Дхармачакра
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |

Дхармачакра дхармических ( санскрит : धर्मचग्र, пали : dhammacakka ) или колесо Дхармы — символ используемый в религиях буддизма , , индуизма и джайнизма . Он имеет широкое применение в буддизме. [1] [2] В индуизме этот символ особенно используется в местах, подвергшихся религиозной трансформации. [3] [4] [5] [6] Символ также находит свое применение в современной Индии.
Исторически дхармачакра часто использовалась в качестве украшения восточноазиатских статуй и надписей , начиная с самого раннего периода восточноазиатской культуры и до наших дней. [7] Сегодня он остается главным символом буддийской религии.
Этимология
[ редактировать ]Санскритское ) существительное дхарма ( धर्म происходит от корня dhṛ «держать, поддерживать, сохранять». [8] и означает «то, что установлено или твердо». Это слово происходит от ведического санскрита n -stem dharman- и означает «носитель, поддерживающий». Историческая ведическая религия, очевидно, рассматривала дхарму как аспект Риты . [9]
История и использование
[ редактировать ]
Подобные символы чакры (спицевого колеса) являются одними из самых древних во всей индийской истории. Мадхаван и Парпола отмечают, что символ колеса часто появляется на артефактах цивилизации долины Инда , особенно на нескольких печатях . [10] [примечание 1] Примечательно, что он присутствует в последовательности из десяти знаков на вывеске Дхолавира . [10] [12]
Некоторые историки связывают древние символы чакр с солнечной символикой . [13] В Ведах бог Сурья связан с солнечным диском, который считается колесницей с одним колесом (чакрой). Митра , форма Сурьи, описывается как «око мира», и поэтому солнце понимается как глаз (чакшу), который освещает и воспринимает мир. [14] Такое колесо также является главным атрибутом Вишну . [12] Таким образом, символ колеса также может быть связан со светом и знаниями.
Буддийское использование и значение
[ редактировать ]
Будды В буддизме Дхарма-чакра широко используется для обозначения Дхармы ( учения Будды и универсального морального порядка), самого Гаутамы Будды и прохождения пути к просветлению , начиная со времен Раннего буддизма . [15] [1] [примечание 2] Символ также иногда связан с Четырьмя Благородными Истинами , Благородным Восьмеричным Путем и Взаимозависимым Возникновением. Добуддийская дхармачакра ( пали : dhammacakka ) считается одним из аштамангала (благоприятных знаков) в индуизме и буддизме и часто используется как символ обеих религий. [16] [примечание 3] Это один из старейших известных индийских символов, встречающихся в индийском искусстве , появившийся в первой сохранившейся индийской иконографии после цивилизации долины Инда во времена буддийского царя Ашоки . [15] [примечание 2]
Говорят, что Будда привел в движение «колесо Дхармы», когда произнес свою первую проповедь. [17] которое описано в Дхаммакаккаппаваттана-сутте . Этот «поворот колеса» означает великие революционные изменения с универсальными последствиями, осуществленные исключительным человеком. Буддизм заимствовал колесо как символ из индийской мифической идеи об идеальном царе, называемом чакравартин («вращающий колесо» или «универсальный монарх»). [12] [17] Говорят, что он обладал несколькими мифическими предметами, в том числе ратана-чака (идеальное колесо). Маха Судассана Сутта Дигха Никаи описывает это колесо как имеющее ступицу (набхи), тысячу спиц (сахассарани) и фелли (неми), все из которых совершенны во всех отношениях. [14] Говорят, что Сиддхартха Гаутама был «махапуришой» (великим человеком), который мог выбрать стать царем, вращающим колесо, но вместо этого стал духовным аналогом такого царя, мудрецом, вращающим колесо, то есть Буддой . [18]
В своем объяснении термина «поворот колеса Дхармы» экзегет Тхеравады Буддхагхоша объясняет, что это «колесо», которое повернул Будда, прежде всего следует понимать как мудрость, знание и прозрение ( ньяна ). Эта мудрость имеет два аспекта: пативедха-нана, мудрость самоосознания Истины, и дешана-нана, мудрость провозглашения Истины. [14] Символ дхармачакры также указывает на центральную индийскую идею « Дхармы », сложного и многозначного термина, который относится к вечному космическому закону, универсальному моральному порядку, а в буддизме — к самому учению и пути, изложенным Буддой. [19]

В буддийском искусстве на ранних этапах, таких как Бхархут и Санчи , дхармачакра часто использовалась как символ самого Гаутамы Будды. [18] [14] Символ часто сочетается с триратной (тройной драгоценностью) или тришулой (трезубцем), символизирующими тройной драгоценный камень , зонтики ( чатра ), символы суверенитета и королевской власти, драгоценные камни и гирлянды. Его также иногда изображают рядом с такими животными, как львы, [14] или олень.
Существуют разные конструкции буддийской дхармачакры с 8, 12, 24 и более спицами . В разных буддийских традициях разное количество спиц может представлять разные аспекты Дхармы (учения) Будды. Например, в индо-тибетской буддийской традиции колесо с восемью спицами символизирует благородный восьмеричный путь , а ступица, обод и спицы также символизируют три тренировки ( сила , праджня и самадхи ). [20]
В буддизме циклическое движение колеса также используется для обозначения цикличности жизни в мире (его еще называют «колесом сансары », самсара-чакрой или «колесом становления» , бхава-чакрой ). [14] Это колесо страданий можно повернуть вспять или «повернуть» посредством практики буддийского пути. Буддийские термины, обозначающие «страдание» ( дуккха ) и счастье ( сукха ), также могут изначально быть связаны с правильной или неправильной установкой колес на колесницы ось . [21] Индо-тибетская традиция разработала сложные изображения, называемые Бхавачакрами , которые изображают многие сферы перерождения в буддийской космологии .
Спицы колеса также часто используются как символы буддийского учения о зависимом возникновении . По словам ученого Тхеравады Буддхагхоши :
«Это безначальный круг перерождений, который называется «Колесом круга перерождений» (самсаракакка). Невежество (авиджа) является его центром (или нефом), потому что оно является его корнем. Старение и смерть (джара-марана) являются его краем (или краем), потому что они завершают его. Остальные десять звеньев [Взаимозависимого Возникновения] являются его спицами [т.е. санкхарой до процесса становления, бхавы]». [14]
Самым ранним индийским памятником, изображающим дхармачакры, являются столбы Ашоки , такие как львиная колонна в Санчи, построенная по повелению Маурьев императора Ашоки . По словам Бенджамина Роуленда: [14]
«Следовательно, колонну Сарнатха можно интерпретировать не только как прославление проповеди Будды, символизируемой венчающим колесом, но также и через космологическое значение всей колонны как символа универсального распространения силы Закона Будды как олицетворяется солнцем, которое доминирует над всем пространством и всем временем, и одновременно является эмблемой универсального распространения империализма Маурьев через Дхарму. Вся структура представляет собой перевод древней индийской и азиатской космологии в художественные термины по существу иностранного происхождения и посвящена, как и все памятники Асоки, славе буддизма и королевского дома».
По мнению Харрисона, символика «колеса закона» и порядка Природы также видна в тибетских молитвенных колесах . Движущиеся колеса символизируют движение космического порядка ( рита ). [22]
Джайнские, индуистские и современные индийские обычаи
[ редактировать ]


Дхармачакра — символ в шрамана религии джайнизма , иногда на статуях Тиртханкаров . [23] [24] [25]
Символика колеса также использовалась в индийских храмах в местах, претерпевших религиозную трансформацию по сравнению с буддизмом. [26] [27] такие как храм Джаганнатхи, божество которого, как полагают некоторые ученые, имеет буддийское происхождение . [28] [29] Он также находит применение в других древних храмах Одиши, самым известным из которых является Храм Солнца в Конарке .
24-спицевая Ашока Дхармачакра присутствует на современном флаге Индии , представляя паниндийскую концепцию Дхармы . [30] Современный государственный герб Индии представляет собой изображение Львиной столицы Ашоки (Санчи), включающей в себя дхармачакру. Неотъемлемой частью эмблемы является девиз , написанный письмом деванагари : Сатьямева Джаяте (англ. Truth Alone Triumphs ). [31] Это цитата из Мундака Упанишады : [32] заключительная часть Вед .
Сарвепалли Радхакришнан , первый вице-президент Индии, заявил, что Ашока-чакра Индии представляет собой «колесо закона дхармы », а также «Истину или сатью », «Добродетель», а также «движение», как в «динамизм мирных перемен». [30]
Другое использование и подобные символы
[ редактировать ]- Главным атрибутом Вишну является колесообразное оружие, называемое Сударшаначакра . [12]
- Подобные символы колеса использовались в качестве солнечного символа древними египтянами . [33]
- Некоторые статуи Будды также изображают связанную с ней Дхармачакру Мудру — знак рукой, изображающий вращение колеса Дхармы.
- Очень похожий символ колеса также присутствует на флаге цыган , намекая на их кочевую историю.
- В небуддийском культурном контексте колесо с восемью спицами напоминает традиционное корабельное колесо . В качестве морской эмблемы это изображение представляет собой обычную татуировку моряка , которую можно ошибочно принять за дхармачакру или наоборот.
- Зонненрад — аналогичный символ , используемый оккультистами и неонацистами.
- Фалуньгун использует концепцию подобного колеса в качестве центральной концепции.
- В компьютерном стандарте Unicode дхармачакра называется «Колесом Дхармы » и имеет форму с восемью спицами. Он представлен как U+2638 (☸) . В виде смайликов : ☸️.
Галерея
[ редактировать ]Исторические и археологические примеры
[ редактировать ]- Реконструкция приблизительной планировки Санчи во времена Маурьев , показывающая колонну, увенчанную дхармачакрой.
- Иллюстрированная реконструкция вершин Бхархута Александра Каннингема.
- Восточные ворота ступы Бхархут, увенчанной вершиной дхармачакры.
- Будда в лице Дхармачакры, Ступа Санчи №. 3.
- Дхармачакра на столбе, ступа Санчи №. 3
- Поклонение столпу Ашоки, Ступа Санчи №. 3.
- Иллюстрация из ступы Санчи
- Известняковая пилястра, II век нашей эры, Амаравати , Индийский музей, Калькутта.
- Следы Будды с дхармачакрами, Археологический музей, Амаравати
- Гандхары I века След Будды
- Гандхарская стела, иллюстрирующая первую проповедь в Сарнатхе , II век, Метрополитен-музей.
- Стела из Гандхары
- Скульптура, изображающая Дхармачакру в музее Амаравати.
- Монета Таксила с колесом и буддийскими символами
- Монета, найденная в Афганистане , 50 г. до н.э. – ок. 30 г. н.э., самое позднее до 50 г. н.э.
- Три Драгоценности, или Триратна. Восточный Афганистан. Кушанский период . 2–3 ст.
- Дхармачакра Правартана Мудра , период Гуптов, 5 век нашей эры.
- Дхаммакакка, Национальный музей, Бангкок, Таиланд
- Дхаммакакка, Национальный музей, Бангкок , Таиланд
- Као Кланг Най, исторический парк Си Тхеп , Таиланд.
- Мон дхармачакра, VII или IX век, песчаник.
- Колесо Дхармы, Япония, период Камакура , 1200-е гг. н.э., бронза – Токийский национальный музей .
- Часть статуи Будды, изображающая первых пяти учеников Будды в Сарнатхе и Дхармачакре.
- Японская дхармачакра, конец 13 века.
- База Мандала, Китай, династия Мин, Художественный музей Кливленда.
- Колесо Дхармы, Китай, династия Цин, период Цяньлун, 1736–1795 гг. Н.э.
- Коробка с чернильными лепешками: палочка с желтыми чернилами, Китай, династия Цин (1644–1912).
- Дхармачакра Правартана в Национальном музее, Нью-Дели
Современные примеры
[ редактировать ]- Ват Пхотивихан, Тумпат, Келантан
- Вход в Ват Пхра Синг.
- Печать провинции Чайнат (гаруда, поддерживающая дхаммакакку перед горой и рекой), Ват Шри Супхан, Чиангмай
- Дхармачакра в Буданатхе
- Дхаммакакка на главном фронтоне, Ват Пхра Путтабат Так Пха, Лампхун
- Вход в Глобальную пагоду Випассана.
- Палата Лок Сабха в здании Нового парламента, Нью-Дели
Национальные флаги и официальная символика
[ редактировать ]- Герб Индии с изображением Ашока-чакры на нижней панели, представляющей Дхармачакру.
- Эмблема Верховного суда Индии, на которой изображена дхармачакра на вершине Львиной столицы. Во время раскопок его нашли сломанным.
- Эмблема Центральной тибетской администрации с Дхармачакрой в тибетском буддийском стиле.
- Флаг Дхаммакакка, символ буддизма в Таиланде.
- Печать Университета Таммасат в Таиланде, состоящая из Конституции на пхане с дхаммакаккой с двенадцатью спицами.
- Цвета Национальной скаутской организации Таиланда
- Флаг, используемый Индийским буддийским движением далитов
- Знак отличия буддийских капелланов в вооруженных силах США .
- Колесо в джайнском символе Ахимсы представляет дхармачакру.
- USVA 2 Эмблема надгробия
- Флаг цыганского народа . Он содержит синий и красный цвета, обозначающие небо и землю соответственно, и использует Дхармачакру с 16 спицами, чтобы символизировать их традицию и отдать дань уважения их индийскому происхождению.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Однако эти символы удлиненные, а не круглые. Спицевые колеса транспортного средства практически отсутствуют в Хараппской цивилизации . [11] Поэтому интерпретация этих символов как колеса со спицами является предметом споров.
- ^ Перейти обратно: а б Грюнведель эа: «Колесо ( дхармачакра ), как уже упоминалось, было принято учениками Будды как символ его учения и в сочетании с другими символами — трезубцем, помещенным над ним и т. д. — символизирует его на скульптурах периода Ашоки. ." [15]
- ^ Гетц: «дхармачакра, символ буддийской веры». [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джон К. Хантингтон, Дина Бангдел, Круг блаженства: буддийское медитативное искусство, с. 524.
- ^ «Буддийские символы» . Ancient-symbols.com . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ Мансинха, Маядхар (10 сентября 2021 г.) [1960]. «ГЛАВА VIII. ПЕРИОД ПОСЛЕ САРАЛА - ПЕРИОД ЭКСПЕРИМЕНТОВ: I. Буддийское влияние - Поэты-метафизики » . История литературы ория . Креативные Медиа Партнеры, ООО. ISBN 978-1015025486 .
- ^ Наяк, доктор Ганешвар (11 марта 2014 г.). «История Одиши (с древнейших времен до 1434 года нашей эры)» (PDF) . Паралакемунди: Автономный колледж Шри Крушны Чандры Гаджапати . п. 107.
- ^ Мисра, Биджой М. (2007). Брайант, Эдвин Фрэнсис (ред.). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. п. 141. ИСБН 978-0195148923 .
- ^ Саху, Набин Кумар (1958). «Сайлодбхавы, Бхаумакары и Сомавамши» . Буддизм в Ориссе . Бхубанешвар: Университет Уткал. п. х. OCLC 1391872675 .
- ^ «Дхарма и этика: индийский идеал человеческого совершенства, первая публикация» . Присцилла.работа . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Монье Уильямс , Санскритский словарь (1899): «держать, нести (также: порождать), нести, поддерживать, сохранять, хранить, обладать, иметь, использовать, использовать, практиковать, подвергаться»
- ^ Дэй, Теренс (1 января 2006 г.) [1982]. «Понятие обязательства». Концепция наказания в ранней индийской литературе . Издания СР (том 2). Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье. п. 42. ИСБН 9780889208384 . Проверено 5 марта 2024 г.
Важность концепции Дхармы в ранней брахманической мысли настолько значительна, что казалось, что она либо заменила Риту как ведущую философскую и религиозную концепцию, либо что более ранняя концепция в какое-то время была поглощена ею. Вероятно, более верно то, что Дхарма была задумана как аспект Риты, который стал настолько полезным для разработки религиозных, моральных и социальных правил, что интерес к ней и обсуждение ее применения к социальному и моральному порядку затмили все дискуссии о метафизических и теологических идеях.
- ^ Перейти обратно: а б Древняя долина Инда: новые перспективыДжейн Макинтош. п. 377
- ^ Шахане, Гириш (8 октября 2014 г.). «Что означает отсутствие колесниц в древней Хараппе для плана Моди «Чистая Индия»» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пиво 2003 , с. 14.
- ^ Исситт, Мика. Главное, Карлин. (2014). Скрытая религия: величайшие тайны и символы мировых религиозных верований, ABC-CLIO, стр. 185.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Т.Б. Карунаратне (1969), Символ буддийского колеса , Публикация «Колесо» № 137/138, Буддийское издательское общество, Канди • Шри-Ланка.
- ^ Перейти обратно: а б с Грюнведель, Гибсон и Берджесс 1901 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Гетц 1964 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Pal 1986 , p. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Людовик, EFC (2013) След Будды, Routledge, стр. 22.
- ^ Исситт, Мика. Главное, Карлин. (2014). Скрытая религия: величайшие тайны и символы мировых религиозных верований, ABC-CLIO, стр. 186.
- ^ Лампа, освещающая путь к освобождению: объяснение основных тем для изучающих Дхарму, автор Кхенпо Гьялцен (перевод Lhasey Doestsawa Translations, Непал: 2014, стр. 247–248).
- ^ Сарджант, Уинтроп (2009), Бхагавад-Гита, SUNY Press, стр. 303.
- ^ Харрисон 2010 , с. 526.
- ^ Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов , с. 314, Джон Корт, Оксфордский университет.
- ^ Аша Калия, Искусство осианских храмов: социально-экономическая и религиозная жизнь в Индии, 8–12 века нашей эры Abhinav Publications, 1982, глава 16.
- ^ Шарма, Савита (1990). Ранние индийские символы: нумизматические свидетельства, Агам Кала Пракашан, 1990, стр. 51.
- ^ Мисра 2007 .
- ^ Саху 1958 .
- ^ Наяк 2014 .
- ^ Мансинья 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Код национального флага» (PDF) . Mahapolice.gov.in . Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2017 года . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ Камаль Дей против Союза Индии и штата Западная Бенгалия (Высокий суд Калькутты, 14 июля 2011 г.), текст .
- ^ «Постоянный парламентский комитет Раджья Сабхи по внутренним делам: 116-й отчет по законопроекту о государственном гербе Индии (запрет на ненадлежащее использование), 2004 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 марта 2013 года.
- ^ Холл, Аделаида С. (2005). Глоссарий важных символов на иврите: языческие и христианские формы . Козимо. п. 56. ИСБН 978-1-59605-593-3 .
Источники
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007), Лошадь, колесо и язык. Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир , Princeton University Press
- Бир, Роберт (2003), Справочник тибетских буддийских символов , Serindia Publications, Inc., ISBN 978-1932476033
- Дэй, Теренс П. (1982), Концепция наказания в ранней индийской литературе , Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье, ISBN 0-919812-15-5
- Гетц, Герман (1964), Искусство Индии: пять тысяч лет индийского искусства , Корона
- Грюнведель, Альберт; Гибсон, Агнес К.; Берджесс, Джеймс (1901), буддийское искусство в Индии , Бернард Куоритч
- Харрисон, Джейн Эллен (2010) [1912], Фемида: исследование социальных истоков греческой религии , Cambridge University Press
- Хилтебейтель, Альф (2007), Индуизм. В: Джозеф Китагава, «Религиозные традиции Азии: религия, история и культура». Цифровая печать 2007 , Routledge, ISBN 9781136875908
- Инден, Рональд (1998), Ритуал, власть и время цикла в индуистском королевстве. В: Дж. Ф. Ричардс, изд., «Царство и власть в Южной Азии» , Нью-Дели: Oxford University Press.
- Мэллори, JP (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Лондон: Fitzroy Dearborn Publishers, ISBN 978-1-884964-98-5
- Натх, Виджай (март – апрель 2001 г.), «От« брахманизма »к« индуизму »: обсуждение мифа о великой традиции», Social Scientist , 29 (3/4): 19–50, doi : 10.2307/3518337 , JSTOR 3518337
- Пал, Пратападитья (1986), Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э. , University of California Press, ISBN 9780520059917
- Королева, Кристофер С.; Кинг, Салли Б. (1996), Увлеченный буддизм: буддийские освободительные движения в Азии. , SUNY Press, ISBN 9780791428443
- Сэмюэл, Джеффри (2010), Истоки йоги и тантры. Индийские религии до тринадцатого века , издательство Кембриджского университета
- Ян, Сяоцзин (2009), Слияние Востока и Запада в несторианском искусстве в Китае. В: Дитмар В. Винклер, Ли Тан (ред.), «Скрытые сокровища и межкультурные встречи: исследования восточно-сирийского христианства в Китае и Центральной Азии» , LIT Verlag Münster, ISBN. 9783643500458
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дороти К. Донат (1971). Буддизм для Запада: Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна; всесторонний обзор буддийской истории, философии и учений со времен Будды до наших дней . Джулиан Пресс. ISBN 0-07-017533-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дхармачакрой, на Викискладе?
