Расположение
Расположение Марракеш , Марокко
Географические координаты 31 ° 37'52 "N 7 ° 59'44,7" W  /  31,63111 ° N 7,995750 ° W  / 31,63111; -7,995750
Архитектура
Тип Мечетный комплекс
Стиль Саадская архитектура, марокканская , исламская
Основатель Lalla Ma'suda bint Ahmad
Новаторский 1557–58 гг. Н. Э. (965 г. хиджры)
Завершенный 1570–71 гг. Н. Э. (979 г. хиджры)
Технические характеристики
угрожать (а) 1
Материалы кирпич, дерево

Мечеть Баб Дуккала ( араб . مسجد باب دكالة ) или Мечеть Баб Дуккала — главная районная мечеть ( пятничная мечеть ) в Марракеше , Марокко , построенная в 16 веке. Он назван в честь близлежащих городских ворот Баб Дуккала в западных городских стенах. Она также известна как мечеть аль-Хурра (или Мечеть Свободного, по имени ее основателя Массауда аль-Визкития ). [1] [2]

Историческая справка

[ редактировать ]
Фонтан, примыкающий к пристройке для омовений (к северу от мечети), вид 1915 года.

Он был построен по заказу Лаллы Масуда бинт Ахмад , жены Мухаммада аль-Шейха (основателя династии Саади ) и матери султана Ахмада аль-Мансура во времена династии Саади. [1] Строительство мечети началось в 1557-58 гг. н. э. (965 г. хиджры ) и, вероятно, завершилось около 1570-71 гг. н. э. (979 г. хиджры), что приходилось на период правления Мулая Абдаллы аль-Галиба . [1] [3] Статус Лаллы Масуда как влиятельной, «свободной» или независимой женщины, возможно, дал мечети альтернативное название Джами аль-Хурра («Мечеть свободы»). [1]

В 1557–1558 годах султан приказал переселить еврейское население города в район, расположенный ближе к Касбе (королевской цитадели), что привело к созданию еврейской меллы , которая продолжала существовать и в наше время. Строительство новой меллы, вероятно, было завершено примерно в 1562–1563 годах. [3] Между тем, опустошение старых еврейских кварталов освободило в городе большое пространство, которое можно было перестроить. Мечеть Баб-Дуккала вместе с мечетью Муассин , построенной примерно в то же время, по-видимому, были частью более масштабного плана по строительству новых «образцовых» кварталов в этом районе. [3] Он был задуман как часть целостного религиозного и гражданского комплекса, который включал, помимо самой мечети, медресе , библиотеку, хамам (общественную баню) с уборными, дом для омовения или мидаа ( араб . ميضأة) и общественный фонтан для раздачи воды местным жителям. [3] [1] Хотя многие мечети эпохи Маринидов также были построены с пристроенными помещениями, [4] этот тип грандиозного архитектурного комплекса был беспрецедентным в Марокко и, возможно, на него повлияла традиция строительства таких комплексов в мамлюкском Египте и в Османской империи . [5]

Минарет, судя по всему, был пристроен через некоторое время после постройки мечети. Основываясь на его стиле, Ксавье Салмон предполагает, что он, возможно, был построен примерно в то же время, что и минарет Завии Сиди-Бель-Аббес (построенный Абу Фарисом Абдаллой ), в начале 17 века. [1] : 37–38  Три арки на внешнем северо-восточном фасаде мечети, рядом с основанием минарета, вероятно, также датируются этим временем и служили для укрепления стен, поддерживающих минарет. [1] : 37–38  [5] : 414  Историк Гастон Девердан утверждал, что мечеть, мидаа , фонтан и хаммам этого комплекса, вероятно, были построены одновременно во время первоначального строительства, в то время как минарет, небольшое прилегающее медресе (больше не сохранившееся) и мсид была построена позже (возможно , (кораническая школа для детей), ранее примыкавшая к мидаа, позже, в период Саадов). [5] : 415  [1]

Архитектура

[ редактировать ]
Северный входной проем мечети

По форме и планировке мечеть очень похожа на мечеть Муассин, построенную вскоре после нее. Он также продолжает многие архитектурные характеристики более ранних мечетей Альмохадов, таких как мечеть Кутубия и мечеть Тинмал . [1] Хотя архитектура мечети Баб-Дуккала немного меньше, чем мечеть Муассин, она в некотором смысле более сложна и более тщательно оформлена. [1] [6] Сама мечеть имеет стандартный для саадского периода план этажа: ее южная часть представляет собой гипостильный молитвенный зал, а чуть более крупная северная часть состоит из почти квадратного внутреннего двора ( сана ), окруженного со всех сторон крытой галереей арок. Двор имеет размеры 29 на 30 метров, в центре находится фонтан. [1] : 36–38  [6] Минарет расположен в северо-восточном углу мечети. Его фасады украшены мотивами дардж-ва-ктафа и глухими ламбрекеновыми арками. [1] : 37 

Молитвенный зал разделен на 7 проходов или нефов рядами подковообразных арок, идущих перпендикулярно юго-восточной стене ( стене киблы ), причем центральный проход немного шире остальных. мечети Этот центральный проход совмещен с михрабом (нишей в юго-восточной стене, символизирующей киблу ) и также выделен с обоих концов декоративным куполом наверху. [1] [5] : 413–414  Купол на юго-восточном конце, прямо перед михрабом, имеет типичный квадратный план, заполненный мукарнами . Купол в северо-западном конце нефа, у входа со двора, имеет восьмиугольную форму, которая также заполнена композициями мукарна и переход которой с квадратным пространством внизу достигается четырьмя косами мукарны . [1] Это более сложное творение, возможно, датируется реконструкцией, проведенной в 1852–1853 годах н. э. (1269 г. хиджры) Мухаммадом ас-Шейхом аль-Мамуном (будущим Мухаммедом IV ) во время правления Мулая Абд ар-Рахмана , о чем свидетельствует надпись на куполе. [1] : 37  Другой неф также проходит вдоль юго-восточной стены, параллельно ей и перпендикулярно остальным нефам, образуя «Т-план» с центральным нефом мечети. Этот поперечный неф отделен от остальной части мечети рядом поперечных арок (т.е. идущих перпендикулярно другим аркам мечети) с заостренным профилем ламбрекена . Михраб дополнительно подчеркнут двумя арками-ламбрекенами с обеих сторон, которые продолжают линию арок вдоль главного центрального нефа мечети. Три арки ламбрекенов, окружающие михраб, которые немного более сложны, чем все остальные, также украшены мукарнами внутри своих интрадосов . Поперечный неф также выделен квадратным куполом мукарнаса с обоих концов, в юго-западном и юго-восточном углах мечети. [1] [5] : 413–414  Наконец, арки в остальной части молитвенного зала украшены лепными полосами с относительно простым геометрическим орнаментом, образующими полупрямоугольные рамы на поверхности стен вокруг каждой арки. [1]

Украшение михраба состоит из обычной резной лепнины на поверхности стены вокруг арочного проема с различными арабесками и полосой геометрических мотивов надписи, , а также куфической проходящей в квадратной рамке вокруг арки. Ниша внутри михраба перекрыта небольшим восьмиугольным куполом мукарнас. Ксавье Салмон отмечает, что, хотя украшение михраба в этой и других мечетях Саади очень похоже на более ранние мечети Альмохадов в Марракеше, украшение более повторяющееся и менее разнообразное в деталях, в то же время умножая количество различных полос. или фризы с резными мотивами. [1] : 40–41 

В юго-западном углу мечети, простираясь от поперечного прохода перед стеной киблы, находится комната, называемая бейт аль-итикаф ( араб . بيت الاعتكف ), которая служила местом для духовного уединения. Он состоит из небольшой квадратной комнаты, в которую ведет короткая лестница, с двойным арочным окном, выходящим обратно в молитвенный зал мечети. Оконные арки украшены скромной лепниной, а колонна выполнена из мрамора и украшена капителью , украшенной мукарнами. Эта особенность также встречается в мечети Муссин, хотя байт аль-итикаф мечети Муссин имеет немного более богатое оформление. [1] : 57–58 

Уличный фонтан и другие пристройки

[ редактировать ]
Вид на уличный фонтан сегодня
Детали фонтана поближе

Как и мечеть Муассин, мечеть Баб Дуккала имеет дом для омовения ( мидаа ), включенный в отдельное строение, расположенное на северо-восточной стороне мечети (напротив улицы от минарета). Это сооружение представляет собой прямоугольный двор, в центре которого расположен большой прямоугольный павильон, в котором находится длинный бассейн с водой, который помогает совершать омовения ( вуду ) перед молитвой. По периметру двора расположен ряд небольших комнат с уборными. Такое архитектурное решение может иметь прецеденты еще в период Альморавидов, поскольку Кубба Баадиин , бывшая киоск для омовений в мечети Бен Юсефа , имеет очень похожую планировку. Крытый павильон над водным бассейном во дворе также примечателен деревянным потолком из берхлы или артесонадо . [1] : 64–66 

фонтан ; Снаружи строения мидаа также находится богато украшенный уличный Саадская архитектурная традиция также наблюдается в фонтане Муассин и фонтане Шроб-у-Шоф (и снова с прецедентами, найденными в комплексе Бен Юсефа эпохи Альморавидов). [1] : 70  Фонтан, примыкающий к северо-восточному фасаду мидаа , состоит из трех арочных отсеков справа, в которых находились корыта с водой для животных, и четвертого отсека слева, в котором находился бассейн с водой для людей. (Деревянная решетка на отверстии фонтана традиционно не позволяла крупным животным добраться до воды, предназначенной для людей.) Таким образом, объект обеспечил водой окрестности, что стало актом благотворительности, который также имел религиозный подтекст. Только фонтан для людей отличается каким-либо декором: свод фонтана украшен резными лепными консолями, ниже ступенчатой ​​деревянной перемычки , над которой находится деревянный навес. Нынешние лепные консоли, вероятно, относятся к более поздним реставрациям, но деревянные перемычки над ними, скорее всего, оригинальные. Они сделаны из кедрового дерева и украшены резьбой того же типа, что и другие фонтаны эпохи Саадов. [1] : 70–72  Помимо цветочных мотивов, на верхней перемычке вырезана надпись сулуфским шрифтом, которая гласит (примерный перевод): «Самые красивые слова, которые были сказаны, это: хвала Богу при всех обстоятельствах!» [1] : 72 

Хамам (баня) комплекса была еще одной услугой, оказываемой жителям района, позволяющей поддерживать личную гигиену и совершать полное омовение . Он расположен к юго-востоку от Мидаа , через дорогу. Как и хаммам Муассина и другие марокканские хаммамы в целом, он состоит из раздевалки ( куда сначала входят гости), за которой следуют холодная комната , теплая комната и горячая комната . (Гости переходили из холодной комнаты в более жаркие помещения, где пар должен был вызвать потоотделение.) Парные, в которых постоянно было влажно, перекрыты кирпичными куполами, защищенными штукатуркой, но без отделки. Раздевалка, напротив, была богато украшена. Он состоит из квадратной комнаты с четырьмя колоннами, образующими внутри квадрат немного меньшего размера. Периферийное пространство вокруг этих колонн образует узкую галерею, покрытую деревянными потолками и украшенную большим лепным фризом вдоль верхних стен, украшенным резными мотивами 16-конечных звезд. Четыре колонны поддерживают изогнутые арки из деревянных перемычек (по своей концепции похожие на уличный фонтан) под большим квадратным потолком с фонарями, покрытым деревянным куполом. Деревянный потолок – еще один хорошо продуманный вариант. Берхлаская конструкция украшена геометрическим кессоном и резьбой. Деревянные перемычки и кронштейны арок галереи украшены барельефами из растительных арабесок и абстрактными каллиграфическими мотивами. На нижней перемычке, вперемешку с другими мотивами, расположены изящные надписи Тулута (по стилю похожие на надписи фонтана) с восхвалением Бога и другими благословениями здоровья и процветания. По словам Ксавье Сальмона, орнамент в этой комнате, более сложный, чем орнамент хаммама Муассина, является одним из самых великолепных образцов резьбы по дереву периода Саадов. [1] : 66–68 

Бывшее медресе мечети было пристроено к восточной стороне здания (или к северо-западному углу здания), но не сохранилось и с тех пор было заменено более новыми постройками. Небольшая кораническая школа для детей, msid , также раньше была пристроена на восточной стороне фонтана, в комнате, расположенной на верхнем этаже, куда ведет крутая лестница, но она тоже исчезла. (Однако та же особенность сохранилась и в комплексе мечети Муассин.) [1] : 76 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Лосось, Ксавье (2016). Марракеш: Саадское великолепие: 1550-1650 гг. (на французском языке). Париж: ЛиенАрт. стр. 34–76. ISBN  9782359061826 .
  2. ^ Исследователь Ахмед Мутафакир/профессор. «Мечеть Баб Дуккала в Марракеше… история… и удобства » . Марракеш: Ворота Марракеша (на арабском языке). Архивировано из оригинала 19 ноября 2017 г. Проверено 17 мая 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Уилбо, Квентин (2001). Медина Марракеша: Формирование городских пространств древней столицы Марокко . Париж: L'Harmattan. ISBN  2747523888 .
  4. ^ Алмела, Иньиго (2019). «Религиозная архитектура как инструмент обновления города: два религиозных комплекса периода Саади в Марракеше». Аль-Масак . 31 (3): 272–302.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Девердан, Гастон (1959). Марракеш: от истоков до 1912 года . Рабат: Éditions Techniques Nord-Africaines.
  6. ^ Jump up to: а б Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла. стр. 385–386.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b86b60bbbe41759147437fe9ce30d4e6__1718427900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/e6/b86b60bbbe41759147437fe9ce30d4e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bab Doukkala Mosque - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)