Гувишка
Гувишка | |||||
---|---|---|---|---|---|
Kushan emperor | |||||
![]() Монета Гувишки. Легенда на кушанском языке и греческом письме (с кушанской буквой Ϸ «ш»): ϷΑΟΝΑΝΟϷΑΟ ΟΟΗϷΚΙ ΚΟϷΑΝΟ («Шаонаношао Ооишки Кошано»): «Царь царей, Хувишка Кушан». | |||||
Царствование | 150–190 гг. н. э. | ||||
Коронация | 150 г. н.э. | ||||
Предшественник | Канишка | ||||
Преемник | Васудева I | ||||
Рожденный | 130 г. н.э. Принятие | ||||
Умер | 190 г. н. э. (59 лет) Кашмир | ||||
Похороны | 190 г. н.э. | ||||
Супруг | Неизвестный | ||||
Проблема | Vasudeva I Kanishka II | ||||
| |||||
Дом | Неизвестный | ||||
Династия | Kushan Dynasty | ||||
Отец | Канишка | ||||
Мать | Неизвестный | ||||
Религия | буддизм |
Хувишка ( кушан : Οοηϸκι, Ооешки , Брахми : 𑀳𑀼𑀯𑀺𑀱𑁆𑀓; Ху-ви-шка , Хувишка ; [1] Харости : 𐨱𐨂𐨬𐨅𐨮𐨿𐨐 Ху-ве-ка , Хувешка [2] ) был императором Кушанской империи с момента смерти Канишки (предположительно, это произошло в 150 году нашей эры) до прихода к власти Васудевы I примерно тридцать лет спустя.
Его правление было периодом консолидации Империи. Территория Хувишки охватывала Балх в Бактрии до Матхуры в Индии , места, где, как известно, он чеканил свои монеты. Золотые монеты и амулеты с его изображением были найдены вплоть до Паталипутры и Бодх-Гайи , в том числе один такой амулет в качестве подношения под Троном Будды Просветления в Бодх-Гайе, что позволяет предположить, наряду с другими находками кушанских монет в этом районе, что кушанское правление могло иметь место. простирался так далеко на восток. [3] Его правление, похоже, было по сути мирным: он консолидировал власть Кушанов в северной Индии и переместил центр Кушанской империи в южную столицу Матхуру. [4]
Религия
[ редактировать ]Гувишка был сыном Канишки. Его правление также известно как золотой век кушанского правления.
Махаяна Буддизм
[ редактировать ]Правление Хувишки соответствует первому известному эпиграфическому свидетельству о Будде Амитабхе в нижней части статуи II века, которая была найдена в Говиндо-Нагаре, а теперь находится в музее Матхуры . Статуя приурочена к «28-му году правления Хувишки» и посвящена «Будде Амитабхе» семьей торговцев. [6] [7]
Есть также некоторые свидетельства того, что Хувишка был последователем буддизма Махаяны . Фрагмент санскритской рукописи из коллекции Шойена описывает Хувишку как человека, который «изложил Махаяну». [8]
Считается, что на некоторых рельефах из Гандхары Хувишка делает пожертвования Будде. [5]
Широко распространено свидетельство того, что Хувишка поддерживал буддизм, но Будда не появляется на его монетах, возможно, из уважения к Будде. [9]
- Самая ранняя известная надпись « Махаяна »: начертанный постамент с первым известным появлением имени « Будда Амитабха » в «26 году» (153 г. н. э., первый год Хувишки). [10]
- Первая известная надпись Махаяны: слова
« Буддха-сья А-ми-та-бха-сья » (« Будды Амитабхи ») шрифтом брахми в надписи. [7]
- Фрагмент скульптуры Бодхисаттвы с надписью «в 33 году» (𑀲𑀁𑁝𑁔) «Великого Царя, сына Бога Хувишки» ( Maharajasya Devaputrasya Huviṣka ,
), Искусство Матхуры . [11]
- Пьедестал статуи Будды с надписью имени Хувишки «в 45 году» (𑀲𑀁𑁞𑁔). Начинается с Махараджаси Хувишкасья Девапутрасья... ,
... Уттар-Прадеш . Музей Чатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалая .
Греко-римские божества
[ редактировать ]
Хувишка также впервые в кушанской чеканке включает в свои монеты эллинистически-египетского Сераписа (под названием ϹΑΡΑΠΟ , «Сарапо»). [12] [13] пантеона Поскольку Серапис был верховным божеством Александрийского в Египте , эта монета предполагает, что Хувишка имел столь же сильную ориентацию на римский Египет, который, возможно, был важным рынком для товаров, поступающих из Кушанской империи. [12]
На другой монете, возможно, изображена богиня Рома («Roma aeterna») под именем « Ришти » (греч. ΡΙϷΤ). [14] или «Риом» (греч. ΡΙΟΜ). [15] [16] [17]
- Еще одна монета с изображением Хувишки, держащего скипетр, с изображением на реверсе божества Сераписа ( ϹΑΡΑΠΟ , «Сарапо»).
- Монета Гувишки. Аверс : ϷΑΟΝΑΝΟϷΑΟ ΟΟΗϷΚΙ ΚΟϷΑΝΟ ( Шаонаношао Ооишки Кошано , «Царь царей, Хувишка Кушан»). Реверс : Геракл с легендой ΗΡΑΚΙΛΟ ( Эракило ).
- Возможное изображение «Roma Aeterna». Легенду читали по-разному: Риом (греч. ΡΙΟΜ) или, в последнее время, Ришти (греч. ΡΙϷΤ).
Иранские божества
[ редактировать ]Известно также, что Хувишка включил в свой пантеон иранских божеств . Между 164 и 174 годами он основал храм Фарро («Царское великолепие»)- Ардокшо в крепости Айртам, близ Термеза , согласно Айртамской надписи . [12] Он также выпустил множество монет во имя этих божеств. По его чеканке также известны многие другие иранские божества, такие как Мииро ( Митра ), Мао (Лунное божество Мах ), Нана ( Анахита ), Атшо ( Атар , «Царский огонь»). [18] Появляется также другое зороастрийское божество — верховный бог Оромоздо ( Ахура Мазда ) и Маздо оана (« Мазда победительница»). [18] К другим зороастрийским божествам относятся Ришти («Правильность», Арштат ), Ашаекшо («Лучшая праведность», Аша Вахишта ), Лунное божество Мах ( Мао ), Шаореоро («Лучшая царская власть», Кшатра Вайрья ). [18] [19]
- Монета кушанского правителя Хувишки в диадеме с божеством Фарро («ΦΑΡΡΟ»). Около 152–192 гг. н.э.
- Монета кушанского правителя Хувишки в диадеме с божеством Ардокшо . Около 152–192 гг. н.э.
- Хувихска с Ахурамаздой (ωΡΟΜ, Ором[здо] ). [18]
- Хувишка с « Аша Вахишта » (ΑϷΑΕΙΧϷΟ, Ashaiexsho ). [18]
Индийские божества
[ редактировать ]
Известно, что Хувишка восстановил храм в Матхуре , где были предусмотрены условия для гостеприимства по отношению к брахманам . [12] На некоторых монетах Хувишки также был изображен Маасено , кушанское воплощение индуистского бога Карттикеи , или Сканда , чей эпитет был «Махасена». [20] Поскольку этот бог особенно важен для Яудхеи , он, возможно, был включен в чеканку кушанских монет, когда кушаны расширились на территорию Яудхеи, чтобы установить контроль над территорией Матхуры . Возможно, это также было использовано как способ умиротворить воинственных яудхеев. По сути, кушаны стали сюзеренами яудхеев в этом районе. [21] [22]
В отличие от своего предшественника Канишки, Хувишка также добавил Оешо («ΟΗϷΟ», Шива ) на некоторые из своих монет. Взамен иранского бога войны Орлагно он добавил также несколько индийских богов войны, таких как Скандо (древнеиндийский Сканда ), Комаро (древнеиндийский Кумара ), Маасено (древнеиндийский Махасена ), Бизаго (древнеиндийский Вишакха ) и даже Оммо (древнеиндийское Ума ), супруга Шивы. Это может указывать на эволюцию в сторону индийских божеств среди кушанов, возможно, мотивированную вербовкой индийских воинов. [20]
- Монета Хувишки с изображением индийского божества Маасено (древнеиндийская Махасена ).
- Хувишка с Маасено (древнеиндийский Махасена ) и сопровождающими
Чеканка монет и скульптура
[ редактировать ]Чеканка Гувишки отличается большим разнообразием рисунков и большим количеством отчеканенных золотых монет: известно больше золотых монет из Гувишки, чем всех остальных кушанских правителей вместе взятых. [4] Его монетные дворы располагались главным образом в Балхе и Пешаваре , а также более мелкие монетные дворы в Кашмире и Матхуре . [4]
Одной из величайших загадок правления Гувишки, оставшихся до сих пор, является девальвация его монет. В начале его правления вес медных монет упал со стандартных 16 г до примерно 10–11 г. Качество и вес продолжали снижаться на протяжении всего правления, пока в начале правления Васудевы стандартная монета (тетрадрахма) не весила всего 9 г. Девальвация привела к массовому производству подделок и экономическому спросу на старые монеты, существовавшие до девальвации, в долине Ганга. Однако мотивация и некоторые детали этой девальвации до сих пор неизвестны.
|
|
Ссылки
[ редактировать ]Кушанские императоры 30–350 гг. н.э. | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
- ^ Индийская эпиграфия, том 8 п. 182
- ^ Конов, Стен , Надписи Хароштхи, за исключением надписей Ашоки , Corpus Inscriptionum Indicarum, Vol. II, Часть I. Калькутта: Центральное издательское отделение правительства Индии, с. 167
- ^ Синха, Биндешвари Прасад; Нараин, Лала Адитья (1970). Раскопки Паталипутры, 1955-56 гг . Управление археологии и музеев Бихара. п. 52-53.
- ^ Jump up to: а б с Резахани, Ходадад (2017). От кушанов до западных тюрков . п. 202.
- ^ Jump up to: а б с Маршак, Борис; Грене, Франц (2006). «Кушанская картина на холсте». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 150 (2): 257. doi : 10.3406/crai.2006.87101 .
- ^ Ри, Мэрилин М. (2010). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, Том 3: Западный Цинь в Ганьсу в период шестнадцати королевств и взаимосвязи с буддийским искусством Ганхары . БРИЛЛ. п. xxxvii, рис. 6.17а. ISBN 978-90-04-18400-8 .
- ^ Jump up to: а б Шопен, Грегори (1987). «Надпись на кушанском изображении Амитабхи и характере ранней Махаяны в Индии» (PDF) . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 10 (2): 99–138. Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2019 года.
- ^ Нилис, Джейсон. Ранние буддийские сети передачи и торговли. 2010. с. 141
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидас Publ. п. 327. ИСБН 978-81-208-1408-0 .
- ^ Ри, Мэрилин М. (2010). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, Том 3: Западный Цинь в Ганьсу в период шестнадцати королевств и взаимосвязи с буддийским искусством Гандхары . БРИЛЛ. п. xxxvii, рис. 6.17а. ISBN 978-90-04-18400-8 .
- ↑ Надпись гласит: «В 33 году Махараджи Девапутра Хувишка (
Mahārājasya Devaputrasya Huviṣka ) в 8-й день 1-го лета (месяца) бодхисаттва был поставлен в Мадхураванаке монахиней Дханавати, дочерью сестры монахини Буддамитры, знакомой с Трипитакой, ученицей монаха Балы, который знает Трипитаку вместе со своими матерью и отцом....». Эпиграфия Индика Том 8 . п. 182. В другой похожей надписи упоминается «Хувихска в 26 году». в Шарма, Р.К. (1994). Великолепие искусства и музея Матхуры . ДК Printworld Pvt. ООО с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидас Publ. п. 326. ИСБН 978-81-208-1408-0 .
- ^ Монета Сераписа
- ^ "Монета Хувишка Ришти Британского музея" . Британский музей .
- ^ Марио Буссагли, «L'Art du Gandhara», 225.
- ^ Эта монета . Чтение имени божества на этой последней монете весьма неопределенно и спорно (Риом, Риддхи, Ришти, Рисе....) в Флит, JF (1908). «Внедрение греческого унциала и скорописи в Индию» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1908 : 179, примечание 1. JSTOR 25210545 .
- ^ «Имя Риом, прочитанное Гарднером, было прочитано Каннингемом как Райд, который приравнял его к Риддхи, индийской богине удачи. Ф. В. Томас прочитал это имя как Рея» в Шрава, Сатья (1985). Кушанская нумизматика . Публикации Пранавы. п. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидас Publ. стр. 327–328. ISBN 978-81-208-1408-0 .
- ^ Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. п. 83. ИСБН 978-0-415-23902-8 .
- ^ Jump up to: а б «Также опущен древнеиранский бог войны Орлагно, место и функции которого занимают группа индийских богов войны, Скандо (древнеиндийский Сканда), Комаро (древнеиндийский Кумара), Маасено (древнеиндийский Махасена), Бизаго (древнеиндийский Кумара). Вишакха) и даже Оммо (древнеиндийская Ума ), супруга Шивы. Их использование в качестве обратных типов Хувишки I является ярким свидетельством новых тенденций в религиозной политике кушанского царя, возможно, вызванных вербовкой в армию индийских воинов. Кушанская армия во время похода на Паталипутру». в Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидас Publ. п. 326. ИСБН 978-81-208-1408-0 .
- ^ Группа классической нумизматики
- ^ Индийская скульптура: около 500 г. до н.э. – 700 г. н.э., Художественный музей округа Лос-Анджелес, Пратападитья Пал, Калифорнийский университет Press, 1986, стр.78 [1]
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Харматта, Янош (1999). История цивилизаций Центральной Азии . Мотилал Банарсидас Publ. п. 326. ИСБН 978-81-208-1408-0 .
- ^ «Монета Оммо-Оешо Британского музея Хувишка» . Британский музей .
- ^ Маршак, Борис; Грене, Франц (2006). «Кушанская картина на холсте» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 150 (2): 947–963. дои : 10.3406/crai.2006.87101 . ISSN 0065-0536 .
- ^ "Монета Хувишка Ришти Британского музея" . Британский музей .
- ↑ Чтение имени божества на этой монете весьма неопределенно и спорно (Риом, Риддхи, Ришти, Рисе....) в Флит, JF (1908). «Внедрение греческого унциала и скорописи в Индию» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1908 : 179, примечание 1. JSTOR 25210545 .
- ^ «Имя Риом, прочитанное Гарднером, было прочитано Каннингемом как Райд, который приравнял его к Риддхи, индийской богине удачи. Ф. В. Томас прочитал это имя как Рея» в Шрава, Сатья (1985). Кушанская нумизматика . Публикации Пранавы. п. 29.
- ^ Индийская эпиграфия, том 8 п. 180
Источники
[ редактировать ]- Бивар, ADH (2004). "ГУВИШКА" . Энциклопедия Ираника, Том. XII, Фаск. 6 . стр. 583–585.

Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-каталог чеканки Гувишки
- Монеты Гувишки
- [2] Архивировано 5 февраля 2020 г. в Wayback Machine. Был ли Хувишка единственным королем Кушанской империи.
- [3] Архивировано 25 сентября 2018 г. в Wayback Machine. Девальвация монет Канишки.