Дигха Никайя
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Палийский канон |
---|
![]() |
Дигха Никайя («Сборник длинных бесед») — сборник буддийских писаний , первый из пяти Никай , или сборников, в Сутта-Питаке , которая является одной из «трех корзин», составляющих Палийскую Типитаку буддизма Тхеравады . Некоторые из наиболее часто упоминаемых сутт из Дигха Никаи включают Махапариниббана Сутту (DN 16), в которой описываются последние дни и кончина Будды , Сигаловада Сутту (DN 31), в которой Будда обсуждает этику и практики для последователей-мирян , а также Саманьяпхала Сутта (DN 2) и Брахмаджала Сутта (DN 1), которые описывают и сравнить точку зрения Будды и других аскетов Индии на мироздание и время (прошлое, настоящее и будущее); и Поттхапада (DN 9) Сутта, в которой описываются преимущества и практика медитации Саматха .
Структура и содержание
[ редактировать ]Дигха Никая состоит из 34 [ 1 ] дискурсы, разбитые на три группы:
- Силаккхандха-вагга — Раздел, касающийся морали (сутты 1–13); [ 1 ] назван в честь трактата о нравственности монахов, который встречается в каждой из его сутт (теоретически; на практике он изложен не во всех из них полностью); в большинстве из них это ведет к джханам (основным достижениям саматха- медитации), развитию психических сил и достижению плодов Араханта .
- Маха-вагга — Великое разделение (сутты 14–23) [ 1 ]
- Патика-вагга — подразделение патика (сутты 24–34). [ 1 ]
Сутты Дигха Никаи
[ редактировать ]Сутта нет | Палийское название | Английское название | Описание |
---|---|---|---|
Ду 1 | Брахмаяла Сутта [ 2 ] | Всеохватывающая сеть просмотров [ 2 ] | В основном касается 62 типов ошибочных взглядов. |
Ду 2 | Саманьяпхала Сутта [ 3 ] | Плоды созерцательной жизни | Король Магадхи Аджатасатту спрашивает Будду о преимуществах в этой жизни быть саманой («отшельником» или «отшельником»); ответ Будды заключается в том, чтобы стать архатом |
Ду 3 | Амбаттха Сутта [ 4 ] | Брамин Амбатта послан своим учителем узнать, обладает ли Будда 32 телесными признаками, но по прибытии он грубо обращается с Буддой по признаку происхождения ( касты ); Будда отвечает, что на самом деле он более высокий по рождению, чем Амбатта, по социальному соглашению, но сам он считает более высокими тех, кто достиг совершенства в поведении и мудрости. | |
Ду 4 | Сонаданданта Сутта) [ 5 ] | Будда спрашивает брамина Сонаданду, какие качества делают брамина; Сонаданда дает пять, но Будда спрашивает, можно ли что-то опустить, и предлагает свести его к двум: нравственности и мудрости. | |
Ду 5 | Кутаданта Сутта | Брамин Кутаданта спрашивает Будду, как совершить жертвоприношение; Будда отвечает, рассказывая об одной из своих прошлых жизней в качестве капеллана короля, где они совершили жертвоприношение, состоящее из подношений, без убийства животных. | |
Ду 6 | Махали Сутта | В ответ на вопрос, почему некий монах видит божественные видения, но не слышит божественных звуков, Будда объясняет, что это происходит из-за того, как он направил свою медитацию. | |
Ду 7 | Джалия Сутта | Отвечая на вопрос двух браминов, являются ли душа и тело одинаковыми или разными, Будда описывает путь к мудрости и спрашивает, будет ли беспокоить себя такими вопросами тот, кто достиг его. | |
Ду 8 | Кассапа Сиханада Сутта (альтернативный вариант: Маха Сиханада или Сиханада Сутта) |
Слово сиханада буквально означает «львиный рык»: этот дискурс посвящен аскетизму. | |
Ду 9 | Поттхапада Сутта [ 6 ] | О Поттападе | Отвечая на вопрос о причине возникновения санья , обычно переводимой как восприятие, Будда отвечает, что это происходит через тренировку; он объясняет описанный выше путь до джхан и возникновения их восприятий, а затем продолжает первые три бесформенных достижения; Затем сутта переходит к другим темам: личности и вопросам, оставшимся без ответа. |
Ду 10 | Субха Сутта | Ананда описывает путь, которому учил Будда. | |
Ду 11 | Кеватта Сутта альтернативный вариант: Кевадха Сутта |
К Кеватте | Кеваддха спрашивает Будду, почему он не обретает учеников, творя чудеса; Будда объясняет, что люди просто отвергнут это как волшебство и что настоящее чудо — это обучение его последователей. |
Ду 12 | Лохикча Сутта [ 7 ] | В Лоикку | О хороших и плохих учителях. |
Ду 13 | Тевиджа Сутта | Отвечая на вопрос о пути к единению с Брахмой , Будда объясняет его в терминах буддийского пути, но заканчивающегося четырьмя брахмавихарами; из-за сокращенного написания текста неясно, какая часть пути предшествует этому; Ричард Гомбрич утверждал, что Будда имел в виду союз с Брахмой как синоним нирваны. [ 8 ] | |
Ду 14 | Махападана Сутта | Рассказывает историю прошлого Будды вскоре после его просветления; история похожа на историю Гаутамы Будды. | |
Ду 15 | Маханидана Сутта | Беседа о великих делах | О зависимом возникновении . |
Ду 16 | Махапариниббана Сутта | Последние дни Будды | Рассказ о последних нескольких месяцах жизни Будды, его смерти и похоронах, а также о раздаче его мощей. |
Ду 17 | Махасудассана Сутта | История одной из прошлых жизней Будды как короля. Описание его дворца имеет близкое словесное сходство с описанием Чистой Земли , и Руперт Гетин предположил это как предшественник. [ 9 ] | |
Ду 18 | Джанавасабха Сутта | Король Магадхи Бимбисара , переродившийся в бога Джанавасабху, говорит Будде, что его учение привело к увеличению числа людей, перерождающихся в богов. | |
Ду 19 | Маха-Говинда Сутта | История прошлой жизни Будды. | |
Ду 20 | Махасамайя Сутта | Великая встреча | Длинный стихотворный список богов, пришедших почтить Будду. |
Ду 21 | Саккапанха Сутта | Вопросы Сакки | Будда отвечает на вопросы Сакки, правителя богов (буддийская версия Индры ). |
Ду 22 | Махасатипатхана Сутта | Великий дискурс об основах осознанности | Основа одной из бирманских традиций медитации випассана ; многим людям ее читали или декламировали на смертном одре. [ 10 ] |
Ду 23 | Пайаси Сутта альтернативный вариант: Паяси Раджан Сутта |
Диалог скептически настроенного принца Паяси и монаха. | |
Ду 24 | Патика Сутта альтернативный вариант: Патика Сутта |
Монах покинул орден, потому что, по его словам, Будда не творит чудес; большая часть сутты посвящена описаниям чудес, сотворенных Буддой. | |
Ду 25 | Удумбарика Сиханада Сутта альтернативный вариант: Удумбарика Сутта |
Еще один разговор об аскетизме. | |
Ду 26 | Чаккаватти Сиханада Сутта | Император, вращающий колесо | История упадка человечества после золотого века прошлого с пророчеством о его возможном возвращении. |
Ду 27 | Агганья Сутта | Еще одна история упадка человечества. | |
Ду 28 | Сампасадания Сутта | Сарипутта восхваляет Будду. | |
Ду 29 | Пасадика Сутта | Реакция Будды на известие о смерти его соперника, основателя джайнизма . | |
Ду 30 | Лаккхана Сутта | Объясняет действия Будды в его предыдущих жизнях, которые привели к появлению на его теле 32 знаков; таким образом, оно описывает практики бодхисаттвы ( возможно, самое раннее такое описание). | |
Ду 31 | Сигаловада Сутта alt:Сингала Сутта, Сингалака Сутта или Сигала Сутта |
Сигале/Дисциплинарный кодекс непрофессионала | Традиционно считается мирской виная . |
Ду 32 | Атанатия Сутта | Беседа об Атанатии | Боги дают Будде стихотворение, чтобы его последователи, мужчины и женщины, монахи и миряне, читали его для защиты от злых духов; она устанавливает мандалу или круг защиты, и версия этой сутты классифицируется как тантра в Тибете и Японии. [ 11 ] |
Ду 33 | Сангати Сутта | Л.С. Казинс предварительно предложил [ 12 ] что это была первая сутта, созданная как литературный текст на Втором соборе, причем его теория заключалась в том, что сутта изначально была образцом учения, а не совокупностью литературы; его преподает Сарипутта по просьбе Будды и дает списки, расположенные в числовом порядке от единиц до десятков (ср. Ангуттара Никайя ); версия этой, принадлежащая другой школе, была использована в качестве основы для одной из книг их Абхидхармы Питаки . | |
Ду 34 | Дасуттара Сутта [ 13 ] | Аналогично предыдущей сутте, но с фиксированным форматом; категорий десять, и в каждом номере есть по одному списку; этот материал также используется в Патисамбхидамагге . |
Переписка с Диргха Агамой
[ редактировать ]Дигха-никая соответствует Диргха-агаме, найденной в Сутта-питаках различных санскритских ранних буддийских школ, фрагменты которых сохранились на санскрите. Полная версия Диргха-агамы школы Дхармагупты сохранилась в китайском переводе под названием Чанг Аханцзин ( ch:長阿含經 ). Он содержит 30 сутр в отличие от 34 сутт Тхеравадинской Дигха Никаи. Кроме того, части Диргха Агамы школы Сарвастивадина сохранились на санскрите и в тибетском переводе. [ 14 ]
Переводы
[ редактировать ]Полные переводы:
- Дигха Никая | Длинная коллекция Тханиссаро Бхиккху
- Диалоги Будды , tr TW и CAF Рис Дэвидс, 1899–1921, 3 тома, Pali Text Society , Vol. 1 , Том. 2 , Том. 3 .
- Так я слышал: длинные беседы Будды , Морис Уолш, Wisdom Pubs, 1987; позже переиздан под оригинальным подзаголовком; ISBN 0-86171-103-3
- «Длинные беседы», tr Bhikkhu Sujato , 2018, опубликовано онлайн на сайте SuttaCentral и передано в общественное достояние .
Выбор:
- «Философия человека Будды» , Рис Дэвидс, тр, преподобный Тревор Линг, «Обыватель», распродано; 10 сутт, включая 2, 16, 22, 31.
- Длинные беседы Будды , г-жа А.А.Г. Беннетт, Бомбей, 1964; 1-16
- Десять сутт из Дигха Никаи , Бирманская ассоциация питака, Рангун, 1984 г.; 1, 2, 9, 15, 16, 22, 26, 28-9, 31
См. также
[ редактировать ]- Другие Никаи Сутта Питаки в их традиционном порядке:
- Палийский канон
- Ранние буддийские тексты
- Список сутт Палийского канона
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Дигха Никая: Длинные беседы» . www.accesstoinsight.org . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Брахмаджала Сутта: Всеохватывающая сеть воззрений» . www.accesstoinsight.org . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ «Английский перевод DN 2, «Плоды затворничества» » . Сутта Централ . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ «Английский перевод DN 3, «To Ambaṭṭha» » . Сутта Централ . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ «Английский перевод DN 4, «To Soṇadaṇḍa» » . Сутта Централ . Проверено 27 декабря 2015 г.
- ^ «Английский перевод DN 9, «To Poṭṭhapada» » . Сутта Централ . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ «Английский перевод DN 12, «Логикка» » . Сутта Централ . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ Гомбрич, Ричард (1997), Как начался буддизм: обусловленное происхождение ранних учений , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. ООО, ISBN 81-215-0812-6
- ^ Журнал Палийского текстового общества , том XXVIII
- ^ Маласекера, Словарь палийских имен собственных , том II, страница 564
- ^ Скиллинг, Махасутры , том II, части I и II, 1997, Pali Text Society, Бристоль, страницы 84n, 553ff, 617ff
- ^ Палийская устная литература, в буддийских исследованиях , изд. Денвуд и Пятигорски, Керзон, Лондон, 1982/3.
- ^ «DN34 Дасуттара Сутта: Проходящие десятилетия» . www.palicanon.org . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Словарь буддизма, Дэмиена Кеуна, Oxford University Press: 2004
Внешние ссылки
[ редактировать ]