Jump to content

Надпись на столбе Лакулиса Матхура

Надпись на столбе Лакулиса Матхура
Материал Камень
Письмо Санскрит, письмо Гупта.
Созданный 380 г. н.э.
Период/культура Империя Гуптов была
Обнаруженный Матхура , Уттар-Прадеш
Текущее местоположение Музей Матхуры , Мадхья-Прадеш

Надпись на столбе Лакулиса шрифтом Матхура — это санскритская надпись IV века нашей эры, написанная ранним Гупта, относящаяся к традиции шиваизма в индуизме . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] обнаруженная возле колодца Матхуры на севере Индии Поврежденная надпись, , является одним из самых ранних свидетельств освящения мурти (статуи) в храме, построенном в честь гуру (наставников, гурваятане ). По мнению индолога Майкла Уиллиса , это имеет решающее значение для понимания «истории пашупатского шиваизма» и понимания древности его практик. [ 3 ] Надпись Лакулиша Матхура является одним из самых ранних эпиграфических свидетельств развитой традиции шайвского посвящения. [ 4 ] [ примечание 1 ]

Описание

[ редактировать ]

Надпись была найдена в 1928 году на центральной части колонны, прикрепленной к колодцу в Чандул Мандул Багичи, Матхура, недалеко от индуистского храма, посвященного Шиве. После его обнаружения антиквар снял его и положил в свой дом. Местные жители пожаловались, и столб был конфискован полицией, откуда в 1929 году он прибыл в музей Матхуры. В 1931 году Шастри сделал первые копии надписи, а в 1932 году Бхандаркар опубликовал надпись вместе со своим анализом. [ 5 ] [ 6 ]

Надпись на столбе Лакулиша Матхура состоит из горизонтальных линий, пересекающих пять зон пилястры площадью примерно 2,25 фута (0,69 м) на 1,5 фута (0,46 м). Верхняя и нижняя части колонны представляют собой квадраты, средняя – восьмиугольник. [ 7 ] Столб гладкий только на одной верхней грани, одной нижней грани и пяти из восьми средних граней. Все остальные поверхности шероховатые, что побудило Бхандаркара предположить, что эта колонна, вероятно, была частью пилястры храмовой святыни, которая была снесена и вырезана для какого-то другого использования. [ 7 ] [ примечание 2 ] Каким-то образом кусок попал к колодцу в Матхуре. На гладкой верхней грани имеется резьба, изображающая трезубец (трисула), а на нижней грани также имеется скульптура, изображающая обнаженного мужчину, вероятно, Лакулишу , что в совокупности подтверждает, что колонна связана с традицией шиваизма в индуизме. В средней части столба имеется надпись. Из пяти гладких граней повреждена средняя зона, которая, вероятно, содержала наиболее важную часть надписи со значительными историческими подробностями. [ 7 ] Неясно, была ли надпись добавлена ​​во время строительства пилястры или позже. Согласно Бхандаркару, храм с пилястрами существовал уже до 380 г. н.э., а надпись была добавлена ​​на свободное место около 380 г. н.э. [ 7 ] [ 6 ]

Обнаруженная надпись выполнена на санскрите ранним шрифтом Гупта. [ 5 ] похоже на другие надписи ранней эпохи Гуптов, найденные недалеко от Матхуры. [ 8 ] Округ Колумбия Сиркар утверждает, что этот сценарий ближе к среднему брахми, кушанскому сценарию II века нашей эры. [ 9 ] Это в прозе, за исключением последней части, которая написана ведическим размером Арья . Согласно санскритскому правилу просодии, эта часть надписи составляет только первую половину метра, а вторая половина отсутствует или никогда не гравировалась. [ 5 ]

Учитывая поврежденные символы, неизвестна ни точная дата, ни относится ли год «60 и 1», упомянутый в надписи (61-й год), к началу или концу этого 61-го года. сложность лунно-солнечного индуистского календаря Кроме того, путаницы добавила . Это привело к предложениям, датирующим его по-разному, между 379 и 381 годами, но чаще всего — 380 годом нашей эры. [ 10 ] [ 3 ] [ 4 ]

Надпись без интерполяции

[ редактировать ]
Столб с надписью, фиксирующий установку двух Шива-лингамов Удитой Ачарьей в «61-м году после эры Гуптов во время правления Чандрагупты Викрамадитьи, сына Самудрагупты » (380 г. н.э.). Храм Рангешвар. Музей Матхуры No. 29.1931. [ 11 ] [ 12 ] Окончание надписи видно в углу слева.

Надпись без какой-либо реконструкции и интерполяции гласит: [ 6 ]

сиддхам бхаттаракамахараджа... раджа шрисамудрагуптаса... трасья
бхаттаракама...дж....раджасрикандрагуптасья виджараджьясамватса
... калануварттаманасамватсаре экасасте ....тхаме шукладивасе
памчамйам асйам пурва.....га....шикад дасамена бхагаватпарашарач
чатуртена .......п....вималасишьясйена бхагавад....вималасисьена
арйоди....чарйе.....пу....пьяянанимиттам гурунам ча
киртья......ракапилешварау гурвваятане гуру .... пратиштхапито
наитат кхьятьарттам абхили....йа.....м...хешваранам виджнаптикс крийате
самбодханам ча ятхака...начарьянам париграхам ити матва
висанка....пуджапураскара....париграхапарипалйам курьяд ити виджнаптир ити
йас ча киртьабхидрохам курйй...д йас чабхиликхитам упарий адхо ва са
памчабхир маха... патакиир упапапатакаис ча самьюктас сьят джаяти ча
бхагава.......рудрадандо гра....йако нитйа....

- Пилястровая надпись Матхура Лакулиса, 380 г. н.э.

Надпись с интерполяцией и реконструкцией

[ редактировать ]

Бхандаркар предложил следующую реконструированную надпись: [ 13 ]

Сиддхам Бхаттаракамахараджа (раджадхи) раджа шрисамудрагуптаса (тпу) трасья
бхаттаракама[ха](р)[аджа-ра]дж[адхи]раджасрикандрагуптасья виджараджьясамватса[ре пам](пришёл)
[.....] калануварттаманасамватсаре экасасте 60 1[....][пра]тхаме шукладивасе
памчамйам асйам пурвава(йам бха)га(ват-ку)шикад дасамена бхагаватпарашарач
чатуртена (бхагават-ка)п(ила)вималасишйена бхагавад(упамита)вималасисьена
арйоди(та)чарйе(на сва)пу(нья)пьяянанимиттам гурунам ча
киртья(риттхам упамитесва)ракапилешварау гурвваятане гуру [....] пратиштхапито
наитат кхьятьарттхам абхили(кх)йа(те атха) м(а)хешваранам виджнаптикс крийате
самбодханам ча ятхака(ле)начарьянам париграхам ити матва
висанка(м)пуджапураскара(м) париграхапарипальям курьяд ити виджнаптир ити
йас ча киртьябхидрохам курий(а)д йас чабхиликхитам упарий адхо ва са
памчабхир маха(а)патакаир упапапатакаис ча самьюктас сьят джаяти ча
бхагава(н данда) рудрадандо гра(на)йако нитйа(м)

- Реконструированная надпись на пилястре Матхура Лакулиса, 380 г. н.э.

Перевод реконструированной надписи

[ редактировать ]

Бхандаркар переводит это как: [ 13 ]

Удавшийся! В .....год — победоносного правления Бхаттараки Махараджи Раджадхираджи, прославленного Чандрагупты , доброго сына Бхаттараки Махараджи Раджадхираджа, прославленного Самудрагупты — в пятый день светлой половины Первой [Ашадхи) года 61 год после эпохи Гуптов.

В этот вышеупомянутый (титхи) (лингамы) Упамитешвара и Капилешвара (состоящие из портретов) учителей были установлены в Храме Учителей. Арья Удитачарья, десятый из Бхагавата Кусики, четвертый из Бхагавата Парашары, безупречный ученик Бхагавата Упамиты (и] безупречный ученик Бхагавата Капилы, для поминовения наставников и для увеличения религиозных заслуг себя .

(Это) написано не для моей славы, а для того, чтобы умолять поклонников Махешвары . И это обращение к (тем, кто является) Ачарьями на данный момент. Считая их своей (собственной) собственностью, они должны беречь, поклоняться и почитать (их) как (свою собственную) собственность. Это просьба. Всякий, кто причинит вред этим памятникам или (уничтожит) надпись выше или ниже, будет обладать пятью большими грехами и пятью малыми грехами. И пусть угадает Данда [ примечание 3 ] быть всегда победителем, чей коллектив потрясающий и который является выдающимся лидером.

Значение

[ редактировать ]
Деталь раннего барельефа Гуптов «Поднимите колонну Матхуры».

В надписи упоминается Чандрагупта II, и это самая ранняя надпись эпохи Гуптов, которую можно с уверенностью установить. [ 16 ] В надписи упоминаются два шиваитских гуру, встречающихся в исторических текстах пашупатского шиваизма, а именно Упамита и Капила. Он добавляет, что даритель Удитачарья установил памятники обоим наставникам в аятане (храмовом святилище), тем самым предоставив флоруит IV века святилищам гуру . [ 16 ] Надпись Лакулиша также примечательна упоминанием пуджи учителей, потому что их «души приблизились к Шиве после смерти», утверждает Уиллис. Это одна из постоянных и исторических предпосылок мокши (освобождения) в йогическом шиваизме . [ 17 ] Эта идея и духовная цель, по мнению Уиллиса, также встречаются в раннем вайшнавизме . [ 17 ]

По словам Алексиса Сандерсона , до IV века нашей эры существование преданности Шиве подтверждается только в различных текстах, датировка которых неясна и лучше всего приблизительно соответствует периоду между 200 г. до н.э. и 350 г. н.э. [ 4 ] К ним относится, например, термин Шивабхагаваты в «Махабхасье» Патанджали . [ 4 ] Первые эпиграфические свидетельства о приверженцах Шайвы, которые используют инициацию гуру для духовного руководства и практики, обнаружены, утверждает Сандерсон, между 350 и 400 годами нашей эры, в форме надписи Лакулиса в Матхуре вместе с дарами на медной пластине Махараджи Бхулунды на территории современного Багха. (район Дхар) Мадхья-Прадеша. [ 4 ] В надписи не используется слово Пашупата и не упоминается Лакулиша, но утверждает Сандерсон, что она «передаёт то же самое, заявляя, что Удитачарья является десятым в передаче учитель-ученик из Бхагавата Кусики, предположительно почитаемого как источник линии». [ 4 ]

Надпись Матхура Лакулиса свидетельствует о существовании храма Шайвы с установленным лингамом и общей традицией Пуджи в эпоху Гуптов. Он представляет собой цветок 380 г. н.э. для религиозного поклонения Шиве на севере Индии. Надпись также подтверждает значение традиции Лакулиса на севере Индии к IV веку и легла в основу теории Бхандаркара, которая датирует Лакулиса началом II века нашей эры. [ 3 ] [ 18 ] [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Однако доказательства не изолированы. Семь медных пластин с надписями, датируемыми между 370 и 379 годами нашей эры, были обнаружены там, где Махараджа Бхулунда в королевстве, расположенном на территории нынешнего Мадхья-Прадеша, давал гранты шиваизму и шактизму . На этих пластинах записано, что он подарил землю и предоставил храму [ныне утраченное] право пользоваться, обрабатывать и заселять храмовые земли. Король также дарует эти медные пластины, утверждает Сандерсон, средства для поддержки и содержания храма Матрикам (матерям Шакти), основанного Бхагаватом Локодадхи, которого называют «служителем Пашупаты» ( pāśupatācārya ). [ 4 ]
  2. ^ Форма символов, найденных в надписи Лакулиша, эпиграфически аналогична форме символов, найденных в других надписях, найденных в западных частях Империи Гуптов. Это сужает вероятное первоначальное местоположение этой колонны до Матхуры, Харидвара и Мехраули, причем наиболее вероятным местом является Харидвар. [ 7 ]
  3. В традиции Пашупата это идентифицируется как эпитет Лакулиши. [ 14 ] Однако часть данда представляет собой часть надписи, реконструированную Бхандаркаром, и эта реконструкция подвергается сомнению. [ 15 ]
  1. ^ Дэвид Н. Лоренцен 1972 , стр. 179–180.
  2. ^ Д. Р. Бхандаркар, Б. К. Чхабра и Г. С. Гай 1981 , стр. 240–242.
  3. ^ Jump up to: а б с д Майкл Уиллис, 2014 г. , стр. 134–137.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Алексис Сандерсон 2013 , с. 225.
  5. ^ Jump up to: а б с Бхандаркар 1932 , стр. 1–2.
  6. ^ Jump up to: а б с Шринивасан, 1969 , стр. 113–121.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Бхандаркар 1932 , стр. 1–5.
  8. ^ Ричард Саломон 1998 , стр. 84–89.
  9. ^ Динесчандра Сиркар 1965 , стр. 277–278.
  10. ^ Бхандаркар 1932 , стр. 3–4.
  11. ^ Ашвини Агравал 1989 , с. 98.
  12. ^ «Коллекции-Виртуальный музей изображений и звуков» . vmis.in. ​Американский институт индийских исследований.
  13. ^ Jump up to: а б Бхандаркар 1932 , стр. 8–9.
  14. ^ Шринивасан 1969 , стр. 121–122.
  15. ^ Ачарья 2005 , стр. 207–222.
  16. ^ Jump up to: а б Майкл Уиллис, 2014 , стр. 134–135.
  17. ^ Jump up to: а б Майкл Уиллис, 2014 , стр. 136–137.
  18. ^ Бхандаркар 1932 , стр. 1–9.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f697c15305966956daa6f7f86ad44c6e__1717050840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/6e/f697c15305966956daa6f7f86ad44c6e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lakulisa Mathura Pillar Inscription - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)