Мулай Идрисс Зерхун
Мулай Дрисс Зерхун | |
---|---|
Сверху по часовой стрелке: вид на город, видна пирамидальная крыша мавзолея Мулая Идриса; вход в комплекс мечети и мавзолея Мулая Идриса I; Цилиндрический минарет мечети Сентисси; и Мавзолей-мечеть Сиди Абдаллаха эль-Хаджама. | |
Координаты: 34 ° 3'15 "N 5 ° 31'38" W / 34,05417 ° N 5,52722 ° W | |
Страна | ![]() |
Область | Фес-Мекнес |
Высота | 1740 футов (530 м) |
Население (2014) [1] | |
• Общий | 11,615 |
Часовой пояс | UTC+0 ( ВЛАЖНЫЙ ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+1 ( ЗАПАД ) |
Мулай Идрисс , Мулай Дрисс Зерхун или просто Зерхун ( араб . مولاي إدريس زرهون ) — город в Фес-Мекнес регионе на севере Марокко , раскинувшийся на двух холмах у подножия горы Зерхун . [2] Он известен тем, что здесь находится могила Идриса I , первого крупного исламского правителя Марокко, в честь которого назван город. Он расположен недалеко от Мекнеса и выходит на руины Волюбилиса в нескольких километрах.
История
[ редактировать ]
Идрис I (известный как Мулай Идрис) был потомком Мухаммеда , который бежал с Аббасидами, территории, контролируемой после битвы при Фахе, потому что он поддерживал побежденных прошиитских повстанцев . [3] Он обосновался в Уалили ( Волюбилис ), бывшем римском городе, который к тому времени был в основном населен берберами и небольшим населением иудео-христианского происхождения. [4] Он использовал свой престиж как потомок Мухаммеда, чтобы заключить союз с местными берберскими племенами (в частности, с Авраба) в 789 году и быстро стал самым важным религиозным и политическим лидером в регионе. Поскольку старое место Романа Волюбилиса располагалось на открытой равнине и считалось уязвимым, поселение переместилось на несколько километров вверх в сторону гор, предположительно вокруг места нынешнего города Мулай Идрисс, оставив старые римские руины заброшенными. [5] : 22
Идрис I умер вскоре после этого в 791 году, возможно, был отравлен по приказу аббасидского халифа Харуна ар-Рашида , незадолго до рождения его сына Идриса (II). [3] [4] Когда Идрис II достиг совершеннолетия и официально занял пост правителя в 803 году, он продолжил дело своего отца и значительно расширил власть нового государства Идрисидов . В результате династия Идрисидов сыграла центральную роль в ранней исламизации Марокко, сформировав первое настоящее «исламское» государство, консолидировавшее власть над большей частью своей территории. [3] Они также основали важный город Фес , примерно в 50 километрах отсюда, который стал столицей Идрисидов при Идрисе II. [3] [6]
Ранняя история Мулая Идрисса Зерхуна (иногда его называют просто Мулаем Идрисом) [7] [8] ) как город широко не обсуждается историками. Вероятно, на этом месте с видом на Волюбилис/Уалили существовал мавзолей Идриса I с момента его смерти. Гробница, вероятно, была помещена внутри куббы (общий термин для купольного здания или сооружения), а имя Уалили в конечном итоге было заменено именем Мулай Идрисс. [2] [5] Некоторые антиидрисидские правители Феса X века утверждали, что Идрис II также был похоронен здесь (а не в своей предполагаемой гробнице в самом Фесе), хотя широко распространено мнение, что он похоронен в Фесе, где его мавзолей и мечеть до сих пор сохранились . большое значение сегодня. [9]
Хотя город рано стал местом паломничества, после Идриса II его быстро затмил Фес, который стал самым важным городом региона. [5] Популярность Идриса I и его сына как мусульманских «святых» и деятелей национального значения не была постоянной на протяжении всей истории Марокко, и их статус значительно снизился после окончания влияния Идрисидов в 10 веке. [9] [4] Альморавиды . , следующая после них крупная марокканская династия, враждебно относились к культу святых и другим практикам, которые считались менее ортодоксальными из-за их более строгих взглядов на ислам [3] И только в период Маринидов , начиная с 14 века, основатели Идрисидов снова прославились, и их религиозное значение возросло. [5] Ранним признаком этого стало предполагаемое повторное открытие останков Идриса I в 1318 году в Мулай Идрис Зерхун, что, по-видимому, вызвало сенсацию среди местного населения и привлекло внимание властей Маринидов. [10] [4] : 180 ежегодный муссе (религиозный фестиваль) в августе, посвященный Мулаю Идрису I. В это время был учрежден и начал обретать форму [5] : 100
Сам мавзолей, видимо, мало изменился на протяжении многих столетий. [2] При шарифских династиях Марокко, Саади и (особенно) Алауитах , которые также заявляли о своем происхождении от Мухаммеда, статус Идриса I и II как основополагающих фигур в марокканской истории еще больше повысился, чтобы повысить легитимность новых династий. [9] Мулай Исмаил , могущественный и долгое время правивший алауитским султаном между 1672 и 1727 годами, приказал снести существующий мавзолей и перестроить его в более грандиозном масштабе. Для этой цели были приобретены прилегающие помещения. Строительство продолжалось с 1719 по 1721 год. [2] После завершения Мулай Исмаил приказал регулярно совершать хутбу (пятничную проповедь) в мечети мавзолея, что сделало ее главной пятничной мечетью города. [2] В 1822 году алауитский султан Мулай Абдеррахман (Абд ар-Рахман) приобрел еще одну собственность, примыкающую к мавзолею, чтобы перестроить мечеть в еще большем и роскошном масштабе. [2] При султане Сиди Мухаммеде (Мохаммеде IV; правил 1859–1873 гг.) из керамической плитки Ибн Махлуф добавил некоторые искусные украшения мастер из Мекнеси . [2]
После обретения Марокко независимости в 1956 году мавзолей был отремонтирован, а мечеть снова расширена королем Мухаммедом V и его сыном Хасаном II. [2] По сей день могила Идриса является местом паломничества и центром популярного муссема (религиозного фестиваля), проводимого каждый август. [2] [8] Золотошвейное . покрытие над его могилой регулярно заменяется каждые один или два года во время собственного ритуала, на котором присутствуют религиозные и политические деятели [2] Из-за своего статуса священного города и святилища, город был закрыт для немусульман до 1912 года, а немусульмане не могли оставаться на ночь до 2005 года. [8]
С 1995 года Мулай Идрисс Зерхун включен в ЮНЕСКО Предварительный список объектов всемирного наследия . [11]
География
[ редактировать ]В настоящее время город находится в Фес-Мекнес регионе . С 1997 по 2015 год находился в Мекнес-Тафилалете . [ нужна ссылка ] Руины берберско - римского города Волюбилис расположены всего в пяти километрах. [8] Идрис I взял отсюда много материалов, чтобы построить свой город. Еще дальше находятся города Мекнес (около 28 км по дороге). [2] ) и Фес (около 50 км).
Город расположен на двух соседних предгорьях гор Зерхун , Хибер и Тасга, которые образуют два основных района города. [7] Между ними находится мавзолей и религиозный комплекс Мулая Идриса. Хибер — самый высокий из двух холмов, и с его вершины открывается вид на религиозный комплекс и остальную часть города. [7] Мечеть Сентисси и мавзолей-мечеть Сиди Абдаллаха эль-Хаджама также расположены недалеко от вершины Хиберского холма. [7]
Известные места и достопримечательности
[ редактировать ]
Завия Мулая Идриса I
[ редактировать ]Завия (религиозный комплекс , включающий мавзолей, мечеть и другие удобства; также пишется как зауя ) Мулая Идриса расположена в центре города, вход в нее находится недалеко от главной городской площади. [8] До него можно добраться по длинному коридору, ведущему к главному зданию. Сюда входит мавзолей, узнаваемый издалека по огромной пирамидальной крыше с зеленой черепицей, и территория мечети. [2] [7] [8] Здесь также есть высокий минарет с квадратным валом, типичный для марокканской архитектуры. Убранство богатое и датируется алауитским периодом, в том числе XX веком. [2] Завия запрещена для немусульман. [8]
Цилиндрический минарет
[ редактировать ]Мечеть Сентисси была построена в 1939 году местным жителем после его возвращения из хаджа в Мекку . [7] [12] Утверждается, что здесь находится единственный цилиндрический минарет в Марокко. [7] [13] Минарет покрыт зеленой плиткой с белыми в куфическом стиле, арабскими буквами обозначающими суру из Корана . [7] В настоящее время мечеть является коранической школой ( медресе ) и также называется Медресе Идрисси. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Всеобщая перепись населения и жилищного фонда 2014 года: легальное население Марокко» . Высшая плановая комиссия . п. 49 . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар Эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Андалузское Марокко: открытие искусства жизни (2-е изд.). Министерство культуры Королевства Марокко и Музей без границ. ISBN 978-3902782311 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521337674 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ривет, Дэниел (2012). История Марокко: от Мулая Идриса до Мухаммеда VI . Фаярд. ISBN 9782213638478 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Ачуар, Амина (2005). Фес, Мекнес . Фламмарион.
- ^ Стефан Гудвин, Наследие урбанизации Африки: разворачивающаяся сага о континенте , 2006, Lexington Books, 514 страниц. ISBN 0739107313 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Приблизительный путеводитель по Марокко . Лондон: Грубые гиды. 2016. С. 212–13. ISBN 9780241236680 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Одинокая планета: Марокко (12-е изд.). Одинокая планета. 2017. С. 334–36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гаудио, Аттилио (1982). Фес: жемчужина исламской цивилизации . Париж: Пресса ЮНЕСКО: Новые латинские издания. стр. 123–131. ISBN 2723301591 .
- ^ Линц, Янник; Делери, Клэр; Туиль Леонетти, Булле (2014). Средневековое Марокко: Империя от Африки до Испании . Париж: издания Лувра. стр. 432–435. ISBN 9782350314907 .
- ^ «Мулай Идрисс Зерхун» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 января 2020 г.
- ^ «Цилиндрический минарет | Мулай Идрисс Зерхун, Достопримечательности Марокко» . www.lonelyplanet.com . Проверено 14 января 2020 г.
- ^ Уильямс, Сара. «Это самые потрясающие и красивые мечети Марокко» . Культурное путешествие . Проверено 14 января 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Лексикориент
- Изображения Мулая Идрисса в архиве цифровых фотографий Манар аль-Атар