Мозаика Орфей
Мозаики Орфея встречаются по всей Римской империи , обычно в больших римских виллах . Обычно изображаемая сцена представляет собой Орфея , играющего на лире и привлекающего к себе птиц и животных многих видов. Орфей был популярным предметом в классическом искусстве, а также использовался в раннехристианском искусстве как символ Христа . [2]
Стандартное изображение в сценах римской мозаики (романо-британский вариант см. ниже) показывает его сидящим и играющим на лире или кифаре , в фригийском колпаке , часто рядом с деревом, и включает в себя множество животных, нарисованных и умиротворенных его игрой. Лисица считалась особенным животным Орфея и ее можно было поставить рядом с ним. В крупных примерах животные расселились и заняли весь пол комнаты. такие названия, как «Очарование Орфея» или «Укрощение зверей» . Могут использоваться [3] Обычно вся сцена занимает одно и то же пространство, но иногда Орфей и животные находятся каждый в отсеках, разделенных бордюрами с геометрическим декором. В таких случаях отсеки с животными очень похожи на таковые в других мозаиках без центральной фигуры. Альтернативная композиция изображает Диониса (Вакха) как центральную фигуру в окружении животных, более оживленных, чем те, что окружали Орфея.
Пример обычной композиции с животными в синагоге Газы VI века по надписи на иврите идентифицирован как Давид и дополнен царскими атрибутами. [4] Другая адаптация — христианская мозаика, на которой Адам дает имена животным ( Бытие 2:19–20) в церкви около 486–502 годов в Апамее, Сирия . [5] Некоторые из мозаик, похоже, связаны с довольно неуловимыми философскими или религиозными доктринами орфизма . [6]
В византийской мозаике большие сцены с животными, как правило, представляли собой сцены охоты (одна из крупнейших снова находится в Апамее). Они, по крайней мере первоначально, взяты из популярных представлений venatio («охоты») в амфитеатрах , где различных экзотических зверей выпускали на волю, чтобы они сражались и были убиты. [7] Несмотря на контраст атмосферы, берлинская мозаика из дома в Милете умудряется сочетать в двух своих частях и венацию , и Орфея с животными. [8] Программа арены, записанная Марсиалем, сочетала в себе разыгранную сцену Орфея, очаровывающего животных, с наказанием преступников методом Damnatio ad Bestias . [9]
Романо-британская композиция
[ редактировать ], по-видимому, есть уникальная особенность В мозаиках Орфея из Римской Британии : животные могут быть расположены марширующими кругами вокруг него, ногами наружу, так что некоторые из них находятся в правильном направлении вверх, под каким бы углом ни смотреть на пол; известны девять примеров. [10] Этот предмет найден, например, в Вудчестере в Англии, втором по величине в Европе и одном из самых сложных. Это датируется ок. уроженцем Глостершира, 325 г. н. э. и был вновь открыт антикваром Сэмюэлем Лайсонсом, в 1793 г. С 1880 г. он был обнаружен семь раз. [11] последний раз в 1973 году, но раскрывать его снова не планируется. [12]
Другие примеры английского языка находятся на римской вилле Littlecote . [13] Римская вилла Брейдинг , [14] и музей Кориниум . [15] Другой, из Ньютон-Сент-Ло , сейчас находится в Бристольском городском музее и художественной галерее , но между 1841 и 1851 годами был перенесен на железнодорожный вокзал Кейншема и установлен там на одном этаже. [16] Пример Кориниума (то есть современного Сайренчестера ) дал название «Школе Кориниума Орфея» романо-британских художников-мозаиков. [17] В частности, мозаика Литтлкота, которая, по-видимому, была добавлена в комнату, используемую как своего рода частное пространство для религиозного культа, была предложена как свидетельство синкретического культа Орфея, Аполлона и Вакха. [18]
Есть еще две круглые мозаики Орфея: в Волюбилисе в современном Марокко и в Мериде в Испании, но композиции разные. [19]
Примеры
[ редактировать ]Большой образец занимает весь пол комнаты на вилле Романа дель Казале на площади Пьяцца Армерина на Сицилии, одном из лучших мест для мозаики. Другими примечательными примерами являются Лептис Магна в Ливии ( in situ ), [20] а также в Палермо , Арле , Римском музее в Сен-Ромен-ан- Галь- Вьенне , Перудже и Национальном музее Бардо (Тунис) . Новая мозаика Орфея недавно была найдена в Прусиас-ад-Гипиуме , недалеко от современного Дюздже в Турции.
Пример в Сарагосе , который сейчас находится в музее, произошел из «Каса де Орфео», который располагался рядом с римскими стенами недалеко от центрального рынка в Цезарагусте, как назывался город. Необычно то, что фигуру Орфея окружают только птицы и единственная змея, а внизу изображены только большие кошки.
- Антакьи Археологический музей
- Диаэта Орфея, Вилла Романа дель Казале , Пьяцца Армерина , Сицилия
- из Сарагосы . Фрагмент мозаики Орфея
- Полная мозаика, Музей Сарагосы.
- Образец II века из Милета , сейчас находится в Пергамском музее в Берлине. Сцена Венатио вблизи, сцена Орфея вдалеке.
- Британский стиль, IV век, Музей Кориниум , Сайренсестер
- Мозаика Орфей в Порто-Торрес
- Из Сицилии, теперь Палермо
- Вакх/Дионис с животными, Эль-Джем , Тунис
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Мозаика Орфея - Художественный музей Турции и Далласа"
- ^ Хачлили, 74 года.
- ^ Хачлили, 72-74; Хениг, 153 года
- ^ Хачлили, 72-74.
- ^ Хачлили, 74 года.
- ^ Henig, 152, но см. Drijvers, HJW, Cults and Beliefs at Edessa , p. 191, 1980, Архив Брилла, ISBN 9004060502 , 9789004060500
- ^ Кондолеон, 271–314.
- ↑ Кондолеон, 282.
- ↑ Кондолеон, 310–311.
- ^ Данбабин, 92-94; «Мозаика с римским Орфеем будет выставлена в Бристольском музее» , BBC, 2013 г.
- ^ даты
- ^ Данбабин, 92-94; Хениг, 152–154; Дж. Томас, 2000 г.
- ^ Хениг, 154 и 152–154, как правило, на британских мозаиках.
- ^ Хениг, 153
- ^ Страница музея Кориниума
- ^ «Мозаика Римского Орфея будет выставлена в Бристольском музее» , BBC, 2013 г.
- ^ Данбабин, 92-94.
- ^ Хениг, 154
- ↑ Данбабин, 92 года, примечание.
- ^ "Лепцис Магна, Мозаика Вилла Орфея"
Ссылки
[ редактировать ]- Данбабин, Кэтрин, доктор медицинских наук , Мозаика греческого и римского мира , 1999, издательство Кембриджского университета, ISBN 0521002303 , 9780521002301, книги Google
- Хачлили, Рэйчел, Древние мозаичные тротуары: темы, проблемы и тенденции: избранные исследования , глава 4, стр. 72–76.
- Хениг, Мартин, Искусство Римской Британии , 2002, Рутледж, ISBN 1134746520 , 9781134746521, книги Google
- Кондолеон, Кристина, домашняя и божественная: римские мозаики в доме Диониса , 1994, издательство Корнельского университета, ISBN 0801430585 , 9780801430589, книги Google
- Томас, Грэм (2000) Римляне в Вудчестере Мозаика Орфея в Вудчестере