Jump to content

я

Монга ( måŋha ) по- авестийски означает « Луна , месяц », что эквивалентно персидскому Маха ( ماه ‎; древнеперсидский 𐎶𐎠𐏃 маха ).Это имя лунного божества в зороастризме . Иранское слово мужского рода. [1] Хотя Мах не является выдающимся божеством в авестийских писаниях , его полумесяц был важным символом королевской власти на протяжении всего парфянского и сасанидского периодов.

Иранское слово родственно английскому слову «луна» от PIE *mēns.

Фреска Персеполя : Смерть Гаваеводаты/Гавевдада , изначального быка, чья цитра [а] спасает Луна.

Хотя Луне посвящены два авестийских гимна, он не является выдающимся божеством. Как в третьем Ньяиш , так и в седьмом Яште , «луной», о которой чаще всего говорят, является физическая луна. В этих гимнах подробно описаны фазы луны. Ахура Мазда описывается как причина прироста и убывания луны, а Амеша Спентас равномерно распределяют свет луны по земле. [2] несут Говорят, что фраваши ответственность за удержание луны и звезд на заданном курсе. [3] Солнце, луна и звезды вращаются вокруг вершины Хара Березаити . [4]

Однако Луна также «дарительница, сияющая, славная, обладающая водой, обладающая теплом, обладающая знанием, богатством, богатством, проницательностью, благом, зеленью, добром и целителем». [5] «Весной Луна заставляет растения вырастать из земли». [6]

О Луне неоднократно говорится как о обладательнице цитры. [а] первобытного быка. Это намек на космологическую драму, которая, однако, должным образом засвидетельствована только в текстах зороастрийской традиции (см. ниже).

По традиции

[ редактировать ]
Чеканка кушанского правителя Хувишки с лунным божеством Махом ( Мао ) на реверсе, II век нашей эры. За плечами появляется лунный полумесяц. [7]

Геродот утверждает, что луна была божеством -покровителем иранских эмигрантов, живших в Малой Азии . [8] Божество Мах появляется вместе с Митрой на кушанских монетах.

В зороастрийском календаре двенадцатый день месяца посвящен Луне и находится под ее покровительством.

Луна играет заметную роль в зороастрийской космогонии, в частности, как подробно описано в «Бундахишне» , тексте, законченном в XII веке. Легенда гласит следующее: [9] Ариман (Ав. Ангра-Майнью ) подстрекает Джеха ( Джахи ) первобытную блудницу убить первобытную бычью Гавивдад (Ав. Гаваеводата ). Дже делает, как было сказано, но пока существо умирает, чихр [а] спасен и передан под опеку Луны. Этот чихр является тогда «прототипом» ( карб ) всех существ животного мира.

иерархии язата В Луна является помощником (или «сотрудником», хамкаром ) Воху Манаха (МП: Бахман), Амеша Спента защиты животных, в частности крупного рогатого скота. Отождествление с Воху Манах ипостасью «Благой Цели» или «Доброго Разума» — отражено и в других текстах, где луна связана с душевной гармонией и внутренним покоем . [б]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Точное значение слова цитра в этом контексте неизвестно. Традиционно оно переводится как «семя», которое в смысле «прототип» несет в себе оттенок определенной физической формы или внешнего вида. Оно также может означать «семя» в смысле «расы», «поголовья» или потомства.
  2. ^ Мах также является персидским названием вида рыбы, от которого произошло персидское языковое выражение аз мах та махи , «от луны до мах -рыбы», что означает «все». Это выражение берет свое начало из персидской мифологии, где считается, что мир восседает на камне, на спине быка, на камкаме , на спине рыбы , на воде, на ветру и на завесе тьма. [ нужна ссылка ]
    См . «Рубайят » Омара Хайяма: [10]
    Чье тайное Присутствие по венам Творения
    Бег, подобный ртути, ускользает от твоих болей:
    Принимая все формы от Ма до Махи ; и
    Все изменяются и погибают – а Он остается;
  • Дхалла, Миннесота (1938). История зороастризма . Нью-Йорк: ОУП. стр. 213–214.
  • Креенбрук, Филип Г. (1993). «Космогония и космология I: В зороастризме». Энциклопедия Ираника . Том. 6. Коста Меса: Мазда. стр. 303–307.
  1. ^ Канга, Кавасджи Идалджи (1909). Англо-Авестский словарь (на персидском языке). Отпечатано в типографии «Форт».
  2. ^ Яшт 7.3, Няиш 3.5
  3. ^ Яшт 13.14-16.
  4. ^ Яшт 12.25
  5. ^ Холл (1938) с. 214; Яшт 7,5, Няиш 3,7
  6. ^ Яшт 7.4, Ньяиш 3.6
  7. ^ Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 327–328. ISBN  978-81-208-1408-0 .
  8. ^ Геродот . Истории . 7.3.7.
  9. ^ Бундахишн 7
  10. ^ Хайям, Омар. Рубаи . Перевод Фицджеральда, Эдварда. строфа 52.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed979ebeea0635e992fbc47d808678ae__1700672820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/ae/ed979ebeea0635e992fbc47d808678ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)