Jump to content

Садех

Садех
Празднование столетия
Саде в Иране
Также называется Джашн-э Саде ( персидский : جشن سده )
Наблюдается  Иран
 Таджикистан
Канада Канада ( иранские канадцы )
Соединенные Штаты США ( американцы иранского происхождения )
Дата 10 бахманов ( января 29 , 30 или 31 )
Частота ежегодный
Связано с Навруз , Тирган , Мехреган , Ялда

Саде ( персидский : سده, также транслитерируемый как Саде ) — иранский фестиваль, восходящий к Империи Ахеменидов . [1] Садех празднует за 50 дней до Навруза . Саде по- персидски означает «сто» и относится к ста дням и ночам, оставшимся до начала весны. Саде – праздник середины зимы, который с размахом и великолепием отмечался в древней Персии . [2] Это был праздник в честь огня и победы над силами тьмы, мороза и холода.

Легенды гласят, что царь Хушан , второй царь мифологической династии Пишдад («Пишдад» означает «давать закон»), основал традицию Саде. Рассказывают, что однажды Хушан поднимался на гору, увидел змею и захотел ударить ее камнем. Когда он бросил камень, он упал на другой камень, и, поскольку оба камня были кремневыми , вспыхнул огонь, и змея убежала. Так он научился зажигать огонь. [3] Хушан повеселел и прославил Бога, открывшего ему тайну разжигания огня. Затем он объявил: «Это свет от Бога. Поэтому мы должны восхищаться им».

Согласно религиозным убеждениям, Джашн-е Саде напоминает о важности света, огня и энергии; Свет, исходящий от Бога, находится в сердцах Его созданий.

В древние времена Джашн-е Саде отмечали зажжением огня. [4] Для зороастрийцев главной подготовкой к Саде была и до сих пор в некоторых местах остается сбор дров за день до праздника. Мальчики-подростки в сопровождении нескольких взрослых мужчин отправлялись в местные горы собирать верблюжью колючку – распространенный пустынный кустарник в Иране . Для большинства это первый раз, когда они находятся вдали от своих семей. Это событие напоминает ритуал перехода во взрослую жизнь, важный шаг для мальчиков на пути к взрослой жизни. Мальчики носили верблюжьи колючки в храмы своих городов. Если они делали это впервые, то по возвращении торжество устраивалось дома в присутствии друзей и родственников.

В древние времена костры всегда разводили возле воды и храмов (см. также: Храм Огня ). Первоначально огонь предназначался для возрождения солнца и возвращения тепла и света лета. Он также предназначался для отгона демонов мороза и холода, которые превращали воду в лед и таким образом могли убить корни растений.

Садех в Варджаванде Кушке, 2003 г.

Огонь горел всю ночь. На следующий день утром женщины шли к огню, каждая приносила небольшую часть огня в свои дома, чтобы разжечь новый пылающий огонь из «благословенного огня» храма. Это делается для того, чтобы распространить благословение огня Саде на каждую семью по соседству. Все, что останется от огня, будет отнесено обратно в храм, помещено в один контейнер и сохранено в храме до следующего года. Таким образом, огонь поддерживается круглый год. «Вечный огонь» также символизирует любовь к Родине, которая всегда жива, как пылкий огонь, в сердцах людей.

Обычно празднования продолжались три дня. Вечера проводят за едой и раздачей продуктов в качестве пожертвований, еды, которую готовят из забитых ягнят и раздают бедным.

Самый подробный отчет о праздновании Саде после мусульманского завоевания Персии в 7 веке нашей эры относится к 10 веку нашей эры во время правления Мардавиджа из династии Зияридов , правителя Исфахана . Династия Зияридов всячески старалась сохранить персидские традиции. были разожжены костры по обе стороны реки Заянде В память об обычае Саде . Огонь хранился в специально построенных металлических держателях. Сотни птиц были выпущены на волю, пока небо освещал фейерверк. Были фейерверки, танцы и музыка, а также пышное угощение жареной бараниной, говядиной, курицей и другими деликатесами.

Сегодня церемония празднуется примерно так же, как в древние времена, в некоторых иранских городах, таких как Керман и Йезд . Джашн э Саде также ежегодно празднуется в садах Кушке Варджаванд в Карадже (поселок в провинции Тегеран ) великолепно с присутствием персидских зороастрийцев и других людей, интересующихся традиционными персидскими церемониями. Иногда костры не зажигаются снаружи, и все действия происходят внутри зороастрийских храмов. Деятельность по сбору верблюжьей колючки практически прекращена, хотя предпринимаются усилия по сохранению традиции. Однако основная масса иранцев/персов все больше знакомится с этим событием, и 30 января проходят собрания и торжества даже за пределами страны. [ нужны разъяснения ] каждый год. Люди соберутся и помолятся, а затем возьмут друг друга за руки, встанут в круг и начнут танцевать вокруг костра.

Саде в Тегеранпарс Маркаре, 2011 г.

Ежегодно 30 января [ нужны разъяснения ] Тысячи зороастрийцев в Иране и других странах отмечают религиозный праздник Джашн-е Саде, сжигая дрова на открытом пространстве, чтобы обозначить приход весны и как символический знак вечной борьбы со злом.

есть пещера В горе недалеко от Йезда , называемая Чак-Чак Храмом Огня . Ежегодно во время праздника Саде здесь проводятся специальные церемонии. Считается, что последняя зороастрийская принцесса укрылась здесь в 640 году нашей эры, когда мусульмане распространили свою власть на восток.

Хотя для большинства иранцев Саде не имеет религиозного значения и не включает в себя никаких особых ритуалов, кроме зажжения костров на закате и веселого времяпрепровождения, иранцы всех вероисповеданий в этот день прилагают коллективные усилия, чтобы не отставать от своих древних традиций и праздновать ценность творения.

У Саде сложная история, и для почитания фестиваля отмечали два разных дня. Помимо уже отмеченных 50 дней (100 дней и ночей) до начала нового года (или сотого дня после гахамбара Аятримы ), другой праздник отмечал сто дней до религиозного нового года (религиозный новый год не является обязательно так же, как весенний новый год). Непонятно, почему проводится два фестиваля Саде и почему в разных регионах разные даты. Многие зороастрийские святые дни отмечались и отмечаются дважды; скорее всего, это вызвано календарной реформой в III веке нашей эры.

С 2017 года Саде официально признается и отмечается правительством Таджикистана. [5]

30 января 2023 года люди в разных городах Ирана праздновали Саде. [6] После продолжающихся протестов большое количество людей праздновало Саде, и по всему Ирану готовили огонь как символ праздника Саде. [6] Среди городов, праздновавших Саде, были Тегеран , Тебриз , Изе , Ахваз , Шираз , Керман , Санандадж , Исфахан , Занджан , Керманшах , Йезд , Малайер , Мешхед и некоторые города Хормозгана . [6] [7] В Тегеране районы Амания, Шахр-Ара, Андише, Шахрияр, Хафт-Хауз, Экбатан , Бехешти и Сохреварди были одними из районов, в которых Саде праздновали подготовкой огня. [6] [7] Некоторые люди также собрались в горах северного Тегерана и разожгли огонь, чтобы отпраздновать Саде. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ « Саде» Фестиваль древнего персидского огня» . Мехр / Пайванд. 31 января 2010 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 30 января 2014 г.
  2. ^ «Фестиваль САДЕ и мусульмане, принявшие зороастризм» . Иранский.com. 3 февраля 2011 г. Проверено 30 января 2014 г.
  3. ^ Бахрами, Аскар, Джашнха-йе Иран, Тегеран, 1383, с. 51.
  4. ^ «Празднование фестиваля Саде» . АП/Dawn.com. 31 января 2012 г. Проверено 30 января 2014 г.
  5. ^ «Первое официальное празднование столетия в Таджикистане» . Февраль 2018.
  6. ^ Jump up to: а б с д «Проведение празднования столетия в разных городах Ирана и скандирование по ночам лозунгов и антиправительственных граффити» . Иранский международный (на персидском языке) . Проверено 31 января 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Проведение празднования столетия в разных городах Ирана с антиправительственными лозунгами» . Радио Фарда (на персидском языке) . Проверено 31 января 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83b6af75a09d62cbba2a7a7b83918eeb__1707521160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/eb/83b6af75a09d62cbba2a7a7b83918eeb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sadeh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)