Чандрагупта II
Чандрагупта II | |
---|---|
Викрамадитья Бхаттарака Махараджадхираджа (Царь царей) Девараджа Дева Гупта Дев Шри | |
Гупта Император | |
Царствование | ок. 375 – ок. 415 г. н.э. |
Предшественник | Самудрагупта , возможно, Рамагупта |
Преемник | Кумарагупта I |
Умер | т. 415 г. н.э. |
Супруг | Дхрувадеви , Куберанага |
Проблема | |
Династия | Гупта |
Отец | Самудрагупта |
Мать | Даттадеви |
Религия | индуизм [2] |
Военная карьера | |
Битвы/войны |
|
Чандрагупта II (375–415 гг.), также известный под своим титулом Викрамадитья , а также Чандрагупта Викрамадитья , был третьим правителем Империи Гуптов в Индии . Современные ученые обычно отождествляют его с королем Чандрой из надписи на железном столбе в Дели .
Чандрагупта II продолжил экспансионистскую политику своего отца Самудрагупты посредством военных завоеваний и брачных союзов. Исторические свидетельства свидетельствуют о его замечательных победах, среди поражение Сасанидов которых , [3] завоевание западных кшатрапов и подчинение хун . При правлении Чандрагупты II империя Гуптов достигла своего апогея, непосредственно контролируя огромную территорию, простиравшуюся от реки Окс. [4] на западе до Бенгальского региона на востоке и от предгорий Гималаев на севере до реки Нармада на юге. Чандрагупта II расширил свое влияние и косвенно правил регионом Кунтала в Карнатаке посредством брачного союза с Кадамбасом, а во время своей дочери Прабхаватигупты 20-летнего регентства он эффективно интегрировал королевство Вакатака в Империю Гуптов. [5] [6] [7]
Чандрагупта II был набожным вайшнавом , но терпел и другие веры. Китайский паломник Факсиан , посетивший Индию во время его правления, предполагает, что он правил мирным и процветающим королевством. Легендарная фигура Викрамадитьи, вероятно, основана на Чандрагупте II (среди других царей), а известный санскритский поэт Калидаса , возможно, был его придворным поэтом. Пещерные святыни в Удаягири также были построены во время его правления.
Имена и титулы
[ редактировать ]Чандрагупта II был вторым правителем династии, носившим имя «Чандрагупта», первым из которых был его дед Чандрагупта I. Его также называли просто «Чандра», о чем свидетельствуют его монеты. [10] В надписи Санчи его офицера Амракардавы говорится, что он также был известен как Дева-раджа. В записях его дочери Прабхаватигупты , изданных как царица Вакатака , его называют Чандрагупта, а также Дева-гупта. [11] Дева-шри ( IAST : Девашри) — еще один вариант этого имени. [12] Надпись на железном столбе в Дели гласит, что король Чандра был также известен как «Дхава»: если этого короля Чандру отождествить с Чандрагуптой ( см. ниже ), то получается, что «Дхава» было другим именем короля. Другая возможность состоит в том, что «дхава» является ошибкой нарицательного существительного «бхава», хотя это маловероятно, поскольку остальная часть надписи не содержит ошибок. [13]
Отрывок из Вишну-пураны предполагает, что основные части восточного побережья Индии — Косала , Одра , Тамралипта и Пури — находились под властью Деваракшитов примерно в то же время, что и Гупты. Поскольку кажется маловероятным, что малоизвестная династия по имени Деваракшита была достаточно могущественной, чтобы контролировать значительную территорию в период Гуптов, некоторые ученые, такие как Дашаратха Шарма , предполагают, что «Дева-ракшита» ( IAST : Деваракшита) было другим именем Чандрагупты II. Другие, такие как Д.К. Гангули, выступают против этой теории, утверждая, что эта идентификация весьма произвольна и не может быть удовлетворительно объяснена. [14]
Чандрагупта принял титулы Бхаттарака и Махараджадхираджа и носил эпитет Апратирата («не имеющий равных или антагонистов»). Надпись на каменном столбе Супии , сделанная во время правления его потомка Скандагупты , также называет его «Викрамадитья». [12]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Чандрагупта был сыном Самудрагупты и царицы Даттадеви , о чем свидетельствуют его собственные надписи. [12] Согласно официальной генеалогии Гуптов, Чандрагупта сменил своего отца на троне Гуптов. Санскритская пьеса «Девичандрагуптам» в сочетании с другими свидетельствами позволяет предположить, что у него был старший брат по имени Рамагупта , который предшествовал ему на троне. В пьесе Рамагупта решает сдать свою королеву Дхрувадеви врагу Шака во время осады, но Чандрагупта идет во вражеский лагерь, замаскированный под королеву, и убивает врага. Некоторое время спустя Чандрагупта свергает Рамагупту и становится новым королем. [15] Историчность этого повествования обсуждается среди современных историков: некоторые считают, что оно основано на реальных исторических событиях, а другие отвергают его как вымысел. [16] [17]
Период правления
[ редактировать ]Империя Гуптов 320 г. – 550 г. н.э. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Надпись Чандрагупты II на столбе Матхуры (а также некоторые другие надписи Гуптов) упоминают две даты: некоторые историки предположили, что одна из этих дат обозначает год правления царя, а другая дата обозначает год календарной эры Гуптов . [20] Однако индолог Гарри Фальк в 2004 году предположил, что дата, которую ранние ученые считали годом правления, на самом деле является датой системы калануварттамана . [21] По мнению Фалька, система калануварттамана является продолжением кушанской календарной эпохи, установленной императором Канишкой , коронация которого Фальк датируется 127 годом нашей эры. Эра Кушана возобновляет отсчет через сто лет (например, год после 100 равен 1, а не 101). [22]
Часть даты в надписи Матхуры гласит (в IAST ): [20]
- чандрагупта-сйа виджараджйа-самватса [ре] ... далануварттамана-самватсаре экашаштхе 60 ... [пра]тхаме шукла-дивасе памчамйам
Буквы перед словами калануварттамана-самватсаре в надписи стерты, но историк Д.Р. Бхандаркар (1931–1932) реконструировал их как гупта и перевел термин гупта-калануварттамана-самватсаре как «год, следующий за эпохой Гуптов». Он перевел все предложение так: [23]
- В... год... Чандрагупты,... пятой светлой половины первого ( Ашадхи ) 61 года, следующего за гуптовской эрой.
Историк Д.С. Сиркар (1942) восстановил недостающие буквы как «[paṃ]cāme» («пятый») и пришел к выводу, что надпись датирована пятым годом правления Чандрагупты. [24] Пропущенные буквы альтернативно читались как «пратхэм» («первый»). Согласно этим интерпретациям, надпись датируется 61 годом эры Гупты, то есть первым или пятым годом правления Чандрагупты. Если предположить, что эра Гуптов начинается примерно в 319–320 гг. н.э., начало правления Чандрагупты можно датировать либо 376–377 гг. н.э., либо 380–381 гг. н.э. [25]
Фальк соглашается, что недостающие буквы обозначают числовой год, но отвергает прочтение Сиркара как «простое воображение», указывая, что недостающие буквы «истёрты без возможности восстановления». [26] В поддержку своей теории эпохи Кушаны Фальк представляет четыре надписи Гуптов (в хронологическом порядке), в которых упоминается термин калануварттамана-самватсаре : [27]
Надпись | Правящий монарх | Династический год | далануварттамана год |
---|---|---|---|
Столп Матхуры | Чандрагупта II | Изношенный | 61 |
Перемычка | Не упомянуто | Не дано | 70 |
Якши Фигура | Кумарагупта I | 112 | 5 |
Буддийский постамент с изображением | Кумарагупта I | 121 | 15 |
Фальк отмечает, что «династический год» в таблице выше, по-видимому, является годом эпохи Гуптов. Год калануварттамана не может быть годом правления, поскольку неизвестно , чтобы Чандрагупта I правил более 61 года. Если мы предположим, что цифра «61» в надписи на столбе Матхуры обозначает год эры Гуптов (как предполагали Бхандаркар, Сирчар и другие учёные), мы должны предположить, что цифра «15» на постаменте с буддийским изображением также обозначает год эры Гуптов. : это явно неверно, поскольку Кумарагупта I правил после Чандрагупты II. Ученые К.К. Таплял и Р.К. Шарма, изучавшие буддийскую надпись на постаменте с изображением, предположили, что писец ошибочно поменял местами 121 и 15 годы, однако Фальк называет это предположение излишним. [27]
По мнению Фалька, расхождение можно удовлетворительно объяснить, если предположить, что эпоха калануварттамана обозначает систему, которая возобновляет отсчет через сто лет. Надпись в виде фигуры Якши датирована 112 годом эры Гуптов (ок. 432 г. н.э.), что соответствует 5-му году калануварттамана . Таким образом, эра калануварттамана , использовавшаяся во времена Кумарагупты, должна была начаться в 432–5 = 427 г. н.э. Годы, упомянутые в надписи на постаменте с буддийским изображением, также позволяют предположить, что эпохой этой эпохи был ок. 426–427 гг. н.э. [28] Поскольку система калануварттамана возобновляет отсчет каждые 100 лет, эра калануварттамана , использовавшаяся во время правления Чандрагупты II, должна была начаться в 327 году нашей эры. Таким образом, надпись Матхуры можно датировать 327+61 = ок. 388 г. н.э. [29] Хотя теория Фалька существенно не меняет хронологию Гуптов, она подразумевает, что дату надписи Матхуры нельзя использовать для определения начала правления Чандрагупты. [29]
Надпись Санчи, датированная 412–413 годами нашей эры (93 годом эры Гупты), является последней известной датированной надписью Чандрагупты. [12] Его сын Кумарагупта взошел на трон в 415–416 годах н. э. (96 год эры Гупты), поэтому правление Чандрагупты должно было закончиться где-то в 412–415 годах нашей эры. [30]
Военная карьера
[ редактировать ]Надпись Удаягири министра иностранных дел Чандрагупты Вирасены предполагает, что король сделал выдающуюся военную карьеру. В нем говорится, что он «купил землю», заплатив за нее своей доблестью, и низвел остальных царей до статуса рабов. [31] Его империя, по-видимому, простиралась от устья Инда и северного Пакистана на западе до Бенгальского региона на востоке и от региона Гималайских Тераев на севере до реки Нармада на юге. [10] [32]
Известно, что отец Чандрагупты Самудрагупта и его сын Кумарагупта I совершили жертвоприношение коня Ашвамедха, чтобы продемонстрировать свое военное мастерство. В 20 веке обнаружение каменного изображения лошади, найденного недалеко от Варанаси , и неправильное прочтение его надписи как «Чандрамгу» (принятое как «Чандрагупта») привело к предположению, что Чандрагупта также совершил жертвоприношение Ашвамедха. Однако реальных доказательств, подтверждающих эту теорию, нет. [33]
Западный Кшатрапас
[ редактировать ]Исторические и литературные данные свидетельствуют о том, что Чандрагупта II добился военных успехов против западных кшатрапов (также известных как шаки ), которые правили в западно-центральной Индии. [34] Надпись на Аллахабадском столбе отца Чандрагупты Самудрагупты называет «Шака-Мурундас» среди царей, которые пытались его умилостивить. [35] [36] Возможно, Самудрагупта низвел шаков до состояния подчиненного союза, а Чандрагупта полностью подчинил их. [37]
Надпись Вирасены на Удаягири описывает его как жителя Паталипутры и утверждает, что он прибыл в Удаягири в Центральной Индии вместе с королем, который стремился «завоевать весь мир». Это указывает на то, что Чандрагупта достиг Удаягири в центральной Индии во время военной кампании. Теория о том, что Чандрагупта повел армию в Центральную Индию, также подтверждается ок. 412–413 гг. Н. Э. (93 год Гупты) Санчи, надпись Амракардавы, который, как говорят, «приобрёл победу и славу во многих битвах и чьи средства к существованию были обеспечены служением Чандрагупте». ц. 401–402 гг. Н. Э. (82 год Гупты) Надпись феодателя Чандрагупты Махараджи Санаканики также была обнаружена в Центральной Индии. Единственной важной державой, которая правила в этом регионе в период Чандрагупты, были западные кшатрапы, о правлении которых свидетельствует их отчетливая чеканка. Монеты, выпущенные правителями Западной Кшатрапы, внезапно заканчиваются в последнее десятилетие IV века. [34] Монеты этого типа вновь появляются во втором десятилетии V века и датируются эпохой Гуптов, что позволяет предположить, что Чандрагупта подчинил себе западных кшатрапов. [37]
Точная дата победы Чандрагупты неизвестна, но ее можно ориентировочно датировать где-то между 397 и 409 годами. [7] Последняя из монет Кшатрапы IV века – монета Рудрасимхи III – может быть датирована 310 или 319 годом Шаки (легенда монеты частично утеряна), то есть 388 или 397 годом. [34] Монеты Чандрагупты, датированные 409 годом, похожи на монеты Кштрапы, в которых буддийский символ вихара Шака заменен гуптовским символом Гаруды . [7]
Литературные свидетельства также подтверждают победу Чандрагупты над западными кшатрапами. Санскритская пьеса «Девичандрагуптам» , историчность которой оспаривается, повествует, что старший брат Чандрагупты Рамагупта согласился сдать свою царицу Дхрувадеви вождю шака во время осады, но Чандрагупта отправился во вражеский лагерь, замаскированный под королеву, и убил вождя шака. [37] Чандрагупта носил титул Викрамадитья , и в нескольких индийских легендах говорится о царе Викрамадитье, победившем шаков. Некоторые современные ученые предположили, что эти легенды могут быть основаны на победе Чандрагупты над шаками. [37]
В результате своей победы над западными кшатрапами Чандрагупта, должно быть, расширил свою империю до побережья Аравийского моря на территории современного Гуджарата . [37]
Другие военные победы
[ редактировать ]Железный столб Дели содержит надпись царя по имени Чандра. [39] Современные ученые обычно отождествляют этого царя с Чандрагуптой II, хотя этого нельзя сказать с полной уверенностью. [40]
Хотя были предложены альтернативные идентификации, есть убедительные доказательства идентификации Чандры из надписи на железном столбе как Чандрагупты II: [10]
- На монетах Чандрагупты он упоминается как «Чандра». [10]
- Согласно надписи на железном столбе, Чандра был преданным Вишну . [39] Чандрагупта также был вайшнавитом и описывается как Бхагвата (преданный Вишну). в записях Гуптов [41]
- Говорят, что железный столб был установлен царем Чандрой в честь Вишну на холме под названием Вишну-пада, но король, судя по всему, умер незадолго до того, как была выгравирована надпись, поскольку в надписи говорится, что «царь оставил землю и ушел в мир иной». Подобный Вишну- дхваджа ( флагшток в честь Вишну) был установлен гуптийским императором Скандагуптой (внуком Чандрагупты) после смерти его отца Кумарагупты I. [41]
- Согласно его надписи на Удаягири, Чандрагупта отправился в кампанию дигвиджая («завоевание всех сторон»). [10] Известно, что он был могущественным суверенным императором, и это хорошо согласуется с описанием короля Чандры в надписи на железной колонне как человека, который «достиг единоличного верховного суверенитета в мире, приобретенного своей собственной рукой и (наслаждавшегося) в течение очень долгого времени. ". [41]
- Надпись на железной колонне гласит, что южный океан «надушен бризами» доблести Чандры. Это может быть ссылкой на распространение Чандрагуптой правления Гуптов на Аравийское море после его завоевания территории Западной Кшатрапы. Аравийское море располагалось к югу от империи Гуптов, поэтому в данном контексте к нему применим термин «Южный океан». [41]
- Надпись на железной колонне гласит, что «его звали Чандра, и на лице его была слава полной луны». Это напоминает надпись Мандазавра его потомка Скандагупты , в которой Чандрагупта описывается как «луна в галактике царей Гуптов со знаменитым именем Чандрагупта». [12]
Надпись на железном столбе приписывает Чандре следующие победы: [39]
- Победил союз врагов в стране Ванги.
- Пересек «семь лиц» реки Синдху ( Инд ) во время войны и разгромил валиков .
Пенджаб регион
[ редактировать ]Если Чандру отождествлять с Чандрагуптой, то получается, что Чандрагупта прошел через регион Пенджаба и продвинулся до страны Вахликов, то есть Балха на территории современного Афганистана. [40] В некоторых коротких санскритских надписях на Священной скале Хунза (на территории современного Пакистана), написанных шрифтом Гупта , упоминается имя Чандра. В некоторых из этих надписей также упоминается имя Харишена, а в одной конкретной надписи упоминается Чандра с эпитетом «Викрамадитья». На основании отождествления «Чандры» с Чандрагуптой, а Харишены с придворным гуптов Харишеной , эти надписи можно рассматривать как дальнейшее свидетельство военной кампании гуптов в этом районе. Однако эта идентификация не является достоверной, и Чандра из надписей Хунзы вполне мог быть местным правителем. [10]
По мнению Стена Конова , термин «семь лиц», упомянутый в надписи на железном столбе, относится к семи устьям Инда. Историки Р. К. Маджумдар и К. П. Джаясвал, с другой стороны, полагают, что этот термин относится к притокам Инда: пяти рекам Пенджаба ( Джелам , Рави , Сатледж , Беас и Ченаб ), а также, возможно, рекам Кабул и Кунар . [39]
Вполне возможно, что Чандрагупта во время этой кампании проходил через регион Пенджаба: о его политическом влиянии в этом регионе свидетельствует использование эпохи Гупта в надписи, найденной в Шоркоте , и некоторые монеты, носящие имя «Чандрагупта». Однако нет никаких свидетельств того, что Чандрагупта присоединил Пенджаб к Империи Гуптов, что позволяет предположить, что победа Чандрагупты в этом регионе не была решающей. Существует мало свидетельств влияния Гупты в Пенджабе после его правления: нумизматические данные свидетельствуют о том, что после его смерти Пенджабом правили мелкие вожди. Эти вожди носили индийские имена, но выпускали монеты, имитирующие чеканку кидаритов : возможно, они были индуистскими иностранцами или индийцами, продолжающими использовать монеты иностранного образца. [42]
Бенгальский регион
[ редактировать ]Отождествление Чандры с Чандрагуптой II также предполагает, что Чандрагупта одержал победы в районе Ванги на территории современной Бенгалии . Согласно надписи на Аллахабадском столбе его отца Самудрагупты , королевство Саматата в Бенгальском регионе было данником Гупты. Известно, что Гупты правили Бенгалией в начале VI века, хотя не сохранилось никаких записей о присутствии Гуптов в этом регионе за прошедший период. [42]
Вполне возможно, что большая часть Бенгальского региона была присоединена к империи Гуптов Чандрагуптой, и этот контроль продолжался до VI века. [43] Надпись на железном столбе в Дели предполагает, что союз полунезависимых вождей Бенгалии безуспешно сопротивлялся попыткам Чандрагупты расширить влияние Гуптов в этом регионе. [42]
Личная жизнь и супружеские союзы
[ редактировать ]упоминается В записях Гупты Дхрувадеви как королева Чандрагупты и мать его преемника Кумарагупты I. [45] На глиняной печати Басарха Дхрува-свамини упоминается как царица Чандрагупты и мать Говиндагупты . [46] [47] Маловероятно, что у Чандрагупты было две разные царицы с похожими именами: похоже, что Дхрувасвамини было, скорее всего, другим именем Дхрувадеви, и что Говиндагупта был настоящим братом Кумарагупты. [48]
Чандрагупта также вышла замуж за Кувера-нагу (псевдоним Куберанага), имя которой указывает на то, что она была принцессой династии Нагов , которая обладала значительной властью в центральной Индии до того, как Самудрагупта подчинил их. Этот супружеский союз, возможно, помог Чандрагупте консолидировать империю Гуптов, а наги, возможно, помогли ему в войне против западных кшатрап. [49]
Прабхавати-гупта , дочь Чандрагупты и Кувера-наги, вышла замуж за Вакатака царя Рудрасена II , который правил в регионе Декан на юге империи Гуптов. [33] После смерти мужа в с. В 390 году Прабхавати-гупта стала регентом при своих несовершеннолетних сыновьях. [7] В двух надписях на медной пластине, выпущенных во время ее регентства, имена ее предков Гуптов с их императорскими титулами появляются перед именем царя Вакатака с меньшим титулом Махараджа . Это говорит о том, что суд Гупты мог иметь влияние на администрацию Вакатаки во время ее регентства. [33] Историки Герман Кульке и Дитмар Ротермунд полагают, что королевство Вакатака было «практически частью империи Гуптов» во время ее 20-летнего регентства. [7] Вакатаки, возможно, поддержали Чандрагупту во время его конфликта с западными кшатрапами. [49]
Гупты, по-видимому, также вступили в супружеский союз с династией Кадамба , южными соседями Вакатаков. Надпись на столбе Талагунды предполагает, что дочери царя Кадамбы Какуставармана вышли замуж за представителей других королевских семей, в том числе Гуптов. [50] [49] Хотя Какуставарман был современником сына Чандрагупты Кумарагупты I, [50] примечательно, что некоторые средневековые вожди современной Карнатаки (где правили Кадамбы) заявляли о своем происхождении от Чандрагупты. [49] Согласно легендам о Викрамадитье , император Викрамадитья (персонаж, предположительно основанный на Чандрагупте) отправил своего придворного поэта Калидасу в качестве посла к господину Кунталы . Хотя царь Кунтала, упомянутый в этой легенде, был отождествлен некоторыми учеными с царем Вакатака, более вероятно, что он был царем Кадамба, потому что царь Вакатака не правил Кунталой и никогда не назывался господином Кунталы. [49]
Администрация
[ редактировать ]Из исторических записей известны несколько феодалов Чандрагупты:
- Махараджа Санаканика , феодатор, известный по надписи Удаягири, в которой записано строительство им вайшнавского храма. [34]
- Махараджа Трикамала, феодат, известный по надписи Гайи , выгравированной на Бодхисаттвы . изображении [52]
- Махараджа Шри Вишвамитра Свами, феод, известный по печати, найденной в Видише. [52]
- Махараджа Свамидас, правитель Валкхи , вероятно, также был гуптским феодатом, если предположить, что его надпись датируется гуптской календарной эпохой ; по другой теории, его надпись датируется календарной эрой Калачури . [52]
Следующие министры и офицеры Чандрагупты известны из различных исторических источников:
- Вира-сена , министр иностранных дел, известный по надписи Удаягири, в которой записано строительство им храма Шивы. [25]
- Амракардава, военный офицер, известный по надписи Санчи, в которой записаны его пожертвования местному буддийскому монастырю. [34]
- Шикхара-свами, министр; по теории историка К. П. Джаясвала , он был автором политического трактата Камандакия Нити. [52]
Наваратнас
[ редактировать ]Джйотирвидабхарана (22.10), трактат, приписываемый Калидасе , утверждает, что девять знаменитых ученых, известных как Наваратны («девять драгоценностей»), присутствовали при дворе легендарного Викрамадитьи. Помимо самого Калидаса, в их число входили Амарасимха , Дханвантари, Гхатакарапара, Кшапанака, Шанку, Варахамихира , Вараручи и Ветала Бхатта . [53] Однако нет никаких исторических свидетельств того, что эти девять ученых были современными фигурами или протеже одного и того же короля. [54] [55] Многие ученые считают Джьотирвидабхарану литературной подделкой, датируемой более поздней, чем Калидаса. [55] [53] В более ранней литературе о таких «Наваратнах» не упоминается, а Д. К. Сиркар называет эту традицию «абсолютно бесполезной для исторических целей». [56]
Тем не менее, многие ученые полагают, что один из этих Наваратн – Калидаса – действительно мог процветать во время правления Чандрагупты II. В число этих учёных входят Уильям Джонс , А.Б. Кит , Васудев Вишну Мираши и другие. [57] [58] Возможно, Калидаса был придворным поэтом Чандрагупты. [59]
Религия
[ редактировать ]Многие золотые и серебряные монеты Чандрагупты, а также надписи, изданные им и его преемниками, описывают его как парама-бхагвата , то есть преданного бога Вишну . На одной из его золотых монет, обнаруженной в Баяне , он назван чакра-викрама , буквально «[тот, кто] силен [благодаря владению] диском», и показано, как он получает диск от Вишну. [62]
Надпись Удаягири свидетельствует о строительстве вайшнавского пещерного храма феодалом Чандрагупты Махараджей Санаканикой в 82 году эры Гуптов (ок. 401–402). [34]
Чандрагупта также был терпим к другим конфессиям. В надписи Удаягири министра иностранных дел Чандрагупты Вирасены записано строительство храма, посвященного богу Шамбху ( Шиве ). [25] Надпись, найденная в Санчи недалеко от Удаягири, свидетельствует о пожертвованиях местному буддийскому монастырю его военным офицером Амракардавой в 93 году эры Гуптов (ок. 412–413). [34]
Визит Факсиана
[ редактировать ]Китайский паломник Факсиан посетил Индию во время правления Чандрагупты и провел около шести лет в королевстве Гуптов. [52] Он больше всего интересовался буддийскими религиозными делами и не удосужился записать имя правящего короля. Его отчет представляет собой идеализированную картину администрации Гупты, и не все, что он говорит, можно принимать за чистую монету. Однако его описание королевства как мирного и процветающего в целом кажется верным, о чем свидетельствует тот факт, что он не сталкивался с каким-либо разбоем, в отличие от более позднего китайского паломника Сюаньцзана . [52]
Факсиан описывает Мадхья-дешу («Срединное царство»), регион к юго-востоку от Матхуры , как густонаселенный регион с хорошим климатом и счастливыми людьми. Он упоминает, что от граждан не требовалось «регистрировать свои домохозяйства или соблюдать какие-либо судьи и их правила». [63] [52] Факсиан упоминает, что царская администрация отрезала злобным повторным мятежникам правую руку, но в остальном телесных наказаний за преступления не применялось: преступников только штрафовали, легкие или большие, в зависимости от тяжести преступления. [63] [52] По словам Факсиана, все телохранители и слуги короля получали зарплату. [63]
Факсиан упоминает, что, кроме неприкасаемых Чандалов , люди не употребляли мяса, опьяняющих напитков, лука и чеснока. Чандалы жили отдельно от других людей и ударяли по куску дерева, чтобы объявить о своем присутствии, когда входили в город или на рынок: это позволяло другим людям избегать контакта с ними. Только чандалы занимались рыболовством, охотой и продавали мясо. На обычных рынках не было мясных лавок и торговцев алкоголем, а люди не держали свиней и птицу. [63] По словам историка Р. К. Маджумдара , наблюдения Факсиана о пищевых привычках людей, похоже, были основаны на его контактах с буддийской религиозной общиной и не могут быть применимы к широкой публике. [11]
Факсиан упоминает, что люди использовали каури для покупки и продажи товаров. [63]
Факсиан упоминает регион Паталипутра как самую процветающую часть Поднебесной, описывая его жителей как доброжелательных и праведных. Он описывает ежегодное буддийское празднование, которое включало в себя процессию из 20 больших повозок Будд , приглашение брахманов войти в город и музыкальные представления. Он упоминает, что в городах вожди вайшьев основали центры по раздаче благотворительной и медицинской помощи нуждающимся. Эти центры привлекали бедных, сирот, вдовцов, бездетных, инвалидов и больных, которых осматривали врачи и давали еду и лекарства до тех пор, пока они не поправились. [63]
Надписи
[ редактировать ]Были обнаружены следующие надписи Чандрагупты:
- Надпись на столбе Матхуры, датированная 61 годом эры Гуптов. Дата была интерпретирована как ок. 380–381 более ранних ученых, [25] но Гарри Фальк (2004) датирует его 388 годом (см. Раздел «Период правления» выше). [64]
- Надпись на столбе Матхуры, без даты [12]
- Надпись в пещере Удаягири, датированная 82 годом эпохи Гуптов. [12]
- Надпись в пещере Удаягири, без даты [12]
- Надпись на камне Гадхва , датированная 88 годом эпохи Гупта. [12]
- Надпись на камне Санчи , датированная 93 годом эпохи Гупта. [12]
- Надпись на железном столбе Мехраули, без даты [12]
Чеканка монет
[ редактировать ]Чандрагупта продолжал выпускать большинство типов золотых монет, представленных его отцом Самудрагуптой , таких как тип «Скипетр» (редкий для Чандрагупты II), тип «Лучник» и тип «Убийца тигров». Однако Чандрагупта II также представил несколько новых типов, таких как тип «Всадник» и тип «Убийца львов», оба из которых использовались его сыном Кумарагуптой I. [65]
Различные золотые монеты Чандрагупты изображают его боевой дух или занятия мирного времени. [66]
- Тип убийцы львов
- На этих монетах изображен Чандрагупта, убивающий льва, и имеется легенда «Симха-викрама» . На аналогичных монетах, выпущенных его отцом Самудрагуптой, изображен царь, убивающий тигра, и имеется легенда о вьягра-паракрамахе . [59] Историк Р. К. Маджумдар предполагает, что завоевание Чандрагуптой современного Гуджарата (где обитает азиатский лев ), возможно, дало ему возможность охотиться на львов, в результате чего на имперских монетах тигр был заменен львом. [59]
- Тип «диван-цветок»
- На этих монетах Чандрагупта изображен сидящим на диване и держащим цветок в правой руке. Легенда «рупа-крити» возникает под диваном. Эти монеты похожи на монеты Самудрагупты, на которых изображен король, играющий на музыкальном инструменте. [59]
- Аверс монет типа «Чхатра» (слева) и типа «Лучник» (справа).
- Монета с именем короля Брахми . шрифтом
Кроме того, Чандрагупта II был первым королем Гуптов, выпустившим серебряные монеты. Эти монеты были предназначены для замены серебряных монет западных кшатрап после того, как Чандрагупта II победил их, и были созданы по образцу чеканки кшатрап. Основное отличие заключалось в замене династического символа Кшатрапов (трехарочного холма) династическим символом Гуптов (мифический орел Гаруда ). На аверсе этих монет изображен бюст короля с искаженной греческой легендой «ОИХУ». [69] [70] На реверсе изображена легенда письма брахми «Чандрагупта Викрамадитья, царь царей и преданный Вишну », вокруг Гаруды, мифического орла и династического символа Гуптов. [71]
Личность
[ редактировать ]Надпись Вирасены Удаягири описывает Чандрагупту как «царя царей», а также аскета раджадхираджарши и заявляет, что его деятельность была «за гранью понимания». [25]
Отождествление с легендарным Викрамадитьей
[ редактировать ]Викрамадитья — легендарный император древней Индии, которого характеризуют как идеального царя, известного своей щедростью, храбростью и покровительством учёным. Ряд историков полагают, что по крайней мере некоторые легенды о Викрамадитье основаны на Чандрагупте II. В число этих историков входят Д. Р. Бхандаркар , В. В. Мираши и Д. С. Сиркар . , среди прочего, [72] [55]
Судя по некоторым монетам и надписи на колонне Супиа , считается, что Чандрагупта II принял титул «Викрамадитья». [73] На пластинах Камбея и Сангли Раштракуты царя Говинды IV используется эпитет «Сахасанка» для Чандрагупты II. Имя «Сахасанка» также применялось к легендарному Викрамадитье. [74]
Легендарный Викрамадитья, как говорят, победил захватчиков Шака и поэтому был известен как Шакари («враг Шаков»). Чандрагупта II завоевал малва после победы над западными кшатрапами (ветвью Шаков); он также изгнал кушанов из Матхуры. Его победа над этими иностранными племенами, вероятно, была перенесена на вымышленного персонажа, что привело к появлению легенд о Викрамадитье. [75] [76]
Согласно большинству легенд, столица Викрамадитьи находилась в Удджайне, хотя в некоторых легендах он упоминается как царь Паталипутры. Столица Гуптов находилась в Паталипутре. По словам DC Сиркара, Чандрагупта II, возможно, победил захватчиков шака в Удджайне и назначил там своего сына Говиндагупту наместником. В результате Удджайн мог стать второй столицей империи Гуптов, и впоследствии о нем (как о Викрамадитье) могли развиться легенды. [77] [78] Гутты из Гуттавалала, небольшая династия, базирующаяся в современной Карнатаке, заявляла о своем происхождении от императорских Гуптов. Надпись Гуттов в Каудаданапуре отсылает к легендарному правлению Викрамадитьи из Уджайни, а несколько членов королевской семьи Гутта были названы «Викрамадитья». По словам Васундхары Филлиозата, они ссылаются на легендарного Викрамадитью просто потому, что они путали его с Чандрагуптой II. [79] Однако DC Сиркар считает это еще одним доказательством того, что легендарный Викрамадитья был основан на Чандрагупте II. [80]
Викрам Самват
[ редактировать ]Викрама Самват , эра индийского календаря , начинающаяся в 57 г. до н.э., связана с легендарным Викрамадитьей. Однако эта ассоциация не существовала до 9 века. Более ранние источники называют эту эпоху разными именами, в том числе Критой , эрой племени малава или просто Самват . [81] [53] Такие ученые, как Д.С. Сиркар и Д.Р. Бхандаркар, полагают, что название эпохи изменилось на «Викрам Самват» после правления Чандрагупты II, который принял титул Викрамадитья . [82]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ * 1910,0403.26
- ^ Донигер, Венди (2009). Индусы: Альтернативная история . п. 379. ИСБН 9781594202056 . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ Пракаш, Будда (1962). Исследования по истории и цивилизации Индии . Шива Лал Агарвала.
- ^ Агравал, Ашвини (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 240 и 264. ISBN 978-81-208-0592-7 .
- ^ Райчаудхури, Хем Чандра (1923). Политическая история древней Индии, от воцарения Парикшита до угасания династии Гуптов . Робартс – Университет Торонто. Калькутта, ун. из Калькутты. стр. 282–288.
- ^ Годовой отчет Майсура с 1886 по 1903 год .
- ^ Jump up to: а б с д и Герман Кульке и Дитмар Ротермунд 2004 , с. 91.
- ^ Бандела, Прасанна Рао (2003). Монета Великолепие: путешествие в прошлое . Публикации Абхинава. п. 11. ISBN 9788170174271 .
- ^ Jump up to: а б Аллен, Джон (1914). Каталог монет династий Гуптов . п. 24 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Упиндер Сингх 2008 , с. 480.
- ^ Jump up to: а б Р. К. Маджумдар 1981 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тедж Рам Шарма 1989 , с. 148.
- ^ RC Majumdar 1981 , стр. 63–64.
- ^ Дилип Кумар Гангули 1987 , стр. 5–6.
- ^ Упиндер Сингх 2008 , с. 479.
- ^ DC Сиркар 1969 , с. 139.
- ^ RC Маджумдар 1981 , с. 51.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 98.
- ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. Американский институт индийских исследований.
- ^ Jump up to: а б Гарри Фальк 2004 , с. 169.
- ^ Гарри Фальк 2004 , с. 171.
- ^ Гарри Фальк 2004 , стр. 168–171.
- ^ Гарри Фальк 2004 , стр. 169–170.
- ^ Гарри Фальк 2004 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с д и Р. К. Маджумдар 1981 , с. 52.
- ^ Гарри Фальк 2004 , стр. 169–171.
- ^ Jump up to: а б Гарри Фальк 2004 , с. 172.
- ^ Гарри Фальк 2004 , стр. 172–173.
- ^ Jump up to: а б Гарри Фальк 2004 , с. 173.
- ^ RC Маджумдар 1981 , с. 64.
- ^ RC Majumdar 1981 , стр. 52–53.
- ^ Герман Кульке и Дитмар Ротермунд 2004 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б с Р. К. Маджумдар 1981 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Р. К. Маджумдар 1981 , с. 53.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 125.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 77–78.
- ^ Jump up to: а б с д и Р. К. Маджумдар 1981 , с. 54.
- ^ Итон, Ричард М. (25 июля 2019 г.). Индия в персидскую эпоху: 1000–1765 гг . Пингвин Великобритания. п. 37. ИСБН 978-0-14-196655-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Р. К. Маджумдар 1981 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Р. К. Маджумдар 1981 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с д Р. К. Маджумдар 1981 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с Р. К. Маджумдар 1981 , с. 57.
- ^ RC Majumdar 1981 , стр. 57–58.
- ^ Беккер, Кэтрин (2010). «Не обычная доска: колоссальная Вараха в Эране, иконографическая инновация». Артибус Азия . 70 (1): 127. ISSN 0004-3648 . JSTOR 20801634 .
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 191–200.
- ^ Тедж Рам Шарма 1989 , с. 111.
- ^ Ромила Тапар 2013 , с. 359.
- ^ Тедж Рам Шарма 1978 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и Р. К. Маджумдар 1981 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Тедж Рам Шарма 1989 , с. 174.
- ^ Ри, Джу Хён (1994). «От Бодхисаттвы к Будде: начало иконического изображения в буддийском искусстве». Артибус Азия . 54 (3/4): 223. дои : 10.2307/3250056 . ISSN 0004-3648 . JSTOR 3250056 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Р. К. Маджумдар 1981 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с М. Шринивасачариар (1974). История классической санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 94–111. ISBN 9788120802841 .
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 162–163.
- ^ Jump up to: а б с Васудев Вишну Мираши ; Нараян Рагхунатх Навлекар (1969). Калидаса: дата, жизнь и творчество . Популярный. стр. 8–29. ISBN 978-81-7154-468-4 .
- ^ DC Sircar 1969 , стр. 120–123.
- ^ Васудев Вишну Мираши и Нараян Рагхунатх Навлекар (1969). Калидаса; Дата, жизнь и творчество . Популярный Пракашан. стр. 1–35. ISBN 9788171544684 .
- ^ Чандра Раджан (2005). Ткацкий станок времени . Пингвин Великобритания. стр. 268–274. ISBN 9789351180104 .
- ^ Jump up to: а б с д и Р. К. Маджумдар 1981 , с. 61.
- ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю (28 ноября 2016 г.). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. стр. 270–273. ISBN 978-1-61069-566-4 .
- ^ Jump up to: а б Курта, Флорин; Холт, Эндрю (28 ноября 2016 г.). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН 978-1-61069-566-4 .
- ^ Дж. Н. Банерджеа 1982 , стр. 781.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Упиндер Сингх 2008 , с. 505.
- ^ Гарри Фальк 2004 , стр. 169–173.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 24–27.
- ^ RC Majumdar 1981 , стр. 61–62.
- ^ «Свидетельства завоевания Саурастра во время правления Чандрагупты II можно увидеть в его редких серебряных монетах, которые более непосредственно имитируют монеты западных сатрапов... они сохраняют некоторые следы старых надписей греческими буквами, в то время как на реверсе они заменяют тип Гупта... чайтьей с полумесяцем и звездой». в Рэпсоне «Каталог индийских монет в Британском музее. Андхрас и др.», p.cli
- ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю (2016). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 271. ИСБН 978-1-61069-566-4 .
- ^ «О завоевании свидетельствует выпуск новых серебряных монет Гупта, созданных по образцу предыдущих сакских монет, на которых изображена голова короля, греческий шрифт и даты, как на сакских монетах» в « Ранней истории региона Джамму: от доисторического периода до VI века». AD Раджа Кумара стр.511
- ^ «Свидетельства завоевания Саурастра во время правления Чандрагупты II можно увидеть в его редких серебряных монетах, которые более непосредственно имитируют монеты западных сатрапов ... они сохраняют некоторые следы старых надписей греческими буквами, в то время как на реверсе они заменяют чайтью с полумесяцем и звездой типом Гупта (павлин). в Рэпсоне «Каталог индийских монет в Британском музее. Андхрас и т. д.», p.cli. Большинство людей теперь понимают, что Рэпсон ошибся, определив центральную птицу как павлина; скорее, это мифический орел Гаруда, династический символ Гуптов. Например, А. С. Альтекар говорит: "...трехарочный холм в центре заменен Гарудой, которая была императорским знаком Гуптов. Мнение более ранних авторов... о том, что птица - это павлин, явно несостоятельно. ." в Альтекаре: Чеканка Империи Гуптов, Варанаси: Индуистский университет Банараса, 1957, стр. 151.
- ^ Митчинер, Майкл (1978). Восточные монеты и их стоимость . Том. 2. Публикации Хокинса. 4821–4823.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 157, 161.
- ^ DC Сиркар 1969 , с. 130.
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , с. 162.
- ^ Альф Хилтебейтель (2009). Переосмысление устного и классического эпоса Индии . Издательство Чикагского университета. стр. 254–275. ISBN 9780226340555 .
- ^ Морис Винтерниц; Мориц Винтерниц (1963). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. п. 42. ИСБН 978-81-208-0056-4 .
- ^ Кайлаш Чанд Джайн 1972 , стр. 158–159, 164.
- ^ DC Сиркар 1969 , с. 131.
- ^ Васундхара Филлиозат (1995). Храм Муктешвары в Чаудаданапуре . Национальный центр искусств Индиры Ганди / Абхинав. п. 7. ISBN 978-81-7017-327-4 .
- ^ DC Сиркар 1969 , с. 136.
- ^ Ашвини Агравал 1989 , стр. 174–175.
- ^ DC Сиркар 1969 , с. 165–166.
Библиография
[ редактировать ]- Ашвини Агравал (1989). Взлет и падение императорских Гуптов . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0592-7 .
- Округ Колумбия Сиркар (1969). Древние малва и традиция Викрамадитьи . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-8121503488 .
- Дилип Кумар Гангули (1987). Имперские Гупты и их времена . Абхинав. ISBN 978-81-7017-222-2 .
- Гарри Фальк (2004). «Эпоха Канишки в Gupta Records» . Искусство и археология Шелкового пути . 10 . Институт исследований Шелкового пути, Камакура: 167–176.
- Герман Кульке; Дитмар Ротермунд (2004). История Индии . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-32920-0 .
- Дж. Н. Банерджеа (1982). «Вайшнавизм, Шиваизм и малые секты». В RC Муджумдар (ред.). Всеобъемлющая история Индии . Том. III, Часть II. Конгресс истории Индии / Orient Longmans.
- Кайлаш Чанд Джайн (1972). Мальва на протяжении веков, с древнейших времен до 1305 года нашей эры . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0824-9 .
- Р. К. Маджумдар (1981). Всеобъемлющая история Индии . Том. 3, Часть I: 300–985 гг. н.э. Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 34008529 .
- Ромила Тапар (2013). Прошлое перед нами . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-72651-2 .
- Упиндер Сингх (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-317-1677-9 .
- Тедж Рам Шарма (1989). Политическая история имперских Гуптов: от Гупты до Скандагупты . Концепция. ISBN 978-81-7022-251-4 .
- Тедж Рам Шарма (1978). Личные и географические имена в надписях Гуптов . Концепция. п. 49 . OCLC 5413655 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Чандрагуптой II, на Викискладе?
- Монеты Чандрагупты II