Мехреган
Мехреган Мехрган | |
---|---|
![]() Стол Мехреган на празднике в Нидерландах, 2011 г. | |
Также называется | Яшнее Море Мехр фестиваль Узбекский : Мехржан |
Наблюдается | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Дата | 1–2 октября, 8 октября |
Частота | Ежегодный |
Мехреган ( персидский : Мехреган ) или Джашн-е Мехр ( букв. зороастрийский Митры Фестиваль ) — фестиваль и иранский . [1] [2] отмечается в честь язаты Митры ( персидский : Мехр ), который отвечает за дружбу, привязанность и любовь.
Имя
[ редактировать ]«Мехреган» происходит от среднеперсидского имени Михракан/Михраган , которое в свою очередь происходит от древнеперсидского Митракана . [3]
Введение
[ редактировать ]Мехреган — иранский праздник в честь зороастрийского язаты (ангельского божества) Митры . [2] [4] Во времена империи Ахеменидов (330–550 гг. до н.э.) армянские подданные персидского царя ежегодно дарили ему 20 000 лошадей во время празднования Мехрегана. Во времена Сасанидской империи (224–651 гг.) Мехреган был вторым по значимости фестивалем после Навруза . [5] Поскольку эти два праздника были тесно связаны с ролью иранского царства, сасанидские правители обычно короновались либо в Мехреган, либо в Новруз. [6]
В книге аль-Бируни (233), написанной в одиннадцатом веке «Наставления по основам искусства астрологии» , астроном заметил, что «некоторые люди отдают предпочтение Михрагану [над Наврузом, т.е. Новым годом/Весенним равноденствием] по настолько, насколько они предпочитают осень весне». [7]
Как и Бируни в другие фестивальные дни, о которых он упоминает, он повторяет местную анекдотичную ассоциацию своего описания Мехргана ( ха аль-мирджан на арабском языке автора) с фрагментом сказки из иранского фольклора: В этот день Ферейдун победил злой Заххак и запер его на горе Дамаванд . Этот фрагмент легенды является частью большего цикла, связывающего Мехрган с Наврузом; Дахак победил Джамшида (который, согласно легендам, установил Навруз или Новый год), а Ферейдун побеждает Заххака, восстанавливая таким образом баланс. Ассоциация Мергана с полярностью весны/осени, сева/жатвы и цикла рождения/возрождения не ускользнула и от Бируни, поскольку, как он заметил, «они считают Михрагана знаком воскресения и конца света, потому что в Михраган: то, что растет, достигает совершенства». [7]
В древние времена
[ редактировать ]
экстравагантно Мехрган праздновали в Персеполе . Это было не только время сбора урожая, но и время сбора налогов. Гости из разных уголков Персидской империи привезли царю подарки, что способствовало оживлению праздника.
В доисламском и раннем исламском Иране Мехрган праздновался с таким же великолепием и пышностью, как Навруз . У людей было принято посылать или дарить своему королю и друг другу подарки. Богатые люди обычно дарили золотые и серебряные монеты, герои и воины дарили лошадей, а другие дарили подарки в соответствии со своими финансовыми возможностями и способностями, даже такие простые, как яблоко. Те, кому посчастливилось помочь бедным подарками.
Было зарегистрировано дарение царскому двору более десяти тысяч золотых монет. Если дарителю позже понадобятся деньги, суд вернет двойную сумму подарка. Короли давали две аудиенции в год: одну аудиенцию на Новрузе и другую в Мехрегане. Во время празднования Мехрегана король носил меховую мантию и раздал всю свою летнюю одежду.
После монгольского нашествия в Иран праздник Мехрган утратил свою популярность. Зороастрийцы Йезда и Кермана продолжали праздновать Мехрган экстравагантно.
В наши дни
[ редактировать ]2 октября 2022 года, что совпало с Мехреганом, по всему Ирану прошла серия церемоний. Эти церемонии прошли в провинциях Тегеран , Йезд , Кордистан , Западный Азербайджан , Занджан , Систан и Белуджистан , Исфахан , Бушер , Северный Хорасан и Голестан . [8]
Основание для даты
[ редактировать ]Как отмечалось выше, Мехрган – это именины. Эти именины представляют собой праздники, отмечаемые в тот день года, когда пересекаются имя дня и имя месяца, посвященные определенному ангелу или добродетели. Действительно, у зороастрийских персов до ислама месяцы были 30-дневными, а это означает, что каждый день в месяце имел свое название, причем 12 дней также были названиями 12 месяцев. Отмечался день, название которого соответствовало названию месяца.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роуз 2015 , с. 388.
- ^ Jump up to: а б Кристофоретти 2000 .
- ^ Калмард 1993 , с. 15.
- ^ Шакед, 2015 , стр. 494–495.
- ^ Рассел 1987 , с. 346.
- ^ Пейн 2015 , с. 120.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1983 , стр. 801–801.
- ^ «Начало программы недели туризма под лозунгом «Новые идеи в туризме Ирана» . www.irna.ir (на персидском языке) . Проверено 2 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (1983). «Иранские фестивали». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (2): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 792–816. дои : 10.1017/CHOL9780521200929.006 . ISBN 0-521-24693-8 .
- Бойс, Мэри; Грене, Франц (1991). Бек, Роджер (ред.). История зороастризма, зороастризм под македонским и римским правлением . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004293915 .
- Калмар, Дж. (1993). «Михраган» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 15–20. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Канепа, Мэтью (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности посредством архитектуры, ландшафта и искусственной среды, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Окленд: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520379206 .
- Кристофоретти, Симона (2000). «Мехраган» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание . Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-29245-1 .
- Роуз, Дженни (2015). «Фестивали и календарь». В Стаусберге, Майкл ; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . John Wiley And Sons Ltd., стр. 379–393.
- Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674968509 .
- Сандерс, П.; Чалмета, П.; Ламбтон, АКС; Грут, А.Х. де и Бертон-Пейдж, Дж. (1991). «Марасим» . в Босворте, CE ; ван Донзель Э. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 518–534. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Шакед, Шауль (2015). "Ислам". В Стаусберге, Майкл ; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . John Wiley And Sons Ltd., стр. 491–499.