Канишка
Канишка, Канишка | |
---|---|
Kushan emperor | |
Царствование | 2 век ( ок. 127–150 н.э.) |
Предшественник | Вима Кадфизес |
Преемник | Гувишка |
Рожденный | Вероятно , Хотан , современный Синьцзян, Китай (согласно китайским летописям) [1] [2] [3] или Кашмир [3] |
Династия | Kushan |
Кушанские императоры 30–350 гг. н.э. | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Kanishka I , [а] также известный как Канишка Великий , [5] был императором Кушанской династии , при правлении которого ( ок. 127–150 гг. н.э.) империя достигла своего расцвета. [6] Он известен своими военными, политическими и духовными достижениями. Потомок Куджулы Кадфиза , основателя Кушанской империи , Канишка стал править империей, простирающейся от Центральной Азии и Гандхары до Паталипутры на Гангской равнине . Основная столица его империи располагалась в Пурушапуре ( Пешаваре ) в Гандхаре, а другая крупная столица — в Матхуре . Монеты Канишки были найдены в Трипури (современный Джабалпур ). [7]
Хотя он так и не принял эту религию, его завоевания и покровительство буддизму сыграли важную роль в развитии Шелкового пути и в передаче буддизма Махаяны из Гандхары через хребет Каракорума в Китай . Около 127 г. н.э. он заменил греческий язык бактрийский в качестве официального языка управления в империи. [8]
Ранее ученые считали, что Канишка взошел на кушанский престол в 78 году н. э. и что эта дата использовалась как начало сакской календарной эры . Однако историки уже не считают эту дату датой воцарения Канишки. По оценкам Фалька, Канишка взошел на престол в 127 году нашей эры. [9]
Генеалогия
Есть две теории о происхождении Каниши, обе основаны на предположении об отдельной династии Канишек. [3] Более ранняя версия Стена Конова гласит, что Канишка прибыл из Хотана , будучи призванным в качестве этнического союзника во время смуты после . правления Вимы [3] Конов поддерживает эту теорию, цитируя тибетскую традицию о том, что экспедицией Хотана в Индию около 120 г. н.э. командовал король Виджаякирти вместе с королем Каникой и королем Гузана . [11] [12]
Аналогичная теория Романа Гиршмана состоит в том, что Канишка изначально был королем Кашмира, прежде чем стать сюзереном династии в целом. [3] Он цитирует вышеупомянутый эпиграф Халаце , который может намекать на власть Кушана, достигающую северо-восточного угла Кашмира, а также Раджатарангини , в котором в списке царей Турушки Кашмира имя Канишки указано третьим в последовательности вместе с именами. о Гушке и Юшке . [3] Наконец, свидетельства о деятельности Канишки в Кашмире в пользу буддийской веры позволяют предположить, что он предпочитал этот регион другим и что он основал Пешавар как свою столицу, чтобы быть ближе к Кашмиру. [3]
Он был юэчжи по национальности, и его родным языком, вероятно, был тохарский . [13] Канишка был преемником Вима Кадфиза , о чем свидетельствует впечатляющая генеалогия кушанских царей, известная как надпись Рабатак . [14] [15] Связь Канишки с другими кушанскими правителями описана в надписи Рабатак, когда Канишка составляет список царей, правивших до его времени: Куджула Кадфизес - его прадед, Вима Такту - его дед, Вима Кадфис - его отец и сам Канишка: «за короля Куджулу Кадфиза (его) прадеда, и за короля Вима Такту (его) деда, и за короля Вима Кадфиза (его) отца, а *а также за себя, короля Канишку». [16]
Завоевания в Индии и Средней Азии
Империя Канишки, несомненно, была огромной. Он простирался от южного Узбекистана и Таджикистана , к северу от Амударьи ( Оксуса ) на северо-западе до Северной Индии, вплоть до Матхуры на юго-востоке ( надпись Рабатака даже утверждает, что он владел Паталипутрой и Шри Чампой), а также его территорию. включал Кашмир , где находился город Канишкапур (современный Каниспора), названный в его честь, недалеко от перевала Барамулла и в котором до сих пор находится основание большой ступы. [17] [18] Буддийский текст Шридхармапитаканиданасутра , известный благодаря китайскому переводу, сделанному в 472 году нашей эры, относится к завоеванию Паталипутры Канишкой. [19]
Сведения о его влиянии на Центральную Азию менее известны. В «Хоу Ханьшу» говорится, что генерал Бан Чао сражался возле Хотана с кушанской армией численностью 70 000 человек во главе с неизвестным кушанским наместником по имени Се ( китайский : 謝 ) в 90 году нашей эры. Пан Чао заявил о своей победе, вынудив кушанов отступить, применив политику выжженной земли . Территории Кашгар , Хотан и Яркенд были китайскими зависимыми территориями в Таримской котловине , современном Синьцзяне . Несколько монет Канишки были найдены в Таримской котловине . [20]
Канишка отбил вторжение Парфянской империи в конце своего правления. [21] Эта война засвидетельствована в единственном источнике — китайском переводе утерянного санскритского оригинала « Истории преемников Будды» . [22]
- Кушанские территории (сплошная линия) и максимальная протяженность кушанских владений под Канишкой (пунктирная линия). Завоевания в Индии согласно надписи Рабатак : [23] о северной экспансии в Таримскую впадину в основном свидетельствуют находки монет и китайские хроники. [24] [25]
- Самататы царя Вира Джадамараха в подражание кушанской чеканке Канишки I. Чеканка Бенгалия , гр. II–III века нашей эры . [27]
Монеты Канишки
На монетах Канишки изображены изображения индийских , греческих , иранских и даже шумеро - эламских божеств, демонстрируя религиозный синкретизм в его верованиях. Монеты Канишки начала его правления содержат легенды на греческом языке и письменности и изображают греческих божеств. Более поздние монеты содержат легенды на бактрийском языке , иранском языке , на котором, очевидно, говорили кушаны, а греческие божества были заменены соответствующими иранскими. Все монеты Канишки, даже монеты с легендой на бактрийском языке, были написаны модифицированным греческим письмом, в котором был один дополнительный глиф (Ϸ), обозначающий /š/ ( sh ), как в словах «Кушан » и «Кушан». Кани ш ка'.
На своих монетах король обычно изображается в виде бородатого мужчины в длинном пальто и брюках, собранных до щиколотки, с пламенем, исходящим из его плеч. Он носит большие закругленные ботинки и вооружен длинным мечом и копьем. Его часто видят приносящим жертву на маленьком алтаре. Нижняя половина рельефа из известняка Канишки в натуральную величину, изображающего Канишку в такой же одежде, с жестким вышитым стихарем под пальто и шпорами, прикрепленными к его ботинкам под легкими складками его брюк, сохранилась в Кабульском музее, пока не была разрушена талибами. [28]
Эллинистический этап
На нескольких монетах начала его правления имеется надпись на греческом языке и письме: ΒΑΣΙΛΕΥΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ ΚΑΝΗϷΚΟΥ , basileus basileon kaneshkou «[монета] Канишки, царя царей».
Греческие божества с греческими именами изображены на этих ранних монетах:
- СОЛНЦЕ ( ēlios , Hēlios ), ГЕФЕСТ ( ēphaēstos , Hephaistos ), СОЛЕНЫЙ ( salēnē , Selene ), АНЕМОС ( anēmos , Anemos )
Надписи на греческом языке полны орфографических и синтаксических ошибок.
Иранская/Индийская фаза
После перехода на бактрийский язык на монетах иранские и индийские божества заменяют греческие:
- ΑΡΔΟΧ Ϸ Ο ( ардоксшо , Аши Вангхухи )
- Ирооаспо ( Ирооаспо , Дрваспа )
- ΑΘ Ϸ Ο ( адшо , Атар )
- ΦΑΡΡΟ ( фарро , персонифицированная хварена )
- Мао ( мао , Мах )
- Митро, Мииро, Миуро, Миуро ( митро , мииро , миоро , миуро , варианты Митры )
- ΜΟΖΔΟΟΑΝΟ ( mozdaooano , « Мазда- победительница?»)
- НАНА, НАНАИЯ, НАНА Ϸ ΑΟ (варианты паназиатского Нана , согдийского nny , в зороастрийском контексте Аредви Сура Анахита )
- ΜΑΝΑΟΒΑΓΟ ( манаобаго , Воху Манах )
- ΟΑΔΟ ( оадо , Вата )
- ΟΡΑΛΑΓΝΟ ( орланьо , Веретрагна )
лишь несколько буддийских Также использовались божеств:
- Β0ΔΔΟ ( боддо , Будда ),
- Ϸ ΑΚΑΜΑΝΟ ΒΟΔΔΟ ( шакаман боддхо , Будда Шакьямуни )
- ΜΕΤΡΑΓΟ Β0ΔΔΟ ( метраго боддо , бодхисаттва Майтрейя )
лишь несколько индуистских Также использовались божеств:
- ΟΗ Ϸ Ο ( оешо , Шива ). Недавнее исследование показывает, что ошо может быть авестийским вайю, отождествленным с Шивой . [29] [30]
Канишка и буддизм
В буддийской традиции Канишка имеет первостепенное значение. Хотя он никогда не обращался в буддизм, он поощрял его учение и обеспечивал королевскую поддержку. [31] : 201 Примечательно, что он руководил 4-м буддийским советом в Кашмире в качестве главы совета. [32] : 76 Его возглавляли Васумитра и Ашвагоша. изображения Будды на основе 32 физических знаков. При нем были созданы [ нужны разъяснения ]
Он поощрял как Гандхара школу греко-буддийского искусства , так и школу искусства Матхура (неизбежный религиозный синкретизм пронизывает правление Кушаны). Лично Канишка, кажется, принял как буддизм, так и персидские атрибуты, но он отдавал предпочтение буддизму, о чем свидетельствует его преданность буддийским учениям и стилям молитвы, изображенным в различных книгах, связанных с Кушанской империей.
Его величайшим вкладом в буддийскую архитектуру стала ступа Канишка в Пурушапуре, современный Пешавар . Археологи, заново открывшие ее основание в 1908–1909 годах, подсчитали, что диаметр этой ступы составлял 286 футов (87 метров). Сообщения китайских паломников, таких как Сюаньцзан, указывают, что его высота составляла от 600 до 700 (китайских) «футов» (= примерно 180–210 метров или 591–689 футов) и была покрыта драгоценностями. [33]
Говорят, что Канишка был особенно близок с буддийским учёным Ашвагхошей , который стал его религиозным наставником в последние годы его жизни.
Буддийская чеканка
Буддийские монеты Канишки сравнительно редки (менее одного процента всех известных монет Канишки). На некоторых из них изображена Канишка на аверсе и стоящий Будда на реверсе. На некоторых также изображены Будда Шакьямуни и Майтрейя . Как и все монеты Канишки, дизайн довольно грубый, а пропорции неточны; Изображение Будды часто несколько преувеличено, с огромными ушами и широко расставленными ступнями, как у кушанского царя.
Известны три типа буддийских монет Канишки:
Стоящий Будда
Известны только шесть кушанских монет Будды в золоте (шестая является центральным элементом древнего ювелирного изделия, состоящего из монеты Канишки Будды, украшенной кольцом из рубиновых камней в форме сердца). Все эти монеты были отчеканены из золота при Канишке I и имеют два разных номинала: динар весом около 8 граммов, примерно похожий на римский ауреус , и четверть динара весом около 2 граммов. (размером с обола ).
Будда изображен в монашеской одежде, антаравасаке , уттарасанге и пальто сангхати .
Уши чрезвычайно большие и длинные, символическое преувеличение, возможно, обусловленное небольшим размером монет, но в остальном их можно увидеть на некоторых более поздних статуях Будды в Гандхаре, обычно датируемых III–IV веками нашей эры ( иллюстрация слева ). У него обильный пучок на макушке, покрывающий уснишу , часто сильно стилизованный в форме вьющейся или шаровидной формы, который также можно увидеть на более поздних статуях Будды в Гандхаре.
В целом изображение Будды на этих монетах уже весьма символично и совершенно отличается от более натуралистических и эллинистических изображений, встречающихся в ранних скульптурах Гандхары. На нескольких рисунках видны усы. На ладони его правой руки находится знак чакры , а на лбу — урна . , Его окружает ореол образованный одной, двумя или тремя линиями.
Полное одеяние Будды на монетах, закрывающее оба плеча, предполагает скорее гандхарскую модель, чем матхуранскую.
«Будда Шакьямуни»
Будда Шакьямуни (с легендой «Сакамано Боудо», т.е. Будда Шакамуни, другое имя исторического Будды Сиддхарты Гаутамы ), стоящий впереди, положив левую руку на бедро и правой рукой образуя абхая мудру. Все эти монеты сделаны только из меди и обычно довольно потерты.
Одеяние Будды Шакьямуни довольно легкое по сравнению с тем, что изображено на монетах во имя Будды, и четко показывает очертания тела, почти прозрачным. Вероятно, это первые два слоя монашеской одежды — антаравасака и уттарасанга . Кроме того, его платье перекинуто через левую руку (а не в левой руке, как указано выше), эта особенность известна только в бимаранском гробу и наводит на мысль об уттарии, похожей на шарф . У него обильный пучок волос, покрывающий ушнишу простой или двойной нимб , а голову окружает , иногда расходящийся.
«Будда Майтрейя»
Бодхисаттва Майтрейя (с легендой «Метраго Будо») сидит на троне, скрестив ноги, держит кувшин с водой и также выполняет Абхая мудру. Эти монеты известны только из меди и сильно изношены.На самых чистых монетах Майтрейя, кажется, носит повязки индийского принца, что часто можно увидеть на статуях Майтрейи. Трон украшен небольшими колоннами, что позволяет предположить, что монетное изображение Майтрейи было напрямую скопировано с ранее существовавших скульптур с такими хорошо известными особенностями.
Квалификация Майтрейи как «Будда» неточна, поскольку вместо этого он является Бодхисаттвой (он Будда будущего).
Иконография этих трех типов сильно отличается от иконографии других божеств, изображенных на чеканке Канишки. Все божества Канишки показаны сбоку, но Будды показаны только спереди, что указывает на то, что они были скопированы с современных фронтальных изображений стоящих и сидящих Будд в скульптуре. [35] Оба изображения Будды и Шакьямуни имеют оба плеча, покрытых монашеским одеянием, что указывает на то, что статуи, использованные в качестве моделей, принадлежали Гандхары школе искусств , а не Матхуры .
Буддийская скульптура под Канишкой
Несколько буддийских статуй напрямую связаны с правлением Канишки, например, несколько статуй Бодхисаттвы из «Искусства Матхуры» , а на нескольких других из Гандхары указана дата эпохи, которая сейчас считается эрой Яваны , начиная с 186 года. до 175 г. до н.э. [36]
Датированная скульптура под Канишкой | |
|
Канишка ступа
« Канишка ларец » или «Канишка-мощевик», датированный первым годом правления Канишки в 127 году н.э., был обнаружен в депозитарной камере под ступой Канишки , во время археологических раскопок в 1908–1909 годах в Шах-Джи-Ки-Дхери, недалеко от нынешних Ганджских ворот старого города Пешавара. [48] [49] Сегодня он находится в музее Пешавара, а копия — в Британском музее . Говорят, что он содержал три фрагмента костей Будды, которые сейчас хранятся в Мандалае , Бирма.
Шкатулка посвящена в Харошти . Надпись гласит:
- «(*махара)джаса канишкаса канишка-чистый нагаре айа гадха-карае дейа-дхарме сарва-сатвана хита-сухартха бхавату махасенаса сагхараки даса агишала нава-карми ана*канишкаса вихаре махасенаса сангхараме»
Текст подписан создателем, греческим художником по имени Агесилас Канишки , который руководил работами над ступами (чайтья), что подтверждает прямое участие греков в буддийских реализациях в столь позднее время: «Слуга Агисалаос, руководитель работ в вихара Канишки в монастыре Махасена» («даса агисала нава-карми ана*канискаса вихара махасенаса сангхараме»).
На крышке шкатулки изображен Будда на пьедестале из лотоса, которому поклоняются Брахма и Индра . Край крышки украшен фризом с изображением летящих гусей. Тело гроба представляет собой кушанского монарха, вероятно, самого Канишку, с иранскими богами солнца и луны на его стороне. По бокам расположены два изображения сидящего Будды, которому поклоняются царские особы, можно принять за Канишку. гирлянда, поддерживаемая херувимами Вокруг сцены в типичном эллинистическом стиле обрамлена .
Принадлежность шкатулки Канишке в последнее время оспаривается, главным образом, на стилистической основе (например, правитель, изображенный на ларце, не бородат, в отличие от Канишки). Вместо этого ларец часто приписывают преемнику Канишки Гувишке .
Канишка в буддийской традиции
В буддийской традиции Канишку часто описывают как агрессивного, вспыльчивого, жесткого, строгого и немного резкого короля до того, как он обратился в буддизм, который он очень любил, а после своего обращения в буддизм он стал открытым сердцем. , доброжелательный и верный правитель. Как в сутре Шри-дхарма-питака-нидана:
- «В это время король Нган-си (Пахлава) был очень агрессивным и жестоким по натуре… Жил-был бхикшу (монах) архат, который, видя суровые поступки, совершенные царем, хотел заставить его покаяться. своей сверхъестественной силой он заставил короля увидеть адские муки. Король был напуган, раскаялся и ужасно плакал, и, следовательно, растворил в себе все свои негативы и впервые в жизни осознал себя». Шри-дхарма-питака-нидана сутра [50]
Кроме того, как сообщается, прибытие Канишки было предсказано или предсказано Буддой, а также строительство его ступы:
- «...Будда, указывая на маленького мальчика, делающего топ из глины... [сказал], что на этом месте Канишка воздвигнет топ, названный его именем». Виная сутра [51]
Та же история повторяется в хотанском свитке, найденном в Дуньхуане , где впервые описывается, как Канишка прибыл через 400 лет после смерти Будды. В рассказе также описывается, как Канишка пришел воздвигнуть свою ступу:
- «Таким образом, у [Канишки возникло желание построить огромную ступу]... в то время четыре мировых регента узнали мысли короля. Поэтому ради него они приняли форму молодых мальчиков….[и ] начал строительство ступы из грязи.... мальчики сказали [Канишке]: «Мы делаем Канишку-ступу ...»..... В это время мальчики изменили свою форму....[и] сказали ему: «Великий царь, согласно пророчеству Будды, тобой должна быть построена Сангхарама целиком (?) с большой ступой, и сюда должны быть приглашены реликвии, которые достойные добрые существа... принесут». [52]
Китайские паломники, посетившие Индию, такие как Сюаньцзан , который путешествовал туда около 630 г. н. э., также передают эту историю:
- « Канишка стал правителем всей Джамбудвипы (Индийский субконтинент), но он не верил в Карму, но относился к буддизму с почетом и уважением, поскольку сам обратился в буддизм, заинтригованный его учениями и писаниями. Когда он охотился в дикой стране появился белый заяц; царь погнался за ним, и заяц внезапно исчез на [месте будущей ступы]... [когда строительство ступы шло не так, как планировалось] царь потерял терпение и взялся за дело. в своих руках и начал точно восстанавливать планы, таким образом завершая ступы с величайшим совершенством и настойчивостью. Эти две ступы существуют до сих пор, и к ним прибегали для лечения люди, страдающие болезнями».
Царь Канишка из-за своих деяний пользовался большим уважением, почтением и почитанием среди всех людей, которыми он правил и которыми управлял, и считался величайшим царем, который когда-либо жил, из-за его доброты, смирения и чувства равенства и самодовольства во всех аспектах. Таким образом, такие великие дела и характер царя Канишки сделали его имя бессмертным, и поэтому он стал считаться «ЦАРЕМ ЦАРЕЙ». [53]
Распространение буддизма в Китай
Буддийские монахи из региона Гандхара сыграли ключевую роль в развитии и передаче буддийских идей в направлении Северной Азии с середины II века н.э. Кушанский на китайский язык монах Локакшема ( ок. 178 г. н. э .) стал первым переводчиком буддийских писаний Махаяны и основал бюро переводов в китайской столице Лояне . Буддийские монахи Центральной и Восточной Азии, похоже, поддерживали тесные контакты на протяжении следующих столетий.
Канишку, вероятно, сменил Гувишка . Как и когда это произошло, до сих пор неизвестно. Надпись на Священной скале Хунзы также показывает знаки Канишки.
См. также
Сноски
- ^ Гаккай, Сока (1 января 2009 г.). Словарь буддизма Мотилал Банарсидасс. п. 328. ИСБН 978-81-208-3334-0 .
Согласно одному влиятельному сообщению, он родился в Хотане и происходил из семьи, отличной от семьи основателя Кушанской династии Куджулы Кадфизеса и его преемника Вимы Кадфизеса.
- ^ Даниэлу, Ален (11 февраля 2003 г.). Краткая история Индии . Саймон и Шустер. п. 109. ИСБН 978-1-59477-794-3 .
Согласно китайским источникам, Канишка происходил родом из Хотана и принадлежал к одному из более мелких племен Юэ Чи.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Розенфилд, Джон М. (1967). Династийное искусство кушанов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 40–41.
Есть две неподтвержденные теории о том, что Каниша правил на периферии Кушанской империи до того, как пришел к власти в качестве Шаонаношао. Оба основаны на предположении об отдельной династии Канишек. Более раннее утверждение Стена Конова гласит, что Канишка прибыл из Хотана, будучи призванным в качестве этнического союзника во время смуты после правления Вимы. Конов поддерживает эту теорию, цитируя тибетскую традицию о том, что хотанской экспедицией в Индию около 120 г. н. э. командовал король Виджаякирти вместе с королем Каникой и королем Гузана. Похожая теория Гиршмана состоит в том, что Канишка изначально был королем Кашмира, прежде чем стал сюзереном династии в целом. Он цитирует вышеупомянутый эпиграф Халаце, который может намекать на власть Кушана, достигающую северо-восточного угла Кашмира, а также Раджатарангини, в котором в списке царей Турушки Кашмира имя Канишки указано третьим в последовательности, предполагая, что у него были предшественники. там (Гушка и Юшка). Наконец, свидетельства о деятельности Канишки в Кашмире в пользу буддийской веры позволяют предположить, что он предпочитал этот регион другим и что он основал Пешавар как свою столицу, чтобы быть ближе к Кашмиру.
- ^ Б. Н. Мухджерджи, Надпись на ларце Шах-джи-ки-Дхери , Ежеквартальный журнал Британского музея , Том. 28, № 1/2 (лето 1964 г.), стр. 39–46.
- ^ «Юга Схуджиддхваджи и эпоха Кушанов». Гарри Фальк. Искусство и археология Шелкового пути VII.
- ^ Брейси, Роберт (2017). «Дата Канишки с 1960 года (Индийское историческое обозрение, 2017, 44 (1), 1–41)» . Индийский исторический обзор . 44 : 1–41.
- ^ Дахия, Пунам Далал (15 сентября 2017 г.). ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЯ . Макгроу-Хилл Образование. стр. 278–281. ISBN 978-93-5260-673-3 .
- ↑ Кушаны сначала сохранили греческий язык для административных целей, но вскоре начали использовать бактрийский язык. Бактрийская надпись Рабатак (обнаруженная в 1993 году и расшифрованная в 2000 году) свидетельствует о том, что кушанский царь Канишка Великий ( ок. 127 г. н. э .) отказался от греческого (ионийского) языка управления и принял бактрийский («арийский язык») от Фалька. (2001): «Юга Схуджиддхваджи и эпоха Кушанов». Гарри Фальк. Искусство и археология Шелкового пути VII, с. 133.
- ^ Фальк (2001), стр. 121–136. Фальк (2004), стр. 167–176.
- ^ Пури, Байдж Натх (1965). Индия под властью Кушанов . Бхаратия Видья Бхаван.
- ^ Гаккай, Сока (1 января 2009 г.). Словарь буддизма Мотилал Банарсидасс. п. 328. ИСБН 978-81-208-3334-0 .
Согласно одному влиятельному сообщению, он родился в Хотане и происходил из семьи, отличной от семьи основателя Кушанской династии Куджулы Кадфизеса и его преемника Вимы Кадфизеса.
- ^ Даниэлу, Ален (11 февраля 2003 г.). Краткая история Индии . Саймон и Шустер. п. 109. ИСБН 978-1-59477-794-3 .
Согласно китайским источникам, Канишка происходил родом из Хотана и принадлежал к одному из более мелких племен Юэ Чи.
- ^ Финдайзен, Рауль Давид; Исай, Гад К.; Кац-Гёр, Амира (2009). Дома во многих мирах: чтение, письмо и перевод с китайской и еврейской культур: Очерки в честь Ирен Эбер . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 138. ИСБН 978-3-447-06135-3 .
- ^ Симс-Уильямс и Крибб (1995/6), стр. 75–142.
- ^ Симс-Уильямс (1998), стр. 79–83.
- ^ Симс-Уильямс и Крибб (1995/6), стр. 80.
- ^ Индийская история . Союзные издательства. 1988. с. 301. ИСБН 978-81-8424-568-4 .
- ^ Парашар, Пармананд (2004). Кашмир – рай Азии . Саруп и сыновья. п. 260.ISBN 978-81-7625-518-9 .
- ^ Пури 1999 , стр. 258 .
- ^ Хилл (2009), с. 11.
- ^ Гиршман, Роман (1965) [1954]. Иран: от древнейших времен до исламского завоевания . Балтимор: Книги Пингвинов. п. 262.
- ^ Бенджамин, Крейг (2021). «Кушанская империя» . В «Банге», Питер Фибигер; Бэйли, Калифорния; Шайдель, Уолтер (ред.). Оксфордская всемирная история империй: Том второй: История империй . Издательство Оксфордского университета. стр. 325–346 (на 339). дои : 10.1093/oso/9780197532768.003.0011 . ISBN 978-0-19-753278-2 .
- ^ " Надпись Рабатака утверждает, что в 1 году власть Канишки I была провозглашена в Индии, во всех сатрапиях и в разных городах, таких как Кунадано (Кундина), Озено ( Удджайн ), Козамбо (Каусамби), Загедо ( Сакета ), Палаботро ( Паталипутра ) и Зири-Тамбо (Джанджгир-Чампа). Эти города лежали к востоку и югу от Матхуры, до которой Вима уже донес свою победоносную руку. Следовательно, они, должно быть, были захвачены или покорены самим Канишкой I». Древние индийские надписи , С.Р. Гоял, с. 93. См. также анализ Симса-Вильямса и Дж. Крибба, сыгравших центральную роль в расшифровке: «Новая бактрийская надпись Канишки Великого», в «Искусстве и археологии Шелкового пути » № 4, 1995–1996. См. также Мукерджи Б.Н. «Великое Кушананское завещание», Бюллетень Индийского музея.
- ^ Крибб, Джо (1984). «Сино-харостийские монеты Хотана часть 2» . Нумизматическая хроника . стр. 129–152.
- ^ Шварцберг, Джозеф Э. (1978). Исторический атлас Южной Азии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 145, карта XIV.1(ж). ISBN 0226742210 .
- ^ Ло Муцио, Чиро (2012). «Заметки о росписях буддийского монастыря Фаяз-Тепе (Южный Узбекистан)» . Бюллетень Азиатского института . 22 : 189–206.
- ^ «Монета Саматата» . Британский музей .
- ^ Вуд (2002), илл. п. 39.
- ^ Симс-Уильямс (онлайн) Энциклопедия Ираника .
- ^ Х. Хумбах, 1975, стр. 402–408. К. Танабе, 1997, с. 277, М. Картер, 1995, с. 152. Дж. Крибб, 1997, с. 40. Ссылки, цитированные в De l'Indus à l'Oxus .
- ^ Ходадад Резахани (2017). «От кушанов до западных тюрков». В Турадж Дарьяи (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . Серия «Древний Иран». Том. 4. Брилл. п. 201. дои : 10.1163/9789004460645_010 . ISBN 978-90-04-46064-5 .
Канишка, известный как Великий (....) Известен также по упоминаниям о нем во многих индийских эпических и религиозных источниках, где он связан с распространением буддизма в Средней Азии (Бивар 1983: 190f; Ставиский 1986: 201). -215). Однако, несмотря на эту сосредоточенность на поддержке буддизма, он, похоже, был правителем, более похожим на Константина Великого, чем на Феодосия Великого, в том смысле, что сам он не обратился в буддизм, а скорее оказал поддержку религии (Ставинский 1986: 215-229; Гренет 2006).
- ^ М. Салим Бег (2020). «Сакральная архитектура Кашмира: язык идентичности». Социолог . 48 (7/8): 75–80. ISSN 0970-0293 . JSTOR 26978888 .
- ^ Доббинс (1971).
- ^ "В Гандхаре появление нимба, окружающего всю фигуру, происходит только на последних этапах художественного творчества, в пятом и шестом веках. К этому времени в Афганистане нимб/мандорла стал довольно распространенным и является форматом, который прижился. на буддийских объектах Центральной Азии». в «Метрополитен-музей» . metmuseum.org .
- ^ Перекресток Азии , с. 201. (Полная [ нужна ссылка ] здесь.)
- ^ Перейти обратно: а б с Ри, Джухён (2017). Проблемы хронологии в Гандхаране. Позиционирование гандхарских будд в хронологии (PDF) . Оксфорд: Археопресс Археология. стр. 35–51.
- ^ Ранняя история Каусамби стр.xxi
- ^ Индийская эпиграфия 8 с. 179
- ^ Сидящий Будда с надписью, начинающейся с 𑁕 Махараджасья Канишкасья Сэм 4 «4-й год великого короля Канишки» в «Сидящий Будда с двумя слугами» . сайт kimbellart.org . Художественный музей Кимбелла.
- ^ «Буддийская триада, из Харьяны или Матхуры, 4-й год Каниски (82 г. н.э.). Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт». в Музей (Сингапур), Азиатские цивилизации; Кришнан, Гаури Паримоо (2007). Божественное внутри: искусство и живая культура Индии и Южной Азии . Мировой научный паб. п. 113. ИСБН 9789810567057 .
- ^ Берендт, Курт А. (2007). Искусство Гандхары в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. п. 48, рис. 18. ISBN 978-1-58839-224-4 .
- ^ ФЮССМАН, Жерар (1974). «Кучанские эпиграфические документы». Вестник Французской школы Дальнего Востока . 61 :54–57. дои : 10.3406/befeo.1974.5193 . ISSN 0336-1519 . JSTOR 43732476 .
- ^ Ри, Джухён. Определение нескольких визуальных типов изображений гандхарского Будды. Архивы азиатского искусства 58 (2008) . стр. 53–56.
- ^ Центр исследования классического искусства Оксфордского университета (2018). Проблемы хронологии в искусстве Гандхары: материалы первого международного семинара проекта «Связи Гандхары», Оксфордский университет, 23-24 марта 2017 г. Археопресс. п. 45 , примечания 28, 29.
- ^ Сиркар, Динесчандра (1971). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии . Мотилал Банарсидасс Publ. ISBN 978-81-208-2790-5 .
- ^ Шастри, Х. Кришна (1923). Эпиграфия Индика Том-17 . стр. 11–15 .
- ^ Людерс, Генрих (1961). Надписи Матхуры . стр. 148–149 .
- ^ Харгривз (1910–11), стр. 25–32.
- ^ Спунер, (1908–9), стр. 38–59.
- ^ Кумар (1973), с. 95.
- ^ Кумар (1973), с. 91.
- ^ Кумар (1973). п. 89.
- ^ Сюаньцзан , цитируется по: Кумар (1973), с. 93.
Ссылки
- Бопеараччи, Осмунд (2003). От Инда до Окса, Археология Центральной Азии (на французском языке). Латте: Ассоциация имаго-музеев латте. ISBN 978-2-9516679-2-1 .
- Шаванн, Эдуард. (1906) «Три китайских генерала династии Восточная Хань. Пань Чао (32–102 п.к.); – его сын Пань Юн; – Леанг Кин (112 п.к.). Глава LXXVII Эйя Хань Чжоу . Тун Пао 7, (1906) с. 232 и примечание 3.
- Доббинс, К. Уолтон. (1971). Ступа и Вихара Канишки I. Серия монографий Азиатского общества Бенгалии, Том. XVIII. Калькутта.
- Фальк, Гарри (2001): «Юга Схуджиддхваджи и эпоха Кушанов». В: Искусство и археология Шелкового пути VII, стр. 121–136.
- Фальк, Гарри (2004): «Эра Канишки в записях Гупта». В: Искусство и археология Шелкового пути X (2004), стр. 167–176.
- Фуше, Массачусетс, 1901. «Заметки по древней географии Гандхары (комментарий к главе Хиуэн-Цанга)». BEFEO № 4, октябрь 1901 г., стр. 322–369.
- Ньоли, Герардо (2002). «Арийский язык». JSAI 26 (2002 г.).
- Харгривз, Х. (1910–11): «Раскопки в Шах-джи-ки Дери»; Археологическая служба Индии, 1910–11 .
- Харматта, Янош ; Пури, Б.Н.; Этемади, Г.Ф., ред. (1999) [1994]. История цивилизаций Центральной Азии. Том II Развитие оседлых и кочевых цивилизаций, 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8-1208-1408-0 . Проверено 31 июля 2021 г.
- Пури, Байдж Натх . «Кушаны». В Харматте, Пури и Этемади (1999) , стр. 247–264.
- Хилл, Джон Э. (2009) Через Нефритовые ворота в Рим: исследование Шелкового пути во времена поздней династии Хань, 1-2 века нашей эры . BookSurge, Чарльстон, Южная Каролина. ISBN 978-1-4392-2134-1 .
- Кульке, Герман; Ротермунд, Дитмар (1998). История Индии . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-15481-9 .
- Кумар, Балдев. 1973. Ранние Кушаны . Нью-Дели, Sterling Publishers.
- Симс-Уильямс, Николас и Джо Крибб (1995/6): «Новая бактрийская надпись Канишки Великого». Искусство и археология Шелкового пути 4 (1996), стр. 75–142.
- Симс-Уильямс, Николас (1998): «Дополнительные примечания к бактрийской надписи Рабатак с приложением об именах Куджулы Кадфисеса и Вима Такту на китайском языке». Материалы Третьей европейской конференции иранистов. Часть 1: Древние и средние иранские исследования . Под редакцией Николаса Симса-Уильямса. Висбаден. 1998, стр. 79–93.
- Симс-Уильямс, Николас. Симс-Уильямс, Николас. «Бактрийский язык». Энциклопедия Ираника . Том. 3. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. Доступ: 20.12.2010
- Спунер, Д.Б. (1908–1909): «Раскопки в Шах-джи-ки Дери»; Археологическая служба Индии, 1908-9 .
- Вуд, Фрэнсис (2003). Шелковый путь: две тысячи лет в сердце Азии . Издательство Калифорнийского университета. Хбк (2003), ISBN 978-0-520-23786-5 ; пбк. (2004) ISBN 978-0-520-24340-8