Jump to content

Орфизм (религия)

Орфические мозаики были найдены на многих позднеримских виллах.

Орфизм (реже орфизм ; древнегреческий : Ὀρφικά , латинизированный : Orphiká ) — название, данное набору религиозных верований и практик. [1] происходящий из Фракии [2] и позже распространившись на древнегреческий и эллинистический мир, [3] связан с литературой, приписываемой мифическому фракийскому поэту Орфею , который спустился в греческий подземный мир и вернулся. [4] Этот тип путешествия называется катабасисом и является основой нескольких поклонений героям и путешествий. Орфики почитали Диониса (который однажды спустился в Подземный мир и вернулся) и Персефону (который ежегодно спускался в Подземный мир на время года, а затем возвращался). Орфизм был описан как реформа ранней дионисийской религии , включающая переинтерпретацию или перечитывание мифа о Дионисе и переупорядочение , Теогонии Гесиода частично основанное на досократической философии . [5]

Страдания и смерть бога Диониса от рук титанов считались центральным мифом орфизма. Согласно этому мифу, младенец Дионис убит, разорван на части и съеден титанами. В отместку Зевс поражает титанов молнией, обращая их в пепел. Из этого пепла рождается человечество. В орфических верованиях этот миф описывает человечество как имеющее двойственную природу: тело ( древнегреческий : σῶμα , латинизированное : sôma ), унаследованное от Титанов, и божественную искру или душу ( древнегреческий : ψυχή , латинизированный : psukhḗ ), унаследованную от Дионис. [6] Чтобы достичь спасения от Титаника, материального существования, нужно было быть посвященным в дионисийские мистерии и пройти телете — ритуальное очищение и повторное переживание страданий и смерти бога. [7] Орфики верили, что после смерти проведут вечность рядом с Орфеем и другими героями. Непосвященные ( древнегреческий : ἀμύητος , латинизированный : amúētos ), как они полагали, будут перевоплощаться на неопределенный срок. [8]

История [ править ]

Орфизм назван в честь легендарного поэта-героя Орфея , который, как говорят, создал мистерии Диониса . [9] Однако Орфей был более тесно связан с Аполлоном, в самых ранних источниках и иконографии чем с Дионисом. Согласно некоторым версиям его мифов, он был сыном Аполлона и в свои последние дни избегал поклонения другим богам и посвятил себя одному Аполлону. [10]

Происхождение [ править ]

Нимфы, находящие голову Орфея (1900) Джона Уильяма Уотерхауса

Поэзия, содержащая отчетливо орфические верования, восходит к VI веку до нашей эры. [11] или, по крайней мере, V век до нашей эры, а граффити V века до нашей эры, по-видимому, относятся к «орфикам». [12] [13] [14] позволяет Папирус Дервени датировать орфическую мифологию концом V века до нашей эры. [15] и, вероятно, он еще старше. [16] Орфические взгляды и практики засвидетельствованы Геродотом , Еврипидом и Платоном . Платон ссылается на «Орфеев-инициаторов» ( Ὀρφεοτελεσταί ) и связанные с ними обряды, хотя неясно, насколько «орфическая» литература вообще связана с этими обрядами. [17]

с пифагореизмом Связь

Орфические взгляды и практики имеют параллели с элементами пифагорейства , и различные традиции утверждают, что пифагорейцы или сам Пифагор были авторами ранних орфических произведений; с другой стороны, более поздние философы считали, что Пифагор был посвященным в орфизм. Степень, в которой одно движение могло повлиять на другое, остается спорным. [18] Некоторые ученые утверждают, что орфизм и пифагореизм возникли как отдельные традиции, которые позже были перепутаны и объединены из-за некоторых сходств. Другие утверждают, что эти две традиции имеют общее происхождение и могут даже рассматриваться как единое целое, называемое « орфико-пифагорейством ». [19]

Вера в то, что пифагореизм был разновидностью или прямым потомком орфической религии, существовала еще в поздней античности, когда философы-неоплатоники принимали орфическое происхождение пифагорейских учений за чистую монету. Прокл писал:

все, что Орфей передавал посредством тайных бесед, связанных с мистериями, Пифагор усвоил досконально, когда завершил посвящение в Либетре во Фракии, и Аглаофам, посвященный, открыл ему мудрость о богах, которую Орфей унаследовал от своей матери Каллиопы. [20]

В пятнадцатом веке греческий ученый-неоплатонист Константин Ласкарис (который нашел поэму Argonautica Orphica ) считал пифагорейского Орфея. [21] Бертран Рассел (1947) отмечал:

Орфики были аскетической сектой; вино для них было лишь символом, как позднее и в христианском таинстве. Опьянение, которого они искали, было опьянением « энтузиазма », единения с богом. Они считали, что таким образом приобретают мистические знания, которые невозможно получить обычными средствами. Этот мистический элемент вошел в греческую философию вместе с Пифагором, который был реформатором орфизма, как Орфей был реформатором религии Диониса. От Пифагора орфические элементы вошли в философию Платона, а от Платона — в самую позднюю философию, которая была в той или иной степени религиозной. [22]

Однако изучение ранних орфических и пифагорейских источников более двусмысленно в отношении их взаимосвязи, и авторы, писавшие ближе к жизни Пифагора, никогда не упоминали о его предполагаемом посвящении в орфизм и в целом считали самого Орфея мифологической фигурой. [19] Несмотря на это, даже эти авторы V и IV веков до нашей эры отмечали сильное сходство двух учений. Фактически, некоторые утверждали, что Пифагор не был посвященным в орфизм, а был на самом деле первоначальным автором первых орфических текстов. В частности, Ион Хиосский утверждал, что Пифагор был автором стихов, которые он приписывал мифическому Орфею, а Эпиген в своей книге «О произведениях, приписываемых Орфею » приписал авторство нескольких влиятельных орфических поэм известным ранним пифагорейцам, включая Церкопа. [19] Согласно Цицерону , Аристотель также утверждал, что Орфея никогда не существовало, и что пифагорейцы приписывали Церкону некоторые орфические поэмы (см. Церкопс ). [23]

Вера в метемпсихоз была общей для обоих течений, хотя, похоже, имела и различия. В то время как орфики учили о цикле тяжких воплощений, от которых можно было избавиться с помощью их ритуалов, Пифагор, казалось, учил о вечном, нейтральном метемпсихозе, против которого личные действия были бы неуместны. [24]

Неоплатоники считали теологию Орфея, развитую через пифагорейство, ядром первоначальной греческой религиозной традиции. Прокл , влиятельный философ-неоплатоник, один из последних крупных философов-классиков поздней античности, говорит:

«Ибо вся греческая теология является потомком мистической традиции Орфея; Пифагор, прежде всего, научился у Аглаофема обрядам богов, а Платон, во вторую очередь, получил всесовершенную науку о божествах из пифагорейских и орфических сочинений. ."

(перевод Томаса Тейлора, 1816 г.) [25]

Орфическая литература [ править ]

Нимфы слушают песни Орфея (1853) Шарля Жалабера

Ряд греческих религиозных поэм в гекзаметрах приписывался Орфею, как и подобным чудотворцам, таким как Бакис , Мусей , Абарис , Аристей , Эпименид и Сивилла . Из этой обширной литературы только два произведения сохранились целыми: « Орфические гимны» , набор из 87 стихотворений, возможно, написанных в какой-то момент во втором или третьем веке, и эпос «Орфическая аргонавтика» , составленный где-то между четвертым и шестым веками. Более ранняя орфическая литература, которая, возможно, датируется шестым веком до нашей эры, сохранилась только в виде фрагментов папируса или цитат. [26]

Орфические гимны [ править ]

Орфические гимны — это 87 гексаметрических стихотворений меньшей длины, написанных в эпоху Римской империи .

Орфическая Аргонавтика [ править ]

Орфическая аргонавтика ( греч . Ὀρφέως Ἀργοναυτικά ) — греческая эпическая поэма неизвестного автора, датируемая IV веком нашей эры. [27] Оно повествуется от первого лица от имени Орфея и повествует о Ясоне и аргонавтах . Повествование в основном похоже на повествование в других версиях истории, таких как « Аргонавтика» Аполлония Родия , на которой оно, вероятно, основано. Основные отличия – акцент на роли Орфея и более мифологичная, менее реалистическая техника повествования. В «Аргонавтике Орфика» , в отличие от «Аполлония Родия», утверждается, что « Арго» был первым когда-либо построенным кораблем.

Папирус Дервени [ править ]

Папирус Дервени, найденный в Дервени , Македония (Греция) в 1962 году, содержит философский трактат, который представляет собой аллегорический комментарий к орфической поэме в гекзаметрах, теогонии о рождении богов, созданной в кругу философа Анаксагора , написанной во второй половине пятого века до нашей эры. Цитируются фрагменты стихотворения, что делает его «самым важным новым свидетельством о греческой философии и религии, обнаруженным со времен Возрождения». [28] Папирус датируется примерно 340 годом до нашей эры, во время правления Филиппа II Македонского , что делает его старейшей сохранившейся рукописью в Европе.

Теогонии [ править ]

Орфические теогонии — это произведения, в которых рассказывается о происхождении богов, во многом похожие на « Теогонию Гесиода » . Эти теогонии символически подобны ближневосточным моделям.

Основная история гласит, что Загрей , предыдущее воплощение Диониса, является сыном Зевса и Персефоны . Зевс называет ребенка своим преемником, чем злит его жену Геру . Она подстрекает Титанов убить ребенка. Затем Титаны обманули Загреуса с помощью зеркала и детских игрушек, которые разорвали его на куски и поглотили. Афина спасает сердце и рассказывает о преступлении Зевсу, который, в свою очередь, бросает в Титанов молнию . Образовавшаяся сажа, из которой рождается грешное человечество, содержит тела Титанов и Загрея. Поэтому душа человека (часть Диониса) божественна, но тело (часть Титана) удерживает душу в рабстве. Таким образом, было объявлено, что душа возвращается к хозяину десять раз, привязанная к колесу перерождения . После наказания расчлененные конечности Загрея были осторожно собраны Аполлоном и похоронены в своей священной земле Дельфы .

Орфическое яйцо [ править ]

Джейкоба Брайанта Орфическое яйцо (1774 г.) с Ананке

В орфических теогониях Орфическое Яйцо — это космическое яйцо , из которого вылупилось изначальное -гермафродит божество Фанес/Протогон (по-разному приравниваемый также к Зевсу , Пану , Метиде , Эросу , Эрикепаю и Бромиусу ), которое, в свою очередь, создало других богов. [29] Яйцо часто изображается со змееподобным существом Ананке , обвивающим его. Фанес — золотокрылое первобытное существо, вылупившееся из сияющего космического яйца , которое было источником вселенной. Названный Протогоном (Первенец) и Эросом (Любовь), древний орфический гимн обращается к нему так:

Неизреченный, скрытый, блестящий отпрыск, чье движение жужжит, ты рассеял темный туман, лежавший перед твоими глазами, и, взмахнув крыльями, ты кружился, и через этот мир ты принес чистый свет. [30]

Вариации [ править ]

Есть две орфические истории о возрождении Диониса : в одной — сердце Диониса, имплантированное в бедро Зевса ; в другом Зевс оплодотворил смертную женщину Семелу , что привело к буквальному возрождению Диониса. Многие из этих деталей отличаются от описаний классических авторов. Дамасций говорит, что Аполлон «собирает его (Диониса) вместе и возвращает его обратно».

Основное различие, по-видимому, заключается в изначальной преемственности: [31]

  • В Евдемовой Теогонии (V век до н. э.) [32] Первое существующее существо — Ночь ( Никс ). [33]
  • В «Рапсодической теогонии» все начинается с Хроноса («Нестареющее время», отличное от Кроноса, отца Зевса), который рождает Эфир и Хаос , а затем откладывает яйцо, из которого возникает Фанес/Протогон .
  • В «Теогонии Иеронимана» яйцо возникает из почвы (точнее, «материи, из которой сгустилась земля») и воды, и из него возникает «Нестареющее Время» Кронос, рождающее Эфир, Хаос и Эреб. Затем Кронос откладывает в Хаосе новое яйцо, из которого возникает Протогон.
  • В «Теогонии Дервени» Ночь откладывает яйцо, из которого возникает Протогон, затем он рождает Урана и Гею, которые рождают Кроноса, отца Зевса, который в конечном итоге проглатывает изначальное яйцо Протогона и в процессе воссоздает Вселенную. .

Но есть и другие различия, особенно в обращении с Дионисом: [31]

  • В «Рапсодической теогонии» Диониса расчленяют и готовят титаны, прежде чем Зевс поразил их молнией (человечество тогда возникает из сажи, а Дионис воскресает из своего сохранившегося сердца).
  • Поскольку папирус Дервени фрагментарен, история заканчивается без упоминания о нем.
  • В «Теогонии Иеронимана» не упоминается поедание Диониса титанами, поскольку оба источника произведения (Дамасий и Афинагор) не упоминают об этом, несмотря на то, что последний описывает войну с титанами.

В последующие века эти версии получили развитие, когда акт захоронения Аполлона стал ответственным за реинкарнацию Диониса, что дало Аполлону титул Дионисиодот (даритель Диониса). [34] Аполлон играет важную роль в мифе о расчленении, поскольку он представляет собой возвращение Всекосмической Души обратно к объединению. [35] [36]

Золотые таблички [ править ]

Золотая орфическая табличка и футляр, найденные в Петелии , южная Италия ( Британский музей ) [37]

Сохранившиеся письменные фрагменты демонстрируют ряд представлений о загробной жизни, аналогичных представлениям «орфической» мифологии о смерти и воскресении Диониса . Костяные таблички, найденные в Ольвии (V в. до н.э.), содержат короткие и загадочные надписи вроде: «Жизнь. Смерть. Жизнь. Истина. Дио(нис). Орфики». Функция этих костных таблеток неизвестна. [38]

Таблички с сусальным золотом, найденные в могилах Фурии , Гиппония , Фессалии и Крита (4 век до н. э. и позже), дают указания умершим . Хотя эти тонкие таблички зачастую весьма фрагментарны, в совокупности они представляют собой общий сценарий перехода в загробную жизнь. Когда умерший прибывает в подземный мир, ему предстоит столкнуться с препятствиями. Он должен позаботиться о том, чтобы пить не Лету («Забывчивость»), а купель Мнемозины («Память»). Ему предоставлены шаблонные выражения, с помощью которых он может представить себя стражам загробной жизни. Как сказано в табличке Петелии :

Я сын Земли и звездного неба. Я истомлен жаждой и умираю; но скорее дай мне напиться холодной воды из Озера Памяти. [39]

Другие золотые листы содержат инструкции по обращению к правителям подземного мира:

Теперь ты умер и теперь ты появился на свет, о трижды счастливый, в этот же день. Скажи Персефоне , что тебя освободил сам Вакхический. [40]

Примечания [ править ]

  1. ^ Сексуальность в греческой и римской культуре Мэрилин Б. Скиннер, 2005, стр. 135, «[…] в жизни не было последовательного религиозного движения, правильно называемого «орфизмом» (Dodds 1957: 147–9; West 1983: 2–3). ). Даже если бы они были, […]"
  2. ^ Крэмптон, Ричард Дж., Олкок, Джон Б. и Дэнфорт, Лоринг. "Балканы". Британская энциклопедия , Древность, иллирийцы и фракийцы, 15 апреля 2024 г.
  3. ^ Три лика Бога Дэвида Л. Миллера, 2005, Back Matter: «[…] предположил, что это было христианское тринитарное влияние на поздний эллинистический орфизм, но, возможно, старые неоплатоники были ближе […]»
  4. ^ Картрайт, Марк (2020). « Орфей ». Энциклопедия всемирной истории . Проверено 26 апреля 2024 г.
  5. ^ А. Хенрикс, «Hieroi Logoi» и «Hierai Bibloi»: (не)письменные поля священного в Древней Греции», Гарвардские исследования по классической филологии 101 (2003): 213-216.
  6. ^ Сэндис, Джон, Пиндар. Оды Пиндара, включая основные фрагменты. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd, 1937 год.
  7. ^ Ана Исабель Хименес Сан-Кристобаль, Орфические ритуалы (Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе, 2006);
  8. ^ Прокл, Комментарий к Республике Платона, II, 338, 17 Керн 224.
  9. ^ Аполлодор ( Псевдо Аполлодор ), Библиотека и воплощение , 1.3.2 . «Орфей также изобрел мистерии Диониса , и, растерзанный менадами, он похоронен в Пиерии».
  10. ^ Альберто Бернабе, Мигель Эрреро де Хауреги, Ана Исабель Хименес Сан Кристобаль, Ракель Мартин Эрнандес, Новое определение Диониса
  11. ^ «История раннего христианства», Эверетт Фергюсон, 2003, стр. 162, «Орфизм зародился в шестом веке до нашей эры»
  12. ^ Гатри 1955 , с. 322.
  13. ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд 1983 , стр. 21, 30–31.
  14. ^ Паркер 1995 , стр. 485, 497.
  15. ^ «Папирус Дервени: междисциплинарный исследовательский проект» . Гарвардский университет, Центр греческих исследований . 2 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 30 июля 2017 года . Проверено 24 мая 2015 г.
  16. ^ Кирк, Рэйвен и Шофилд 1983 , стр. 30–31.
  17. ^ Паркер 1995 , с. 484 487.
  18. ^ Паркер 1995 , с. 501.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пациент 2014г .
  20. ^ Прокл, Тим . 3.168.8
  21. ^ Руссо, Аттилио (2004). «Константино Ласкарис между славой и забвением в Мессине шестнадцатого века», в Мессинском историческом архиве , стр. 53-54.
  22. ^ Бертран Рассел (1947). История западной философии . Джордж Аллен и Анвин. п. 37 .
  23. ^ Аристотель (1908). Работы Аристотеля . Перевод Росса, WD, с. 80 .
  24. ^ Леонид Жмудь (2012). Пифагор и ранние пифагорейцы . ОУП Оксфорд. стр. 232–233. ISBN  978-0-19-928931-8 .
  25. ^ «Прокл, в теологе Платонисе I.5 (I.25-26, Саффри-Вестеринк) = Орф. 507 IV Бернабе - Живые поэты» .
  26. ^ Фриман, Кэтлин. Помощник философов-досократиков , издательство Гарвардского университета (1948), стр. 1.
  27. ^ Мейснер, с. 4 . Вест, с. 37 утверждает, что «вряд ли это может быть раньше, а вполне может быть и позже четвертого века нашей эры».
  28. ^ Янко, Ричард (2006). Цанцаноглу, К.; Парассоглу, генеральный менеджер; Куременос, Т. (ред.). «Дервенский папирус» . Классический обзор Брин Мора . Изучите и проверьте «Корпус греческих и латинских философских папиров». 13 . Флоренция: Ольшки.
  29. ^ Вест 1983 , с. 205.
  30. ^ Орфические гимны 5, Протогону
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ричардсон 1985 , стр. 87–90.
  32. ^ Мейснер 2018 , с. 1.
  33. ^ Пациент 2007 , с. 146.
  34. ^ Альберто Бернабе, Мигель Эрреро де Хауреги, Ана Исабель Хименес Сан-Кристобаль, Ракель Мартин Эрнандес. (2013), Новое определение Диониса
  35. Прокл в комментарии к Кратилу утверждает, что Аполлон означает причину единства и то, что собирает многих в одно.
  36. ^ Мейснер 2018 .
  37. ^ Коллекция Британского музея
  38. ^ Сайдер и Оббинк 2013 , с. 160.
  39. ^ Многочисленные таблетки содержат эту важную формулу с небольшими вариациями; греческие тексты и переводы см. Graf & Johnston 2007, стр. 4–5 (Гиппонион, 400 г. до н. э.), 6–7 (Петелия, 4 век до н. э.), стр. 16–17 (Энтелла, возможно, 3 век до н. э.), стр. 20–25 (пять табличек из Элеутерны, Крит, 2 или 1 век до н. э.), стр. 26–27 (Милопотамос, 2 век до н. э.), стр. 28–29 (Ретимно, 2 или 1 век до н. э.), стр. 34. –35 (Фарсал, Фессалия, 350–300 до н. э.) и стр. 40–41 (Фессалия, середина IV века до н. э.)
  40. ^ Табличка из Пелинны, конец 4 века до н.э., в Graf & Johnston 2007 , стр. 36–37.

Библиография [ править ]

Редакции и переводы [ править ]

Ссылки [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Статьи об орфизме [ править ]

  • Бернабе, Альберто. «Некоторые мысли о «новой» золотой табличке от Ферая». Журнал папирологии и эпиграфики 166 (2008): 53–58.
  • Бреммер, Ян. «Орфизм, Пифагор и возникновение бессмертной души». Взлет и падение загробной жизни: лекции Рида-Таквелла 1995 года в Бристольском университете . Нью-Йорк: Рутледж , 2002. 11–26. ISBN   978-0-415-14147-5
  • Бреммер, Ян. «Рационализация и разочарование в Древней Греции: Макс Вебер среди пифагорейцев и орфиков?» От мифа к разуму: исследования развития греческой мысли . Эд. Ричард Бакстон. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1999. 71–83.
  • Бреммер, Ян Н. (2013). «Божества в орфических золотых листьях: Евклес, Евбулей, Бримо, Кибела, Кора и Персефона». Журнал папирологии и эпиграфики . 187 :35-48. JSTOR   23850747 .
  • Компаретти, Доменико и Сесил Смит. «Золотая табличка Петелии». Журнал эллинистических исследований 3 (1882): 111–18.
  • Эдмундс, Рэдклифф. «Разрыв мифа о Загрее: несколько пренебрежительных замечаний об орфизме и первородном грехе». Классическая античность 18.1 (1999): 35–73.
  • Финкельберг, Арье. «О единстве орфической и милетской мысли». Гарвардское теологическое обозрение 79 (1986): 321–35. ISSN 0017-8160
  • Граф, Фриц. «Дионисийская и орфическая эсхатология: новые тексты и старые вопросы». Маски Диониса . Эд. Т. Карпентер и К. Фараоне. Итака: Корнеллский университет, 1993. 239–58, ISSN 0012-9356.
  • Фулинская, Агнешка (1 января 1970 г.). «Дионис, Орфей и Аргеад Македония: обзор и перспективы» . Классика Краковьенсия . 17 : 43–67. дои : 10.12797/CC.17.2014.17.03 .
  • Робертсон, Ноэль. «Орфические мистерии и дионисийский ритуал». Греческие тайны: археология и ритуалы древнегреческих тайных культов . Эд. Майкл Б. Космопулос. Нью-Йорк: Рутледж, 2004. 218–40, ISBN   978-0-415-24872-3 .
  • Торьюссен, Стиан (сентябрь 2005 г.). «Фанес и Дионис в Дервенской теогонии». Символы Ослоенсес . 80 (1): 7–22. дои : 10.1080/00397670600684691 . S2CID   170976252 .
  • Уэст, Мартин Л. «Греко-восточный орфизм в III веке до нашей эры». Ассимиляция и сопротивление греко-римской культуре в древнем мире: Труды VI Международного конгресса классиков . Эд.ДМ Пиппиди. Париж: Belles Lettres, 1976. 221–26.

Книги орфизму по

Общие исследования [ править ]

  • Альбинус, Л. (2000). Дом Аида: Исследования по древнегреческой эсхатологии . Орхус [Дания: Издательство Орхусского университета. ISBN   978-87-7288-833-0
  • Буркерт, Уолтер (2004). Вавилон, Мемфис, Персеполь: восточные контексты греческой культуры . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-01489-3 . Проверено 10 августа 2023 г.
  • Мартин, Лютер Х. Эллинистические религии: введение 1987, 102, ISBN   978-0-19-504390-7 .
  • Руссо, Аттилио (2004). «Константино Ласкарис между славой и забвением в Мессине шестнадцатого века», Мессинский исторический архив , Мессина 2003–2004, LXXXIV-LXXXV, 5–87, особенно 53–54.
  • Ален улыбнулся. Глава. «Восточная мудрость и западная философия: осевой период» в «Основах дикой философии». Знания и умения, 2012, 300 с., ISBN   978-2-7539-0187-2 .
  • Цунц, Гюнтер . Персефона: три очерка о религии и мысли в Великой Греции . Оксфорд: Clarendon Press, 1971, ISBN   978-0-19-814286-7 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a8e4760ae63a91a042d058a994fb459__1718912760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/59/6a8e4760ae63a91a042d058a994fb459.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Orphism (religion) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)