Jump to content

Волюбилис

Координаты : 34 ° 04'16 "с.ш. 05 ° 33'13" з.д.  / 34,07111 ° с.ш. 5,55361 ° з.д.  / 34,07111; -5,55361

Волюбилис
Неустойчивые руины
Волюбилис находится в Марокко.
Волюбилис
Показано в Марокко
Расположение Префектура Мекнес , Фес-Мекнес , Марокко
Область Мавритания
Координаты 34 ° 04'16 "с.ш. 05 ° 33'13" з.д.  / 34,07111 ° с.ш. 5,55361 ° з.д.  / 34,07111; -5,55361
Тип Урегулирование
История
Основан 3 век до н.э.
Заброшенный 11 век нашей эры
Культуры Берберы , финикийцы , карфагеняне , мавританцы , римляне , идрисиды.
Официальное название Археологический памятник Волюбилис
Тип Культурный
Критерии ii, iii, iv, vi
Назначен 1997 г. (21-я сессия )
Справочный номер. 836
Область Североафриканские государства

Волюбилис ( Латинское произношение: [wɔˈɫuːbɪlɪs] ; Арабский : وليلي , латинизированный : валили ; Берберские языки : ⵡⵍⵉⵍⵉ , латинизированный: wlili ) — частично раскопанный берберско-римский город в Марокко, расположенный недалеко от города Мекнес , который, возможно, был столицей Королевства Мавретания , по крайней мере, со времен короля Джубы II . До Волюбилиса столица королевства могла находиться в Гильде. [1] [2]

Построенный в плодородной сельскохозяйственной зоне, он развивался с III века до нашей эры как берберское, затем протокарфагенское поселение , а затем стал столицей королевства Мавретания. Он быстро рос под римским правлением, начиная с I века нашей эры, и расширился, охватив около 42 гектаров (100 акров) с цепью стен длиной 2,6 км (1,6 мили). Во 2 веке город приобрел ряд крупных общественных зданий, в том числе базилику , храм и триумфальную арку . Его процветание, основанное главным образом на выращивании оливок , побудило к строительству множества прекрасных таунхаусов с большими мозаичными полами.

Город пал перед местными племенами около 285 г. и так и не был взят обратно Римом из-за его удаленности и незащищенности на юго-западной границе Римской империи . Он продолжал быть заселенным еще как минимум 700 лет, сначала как латинизированная христианская община, а затем как раннее исламское поселение. В конце 8 века он стал резиденцией Идриса ибн Абдаллы , основателя династии Идрисидов в Марокко. К 11 веку Волюбилис был заброшен после того, как резиденция власти была перенесена в Фес . Большая часть местного населения была переселена в новый город Мулай Идрисс Зерхун , примерно в 5 км (3,1 мили) от Волюбилиса.

Руины оставались практически нетронутыми, пока не были разрушены землетрясением в середине 18 века и впоследствии разграблены марокканскими правителями, искавшими камень для строительства Мекнеса. Лишь во второй половине XIX века это место было окончательно идентифицировано как место расположения древнего города Волюбилис. Во время и после периода французского правления в Марокко около половины территории было раскопано, и было обнаружено множество прекрасных мозаик, а некоторые из наиболее известных общественных зданий и домов высокого статуса были восстановлены или реконструированы. Сегодня это ЮНЕСКО объект Всемирного наследия , внесенный в список как «исключительно хорошо сохранившийся пример большого римского колониального города на окраине Империи».

Происхождение его названия неизвестно, но, возможно, это слова Walilt латинизация берберского , что означает олеандр , который растет по бокам долины. [3] Его также можно было бы рассматривать как прямой перевод имени амазигов, если бы оно было связано с корнем WLLY, означающим «вращаться, вращаться». [4]

Латинский словарь Льюиса и Шорта дает латинское значение слова «volubilis» как « то, [что] вращается или (чаще) то, [которое] вращается , вращается , вращается , кружится , кружится , катится , вращается ». [5] Слово упоминается в Горация Посланиях (1, 2, 43): . оно течет и будет течь, кружась вечно [5] [6] В классической латыни буква «v» в слове «volubilis» произносилась как «w», что делало произношение ближе к современному амазигскому и арабскому произношению. [7]

Шарль-Жозеф Тиссо (1828–1884) обнаружил, что то, что некоторые источники на арабском языке называют « Каср Фараон » ( قصر فرعون Дворец фараона ), соответствует Волюбилису. [8] Этот термин до сих пор используется местными жителями, иногда его сокращают до لقصر Эль Ксар, что означает «Дворец». [9]

Основание и римская оккупация

[ редактировать ]

Построенный на мелком склоне под горой Зерхун , Волюбилис стоит на хребте над долиной Хумане (Хуман), где в него впадает небольшой приток, называемый Фертасса. [10] Он возвышается над плодородной аллювиальной равниной к северу от современного города Мекнес . [10] Территория вокруг Волюбилиса была заселена, по крайней мере, со времен позднеатлантического неолита , около 5000 лет назад; Археологические раскопки на этом месте обнаружили неолитическую керамику, дизайн которой сравним с изделиями, найденными в Иберии . [11] К третьему веку до нашей эры здесь уже присутствовали карфагеняне , о чем свидетельствуют остатки храма пунического бога Ваала и находки керамики и камней с надписями на финикийском языке . [12]

Пуническая стела, найденная в Волюбилисе. [13]

Город находился на территории королевства Мавретания Рима , которое стало клиентским государством после падения Карфагена в 146 г. до н.э. [12] Пуническое влияние продолжалось в течение значительного времени после этого, поскольку магистраты города сохраняли карфагенский титул суфете еще долго после окончания пунического правления. [14] Джуба II Нумидийский в 25 г. до н.э. и сосредоточил свое был возведен на мавританский трон Августом внимание на строительстве второй столицы в Волюбилисе. [15] Получивший образование в Риме и женатый на Клеопатре Селене II , дочери Марка Антония и Клеопатры , Джуба и его сын Птолемей были полностью романизированными королями, хотя и имели берберское происхождение; их предпочтение римскому искусству и архитектуре явно отразилось на дизайне города. [12]

Карта юго-западной Иберии и крайнего северо-запада Африки с отмеченными римскими дорогами и городами.
Карта Мавритании Тингитана с указанием местонахождения Волюбилиса

После того, как Клавдий аннексировал Мавретанию в 44 году нашей эры, город существенно вырос благодаря своему богатству и процветанию, обеспечиваемым плодородными землями провинции, которые производили ценные экспортные товары, такие как зерно, оливковое масло и дикие животные для гладиаторских зрелищ. На пике своего развития в конце II века в Волюбилисе проживало около 20 000 жителей — очень значительная численность населения для римского провинциального города. [16] – и окружающий регион также был хорошо заселен, судя по более чем 50 виллам, обнаруженным в этом районе. [17] Он был упомянут географом I века нашей эры Помпонием Мелой , который описал его в своей работе De situ orbis libri III как один из «самых богатых городов, хотя и самых богатых среди малых» в Мавритании. [18] Он также упоминается Плинием Старшим II века , а в «Маршруте Антонина» упоминается его местоположение и называется Volubilis Colonia . [19] В его населении преобладали романизированные берберы. [20]

Арка Каракаллы (Триумфальная арка)

Город оставался верным Риму, несмотря на восстание в 40–44 гг. н. э., которое возглавил один из вольноотпущенников Птолемея , Эдемон , а его жители были вознаграждены предоставлением гражданства и десятилетним освобождением от налогов. [17] Городу был присвоен статус муниципалитета , в пуническом стиле а его система управления была пересмотрена: суффеты были заменены ежегодно избираемыми дуумвирами или парами магистратов. [20] Однако положение города всегда было шатким; он был расположен на юго-восточной окраине провинции, напротив враждебных и все более могущественных берберских племен. Кольцо из пяти фортов, расположенных в современных деревнях Айн Шкор , Блед-эль-Гаада, Сиди-Мусса , Сиди-Саид и Блед-Такурарт (древняя Токолосида ), было построено для укрепления обороны города. [17] Сиди-Саид был базой для Cohors IV Gallorum equitata , вспомогательного кавалерийского подразделения из Галлии , а в Айн-Шкоре размещались латиноамериканские и бельгийские когорты. Сиди-Муса была местом дислокации когорты парфян , а в Тосколосиде базировалась галльская и сирийская конница. [21] Рост напряженности в регионе ближе к концу II века побудил императора Марка Аврелия распорядиться построить цепь стен длиной 2,5 км (1,6 мили) с восемью воротами и 40 башнями. [17] Волюбилис был связан дорогой с Ликсом и Тингисом (столица римской провинции Мавретания Тингитана , современный Танжер ), но не имел связей на востоке с соседней провинцией Мавретания Цезарьская территория берберского племени бакватов . , поскольку между ними лежала [17] Еврейская община существовала в Волюбилисе в третьем веке, о чем свидетельствуют несколько надгробных надписей на иврите, греческом и латинском языках и лампы в форме меноры . Это самое юго-западное место, где была найдена древняя еврейская надпись. [22]

Мозаика в Волюбилисе

Контроль Рима над городом закончился после хаоса кризиса третьего века , когда империя почти распалась, когда ряд генералов захватили и потеряли власть в результате гражданских войн, дворцовых переворотов и убийств. Около 280 г. римское правление рухнуло на большей части Мавритании и так и не было восстановлено. В 285 году император Диоклетиан реорганизовал то, что осталось от провинции, сохранив за собой только прибрежную полосу между Ликсом, Тингисом и Септой (современная Сеута ). Хотя римская армия базировалась в Тингисе , было решено, что отвоевывать уязвимый приграничный регион будет слишком дорого. [17] Однако оккупация города продолжалась, поскольку прекрасные мозаики, такие как гонка на колесницах, проводимых животными в Доме Венеры, не могли быть созданы ранее четвертого века. Статуя, изображающая доброго пастыря со скрещенными руками, может быть намеком для христиан в городе и свидетельством того, что в начале четвертого века крестились , как предполагает Тувено. [23] Конец римского города, вероятно, наступил в результате землетрясения конца века, в результате которого среди обломков домов были похоронены многочисленные бронзовые статуи. [24]

После римлян

[ редактировать ]

Волюбилис продолжал быть заселенным на протяжении веков после окончания римского контроля. Он определенно был вновь оккупирован Восточной Римской империей в шестом и седьмом веках, когда три христианские надписи датированы провинциальным годом. [25] [ не удалось пройти проверку ] Ко времени прибытия арабов в 708 г. [16] [ нужен лучший источник ] название города было изменено на Уалила или Валили , и его населяли Авраба, берберское племя, зародившееся в Ливии . Большая часть центра города была заброшена и превращена в кладбище, а жилой центр переместился на юго-запад города, где была построена новая стена, чтобы сдержать сокращенный римский город. [26]

Волюбилис оставался столицей региона даже в исламский период. На этом месте были найдены исламские монеты VIII века, что свидетельствует о приходе ислама в эту часть Марокко. [20] Они сконцентрированы за пределами городских стен, что позволяет предположить, что арабские поселения оставались отличными от поселений берберов внутри них. Именно здесь Мулай Идрисс основал династию Идрисидов в Марокко в 787–788 годах. Прямой потомок исламского пророка Мухаммеда , он бежал в Марокко из Сирии после битвы при Фаххе в 787 году. Он был провозглашен « имамом » в Волюбилисе, оккупированном Аврабой, при Исхаке ибн Мухаммеде. Он женился на Канзе из племени Авраба и родил сына Идриса II , который был провозглашен имамом в Волюбилисе. Он тоже жил за пределами городских стен, на берегу Вади Хумане, где недавно был раскопан комплекс, который можно идентифицировать как его штаб-квартиру. [27] Идрисс I за три года своего правления завоевал большую часть Северного Марокко, основав город Фес . приказу халифа Багдада Харуна Он был убит в Волюбилисе в 791 году по ар -Рашида . [28] [20] По достижении совершеннолетия Идрисс II переехал в Фес , который стал его новой столицей, лишив Волюбилис последних остатков политического значения. [28]

Панорамный вид на руины с полями спереди и сзади и горами вдалеке. Видны несколько реконструированных зданий, включая базилику и триумфальную арку.
Панорамный вид на Волюбилис, смотрящий на запад. Старое финикийское ядро ​​города находится слева, базилика и Капитолийский храм видны в центре, а арка Каракаллы видна справа за римской пристройкой города.

Мусульманская группа, известная как Рабеди, поднявшая восстание в Кордове в Аль-Андалусе ( Андалусия в современной Испании), переселилась в Волюбилис в 818 году. [20] Хотя люди продолжали жить в Волюбилисе еще несколько столетий, к 14 веку он, вероятно, почти опустел. Лев Африканский описывает его стены и ворота, а также гробницу Идриса, охраняемую лишь двумя или тремя замками. [29] Впоследствии его тело было перевезено в Мулай Идрисс Зерхун , в 3 км (1,9 мили), где для него был построен большой мавзолей. Название города было забыто, и местные жители назвали его Ксар Фараун , или «Замок фараона», ссылаясь на легенду о том, что его построили древние египтяне. [30] Тем не менее, некоторые из его зданий оставались стоять, хотя и разрушенными, вплоть до 17 века, когда Мулай Исмаил разграбил это место, чтобы обеспечить строительным материалом свою новую имперскую столицу Мекнес. Землетрясение 1755 года вызвало дальнейшие серьезные разрушения. Однако английский антиквар Джон Виндус нарисовал это место в 1722 году. [28] В своей книге 1725 года «Путешествие в Мекинес » Виндус описал эту сцену:

Одно здание кажется частью триумфальной арки: под мусором под ним лежит несколько разбитых камней с надписями, которые были закреплены выше, чем любая другая часть, стоящая сейчас. Он имеет длину 56 футов и толщину 15, обе стороны совершенно одинаковы, построен из очень твердых камней, около ярда в длину и пол-ярда в толщину. Арка имеет ширину 20 футов и высоту около 26. Надписи выполнены на больших плоских камнях, которые в целом имели длину около пяти футов и ширину три, а длина букв на них превышала 6 дюймов. Немного поодаль лежал бюст, сильно изуродованный, и это было единственное, что можно было найти, олицетворяющее жизнь, за исключением формы ступни, видневшейся под нижней частью одежды в нише на другой стороне арки. Примерно в 100 ярдах от арки находится значительная часть фасада большого квадратного здания длиной 140 футов и высотой около 60; часть четырех углов еще сохранилась, но осталось очень мало, кроме передних. Вокруг холма можно увидеть фундамент стены около двух миль в окружности, окружавшей эти здания; внутри которого повсюду разбросано множество камней того же размера, из которых построена арка, но почти не осталось ни одного камня на другом. Арка, стоявшая примерно в полумиле от других зданий, по-видимому, служила воротами и была достаточно высокой, чтобы пропустить человека верхом на лошади. [31]

Посетив 95 лет спустя, в 1820 году, после того как землетрясение 1755 года разрушило несколько уцелевших зданий, Джеймс Грей Джексон написал:

Через полчаса пути после выхода из святилища Мулей Дрис Зероне и у подножия Атласа я увидел слева от дороги великолепные и массивные руины. Страна на многие мили вокруг покрыта сломанными колоннами из белого мрамора. Еще сохранились два портика высотой около 30 футов и шириной 12, верх которых был сделан из одного цельного камня. Я попытался осмотреть эти огромные руины, из которых был сделан мрамор для императорских дворцов в Мекинасе и Тафилельте; но я был вынужден воздержаться, увидев, что за кавалькадой следуют несколько человек из святилища. Из этих развалин постоянно раскапывают горшки и котлы с золотыми и серебряными монетами. Страна, однако, изобилует змеями, и под камнями, которые обнаружил мой проводник, мы видели множество скорпионов. Африканцы говорят, что эти руины были построены одним из фараонов: они называются Кассер Фараван. [32]

Уолтер Бертон Харрис , писатель The Times , посетил Волюбилис во время своего путешествия по Марокко между 1887 и 1889 годами, после того, как это место было обнаружено французскими археологами, но до того, как начались какие-либо серьезные раскопки или реставрации. Он написал:

От руин мало что осталось; две арки, каждая из которых больших размеров и в достаточно хорошей сохранности, сами по себе говорят о величии старого города, в то время как акры и акры земли усыпаны памятниками и сломанными скульптурами. Сохранилось также несколько изолированных колонн, а огромный водосток или акведук, мало чем отличающийся от Большой Клоаки в Риме, выходит к небольшой речке внизу. [33]

Раскопки, реставрация и внесение в список ЮНЕСКО

[ редактировать ]
Вид на старый узкоколейный железнодорожный путь, ведущий к раскопанному участку вдоль стен и фундамента.
Край раскопок в Волюбилисе. Участок пути Декавиля , по которому вывозили грунт, все еще виден.

Большая часть Волюбилиса была раскопана французами во время их правления Французским Марокко между 1912 и 1955 годами, но раскопки на этом месте начались десятилетиями ранее. С 1830 года, когда французское завоевание Алжира положило начало процессу распространения французского правления на большую часть северной, западной и центральной Африки, археология была тесно связана с французским колониализмом. Французская армия проводила научные исследования еще в 1830-х годах, а к 1850-м годам среди офицеров французской армии стало модно исследовать римские останки во время отпуска и в свободное время. К концу XIX века французские археологи предпринимали интенсивные усилия по раскрытию доисламского прошлого северо-западной Африки посредством раскопок и реставрации археологических памятников. [34]

У французов была совсем другая концепция сохранения исторического наследия, чем у марокканских мусульман. Как говорит историк Гвендолин Райт : «Исламское чувство истории и архитектуры сочло концепцию возведения памятников совершенно чуждой», что «дало французам доказательство убежденности в том, что только они могут полностью оценить марокканское прошлое и его красоту». Эмиль Поти из Мароканского института высших исследований раскритиковал мусульман за то, что они придерживаются мнения, что «ход времени не имеет значения», и обвинил их в том, что они «позволяют своим памятникам разрушаться с таким же безразличием, с каким они когда-то проявляли пыл при строительстве». их." [35]

Французская программа раскопок в Волюбилисе и других местах в контролируемой Францией Северной Африке (в Алжире и Тунисе ) имела сильную идеологическую составляющую. Археология римских памятников использовалась как инструмент колониальной политики, чтобы установить связь между древнеримским прошлым и новыми «латинскими» обществами, которые французы строили в Северной Африке. Программа включала расчистку современных построек, построенных на древних местах, раскопки римских городов и вилл и реконструкцию крупных гражданских сооружений, таких как триумфальные арки. Разрушенные города, такие как Тимгад в Алжире, были раскопаны и очищены в огромных масштабах. Останки должны были послужить, как выразился один писатель, «свидетельством импульса к романизации». [36]

Эта тема нашла отклик у других посетителей сайта. Американская писательница Эдит Уортон посетила ее в 1920 году и подчеркнула то, что она увидела как контраст между «двумя господствами, смотрящими друг на друга через долину», руинами Волюбилиса и «коническим белым городом Мулай Идрисс, Священным городом Марокко". Она считала мертвый город олицетворением «системы, порядка, социальной концепции, которая до сих пор пронизывает все наши современные образы жизни». Напротив, она считала все еще очень живой город Мулай-Идрисс «более мертвым и затянутым в непонятное прошлое, чем любой разрушенный архитрав Греции или Рима». [37] По словам Сары Берд Райт из Ричмондского университета , Уортон считал Волюбилиса символом цивилизации, а Мулая Идрисса — символом варварства; подтекст таков: «Разграбив римский форпост, ислам уничтожил свой единственный шанс построить цивилизованное общество». [38] К счастью для Марокко, «политическая стабильность, которую Франция помогает им обрести, наконец-то даст время проявиться их высшим качествам». [39] — во многом именно та тема, которую хотели донести до французских колониальных властей. [40] Илер Беллок тоже говорил о том, что его впечатление «скорее основано на истории и контрасте. Здесь вы видите, как полностью новая религия ислам затопила и потопила классическую и христианскую традицию». [41]

Первые раскопки в Волюбилисе провел французский археолог Анри де ла Мартиньер между 1887 и 1892 годами. [42] В 1915 году Юбер Лиоте , военный губернатор Французского Марокко, поручил французским археологам Марселю и Жанне Дьелафуа провести раскопки в Волюбилисе. Хотя плохое здоровье Джейн означало, что они не смогли выполнить программу работы, которую они составили для Лиоти, [43] работа все равно продолжалась под руководством Луи Шатлена . [42] Французским археологам помогали тысячи немецких военнопленных, захваченных во время Первой мировой войны и предоставленных Лиоте для раскопок. [34] Раскопки продолжались до 1941 года, когда Вторая мировая война остановила их. [42]

После войны раскопки возобновились под руководством французских и марокканских властей (после обретения Марокко независимости в 1955 году), и началась программа реставрации и реконструкции. Арка Каракаллы уже была восстановлена ​​в 1930–34 годах. За ним последовали Капитолийский храм в 1962 году, базилика в 1965–67 годах и Ворота Тингиса в 1967 году. В 1952–55 годах ряд мозаик и домов подверглись консервации и реставрации. В последние годы один из цехов по производству оливкового масла в южной части города был отреставрирован и оборудован копией римского маслопресса. [44] Эти реставрации не обошлись без споров; Обзор, проведенный по заказу ЮНЕСКО в 1997 году, показал, что «некоторые реконструкции, например, реконструкции триумфальной арки, Капитолия и маслобойной мастерской, являются радикальными и выходят за рамки принятой в настоящее время практики». [44]

В результате раскопок 2000 года, проведенных Университетским колледжем Лондона и Марокканским национальным институтом наук археологии и наследия под руководством Элизабет Фентресс , Гаэтано Палумбо и Хасана Лимана, было обнаружено то, что, вероятно, следует интерпретировать как штаб-квартиру Идриса I чуть ниже стены римского города к западу от центра древнего города. Раскопки внутри стен также выявили часть раннесредневекового города. [45] Сегодня многие артефакты, найденные в Волюбилисе, можно увидеть в Археологическом музее Рабата .

ЮНЕСКО включила Волюбилис в список Всемирного наследия в 1997 году. В 1980-х годах Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС) организовал три конференции для оценки возможных номинаций объектов в Северной Африке в Список всемирного наследия. Было единогласно решено, что Волюбилис является хорошим кандидатом для включения в список, и в 1997 году ИКОМОС рекомендовал включить его как «исключительно хорошо сохранившийся образец большого римского колониального города на окраине Империи». [46] который был принят ЮНЕСКО.

Планировка города и инфраструктура

[ редактировать ]

До римской оккупации Волюбилис занимал территорию площадью около 12 гектаров (30 акров), построенный на V-образном хребте между вади Фертасса и Хумане примерно по оси север-юг. Он был построен по довольно регулярному образцу, типичному для финикийских/карфагенских поселений, и был окружен множеством стен. [47] При римлянах город значительно расширился по оси северо-восток-юго-запад, увеличившись в размерах примерно до 42 гектаров (100 акров). Большинство общественных зданий города было построено в старой части города. Величественные дома, которыми славится Волюбилис, находятся в новой части, за Декуманус Максимус (главной улицей), которая делила пополам часть города римской эпохи. [42] Декуманус был вымощен, с пешеходными дорожками с обеих сторон и с обеих сторон окружен аркадными портиками, за которыми располагались десятки магазинов. [48] Арка Каракаллы отмечает место слияния старого и нового города. После того, как акведук пришел в упадок с окончанием римской оккупации, к западу, недалеко от Вади Хумане, был построен новый жилой район. [47]

Город снабжался водой по акведуку, который бежал из источника на холмах за городом. [49] Акведук, возможно, был построен примерно в 60–80 годах нашей эры и впоследствии несколько раз реконструировался. [50] Развитая сеть каналов питала дома и общественные бани муниципальной водой, а ряд дренажей отводил сточные воды и отходы в реку для смывания. [49] Акведук проходил под Декуманус Секундус, улицей, которая шла параллельно Декуманус Максимус, и заканчивался у большого фонтана в центре города возле арки Каракаллы. [12]

Базилика и Капитолийский храм

Большая часть первоначальной доримской городской стены была надстроена или разрушена, но рядом с курганом все еще можно увидеть 77-метровый (250 футов) участок первоначальной стены, построенной из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте. [20] [50] Римские городские стены простираются на 2,6 км (1,6 мили) и имеют среднюю толщину 1,6 м (5,2 фута). Построенные из каменной кладки и тесаного камня , они по большей части сохранились до наших дней. [42] [50] Полный круг стен состоял из 34 башен, расположенных с интервалом примерно по одной каждые 50 метров (160 футов), и шести главных ворот, окруженных башнями. [48] Часть восточной стены была реконструирована до высоты 1,5 метра (4,9 фута). [42] Ворота Тингис, также реконструированные, отмечают северо-восточный вход в Волюбилис. [47] Они были построены в 168/169 году нашей эры - дата известна благодаря обнаружению монеты того года, которая была намеренно заложена строителями в каменную кладку ворот. [48]

К западу от арки Каракаллы стоит раннесредневековая стена; он был построен после окончания римской оккупации, по-видимому, где-то в V или VI веках, для защиты восточной части нового жилого района города. Он был ориентирован с севера на юг и построен из камня, украденного из разрушенных зданий в других заброшенных районах города. [17] [50]

Коммерция

[ редактировать ]
Реконструированный пресс для оливок из Волюбилиса, состоящий из круглой каменной чаши с круглой каменной вставкой, на которой закреплен длинный деревянный брусок.
Реконструированный римский пресс для оливок в Волюбилисе.

Во времена Римской империи Волюбилис был крупным производителем оливкового масла. Остатки зданий, предназначенных для отжима оливок, все еще хорошо видны, а также остатки первоначальных прессов и мельниц для оливок. Одно из таких зданий было реконструировано с использованием полноразмерной копии римского пресса для оливок. [51] Оливковое масло занимало центральное место в жизни города, поскольку оно было не только продуктом питания, но также использовалось для ламп, ванн и лекарств, а прессованные оливки скармливали животным или сушили и использовали в качестве топлива для бань. По этой причине даже в некоторых самых величественных особняках были свои прессы для оливок. [52] На сегодняшний день в Волюбилисе обнаружено 58 нефтедобывающих комплексов. В них размещался стандартный набор элементов: мельница, предназначенная для измельчения оливок, декантатор для сбора масла из отжатых оливок, а также пресс, который состоял из противовеса, прелама или поперечины и деревянных опор, внутри которых прессовался пресс. было исправлено. Оливки сначала измельчали ​​в пасту, затем складывали в плетеные корзины и подвергали прессованию. Оливковое масло вытекло в декантационный таз, в который периодически добавляли воду, чтобы более легкое масло всплывало на поверхность. Затем его вычерпывали из чаши и разливали в амфоры . [50] Есть также веские доказательства того, что город является оживленным торговым центром. На данный момент выявлено не менее 121 магазина, многие из которых — пекарни. [53] и, судя по количеству бронзовых изделий, найденных на этом месте, это также могло быть центром производства или распространения произведений искусства из бронзы. [54]

Известные здания

[ редактировать ]
План Волюбилиса с указанием некоторых из наиболее примечательных зданий.

Хотя раскопана лишь около половины Волюбилиса, ряд выдающихся общественных зданий все еще можно увидеть, а некоторые, в частности базилика и триумфальная арка , были реконструированы. Также обнаружено множество частных построек, в том числе особняков городской элиты. Они особенно примечательны прекрасными мозаиками, обнаруженными в ряде зданий и до сих пор сохранившимися в домах, где они были заложены. [16] Здания в основном были построены из серо-голубого известняка , добытого в местных карьерах . [42] От первоначального пунического поселения осталось очень мало, так как оно находится под более поздними римскими постройками. [20]

большой курган Примерно посередине раскопанной территории, между старой и новой частями города, стоит неопределенного происхождения и назначения. Для объяснения этого были выдвинуты различные теории, например, что это было место захоронения, какое-то религиозное сооружение, погребальный памятник или памятник римской победе. Однако это остаются недоказанными гипотезами. [20]

Общественные здания

[ редактировать ]

В центре города хорошо видны два крупных общественных здания – базилика и Капитолийский храм. Базилика использовалась для отправления правосудия и управления городом. Построенная во время правления Макрина в начале III века, это одна из лучших римских базилик в Африке. [55] и, вероятно, создан по образцу того, что находится в Лептис Магна в Ливии . [56] Здание имеет длину 42,2 м (138 футов) и ширину 22,3 м (73 фута) и изначально было двухэтажным. [50] В его интерьере преобладают два ряда колонн, обрамляющих апсиды на каждом конце здания, где заседали магистраты. Внешняя стена базилики, облицованная колоннами, выходит на форум, где проводились рынки. Небольшие храмы и государственные учреждения также располагались вдоль 1300-метровой территории. 2 (14 000 кв. футов) форум, [55] который был бы полон статуй императоров и местных сановников, от которых сейчас остались только постаменты. [50] Об общественных зданиях, существовавших в Волюбилисе до начала III века, известно немного, поскольку видимые сейчас здания были построены на фундаменте более ранних построек. [57]

Капитолийский храм стоит за базиликой внутри того, что изначально было двором с аркадами. Алтарь стоит во дворе перед 13 ступенями, ведущими к храму с коринфскими колоннами. [55] в котором была единственная целла . [50] Здание имело большое значение для гражданской жизни, поскольку было посвящено трем главным божествам римского государства: Юпитеру , Юноне и Минерве . Перед храмом проводились гражданские собрания, чтобы просить богов о помощи или благодарить их за успехи в крупных гражданских начинаниях, таких как ведение войн. [55] Планировка храма, обращенного к задней стене базилики, несколько необычна, и было высказано предположение, что он мог быть построен на вершине существующей святыни. [58] Надпись, найденная в 1924 году, свидетельствует о том, что он был реконструирован в 218 году. Он был частично восстановлен в 1955 году и подвергнут более существенной реставрации в 1962 году, реконструировав 10 из 13 ступенек, стены целлы и колонны. На территории храма находились еще четыре небольшие святыни, одна из которых была посвящена Венере . [50]

В городе было еще пять храмов, из которых наиболее примечательным является так называемый «Храм Сатурна», стоявший на восточной стороне Волюбилиса. [50] Судя по всему, он был построен на вершине более раннего пунического храма или переоборудован из него, который, возможно, был посвящен Ваалу. [59] Это святилище с окружающей стеной и трехсторонним портиком. Внутри его находился небольшой храм с целлой, построенный на неглубоком подиуме. [50] Традиционное отождествление храма с Сатурном является чисто гипотетическим и не получило общепринятого признания. [60]

Волюбилису также принадлежало как минимум три общественных бани. Некоторые мозаики до сих пор можно увидеть в Термах Галлиена , отремонтированных этим императором в 260-х годах и ставших самыми роскошными банями города. [52] Близлежащие северные бани были самыми большими в городе и занимали площадь около 1500 м². 2 (16 000 кв. футов). Вероятно, они были построены во времена Адриана . [58]

Триумфальная арка

[ редактировать ]

Арка Каракаллы — одна из самых характерных достопримечательностей Волюбилиса, расположенная в конце главной улицы города Декуманус Максимус . Хотя с архитектурной точки зрения он не является выдающимся, [51] триумфальная арка образует поразительный визуальный контраст с меньшими воротами Тингис в дальнем конце декумануса. Он был построен в 217 году правителем города Марком Аврелием Себастеном в честь императора Каракаллы и его матери Юлии Домны . Каракалла сам был выходцем из Северной Африки и недавно распространил римское гражданство на жителей римских провинций. Однако к тому времени, когда арка была закончена, Каракалла и Юлия были убиты узурпатором. [58]

Арка построена из местного камня и первоначально была увенчана бронзовой колесницей, запряженной шестью лошадьми. Статуи нимф наливали воду в резные мраморные чаши у подножия арки. Каракалла и Юлия Домна были изображены на бюстах-медальонах, хотя они были испорчены. Памятник был реконструирован французами в период с 1930 по 1934 год. [58] Однако реставрация неполная и точность ее сомнительна. Надпись на вершине арки реконструирована по фрагментам, замеченным Виндусом в 1722 году и разбросанным по земле перед аркой. [50]

Надпись гласит (после расширения сокращений):

ИМПЕРАТОР ЦЕЗАРЬ МАРК АВРЕЛЛИЙ АНТОНИН Пий ФЕЛИКИС АВГВСТО ПАРТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ВЕЛИКАЯ НЕМЕЦКАЯ ВЕЛИКАЯ

ПОНТИЦИЯ САМАЯ ТРИБВНИЦИЯ ВЛАСТЬ XX ИМПЕРАТОР III КОНСВЛИ III ОТРОДА ПАТРИИ ПРОКОНСВЛИ И ИВЛИАЕ АВГВСТА ПИРОГ ФЕЛИЦИ МАТЬ
АВГВСТИ И КАСТРОРВМ И СЕНАТВС И РЕСПУБЛИКА СТРАНЫ ВОЛЬВБИЛИТАНОРВМ ОБ СИНГВЛАР ЭИВС
ЕСТЬ ВСЕ ВСЕЛЕННЫЕ И НОВАЯ СВПРА НАЗАД К ПРИНЦИПАМ ИНДУЛЬГЕНЦИИ ARCVM
CVM SEIVGIBVS И ОРНАМЕНТЫ ВСЁ, НАЧИНАЮЩЕЕ И ПОСВЯЩАЮЩЕЕ МАРКУ АВРЕЛИЮ

СЕБАСТЕНО ПРОЦВРАТОР АВГВСТИ ДЕВОТИССИМО НВМИНИ ЭИВС ОДИН ФАСИЕНДВМ КВРАВИТ

или в переводе:

За императора Цезаря Марка Аврелия Антонина [Каракаллу], благочестивого, удачливого Августа, величайшего победителя в Парфии , величайшего победителя в Британии , величайшего победителя в Германии , Великого Понтифика , обладающего трибунской властью в двадцатый раз, Императора в четвёртый раз, Консул в четвертый раз, Отец Страны , Проконсул, и для Юлии Августы [ Юлии Домны ], благочестивой, счастливой матери лагеря, Сената и страны, за его исключительную и новую доброту ко всем, которая больше чем у прежних принципов , Республика Волюбилитанцев позаботилась о том, чтобы эта арка была построена с нуля, включая колесницу, запряженную шестью лошадьми, и все украшения, при участии Марка Аврелия Себастена, прокуратора , который наиболее глубоко предан божественности Августа, посвятив его и посвятив.

Дома и дворцы

[ редактировать ]

Дома, найденные в Волюбилисе, варьируются от богато украшенных особняков до простых двухкомнатных построек из сырцового кирпича, используемых беднейшими жителями города. [57] О значительном богатстве города свидетельствует тщательно продуманный дизайн домов богатых людей, в некоторых из которых сохранились большие мозаики . Археологи назвали их в честь основных мозаик (или других находок):

  • Таким образом, Дом Орфея в южной части города получил свое название от большой мозаики Орфея , изображающей бога, играющего на арфе перед аудиторией из деревьев, животных и птиц. [52] По словам Пола Маккендрика, мозаика выполнена довольно безыскусно, поскольку все животные разного размера и мордят в разные стороны и не имеют никакого отношения к Орфею. Похоже, что мозаицист просто копировал узоры из книги, не пытаясь объединить различные элементы. [48] Мозаика расположена в триклинии , столовой, где посетители располагались на кушетках у стен и восхищались центральной мозаикой. Другие мозаики можно увидеть в атриуме с изображением Амфитриты в колеснице, запряженной морским коньком и в сопровождении других морских существ, а также в купальных комнатах. В одной из комнат главного двора выставлена ​​мозаика с изображением дельфина , которого римляне считали счастливым животным. [52]
  • Дом спортсмена или разлучника , расположенный недалеко от форума, содержит юмористическую мозаику, изображающую спортсмена или акробата, едущего на осле спиной вперед и держащего чашу в вытянутой руке. [58] Возможно, это символ Силена . [61] Самые престижные дома города располагались рядом с Декуманус Максимус, за рядами магазинов, выстроившихся вдоль улицы под аркадой. В них проникли с переулков между магазинами.
  • Дом Эфеба был назван в честь найденной там бронзовой статуи. Он имеет выдающийся внутренний двор, ведущий к ряду общественных помещений, украшенных мозаикой, в том числе изображением Вакха в колеснице, запряженной леопардами.
  • В соседнем Доме Рыцаря также есть мозаика с изображением Вакха, на этот раз изображенного встречающим спящую Ариадну , которая позже родила ему шестерых детей. [58] Дом получил свое название от бронзовой статуи всадника, найденной здесь в 1918 году и сейчас выставленной в археологическом музее в Рабате. [62] Это было большое здание, площадью около 1700 м2. 2 (18 000 кв. футов) и включал в себя значительную территорию, отведенную под коммерческую деятельность, включая восемь или девять магазинов, выходящих на дорогу, и большой комплекс по отжиму оливок. [63]
Бронзовый бюст головы и плеч мужчины средних лет с надписью «КАТО» на груди.
Бронзовый бюст Катона Младшего , найденный в Доме Венеры в 1918 году.
  • Дом подвигов Геракла назван в честь мозаики, изображающей двенадцать задач, которые полубог должен был выполнить в качестве покаяния за убийство своей жены и детей. Считается, что он был создан во времена правления императора Коммода , который отождествлял себя с Геркулесом. Юпитер, его возлюбленный Ганимед и четыре времени года изображены на другой мозаике дома. [64] Дом был роскошных размеров, с 41 комнатой площадью 2000 м². 2 (22 000 кв. футов).
  • Здание, получившее название Гордиев дворец , расположено выше по Декуманус Максимус. Это было самое большое здание в городе и, вероятно, являлось резиденцией наместника, а не императора Гордиана III ; он был перестроен во время правления Гордиана в середине III века. Он объединил два отдельных дома в комплекс из 74 комнат с внутренними дворами и частными банями, выполняющими как домашние, так и официальные функции. [65] Он также включал в себя фасад с колоннадой, дюжину магазинов за колоннадой и маслозавод, состоящий из трех маслопрессов и маслохранилища в северо-восточном углу комплекса. [54] Убранство Гордианского дворца сегодня довольно простое, сохранилось лишь несколько скудных мозаик. [65] Несмотря на предполагаемый высокий статус, полы, похоже, в основном были отделаны opus sectile, а не украшены мозаикой. [53] Надписи, найденные во дворце, свидетельствуют об упадке города и его возможном падении. Они фиксируют серию договоров, заключенных с местными берберскими вождями, число которых увеличивалось по мере того, как город становился более уязвимым, а соплеменники оказывали все большее давление. Ко времени заключения окончательного договора, всего за несколько лет до падения города, к вождям относились как к фактически равным Риму, что свидетельствует о том, насколько ослабла римская власть в этом районе. [65] Последние два алтаря с надписями, 277 и 280, относятся к foederata et diuturna pax («федеративному и прочному миру»), хотя надежда на это оказалась тщетной, поскольку вскоре после этого пал Волюбилис. [21]
  • Дом Венеры , расположенный в восточной части города под выдающимся кипарисом , был одной из самых роскошных резиденций в городе. В нем были отдельные ванные комнаты и богато украшенный интерьер с прекрасной мозаикой II века нашей эры, изображающей животные и мифологические сцены. В семи коридорах и восьми комнатах была мозаика. [53] Центральный двор украшен причудливой мозаикой, изображающей гоночные колесницы на ипподроме , запряженные упряжками павлинов, гусей и уток. Мозаика Венеры , в честь которой назван дом, была перевезена в Танжер, но в соседней комнате до сих пор сохранилась мозаика, изображающая Диану и нимфу-спутницу, застигнутых врасплох Актеоном во время купания. Актеон изображен с рогами, которые начинают прорастать из его головы, когда разгневанная богиня превращает его в оленя, прежде чем его преследуют и убивают собственные охотничьи собаки. [66] Судя по всему, дом был разрушен через некоторое время после падения города около 280 г.; Мозаика, изображающая купидонов, кормящих птиц зерном, обуглилась, судя по всему, в результате пожара, горящего прямо над ней, возможно, в результате того, что здание было захвачено скваттерами, которые использовали мозаику в качестве места для очага. [54]

В этом же здании в 1918 году был обнаружен бронзовый бюст выдающегося качества, изображающий Катона Младшего . Один из самых примечательных артефактов, обнаруженных в Волюбилисе, сейчас выставлен в Археологическом музее в Рабате. Когда археологи нашли его, он все еще находился на своем первоначальном постаменте. Бюст датируется временем Нерона или Веспасиана и может быть копией бюста, созданного при жизни Катона или вскоре после этого. Его надпись идентифицирует его субъекта как оратора. [53] Еще один выдающийся бюст, изображающий эллинистического принца, был обнаружен в пекарне напротив. Судя по всему, он был изготовлен в то же время, что и бюст Катона, и вполне мог быть доставлен из Дома Венеры, где пустой постамент в другой комнате позволяет предположить, что у Катона был компаньон. Бюст, который также выставлен в Рабате, обычно идентифицируется как Джуба II, но другие варианты включают Гиеро II из Сиракуз , Клеомена III из Спарты , Джубу I или Ганнибала . [67]

Штаб-квартира Идриса I

[ редактировать ]

Сразу за стенами города, в пойме реки Уэд Хумане, был обнаружен ряд взаимосвязанных дворовых построек, в самом большом из которых находился хаммам или баня. Это Г-образное строение с холодной комнатой, вымощенной плиткой, и скамейками по бокам. В конце находится небольшой бассейн, в который ведут три ступеньки. Из холодной комнаты переходили в угловой вестибюль здания, украшенный рельефом щита, взятым с арки Каракаллы. Оттуда переходили в теплую комнату, все еще покрытую сводом, и, наконец, в теплую комнату. Сейчас его свод восстановлен, но в полу можно увидеть каналы, через которые проходил горячий воздух. Помимо этого, комнату обогревала печь, а также горячая вода, которая стекала в тазики по углам. Двор, западную границу которого образовывал этот хаммам, был большим и содержал множество больших силосов для хранения зерна. К югу от этого двора находился двор, очевидно предназначенный для приемов, с длинными узкими комнатами на востоке и западе, одна из которых была выкрашена в красный цвет, с низкой скамейкой или диваном в одном конце. Южнее третий двор, раскопанный лишь частично, судя по всему, предназначался для домашнего использования. План с его большими дворами и узкими комнатами сильно отличается от современных одно- или двухкомнатных построек внутри стен, вероятно, населенных берберами из племени Авраба. По монетам и керамике он датируется правлением Идриса I и считается его штаб-квартирой. [27]

  1. ^ «Рирха/Гильда» . ИНСАП (на французском языке). 17 июня 2020 г.
  2. ^ «Археологический памятник Волюбилис» .
  3. ^ «Археологический памятник Волюбилис» . Африканский фонд всемирного наследия. Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2012 года .
  4. ^ Хаддаду, Моханд Акли (2006). Словарь общеберберских корней (на французском языке). Алжир: Высшая комиссия по берберам. ISBN  978-9961-789-98-8 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Чарльтон Т. Льюис, Чарльз Шорт, Латинский словарь, vŏlūbĭlis» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 10 июня 2020 г.
  6. ^ Крифт, Питер; Тачелли, Рональд К. (20 сентября 2009 г.). Справочник христианской апологетики . Межвузовская пресса. ISBN  978-0-8308-7544-3 .
  7. ^ Начало занятий классической латынью . Открытый университет. 07.08.2015. ISBN  978-1-4730-0108-4 .
  8. ^ «И моя ночь, или дворец фараона » . Заман (на арабском языке). 14 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2020 г. Проверено 10 июня 2020 г.
  9. ^ «Описание средневекового города из музея Волюбилиса» . 9 марта 2022 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Издательство, Нагель (1977). Марокко . Издательство Нагель. ISBN  978-2-8263-0164-6 .
  11. ^ Карраско 2000 , с. 128.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роджерсон 2010 , с. 236.
  13. ^ Февраль, Джеймс Жермен (1966). «Пунические и неопунические надписи» . Исследования африканских древностей . 1 (1): 88–89, табл. II.
  14. ^ Паркер 2010 , с. 491.
  15. ^ Дэвис 2009 , с. 141.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис 2009 , с. 41.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Роджерсон 2010 , с. 237.
  18. ^ Ромер 1998 , с. 131.
  19. ^ Лёберг 2006 , с. 66.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Проект Волюбилис – История .
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакКендрик 2000 , с. 312.
  22. ^ Андреева, Федорчук и Носоновский 2019 .
  23. ^ Маллен, Родерик (1 декабря 2003 г.). Расширение христианства: географический справочник первых трех столетий . БРИЛЛ. п. 327. ИСБН  978-90-474-0232-9 . Проверено 15 апреля 2024 г.
  24. ^ Фентресс и Лимане 2010 , с. 107.
  25. ^ Конант 2012 , с. 294.
  26. ^ Акерраз 1985 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фентресс и Лимане 2010 , с. 103–122.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роджерсон 2010 , с. 238.
  29. ^ Leo Africanus трад. А. Эполар, I, с. 245
  30. ^ Виндус 1725 , с. 86.
  31. ^ Виндус 1725 , с. 86–9.
  32. ^ Шабини и Джексон 1820 , с. 120–1.
  33. ^ Харрис 1889 , с. 69–70.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэйвен 1993 , с. xxxi.
  35. ^ Райт 1991 , с. 117.
  36. ^ Дайсон 2006 , с. 173–4.
  37. ^ Уортон 1920 , с. 45.
  38. ^ Райт 1997 , с. 136.
  39. ^ Уортон 1920 , с. 158.
  40. ^ Дин 2002 , с. 39.
  41. ^ Паркер 2010 , с. 494.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г ЮНЕСКО, сентябрь 1997 г. , с. 73.
  43. ^ Гран-Аймерих 2006 , с. 60.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЮНЕСКО, сентябрь 1997 г. , с. 74.
  45. ^ Отчеты об этих раскопках , а также подробный план места можно найти на http://www.sitedevolubilis.org .
  46. ^ ЮНЕСКО , сентябрь 1997 г., с. 75.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с ЮНЕСКО, сентябрь 1997 г. , с. 72.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д МакКендрик 2000 , с. 304.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рэйвен 1993 , с. 116.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Проект Волюбилис – Карта .
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис 2009 , с. 42.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роджерсон 2010 , с. 239.
  53. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д МакКендрик 2000 , с. 305.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с МакКендрик 2000 , с. 311.
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Роджерсон 2010 , с. 240.
  56. ^ Ворон 1993 , с. xxxiii.
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гримал 1984 , с. 292.
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Роджерсон 2010 , с. 241.
  59. ^ Роджерсон 2010 , с. 244.
  60. ^ Роллер 2003 , с. 153 сн. 181.
  61. ^ МакКендрик 2000 , с. 303.
  62. ^ Дэвис 2009 , с. 43.
  63. ^ Проект Волюбилис — Дом кавалера .
  64. ^ Роджерсон 2010 , с. 242.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Роджерсон 2010 , с. 243.
  66. ^ Роджерсон 2010 , стр. 243–4.
  67. ^ МакКендрик 2000 , с. 310-11.

Библиография

[ редактировать ]
  • Акерраз, Аомар, изд. (1985). «Заметка о позднем вложении Волюбилиса». Археологический вестник Комитета исторических работ . стр. 429–436.
  • Андреева, София; Федорчук Артем; Носоновский, Михаил (2019). «Возвращение к эпиграфическим свидетельствам старейшей синагоги Марокко в Волюбилисе» . Искусство . Том. 8. с. 127.
  • Карраско, Дж. Л. Эскасена (2000). «Археологические взаимоотношения между Северной Африкой и Иберией». В Арнаис-Виллена, Антонио; Мартинес-Ласо, Хорхе; Гомес-Касадо, Эдуардо (ред.). Доисторическая Иберия: генетика, антропология и лингвистика . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN  0-306-46364-4 .
  • Конант, Джонатан (2012). Оставаться римлянином: завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-19697-0 .
  • Дэвис, Этель (2009). Северная Африка: Римское побережье . Чалфонт-Сент-Питер, Бакс: Путеводители Брэдта. ISBN  978-1-84162-287-3 .
  • Дин, Шэрон Л. (2002). Констанс Фенимор и Эдит Уортон: взгляды на пейзаж и искусство . Ноксвилл: Университет Теннесси Press. ISBN  978-1-57233-194-5 .
  • Дайсон, Стивен Л. (2006). В поисках древнего прошлого . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-11097-5 .
  • Гран-Эймерих, Ева (2006). «Джейн Дьелафой». В Коэне, Гетцель М.; Жуковский, Марта Шарп (ред.). Прорыв: женщины-археологи-новаторы . Лондон: Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-03174-0 .
  • Фентресс, Элизабет; Лимане, Хасан (2010). «Раскопки средневековых поселений в Волюбилисе 2000-2004 гг.». Квадернос де Мадинат Захра . № 7п.
  • Фентресс, Элизабет; Лимане, Хасан (2018). Волюбилис после Рима. Раскопки 2000-2004 гг . Светить.
  • Грималь, Пьер (1984) [1954]. Римские города [ Les villes romaines ]. Перевод Г. Майкла Волоха. Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. ISBN  978-0-299-08934-4 .
  • Харрис, Уолтер (1889). Земля африканского султана: Путешествие по Марокко . Лондон: С. Лоу. OCLC   249376810 .
  • Лёберг, Бернд (2006). «Itinerarium provinciarum Antonini Augusti»: Имперский указатель улиц Римской империи . Берлин: Франк и Тимме ГмбХ. ISBN  978-3-86596-085-6 .
  • Маккендрик, Пол Лахлан (2000). Камни Северной Африки говорят . Чапел-Хилл, Северная Каролина: Книги UNC Press. ISBN  978-0-8078-4942-2 .
  • Паркер, Филип (2010). Империя останавливается здесь: путешествие по границам римского мира . Лондон: Рэндом Хаус. ISBN  978-0-224-07788-0 .
  • Рэйвен, Сьюзен (1993). Рим в Африке . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-08150-4 .
  • Роджерсон, Барнаби (2010). Марракеш, Фес и Рабат . Лондон: Путеводители Кадогана. ISBN  978-1-86011-432-8 .
  • Роллер, Дуэйн В. (2003). Мир Джубы II и Клеопатры Селены . Нью-Йорк: Psychology Press. ISBN  978-0-415-30596-9 .
  • Ромер, Фрэнк Э. (1998). «Описание мира» Помпония Мелы . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-472-08452-4 .
  • Шабини, Эль Хаге и Салам; Джексон, Джеймс Грей (1820). Отчет о Тимбукту и Хаусе . Лондон: Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун. OCLC   165576157 .
  • «Оценка Консультативного органа ЮНЕСКО» (PDF) . ЮНЕСКО. Сентябрь 1997 года . Проверено 28 октября 2012 г.
  • Виндус, Джон (1725). Путешествие в Мекинес, резиденцию нынешнего императора Феса и Марокко . Лондон: Джейкоб Тонсон. OCLC   64409967 .
  • Уортон, Эдит (1920). В Марокко . Нью-Йорк: Сыновья К. Скрибнера. ОСЛК   359173 .
  • Райт, Гвендолин (1991). Политика дизайна во французском колониальном урбанизме . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-90848-9 .
  • Райт, Сара Берд (1997). Путевые заметки Эдит Уортон: Становление знатока . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-312-15842-2 .
  • «История Волюбилиса» . Проект Волюбилис. 25 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 г. Проверено 29 октября 2012 г.
  • «Дом кавалера» . Проект Волюбилис. Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
  • «Карта Волюбилиса» . Проект Волюбилис. Архивировано из оригинала 21 февраля 2011 года . Проверено 29 октября 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca52f2f8e35c9e387069f0c1abffc9d8__1720618200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/d8/ca52f2f8e35c9e387069f0c1abffc9d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Volubilis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)