Аши
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Аши ( авестийский : 𐬀𐬴𐬌 aṣ̌i/arti ) — слово на авестийском языке, обозначающее зороастрийскую концепцию «того, что достигается». Как ипостась «награды», «возмездия» или «капризной удачи» Аши является божеством в зороастрийской иерархии язата также .
Номенклатура
[ редактировать ]Авестийское «аши» — абстрактное существительное женского рода, происходящее от корня ар- , «наделять», с субстантивирующим суффиксом -та , отсюда аши/арти «то, что даровано». В Авесте этот термин подразумевает как материальное, так и духовное вознаграждение.
Хотя концептуально Аши старше зороастризма, он не имеет подтвержденного эквивалента на ведическом санскрите . Поздний среднеперсидский эквивалент, засвидетельствованный в зороастрийских текстах 9-12 веков, — это ard- , который можно спутать с другим ard, обозначающим aṣ̌a/arta- «истина».
В младшей Авесте обожествленный Аши также упоминается как Аши Ванухи или Аши Вангхухи ( Ashi vaηuhī , именительный падеж Ašiš vaηuhī «Хорошая награда»), среднеперсидский эквивалент которого - Аришванг ( Ahrishwang ). Аши также засвидетельствован как соединение двандвы как Аши Вангхухи-Паренди.
В Священном Писании
[ редактировать ]В откровении Зороастра
[ редактировать ]Авестийские аши уже засвидетельствованы в Гатах , древнейших текстах зороастризма и, как полагают, были составлены самим Заратуштрой . В этих гимнах, где этот термин встречается 17 раз, аши все еще остается абстрактным понятием и еще не является тем божеством, которым она стала бы в младшей Авесте. С прилагательным «хороший» (отсюда -ванухи ) аши встречается трижды.
В Гатах аши часто отождествляется с ашей «истина», как, например, в Ясне 51.10, где поэт призывает «истину [ему], чтобы она пришла с хорошей наградой». Идея, выраженная здесь, является сотериологической: «истина» связана с загробной жизнью ( см. Аша подробнее ), а аши является подходящим вознаграждением для души после смерти ( ср. Ашаван ). Это также очевидно в Ясне 43.5, где Ахура Мазда назначает «вознаграждение за дело и слово: плохое за плохое, хорошее вознаграждение за хорошее». При условии надлежащего поведения в жизни аши привязывается к концепции свободной воли Зороастра , что очевидно, например, в Ясне 50.9, где смертный имеет право влиять на свою собственную награду.
И аша, и аши связаны со Сраошой и Воху Манах . У Сраоши даже есть аши эпитет , он ашивант , «обладающий аши», и послушание (=Сраоша) Ахура Мазде приносит хорошую награду, которая является «благим мышлением» (=Воху Манах).
В младшей Авесте
[ редактировать ]В младшей Авесте Аши однозначно является божеством, особенно в гимне ( Яшт посвященном ей 17). Этот гимн также содержит более древний материал, и многие стихи Яшта 17 также встречаются в Яште 5, гимне, номинально призывающем «Воды» ( Абан ), но на самом деле адресованном Аредви Суре Анахите . И Аредви Сура, и Аши являются божествами плодородия, но другие стихи, имеющие боевые характеристики (см. ниже), кажутся неуместными в гимне «Водам».
Как божество удачи, Аши характеризуется как тот, кто дарует победу во время битвы ( Яшт 17.12-13). Она также тесно связана с Митрой , которому служит возничим ( Яшт 10.68). В гимне Сраоше божество послушания получает ашиио (неопределенного значения) в качестве основного эпитета.
Три стиха « Ард Яшт» посвящены перечислению различных царей и героев, которые оказали преданность Аши (17.23-25) и были за это вознаграждены. В стихе 53 того же гимна перечисляются те, кто не пользуется ее благосклонностью, включая, помимо демонов, всех юношей, еще не достигших половой зрелости. За этим следуют два более поздних стиха (55–56), в которых вспоминается история об Аши, прячущемся под скалой, когда его преследуют, но его обнаруживают мальчики и девочки, не достигшие половой зрелости. Последние три стиха (57-59) гимна описывают Аши, жалующуюся Ахура Мазде на стыд, который она испытывает за действия «блудницы» ( ср. Джахи ).
В посвящениях имени дня зороастрийского календаря Аши возглавляет 25-й день месяца ( Сироза 25).
Иконография
[ редактировать ]На кушанских монетах Аши изображен как Ардокшо с рогом изобилия в руке. [1]
Библиография
[ редактировать ]- ^ Фольц, Ричард. История таджиков: иранцы Востока . Издательство Блумсбери. п. 66. ИСБН 978-1-78831-651-4 .
- Бойс, Мэри (1975), История зороастризма , том. 1, Лейден: Брилл : 19 и далее, 225 и далее, 268 и далее.
- Дхалла, Манекджи Нусерванджи (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП : 207–210.
- Шлерат, Бернфрид (1983), «Аришванг», Энциклопедия Ираника , том. 1, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол : 673–674.
- Шлерат, Бернфрид и Скьярво, Prods Oktor (1987), «Аши», Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол : 750–751.
- Скьярвё, Prods Oktor (1987), «Ард Яшт», Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол : 355–356.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мюллер, Макс, изд. (1883), «Аши Яшт» [Гимн Аши], Зенд-Авеста, часть 2 из 3 , Священные книги Востока , т. 23, перевод Дарместетера, Джеймса, Оксфорд: Кларендон
** аши во введении к этому тексту неправильно переводится как «благочестие».