Вотивное подношение
Вотивное подношение или вотивный залог — это один или несколько предметов, выставленных или оставленных без намерения восстановления или использования в священном месте для религиозных целей. Такие предметы являются особенностью современного и древнего общества и обычно создаются для того, чтобы завоевать расположение сверхъестественных сил.
Хотя некоторые подношения, по-видимому, делались в ожидании исполнения определенного желания, в западных культурах, о которых сохранились документальные свидетельства, было более типично ждать, пока желание будет выполнено, прежде чем делать подношение. [ нужна ссылка ] для чего может быть использован более конкретный термин ex-voto . Остальные подношения, скорее всего, рассматривались просто как дары божеству, не связанные с какой-либо конкретной необходимостью.
В буддизме в Древней Индии были распространенной практикой подношение по обету, такое как строительство ступ , пример которого можно наблюдать в руинах древнего университета Викрамшила. [1] и другие современные структуры. Вотивные подношения были описаны в исторической римской эпохе и греческих источниках, хотя подобные действия продолжаются и в наши дни - например, в традиционной католической культуре и, возможно, в современной практике бросания монет в колодец желаний или фонтан. Современную строительную практику дозаправки можно считать примером вотивной практики, имеющей древние корни.
В археологии вотивные клады отличаются от кладов ; хотя они могут содержать аналогичные предметы, вотивные вклады не предназначались для возврата.
Древние подношения
[ редактировать ]В Европе вотивные отложения известны еще в эпоху неолита с полированными топоров кладами , пик которых приходится на поздний бронзовый век . высокого статуса Артефакты , такие как доспехи и вооружение (в основном щиты , мечи , копья и стрелы), плодородие и культовые символы, монеты, различные сокровища и статуэтки животных (часто собак, волов и, в более поздние периоды, лошадей), были обычным подношением в древности.
Вотивные приношения приносились в жертву и закапывались или, чаще всего, бросались в водоемы или торфяные болота , откуда их невозможно было извлечь. В некоторых случаях в жертву приносились целые корабли, как, например, в датском болоте Нидам Мозе . Часто все предметы в ритуальном кладе ломаются, возможно, «убивая» предметы, чтобы еще больше вывести их за рамки утилитарного использования перед захоронением. Считается, что целенаправленное выбрасывание ценных предметов, таких как мечи и наконечники копий, имело ритуальный подтекст. С тех пор эти предметы были обнаружены в реках, озерах и нынешних или бывших водно-болотных угодьях строителями, торфокопателями, металлодетекторами, представителями общественности и археологами.
Высказывание Диогена Синопского , цитируемое Диогеном Лаэртием , указывает на высокий уровень вотивных жертвоприношений в Древней Греции: [2]
Когда кто-то выразил удивление по поводу жертвоприношений на Самофракии , его ( Диоген ) комментарий был такой:
«Их было бы гораздо больше, если бы те, кто не был спасен, принесли жертвы».
Сокровищницы в Олимпии и Дельфах (включая Афинскую казну и Сифнийскую казну ) представляли собой здания различных греческих городов-государств для хранения собственных вотивных подношений в деньгах и драгоценных металлах. На этих участках также было большое количество вотивных скульптур, хотя они явно предназначались для прославления каждого города перед его соперниками, а также для благодарения богам. Вотивные подношения также использовались в качестве искупления грехов, совершенных против бога или богини. В некоторых случаях подношения создавались отдельным лицом в связи с травмой дарителя или другими допускаемыми обстоятельствами. [3]
Некоторые греческие подношения, такие как бронзовые треножники в Дельфах , по-видимому, какое-то время выставлялись напоказ, а затем закапывали группами. В Олимпии множество маленьких фигурок, в основном животных, были брошены в огромную кучу пепла от жертвоприношений животных на алтаре возле храма Зевса . Большая часть наших знаний о древнегреческом искусстве обработки недрагоценных металлов получена из этих и других раскопанных месторождений подношений. Оружие и доспехи, особенно шлемы, также давались после победы.
В Мезоамерике вотивные отложения были обнаружены на ольмекском городище Эль-Манати (датируемом 1600–1200 гг. до н.э.) и майя Священном сеноте в Чичен-Ице (850–1550 гг. н.э.).
Археологи обнаружили в древней Спарте несколько вотивных подношений V века до нашей эры. Эти вотивные подношения свидетельствуют о наличии грамотности в спартанской культуре. Уделяя больше внимания надписям, которые, судя по всему, были сделаны человеком, сделавшим подношение, археологи могут понять, что первых посвятителей было очень мало и что большинство, если не все, были представителями высших классов. Был найден один кусок керамики, на котором, возможно, были знаки измерения. Если это правда, то это указывало бы на повседневную грамотность спартанцев. К сожалению, ученые не обнаружили ни одного другого керамического изделия с подобной надписью, подтверждающей эту единственную находку.
13 древних вотивных камней Пезаро были обнаружены в 1737 году на местной ферме Пезаро в провинции Пезаро-э-Урбино , Италия , и относятся к доэтрусским временам. На них написаны имена различных римских богов , таких как APOLLO , MAT[ER]-MATVTA , SALVS , FIDE и IVNONII ( Юнона ). [4]
Проклятые таблетки
[ редактировать ]Табличка с проклятиями или defixio — это небольшой лист жести или свинца, на котором было написано послание с пожеланием несчастья кому-то другому. Обычно табличку с проклятием находят свернутой и намеренно оставленной. Существует пять основных причин для посвящения таблички с проклятиями: [5]
1 – Судебные разбирательства, 2 – Конкурс, 3 – Торговля, 4 – Эротические амбиции, 5 – Кража
Из них в Британии подавляющее большинство относятся к типу 5. Две самые большие концентрации происходят из священных источников в Аква Сулис , где зарегистрировано 130 примеров, и в Ули, где видно более 140 примеров.Использование таблички с проклятиями для восстановления украденного имущества является убедительным доказательством призыва божественной силы посредством нетрадиционной религиозной церемонии, часто включающей ту или иную форму осаждения воды. Обычная форма божественного призыва заключалась в молитве, жертвоприношении и посвящении алтаря. [6] поэтому доступ к этой информации дает полезную информацию о римской провинциальной культуре.
Угрозы
[ редактировать ]Многие ненайденные древние жертвоприношения в современном мире находятся под угрозой, особенно те, которые затоплены в водно-болотных угодьях или других водоемах. Водно-болотные угодья и другие водные объекты часто защищают и сохраняют материалы на протяжении тысяч лет из-за их естественной анаэробной среды. Однако за последние 100–200 лет многие морские дны были нарушены, реки и ручьи растянулись или изменили направления ландшафта, а многие водно-болотные угодья были полностью или частично осушены или засыпаны по разным причинам. Таким образом, многие оставшиеся объекты находятся под угрозой окисления и, в конечном итоге, быстрого разрушения. Основными причинами нарушений являются дноуглубительные работы , донные траления рыболовецких судов, сельскохозяйственная деятельность, добыча торфа, добыча подземных вод водяными скважинами и создание более крупных инфраструктурных объектов, таких как скоростные автомагистрали, водоочистные сооружения, а в некоторых случаях крупномасштабное восстановление природы. проекты. [7] [8]
иудаизм
[ редактировать ]Тора . предусматривает «добровольные пожертвования», которые может делать любой человек Они отличаются от вотивных подношений, связанных с клятвой. ср. Левит 22:23, где еврейские корневые буквы для добровольного приношения — נדב (надаб), а для жертвоприношения по обету — נדר (надар). В этом стихе между ними проводится четкое различие. См. номера сильных сторон H5068, где Хитпаэль должен стать волонтером или сделать добровольное пожертвование, и H5087, где Кал должен дать обет.
Когда Соломон построил первый храм, он предоставил множество предметов обстановки сверх того, что было повелено Моисею на горе Синай (см. «Храм Соломона» ).
устной традиции В раввинистического иудаизма также говорится об огромном артефакте из золотой виноградной лозы за пределами святого места Храма в Иерусалиме до его разрушения римлянами. [9]
христианство
[ редактировать ]Традиция жертвоприношений перешла в христианство как на Востоке, так и на Западе. Особый тип вотивной короны , первоначально византийский, был принят и на Западе.
Восточное христианство
[ редактировать ]Согласно Священному Преданию , после Константина Великого обращения и последующей победы в битве у Мильвийского моста он подарил Церкви один из крестов, которые он нес в бою. Считается, что этот крест сохранился на Афоне .
Одно из самых известных православных вотивных приношений принадлежит святому Иоанну Дамаскинскому . По преданию , когда он служил визирем халифа . Аль-Валида I , его ложно обвинили в предательстве и ему отрубили руку По молитве перед иконой Божией Матери его рука чудесным образом восстановилась. В знак благодарения он сделал серебряную копию своей руки и прикрепил ее к иконе ( см. изображение справа ). Эта икона, ныне называемая « Троеручица » (Троеручица), хранится в Хиландар монастыре на Афоне .
Православные христиане и по сей день продолжают приносить вотивные подношения, часто в виде тамата — металлических пластинок, символизирующих предмет их молитв . Другие подношения включают свечи , просфоры , вино, масло или ладан . что-то личное ценное, например, украшения, нательный крест или военную награду Кроме того, многие оставят в знак преданности .
Западное христианство
[ редактировать ]Римский католицизм
[ редактировать ]В Римско-католической церкви приношения приносились либо во исполнение обета , данного Богу об освобождении, либо в качестве вещи, оставленной церкви в благодарность за оказанную услугу. Сегодня по обету можно зажечь вотивные свечи , предложить цветы, статуи, облачения и денежные пожертвования. Традиционные специальные формы вотивных подношений ex votos включают небольшие серебряные модели пораженной части тела, каменные таблички с надписями, картины народного искусства, изображающие опасные происшествия, такие как вотивные картины Мексики , и модели кораблей, подаренные моряками, пережившим опасную катастрофу. путешествие. В испаноязычном мире милагро — это небольшое металлическое подношение, эквивалентное православной тамате .
Во многих католических церквях до сих пор есть места, где выставляются такие приношения. В Нотр-Дам-де-Виктуар в Париже представлено более 10 000 экспонатов военной специализации, включая множество военных наград, врученных их получателями. Вотивная церковь в Вене является поздним примером многих церквей, которые сами по себе являются вотивными подношениями, в данном случае построенными в знак благодарности за то, что им удалось избежать убийства императором Австрии Францем Иосифом I в 1853 году.
Средневековые примеры включают:
- Несколько вотивных корон , например, из Сокровищ Гуаррасара.
- Вероятно, Железная Корона Ломбардии.
- Генрих III Англии приказал изготовить золотую статую своей королевы и поместить ее в храм Святого Эдуарда в Вестминстере.
- Восковой сокол в храме Святого Вулстана работы Эдуарда I.
- Бриллиант и рубин, украшающие могилу святого Фомы Бекета в Кентербери.
- Многочисленные костыли, оставленные в гроте Лурда.
- Песня «О Вильгельм, пасторская кость», написанная Джоном Тавернером, представляет собой вотивный антифон, посвященный кардиналу Вулси.
Особенно в латинском мире существует традиция вотивных картин, обычно изображающих опасный инцидент, в котором жертвующий пережил. Вотивные картины Мексики имеют параллели в других странах. В Италии, где, как полагают, сохранилось более 15 000 картин ex-voto, созданных до 1600 года, они начали появляться в 1490-х годах, вероятно, по образцу небольших панелей пределлы под алтарями . [10] Это форма народного искусства , обычно рисуемая на жестяных тарелках, извлеченных из упаковки. Другими примерами могут быть большие и грандиозные картины, такие как Тициана «Якопо Пезаро » , подаренная Папой Александром VI Святому Петру в знак благодарности за морскую победу.
лютеранство
[ редактировать ]Практика пожертвований по обету в лютеранских церквях , таких как Шведская церковь , продолжалась и после Реформации. [11]
буддизм
[ редактировать ]В буддизме подношения по обету обычно принимают форму небольшой глиняной или терракотовой таблички с буддийскими изображениями, обычно Буддарупы , и содержат текст. Эти таблички оставляются преданными в священных буддийских местах в качестве подношения во время их паломничества. Примером являются буддийские тибетские вотивные таблички, изготовленные для паломничества в Бодхгаю . Вотивные таблички служили как почетными подношениями, так и сувенирами. Большинство из них были сделаны из глины, а более редкие и дорогие таблички были изготовлены из металла. [12] Исторически вотивные таблички можно найти в азиатских буддийских землях, в Японии, [13] Индия, Шри-Ланка, Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Китай, Индонезия и Малайзия. В Таиланде обетные таблички известны как тайские амулеты Будды , своего рода тайский буддийский благословенный предмет, используемый для сбора храмовых средств путем производства амулетов.
Джайнизм
[ редактировать ]Аягапата — это тип вотивной плиты, связанной с поклонением в джайнизме . Многочисленные такие каменные таблички были обнаружены во время раскопок на древних джайнских стоянках, таких как Канкали Тила недалеко от Матхуры в Индии. Некоторые из них датируются I веком. Эти плиты украшены предметами и узорами, имеющими центральное значение для джайнского поклонения, такими как ступа , дхармачакра и триратна . [14]
большое количество обетных табличек аягапата (табличка почтения) для подношений и поклонения тиртханкаре было найдено В Матхуре . [15]
Эти каменные скрижали имеют сходство с более ранними шилапатами , каменными скрижалями, которые ставили под деревьями для поклонения якшам . Однако это делалось коренными народными общинами до зарождения джайнизма , что позволяет предположить, что оба имеют общие ритуалы. [14] Исследователь джайнского искусства писал об Аягапате , обнаруженном около Канкали Тила: «Техническое название такой таблички было Аягапата, что означает панель почтения». [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Славное наследие Университета Викрамшила - Новости путешествий в Индию» . Новости путешествий Индия . 14 февраля 2017 г. Проверено 24 февраля 2017 г.
- ↑ Диоген Лаэртий, Жизнеописания выдающихся философов , Книга VI, Глава 2, 59, в цифровой библиотеке Персея.
- ^ Микалсон, Джон (2009). Древнегреческая религия . Чистер: Уайли-Блэквелл. стр. 1–31.
- ^ «История Пезаро, Италия» . www.italythisway.com .
- ^ Маттингли, Дэвид (2004). «Быть римлянином: выражение идентичности в провинциальной обстановке». Журнал римской археологии . 17 :5–25. дои : 10.1017/S104775940000814X . S2CID 160115205 .
- ^ Воин, В. (2006). Римская религия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-82511-3 .
- ^ затонувшего каменного века Мировая археология
- ^ «Дом — Wetlands International» . Водно-болотные угодья Интернэшнл .
- ^ Мидот III. 8.
- ^ Лавен, Мэри (2016). «Запись чудес в Италии эпохи Возрождения» . Прошлое и настоящее . 230 (Приложение 11): 191–212. дои : 10.1093/pastj/gtw026 . Рассказ о храме Мадонны дель Арко недалеко от Неаполя.
- ^ Реннинг, Оле-Альберт; Эх, Хелле Мёллер; Фогт, Хелле (2017). Пожертвования, наследование и собственность в скандинавском и западном мире от поздней античности до наших дней . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351725989 .
- ^ «Буддийская вотивная табличка» . Художественный музей Уолтерса . Проверено 2 февраля 2020 г.
- ^ «Мир Сенджафуды» . Меллон Проекты . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Аягапата » энциклопедия Британская Получено 18 апреля.
- ^ Jain & Fischer 1978 , стр. 9–10.
- ^ «Табличка почтения аягапата или джайнизма с маленькой фигуркой тиртханкары в центре и надписью внизу из Матхуры» . Британская библиотека . Проверено 18 апреля 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Алан Дандес. Замурованная жена . Университет Висконсина Пресс (1996).
- Джон В. Робинсон (2001). «Наивысшие традиции мастеров стали» . Западный фольклор , осень 2001 г.
- Вайнриб, Иттай (ред.). Ex Voto: Вотивные пожертвования в разных культурах (Нью-Йорк, 2016 г.)
- Вайнриб, Иттай (редактор), Агенты веры: даяние по обету во времени и месте (Нью-Йорк, 2018 г.)
- Микалсон, Джон (2009). Древнегреческая религия . Чичестер: Wiley-Blackwell.pp. 1–31.